Главная страница
Навигация по странице:

  • Темы контрольного сочинения

  • Творческие задания

  • «ПИКОВАЯ ДАМА»

  • Контрольные вопросы и задания

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница15 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Контрольные вопросы и задания

    1. Когда были написаны «Повести Белкина»? Каковы стилистические особенности прозы Пушкина, проявившиеся в них?

    2. Какие образцы современной прозы пародировал Пушкин в «Повестях Белкина»? Как проявляется пародийный стиль во всех пяти повестях цикла?

    3. Определите во всех пяти повестях жизненные «схемы», каноны, которые Пушкин опровергает.

    4. Укажите во всех пяти повестях черты сентиментализма и романтизма в характерах героев, сюжетах, стиле повествования.

    5. Определите значение повести «Станционный смотритель» в структуре всего цикла.

    6. Что вы можете сказать о рассказчиках, издателе «Повестей Белкина»? Каков содержательный смысл «многоголосия» повес­тей?

    7. Во всех пяти повестях назовите сюжетные сцены, которые являются переломными в развитии действия. Каков их содержа­тельный смысл?

    8. Как в «Повестях Белкина» трактуются проблемы человечес­кого счастья, истинной любви, чести, гордости, прощения, судьбы?

    9. Выявите во всех пяти повестях реалистическую основу.

    10. Каков смысл названий, эпиграфов повестей?
    Темы контрольного сочинения

    1. Художественные особенности «Повестей Белкина». Здесь следует выделить своеобразие взаимодействия романтиз­ма и реализма в художественном мире повестей. Как бытовые обстоятельства, подробная прорисовка характеров героев, «обычность» картин, изображенных в повестях, взаимодействуют с необычайными про­исшествиями, о которых в них нередко идет речь, с яркими, романтичес­кими характерами персонажей? Выводом работы может быть мысль о сущности творческой эволюции Пушкина, его отношении к романтическо­му и реалистическому творчеству в 1830-е годы.

    2.Ирония, интрига, неожиданность в «Повестях Белкина».
    Авторская ирония в обращении с читателями и некоторыми героями повестей, занимательные интриги, которые нередко разрешаются вовсе не так, как привыкли ожидать читатели-«знатоки» романтической литера­туры, — вот что является предметом анализа в данном сочинении. Цент­ром работы станет анализ повестей «Гробовщик», «Метель», «Барышня-Крестьянка». В чем неожиданность развязки в повестях «Выстрел» и «Станционный смотритель»?

    3. Смешное и серьезное в «Повестях Белкина».

    Как ирония перерастает в серьезное размышление о человеке и его судьбе, о причинах разъединения людей, их непонимания в этом мире ? Осо­бенно подробно проанализируйте композицию повести «Станционный смо­тритель» (путь от ироничного эпиграфа к изображению трагедии судьбы «маленького человека»), особенности обрисовки на бытовом фоне романти­ческой фигуры героя повести «Выстрел» Сильвио.

    4. Пушкин о поисках человеческого счастья (по «Повестям Бел­кина»).

    Какое место занимает тема счастья и его поисков в таких повестях, как «Выстрел», «Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крес­тьянка»? Что ведет героев к счастью, а что делает их несчастными?

    5. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».

    В чем особенность места «Станционного смотрителя» в цикле «Пове­стей Белкина» ? Почему Пушкин решил обратиться к трагическому аспек­ту обыкновенной жизни обыкновенных людей? Проанализируйте компози­цию повести, суть конфликта Самсона Вырина с Минским, место и роль образа рассказчика в повести. В чем вы видите смысл финала?

    Творческие задания

    1. Подберите стихотворения Пушкина, которые бы углубля­ли, дополняли мотив судьбы в «Повестях Белкина».

    2. Проанализируйте портреты, пейзажи, интерьеры в «Пове­стях Белкина». Что их отличает? Это романтические или реалистические изображения? Как в прозаических изображениях людей, природы, бы­товой обстановки проявляется мастерство Пушкина-художника (вспом­ните рисунки Пушкина)?

    3. В «Повестях Белкина» упоминаются некоторые картины. Что это за картины, что на них изображается, каков содержательный смысл этого художественного приема?

    4. Познакомьтесь с мнением В.Г. Белинского о «Повестях Белкина» Пушкина («Сочинения Александра Пушкина», статья одиннадцатая). Согласны ли вы с ним?

    5. В работе В.Е. Хализева и С.В. Шешуновой «Цикл А.С. Пушкина "Повести Белкина"» есть следующий вывод: «Для Пушкина рубежа 20—30-х годов характерен резко возросший интерес к обыкновенной жизни с ее укладом, нравами, сменившими романтическое переживание высо­кой тайны, одиноких скитаний, необычности происходящего. <...> В центре внимания автора — образ жизни и поступки людей, сформировав­шихся в основном "в глуши забытого селенья" <...> "Белкинский мир" ограничен в буквальном смысле слова: Пушкин обозначает его четкие пределы, не допуская в художественное пространство цикла какие-либо крайности. И эта "средняя" реальность, ранее лишь эпизодически по­ падавшаяся в поле творческого внимания писателей, оказалась для Пушкина 1830 года весьма плодотворным материалом». Согласны ли вы с оценкой, данной исследователями пушкинским произведениям? Выявите границы художественного пространства, «средней реальности» «Повестей Белкина». Какой изображается повседневная провинциальная жизнь, в чем ее многоплановость, неоднородность? Какие ценнос­ти обнаруживает Пушкин в обыкновенной жизни простого человека?

    «ПИКОВАЯ ДАМА»

    Каково значение эпиграфа повести? Что узнает читатель о прошлом Германна, его жизненных принципах, надеждах? Когда Германн впервые узнает о тайне графини? Откуда графиня знала секрет большого выигрыша? Почему Лиза приняла «любовь» Германна? Какие сны, видения грезились Германну? С кем сравниваются внешность и душа Германна? В каких ситуациях Германну кажется, что мертвая старуха «прищуривается и усмехается»? Как вели себя присутствующие во время игры Германна с Чекалинским (все три раза)? Каково значение реплики Чекалинского: «Дама ваша убита»? Что мы узнаем о судьбах героев в эпилоге повести?

    В 1833 году Пушкиным была написана повесть «Пиковая дама», которая по своему гуманистическому содержанию, художественным достоинствам, влиянию на русскую литературу может быть названа произведением гениальным. «Пиковую даму» можно считать «петербургской повестью» Пушкина: кажется, сама столица Российской империи, с ее богатством и нищетой, с ее соблазнами и социальными претензиями жителей, выступает в этой повести силой, провоцирующей на преступле-
    ние. В главном герое повести, бедном военном инженере Германне, Пушкин осмыслил авантюризм как черту времени.


    Вознесение Наполеона от младшего офицера до императора будоражило воображение, горячило кровь многим молодым людям того времени, не согласным с социальным раскладом, со своей убогой участью. Видимо, не случайно у Германна «профиль Наполеона». Неожиданно услышав о трех картах, с помощью которых можно сказочно обогатиться, «вынудить клад у очаровательной фортуны», он как будто попал во власть какой-то «неведомой силы». Блуждая по Петербургу, он два раза случайно оказался у дома графини. «Неведомая сила, казалось, привлекала» Германна к дому. Судьба в виде случайности распоряжалась Германном, страстно желавшим изменения своей скромной участи.

    Германн был сыном обрусевшего немца. Русская кровь сказывалась в его желании разбогатеть сразу, посредством трех карт; немецкая (обратим внимание на его имя — Германн) — в ставке на «расчет, умеренность и трудолюбие». «Вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал», — пытается усмирить себя Германн. В этой фразе удивительным (подсознательным?) образом присутствуют карты, которые потом откроет ему графиня — «тройка» («утроит»), «семерка» («усемерит»). В отличие от легкомысленного аристократа и богача Томского, «не знающего цену деньгам», Германну, которому отец оставил «маленький капитал», для достижения независимости нужны большие усилия. В его поведении сказываются уязвленное самолюбие, воля, ум, смелость, доходящая до дерзости.

    Гуманистическая проблема средств достижения своей цели неумолимо встает перед героем, решившим резко изменить собственную судьбу. Таким средством оказалась бедная воспитанница старой графини Лиза, видимо, сирота, существо юное, обиженное жизнью и доверившееся молодому человеку, который сумел убедить ее в своей любви. Здесь, однако, присутствует не только холодный расчет. «Участь» Германна была решена, когда он увидел в окне дома графини «свежее личико и черные глаза» девушки. Кстати, у Германна тоже «черные глаза, сверкающие из-под шляпы». И Лиза, и Германн самостоятельны, умны, самолюбивы. Лиза, не согласная с ролью «домашней мученицы», «пренесчастного создания», ждала избавителя; Германн активно строил свою судьбу.

    Лиза для Германна отчасти выполняет роль средства достижения цели: ее собственные чувства, возбужденные смелостью и страстными письмами Германна, в расчет фактически не принимаются. Хотя Германн вступил на лестницу, ведущую в комнату бедной воспитанницы, он все же «воротился». Затем, когда Лиза проходила в свою комнату, он почувствовал что-то похожее на угрызения совести. Чувства старухи, испугавшейся до онемения, тоже не принимались Германном во внимание. Все человеческое умерло в нем в ночь смерти старухи. Он «окаменел». Но авторское описание доносит до читателя гуманистический смысл эпизода смерти графини.

    «Страшная старуха» трогательно окружена обветшавшими предметами ее молодости, она беззащитно «подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела». Бесконечно возрастает в цене ее, казалось бы, ненужная жизнь, а Германн испытывается на присутствие «человеческого» в нем. Рассказ Германна вызвал у Лизы «ужас». В этом потрясении — гуманистическая оценка Германна, отделившего себя в те минуты от всего человеческого, ставшего «разбойником», «убийцей» ее «благодетельницы», «чудовищем». Слезы Лизы не трогали очерствевшей, «суровой» души его, он не чувствовал угрызений совести из-за убийства старухи. Несчастная Лиза была принесена в жертву деньгам: говорится о ее «холодной, безответной руке», которую пожал Германн. В дальнейшем будет сказано о руке другой жертвы — «холодной руке мертвой графини».

    Учеными (в частности, Н. Петруниной) замечено, что в этой повести Пушкина ощущается поэтика волшебной сказки. Между прочим, Болдинской осенью 1833 года, когда создавалась «Пиковая дама», Пушкин писал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В «Пиковой даме» герой, как в сказке, испытывает какую-то нехватку, недостачу; он узнает тайну, связанную с «ведьмой», случайно находит помощника, Лизу, и вступает в бой. Затем «старуха» открывает ему тайну при трех условиях. Время зимы и ночи, когда в основном происходят события, повести, также сказочно. Германн, как герой волшебной сказки, стоит «окаменев», назван «чудовищем», затем он «грянулся об земь», когда ему показалось, что мертвая старуха ожила, потом был поединок у Чекалинского...

    В этой маленькой повести Пушкина обращает на себя особое внимание обилие чисел: их около 100 и большинство «сказочных» — 3 и 7.

    Но, в отличие от героя волшебной сказки, Германн проиграл. Слишком многое преступил этот человек, не знавший себя, не знавший, насколько далеко простирается в нем человеческое, которое, как бы он ни хотел, не превратилось в «камень».

    Скорее суеверие, чем голос совести, говорило в Германне, когда он пришел на отпевание старухи, чтобы просить у нее прощения. Вследствие своего преступления и переживаний, после земного поклона Германн стал «бледен, как сама покойница». Все дальше он отдалялся от живых. Потрясенная психика представила ему старуху, насмешливо взглянувшую на него из гроба и прищурившую глаз. Германн отпрянул и «грянулся об земь»; вынесли в обмороке и Лизавету Ивановну.

    Как же можно объяснить явление Германну графини в день ее отпевания? Пригрезилась ли ему старуха или она действительно приходила? Нельзя ожидать однозначного ответа на этот вопрос. Повесть вряд ли можно назвать целиком фантастической. Она скорее психологическая. Тайны и миражи потрясенной человеческой психики рисует здесь Пушкин. В этот день, чтобы заглушить волнение, Германн «пил очень много», но вино еще больше горячило его воображение. Однако потом он крепко заснул, и вот из всех страшных, мучительных событий этого дня родилось видение. Явление старухи, «назначение» ею трех карт, ее условие (жениться на Лизавете Ивановне) — все это потрясло Герман-
    на, и он «долго не мог опомниться». Сны его после свершившегося наполнились образами карт.


    И все же овладение тайной «трех карт» становится для героя не просто способом достичь богатства или власти. Магический способ мгновенно разбогатеть уходит своими корнями в далекий XVIII век, к
    фигуре таинственного графа Сен-Жермена, авантюриста того столетия, являвшегося в разных странах, о происхождении и занятиях которого никто не знал, вокруг которого царил ореол мистического почтения и ужаса. И Германн добывает не просто средство выигрыша: он допытывается у старухи, каким образом можно подчинить себе судьбу, получить ту жизненную силу, что одухотворяла ушедший век и исчезла вместе с ним, оказалась навсегда утрачена потомками. Потому-то графиня выведена в повести как одна из последних представительниц того века, одновременно в двух временах: далекой молодости и нынешней пугающей старости. Германн пытается получить у нее не предназначавшееся ему «наследство» — власть над таинственными законами судьбы, способность к высшему авантюризму — но его попытка обречена на неудачу. Германн вступил на опасный путь игры с судьбой, и прошлый век в лице вновь старика — Чекалинского — уничтожает героя.


    Германн понял, что тайна «дорого ему стоила», и вступил на опасный путь игры с судьбой. Для игры в фараон, которая изображена в повести, нужно лишь везение: чтобы карта, которую игрок выбрал сам, легла справа от понтёра (в этой роли выступал Германн). «Поединок» банкомёта Чекалинского и понтёра Германна длился три дня. Но игра в карты воспринимается как «поединок» с неподвластной людям роковой силой. Это ощущение проявляется в глубоком молчании, царствовавшем кругом; руки Чекалинского «тряслись»; напряжение Германна было столь велико, что он «обдернулся» — вынул вместо туза даму. Это можно объяснить не только дрожанием рук Германна, но и тем, что по психологическим причинам Германн даму принял за туза.

    Совершенное преступление, неспокойная совесть, искаженная психика и слова Чекалинского «Дама ваша убита» пошатнули рассудок Германна окончательно. Ему опять показалось, что старуха прищурилась и усмехнулась — теперь уже с игральной карты, изображавшей пиковую даму. После грандиозного проигрыша «Германн стоял неподвижно». А когда отошел от стола, «игра пошла своим чередом», и выброшенный из жизни Германн теперь снова никого не интересовал.

    Из лаконичного «Заключения» мы узнаем, что герои, согласные со своей жизненной участью (и богач Томский, и бедная Лизавета Ивановна), устроились благополучно. Германн же, бросивший вызов судьбе, заплативший нечеловеческую цену за быстрое обогащение, отторгнут от людей, которых он посчитал лишь средством для достижения цели. Сумасшествие Германна — страшная плата за это.

    Мистика, тайна, роковые случайности — все это присутствует в «Пиковой даме». И все же содержательная основа произведения реалистична. Пушкин очень точно отразил основные социальные противоречия первой половины XIX века: бедность и богатство, жажда денег и личной независимости, стремление к власти и быстрому обретению капитала. Исследование психологии человека, готового идти на все ради достижения собственного благополучия, не менее реалистично. В повести убедительно изображаются чувства, эмоциональные состояния, настроения, переживания Германна, оказавшегося во власти индивидуализма, наполеонизма, социальных иллюзий эпохи. В литературе второй половины XIX века художественные находки Пушкина получают дальнейшее развитие, особенно в творчестве Ф.М. Достоевского.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Когда была написана повесть «Пиковая дама»?

    2. Какие актуальные проблемы первой половины XIX века отражены в повести? В чем заключается реализм «Пиковой дамы»?

    3. Дайте характеристику образа Германна.

    4. Расскажите о судьбе и характере старой графини.

    5. Какие нравственные, философские проблемы поднимает Пушкин в этой повести?

    6. Какие черты волшебной сказки проявляются в повести?

    7. Какие символические детали, образы, эпизоды, реплики вы можете назвать? Каков их смысл?

    8. В чем заключается психологизм повести?

    9. В какое время года и суток чаще всего происходят описываемые события? Почему?

    10. Каким предстает в повести образ Петербурга?

    11. Каково значение в повести сюжетных неожиданностей, умолчаний, интриги, мистики? Каков их художественный характер: романтический или реалистический?

    12. Какое значение имеет указание на сходство Германна с Наполеоном и Мефистофелем?

    13. Каков идейный смысл «Заключения» повести?

    Темы контрольного сочинения

    1. Проблемы смысла человеческой жизни, средств достижения цели, совести в повести «Пиковая дама».

    Тема предполагает раскрытие нравственной проблематики повести. В чем состоит главная моральная ошибка Германна? Какие ценности подменила в его сознании мечта достичь волшебного выигрыша? Почему в поединке с судьбой герой оказывается в проигрыше?

    2. Судьба Германна: игра в карты, борьба с самим собой, поединок с судьбой?

    Последовательность перечисления этих проблем в формулировке темы может стать планом сочинения. Какое место занимает в сюжете повести тема карточной игры — и как средства развлечения, и как способа быстрого обогащения, и как возможности видеть механизмы судьбы и случая в жизни людей? В чем суть внутреннего конфликта Германна? Чего хочет он добиться, узнав три карты: богатства, ощущения значительности собственной личности, власти над тайной? Центром работы станет анализ двух поединков героясо старой графиней и с Чекалинским, которые оба олицетворяют власть судьбы над человеком.

    3. «Мой капитал... доставит мне покой и независимость»: стремление к обогащению и индивидуализм человека в эпоху первой половины XIX века.

    В чем видит Пушкин разрушительное влияние мечты о мгновенном обогащении на нравственность человека? Рассмотрите эту проблему на материале повести с привлечением других произведений (стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», трагедии «Скупой рыцарь»).

    4.«Откройте мне вашу тайну!»: реальность и фантастика на страницах повести.

    Согласны ли вы с тем, что мечта Германна узнать тайну трех карт продиктована не только жаждой богатства, но и желанием прикоснуться к таинственной силе, чуду, олицетворенному в таинственном графе Сен-Жермене, старой графине, Чекалинском? Как Переплетаются в повести реальность и фантастика? Обратите особое внимание на сцену появления призрака графини: сон это или действительное чудо? Почему Германн так стремится к этому таинственному миру, есть ли эта яркость, богатство ощущений в его реальной жизни? Почему тайна ускользает от героя?

    5. Художественное своеобразие повести «Пиковая дама».

    Рассмотрите особенности сюжета и композиции повести, динамизм развития событий, сочетание «обычности» и исключительности в характерах героев, их поступках, обстоятельствах жизни; своеобразие переплетения реальности и фантастики. Сделайте вывод о специфике художественного метода Пушкина-прозаика в 1830-е годы.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта