Главная страница
Навигация по странице:

  • Роман как художественное целое. Автор в романе

  • Жанровое своеобразие «романа в стихах».

  • Реалистический подход

  • «онегинской строфы».

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница13 из 20
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   20

    Ленский и его роль в романе

    Каково прошлое Ленского, его воспитание, образование (2, VI, XXXXIII)? В чем его жизненные идеалы (2, VIIX)? Почему Ленский сближается с Онегиным (2, XIXIII, XV)? Что было предметом их разговоров (2, XVIXIX) ? Как описано в романе чувство Ленского к Ольге (2, ХХ-ХХП; 4, XXVXXVII, LLI)? Как отреаги­ровал Ленский на поведение Онегина на именинах у Лариных, что так задело его (5, XLII, XLIVXLV)? Каким предстает герой накануне поединка (6, XIIXXIII) ? Как описывает автор гибель Ленского, ка­кие чувства вызвала она в Онегине (6, XXXXXXV) ? Каким могло бы стать будущее Ленского, какие возможности оборвались с его смертью (6, XXXVIXXXIX)? Насколько долго сохранялась память о Ленском, какие мысли навевает автору его могила (6, XLXLII; 7, VIXI) ?

    Размышления Пушкина о путях развития литературы, о ге­роях-современниках, наконец, о человеческой судьбе, ее таинст­венных закономерностях, размышления о жизни и смерти опре­деляют изображение еще одного персонажа в романе, Владими­ра Ленского. Он сразу входит в роман как антитеза Онегину. Ленский появляется в деревне «в ту же пору», что и Онегин, и композиция с его появлением приобретает своеобразную симме­трию. Предыстории Онегина, очерченной в 1 главе, соответству­ет краткий очерк воспитания и образования Ленского; востор­женное отношение юноши-поэта к жизни противопоставляется холодной разочарованности Онегина; печальная история несо­стоявшегося счастья Онегина и Татьяны оттеняется картинами счастливой любви Ленского и Ольги. Тем трагичнее, нелепее внезапное крушение, дуэль и гибель Ленского.

    Каким же представлен Ленский в романе; почему именно так, а не иначе складывается его судьба; как относится автор к своему герою?

    Если в облике и отношении к жизни Онегина Пушкин вы­деляет линию трагического «разочарованного» романтизма (Бай­рон, Альфред де Мюссе, романы, «в которых отразился век», входили в круг его чтения, «подобной английскому сплину» бы­ла его «русская хандра», «резкий, охлажденный ум», угрюмость, холодная насмешливость бросаются в глаза в его характере и по­ведении), то Ленский соотнесен автором с иной литературной традицией. Он — дитя немецкой поэзии и философии («с душою прямо геттингенской», «поклонник Канта и поэт», выросший «под небом Шиллера и Гёте»), живущий в мире жизненных цен­ностей сентиментализма и предромантизма. Здесь нет места ду­шевной опустошенности, напротив, все кажется проникнуто ве­рой в возможность чистой и ясной жизни, верой в дружбу, неж­ную любовь, великую будущность. В душе Ленского причудливо перемешались гражданственные стремления («вольнолюбивые мечты, // Дух пылкий и довольно странный...», «негодованье, со­жаленье, // Ко благу чистая любовь // И славы сладкое муче­нье»), страстная жажда излиться душой в слове, искренность по­эта («Он в песнях гордо сохранил // Всегда возвышенные чувст­ва»), трогательная открытость дружбе, восхищение простой пат­риархальной жизнью (вспомним его «надгробный мадригал» ста­рику Ларину). Ленский — это словно бы все сразу: туманные мечты и светлые надежды, печальные размышления о скоротеч­ности жизни и жажда любви и счастья.

    Отношение автора к своему герою трудно определить одно­значно. Ленский, безусловно, привлекает юношеской чистотой и ясностью, открытостью души, глубокой, не показной нравствен­ностью. И в то же время автор иной раз иронизирует над своим героем, его меланхоличными элегиями («Он пел поблеклый жиз­ни цвет // Без малого в осьмнадцать лет»), его любовью («Обиль­ный чувствами рассказ, // Давно не новыми для нас»); да и сама возлюбленная поэта, Ольга — милая, живая, но слишком обык­новенная, «непоэтичная» (недаром скажет о ней Онегин: «Я вы­брал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт»). Ирония по от­ношению к Ленскому возникает благодаря особому пушкинско­му приему: он словно включает в авторский текст голос самого героя, иногда обозначая его слова курсивом («и нечто, и туман-ну даль, Ц И романтические розы...»), но чаще — просто собирая «вокруг» Ленского привычные для исповедальной лирики пред-романтизма и романтизма образы. Перенесенные из лирическо­го стихотворения в иной мир — мир реалистического романа — они становятся иной раз как будто неуместны. Однако это не от­рицание, не «развенчание» героя; легкая ирония позволяет лишь слегка улыбнуться, видя восторженное увлечение юноши, скры­вая за этой улыбкой горькое осознание того, как хрупки пропо­ведуемые им идеалы перед лицом неумолимого времени.

    Именно проблема времени, его разрушающей силы наиболее тесно связана в романе с образом Ленского. Не случайно мягкая ирония над ним нередко перерастает в собственно авторские раз­мышления о неотвратимо надвигающейся старости, о постепен­ном оледенении, омертвении души, о том, что юность, счастье, сила, вера в себя, любовь даны человеку лишь на миг. Образ Ленского столь глубоко связан с философской проблемой време­ни в романе потому, что он, в сущности, и есть это олицетворен­ное мгновение, сама юность, которая неизбежно исчезнет. Осо­бенно трагично звучит эта мысль в финале 4 главы, проникнутой мрачными предчувствиями; словно темные тучи сгущаются над идиллическим миром героев:

    Он был любим... по крайней мере

    Так думал он, и был счастлив.

    Стократ блажен, кто предан вере,

    Кто, хладный ум угомонив,

    Покоится в сердечной неге,

    Как пьяный путник на ночлеге,

    Или, нежней, как мотылек,

    В весенний впившийся цветок;

    Но жалок тот, кто все предвидит,

    Чья не кружится голова,

    Кто все движенья, все слова

    В их переводе ненавидит,

    Чье сердце опыт остудил

    И забываться запретил.

    Дуэль с Онегиным и гибель Ленского, трагически-нелепые с точки зрения житейской логики, не только свидетельствуют о страшной тайне Онегина — его боязни света, «общественного мненья», которое он, казалось бы, столь презирал. В описании смерти героя автор выявляет глубокий философский смысл: неот­вратимость того, что совершается. В нравственном плане романа это заставляет задуматься о непоправимости преступления; в об­щефилософском же — дает страшную возможность вглядеться в лицо самого времени — и смерти. Они сливаются в метафоричес­ком образе смерти-часов («...пробили // Часы урочные»), который восходил к традициям поэзии Державина — в стихах поэта XVIII века «глагол времен, металла звон» напоминал о неумолимо на­двигающемся конце всего, в том числе жизни человека.

    Само описание смерти Ленского поражает замедленностью, мучительной растянутостью («Так медленно по скату гор, // На солнце искрами блистая, // Спадает глыба снеговая»). Ничего уже не остановить и не вернуть назад:

    Недвижим он лежал, и странен

    Был томный мир его чела.

    Под грудь он был навылет ранен;

    Дымясь, из раны кровь текла.

    Тому назад одно мгновенье

    В сем сердце билось вдохновенье,

    Вражда, надежда и любовь,

    Играла жизнь, кипела кровь, —

    Теперь, как в доме опустелом,

    Все в нем и пусто и темно;

    Затихло навсегда оно.

    Закрыты ставни. Окна мелом

    Забелены. Хозяйки нет.

    А где, бог весть. Пропал и след.

    Идею неотвратимости изменений, которые совершает время с человеком, автор вновь подчеркивает, размышляя о возмож­ном, но не реализовавшемся будущем героя («Быть может, он для блага мира, // Иль хоть для славы был рожден» — «А может быть и то: поэта// Обыкновенный ждал удел...»). «Обыкновен­ный удел» как возможная судьба Ленского возникает в сознании автора вовсе не только для того, чтобы еще раз усомниться в твердости романтических убеждений. Этот удел, как и удел вели­кого поэта, как сохранившиеся в отвергнутых Пушкиным варит антах иные направления развития Ленского — судьба ловкого га­зетчика, великого полководца («как наш Кутузов иль Нельсон, // Иль в ссылке, как Наполеон...»), даже судьба мученика (мог «...быть повешен, как Рылеев») — поставлены в один ряд, как возможные, но не реализовавшиеся пути: к судьбе человека, как и к истории, неприменима формула «что было бы, если...», она слишком неумолима для этого.

    Покинутая могила Ленского становится еще одной эмблемой хода времени, памяти и забвенья:

    Есть место: влево от селенья,

    Где жил питомец вдохновенья,

    Две сосны корнями сплелись,

    Под ними струйки извились

    Ручья соседственной долины <...>

    Там у ручья в тени густой

    Поставлен памятник простой...

    Мечта героя о вечном соединении двух любящих сердец, не реализовавшаяся в его жизни, словно растворилась в самой при­роде и воплотилась в двух сросшихся деревьях (в языке эмблем пушкинской эпохи два сросшиеся плода, два склоненных друг к другу дерева, как и деревья, сплетенные корнями, — знаки со­единения, вечной любви, единого чувства, которое не изменится никогда). В пушкинском образе значение этого символа обога­щается благодаря идее покоя: деревья словно замерли (и в этом они подобны вечности), в противоположность бегущему ручью — аллегории времени, которое уносит все, уносит и саму память.

    Ленский забыт — это трагически-печальная неизбежность, которую нередко предощущает в отношении собственной судь­бы, будущности своего труда и сам автор. Размышления о жизни и смерти Ленского существуют в пушкинском романе в стихах как знак «лелеющей душу гуманности» к человеку, знак фило­софских размышлений о вечном возвращении к природе и нео­братимости человеческого пути, о времени, забвении и памяти.
    Роман как художественное целое. Автор в романе

    Где происходит действие романа, какие сферы жизни изобра­жены в произведении (1, Ш-ХХХ, XXXV-XLIX, LIIILVI; 2, I-V, XI-XII, XXX-XXXVI; 4, XXVIII-XXX; 5, I-III, XXVI-XL; 7, XXXIII-XXXV, XXXVI-LIV; 8, XXIII-XXVI)? Какова тематика авторских отступлений, прерывающих линию развития сюжета (1, XVIIIXX, XXIXXXXIV, XLIX-L, LVLX; 2, XXXIXXL; 3, XI-XIV, XXII-XXXI; 4, VII- VIII, XVIII-XXII, XXVIII-XXX, XL-XLIII; 5, I-III, XL-XLII; 6, XXXIII-XXXIV, XL-XLVI; 7, IV, XXXIII-XXXV, XXXVI-XXXVII, LV; 8, I-XII, XXIX, XLIX-LI)? Как оцениваются в них герои и события романа; какие авто­биографические намеки встречаются в них; каковы взгляды автора на современную ему жизнь, на искусство, на собственный роман; в каком тоне беседует он со своим читателем?

    Жанровое своеобразие «романа в стихах». Размышления о ху­дожественной природе собственного произведения становятся в «Евгении Онегине» одной из важных и значительных тем. Автор внимательно вглядывается в «даль свободного романа», перехо­дит от темы к теме и даже подчеркивает, что его роман в этом смысле — вольная «болтовня» с читателем, ...собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных...

    Пушкин (художественно мистифицируя читателя) признается в слабой связанности глав романа, тематическом и жанровом раз­нобое. Он в разгар повествования может даже спохватиться, что в романе немало противоречий... Они, кстати, давно известны: кто такой Онегин — «добрый... приятель» автора или созданный им персонаж; откуда автор мог знать содержание письма Татьяны, если оно написано Онегину, и т. д. Сам Пушкин сознавал, что в его романе «противоречий очень много». Но исправлять их не со­бирался, видимо, потому, что, сознавая разницу между правдой жизни и художественным правдоподобием, дорожил первой.

    Сама форма свободного повествования, столь великолепно примененная Пушкиным, напоминает стиль авторской речи в «Дон Жуане» Байрона. Это произведение Пушкин упоминает в своей известной фразе о форме «Евгения Онегина»: «Пишу не ро­ман, а роман в стихах — дьявольская разница. В роде "Дон Жуа­на"...» И в самом деле, казалось бы, стихи — это всего лишь фор­ма, в которую можно уложить какое угодно содержание. Но это за­блуждение. Форма и содержание не отделяются друг от друга. Стихотворная форма действительно вносит «дьявольскую» разницу в способ подачи жизни в этом романе. Лирическая стихия диктует свои каноны и «вытягивает» из изображения свой смысл. Прежде всего уточним, что Пушкин предстает в романе в трех ракурсах. Автор выступает и как реальное действующее лицо (он знаком с Онегиным, был дружен с ним; хранит письмо Татьяны, предсмертные стихи Ленского), и как сторонний наблюдатель, оценивающий образы и события, и как «лирический герой», рас­крывающий свой внутренний мир (авторские отступления, авто­биографические сведения). Такое сложное присутствие образа ав­тора в романе связано со способом повествования. Пушкин то повествует от третьего лица, что усиливает впечатление объектив­ности, беспристрастности, то рассказывает от первого лица — это подчеркивает субъективное, личностное отношение автора к опи­сываемым событиям. Наконец, важно отметить, что автор дис­танцирует себя от главного героя романа. Это не байроновский вариант романтической исповеди о себе самом, а реалистический взгляд со стороны на характер и судьбу героя-современника:

    ...Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом...

    Реалистический подход к раскрытию образа Евгения Онеги­на дал Пушкину возможность показать зависимость взглядов, ха­рактера главного героя от среды, воссоздать ту духовную атмо­сферу, в которой формировался тип Евгения Онегина, исследо­вать причины его разочарования, неудовлетворенности и, нако­нец, противоречий между героем и обществом. Реалистически раскрываются и остальные персонажи романа, среди которых бо­лее подробно обрисованы образы Ленского, Татьяны и Ольги Лариных. Интересно, что Пушкин показывает не только их внут­ренний мир, психологию, судьбы, но и противопоставляет друг другу. Образ Татьяны Лариной дан как антитеза Ольге, на антите­зе представлены и образы Онегина и Ленского.

    Прием противопоставления используется также и в характе­ристике собирательных образов романа — столичного и провин­циального дворянства. Их объединяет праздность, пустота. Но жители столицы слишком удалены от народной жизни. Они прово­дят время на балах, приемах, в театрах. Провинциальные же дво­ряне ближе к стихии народной жизни. Они говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Вспомните Лариных, которые от­мечали народные праздники: Святки, Масленицу. Описывая свет­ский Петербург, Москву, русскую провинцию, Пушкин не только противопоставляет их, но и подробно исследует нравы, быт, тра­диции. Это послужило основанием для того, что Белинский на­звал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».

    Содержание романа действительно энциклопедично. Но созда­нию этой «энциклопедичности» способствует и художественная форма романа. Пушкин меньше всего интересуется сюжетикой произведения — любовная коллизия дается во многом для того, чтобы наиболее полно раскрыть главные образы. Истинное богат­ство романа — за пределами сюжета, в многочисленных внесюжетных отступлениях и описаниях, именно они выводят содержа­ние романа на «энциклопедический» уровень. Пушкин подробно описывает столичную и провинциальную жизнь России начала XIX века. Он делает авторские отступления от сюжетной линии. Их тематика впечатляет: Пушкин рассуждает о театре, балах, друж­бе, эгоизме, истории русской литературы XVIII и начала XIX ве­ка, о женщинах, временах года, вине, русских дорогах, своем рома­не, русском и французском языках, женских ножках и т. д., нако­нец, о самой судьбе, жизни и смерти человека. Тематика авторских отступлений столь широка, что позволяет судить о культуре, жиз­ни дворянского общества, природе, законах человеческого бытия. Авторские отступления, безусловно, расширяют сюжетное содер­жание пушкинского романа, сообщая ему грандиозный уровень художественного обобщения, посвящая читателя в особенности на­ционально-историчес- кого бытия, мыслей и чувств русского челове­ка начала XIX века. Судьбы Онегина и Татьяны, Ленского, всех хо­тя бы на мгновение мелькнувших в романе героев позволяют по­нять главное: жизнь таинственна и необъяснима, все наши мнения о ней призрачны (неспроста сказано в романе, что «...мы неуго­монно // Хлопочем, судим обо всем...»), время уходит безвозврат­но, на этой ноте, авторским размышлением, и заканчивается роман:

    Блажен, кто праздник жизни рано

    Оставил, не допив до дна

    Бокала полного вина,

    Кто не дочел ее романа

    И вдруг умел расстаться с ним,

    Как я с Онегиным моим.

    Помимо авторских отступлений в структуру романа входят другие внесюжетные элементы: письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, сон Татьяны и др. Эти приемы способствуют более полному раскрытию психологии героев. Можно сказать, что ро­ман Пушкина — психологический роман: это усиливает его ис­торическую достоверность, художественную правдивость, то есть реалистическую основу отражения действительности.

    Говоря о композиции «Евгения Онегина», необходимо отме­тить несколько моментов. Во-первых, действие романа начинает­ся и заканчивается в Петербурге, что образует словно бы «коль­цо» произведения. Во-вторых, внутри романа Пушкин часто ме­няет пространственно-временные отношения: действия происхо­дят то летом, то зимой, то через восемь лет; размышления автора переносятся и в историческое прошлое; герои появляются и в Пе­тербурге, и в деревне, и в Москве. В-третьих, композиция рома­на отличается «зеркальностью»: сначала Татьяна Ларина пишет любовное письмо Онегину, а Онегин дает ей отповедь; затем Онегин посылает Татьяне признание в любви, а Татьяна отверга­ет его чувства. Наконец, необычен финал романа — он открыт, что позволяет читателю самому домыслить дальнейшие судьбы героев и прежде всего Евгения Онегина. Находясь в зависимости от традиций светского общества, Онегин вместе с тем входит в противоречие с ним. Став чужим обществу, пройдя через испы­тание любовью, он стоит на перепутье, не определившись в сво­их дальнейших целях. Все перечисленные композиционные осо­бенности романа говорят о сложнейшей философии жизни, кото­рую вложил в свое произведение Пушкин. Человеческая жизнь имеет не только закономерности, она подвержена случайностям, которые могут резко изменить привычный ход событий. Жизнь и судьба — проблема, волновавшая Пушкина на протяжении мно­гих лет. Этот вопрос автор ставит и в романе «Евгений Онегин».

    Итак, роман Пушкина — действительно «свободный» роман. Реалистические принципы открыли Пушкину большие возможно­сти для воссоздания окружающей действительности. А стихотвор­ная форма «Евгения Онегина» по-своему преумножила их. Стихо­творный роман Пушкина «Евгений Онегин» является не только ре­алистическим, но и лиро-эпическим. Эпическая природа романа связана с сюжетным развитием, объективным характером изобра­жения событий. Лирическая стихия ассоциируется с авторскими отступлениями, воспроизведением чувств и переживаний героев.

    Единство повествовательного и лирического начал во мно­гом достигается благодаря новой строфе, которую Пушкин со­здал для своего романа и которая получила название «онегинской строфы». Ее новизна заключается в том, что строфа включает 14 стихов, объединенных различными способами рифмовки. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифму, далее она сме­няется парной рифмовкой, затем — кольцевой, а завершается строфа рифмующимся двустишием. «Онегинская строфа» позволила Пушкину свободно переходить от одной темы к другой, от описательных эпизодов к лирическим отступлениям. К тому же «онегинская строфа» отличается разговорным характером, кото­рый возникает в единстве со стихотворным размером романа — четырехстопным ямбом.

    Действительно, Пушкин был неопровержимо прав, когда пи­сал о «дьявольской разнице» между прозаическим романом и ро­маном в стихах. Стихотворная форма дала возможность поэту со­отнести события своего романа с высшими закономерностями бытия, мотивами судьбы человека, верности и предательства, смерти и бессмертия. Жизнь в ее повседневных противоречиях на самом деле скрывает в себе высшие истины — таково главное нравственное и художественное открытие Пушкина, сделавшее роман «Евгений Онегин» без преувеличения одной из главных книг всей русской литературы.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   20


    написать администратору сайта