Главная страница
Навигация по странице:

  • Темы контрольного сочинения

  • Русская государственность в лирике Пушкина

  • «Воспоминания в Царском Селе»

  • «Клеветникам России»

  • «Перед гробницею святой...»

  • Проверочные работы и задания

  • Рекомендуемая литература

  • Контрольные вопросы к разделу

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница6 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Контрольные вопросы и задания

    1. Как вы понимаете, что такое философская проблемати­ка? Перечислите основные философские проблемы, кото­рые ставятся в художественной литературе.

    2. Каково значение мотивов веры и безверия, очарования и разочарования, радости и тоски в стихотворении «Демон»? Как они связаны с процессом познания бытия?

    3. Перечитайте стихотворение «Бесы». Каково содержатель­ное значение метафорического образа бесов? Как в стихотворе­нии изображается вьюга, какова ее звуковая характеристика? Сколько раз в стихотворении повторяется начальное четверости­
    шие, почему? Можно ли сказать, что образы дороги, путника, ямщика, коней тоже метафорические? Что они могут обозначать? В стихотворении трижды встречается образ колокольчика. Как он меняется и каково его содержательное значение? Каковы основные идеи стихотворения?

    3. Перечитайте стихотворение «Вновь я посетил...». Каково значение мотивов прошлого, настоящего, будущего, памяти, жизни и смерти? Что символизируют образы сосен, рощи? В чем Пушкин видит возможность преодоления смерти?

    4. Перечитайте стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу...». Какие композиционные части можно выделить в стихо­творении? Каким описывается городское «публичное кладбище»? Чем оно так отталкивает поэта? Как описывается «родовое кладби­ще»? Какие общечеловеческие ценности Пушкин связывает с ним? В каких символических образах выражен идейный смысл стихотворения? Почему стихотворение заканчивается многоточием?

    Темы контрольного сочинения

    1. «Мчатся бесы рой за роем... надрывая сердце мне»: Пуш­кин о сложных путях познания, самоопределения, истинном и ложном в жизни человека.

    Таинственные загадки бытия нередко заставляют пушкинского лири­ческого героя страдать, мучительно искать решения. Почему предопреде­лено политическое несовершенство, рабство одних и тирания других («Сво­боды сеятель пустынный...», «Анчар»)? Почему в людях живет способность к предательству («Коварность»)? Почему любовь обречена на разлуку и смерть («Сожженное письмо», «Что в имени тебе моем?» или др.)? Поче­му так таинственен и враждебен мир по отношению к человеку («Бесы», «Стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы» или др.)? Поиск ответов на эти вопросы и есть путь познания и самоопределения лирического героя поэта. Попробуйте проследить этапы движения его мысли. Выберите не­сколько интересующих вас произведений и философских проблем для более детального рассмотрения.

    2. «Нет, весь я не умру»: размышления Пушкина о земных путях преодоления смерти.

    Как преодолеть страх смерти? Ответы на этот вопрос в пушкинской лирике творчество, любовь, дружба, природа, наконец, вера в Бога, да­ровавшего нам бессмертие души. Анализ осознания поэтом этих мотивов и будет содержанием сочинения.

    Творческие задания

    1. Сравните метафорический строй стихотворений «Бесы» и «Телега жизни» (1823). Насколько они взаимодополняют, со­держательно углубляют друг друга? Насколько близки обра­зы ямщика, лошадей, мотив дороги? Какие мотивы отличают стихотво­рения друг от друга?

    2. Сравните стихотворения «Деревня» и «Вновь я посетил...». Что объединяет образ Михайловского в двух стихотворениях? Какие идеи волнуют Пушкина в раннем стихотворении, какие — в более позднем? Почему? Как философски углубляется образ деревни в стихотворении «Вновь я посетил...»?

    3. Сравните стихотворение «Вновь я посетил...» с более ранним пушкинским стихотворением «Надеждой сладостной младенчески дыша...» и стихотворениями 1830-х годов «Чем чаще празднует лицей...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как Пушкиным трактует­ся тема смерти? Какие земные пути видит поэт в преодолении смерти?

    4. Расширьте список философских стихотворений Пушкина. Какие мотивы и идеи звучат в других стихотворениях, посвященных философ­ской проблематике?
    Русская государственность в лирике Пушкина

    «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Стансы» (1826), «Друзьям» (1828), «Клеветникам России» (1831), «Бородин­ская годовщина» (1831), «Перед гробницею святой...» (1831).

    В целом ряде стихотворений Пушкин, безусловно, проявля­ет себя как государственник, патриот. Эти темы, казалось бы, противостоят теме свободы. Но это вряд ли так. Всеобъемлющий гений Пушкина охватывает и государственные интересы его страны. Не случайно «певцом империи и свободы» назвал поэта русский философ начала XX столетия Г.П. Федотов. «Свобода и Россия» — сплетающиеся друг с другом корни пушкинского твор­чества, способность ощущать их единство и неразрывность — тот нравственный и политический урок, который Пушкин дал рус­ской культуре.

    Тема величия российской государственности впервые появ­ляется в лицейской оде «Воспоминания в Царском Селе» (1814). Память о блестящих победах XVIII века наследуется новым сто­летием и дает силы сокрушить страшного врага — Наполеона. Величие «века Екатерины» выражено в самой форме оды, высо­кой лексике стихотворения. Кажется, что, заговорив языком ушедшего века, юный поэт подтверждает неразрывную связь сво­его времени со временем «военных споров», «славы россиян». Это воздействие традиций оды XVIII века на пушкинскую пат­риотическую лирику сохранится и позднее.

    Подобно авторам-одописцам, М.В. Ломоносову и Р.Г. Дер­жавину, Пушкин уподобляет императора Петру I, видя в этом сравнении залог того, что новый монарх Николай I унаследует величие царственного предка. Об это стихотворение «Стансы»17 (1826).

    Ссылаясь на Петра I, начало царствования которого тоже было омрачено «мятежами и казнями», Пушкин глядит на ново­го императора «в надежде славы и добра». Величественно охарак­теризовав Петра I, поэт заключает:

    Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.

    Нет ни лести, ни унижения в обращении к царю. Пушкин призывает Николая простить мятежных декабристов. В этом он видит свой долг верности и благородства. Форма стансов предполагает строгость стиля — каждое четверостишие отделяется от дру­гого паузой, и это не допускает расплывчатости мысли и чувства. Когда друзья Пушкина недоумевали, как мог поэт столь высоко оценить личность Николая I, Пушкин решил объяснить­ся с ними стихотворением «Друзьям» (1828). Само обращение, предполагает доверие, открытость, гарантию понимания:

    Нет, я не льстец, когда царю

    Хвалу свободную слагаю:

    Я смело чувства выражаю,

    Языком сердца говорю.

    Трудно было Пушкину иначе относиться к человеку, кото­рый освободил его из ссылки, устранил над ним цензуру и «бо­дро, честно» правит Россией. Благородный Пушкин, однако, во­все не льстец. Он ценит свою близость к престолу (оказавшуюся, впрочем, временной) и верит, что она принесет добро стране.

    В двух других стихотворениях — «Клеветникам России» (1831) и «Бородинская годовщина» (1831) — Пушкин рассуждает о судьбах России и Европы, об историческом прошлом и насто­ящем. Оба стихотворения написаны в связи с польским восста­нием 1831—1832 годов: часть Польши в то время входила в со­став России. В польском восстании Пушкин увидел угрозу цело­стности России, ее государственности. Ситуация усугублялась тем, что в иностранной прессе, прежде всего французской, а так­же во французском парламенте раздавались призывы к войне с Россией. Эти антирусские выступления, в которых содержалось стремление к реваншу за 1812 год, Пушкин называет клеветой, а их авторов — клеветниками. Польское восстание было подавле­но, и Пушкин не скрывал своей гордости за Россию.

    В обоих стихотворениях преобладают ораторские, дидактиче­ские интонации. Пушкин призывает Европу не вмешиваться в отношения славян: «Иль нам с Европой спорить ново?» Поэт убежден, что европейцам не только непонятна «семейная враж­да» славян, но она им выгода: «И ненавидите вы нас». Решение спора русских и поляков — это дело самих славян: «Оставьте: это спор славян между собою // Давнишний, старый спор, завещан­ный судьбою, // Вопрос, которого не разрешите вы...» Клевета на Россию со стороны Европы оскорбительна для Пушкина: он считал, что освобождение Европы от «наглой воли» «кумира» — то есть Наполеона — произошло благодаря России:

    ...За что ж? <...> За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?..

    Пушкин хорошо понимает мотивы «легкоязычных витий» — взятие Варшавы русскими войсками было осуществлено 26 авгус­та 1831 года, в день годовщины Бородинского сражения. Европа хочет своей «Бородинской битвы», которая бы закончилась побе­дой над Россией:

    Знакомый пир их манит вновь — Хмельна для них славянов кровь...

    И Пушкин обращается с открытым призывом к Европе, ве­ря в силу русского оружия, военных традиций, доблесть «старых богатырей» и военачальников:

    Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов.

    Памятью о славе 1812 года проникнуто и наиболее глубокое патриотическое стихотворение Пушкина 1831 года — «Перед гробницею святой...», посвященное великому полководцу М.И. Ку­тузову. Его могила в Казанском соборе — святое место, оно на­поминает сердцу ...о той године, Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине: «Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

    Приход в армию главнокомандующего Кутузова обретает в пуш­кинском лирическом повествовании почти чудесные, символиче­ские черты. Имя героя-полководца нигде не названо; он «встал», подобно богатырю Илье Муромцу, подобно великану, призван­ному, чтобы сокрушить врага, «встал» в то далекое время живой, как теперь должен восстать из мертвых, чтобы защитить Русь снова («встань и спасай царя и нас...» — призывает своего вели­кого мертвеца Россия). Верой в чудесное спасение Отчизны от всех будущих бедствий проникнуто это стихотворение; и живые, и мертвые, герои прошлых столетий, российские святые в мину­ту опасности соединятся во имя своей страны — и никакой враг не сможет одолеть эту силу.

    Патриотические мотивы звучат во многих стихотворениях Пушкина, как органично входят они и в систему идейно-поли­тических, философских взглядов поэта. Это естественно, ибо в любой философской системе имеется национальная основа. Для Пушкина таковой были идеи гуманизма, нравственности, жизнелюбия. И все творчество Пушкина — о России, русском челове­ке, его жизни и внутреннем мире.

    Проверочные работы и задания

    1. Перечитайте стихотворения «Стансы» и «Друзьям». Как в этих стихотворениях представлен пушкинский идеал царя? Каково в понимании Пушкина значение «державного духа» для царя и для народа?

    2. Перечитайте стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». По поводу каких событий написаны сти­хотворения? Какими предстают в стихотворениях образ России и образ Европы? Какие патриотические идеи высказываются в сти­хотворениях?

    3. Каким образом патриотические идеи Пушкина взаимосвязаны с его философскими, политическими взглядами, идеями свободы, равноправия?

    Темы контрольного сочинения

    1. «Дух державный» в системе идейно-политических взглядов Пушкина.

    Как в лирике Пушкина вольнолюбивые мотивы сочетаются с прослав­лением государственного величия и могущества России? Как связаны сти­хи поэта, выражающие «дух державный», с традициями поэзии XVIII века ? В чем нравственные уроки патриотической лирики Пушкина?

    2.«Сильна ли Русь»: поэтические размышления Пушкина о России и Европе.

    В центре сочинения — анализ стихотворений «Воспоминания в Цар­ском Селе» (1814), «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Пе­ред гробницею святой...». В чем видит Пушкин нравственные уроки проти­востояния России и Европы в годы войны с Наполеоном? Поиск ответов на эти вопросы главная задача сочинения.

    Творческие задания

    1. Сравните стихотворения «Друзьям», «Клеветникам Рос­сии», «Бородинская годовщина». Как оценивается Пушки­ным прошлое, настоящее и будущее России, каким видится «державный идеал» родины?

    Рекомендуемая литература:

    Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970.

    Грехнев В. Мир пушкинской лирики. — Н.Новгород, 1994.

    Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. — М., 1974.

    Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. — Л., 1986.

    Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Над страницами духовной би­ографии Пушкина. — М., 1987.

    Контрольные вопросы к разделу

    1. Какие темы, мотивы разрабатывает Пушкин в своих лирических стихотворениях?

    2. Охарактеризуйте эволюцию свободолюбивой лирики поэта, развитие тем дружбы и любви, понимание поэта и поэзии, движение философской мысли в стихах, патриотические мотивы пушкинской поэзии.

    3. Сравните состав тем, мотивов пушкинской лирики с распростра­ненными поэтическими мотивами эпохи (см. главу «Поэты пушкин­ской поры»). Что сближает Пушкина с поэтами-современниками?

    4. Прочитайте статью пятую работы В. Белинского «Сочинения Александра Пушкина». Сделайте краткий конспект статьи, ответив на следующие вопросы: 1) Почему Белинский называет Пушкина первым художником-поэтом? 2) В чем своеобразие пушкинской поэзии? 3) Ка­кова муза Пушкина? 4) Как Белинский оценивает антологические сти­хотворения Пушкина? 5) Что нового видит Белинский в поэзии Пушкина по сравнению с поэзией Жуковского? 6) Как Белинский объясняет, почему Пушкин — национальный и народный поэт? 7) Какие чувст­ва, по мнению Белинского, лежат в основе поэзии Пушкина? 8) Почему
    Пушкин — нравственный поэт? 9) Как Белинский объясняет «созерца­ тельный характер» пушкинской поэзии? 10) Почему публика со време­нем «охладела» к творчеству Пушкина? 11) Как Пушкин изображал природу? 12) Каков «общий взгляд» Белинского на «все мелкие стихотворе­ния» Пушкина?

    5. В книге «Поэзия Пушкина»творческая эволюция» С.А. Фомичев так пишет о пушкинской лирике: «Наиболее общим и глубоко верным определением поэзии Пушкина стали привычные слова: «светлая муза Пушкина». В самом деле, по основному пафосу творчество Пушкина светло и оптимистично. <...> Но на этом основном фоне особенно за­метны мотивы отчаяния, не столь уж редкие в лирике Пушкина. При желании можно составить сборник стихов, которые бы представили его одним из самых мрачных русских поэтов». Исследователь связывает по­явление пессимистических мотивов с изменениями в мировоззрении, преобразованиями в творчестве, которые происходят на том или ином этапе. Соответственно этому Фомичев выделяет следующие периоды в поэтическом творчестве Пушкина: 1814—1816; 1816—1819; 1820—1823; 1823—1828; 1828—1833; 1834—1837. Попытайтесь или опровергнуть, или доказать истинность наблюдений исследователя на основе анализа ли­рических стихотворений, жизненных событий, творческой эволюции Пушкина.

    Темы контрольного сочинения

    1. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» . в лирике Пушкина. Какие моральные ценности, важные для человека, воспеты Пушки­ным-лириком ? Раскрывая тему сочинения, обратите внимание на то, как связаны между собой различные жизненные пласты, отразившиеся в лири­ке поэта. Жизнь представляется Пушкину гармоничным единством, в ко­тором отсвет Божества присутствует повсюду: и поэтическое творчест­во, и любовь, и радости, и печали необычайно ценны, ни от чего нельзя отказаться. Таков духовный итог, к которому приходит всякий читатель пушкинских стихов.

    2.«Самостоянье человека — залог величия его» в осмыслении Пушкина-лирика.

    Эта строка из неоконченного стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам...» отсылает в первую очередь к философской лирике по­эта. Что, по мнению Пушкина, помогает человеку выстоять в жизненных испытаниях? Обобщающая тема сочинения предполагает также обраще­ние к свободолюбивой, любовной лирике поэта, стихотворениям о дружбе, о поэзии, о природе и России обо всем, что может давать человеку вну­тренние силы, возвратить ему радость жизни.

    1. Многообразие тем и мотивов лирики Пушкина.

    Мотив — устойчивая группа художественных образов, определенное настроение, выраженное с их помощью в тексте. Какие мотивы развива­ет Пушкин-поэт (своболюбивые, любовные, дружеские, осмысливающие роль поэта и предназначение поэзии, философские). Есть ли какое-то объ­единяющее начало между ними (возможно, это — прославление свободы, внутренней независимости во всем, от общественных отношений до твор­чества и частной жизни человека)? Как совокупность тем и мотивов ли­рики Пушкина определяет его неповторимое лицо в поэзии эпохи? Эта мысль может стать выводом работы.

    Творческие задания

    1. Сопоставьте понимание роли поэта и предназначения по­эзии в стихах Пушкина и поэтов его круга (П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова, Е.А. Бара­тынского). Что сближает этих авторов; в чем специфика понимания по­эта и поэзии каждым из них?

    2. Подготовьте целостный анализ одного из стихотворений Пушкина по выбору («К Чаадаеву», «Пророк», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Осень»). Охарактеризуйте композицию стихотворений, этапы развития лирического переживания в них, образ лирическо­го героя, его восприятие времени, пространства, людского общества.
    Обратите внимание на особенности ритмического рисунка, рифмы; как они помогают выражению лирического настроения? Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают созданию поэтического образа?

    3. Составьте небольшой сборник стихотворений поэта (10—15 произведений), наиболее понравившихся вам; напишите предисловие или послесловие к нему: «Мой Пушкин». Каким будет оформление вашего «сборника»?
    ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА

    По сравнению с жанрами оды и сатиры в русской литературе XVIII века жанр поэмы был менее распространен. Среди наиболее известных поэм XVIII века — героическая поэма М. Ломоносова «Петр Великий», оставшаяся незавершенной, и комические поэмы В. Майкова «Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» и, наконец, эпические по­эмы М.М. Хераскова, среди которых прославлявшая победы русского оружия «Россияда», на долгие годы ставшая образцом для подражания.

    Коренные изменения крупного поэтического жанра связаны с эпо­хой романтизма, когда в поэме стали усиливаться личностные, нравст­венно-философские проблемы, а также лирико-драматические элементы. Первой русской романтической поэмой принято считать поэму Г.П. Ка­менева «Громвал» (1804). За ней последовали поэмы К.Ф. Рылеева «Войнаровский», В.К. Кюхельбекера «Давид», «Юрий и Ксения», «Си­рота», Ф.Н. Глинки «Дева карельских лесов», «Карелия» и др.

    В творчестве Пушкина жанр поэмы занимает важное место («Рус­лан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1820— 1821), «Братья раз­бойники» (1821 — 1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823), «Цыга-ны» (1824), «Граф Нулин» (1825), «Полтава» (1828), «Домик в Коломне» (1830), «Анджело» (1833), «Медный всадник» (1833) и др.). Отдав дань романтическим традициям, проблемам свободы личности, неудовлетво­ренности человека окружающей действительностью, изображению кон­фликта незаурядного героя с обществом, поискам социальной гармонии в кругу «естественных» людей, Пушкин постепенно отказывается от ро­мантической поэтики. Начиная с «Цыган» он утверждает реалистичес­кую поэму, в которой находят отражение наиболее острые проблемы со­временности. Обращаясь к изображению жизни «маленького человека», социально неблагополучного города, взаимоотношений народа и власти, Пушкин реалистически исследует общественно-политические, нравст­венно-психологические противоречия первой трети XIX века. Уровень художественного обобщения конкретно-исторических закономерностей настолько высок, что некоторые реалистические поэмы Пушкина при­обрели символико-философский характер («Медный всадник»).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта