Главная страница
Навигация по странице:

  • Темы контрольного сочинения.

  • Творческие вопросы и задания

  • Рекомендуемая литература

  • ПРОЗА А.С. ПУШКИНА В русской литературе XVIII

  • «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

  • «Гробовщик».

  • «Станционный смотритель».

  • «Барышня-крестьянка».

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница14 из 20
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20

    Контрольные вопросы и задания

    1. Прочитайте анализ «Евгения Онегина», сделанный В.Г. Белинским в работе «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8 и 9). Сделайте конспект статей, ответив на следующие вопросы: а) Почему роман «Евгений Онегин» имеет «огромное ис­торическое и общественное значение» для русских людей? б) По­чему это произведение можно назвать «историческим»? в) Почему «Евгений Онегин» — «национально-русское» произведение? г) Есть ли связь пушкинского «Евгения Онегина» с произведениями Бай­рона? д) Каким образом «Евгений Онегин» связан с идейно-худо­жественными находками А.С. Грибоедова, И.А. Крылова? е) Как осмысливается Белинским образ Онегина? ж) Согласны ли вы с мнением Белинского, что Онегин — «страдающий эгоист», «эго­ист поневоле»? з) Как Белинский рассматривает образ Ленского? и) Почему критик считает, что Пушкин «первый поэтически вос­произвел, в лице Татьяны, русскую женщину»; что в Европе жен­щина — «царица общества», а в России «не хотят понимать, что та­кое женщина»? к) Как осмысливается Белинским образ Татьяны? Согласны ли вы, что Татьяна относится к типу женщин, которые являются «истинно колоссальными исключениями» и «которые всегда дорого платят за свою исключительность»? л) Как вы пони­маете высказывание Белинского: «"Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху»?

    2. Какова история создания романа?

    3. Дайте характеристику образа Евгения Онегина.

    4. Каковы принципы раскрытия главного героя в романе?

    5. Какова роль Автора в романе?

    6. Какова содержательная нагрузка сопоставительной характеристики Татьяны и Ольги Лариных?

    7. Какова роль любовного сюжета в раскрытии внутреннего мира Онегина и Татьяны?

    8. Зачем Пушкин вводит в структуру романа образ Ленского?

    9. Проанализируйте два письма в романе. Какова их идейно-художественная роль?

    10. Как изображается в романе столичное и провинциальное дворянство? Расскажите о жизни семьи Лариных.

    11. Какими предстают в романе Петербург и Москва?

    12. Каково значение авторских отступлений в романе? Какие из них имеют лирический характер?

    13. Каковы содержательные и художественные функции пес­ни девушек (III глава), сна Татьяны (V глава)?

    14. Какова структура «онегинской строфы»? С какой целью она была создана Пушкиным?
    Темы контрольного сочинения.

    1. Сестры Ларины (по роману А.С. Пушкина «Евгений Оне­гин»).

    Стремящийся охватить полноту жизни во всех ее противоречиях, Пушкин в «Евгении Онегине» нередко прибегает к контрасту образов. В чем же смысл сопоставления Татьяны и Ольги Лариных? Чем не похожи героини? Почему все же они так привязаны друг к другу? «Выбирая» Тать­яну, полностью ли отвергает поэт тип Ольги?

    2. Татьяна Ларина — любимая героиня Пушкина.

    Тема предполагает целостную характеристику героини в соответст­вии с композицией ее образа в романе. В какой последовательности раскры­вается перед нами характер Татьяны? Какую эволюцию она проходит? Чем героиня дорога поэту? Почему «книжная» любовь героини обернулась насто­ящим чувством на всю жизнь? Каков нравственный смысл финала романа?

    3. Проблема долга и счастья в романе (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

    Возникшая в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья героев со­звучна общей для Пушкина теме выбора пути человеком. В каких еще про­изведениях она затрагивается ? В чем специфика ее решения на страницах романа? Можно ли сказать, что выбор Татьяны в финале романа есть от­каз от счастья, если нет — в чем же состоит тогда счастье человека, по мысли поэта?

    4. Образ автора и его роль в романе (по роману А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин»).

    Каким мы представляем себе автора в пушкинском романе в стихах? Какова тематика авторских отступлений, тональность «разговоров» ав­тора с читателем, авторское отношение к героям и событиям романа ? За­вершить сочинение можно выводом о своеобразии метода и жанра «рома­на в стихах», созданного Пушкиным.

    5. Изображение жизни столичного и провинциального дворянства (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

    Тема связана с традицией рассматривать роман Пушкина как «энцик­лопедию русской жизни» той поры. Какие сферы русской культуры пред­стали в романе? В чем суть противопоставления жизни столичного и про­винциального дворянства? Каковы плюсы и минусы этих жизненных укла­дов? При подготовке к сочинению используйте материалы историко-куль­турного комментария к произведению (см. литературу к теме).

    6. Тема любви и ее воплощение в романе (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

    Определяющая для всякого романа тема любви присутствует и в пуш­кинском романе в стихах. Какие сюжетные линии с нею связаны? В чем причины несчастной любви героев? Как тема несчастливой, неразделенной, трагической любви проникает в автобиографические отступления романа? Сделайте вывод о своеобразии философии любви поэта, отразившейся в произведении; если возможно, вспомните специфику решения темы любви и в лирике поэта.

    7. Национально-историческая и социальная обусловленность характера Евгения Онегина.

    Каков характер Онегина? В чем своеобразие личности этого сложно­го человека? Отчего так несчастлив герой? Каковы признаки болезни века «русской хандры» в изображении Пушкина? Как воспитание и среда, сама история, индивидуальные особенности характера предопределили судьбу Онегина? Ответы на эти вопросы и предполагает тема сочинения.

    8. Образ Ленского и его место в романе (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

    В чем суть отличий Ленского от Онегина, какова роль их противопо­ставления в сюжете романа, в развитии пушкинской мысли о судьбах по­коления? В чем проявилась сложность отношения Пушкина к этому герою? Какие оборвавшиеся перспективы судьбы Ленского видит автор, что вно­сит эта линия в трактовку образа героя?

    9. Образы природы и их художественная роль в романе (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

    Как отношение к природе помогает поэту охарактеризовать героев романа, какое место занимает образ природы в авторских отступлениях? Раскрывая эти и другие проблемы, обратите внимание на частые уподоб­ления мира природы человеку и человеческим отношениям, на стремление поэта рассматривать природу как силу, преодолевающую смерть вечным возрождением жизни. Что дает этот аспект видения природы для фило­софского осмысления человеческого бытия в романе?

    10. «Не роман, а роман в стихах — дьявольская разница» (художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»).

    Планом раскрытия темы может быть следующая последовательность проблем: специфическая история создания романа (романа-«дневника», «странного» спутника поэта на протяжении более чем семи лет жизни); своеобразие композиции «свободного романа», «собранья пестрых глав»; ме­сто лирических отступлений в романе; своеобразие отношения автора к ге­роям и читателю; специфика стихотворной формы для описаний обстоя­тельств жизни и поступков героев; «онегинская строфа» как основная композиционная единица романа.
    Творческие вопросы и задания

    1. Какие чувства, переживания человека раскрываются в лю­бовной коллизии романа? Сравните их с чувствами, пережи­ваниями, воспроизведенными в любовной лирике Пушкина. Что общего между ними?

    2. Какие размышления, идеи входят в авторские отступления рома­на? Сравните их с основными проблемами, поставленными в философской лирике Пушкина. Что общего в осмыслении этих проблем?

    3. В романе Пушкина ярко проявляется изобразительное начало. Проанализируйте бытовые зарисовки, интерьеры, изображенные в ро­мане. Какие образы, художественные детали привлекают внимание Пушкина?

    4. Какие художественные приемы использует Пушкин в изображении разных времен года? Это реалистические или романтические пейза­жи?

    5. Как известно, текст романа стал сюжетной основой оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (1878). Но либретто к опере написали сам композитор и его друг К. Шиловский. Опера состоит из 3 ак­тов и 7 картин. Сопоставьте композицию романа Пушкина и оперы Чайковского. Что общего и различного в них? Какие сюжетные фраг­менты романа наиболее значимы для Чайковского? Какие фрагменты романа стали знаменитыми ариями?

    6. В книге «Пушкин. Жизнь и творчество» исследователь Е.А. Маймин так писал о романе «Евгений Онегин»: «Писать стихами, тем более писать стихами роман — это значило для Пушкина писать принципи­ально иначе, чем прозой, подчиняться иным художественным законам, создавать иной по своей внутренней структуре художественный мир.
    <...> ...для Пушкина самым важным было не изображение сколько-ни­будь занимательных жизненных ситуаций и событий, а возможность через сюжет показать типичные картины современной жизни и типичные персонажи. <...> Создавая свои исторические картины, Пушкин точно совершает путешествие вместе с читателем. Одна из глав романа, не оконченная, так и называлась «Отрывки из путешествия Онегина». Но не только эта глава, а и весь роман в целом тоже как путешествие — путешествие не столько героев, сколько самого автора. <...> После Пушкина многие самые значительные социально-эпические произведе­ния русской литературы... <...> ...по своей внутренней, а иногда и внешней форме представляли собой род путешествия...» Докажите, что сти­хотворный роман «Евгений Онегин» написан по иным «художественным законам», нежели прозаический роман. Согласны ли вы с исследовате­лем, что сюжет не так важен для Пушкина, обоснуйте свое мнение. В чем заключается «типичность картин современной жизни», типичность героев романа? Согласны ли вы, что роман Пушкина строится как путешествие, почему? Какие вы знаете произведения русской классической литературы, сюжетной основой которых является путешествие?

    Рекомендуемая литература:

    1. Баевский B.C. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина». — М., 1990.

    2. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. — М., 1996.

    3. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — М., 1980.

    4. Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». —
    М., 1996.
    ПРОЗА А.С. ПУШКИНА

    В русской литературе XVIII века проза занимала второстепенное положение. Во многом это объясняется влиянием эстетики классициз­ма, в которой прозаические жанры считались «низкими». Только в по­следней трети XVIII века в русской литературе начинают осваиваться прозаические жанры повести, путешествия, романа. Происходит это в связи со сменой художественных приоритетов. В русской литературе клас­сицизм уступает место сентиментализму с его вниманием к «будничной» жизни, внутреннему миру человека, «обыкновенным» героям. Наиболее известными стали сентиментальные произведения Ф.А. Эмина (роман «Письма Эрнеста и Доравры»), Н.М. Карамзина («Письма русского пу­тешественника», повесть «Бедная Лиза» и др.). Черты сентиментализма заметны и в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

    В первой трети XIX века, которую называют «эпохой поэзии», про­заические произведения тоже не были главными, хотя значение прозы явно увеличилось. Основные завоевания русской прозы первой трети XIX века связаны с развитием романтизма. Вспомните романтические повести А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского и др. В этот пе­риод в романтической тональности трактуются не только актуальные проблемы современности, но и исторические события. В историческом прошлом писатели-романтики ищут героику, яркие характеры, необыч­ные композиции (М.Н. Загоскин «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году» и др.).

    Оставаясь поэтом, в 1830-е годы Пушкин увлекается прозой. Опи­раясь на достижения сентиментальной и романтической прозы и вмес­те с тем полемизируя и даже пародируя сентименталистов и романтиков («Повести Белкина»), Пушкин создает реалистическую прозу, не в ее просветительской разновидности221, а в классической, критической на­правленности. Пушкин обращается к наиболее значимым проблемам современности и интерпретирует их на реалистической основе. Вспом­ните проблемы зарождения капиталистических отношений, социально­го неравенства («Пиковая дама»), власти и народа, народного бунта («Капитанская дочка») — они были чрезвычайно актуальны в пушкин­скую эпоху. Для понимания современных противоречий Пушкин при­влекает и исторический материал, впервые предлагая реалистическую версию событий («Капитанская дочка»). В этом заключается новатор­ское значение прозы Пушкина.

    «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

    Что вы можете сказать об Иване Петровиче Белкине? Ка­кова его внешность? Как он хозяйствовал в своем имении? От кого Белкин слышал написанные им истории? «Выстрел». Какова предыстория событий, изображенных в повес­ти? Что стало причиной ненависти Сильвио к молодому графу? Почему Силъвио решил свести счеты со своим давним врагом только через шесть лет? Чем закончился второй «поединок» Силъвио и графа? «Метель». Почему родители Марьи Гавриловны не давали согласие на брак дочери с Владимиром? Чем закончился побег Марьи Гаври­ловны из дома ? Какова судьба Владимира Николаевича после неудав­шегося тайного венчания? Кто такой Бурмин? При каких обстоя­тельствах произошло его случайное венчание с Марьей Гавриловной? Как удается Пушкину сохранить атмосферу таинственности до конца повести?

    «Гробовщик». Каков был «нрав» гробовщика Адриана Прохорова?-К кому он идет на серебряную свадьбу, кто на ней присутствует и какова атмосфера праздника? Чем был обижен Прохоров в гостях? Как описывается встреча гробовщика со своими «клиентами»? Что мы узнаем в финале повести?

    «Станционный смотритель». Каково значение вступления повести о жизни станционных смотрителей? Какие картинки были в доме Самсона Вырина, случайны ли их сюжеты? Почему Минский задер­жался в доме Вырина? Кто сообщает смотрителю о «побеге» Дуни? Что делает Самсон Вырин с деньгами, которые ему дал Минский при встрече в Петербурге? Как жилось Дуне в Петербурге и почему Вырин так тревожился за нее ? Кто рассказывает историю о посе­щении Дуней могилы Вырина?

    «Барышня-крестьянка». Как складывались отношения Ивана Пет­ровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? Какие черты характера раскрываются у Алексея по отношению к Акулине? Чем не понравился Алексею прием у Муромских? Почему он решил отка­заться от выгодного брака с дочерью Муромского? Как заканчива­ется повесть; каким настроением проникнута ее последняя сцена?

    К Болдинскому периоду 1830 года относится первое завершенное прозаическое произведение Пушкина — цикл под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Попытки писать в прозе были у Пушкина и раньше, это был осознанный шаг. Пушкин выразил свои новые художественные принципы известной фразой: «Точность и крат­кость суть первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей. Без них блестящие выражения ни к чему не служат». Это высказывание Пуш­кина основывается на его наблюдениях над современной русской про­зой, которая к тому времени имела весьма относительные достижения.

    Литературовед Б.М. Эйхенбаум увидел источник прозаического стиля Пушкина в его поэзии: «Короткая простая фраза — без ритмиче­ских образований, без стилистических фигур; сжатая сюжетная новелла, с накоплением веса к развязке, с тонкими приемами сюжетосложения — где источник этого? Пушкин создавал свою прозу на основе своего же стиха». Характеризуя стиль прозы Пушкина, исследователь М.О. Гер-шензон писал, что это «не картина, а рисунок пером». О стиле прозы Пушкина можно парадоксально сказать, что она лишена стиля, — так она проста и прозаична.

    Простота «Повестей Белкина» зачастую производит впечатление незамысловатости, даже наивности — какой особенный смысл в этих дотошно рассказанных «историях», анекдотах, различных «случаях»?

    Но пушкинская простота очень богата. Начнем с того смысла, который нынешним читателям менее всего понятен.

    В письме 1830 года Плетневу Пушкин обронил фразу, которая на­водит на этот, ныне трудно постигаемый смысл: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется...» Для сегодняшне­го читателя указанный автором комический эффект «Повестей Белкина» практически не существует. Надо уточнить — тут подразумевается смысл пародийный. Дело в том, что, создавая новую русскую прозу, Пушкин пародировал ее образцы — сентименталистские и романтические. «Хоро­ший пародист, — писал Пушкин в том же 1830 году, — обладает всеми слогами».

    Открывающая цикл повесть «Гробовщик» — одновременно страш­ная и, как это ни удивительно, в чем-то забавная история странного но­воселья гробовщика Андриана Прохорова, встретившегося со своими «клиентами»-мертвецами. Однако ужас фантастической картины («Ком­ната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные полузакрытые глаза и высунув­шиеся носы...»), даже нападение скелетов на гробовщика оказывается лишь сном; ясное утро рассеивает кошмар, как неверный призрак, да­вая автору возможность чуть подшутить над читателем, привыкшим к романтическим ужасам «кладбищенского» сюжета.

    В «Выстреле» перед нами, казалось бы, сугубо романтический ге­рой. В самом деле, вся его жизнь проникнута таинственностью: Силь-вио «казался русским, но носил иностранное имя»; никто не знал при­чины, почему он вышел в отставку; жил он бедно и в тоже время рас­точительно. Рассказчик долго оставался в недоумении, почему Сильвио не вызвал на дуэль своего обидчика... В портрете и поступках Сильвио — нечто дьявольское: «мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола»; в другой сцене он казался «ужасен», ходил по комнате, «как тигр в клетке»; по­стоянно говорится о том, что зло — в основе многих его поступков («злобствовал», «волнение злобы» и др.).

    Но эта романтическая установка имеет совсем неожиданное, нео­бычное разрешение. «Выстрел» — это повесть без обещанного выстрела «злодея» в противника. Романтический злодей на поверку оказался по­рядочным человеком, добрым малым, не слишком счастливым. Силь­вио, видимо, не может поднять руку на своего противника — графа, или обнаруживает способность к прощению, или находится под обаянием его удачливости, молодости, красоты. Изощренная месть — убить про­тивника не в тот момент, когда он не дорожит жизнью и наслаждается черешнями, а тогда, когда он испугался за свою жизнь, — не осущест­вилась, это оказалось выше сил благородного Сильвио.

    В «Метели» сама стилистика изображения чувств Марьи Гаврилов­ны и Владимира, с сентиментально-романтическими «пережимами», ис­полнена пародийности: «Марья Гавриловна, стройная, бледная и сем­надцатилетняя девица», «само собой разумеется, молодой человек пылал равною страстию» и т. д. Экзальтированность чувств молодых людей, воспитанных на романах, сказалась в намерении бежать, венчаться тай­но, потом броситься к ногам родителей — все по канве любовного ро­мана!

    Но в этот придуманный сюжет, далекий от провинциальной рос­сийской реальности, вторгается русская погода — метель. Она смешива­ет все карты заговорщиков. Из-за метели заблудился Владимир; выехал к своей суженой Бурмин, в самой фамилии которого обыгрывается бу­ря, послужившая причиной перемены его судьбы. Тема судьбы, вообще очень важная для «Повестей Белкина», входит в «Метель» поговоркой «Суженого конем не объедешь». Так не смогла объехать Маша предназ­наченного ей Бурмина, решительного и смелого. А Владимир, видимо не слишком сильно любивший Машу, не смог до нее доехать... Наду­манное, нежизненное, ненастоящее уступило место предназначенному. Так романтический стиль, придя в противоречие с законами жизни, об­наружил свою пародийность. Романтический сюжет, перемещенный в русский деревенский быт, оказался скомпрометированным. Русская су­ровая зима скорректировала романтический шаблон.

    Сложнее «Станционный смотритель». История Дуни, согласно об­щей схеме, должна была закончиться как история блудного сына на кар­тинках, иллюстрирующих это библейское предание. Автор специально поместил картинки в комнате для проезжающих на станции и подроб­но их описал. Мысль читателя, привыкшая к расхожим решениям жиз­ненных ситуаций, должна была среагировать на эту авторскую «подсказ­ку» и решить, что «заблудшая овечка» (так назвал Вырин свою убежав­шую с Минским дочь) вернется под родной кров с раскаянием.

    Но не тут-то было — история Дуни не укладывается ни в схему, ни в типичную историю соблазненной и брошенной столичным пройдохой девушки (вспомним «Бедную Лизу» Карамзина). Что-то большее, волну­ющее, красивое, но и трагическое связывает Дуню и Минского. Да и са­ма трагедия Самсона Вырина, его ранняя смерть — не вызвано ли это его убеждением в непрочности положения дочери, постоянным ожида­нием конца благополучия Дуни? Возможно, расхожая схема Дуниной жизни, а не сама ее жизнь убивает старика. И все же именно трагизм судьбы Самсона Вырина определяет общую тональность этой самой пе­чальной из всех рассказанных Белкину историй. В сложной системе «рассказов» о событиях повести (они увидены и глазами Белкина, и гла­зами рассказчика, и Минского, и Дуни, и пьяного ямщика, и мальчика Ванюши — невольного свидетеля прощания Дуни с могилой отца) про­рывается голос самого станционного смотрителя. Утрата им Дуни раз­била его сердце, эгоизм упивающегося счастьем Минского оскорбил его, как деньги за дочь, что сует Минский за обшлаг его рукава, словно отцовская привязанность, тепло родительского дома имеют материаль­ную цену. Сочувствие печальной судьбе «маленького человека» опреде­ляет гуманистический пафос повести, позднее подхваченный в творчест­ве Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные»).

    Самая светлая повесть цикла, «Барышня-крестьянка», проникнута духом литературной игры, которая удивительно соответствует атмосфе­ре юной любви героев, их упоения молодостью, возможностью творить собственную судьбу. Благодаря самым разным намекам, Пушкин напо­минает читателям повести о карамзинской «Бедной Лизе» (ее сюжет как бы зеркально отразился в сентиментально-возвышенной любви Алексея Берестова к «пастушке» Акулине) и о «Наталье, боярской дочери» (не­спроста именно эту повесть читают Лиза-Акулина и Алексей). Эпиграф из шутливой поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька» («Во всех ты, душень­ка, нарядах хороша!») также вводит в круг читательских представлений очень популярное произведение, в котором также были и шутки, и та­инственный жених, и перевоплощения героини, и счастливая развязка. Наконец, сюжет «Барышни-крестьянки» вызывал в памяти читателя ни много ни мало как историю шекспировских Ромео и Джульетты — и Пушкин словно показывает этим, что трагизм жизни, которая так часто губит любовь, обрекает людей на гибель, можно преодолеть. Так делает­ся явным глубокий философский смысл изящной литературной шутки.

    Разрушение в «Повестях Белкина» литературных канонов путем их пародирования и «сталкивания» с непредсказуемостью жизненных ситу­аций — важный элемент художественного содержания прозаического цикла Пушкина. Неожиданность, случай, причудливая игра и судьбы, и самих героев определяет и тональность заключительной повести «Ба­рышня-крестьянка», пронизанной атмосферой молодости, жизненной силы и надежды.

    Идея узости всяких схем для истолкования смысла человеческой жизни, человеческих отношений, судьбы находит свое продолжение в идее неадекватности, узости всякого рассказа, которая тоже является со­держанием «Повестей Белкина». Эти повести существуют, так сказать, в системе рассказчиков.

    Это утверждение на первый взгляд неожиданно: мы привыкли го­ворить о простоте, незамысловатости построения этого пушкинского прозаического цикла. Действительно, в одном отношении «Повести Белкина» очень просты, но если на них взглянуть внимательно, то они окажутся сложны и даже изощренны.

    Начнем с автора. Эти «Повести» якобы написал Белкин, а издал не­кий А. П. Но в близком себе читательском кругу Пушкин распространил слух о своем авторстве. Эта прозрачность настоящего автора была худо­жественным расчетом Пушкина. Он сознательно шел на литературную мистификацию и тут же почти разоблачал ее. Обратим внимание на пе­рекличку, фонетическое сходство фамилий Пушкин—Белкин. Но Пуш­кину нужна была фигура Ивана Петровича Белкина как «обнимающая» мир повестей, его объясняющая и продолжающая. Доброта, мягкосерде­чие, а также типичность и русскость его имени и облика («Иван Петро­вич был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом он был бел и худощав») многое объясняют в акцентах и оценках «Повестей...».

    Вымышленный издатель дан с плохо скрытой иронией. Имитация научной щепетильности в предисловии «От издателя» производит коми­ческий эффект: зачем было вообще упоминать о Марье Трафилиной, ес­ли от нее не получено никаких сведений об И.П. Белкине. Обещание издателя поместить письмо неизвестного друга Белкина «безо всяких пе­ремен и примечаний» тут же нарушается — выпущен эпизод из жизни сочинителя, даны примечания.

    Краткая история жизни Белкина позволяет представить провинци­альную глушь, где протекала его жизнь, где его творчество никто не мог оценить. Это окружение, однако, не вызывало никакого ожесточения в «кротком» Белкине. Этот русский тип, в противовес «хищному» (напри­мер, Алеко из «Цыган»), затем возвысят в своих статьях о Пушкине Ап.А. Григорьев и Ф.М. Достоевский. Даже сам эпитет «покойный», по­павший в название цикла, значит, на наш взгляд, больше, чем «умер­ший». Он говорит также о «покое», смирении, кротости взгляда на мир.

    Оказывается, однако, что кроме издателя и вымышленного автора между читателями повестей и жизнью, в них изображенной, есть другие посредники. Свои повести И.П. Белкин слышал от разных лиц, обозна­ченных в тексте инициалами: «Станционный смотритель» — от титуляр­ного советника А.Г.Н., «Выстрел» — от подполковника И.Л.П., «Гробов­щик» — от приказчика Б.В., «Метель» и «Барышню-крестьянку» — от девицы К.И.Т.

    Но и в самих повестях рассказчиков предостаточно. Возьмем «Станционного смотрителя». Важнейшие сведения о состоянии увози­мой Минским Дуни Вырин узнает от ямщика, нанятого Минским. И мы должны довольствоваться его нетрезвыми соображениями — иных сви­детелей у Минского и Дуни не было. Не забудем, что о рассказе ямщи­ка повествует Вырин, от него о событии узнает некий титулярный со­ветник, затем Белкин, а издает все это А.П.

    Вот так, опосредованно, через отражения рассказов друг в друге, «мерцает» в повести жизнь, тайну которой так и не удается до конца раскрыть ни одному из рассказчиков. Да и настоящий автор — Пушкин вряд ли ставит эту задачу. Он донес в этой сложной форме биение не­уловимой, не подвластной пересказу жизни. Глазами потрясенного Вы­рина мы видим незабываемую сценку, когда на ручке кресла, рядом с задумавшимся Минским, сидит Дуня, нежно «наматывая черные его ку­дри на свои сверкающие пальцы». Что связывает этих людей? Что разъ­единяет? И как они прекрасны... Реальность встает за рассказами, в них не исчерпывается.

    Эта форма адекватно доносит таинственность жизни, ее скрытое те­чение. Что за сила управляет всем? Что заставило Вырина подтолкнуть нерешительно стоявшую перед коляской Минского Дуню и уговорить ее «прокатиться»: «Чего же ты боишься? ведь его благородие не волк и те­бя не съест...» Как мог отец отправить свою «овечку» с «волком»? Бед­ный смотритель никак не мог объяснить потом своего ослепления — так решила судьба. А в «Метели» Бурмин отчего-то не поддался на уговоры ямщиков, советовавших переждать метель, и поехал в самую бурю. Им овладело какое-то «непонятное беспокойство». Ему казалось, что «кто-то... так и толкал» его, и Бурмин поехал навстречу своей судьбе. Концепция жизни в «Повестях Белкина» включает в себя мистику, ма­нит своей таинственностью.

    Несмотря на то что в «Повестях Белкина» много неожиданных, та­инственных событий и героев, в них глубоко проникает реалистическое начало. Пушкин воссоздает особенности жизни военных, станционных смотрителей, столичной аристократии, мещан, ремесленников, провин­циальных помещиков. В «Повестях Белкина» ставятся социальные, нравственные, философские проблемы, актуальные для эпохи первой половины XIX века. Величайшим открытием гуманиста Пушкина в «Станционном смотрителе» был так называемый «маленький человек». Жизнь его, несмотря на внешнюю заурядность и мелочность, в трактов­ке Пушкина исполнена высокой трагедии. Это открытие Пушкина по­том блестяще развили Гоголь и Достоевский.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20


    написать администратору сайта