Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
Скачать 466.24 Kb.
|
Контрольные вопросы и задания 1. Какова история создания романа «Капитанская дочка»? 2. На чей литературный опыт опирался Пушкин, создавая исторический роман? 3. Кому Пушкин доверяет рассказ о Пугачевском восстании, почему? 4. Расскажите о семье Гриневых. 5. Охарактеризуйте Петра Гринева. Какие этапы эволюции героя можно выделить? 6. Расскажите о семье Мироновых. Как в образах старого коменданта и его жены раскрывается «простое величие простых людей» (Н.В. Гоголь)? 7. Сколько сюжетных линий в романе? Какова их содержательная нагрузка? 8. Какие нравственные, социально-исторические проблемы ставит Пушкин в этом романе? 9. Какова точка зрения Петра Гринева и самого Пушкина на Пугачевское восстание, русский бунт? 10. Дайте характеристику образа Пугачева. 11. Какова роль образа Савельича в романе? 12. В чем проявляется реалистичность изображения исторических событий? 13. Какова роль внесюжетных элементов в романе: сна Гринева, писем, бурлацкой песни, калмыцкой сказки? 14. В романе ярко проявляется фольклорное начало. Назовите художественные приемы, элементы, которые придают повести народный колорит, сближают ее с произведениями устного народного творчества. Темы контрольного сочинения «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный» на страницах романа «Капитанская дочка». Фраза, ставшая темой сочинений, принадлежит рассказчику — согласен ли с нею автор романа? Как показывает Пушкин бессмысленную жестокость и самого восстания, и неизбежного его подавления (на уровне сюжета, характеров и судеб отдельных героев, в символическом плане произведения)? Сделайте вывод о нравственном, историческом, философском значении пушкинской оценки пугачевщины. 2. Тема любви и ее место в романе. Случайно ли в названии романа упомянута его героиня — Маша Миронова, «капитанская дочка»? Какое значение, по мысли Пушкина, имеет любовь в мире, охваченном взаимной ненавистью людей? Проанализируйте значение любви в становлении характеров и развитии судеб главных героев романа — Петра Гринева, Маши Мироновой, Швабрина. 3. Нравственные ориентиры в романе «Капитанская дочка». Какое место в романе занимает изображение истинных нравственных ценностей: чести, милосердия, любви, доброты ? В каких сюжетных линиях, в характерах и поступках каких героев воплотились эти идеалы ? 4. Судьба человека в контексте исторических событий. Проанализируйте развитие судеб основных героев романа в связи с их участием — вольным или невольным — в исторических событиях эпохи. Каков вывод Пушкина: что несет история «простому» человеку, как выстоять в исторических потрясениях? 5. Художественное своеобразие романа «Капитанская дочка». При раскрытии темы обратите внимание на следующие вопросы: особенности жанра «Капитанской дочки» как исторического романа с серьезной нравственно-философской проблематикой; особенности изображения истории «домашним образом», через судьбы отдельных людей; изображение личности человека в развитии, в неразрывной связи с историей; значение героя-рассказчика; место эпиграфов, поэтических фрагментов, фольклорных элементов в произведении; своеобразие описаний природы; значение таинственности в сюжетном и философском плане романа. Сделайте вывод о специфике изображения жизни и человеческих характеров в творчестве Пушкина-реалиста. Творческие задания 1. Сравните изображение крестьянского бунта в двух романах: «Дубровский» и «Капитанская дочка». Что сближает и отличает их? 2. Сопоставьте эпизоды метели, бурана в «Капитанской дочке» и «Повестях Белкина» («Метель»). Какие идеи вкладывает Пушкин в образ разбушевавшейся природы? 3. Сравните образы Зурина и Сильвио («Выстрел» из «Повестей Белкина»). В каких традициях решены образы: в романтических или реалистических? Что сближает и отличает их? 4. В чем проявилось мастерство Пушкина-художника в изображении внешности героев? 5. Сравните сцену суда Пугачева из повести «Капитанская дочка» и картину В. Перова «Суд Пугачева» (1875). Насколько близки эти изображения? Каков их идейный смысл? 6. Познакомьтесь с мнением В. Белинского о «Капитанской дочке» («Сочинения Александра Пушкина», статья одиннадцатая). Как оценивает критик пушкинский роман? Согласны ли вы с его мнением? Постарайтесь обосновать свою точку зрения. 6. Прочитайте статьи Марины Цветаевой «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев». Почему поэтесса считает, что Пушкин очарован Пугачевым? 7. В книге «Проза Пушкина» Н.К. Гей писал: «Гринев конструируется сразу и как персонаж, и как повествователь, в этих качествах он выступает одновременно. <...> Все это позволяет говорить о двух ипостасях Гринева. Повествование идет как бы на двух уровнях. И персонаж, и повествователь являются, по сути дела, одним и тем же лицом. Но они, однако, дифференцированы во временных пластах. Мы может говорить о наличии в повествовании Гринева-младшего, участника событий в настоящем, и Гринева-старшего, рассказывающего или, вернее, вспоминающего свое прошлое». Что вы можете сказать о Гриневе-персонаже, Гриневе-младшем? Что можно сказать о Гриневе-повествовате- ле, Гриневе-старшем? Насколько изменился внутренний мир, характер Гринева? Рекомендуемая литература: Алпатова Т.А. Возвращение мотивов. «Капитанская дочка» в поэтическом мире Пушкина // Литература в школе. — 1997. — № 7. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. — М., 1989. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л., 1977. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими страницами» Пушкина. — М., 1985. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. — Л., 1987. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». — М., 1989. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА Творчество Пушкина стало уникальным явлением в русской и мировой литературе. Пушкин одновременно подвел итог предыдущему развитию русской литературы и дал ей новые направления. Открытый всем сторонам жизни, в своем творчестве он удивительным образом синтезировал гражданский пафос и камерное, сугубо личное содержание. Тематика пушкинских произведений разнообразна. Это история, судьба поэта и предназначение поэзии, свобода, дружба, любовь, жизнь простого человека и др. Не менее широка проблематика его произведений. Народ и власть, национальные корни, дворянство и крестьянство, человек и общество, жизнь и смерть, человеческие страсти и пороки, роль личности в истории, зарождение капиталистических отношений, социальные противоречия, жизнь большого города, жажда власти, долг, честь, счастье, жизнь провинциального и столичного дворянства, добро и зло, преступление и наказание — вот далеко не полный перечень как «вечных», так и актуальных для эпохи начала XIX века проблем, которые раскрываются в произведениях Пушкина и решение которых у поэта отличается жизнеутверждающим характером, высочайшей степенью духовности, нравственности и гуманизма. Пушкин создал огромное количество художественных образов. Многие из них сыграли определяющую роль в истории русской литературы. Пушкин художественно воплотил «героя своего времени»; во всем противоречии представил образы Петра I и других русских царей. Он создал галерею женских образов, в которых отразились особенности национального характера — мудрость, жертвенность, преданность; грандиозно раскрыл образ народа как движущей силы истории. Пушкин открыл образ Петербурга — города, воплощающего таинственность пути России; разработал образ «маленького человека» — далеко не «маленького» с точки зрения нравственности и отношения к общечеловеческим ценностям. В дальнейшем эти образы будут неоднократно волновать русских писателей. В творчестве Пушкина представлены все литературные роды — лирика, драма, эпос. Он художественно обогатил многие литера-- турные жанры: Пушкин впервые в истории русской драматургии создал реалистическую трагедию, написал уникальные в своем роде «маленькие трагедии», роман в стихах. В лирическом творчестве Пушкин обращается к самым разным по художественным и содержательным особенностям жанрам: элегии, посланию, лирическому размышлению, оде, песне, сонету, эпитафии, романсу, эпиграмме и др. Пушкин поднял на новый художественный уровень жанры литературной сказки, повести, романа. В творчестве Пушкина отразилась важнейшая тенденция развития русской литературы 10—30-х годов XIX века — постепенное снижение роли поэзии и усиление интереса к прозе. Значительным достижением Пушкина является не только раскрытие актуальных проблем эпохи, но и их художественная интерпретация. Пушкин уделяет большое внимание художественным деталям, усиливающим психологизм произведений, исследованию внутреннего мира человека. В пушкинской прозе органично сосуществуют комические, романтические, символичес-. кие, фантастические элементы, которые подчинены реалистическому принципу воссоздания действительности. Огромное значение для русской прозы имели разработанные Пушкиным образы автора и рассказчика: в результате этого способы прозаического повествования стали значительно разнообразнее. В своем творчестве Пушкин использовал все пласты лексики. Стиль пушкинских произведений отличается простотой, ясностью, емкостью, афористичностью. Творчество Пушкина свидетельствовало об окончательном формировании русского литературного языка. В творчестве Пушкина русская литература впервые обрела в полном смысле слова национальную самобытность. Тема России, русские типы характеров, народно-национальная проблематика, блестящий русский язык произведений Пушкина выдвинули русскую литературу в один ряд с крупными европейскими литературами — с этих пор русская литература приобрела мировое значение. Проверочные вопросы и задания 1. Перечислите этапы жизни и творчества Пушкина с указанием основных биографических событий, художественных тенденций, написанных произведений. 2. Каково значение Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов для формирования мировоззрения Пушкина, развития его творчества? 3. С какими общественными, политическими деятелями, деятелями культуры и искусства был знаком Пушкин? Как общение с ними повлияло на творчество поэта? 4. Перечислите основные жанры, образы, темы, мотивы лирики Пушкина. Как он оценивает роль поэта и значение поэзии в жизни общества? 5. Какова степень влияния классицизма, сентиментализма, романтизма на лирику Пушкина? 6. Перечислите наиболее значительные поэмы Пушкина. Когда они были написаны? Какова их тематика, проблематика, художественная направленность? Какая художественная тенденция, характерная для искусства первой половины XIX века, нашла отражение в пушкинских поэмах? 7. Какие драматические произведения Пушкина вы знаете? Когда они были написаны? Каковы основные темы, проблемы, идеи пушкинских пьес? В чем заключается новаторское значение драматургии Пушкина? 8. Каково место романа «Евгений Онегин» в творчестве Пушкина и в истории русской литературы? 9. В чем проявляется «энциклопедичность» содержания романа «Евгений Онегин»? 10. Какие общественно-исторические, психологические, философские проблемы ставит Пушкин в романе «Евгений Онегин»? 11. Каков содержательный диапазон пушкинской прозы (тематика, проблематика, основные идеи)? 12. Как в прозе Пушкина соотносятся романтические и реалистические элементы? 13. Укажите образы, темы, проблемы, идеи, которые являются общими для поэзии, драматургии, прозы Пушкина. 14. Каково соотношение «вечной» (нравственно-философской) и конкретно-исторической (социально-политической) проблематики в творчестве Пушкина? Какие проблемы преобладают? 15. Каково значение творчества Пушкина? Темы контрольного сочинения 1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»: духовный мир Пушкина и его отражение в поэтическом творчестве. Лирика — это прежде всего отражение чувств, размышлений и переживаний автора, волновавших его в тот или иной период жизни. Воссозданию духовного мира Пушкина, круга его интересов, личных впечатлений на основе анализа лирических стихотворений должно быть посвящено данное сочинение. 2.Развитие основных тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина. В лирике Пушкина отчетливо прослеживаются темы, которые волновали поэта на протяжении всего творчества. Но в разные периоды жизни они раскрывались по-своему. В сочинении необходимо проанализировать динамику содержательных мотивов и художественных приемов в лирике Пушкина. 3. Человек и история в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина. Трактовка проблемы места человека в истории в двух поэмах Пушкина отличается. Выявлению общего и различного в содержании поэм, художественном воплощении исторической тематики посвящено данное сочинение. 4. Пушкин о человеческих страстях и пороках («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»). Трагедии Пушкина посвящены разным темам. Но в них ставится одна и та же проблема — несвобода человека от собственных страстей и пороков. Какие человеческие пороки привлекают внимание Пушкина, какова его идейно-эмоциональная оценка поставленной проблемы, — эти аспекты необходимо раскрыть в сочинении. «Поэзия» и «проза» жизни в повестях и романах Пушкина. В повестях и романах Пушкина нашли отражение различные стороны человеческой жизни: высокие, «поэтические», такие, как благородство, преданность, дружба, любовь, романтическая исключительность человека, и низкие, «прозаические», как, например, мелочность, бытовая повседневность и др. Что привлекает Пушкина в жизни человека, каковы его нравственные приоритеты, какими художественными средствами (романтическими или реалистическими) писатель «подсказывает» свои оценки — таковы содержательные грани данного сочинения. Актуальные проблемы начала XIX века в художественной интерпретации Пушкина (на материале прозаических произведений). В сочинении необходимо проанализировать те проблемы, которые были актуальны для жизни русского общества в начале XIX века, — крестьянский вопрос, народ и власть, накопление капитала, жизнь «маленького человека» и др. Какие из них получили наибольшее распространение в прозе Пушкина, с помощью каких художественных средств они вопАощаются — эти аспекты должны быть раскрыты в сочинении. Мотив денег в творчестве Пушкина. Мотив денег звучит в «Скупом рыцаре», «Повестях Белкина» («Выстрел», «Станционный смотритель»), «Пиковой даме», «Капитанской дочке» Пушкина. В некоторых произведениях он перерастает в серьезную проблему. В сочинении необходимо проанализировать содержательное значение этого мотива (в том числе и оценку автора) и художественные средства его воплощения. Образ «маленького человека» в творчестве Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»). Пушкин впервые с реалистических позиций раскрыл образ «маленького человека». В сочинении необходимо осветить содержательные и художественные особенности его воплощения. Женские образы в творчестве Пушкина. В лирике, драматургии, прозе Пушкина ощущается необыкновенно возвышенное отношение к женщине. Пушкин создал галерею прекрасных женских образов, в которых отразил сущностные черты русской женщины, — верность, жертвенность, мудрость. В сочинении необходимо рассмотреть женские образы (по выбору) и черты характера пушкинских героинь. Образ Петербурга в творчестве Пушкина. В творчестве Пушкина впервые так ярко был воплощен образ Петербурга («Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Медный всадник»). В сочинении необходимо раскрыть содержательные и художественные особенности его воплощения. Образ народа в творчестве Пушкина. Образ народа, верность народным традициям, социальное положение народа, отношение власти к народу — эти и другие содержательные грани народной тематики нашли отражение в творчестве Пушкина. Проанализируйте их в таких произведениях, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Дубровский» «Капитанская дочка». 12. Образы автора и рассказчика в произведениях Пушкина. В некоторых произведениях Пушкин ведет повествование от первого лица, принимает участие в событиях, делает авторские отступления («Евгений Онегин») или, напротив, самоустраняется, доверяя повествование рассказчику («Повести Белкина», «Капитанская дочка»). В сочинении необходимо раскрыть содержательное и художественное значение этого приема. 13. Комическое на страницах пушкинских произведений. В произведениях Пушкина достаточно часто звучит смех автора (сцены из «Евгения Онегина», «Повестей Белкина», «Капитанской дочки»). Что это за сцены, каков характер пушкинского смеха (юмор, ирония, сарказм, сатира), какие комические приемы использует писатель, — таков содержательный объем данного сочинения. 14. Символика и фантастика в творчестве Пушкина. Символические и фантастические детали и образы не так часто встречаются в творчестве Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). Тем более необходимо выявить их содержательный смысл, художественную природу (романтическую, психологическую и т. д.), — такова главная цель сочинения. 15. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина. Во всем творчестве Пушкина наблюдается сложное взаимодействие романтических и реалистических элементов: и в содержании (проблемы, идеи), и в художественной форме (приемы). В сочинении важно показать этот синтез, обосновать преобладающие тенденции в творчестве Пушкина. 16. «Ужасный век, ужасные сердца!»: актуальные проблемы начала XIX века в поэзии, драматургии, прозе Пушкина. Все основные общественно-политические, социально-экономические, нравственно-философские тенденции в жизни России начала XIX века нашли отражение в творчестве Пушкина. В сочинении важно не только их проанализировать, но и обратить внимание на средства художественного воплощения проблематики, ее вневременное, общечеловеческое звучание. 17. Размышления Пушкина о роли личности в истории, власти и народе. В таких произведениях, как «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Дубровский, «Капитанская дочка», Пушкин пытается ответить на глобальные вопросы, которые волновали его на протяжении всей жизни, — о судьбах личности, власти, страны. Какова точка зрения Пушкина, менялась ли она с течением лет, — таковы содержательные грани данного сочинения. 18. Жизнеутверждающий характер творчества Пушкина. Несмотря на то что в жизни Пушкина было много драматических событий и потрясений, его творчество в целом очень оптимистично. В сочинении необходимо показать, в чем проявляется жизнеутверждающий пафос пушкинского творчества. 19. Тема России — главная тема творчества Пушкина. Все творчество Пушкина — о России, ее людях, природе, быте, традициях, истории. Каким предстает обобщенный образ России в творчестве Пушкина, о чем болит душа поэта, чему он искренне радуется, что ненавидит и чем восхищается, — попытайтесь ответить на эти вопросы в своем сочинении. |