Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
Скачать 466.24 Kb.
|
Контрольные вопросы и задания 1. «За злато отвечает честной булат»: образ скупого рыцаря в одноименной трагедии Пушкина. Барон в пушкинской трагедии словно расколот непримиримым противоречием: своего былого рыцарства — и скупости, жестокой страсти к деньгам. Анализ этого противоречия и станет основой характеристики героя. 2. «Науки, чуждые музыке, были постылы мне»: два музыканта — две судьбы (по трагедии «Моцарт и Сальери»). Почему неизбежен конфликт Сальери с Моцартом? Что стоит за ним, только ли банальная зависть? В чем видит Пушкин различия двух музыкантов, их таланта, судьбы, отношения к людям, отношения к искусству? Поступок Сальери (убийство Моцарта): защита искусства или бунт против самой его сущности? Ответы на эти вопросы предполагаются темой сочинения. 3. «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает»: «вечный» образ Дон Жуана в интерпретации Пушкина (по трагедии «Каменный гость»). Почему пушкинский Дон Гуан, несмотря на жестокость его поступков, не вызывает однозначного осуждения? За что осуждает поэт своего героя? Как в изображении этого «вечного» характера сохраняется ощущение поэзии любви ? Если возможно, сравните образ Дон Гуана с героем пье- сы Ж.-Б.Мольера «Дон Жуан» или другими воплощениями этого образа (в русской литературе — М.И. Цветаева). 4. «Пир во время чумы»: смысл названия трагедии. Если рассматривать «Маленькие трагедии» как последовательный анализ самых острых противоречий в жизни человека (самоотверженности и жадности, ремесла и гениальности, животворящей любви и «хладного разврата»), какое противоречие можно выделить в последней пьесе цикла? Возможны различные трактовки названия «Пир во время чумы» — это и жизнь, не желающая сдаваться смерти, и слепота перед лицом опасности. Какой из поворотов темы кажется вам более верным и почему? 5. Нравственно-философская проблематика «Маленьких трагедий» Пушкина. Тема предполагает сопоставительный анализ пьес, вошедших в цикл, с точки зрения того, какие проблемы жизни человека и его отношений с ближними отразились в пьесах. Какую форму принимает здесь проблема отцов и детей, влияния богатства на человека, потребительского отношения к любви, проблема зависти, потребительского отношения к искусству, наконец, отношение к осмысленности самой жизни и смерти? Каковы нравственные итоги пути, проделанного человечеством, в оценке Пушкина? Творческие задания Подумайте, как Пушкин в «Маленьких трагедиях» отвечает на вопрос: «от чего свободен и несвободен человек»? Сравните трактовку этой проблемы в «Маленьких трагедиях» с основными идеями пушкинской поэмы «Цыганы». Что общего в двух трактовках проблемы свободы человека? 2. В «Маленьких трагедиях» Пушкина нет точных указаний места и времени действия. Как бы вы их конкретизировали при постановке трагедий на сцене? Какие бы сделали декорации, музыкальное оформление? 3. Вспомните биографию Моцарта. Каковы были взаимоотношения музыкального гения с Сальери? Какова история создания знаменитого «Реквиема» Моцарта? Каковы обстоятельства его смерти? Какие проблемы, идеи в этих событиях из жизни Моцарта акцентируются Пушкиным? Почему? 4. Как углубляется образ Моцарта в трагедии «Моцарт и Сальери» благодаря ремарке Пушкина «старик играет арию из Дон Жуана»? Прочитайте в любом доступном издании об опере «Дон Жуан» Моцарта. Как композитор трактовал этот «вечный» образ? Сравните моцартовскую трактовку образа Дон Жуана с интерпретацией Пушкина в трагедии «Каменный гость». 5. Проанализируйте реплики Священника из трагедии «Пир во время чумы». Каково значение идеи Бога в его высказываниях? Подберите стихотворения Пушкина, которые бы дополняли, углубляли образ Священника и его идеи. 6. Исследователь Д.Д. Благой так писал о «Маленьких трагедиях»: в них «на многие вопросы не дается никакого, тем более авторского ответа. И... нет в них никаких приклеенных нравоучений. <...> Но они насквозь проникнуты самым высоким этическим пафосом, их чистейшая поэзия воспарила на такую высоту, на которой эстетика неотделима от этики». Благодаря каким художественным средствам в «Маленьких трагедиях» Пушкина становится понятна авторская оценка, «этический смысл» произведений? Далее Д. Благой писал: «Посвященные изучению “злых” страстей, дышащие воздухом чужих стран, они насквозь проникнуты тем эфиром лелеющей душу гуманности, которая является основной стихией творчества великого русского национального поэта». Как вы думаете, в чем проявляется «русский взгляд» поэта на «злые страсти», «чужие страны»? Рекомендуемая литература: Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Комментарий. — Л., 1969. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин: поэтика, идеи, эволюция. — М., 1977. Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии А.С. Пушкина. — М., 1974. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. — М., 1984. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Творческая история романа Более семи лет, с 1823 по 1831 год, писал Пушкин свой роман в стихах; начал его в ссылке, на юге, продолжил в Михайловском, Петербурге и закончил в 1831 году (когда было написано «Письмо Онегина к Татьяне»). Это долгое следование за своими героями говорит, конечно, о благодатности, глубине темы. Некоторые ученые (например, B.C. Непомнящий) сомневаются в целостности произведения, в существовании плана романа. Другие пушкинисты думают иначе. Ю.Н. Тынянов установил «уравновешенность» композиции романа: две встречи Онегина с Татьяной, одна в деревне, а другая в Петербурге, являются центральными, определяющими, причем роли героев в сценах поменялись. Видимо, у Пушкина был первоначальный план развития характеров главных героев, их судеб. Известно, что Татьяну Пушкин совсем не собирался «выдавать» замуж; этот поступок, по его собственному признанию, был для него неожиданностью. Пушкин отдался, так сказать, течению жизни своего романа, герои обрели собственную логику поведения и стали «диктовать» ее автору. Эти семь лет вместе со своими героями имели для художественного развития Пушкина грандиозные последствия — у него возникли новые отношения с литературой, когда жизнь, а не художественные каноны, определяла логику характеров. Проблема героя эпохи Задача изображения героя времени была актуальной в европейской литературе певой половины XIX века. Особенно поразила воображение читателей многих стран фигура Чайлд-Гароль-да, созданного мрачным гением Байрона. Не случайно, видимо, в романе Пушкина Байрон и его герой упоминаются неоднократно — перед нами русский вариант разочарованного героя. Еще в поэме «Кавказский пленник» Пушкин сделал попытку вывести тип подобного героя; теперь сама его трактовка, описание отношений Онегина и Татьяны освободились от романтической исключительности и таинственности. И в самом деле, открытие Пушкина в трактовке человеческого характера состояло в том, чтобы объяснить характер героя средой, обстоятельствами, в том числе историческими. Бытовой фон этого романа поражает: одежда, блюда, обычаи, город, деревня, все слои общества, танцы, книги, разговоры, дуэли, прогулки, купанья, споры, няня, реальные друзья поэта: Вяземский, Дельвиг, Кюхельбекер... Новая роль быта в романе Пушкина была не понята современниками — они приготовились, ориентируясь на пестроту и подробности бытовых зарисовок, видеть и оценивать Онегина как героя сатирического произведения. Это, однако, не сатира и, с другой стороны, не идеализация героев и действительности. У автора новые отношения с реальностью, без заранее данной установки на ее осмеяние или возвышение. Фактически весь роман можно понять как поиск ответа на вопрос о возможном, но не состоявшемся счастье предназначенных друг другу героев: «А счастье было так возможно, // Так близко!..» — восклицает Татьяна в финале. Почему вместо счастья — разбитые судьбы, позднее прозрение, горечь невозвратимого? Жизнь, воспитание, среда, которые обусловили поведение и судьбу главных героев, при таком подходе (он, конечно, не единственный) оказываются в центре внимания любого читателя, пытающегося объяснить обаяние пушкинского шедевра. Концепция человека в пушкинском романе, несмотря на то что характер показан здесь на фоне формирующих и объясняющих его обстоятельств, — эта концепция, на наш взгляд, далека от полного детерминизма, то есть вскрытия рациональных причин всех человеческих поступков. Пушкин видел и мистическую сторону жизни, ощущал судьбу как силу, которая вмешивается в человеческое существование, делая его таинственным и необъяснимым и в то же время внося в него высший философский смысл. Онегин и Татьяна Словами кого из героев открывается роман (глава 1, строфа I) ? Что узнаем мы о прошлом Онегина, его образовании, воспитании, петербургской жизни (1, III—XXXV) ? Как объясняет Пушкин причины разочарования героя (1, XXXI—XXXVIII)? Что изменил в петербургской жизни Онегина его душевный «недуг» (1, XLII—XLVIII)? Чем стала для героя деревня (1, LII—LVI; 2, I— V)? Каким предстает Онегин в дружбе с Ленским (2, XIII—XIX; 4, XLVII—ХЫХ) ? Каково было первое впечатление, произведенное на Онегина Татьяной, другими членами семейства Лариных (3, IV—V)? Какие чувства и мысли поселило в Онегине письмо Татьяны (4, VII— XI)? Как характеризует он себя в разговоре с героиней (4, XII—XVI)? Изменилось ли что-нибудь в его жизни после этого объяснения? Каковы его «вседневные занятья» (4, XXXVI—XXXIX, XLIV-XLVII)? Что разрушило мирное течение сельской жизни? При каких обстоятельствах герой невольно задел чувства Ленского (5, XXIX—XXXI, XLIII, XLIV—XLV)? Почему Онегин не сумел отказаться от дуэли (6, VIII—XI)? Как объясняет автор причины перемен, которые произошли в душе Онегина (7, XII—XIII)? Как развивается его чувство к Татьяне, когда он встречает ее в Петербурге (7, XIV—XXII, XXVII—XXXII, XXXIII—XXXVIII)? Как сам Онегин характеризует изменения, произошедшие в его душе, в письме к Татьяне? Каковы жизненные итоги героя в романе? Как характеризует Пушкин имя своей героини (2, XXIV)? Что узнаем мы о детстве Татьяны, ее воспитании, круге чтения, занятиях (2, XXV—XXIX)? Какое впечатление произвел на героиню Онегин (3, VII— VIII)? Как любовь изменила ее жизнь, взгляд на мир и окружающих (3, VIII—X, XV—XVI)? Как относится автор к чувству героини (3, XXII—XXV) ? Какой предстает Татьяна в своем письме к Онегину? Чем стало для нее объяснение с героем (3, XXXVIII— XLI; 4, XVII, XXIII—XXIV)? Что внесли в душу героини Святки (4, IV—X)? Что открылось ей в пророческом сне (4, XI—XXIV)? Kaк изменилась судьба Татьяны со смертью Ленского (7, XIII—XIV)? Что открывает она для себя в Онегине, посещая его кабинет (7, XIX— XXIV)? С какими чувствами прощается Татьяна с деревенской жизнью (7, XXVII—XXX)? Как чувствует она себя среди московской суеты (7, XXXIX—LIV)? Как изменяется Татьяна, войдя в высший свет (8, XIV-XVI, XIX-XX, XXVIII, XXXIII—XXXIV)? Как характеризует она себя в разговоре с Онегиным, что мешает Татьяне поверить в его любовь (8, ХЫ—XLVI)? Каково решение героини (7, XLVII)? Что в тексте позволяет судить об отношении автора к ее выбору? Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне — И даль свободного романа Я сквозь магический кристал Еще не ясно различал. Так заканчивал Пушкин в 1830 году свой роман в стихах, с удовлетворением творца отмечая движение своей поэтической мысли и свое прозрение тайн жизни: от «смутного сна» творчества — к различению «дали» своего необычного романа, где главными героями, художественным открытием стали типы нашей национальной жизни. Далеко ушли Онегин и Татьяна от своих литературных прототипов — разочарованного байроновского героя и «простой девы»; они наполнились русским жизненным содержанием, стали любимы и узнаваемы. Имя нашей северной реки Онеги, обыгранное в фамилии главного героя, говорит об ох-лажденности его души. А это знак масштабности его личности: вполне неплохо мог он прожить свой век, как тысячи других столичных и поместных дворян, веселясь на балах, волочась за красавицами, но «скука», «хандра», настигшая его посреди жизненных удовольствий, — сигнал возвышения его над условиями среды, знак высокого призвания. Казалось бы, воспитание должно было сделать из него удобного участника балов и обедов, волокиту и болтуна в гостиных. Это воспитание было бездумно оторвано от национальных корней, и обилие варваризмов в первой главе романа, где описывается детство и юность Онегина («madame», «dendy» и др.), как раз демонстрирует читателю ту неродную, чужеземную среду, в которую оказался погруженным русский мальчик. Но повседневная суета и упоение удовольствиями недостойны истинного человека. И вот настоящая жизнь души Онегина начинается с того мо-. мента, когда пустые радости перестают удовлетворять его. Авторский ответ на вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений, // Свободный, в цвете лучших лет, // Среди блистательных побед, // Среди вседневных наслаждений...» — «Нет...», в сущности, становится завязкой романа, началом настоящей биографии Онегина, тогда как все, что было раньше, было лишь предысторией. «Недуг» Онегина, несмотря на свое «заграничное» происхождение («подобный английскому сплину»), все же русский: неминуемое и неизбежное разочарование в той пустой жизни, которую ведет молодой человек. Он должен найти цель своего существования — для Онегина это и попытка творчества (однако «труд упорный // Ему был тошен», и поэтому ничего не вышло из его умственных занятий), дружба с Автором (наиболее поэтический портрет героя мы видим именно рядом с его создателем: «Дыханьем ночи благосклонной // Безмолвно упивались мы...»), попытка перемен в деревне и, наконец, дарованная ему судьбой встреча с любовью. Разочарованным, отличающимся от всех, полюбила героя Татьяна. Конечно, не только смутно чувствуемая Татьяной глубина натуры ее избранника, жизненная неприкаянность одинокого мужчины при его столичном лоске раз и навсегда вошли в сердце девушки. Что-то до боли родное и милое в его облике, уже являвшееся ей «в сновиденьях», узнавала она в своем суженом — «Ты чуть вошел, я вмиг узнала»: То в высшем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой... Ты в сновиденьях мне являлся Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался!.. Онегин не узнал своей судьбы — виноват ли в этом «хладный разврат света», которому он оказался подвержен; «виновата» ли наивность, искренность, сила порыва «влюбленной, бедной и простой» девочки, порыва, которым он благородно не воспользовался и на который не ответил... Светское общество не приучило Онегина к систематическому образованию, но оно внушило ему другую науку — «науку страсти нежной». Онегин усвоил правила обольщения. Он умел в своих (амурных) целях казаться нежным, дерзким и красноречивым. Обладая такими «познаниями», «умениями», Онегин мог бы навсегда испортить репутацию наивной провинциальной барышни, увеличив число своих побед. Но он этого не сделал: «обмануть он не хотел // Доверчивость души невинной». Жалость к чистоте и неопытности, наивности и доверчивости обнаружил Онегин в этой ситуации. Возможно, благородство Онегина — не единственная причина такого поведения. Он вряд ли верил, что сможет полюбить, хотя не мог не желать этого. Счастье героев стало невозможно и вследствие роковой воли судьбы, воплощением которой стала нелепая дуэль Онегина и Ленского. Дуэль показала зависимость Онегина от общества, которое герой, казалось бы, презирал. Вызванный на дуэль юным романтиком Ленским, он, хотя и осуждал себя наедине, отказался от примирения, потому что побоялся слухов о своей трусости. По трагической случайности пуля Онегина убила Ленского. Онегин, конечно, не мог не испытывать мук совести и раскаяния. Он вынужден был покинуть деревню, «где окровавленная тень // Ему являлась каждый день», почти бежать от места преступления. Путешествие для героя стало средством забвения и утешения. Посещение Нижнего Новгорода, Астрахани, Кавказа обогатило Онегина. Простые люди — хилый старик, бедный откупщик, тульский заседатель — открыли герою не только его собственное, но и чужое горе. Онегин не мог не перемениться, и новая встреча с Татьяной, на сей раз в высшем петербургском свете, становится и подарком, который дарит ему судьба, и новым испытанием для героя. Когда то же самое существо, счастливо сохранившее среди великосветского общества силу и свежесть чувств, «ограненное» этим обществом, засияло печальной женской судьбой, простотой и величием, целомудренностью и недоступностью, — вот тогда Онегин узнал о себе такое, о чем не подозревал: возможность для него настоящей любви. Теперь он «в Татьяну как дитя влюблен» — каких еще надо слов для описания чувств подлинных и сильных, свежих и свободных! Впервые в жизни он не соблюдает светские приличия — приезжает на бал рано, в десять вечера, потому что там будет она... Он пишет ей безответные письма, ловит ее взгляды, счастлив, если удается накинуть ей на плечи «боа пушистый», коснуться ее руки, неловко молчит рядом с нею, болеет, запирается до весны... Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я... — вот и вся простая логика его любви. Татьяна, «милый идеал» Пушкина, воплощение русской души, неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная, оказалась именно той, которая необходима одинокому неприкаянному герою, «лишнему», по верному определению Белинского, в своей стране. Женственная красота ее страдания, прелесть облика, обаяние поведения взволновали и покорили нашего героя навсегда. Само имя «Татьяна», не «дворянское», редкое тогда в русской литературе, имя, которым «освятил» Пушкин свой необычный роман, связано с воспоминанием нашей «старины иль девичьей». Одиночество, молчаливость, задумчивость, серьезность выделяли ее уже с детских лет. Ее привлекали ночная сторона жизни природы, страшные рассказы зимней ночью; романтизм ее натуры сказывался на круге чтения — романы «ей заменяли все». В сентиментальных романах Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандинсона»), Руссо («Юлия, или Новая Элоиза»), Гёте («Страдания юного Вертера»), Жермены де Сталь («Дельфина») она находила пищу для своих высоких помыслов и надежд. Несомненно, патриархальность ее семьи, близость к народным обычаям и представлениям сформировали характер глубокий и естественный. Патриархальность семейства Лариных обрисована Пушкиным в строфе XXXV главы второй. Тут же автор, которого читатель мог заподозрить в насмешке над прозаической жизнью Лариных, оговаривается, что покойный Ларин был чистосердечно оплакан семейством — такова искренность патриархальной семьи. Основы этих отношений были восприняты Татьяной. Первой написать письмо возлюбленному — для этого надо было иметь много внутренней свободы, твердости, веры в людей и силы чувств: она предается любви, «как милое дитя» (так же потом будет сказано и о любви Онегина). Когда-то Жуковский в балладе «Светлана» сделал первые шаги в открытии русского женского национального характера — не случайно в романе Пушкина Татьяна сравнивается со Светланой. Мотив снега, зимы, такой важный в характеристике героини Жуковского, напоминающий элегию «Первый снег» Вяземского, развивается и в обрисовке Татьяны: преемственность очевидна. Очевидно и более детальное и глубокое пушкинское исследование типа: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодной красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Подчеркнуто русский мотив снега, зимы, холода часто связан в романе с Татьяной: 3 января ее глазами увидели первый снег; день ее именин 12 января; примечательна ее любовь к зиме; вера в чудо, предзнаменование тоже связана с зимой (вера героини в приметы, святочные гаданья, пророческий сон в Святки); в Петербурге, во время встречи с Татьяной, Онегин чувствует, как она «окружена крещенским холодом»... Национальность прорывается и сквозь французский язык и французские книги нашей героини. Хотя Татьяна «выражалася с трудом // На языке своем родном» (ее письмо к Онегину написано по-французски), «русское семейство» Лариных воспитало дочь, для которой семейные узы — святое (сама фамилия Лариных уж не соотносится ли с ларами — божествами домашнего очага в римской мифологии?). Пушкин уверен, что сильнее, чем красота «блестящей Нины Воронской» (ее возможный прототип — экстравагантная красавица Аграфена Закревская), действует на Онегина неуловимая «беспечная прелесть» Татьяны. Так произошло в противоречивом и возвышенном мире любви. Онегина волнует в «светской» Татьяне безупречный вкус, аристократизм (comme il faut), отсутствие всего переходящего меру (vulgar), что в конечном счете сближает подлинный аристократизм и подлинную народность, ибо основа того и другого — простота. Через любовь к Татьяне в Онегине стало происходить какое-то преображение: плоть от плоти своей страны, «русская душою» возлюбленная, прямая, верная и чистая, она вдохнула в англомана Онегина, возможно, подготовленные путешествием мысли о родине. Теперь, читая книги, Он меж печатными строками Читал духовными глазами Другие строки. В них-то он Был совершенно углублен. То были тайные преданья Сердечной, темной старины, Ни с чем не связанные сны, Угрозы, толки, предсказанья, Иль длинной сказки вздор живой, Иль письма девы молодой. Родное, кровное, смутное, впервые обретаемое открылось Онегину через любовь. Он даже чуть «не сделался поэтом», настолько вдохновенны и сильны были его новые ощущения. Промучившись зиму, весной он, «на мертвеца похожий», вновь явился к Татьяне. В этой последней сцене — воскрешение прошлого в героине: Простая дева, С мечтами, сердцем прежних дней, Теперь опять воскресла в ней. Татьяна все еще любит Онегина и не верит его чувствам: ведь она та же, изменилось лишь ее положение в обществе, и теперь ее «позор» мог бы принести «соблазнительную честь» Онегину... Но ею не допускается сама возможность «позора» — ведь она «отдана» другому. Национальные истоки нравственности, исключающие обман, ложь, игру, такие простые и ясные, потрясли Онегина. Не переставая его любить, она не нарушит клятву верности «другому» — тому, от которого она когда-то в письме Онегину отрекалась («Другой! Нет, никому на свете // Не отдала бы сердца я...»): Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Произнеся эти слова, княгиня уходит. Потрясение Онегина, который понял трагическую непоправимость своей давней ошибки, выражены в финальной немой сцене расхожим и вместе с тем величественным сравнением: Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В этой его позе — ошеломление, прозрение, трагедия. Влюбленный и отвергнутый, он узнал о самоотречении и верности, о судьбе и семейном долге, о невозвратимости времени и вечной печали любви. |