Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
Скачать 466.24 Kb.
|
Юг. 1820-1824 «Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Наполеон» (1821), «Узник» (1822), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823); поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824). В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга. Начинался новый этап его жизни, южная ссылка — четырехлетний период службы в Кишиневе и Одессе. Его пребывание на юге началось с болезни. Больного, в горячке, нашли в Екатеринославе своего друга Раевские, добрые знакомые Пушкина по Петербургу. Это была замечательная семья. Ее глава — герой войны 1812 года, знаменитый генерал Н.Н. Раевский, говорят, воодушевлял солдат на поле битвы, держа за руки своих малолетних сыновей. Теперь они, Александр и Николай, выросли. В этой большой семье были и дочери, краса- вицы и умницы. Во время общения с этой семьей Пушкин, кажется, поочередно будет влюбляться в каждую, но младшая, Мария, оставит в его душе особый след. В будущем она станет женой декабриста Волконского и последует за мужем в Сибирь. Раевские, найдя Пушкина в отчаянном положении, взяли его с собой в путешествие по Кавказу и Крыму — непосредственный начальник Пушкина, добряк генерал И.Н. Инзов (Инзушко, как называл его ласково Пушкин) дал ему этот отпуск. Это путешествие было великолепным: роскошная природа юга, море, милое образованное семейство, влюбленность, — все это дало душе молодого поэта высокий настрой. Южный период — расцвет пушкинского романтизма. Поэт обращается к этому течению и в результате мощного литературного влияния: в это время вся Европа бредила Байроном. Великим английским романтиком зачитывались в семействе Раевских. Глубокое разочарование, мощь байроновского скепсиса, — все это потрясло и захватило Пушкина. В поэме «Паломничество Чайлд-Гарольда» Байрона есть знаменитая «песнь прощания»: герой Байрона покидает Англию, разуверившись в идеалах молодости, в завоеваниях цивилизации, он рвется навстречу новым землям, новой жизни. Не случайно первое значительное лирическое произведение Пушкина южного периода написано по мотивам названного отрывка из Байрона. Элегия «Погасло дневное светило...» (1820), созданная Пушкиным августовской ночью 1820 года на корабле при переезде в Гурзуф, раскрывает мысли и чувства человека, оставляющего родину. Заметно давление романтического канона на стиль этого стихотворения. Несмотря на то что Пушкина с родины выслали, автобиографический герой этого стихотворения — добровольный изгнанник: «Я вас бежал, отечески края...» Ведь мотив добровольного изгнанничества необычайно характерен для романтизма. Он воплощает порыв отречения героя от породившей его среды. Экзотика новых земель, природы и быта «диких» народов придавала романтизму яркие краски, рисовала необычные обстоятельства, в которых действовал исключительный герой. Он и будет занимать Пушкина-поэта в годы южной ссылки. В его стихах появляются реальные исторические герои, олицетворяющие романтический порыв к свободе. Таков борец за свободу сербов Карагеоргий (Георгий Черный, стихотворение «Дочери Карагеоргия»). Узнав о смерти Наполеона (в 1821 году), поэт пишет оду «Наполеон», где подводит своеобразный итог историческому пути этого человека, злодея, завоевателя, который в то же время был олицетворением воли, романтической исключительности. Над могилой Наполеона поэт произносит слова, как будто ставя точку в спорах об этой исторической личности: Хвала! он русскому народу Высокий жребий указал И миру тайную свободу Из мрака ссылки завещал. Начало службы в Кишиневе стало серьезным испытанием для поэта. Он тоскует по Петербургу, верным друзьям, шумной литературной жизни, театрам, балам... Однако и на юге Пушкину удалось обрести дружеский круг. В Каменке, имении Давыдовых7, собирались члены «Южного общества» декабристов. В это время Пушкин познакомился с П.И. Пестелем. Поэта не посвящали в тайны этих собраний, но когда в 1822 году на юге аресовали В.Ф. Раевского8, Пушкин остро переживал этот арест. Поругание, стеснение свободы всегда вызывало решительный протест Пушкина, и стихотворение «Узник» (1822) несет на себе следы этого события. В нем отразились также впечатления поэта от бесед с арестантами в кишиневском остроге — говорят, там он и увидел орла, прикованного цепью. В «Узнике» цепи тоже не позволяют орлу улететь, стать «вольной птицей». Стихотворение не случайно стало народной песней — уподобление орла и молодца нередко в русском фольклоре. И эта скованная птица, рожденная быть свободной, — яркий символ неволи, которую тяжело переносил сам Пушкин. Романтическая поэма «Кавказский пленник» (1821) — тоже о несвободном человеке, о пленнике. Это своеобразное продолжение элегии «Погасло дневное светило...». Герой покидает родину в поисках иной жизни, жизни без заблуждений. Но ирония жестокой судьбы в том, что, желая обрести свободу на чужбине, он становится пленником — его берут в плен черкесы93. Герой «Кавказского пленника» сыграл огромную роль в творчестве Пушкина — это была его первая попытка создать образ героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин. Задача эта по целям типизации — вполне реалистическая. Гениальной удачей на этом пути в дальнейшем будет образ Онегина. Важно то, что роман в стихах «Евгений Онегин» был начат Пушкиным именно в южной ссылке, 9 мая 1823 года. Но грандиозная задача создания образа героя времени требовала больших творческих усилий: «Евгений Онегин» был завершен только в 1831 году. Самая романтическая из южных поэм Пушкина — «Бахчисарайский фонтан» (1823). Здесь яркими красками представлена романтическая концепция любовного чувства. Любовь хана Гирея к Марии, непостижимая и непреодолимая, со сценами ревности отвергнутой Заремы и с трагическим финалом, нарисованная в дикой и прекрасной обстановке Крыма, рядом с легендарным фонтаном, — все это завораживает и возвышает читателя. Иная тональность у последней южной поэмы — «Цыганы» (1824). Автобиографический герой (не случайна перекличка имен поэта и его героя Алеко) бежит к свободным цыганам из «неволи душных городов», к тому же «его преследует закон» (по преданию, сам Пушкин, будучи в Молдавии, прожил несколько дней в таборе). Оказывается, однако, что герой несет несвободу в себе самом. Он плоть от плоти породившего его общества — не приемлет свободную любовь и жестоко наказывает предавшую его возлюбленную. Очевидно, что в этой поэме преодолевается обаяние романтического героя-индивидуалиста. В 1823 году, благодаря хлопотам друзей, Пушкина переводят из Кишинева в Одессу: это город вполне европейский, с театрами, образованным обществом. Начальником по службе у Пушкина стал новороссийский генерал-губернатор граф М.Г. Воронцов. Однако отношения между ними, сначала вполне корректные, скоро обострились. Влиятельный чиновник не желал видеть в подчиненном большого поэта. Поводом для ссоры послужило решение Воронцова отправить Пушкина на борьбу с саранчой. Причиной вражды была также ревность: Пушкин полюбил жену всесильного наместника Елизавету Ксаверьевну, обаятельную и образованную женщину. Чувство было большим и взаимным. Любовная ситуация усложнилась тем, что соперником Пушкина оказался Александр Раевский (старший сын генерала Раевского), с которым Пушкин в 1820 году путешествовал по Крыму и Кавказу. А. Раевский вел себя коварно по отношению к другу; Пушкин увидел в нем своего злого «демона». Исследователи считают А.Н. Раевского «прототипом» образа «искушающего Провиденье» демона из одноименного стихотворения Пушкина. С Раевским связывают также трагические размышления поэта о предательстве в дружбе (стихотворение «Коварность»). Злая эпиграмма Пушкина на Воронцова «Полу-милорд, полу-купец // Полу-мудрец, полу-невежда...» послужила одной из причин высылки поэта из Одессы в Михайловское в августе 1824 года. Кроме того, полицией было перехвачено письмо Пушкина, где он признавался, что берет уроки «чистого афеизма», то есть атеизма. Это послужило главной причиной суровой перемены его участи — вместо отставки, которую он просил, Пушкина отправили в ссылку в имение семьи Михайловское, находившееся в Псковской губернии. Прощание с любовью, морем, с благословенным югом лирически воссоздано в стихотворении «К морю» (1824), которое было закончено уже в Михайловском. 1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в период южной ссылки. 2. Почему южная ссылка усилила романтические чувства, идеи Пушкина, повлиявшие на его творчество? 3. Прочитайте стихотворение «Погасло дневное светило...». В чем проявляется его элегический характер? Каково значение образов моря, ночи? На какие воспоминания они наводят лирического героя? Как он оценивает свое настоящее, прошлое, будущее? Каково значение мотива бегства из отеческих краев? Каково значение антитезы в стихотворении, сколько раз она используется? Каково значение лейтмотива «Шуми, шуми, послушное ветрило...», сколько раз он повторяется? 4. Прочитайте стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...». Какие композиционные части можно условно выделить в этом стихотворении? Какие романтические черты присущи ему? Можно ли утверждать, что образ ночи дан здесь в романтической интерпретации, почему? На какие мысли наводит лирического героя «слабый свет звезды»? 5. Прочитайте стихотворение «Наполеон». Какое событие послужило поводом к его написанию? Какие определения дает Пушкин Наполеону? Как в связи с образом Наполеона трактуются проблемы жизни и смерти, рабства и свободы, роли личности в истории, презрения к человечеству, изгнанничества, одиночества? Как Пушкин оценивает роль России в войне 1812 года и в развенчании культа Наполеона? Какова, по мнению Пушкина, положительная роль Наполеона в истории и национальном сознании России? 6. Прочитайте стихотворение «Узник». Как Пушкин трактует в нем тему свободы и несвободы человека? Каково значение стравнения узника с орлом? Каково значение анафоры в последней строфе стихотворения? Это романтическое или реалистическое стихотворение? 7. Прочитайте поэму «Кавказский пленник». Как в ней проявилось стремление Пушкина создать образ героя времени? Какие романтические черты проявляются в сюжете, характерах героев, художественной структуре поэмы? Какое значение имеет мес то действия — Кавказ? В чем трагизм финала поэмы? Как в поэме раскрывается тема свободы и несвободы человека? 8. Прочитайте поэму «Бахчисарайский фонтан». Укажите романтические черты поэмы. 9. Когда была написана поэма «Цыганы»? Почему в ней Пушкин не утверждает, а опровергает романтического героя? 10. Прочитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие философские проблемы ставятся в стихотворении? Каково значение мотивов памяти, любви? Каково отношение Пушкина к жизни и смерти? Оптимистично или пессимистично звучание стихотворения, почему? Михайловское. 1824—1826 «К морю» (1824), «Подражания Корану» (1824), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «19 октября» (1825), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826); трагедия «Борис Годунов» (1824—1825). Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыльчивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца своим гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил: Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. («Храни меня, мой талисман...», 1825.) О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни социального или образовательного равенства. Просто силою взаимной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер» (1825). Вглядимся в это знакомое с детства стихотворение по-взрослому: кроме великолепной простоты образов и ритма мы увидим здесь глубоко человечную картину. Два человека застигнуты бурей. Буря воплощает стихийное, звериное начало («то, как зверь, она завоет»), ощущение опасностей жизни. Бедное, убогое жилье — плохая защита от бури, сти- Хии жизни. В таком окружении обостряются чувства: нянино молчание беспокоит ее воспитанника, защитника; он бережно спрашивает, нарушая тягостную печальную атмосферу, о причинах ее молчания. Кажется, сейчас их объединит застолье — пир будет вызовом злым обстоятельствам, он разгонит тоску: Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. А потом зазвучит песня, которая будет победой над молчанием, над человеческой подавленностью: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. В песнях (имеются в виду русские народные песни «За морем синичка непышно жила», «По улице мостовой шла девица за водой») — тишина и утро, в то время как вокруг буря и ночь; теплота человеческой заботы, общая чаша (не потому ли в стихотворении названа «кружка», а не «кружки»?). Песни словно побеждают стихию. Два существа, поддерживающие друг друга среди жизненной бури, — эта тема звучит по-пушкински гуманно, просто и глубоко. Зима в трактовке Пушкина, фактически открывшего эту тему (заявил о ней Вяземский10) в русской поэзии, — «русская» погода, многое определяющая в нашем национальном характере, испытывающая, закаляющая его. В Михайловском общительный поэт тяготился вынужденным одиночеством. Он любил уходить в соседнее Тригорское, где жило большое семейство Осиповых-Вульф. Глава семьи Прасковья Александровна была женщиной образованной, мудрой и хозяйственной, и под крышей ее гостеприимного дома Пушкин находил уют и веселье. Ее дочери были в восторге, когда Пушкин неожиданно запрыгивал в гостиную через окно: Пушкина и его стихи они обожали, влюблялись в него. Легкая атмосфера молодости, ухаживаний, тепла была той самой средой, где раскрывалось блестящее остроумие поэта, сыпались его искрометные шутки, кипела жизнь... С удивлением и трепетом почувствовал Пушкин воскрешение души, когда в Тригорское приехала в гости племянница хозяйки Анна Керн. Так появился шедевр любовной лирики «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Любовь в этом стихотворении — это часть пробуждения души и симптом этого пробуждения. Благодаря любви в жизнь возвращается «божество», сердце начинается биться «в упоенье». Вообще, годы, проведенные в Михайловском, — это расцвет пушкинской лирики. Поэт по-прежнему обращается к темам предназначения поэзии, любви, дружбы, свободы, но в его творчестве все меньше звучат эпикурейские, вакхические мотивы, все сильнее слышны мотивы изгнанничества, одиночества, грусти, усталости. Ясность мысли, простота высказывания становятся отличительными чертами поэтического стиля Пушкина. В Михайловском Пушкин работает над крупными жанрами. Он заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (1824), продолжает работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Но главные достижения Пушкина связаны с драматургией. Он давно увлекался театром, хорошо ориентировался в европейской драматургии. Пушкин считал, что в отечественной драматургии необходимы преобразования, что современные пьесы не должны быть скованы классицистическими и другими канонами. В своей трагедии «Борис Годунов» (1824—1825) Пушкин выступает как новатор. «Борис Годунов» является первой в истории русской литературы реалистической трагедией и вместе с тем первым произведением в творчестве Пушкина, в котором максимально ярко проявились реалистические принципы. В пушкинской трагедии эпоха Бориса Годунова предстает во всей своей исторической сложности. На историческом материале Пушкин осваивает также наиболее актуальные проблемы современности, глобальные по своим масштабам: народ и власть, законность власти, роль личности и народа в истории. В Михайловском Пушкин, может быть, острее, чем когда-нибудь, ощутил нравственную ценность и красоту дружбы. В 1825 году к нему, ссыльному, приезжали товарищи по Царскосельскому лицею Пущин и Дельвиг, недалеко от Михайловского состоялась встреча с Горчаковым11'. Сильно было лицейское братство! Поэтому ко дню лицейской годовщины 1825 года Пушкин, желая быть вместе со всеми, «на брегах Невы», пишет знаменитое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Он считает, что особенности лицейского «союза» — не только в том, что он «неразделим и вечен». «Союз» сложился «под сенью дружных муз», в атмосфере искусства — отсюда его свобода и беспечность. Эта дружба противостоит враждебной «судьбе». В судьбу Пушкин, видимо, верил — разные дурные приметы заставляют его в декабре 1825 года отказаться от поездки из Михайловского в Петербург. Если бы он поехал, то угодил бы в столицу 14 декабря и не избежал бы общей участи, тем более что появляться в Петербурге ему как ссыльному было запрещено. Декабрьские события потрясли Пушкина, а с июля 1826 года в его рисунках появляется навязчивый мотив — виселица с пятью казненными. Однажды он нарисовал ее с местом для себя и написал: «И я бы мог, как шут...» В сентябре 1826 года Пушкина спешно перевозят в Москву, где готовилась коронация Николая I и где Пушкин был принят им. Царь дал поэту свободу и, поскольку Пушкин пожаловался на цензурные притеснения, предложил быть его цензором. Вряд ли это изменило положение поэта — «зависеть от царя» тяжело. В это время Пушкин осознавал свое призвание, свою великую миссию — быть пророком. Содержанием стихотворения «Пророк» (1826) стало преображение человека, мучительное изменение бренной телесной оболочки, обретение нового облика — и вместе с тем нового жизненного пути, высшего долга. Только голос Бога, призвавшего исполниться Его волей, превращает человека в пророка. Пророчества, истины должны провозглашаться во имя Бога, без этого они не будут истинами и принесут зло. Слово («глагол») пророка должно «жечь» сердца людей. Это не просто причинение боли, а жестокое врачевание, потому что оно — по воле Бога и ради людей. 1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в период Михайловской ссылки. 2. Прочитайте стихотворение «К морю», начатое в Одессе и завершенное в Михайловском. С чем ассоциируется море в поэтическом сознании Пушкина, почему? Каким изображается море, использует ли Пушкин прием олицетворения? В связи с чем поэт вспоминает Наполеона, Байрона? Какие идеи, настроения преобладают в последних трех строфах стихотворения? 3. Прочитайте стихотворение «Храни меня, мой талисман...». Какие биографические обстоятельства повлияли на его написание? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Какая поэтическая строка повторяется в стихотворении, каков содержательный смысл этого повтора? 4. Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким предстает в стихотворении образ бури, что он символизирует? К кому Пушкин обращается в стихотворении: «моя старушка», «добрая подружка»? Каковы интонации этого обращения? Можно ли сказать, что стихотворение имеет кольцевую композицию, почему? Сравните «Зимний вечер» со стихотворением «Зимняя дорога». В чем различие эмоционального тона стихотворений? Как в них воплощается образ зимы? 5. Прочитайте цикл стихотворений «Подражания Корану». Кому посвящен цикл, почему? Каковы основные идеи поэтического цикла? 6. Прочитайте стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Кому оно посвящено? Что представляет собой лирический сюжет стихотворения? Как в нем прослеживаются основные этапы жизни самого Пушкина? Какова роль повторов, какие по этические строки повторяются, почему? Что значит для лирического героя новое чувство любви, какие изменения приносит новая любовь его душе? 7. Как меняется поэтический стиль Пушкина в годы Михайловской ссылки? Какие поэтические темы, мотивы становятся значимы для Пушкина в этот период, почему? 8. Какая южная поэма завершена в Михайловском? Над каким крупным произведением Пушкин продолжает работу? 9. В какие годы Пушкин работал над трагедией «Борис Годунов»? Какова проблематика трагедии, в чем заключается ее новаторское значение? 10. Кто из лицейских друзей приезжал к Пушкину в 1825 году? Прочитайте стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). По поводу какого события написано стихотворение? Почему пушкинский герой в этом стихотворении «печален»? Кого «не досчитывался» в 1825 году лицейский «союз»? Почему Пушкин верит, что лицейский «союз» «неразделим и вечен»? Каково значение мотивов одиночества, дружеской поддержки, потери друзей в стихотворении? Что, по «предсказанию» Пушкина, произойдет через год? 11. Как Пушкин воспринял декабрьские события 1825 года? Когда состоялась встреча Пушкина с Николаем I? Какова причина этой встречи и ее последствия для поэта? 12. Пользуясь туристскими путеводителями, краеведческими исследованиями и др. подготовьте заочную экскурсию: «Пушкин в Михайловском и Тригорском». Пушкин во второй половине 1820-х — 1830-е годы «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «На холмах Грузии...» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Мадона» (1830), «Моя родословная» (1830), «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), «Осень» (1833), «Пир Петра Первого» (1835), «(Из Пиндемонти)» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836); поэма «Полтава» (1828), «Маленькие трагедии» (1830), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Дубровский» (1832—1833), «Медный всадник» (1833), «Пиковая дама» (1833), «Капитанская дочка» (1833—1836). После нескольких месяцев пребывания в Москве Пушкин приехал в Петербург. Семь лет он не был в столице; за это время изменился поэт, переменился и Петербург. Оставив его в 1820 году, когда город кипел политической и литературной жизнью, был наполнен друзьями, Пушкин возвратился сюда многое пережившим. Блеск и городская суета уже виделись поэту лишь маской, за которой скрываются таинственные силы времени, истории. Город окружил поэта новыми литературными знакомствами. Из прежних товарищей остался, пожалуй, один Дельвиг. Не было его друзьей-декабристов. В 1827 году появляется стихотворение «Арион», где Пушкин, основываясь на греческом мифе о чудесном спасении дельфином юноши-певца, излагает историю своего спасения. «Гроза», погубившая его товарищей по «челну», выбросила «певца» на берег — таков парадокс судьбы. «Беспечная вера» Ариона в жизнь, в судьбу здесь, пожалуй, противопоставлена мощным усилиям людей, желавших изменить историю. Однако после гибели товарищей «певец» поет те же песни, он верен памяти друзей — эта мысль звучит в пушкинской строке: «Я гимны прежние пою...» Человеческую и творческую самостоятельность Пушкина в новых условиях, верность дружбе, осознание катаклизмов жизни, истории демонстрирует это благородное стихотворение. В это время Пушкин остро почувствовал покушения на свою творческую свободу со стороны светского общества. Поэт — это призвание и профессия, предмет размышлений Пушкина в 1827— 1831 годах. Кто же такой поэт? Отличается ли он от других людей или такой же, как все? В николаевском Петербурге Пушкину, кажется, пытались внушить последнее. Ответ Пушкина не прост. В стихотворении «Поэт» (1827) он открыл, что творец бывает подобен всем другим людям и может быть даже «ничтожнее» их: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон». Но поэт тем и отличается от остальных людей, что его посещает вдохновенье, имеющее божественную природу. Так что поэт — это и вполне обыкновенный человек, и в то же время человек, причастный таинственным силам гармонии. Сложные отношения поэта с обществом нашли отражение и в философской лирике. Пушкин все чаще пишет о жизни и смерти, задумывается над смыслом человеческого бытия. В его стихотворениях звучат интонации одиночества, скорби. И все-таки личные переживания никогда не были единственной темой творчества Пушкина. В 1828 году поэт вновь обращается к историческому материалу. Он пишет поэму «Полтава», в которой в реалистической манере воссоздает эпоху Петра I, его победы и достижения. Внимание Пушкина привлекают события, связанные с гетманом Украины Мазепой: его стремление к власти, независимость Украины, любовь, не исключающая жестокости и коварства. В поэме «Полтава» Пушкин ставит как общечеловеческие проблемы (добро и зло, преданность и предательство, честь и низость), так и общественно-исторические вопросы — о роли личности в истории, судьбах людей в историческом контексте, государственном гении и т. д. Полтавская битва в изображении Пушкина — это прославление самых высоких человеческих качеств, военного таланта Петра I. Щедрая, широкая, глубоко человечная натура Пушкина откликалась не только на трагические явления жизни. В 1820—1830 голах им создано несколько шедевров любовной лирики. В эти голы мы часто видим Пушкина в женском обществе: потребность любви, тепла, семьи вызвала знакомства с Софьей Пушкиной, Анной Олениной, Екатериной Ушаковой и, наконец, с Натальей Гончаровой. Пушкин увидел Гончарову в Москве в 1828 году, когда ее, шестнадцатилетнюю, только начали вывозить в свет и красота ее была признана всюду. В 1829 году Пушкин посватался к Наталье Николаевне и, получив фактически отказ ее матери, самовольно отправился на Кавказ, в район боевых действий. Здесь им написано знаменитое стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Все в этом стихотворении: его высокая мысль, строфика, звуковая сторона — гармонично связано друг с другом. Любовь в этом стихотворении — проявление человеческой природы. Ведь любить — так же естественно, как жить. Сердце любит оттого, что «не любить оно не может», человеческая любовь — это воплощение самой жизни. В 1830 году Пушкин получил наконец положительный ответ от матери Натальи Николаевны. Прелесть юной Гончаровой, два года назад ошеломившая и взволновавшая Пушкина, навечно запечатлена в стихотворении «Мадона». Поэт был счастлив. Он вступал в брак уже немолодым, по тогдашним понятиям, человеком, и не одного упоения, восторга ждал Пушкин от семьи. Среди своих «медленных трудов» ему требовалось душевное спокойствие. На прежних путях ему счастья не было — теперь он вступал на тропу обычного человеческого бытия: жена, дети, дом. Наступили предсвадебные хлопоты, и для устройства выделенного ему наследства Пушкин ранней осенью 1830 года отправился в нижегородское имение Болдино. Он намеревался прожить там недолго, а задержался на три месяца из-за холерных карантинов, не позволявших передвигаться по дорогам. Так началась Болдинская осень 1830 года — период небывалого творческого взлета: Пушкин, продолжая работу над «Евгением Онегиным», написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина». Содержательный, художественный диапазон произведений Пушкина заметно расширяется. Например, в «Маленьких трагедиях», к которым относятся драматические сцены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сольери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», Пушкин рассуждает о человеческих страстях и пороках. Скупость, зависть, разврат пренебрежение моральными законами могут властвовать над человеком, поглощать его, нивелируя положительные черты характера. Выступая в трагедиях философом, моралистом, Пушкин утверждает достоинство, гениальность, талант сострадания, чистоту и красоту человеческих отношений. Иная проблематика в прозаическом цикле «Повести Белкина», который объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В них Пушкин рассуждает о закономерном и случайном в жизни человека, о роли судьбы. Размышления Пушкина основаны на реалистическом материале. Он изображает быт мелких чиновников, офицеров, мещан, ремесленников, станционных смотрителей, провинциальных дворян. Но в их жизнь вторгается нечто непредсказуемое, и это резко меняет ход событий. Происшествия, изображенные в повестях, действительно необычны и не всегда реалистичны. Дело в том, что Пушкин вновь, как и в «Руслане и Людмиле», использует приемы пародирования, подшучивая над сентиментальными, романтическими канонами и схемами. Но главное в «Повестях Белкина» очевидно: Пушкина стала привлекать жизнь простых людей, которая изображалась правдиво и искренне. Реалистический образ «маленького человека» Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» — значительное художественное открытие Пушкина, которое повлияет на всю русскую литературу XIX века. 1830-е годы в жизни Пушкина — трудный период. Стремясь осмыслить истоки современной политической ситуации, Пушкин углубленно занимается историей. В 1831 году он зачисляется на службу в качестве «историографа», получив задание от Николая I написать «Историю Петра». На этот год приходятся поэтические декларации Пушкина как «государственника»: холерные бунты, польские сепаратистские выступления могли быть устранены, по его мнению, сильной властью. Так появились стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Смерть в 1831 году любимого Дельвига, охлаждение критики, не понимавшей «поэзии действительности», сложные отношения с великосветским Петербургом, финансовые затруднения — эти обстоятельства делают понятным постоянное желание поэта уехать от суетной и жестокой светской жизни в дорогое Михайловское, уединиться там с семьей, трудиться, размышлять... Но сменить Петербург на деревню Пушкину было не суждено. Летом 1833 года он отправляется на Урал для сбора материала о Пугачевском восстании, а по возвращении из путешествия, осенью 1833 года, снова оказывается в Болдине. Это была вторая Болдинская осень в жизни Пушкина, отмеченная необыкновенным взлетом его таланта. Главное произведение этого периода — поэма «Медный всадник», в которой Пушкин продолжает развитие реалистических принципов. Поэма многопроблемна. В ней Пушкин возвращается к образу Петра I, впервые так ярко рисует образ Петербурга, вновь ставит проблему «маленького человека». Судьбы людей в историческом контексте, интересы государства, выдающегося деятеля и жизнь простого человека — вот что волнует Пушкина. В поэме усиливаются не только реалистические обобщения, основанные на глубоком анализе окружающей действительности, но и трагические интонации. Поэме «Медный всадник» близка по художественным принципам и идейному настроению повесть «Пиковая дама» (1833), также завершенная в Болдине. Здесь подробно раскрывается образ Петербурга, но тема повести иная — страсть к обогащению, зарождение капиталистических отношений в обществе. В «Пиковой даме» также разработан новый герой — человек, готовый ради денег пренебречь любыми моральными законами, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Как видим, Пушкин откликается на самые сложные и самые актуальные проблемы своей эпохи, раскрывая их реалистически. Его произведения звучали остро, полемично, правдиво, что устраивало далеко не всех читателей в великосветском Петербурге. В 1834 году Пушкин получил придворное звание камер-юнкера (событие, возмутившее поэта, потому что это звание давалось, как правило, молодым людям). Попытка Пушкина отказаться от камер-юнкерства вызвала ответный шаг Николая — он пригрозил поэту запрещением заниматься в архивах, что для Пушкина, работавшего над «Историей Петра» и «Капитанской дочкой», было невозможно. Пушкин решил издавать журнал с характерным названием «Современник» (начал издаваться в 1836 году), к которому привлек лучших писателей своего времени — Гоголя, Тютчева и др. Журнал Пушкина отличался высоким художественным уровнем, но раскупался плохо. И все же главным для Пушкина оставалось творчество. В 1830-е годы он активно занимается темой крестьянского бунта, народного восстания. В 1832—1833 годах Пушкин пишет роман «Дубровский», в основу которого были положены реальные факты об участии дворянина в крестьянском бунте. Но роман не был завершен. В рамках народной тематики, интересовавшей Пушкина, необходимо назвать также его знаменитые сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Проникновение в народные обычаи, фольклор оказалось очень продуктивным и нашло отражение в другом прозаическом произведении о народном бунте — в романе «Капитанская дочка» (1833—1836). Образ Пугачева, жестокого и вместе с тем милосердного, безрассудного и мудрого, эгоистичного и человеколюбивого, то есть крайне противоречивого русского бунтаря, является величайшим художественным достижением Пушкина. Постижение народного характера приводит Пушкина к главному выводу — русский народ терпелив, но в своем протесте он воистину страшен: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В 1830-е годы многие литературные критики и читатели более чем сдержанно оценивали произведения Пушкина. В условиях литературно-журнальных неудач, моральной угнетенности появляется пушкинское стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В нем заключена вдохновенная мысль о собственном бессмертии. Что же дает право на него? Лишь любовь народа — устами лирического героя восклицает и сам автор, завещая этот исторический урок потомкам. Нет, Пушкин не стал вдруг призывать писать для народа, его воспитания. Он просто заметил, что народ полюбит его поэзию за то, что она пробуждает «чувства добрые». Добро — это абсолютное качество великой поэзии. Пушкин думал о смерти: схоронив в 1836 году мать, он купил и себе место на кладбище у того же Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Не меньше Пушкин думал о жизни — у него было немало захватывающих творческих замыслов. Все рухнуло в результате семейной драмы поэта. Удачливый красавец-француз Дантес вторгся в святая святых Пушкина — его семью. Свои ухаживания за женой поэта Дантес вскоре объяснил чувствами к ее сестре Екатерине. Однако его брак с Екатериной Гончаровой не прекратил невыносимых для Пушкина отношений. Пушкин, как воин на поле битвы, защитил честь своей семьи на дуэли. В этот день, 27 января 1837 года, он был смертельно ранен. Ужасны, возвышенны и трогательны его последние дни на земле. Он скончался после невыносимых физических мучений 29 января. Забота о жене, детях, нежность к друзьям, отказ от мести, громадное мужество в преодолении боли — таков был Пушкин в последние часы жизни. Придворный врач А.Ф. Арендт признавался, что даже в сражениях ему редко удавалось видеть подобное мужество. Незадолго до кончины Пушкин попросил жену покормить его моченой морошкой, и Наталья Николаевна, встав на колени около своего мужа и защитника, дала ему несколько ложечек его любимых ягод. Пушкин завещал ей, чтобы после нескольких лет вдовства она выходила замуж. Царь оплатил все долги Пушкина и назначил пенсию его жене и детям. Около квартиры Пушкина на набережной реки Мойки в Петербурге творилось что-то необычайное — в последние дни жизни поэта здесь стояла огромная толпа народа, понявшего значение происходящего. Тело Пушкина нашло приют в родных местах поэта недалеко от Михайловского, а его поэзия, не подвластная времени и обстоятельствам, жива и будет жить вечно. Контрольные вопросы и задания 1. Каким увидел Петербург Пушкин после ссылки? Почему? 2. Прочитайте стихотворение «Во глубине сибирских руд...». Как Пушкиным оценивается «скорбный труд» декабристов? Во что верит Пушкин? 3. Прочитайте стихотворение «Арион». На каком мифе основано стихотворение, как трансформируется античный мир у Пушкина? Как вы понимаете смысл поэтических метафор: «парус», «веслы», «кормщик», «челн», «пловцы», «волны», «вихорь» и др.? Какова судьба «кормщика», «пловца»? Какова судьба «таинственного певца»? В чем состоит иносказательный смысл стихотворения? 4. Прочитайте стихотворение «Поэт». Какие эмоциональные части можно выделить в стихотворении? Какова, по мнению Пушкина, частная жизнь поэта? Как меняется поэт, когда его «коснется божественный глагол», то есть в творчестве? Каковы отношения общества и поэта? В чем вы видите значение мотива одиночества в стихотворении? 5. Расскажите об обстоятельствах сватовства и женитьбы поэта. Какие произведения связаны с этими событиями? 6. Прочитайте стихотворение «Мадона». Кому посвящено стихотворение? Какую бы картину желал видеть лирический герой в своей обители? Каково значение следующих образов: Пречистая, Божественный Спаситель, пальма Сиона? Сбываются ли мечты лирического героя? 7. Прочитайте стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». При каких обстоятельствах оно было написано? Почему печаль лирического героя «светла»? Как вы понимаете пушкинскую концепцию любви: сердце любит оттого, «что не любить оно не может»? 8. Какие произведения были написаны Болдинской осенью 1830 года? Какова их тематика и проблематика? 9. Прочитайте стихотворение «Клеветникам России». Какие события жизни Европы стали причиной его создания? Как Пушкин оценивает высказывания «витий», «клеветников России»? В чем он видит причины нападок на Россию? Как Пушкин оценивает конфликт русских и поляков, «волнения Литвы»? Почему Пушкин преисполнен гордости за Россию? 10. Прочитайте стихотворение «Бородинская годовщина». Как в стихотворении соотносятся события 1812 года и «падения Варшавы»? «Сильна ли Русь?» — как Пушкин отвечает на этот вопрос? 11. Какие произведения были написаны Болдинской осенью 1833 года? Какова их тематика и проблематика? 12.Прочитайте стихотворение «Пир Петра Первого». Как трактуется в этом стихотворении образ Петра I? Чему посвящен пир? Почему способность к прощению оценивается поэтом как важнейшая черта личности монарха? 13. В каких двух прозаических произведениях Пушкин ставит проблему «русского бунта»? Когда они создавались? Какие события в жизни России той поры определили интерес Пушкина к проблеме бунта? 14. Прочитайте стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Какова эмоциональная тональность размышлений поэта о смерти? 15. Прочитайте стихотворение «(Из Пиндемонти)». Какие права Пушкин называет «громкими»? Почему ему дороги другие права? В чем он видит истинную свободу, счастье человека? 16. Какой журнал издавал Пушкин? Имел ли он успех? 17. Что стало причиной семейной драмы Пушкина? 18. Каковы обстоятельства смерти Пушкина? 19. Прочитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии? Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? ЛИРИКА ПУШКИНА В русской литературе XVIII — начала XIX века поэзия занимала важное место. Но освоение тех или иных жанров во многом зависело от художественных направлений, преобладавших на разных этапах развития словесности. С поэтикой классицизма связано прежде всего распространение жанров оды и сатиры, с эстетикой сентиментализма — жанров песни, идиллии и др. При этом с каждым жанром ассоциировалось определенное содержание, что было обусловлено поэтической традицией. В творчестве Пушкина эти ограничения снимаются. Более того, его лирика настолько многожанрова, что, кажется, она охватывает весь возможный объем поэтического содержания. В своем творчестве Пушкин обращался к жанрам оды, элегии, песни, романса, эпиграммы, послания, сонета и др. Лирика Пушкина — это средоточие общечеловеческих и национальных ценностей, воплощение гуманности и красоты. Глубина проблематики, масштабность миросозерцания, психологическая тонкость, ясность изложения — вот свойства пушкинского лирического гения. Если поэзию Жуковского можно определить как «элегический романтизм», Батюшкова — «гедонистический», Рылеева — «гражданский», Баратынского — «философский», то пушкинская лирика демонстрирует собой синтез художественных систем его предшественников. Лирика Пушкина тематически многообразна. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика. |