Главная страница
Навигация по странице:

  • «Демон»

  • «Во глубине сибирских руд...»

  • «Чем чаще празднует лицей...».

  • Контрольные вопросы и задания

  • Темы контрольного сочинения

  • Философская лирика Пушкина

  • «Дар напрасный, дар случайный...»

  • «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и «Воспоминание».

  • «Пора, мой друг, пора...»

  • «Когда за городом, задумчив, я брожу...»

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Тема дружбы в лирике Пушкина

    «К Чаадаеву» (1818), «Демон» (1823), «Коварность» (1824), «К морю» (1824), «Дружба» (1824), «19 октября» (1825), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Во глубине сибир­ских руд...» (1827), «Арион» (1827), «Чем чаще празднует лицей...» (1831).

    Пушкин — один из немногих русских поэтов, в лирике ко­торого широко и полно представлена тема дружбы. Лицей стал местом, где образовались связи на всю жизнь, которые затем оказались проверены самыми суровыми испытаниями судьбы. Не случайно в лицейской лирике Пушкина так популярен жанр послания. Это послания к однокурсникам Горчакову, Пущину, Дельвигу, Юдину, Илличевскому, к преподавателю Галичу, по­этам Батюшкову, Вяземскому, Жуковскому, дяде поэта В.Л. Пуш­кину. Душевная открытость, горячность, отзывчивость Пушкина, его потребность в обмене впечатлениями во многом определяли эти отношения. Особенность лицейской дружбы в том, что она проникнута поэтическими интересами, она произрастала «под сенью дружных муз». И тема многих посланий юного Пушкина — именно поэзия. В дружеском кругу хотелось высказаться, поспо­рить, здесь яснее и ярче становились мысли, определялись убеж­дения. Эта дружба неразлучна с весельем, шутками, розыгрыша­ми. Многочисленные эпиграммы, например на Кюхельбекера, тоже характеризуют эти отношения.

    В лицейские годы Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым; его гусарский полк был расквартирован в Царском Селе. Друж­ба с этим офицером, участником наполеоновских войн, умным и скептичным, высоко ценилась юным Пушкиным. И одно из са­мых вдохновенных посланий петербургского периода — «К Чаа­даеву» (1818). «Друг», «товарищ» — так обращается Пушкин к Чаадаеву. В этом не только выражение полного доверия, но осо­знание единства взглядов, единства пути. «Мы», «нас», «наши» — так в стихотворении выражается душевное слияние людей, объе­диненных не развлечениями, досугом, поэтическим поприщем, а гораздо большим — «горением», жаждой свободы. Это придает дружбе высоту, благородство, истинную красоту. «Имена дру­зей», написанные на обломках ненавистной власти, которая лег­ла на отчизну «гнетом», символизируют красоту совместного по­двига во имя родины, призвавшей на помощь своих сынов.

    Южная ссылка отсеяла немало ненастоящих друзей Пушки­на. В стихотворениях «Демон» (1823), «Коварность» (1824) поэт подверг художественному исследованию те психологические тай­ны предательства, какие прежде не были доступны лирической поэзии. Не способный к предательству сам, Пушкин потом, в стихотворении «19 октября» (1825), будет вспоминать об этой об­манутой доверчивости: «Друзьям иным душой предался неж­ной, // Но горек был небратский их привет».

    Не случайно, видимо, море сравнивается Пушкиным с «дру­гом». Герой послания «К морю» (1824) обнаруживает свою тягу к морю, слышит его «зов», «шум призывный», чувствует его красо­ту, родство своей душе. А в человеческой дружбе лирический ге­рой поэта в это время разочарован: он видит в ней обиды, тще­славие, способ ухода от безделья, позор покровительства («Друж­ба», 1824).

    В Михайловском, в псковской глуши, Пушкин благодарно почувствовал дружескую поддержку лицейских товарищей. И к очередной лицейской годовщине, которую его товарищи отмеча­ли в Петербурге, он пишет стихотворение «19 октября» (1825).

    Пушкину суждено было испытать чувство братского едине­ния с «товарищами», чувство единства поколения. И он, нахо­дясь в отдалении, своим стихотворением тоже участвует в «брат­ской перекличке». Увы, через 6 лет после выпуска уже нет среди них Николая Корсакова, музыканта, — он умер во Флоренции в 1820 году:

    Он не пришел, кудрявый наш певец,

    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной...

    Другого выпускника, путешественника, моряка Федора Ма-тюшкина, тоже наверняка нет на празднике — ведь он «чужих небес любовник беспокойный», в морях его дорога. В строках о Матюшкине впервые мелькнуло название силы, враждебной дружбе, братству, — «судьба», «рок». Сохранить «в блуждающей судьбе» лучшее из прошлого — «прекрасных лет первоначальны нравы» — залог человеческой стойкости перед лицом «тайного рока».

    Но рок бессилен перед лицом истинного братства — и вот лицейская дружба подтвердилась поступками друзей поэта. Тро­их лицейских товарищей он обнял в Михайловском, в «забытой сей глуши»: Пущина, Дельвига, Горчакова. Он призывает сюда Кюхельбекера — «брата родного по музе, по судьбам». Одиннад­цать раз в этом стихотворении упоминается слово «судьба» («судьбина», «рок», «фортуна»). Это, в основном, сила безрассуд­ная и злая: она «блуждающая», «суровая», «строгая», ей свойст­вен «гнев», она «бросает» людей, ставит «сети», «назначает» пу­ти. Рок может осудить человека, судьба «глядит» на подвластных ей людей, и они «вянут». Однако же судьбу поэт «благословил», когда к нему приехал Дельвиг, а Кюхельбекер для него — брат «по судьбам». Значит, судьба не столь слепая сила, и дружба мо­жет ее обуздать.

    Остаться без лицейского друга для автора стихотворения «19 октября» — несчастье. «Несчастным другом» Пушкин назы­вает того, кому «под старость день лицея // Торжествовать при­дется одному». И пусть протекшее время не повернуть вспять и человек после утраты своих друзей обречен на одиночество — па­мять о прошлом, свет далекой дружбы станет для него «отрадой хоть печальной», окрасит годы старости. Дружба преодолевает расстояния, побеждает испытания судьбы, — может быть, дарит бессмертие: ведь человек не умирает в памяти близких. Никакие испытания не разрушат истинной дружбы.

    Эта мысль звучит и в пушкинском послании «И.И. Пущину» (1826). Здесь ярко проявилось чудесное пушкинское качество — благодарность. Как когда-то в январе 1825 года Пущин навестил его в Михайловской ссылке, так и теперь Пушкин хочет облег­чить участь заключенного декабриста. В благодарной памяти по­эта остался тот январский день, когда уединенный двор, занесен­ный снегом, «огласил» колокольчик его «первого друга», «друга бесценного». Голос колокольчика разрушил тягостную тишину, уничтожил ощущение заброшенности, и ссыльный «судьбу бла^ гословил» — настолько он был счастлив. Теперь поэт молит «свя­тое провиденье», чтобы его послание, его «голос» даровал «то же утешенье» другу, озарил его заточение «лучом лицейских ясных дней». Конечно, это стихотворение придало Пущину силы и до­казало верность и святость дружбы.

    «Подруга» — такое слово найдено Пушкиным для человека, к которому он испытывал трогательную нежность, своей няне:

    Подруга дней моих суровых,

    Голубка дряхлая моя!

    («Няне», 1826.)

    Няня оказалась подругой не только веселых, спокойных дней; она испытана «суровыми» днями его Михайловской ссылки. И на всю жизнь Пушкин бьш благодарен Арине Родионовне за то, что она согрела теплотой его одиночество, заботилась о нем и жале­ла его. Не знала и не понимала старушка глубоких и сложных мыслей своего воспитанника, не осознавала, конечно, его значе­ния как поэта. Другое, исконное, нерассуждающее чувство ценит Пушкин в ней: крепкую привязанность и всегдашнюю заботу и жалость к его судьбе. Поэт неизменно отвечал ей тем же. Взаим­ная теплота их чувства выражается просто и человечно. Она, рас­ставшись с ним, теперь ждет, горюет, глядит на дорогу, и грудь ее стесняется чувством, столь хорошо знакомым ее воспитанни­ку, — «тоска, предчувствия, заботы». Эта теплая ласковая друж­ба, проверенная временем и испытаниями, — еще одна несо­мненная человеческая ценность, воспетая Пушкиным.

    Верность дружбе — благородное качество Пушкина — про­явилось в стихотворении, посланном в Сибирь друзьям-декабри­стам, «Во глубине сибирских руд...» (1827). «Свободный глас» не стесненного цензурными условиями поэта доходит в «каторжные норы» ссыльных. Так же, уверен Пушкин, дойдут до узников «любовь и дружество». Эта дружба сродни братству: при осво­бождении «братья» отдадут борцам меч, который сохранили во имя их.

    В «Арионе» (1827) та же верность товарищам, которых по во­ле судьбы разметал «вихорь шумный» — «гроза», выбросившая на берег певца. Здесь переосмыслен древнегреческий миф о чудес­но спасшемся певце. Пушкин превращает Ариона из пленника в товарища гребцов. Их судьба трагична, певцу же удалось избе­жать гибели, и теперь только он остался хранителем памяти о по­гибших товарищах. «Гимны прежние» певца — это не только вер­ность свободолюбивым идеалам юности, но прежде всего — вер­ность человеческим отношениям, которая и есть залог нравст­венной самостоятельности личности, ее неспособность к трусос­ти и предательству.

    В 1831 году, в очередную «святую годовщину» 19 октября, Пушкин пишет печальное и мудрое стихотворение «Чем чаще празднует лицей...». Круг друзей становится все уже, теснее (шесть человек умерли за это время), и все больше превращает­ся в «семью». Ушел Дельвиг, который был для Пушкина в это время самым близким другом. «И мнится, очередь за мной, // Зовет меня мой Дельвиг милый», — чувствует осиротевший по­эт, словно сам стремится в толпу «теней родных». И смерть от этого становится не столь страшна. О возможности преодоления смерти в дружбе высоко и трагично размышляет Пушкин в этом стихотворении.

    Лирика дружбы — прекрасная и человечная тема Пушкина. Она вмещает в себя богатейшее содержание: это душевная от­крытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов, это верность в тяжелых жизненных испытаниях, забо­та и тревога о близком, чувство поколения, придающее силы, это, наконец, ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Почему тема дружбы так значима для Пушкина?

    2. Кто такой П.Я. Чаадаев? Прочитайте послание «К Чаада­еву». Что объединяет Пушкина и Чаадаева, на чем основывается их дружба?

    3. Прочитайте стихотворения «Демон» и «Коварность». С какими событиями связано их написание? Сколько частей в стихо­творении «Демон»? Каковы взгляды, характер, эмоциональное со­стояние лирического героя, изображенные в первой части стихотворения? Каково отношение к жизни демона? Как в стихотворе­нии соотносятся эти два образа? Почему демон назван Пушкиным «злобным гением»? Какие поэтические приемы усиливают ораторскую тональность стихотворения «Коварность»? Как Пушкин относится к предательству?

    4. С какими личными обстоятельствами связаны пессимисти­ческие мотивы стихотворения «Дружба»?

    5. В связи с какими событиями написано стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)? Каково отно­шение Пушкина к лицейским друзьям? Почему он грустит, вспоминая их? Каково значение мотива судьбы в этом стихотворении.

    6. Перечитайте стихотворение «И.И. Пущину». Какие поэтические приемы передают эмоциональную взволнованность и ис­кренность чувств поэта, выраженных в стихотворении? Каково значение мотивов одиночества, судьбы, утешения? Как в стихотворении характеризуются лицейские дни?

    7. Перечитайте стихотворение «Няне». Какими чувствами своей няни дорожит Пушкин? Что в стихотворении свидетельст­вует о теплоте отношения Пушкина к няне?

    8. Каким образом в стихотворении «Во глубине сибирских руд...» взаимодействуют темы дружбы и свободы?

    9. Каково значение мотива судьбы в стихотворении «Арион»? Что доказывает верность Пушкина идеалам свободы, дружбы? Почему для выражения своих идей Пушкин использовал мифоло­гическую основу?

    10. Перечитайте стихотворение «Чем чаще празднует ли­цей...». Какими мотивами оно взаимосвязано со стихотворением «19 октября»? Какие настроения преобладают в стихотворении, почему? Как в тему дружбы входит мотив смерти?

    11. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для темы дружбы в лирике Пушкина. Как они взаимосвязаны с темой свободы?
    Темы контрольного сочинения

    1. Тема дружбы в поэзии Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

    Каково место темы дружбы в лирике Пушкина, что позволило ей стать одной из главных для поэта? Что несет дружба человеку, почему следует беречь ее? Раскройте, как отвечает Пушкин на эти вопросы в своем твор­честве. Как развивается образ дружбы у поэта: от беспечного кружка юных друзей к тесному сообществу людей, сохраняющих дружбу вопреки власти времени и жестокого мира.

    2.Верность и предательство как полярные спутники дружбы в оценке Пушкина.

    В чем драматизм стихотворений Пушкина о дружбе? Что такое вер­ность, всегда ли легко сохранить ее в трагичном, меняющемся мире? В чем состоит грех предательства («Коварность»)?

    3. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»: Пушкин о лицейских друзь­ях и лицейской дружбе.

    Тема предполагает анализ стихотворений Пушкина из цикла «19 ок­тября», а также «Разлука», «Пущину» («Мой первый друг, мой друг бес­ценный!..»). Чем был Царскосельский лицей в жизни Пушкина? Как меня­ется осмысление поэтом лицейской дружбы от первых послелицейских лет до последних годов жизни? Эти вопросы следует раскрыть в сочинении.

    Творческие задания

    1. Определите общие мотивы в стихотворениях «К Чаадае­ву», «Во глубине сибирских руд...», «Арион». Как тема друж­бы взаимодействует в них с темой свободы? В чем проявля­ется верность Пушкина декабристам?

    2. Сравните стихотворения «19 октября», «И.И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей...». Каково значение мотивов прошлого, настояще­го, будущего, судьбы, испытаний, преданности? Что для Пушкина свя­то в лицейских друзьях и лицейском союзе?

    3. Сравните стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «И.И. Пущину», «Няне», «Во глубине сибирских руд...». Какие черты жанра послания вы можете выделить в этих стихотворениях? Какие художественные приемы передают эмоциональность, взволнованность автора посланий?
    Философская лирика Пушкина

    «Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обма­нет...» (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Бе­сы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» (1834), «Вновь я посетил...» (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу...» (1836).

    В гармоничном, многомерном художественном мире пуш­кинской лирики важное место занимают размышления о глубин­ных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смер­ти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как выс­шие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским во­просам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философ­ствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых фило­софских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рож­дается самобытная художественная философия; пушкинский ли­рический герой размышляет, не теряя из виду живых образов ре­альности.

    Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» — философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души — неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное — путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным пред­метом пушкинских размышлений.

    Истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают юношу в пору его вступления в жизнь, с особым драматизмом анализируются в стихотворении «Демон»14 (1823). Его появление исследователи связывают с глубоким душев­ным кризисом, который испытывал поэт в начале 1820-х годов. Находящийся в ссылке (пусть и среди пышной южной природы, окруженный друзьями), он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Разочарование усиливалось из-за общественных потрясений в Европе, в частности провала в 1823 году ис­панской революции, вступления в свободолюбивую Испанию французских войск. И вот на пороге жизненного пути пушкин­ский лирический герой ощущает, как его душа, словно порабо­щенная некоей посторонней злой силой, утрачивает свои лучшие чувства. Стихотворение начинается умиротворенным описанием времени, когда человеку «...новы // Все впечатленья бытия —// И взоры дев, и шум дубровы», «Свобода, слава и любовь», искус­ство — все это волнует молодого поэта. Но это счастье недолго­вечно; оно разрушается по воле Демона (он назван в стихотворе­нии «злобным гением»), который, казалось бы, открывает моло­дому человеку истину — но на самом деле сеет в его душе сомне­ния и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожества все­го окружающего:

    Печальны были наши встречи:

    Его улыбка, чудный взгляд,

    Его язвительные речи

    Вливали в душу хладный яд.

    Интересно, что «злобный гений» здесь не только не страшен внешне, но наоборот, искушает героя своим обликом. «Его улыб­ка, чудный взгляд» не дают оторваться — но все его действия мертвят и отравляют душу. В стихотворении нет однозначного ответа на вопрос, чем становятся для человека «печальные» встречи с Демоном — открытием истины или искушением ло­жью о мире. Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту («он звал прекрасное мечтою»), искусство, вдохновение, любовь, свободу. В поэтичес­ком мире Пушкина эти ценности слишком значимы, чтобы их отрицание могло осознаваться как конечная истина, которую от­крывает для себя человек, находящийся на пороге жизни.

    Тема Демона, внесенная этим пушкинским стихотворением в русскую поэзию, получит дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока. Но если для поэтов, шедших следом, Демон отождествит­ся с их лирическим «я», то для Пушкина он остается посторонней и злойсилой, душа человека не сливается с ним - оттого и рождается гнетущая тоска, которая томит пушкинского героя. Сам поэт осознает эту тоску как неизбежную болезнь своего по­коления. Свидетельством этого стала небольшая заметка о стихо­творении «Демон», как бы комментарий самого автора к тексту: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, до­ступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнение, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, унич­тожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки ду­ши». «Сомнение» уходит, но и «лучшие надежды» уходят вместе с ним, оставляя человеку лишь вечную тоску, мечту возвратить утраченную душевную цельность, которую давала вера.

    Настроения тоски, ощущение бессмысленности бытия, соб­ственной ненужности в мире будут томить лирического героя по-тга и в дальнейшем, периодически возвращаясь в стихи. Наибо­лее трагически-безысходным окажется здесь стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...», датированное самим поэтом днем своего рождения, 26 мая 1828 года. Это указание даты преврати­ло поэтическую исповедь в своеобразную попытку подвести итог определенному этапу собственной жизни. Она, эта жизнь, кажет­ся «напрасной», «случайной», осужденной на вечную «казнь». Пушкинский герой бросает упрек самому Создателю, «воззвав­шему» его «из ничтожества». Он даровал поэту мятущуюся душу, поселил в его сердце вечную тоску по идеалу — но идеал недо­стижим, и вечное беспокойное стремление к нему кажется про­клятием, измученный сомнениями в своих силах человек траги­чески осознает свою слабость и ненужность, бессмысленность существования:

    Цели нет передо мною,

    Сердце пусто, празден ум,

    И томит меня тоскою

    Однозвучный жизни шум.

    Человеческая слабость может подстерегать и самых сильных; неверие в себя рождается здесь из сомнения в высшем божест­венном начале, которое одно может по-настоящему защитить свое создание — человека. Не случайно исследователь «духовной биографии» поэта, открывающейся в его стихах, B.C. Непомня­щий назвал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...» своего рода «антипророком»: в стихотворении «Пророк» слабый земной человек получил высшее указание — «Исполнись волею Моей»; следование по этому пути — единственная цель, которая придаст жизни высшее значение, не пустит в душу страх, подоб­ный страху заблудившегося путника в стихотворении Болдинской осени 1830 года «Бесы». Фольклорный, сказочный колорит в нем все же не дает преодолеть ощущение мистической таинст­венности жизни, из глубин которой выступают бесы — олицетво­рение зла и вместе с тем — страдающие существа. В бесах все. спутано и смутно («пень иль волк» предстает перед глазами че­ловека; то ли дикое веселье, то ли отчаяние звучит в страшной песне бесов — «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»). Они связаны с первозданным хаосом15, который всегда грозит вновь возвратиться и смести, подобно снежному вихрю, покой и гармонию божественного устройства мироздания. Потому-то та­ким гнетущим аккордом заканчивается стихотворение: «Мчатся бесы рой за роем // В беспредельной вышине, // Визгом жалоб­ным и воем // Надрывая сердце мне».

    И вот, в самые трагические моменты жизни, человек в лири­ке Пушкина ищет пути, которые помогли бы вновь возвратить душевную бодрость, вернуть веру и в Бога, и в свои силы, в ос­мысленность бытия, в красоту, бессмертие человеческой души и чувств, которые живут в ней, прежде всего любви и поэтическо­го вдохновения. Большинство философских стихотворений поэта пронизаны именно светлым началом, верой в то, что мрачные силы хаоса, душевной смуты и безверия отступят перед духовно мужественным человеком. Об этом стихотворение «Вакхическая песня» (1825). Не просто дружеская пирушка изображается в сти­хотворении — это пир близких по духу людей, окруженных со всех сторон тьмой ночи — страшной, таинственной, враждебной всему живому. Но свободный смелый разум, мужество перед ли­цом опасности, искусство («да здравствуют музы...») разгонят эту мглу, возвратят человеку солнце: «Как эта лампада бледнеет// Пред ясным восходом зари, // Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума. // Да здравствует солн­це, да скроется тьма!» — этим светлым аккордом завершается стихотворение.

    Важной философской истиной становится для Пушкина мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям. Вина, которая может тяготить душу, понимается поэтом не только как нечто ужасное, мучительное, но вместе с тем и благое начало: она — знак пробужде­ния совести, пробуждения души, начало покаяния, после кото­рого человек обретает возможность успокоения, обретает новые жизненные силы.

    Таким настроением проникнуты стихотворения 1830 года «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и «Воспоминание». Форма обоих стихотворений — лирический монолог-исповедь, в котором происходит полное самораскрытие человека, страдани­ем очищается его душа. Время размышлений лирического героя глубоко символично. Это ночь, когда человеческая душа особен­но остро ощущает свое одиночество посреди погруженного во мрак и тишину мира. «Часами томительного бденья» («Воспоми­нание») называет поэт это страшное время подведения итогов собственной жизни. Воспоминание является, подобно судье с су­ровым приговором («Воспоминание безмолвно предо мной // Свой длинный развивает свиток...»). Покаяние требует всех ду­шевных сил человека, оно нелегко, муки совести подобны физи­ческим мучениям, и, может быть, даже страшнее их — ведь они не прекратятся до тех пор, пока человек не преодолеет собствен­ное заблуждение, не искупит страданием совершенного греха. В стихотворении это выражено полной глубокого символическо­го смысла метафорой:

    В бездействии ночном живей горят во мне

    Змее сердечной угрызенья.

    Привычное выражение «угрызения совести» словно возвращает­ся здесь к своему исконному смыслу: как страшное существо, грызет совесть человека, «отвращение», «жалобы», «слезы» томят его — и все же пушкинский лирический герой находит в себе си­лы «не смывать» печальных строк, помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддерживали его на жизненной дороге.

    Тягость «смутного похмелья» жизни, ее «безумных лет» то­мит поэта, но у него хватает мужества принять эти страдания, пе­режить их и возродиться вновь. Таков духовно-философский смысл финала стихотворения «Элегия»: лирический герой при­нимает жизнь, несмотря на все ее испытания, «меж горестей, забот и треволненья» бытия он в силах обрести новые «наслажде­нья» души: «Порой опять гармонией упьюсь, // Над вымыслом слезами обольюсь, // И, может быть, на мой закат печальный // Блеснет любовь улыбкою прощальной».

    Ощущение счастья, полноты жизни среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека, все же достижимо. В зре­лой лирике Пушкина, в 1830-е годы, желанное счастье осознает­ся как возможность покоя, внутренней и внешней независимости, возможности спокойного свободного творчества, неразрыв­ной связи с гармоничным миром природы, в котором нет отчая­ния и смерти, все происходит глубоко закономерно, все возвра­щается, совершив предопределенный круг жизни, к своему исто­ку, и сама смерть становится началом рождения. Так, в стихотво­рении «Пора, мой друг, пора...» (1834) осознание того, что «ле­тят за днями дни, и каждый день уносит // Частичку бытия...», не терзает души мудрого поэта. Он открыл для себя важную ис­тину — «На свете счастья нет — но есть покой и воля...»; нет «счастья» — то есть полного удовлетворения всех желаний мяту­щейся души, но есть возможность преодолеть сами эти метания, сосредоточиться на самом главном — на самом себе, собствен­ном внутреннем «я», самых близких окружающих людях — род­ной семье, друзьях, и в них обрести смысл бытия. «Побег // В обитель дальную трудов и чистых нег» — и есть новый идеал поэта, идеал Дома в высшем, философском значении того слова, Дома, в котором можно укрыться от светской суеты и опаснос­тей, таящихся в глубинах бытия.

    Размышление о таком «доме души» определяет философский смысл стихотворения «Осень». Оно навеяно уходящей в глубину веков поэтической традицией, источник которой — стихи рим­ского поэта Горация, также восхваляющие покой сельского уеди­нения, возможность быть самим собой вдали от светского шума и суеты. Прямо указано в стихотворении на связь с державин-ским посланием «Евгению. Жизнь Званская»161, из которого Пуш­кин заимствует эпиграф — строку «Чего в мой дремлющий тог­да не входит ум...». Эта перекличка с Державиным помогает по­эту связать изображение мирного сельского уединения с мыслью

    О благотворности подобной жизни для истинного поэта — толь­ко в мирном сельском уголке рождается вдохновение (мотив этот появляется у Пушкина в двух последних строфах стихотворения: «И забываю мир — и в сладкой тишине // Я сладко усыплен мо­
    им воображеньем...»).

    Однако стихотворение имеет и более сложный философский смысл. В нем словно выстраивается «пушкинский космос» — картина цельного, завершенного мироздания, всей жизни приро­ды и человека. Осень как время перехода, завершения старого и определения новых путей отвечает самым глубинным струнам души пушкинского героя («Теперь моя пора...», «Унылая пора! очей очарованье!», «И с каждой осенью я расцветаю вновь...», «Желания кипят — я снова счастлив, молод...»). Это не просто автобиографическое свидетельство (Пушкин действительно на­зывал осень «любимое мое время», именно осень всегда бывала особенно плодотворной для творчества поэта); в стихотворении осень — время слияния всех начал бытия, время, в котором слов­но рядом уныние и красота, жизнь и смерть (не случайно срав­нивает ее поэт с «чахоточной девой» — олицетворением красоты и одновременно умирания, в котором нет, однако, ужаса — ведь ничто не исчезает до конца в этом мире). Таким настроением проникнут у Пушкина осенний пейзаж:

    Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистые покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

    В стихотворении перед взором человека проходит весь кру­говорот времен года; не только осень, но и весна, лето и зима встают за строками поэта. В результате круг времени словно за­мыкается: как все возвращается в вечном круговороте природы, так и человек находит в себе силы увидеть в неизбежной старо­сти и смерти начало новой жизни. Этот мотив определяет фило­софский смысл стихотворения «Вновь я посетил...» — посещение уголка, где ты бывал в далекие годы юности (стихотворение свя­зано с посещением Михайловского и словно отсылает мысль чи­тателя к юношеской элегии Пушкина «Деревня»), рождает не только сожаление об утраченных годах, протекшей молодости («Уж десять лет прошло с тех пор — и много // Переменилось в жизни для меня, // И сам, покорный общему закону, // Переме­нился я...»). Эти изменения естественны и неизбежны, кроме то­го, только кажется, будто они необратимы и прошлое не вернется никогда. Оно воскрешается воспоминанием («Но здесь опять // Минувшее меня объемлет живо...»), воскрешается благодаря тес­ной связи человека с такими понятиями, как род, семья.

    Семья — вот то средство, где, оставаясь жить в новых поко­лениях, человек найдет продолжение себя. Здесь рассказано о двух «семьях»: «семье» сосен и человеческой семье из трех поко­лений. В стихотворении герой вспоминает «владения дедовские» и мечтает о том, чтобы его внук тоже о нем вспомнил. Сама эта -мысль снимает трагизм размышлений о том времени, когда са­мого человека уже не будет. Обычная человеческая судьба — се­мья, дети — имеет великий смысл, потому что помогает преодо­леть временную офаниченность нашего земного существования, преодолеть саму смерть. Наоборот, судьба «холостяка» (одна со­сна, стоящая поодаль от «зеленой семьи» сосен) печальна.

    В трагичном 1836 году Пушкин, похоронив мать, задумался и о своем месте на кладбище — он купил его рядом с могилой матери недалеко от Михайловского, у стен Святогорского мона­стыря. Петербургское кладбище не подходило ему: оно было, по его представлениям, продолжением неправедной столичной жиз­ни. В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу...» (1836) говорится о том, что «решетки, столбики, нарядные гроб­ницы» публичного кладбища пробуждают лишь злое уныние, по­тому что ложь и обман, чины и самолюбие господствуют и здесь, среди мертвых.

    Совсем другое дело — «кладбище родовое» с «неукрашенны­ми могилами» предков, которые названы «важными гробами» совсем не по чинам и наградам тех, кто погребен в них:

    Стоит широко дуб над важными гробами,

    Колеблясь и шумя...

    Простота и покой, молитва и природа властвуют здесь. И в этом — обретение вечной истины.

    Просты и глубоки пушкинские мысли о жизни и смерти. Причастность вечной жизни природы, отрицание миражей и ис­кушений — в этом подлинность жизни человека и возможность преодоления кратковременности его существования.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта