Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
Скачать 466.24 Kb.
|
Художественное новаторство трагедии Пушкин открыл новую веху в истории русской драматургии. Реалистическая трагедия «Борис Годунов» насыщена новаторскими приемами сценического воплощения сюжета и характеров. Здесь поэт восстановил традиции древнерусской книжности, прерванные в литературе XVIII века, ориентировавшейся на европейскую культуру. Пушкин использовал летописи (в раскрытии образа Пимена), агиографические19 20 памятники (в рассказе Патриарха о чудесных мощах царевича Димитрия, обрисовке образа Николки Железного Колпака). Новаторство проявилось в масштабности охвата исторической действительности в пределах одного драматургического сюжета. События 1598—1605 годов, описанные в трагедии, явились началом цепи катастроф в истории России. Трагедия насыщена массовыми сценами, в которых создаются панорамные картины («Девичье поле. Новодевичиймонастырь»): ...и в поле даже тесно, Не только там. Легко ли? Вся Москва Сперлася здесь; смотри: ограда, кровли, Все ярусы соборной колокольни, Главы церквей и самые кресты Унизаны народом. В «Борисе Годунове» Пушкин выступает также реформатором театра. В трагедии доминирует режиссерское начало. Уже название — «Борис Годунов» — имеет режиссерский смысл. Оно выделяет Бориса Годунова как главного героя. Благодаря названию пьеса воспринимается как трагедия главного героя. Режиссерские указания содержатся также в ремарках пьесы. В тексте трагедии они образуют самостоятельный план. Например, в указания действующих лиц включаются ремарки, при этом они выделяются контрастным шрифтом: «ШУЙСКИЙ. Множество гостей. Ужин», «ЦАРЕВИЧ чертит географическую карту», «БАСМАНОВ вводит ПУШКИНА», «ПУШКИН идет, окруженный народом». К тому же многие внутренние ремарки представляют живые картины и действия: «Народ (на коленях. Вой и плач)», «Поэт (приближается, кланяясь низко и хватая Гришку за полу)», «Царь выходит из собора. Боярин впереди раздает нищим милостыню. Бояре». Своеобразие стиля и языка пьесы заключается в том, что большинство сцен написано нерифмованным пятистопным ямбом с обязательной цезурой после второй стопы. Это определяет логические ударения и мелодику каждой фразы. Стихотворный ритм акцентирует драматизм событий, изображенных в трагедии. Напротив, прозаические сцены («Палаты патриарха», «Корчма на Литовской границе», «Граница близ Йовгорода-Северского», «Площадь перед собором в Москве», «Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца») выпадают из мерного торжественного повествования, они имеют иную драматическую интонацию. Сценическое действие развивается стремительно. Каждая сцена требует новых декораций. Но за внешней динамикой скрыто хронологическое повествование, так как события развиваются по принципу исторической кумулятивности21: один эпизод нанизывается на другой, один вытекает из другого. Динамичность хронологическому развертыванию событий придает прием сюжетного умолчания. Например, после сцены в Чудовом монастыре, которая завершается монологом Григория («Борис, Борис! Все пред тобой трепещет»), следует сцена в палатах Патриарха, в которой выясняются обстоятельства побега Григория и обсуждаются меры по его поимке и наказанию. Многие сцены построены на активном диалоге или активном действии двух героев. Ключевыми являются сцены «Царские палаты», «Москва, царские палаты», в которых звучат к тому же развернутые монологи главного героя. Каждая сцена имеет свою сложную драматургию, которую можно представить как самостоятельный спектакль. «Борис Годунов» — своеобразная драматургическая энциклопедия. Контрольные вопросы и задания 1. Какова история создания трагедии «Борис Годунов»? 2. Какие исторические деятели выдвинуты Пушкиным на первый план в трагедии? 3. Какова жанровая специфика пьесы? 4. Проанализируйте сюжет трагедии. Выявите в нем основные линии развития действия, определите завязку, кульминацию, развязку. 5. Какие проблемы поставлены в трагедии? 6. Как Пушкиным трактуется проблема власти, ее законности и нравственного права на власть? 7. Какова роль образа народа в трагедии? Проанализируйте все сцены трагедии, в которых участвует народ. Какие реплики людей из народа наиболее значимы? Как обобщенный образ народа помогает понять идейный смысл пьесы? 8. Дайте характеристику образа Бориса Годунова. Проанализируйте два монолога Годунова в царских палатах («Достиг я высшей власти...», «Подите все — оставьте одного...»). С каких сторон раскрывают личность Годунова его монологи, каковы их основные идеи? 9. Дайте характеристику образа Самозванца. Какие высказывания, монологи Самозванца доказывают, что он авантюрист? 10. Перечислите второстепенных и эпизодических персонажей пьесы. Какие из них наиболее значимы? 11. Какова композиционная роль сцены с Юродивым? Каково значение этого образа для понимания идейного смысла трагедии? 12. В чем заключается новаторство Пушкина-драматурга? 13. В первоначальном варианте пьеса заканчивалась народным возгласом: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Окончательный вариант иной: народ безмолвствует. Что изменилось в содержании всей трагедии в результате исключения из пьесы всего лишь одной реплики? Темы контрольного сочинения 1. Трагизм образа царя Бориса. Тема предполагает рассмотрение образа Бориса Годунова как трагического персонажа. В чем суть неразрешимого нравственного конфликта этого человека? Почему благие пожелания Бориса остаются нереализованными? Какие грани личности царя проявляются в общении с семьей, с боярами, Патриархом, в монологах, произносимых наедине с собой? Как решает Пушкин проблему исторческой вины Бориса Годунова? 2. Вина царя — вина народа? («Борис Годунов»). Изображая сложные отношения народа и власти в эпоху Смутного времени, Пушкин избегает однозначных оценок. В чем видит поэт причину трагедии царя Бориса? Почему взявший на себя роль «мирского суда» Самозванец обречен также быть трагической фигурой в истории? Насилие и преступление власти — как отражаются они на нравственности самого народа? В чем видит Пушкин выход из этого порочного круга жестокости? Ответы на эти вопросы и помогут раскрыть тему сочинения. 3. Проблема власти и способов ее достижения в трагедии «Борис Годунов». Возможно ли, имея благие намерения, использовать неправедные средства для их реализации? К чему приводит торжество безнравственности в политике? Эти проблемы затрагиваются в трагедии в связи с несколькими образами: Бориса Годунова, Самозванца, Шуйского. Какими путями каждый из них стремится к власти? К чему приводит (или приведет в будущем) их «тактический» отказ от нравственных законов в борьбе за трон? 4. Сплетение судеб и характеров в истории («Борис Годунов»). История складывается из судеб отдельных людей — как эта истина реализовалась в трагедии «Борис Годунов»? Тема требует рассмотреть галерею «портретов» персонажей трагедии, от самых значительных до «маленьких» людей, обычно не отмеченных историей. Каковы их роли в исто- рической жизни страны ? В чем проявляется причудливая «ирония судьбы», неожиданно сталкивающая самых разных людей? Кто из писателей второй половины XIX века и XX столетия продолжил пушкинскую традицию видения истории как сплетения судеб множества людей? 5. Художественые особенности трагедии «Борис Годунов». Поэтика «Бориса Годунова» определяется взаимодействием с двумя традициями: пьес классицизма и трагедий Шекспира. Каким образом на «пересечении» этих линий формирует Пушкин свое изображение прошлого России, осмысление судеб и характеров героев, конфликта, формирует стиль и язык пьесы ? Эти проблемы поэтики и надо рассмотреть в работе. Творческие задания 1. Прочитайте в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина главы о царствовании Бориса Годунова. Сравните их с «Борисом Годуновым» Пушкина. Что общего и различного в трактовке исторических событий ученым и поэтом? 2. Сравните трагедию «Борис Годунов» с поэмой «Полтава» Пушкина. Что сближает эти произведения? Какая идея важна для Пушкина в ходе раскрытия проблемы власти, жизни государства? Какие образы в двух произведениях содержательно близки? Как в двух произведениях раскрывается «польская» тема? 3. Сравните трагедию «Борис Годунов» с поэмой «Медный всадник» Пушкина. Что общего в трактовке Пушкиным проблемы взаимоотношений власти и народа, власти и «маленького человека»? Кем, согласно Пушкину, делается история: волей человека, наделенного властью, или народом? 4. Подумайте, какими могут быть декорации к трагедии. Как часто вы бы их меняли? В каких эпизодах трагедии можно использовать музыку? Какие произведения русских композиторов вы бы использовали в качестве музыкального оформления пьесы? 5. На сюжет пушкинской трагедии М.П. Мусоргский написал оперу «Борис Годунов» (1868—1872). В качестве либреттиста выступил сам композитор. Сопоставьте текст трагедии Пушкина с оперным либретто Мусоргского. Что их отличает? Какие идеи акцентируются Мусоргским? Какие оперные арии стали знаменитыми? 6. Прочитайте десятую статью из «Сочинений Александра Пушкина» В.Г. Белинского. Как оценивает критик трагедию Пушкина? 7. Исследователь творчества Пушкина С.М. Бонди в книге «О Пушкине» так писал о «Борисе Годунове»: «Это не пьеса о Борисе Годунове как “трагическом герое” или о Григории Отрепьеве — это прежде всего драма, воспроизводящая исторические события. <...> Пушкину нужно было именно это непринужденное чередование отдельных сцен, в своей совокупности незаметно создающих грандиозную картину исторического события, народного движения. <...> Если бы. драма Пушкина была драмой о Борисе Годунове... <...> ...она должна была кончиться, так как главный герой погиб. <...> Нет, здесь, конечно, дело в том, что в последних сценах трагедии появляется во всей своей мощи главное действующее лицо драмы — народ». Согласны ли вы с утверждением ученого? Кто является главным действующим лицом трагедии — Борис Годунов, Самозванец, народ, «исторический процесс»? Докажите свою мысль, проанализировав сюжет и композицию трагедии. «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» «Маленькие трагедии» написаны осенью 1830 года в Болдине. Тема драматического цикла — нераскаянное состояние души, подчиненной страстям. В драматических сценах философски осмысливаются такие грехи, как сребролюбие («Скупой рыцарь»), зависть («Моцарт и Сальери»), разврат («Каменный гость»), гордыня («Пир во время чумы»). Общая страсть для всех героев трагедий — жажда самоутверждения. Порочная идея самоутверждения возникает в индивидуалистический век, когда, с одной стороны, человек почувствовал себя свободным, а с другой — сделался своевольным и утвердил свои личные желания как единственную и непреходящую ценность. Трагические ситуации возникают на пересечении свободы и своеволия, зависимости и произвола, страсти и рассудка, на границе жизни и смерти. Размышляя о нравственно-философских проблемах современности, Пушкин выбирает в качестве героев «Маленьких трагедий» людей больших страстей, сильных характеров, своеобразно выступая при этом в роли моралиста, философа. В драматических сценах нет подробного, реалистически конкретного исследования событий, внутреннего мира персонажей. Пушкину важно в максимально обобщенной, художественно концентрированной форме напомнить об общечеловеческих, «вечных» проблемах бытия, хорошо известных каждому. Потому сценическое время отдельных трагедий цикла сравнительно небольшое, место действия — весьма условное. При такой «сжатой» драматургической форме в «Маленьких трагедиях» усиливается роль монологов и диалогов, которые насыщены афоризмами, рассуждениями философского содержания. Чрезвычайно значимы также сюжеты драматических сцен: они даны в предельно лаконичном объеме, на кульминационной точке развития дейст- вия с последующей развязкой конфликта. «Великими в целом и в частях» назвал Белинский «Маленькие трагедии» Пушкина. «Скупой рыцарь» Почему Соломон отказывается дать Алъберу денег взаймы? Какой способ разбогатеть предлагает ростовщик? Почему Альбер его отвергает? Как Барон характеризует своего наследника? Что значит для Барона накопленное богатство? В чем обвиняет Барон своего сына в разговоре с Герцогом? Почему Альбер принял вызов отца? Каково значение последней реплики Герцога «Ужасный век, ужасные сердца!»? Действие «Скупого рыцаря» происходит в эпоху позднего феодализма, Средневековья, в котором царили религиозность, патриархальность, суровые законы рыцарского кодекса чести. В «Скупом рыцаре» эпоха Средневековья представлена на изломе. Блеск и пышность герцогского двора — всего лишь внешняя романтика рыцарства, современные турниры — развлечение только для сиятельных дворян. Поиски денег составляют основу драматического действия трагедии. Обращение Альбера к ростовщику, затем к Герцогу организует сюжет трагедии. На антитезе с образом бедного Альбера дается образ его отца — Барона. Барон порабощен одной страстью. Он возвел в абсолют идею, которая стала смыслом и содержанием его жизни. Барон хранит сокровища в «подвале тайном» и «верных сундуках». Барон одержим идеей власти. Золото дает ему возможность чувствовать себя властелином. Но в действительности власть принадлежит не ему, а деньгам («груде золота»), которыми он обладает. Однако в Бароне жива память о рыцарской чести. Когда Альбер оскорбил его, в Бароне просыпается память о ней — но честь эта уже изуродована властью денег, и вызов на поединок Барон бросает — собственному сыну. Так разрушаются самые естественные связи между людьми: «Ужасный век, ужасные сердца!» — самая последняя фраза трагедии, произнесенная Герцогом, — горестный итог, констатация случившейся духовной катастрофы. «Моцарт и Сальери» Почему Сальери считает, что в музыке он «достигнул степени высокой»? Как Сальери характеризует Моцарта? Почему Моцарт смеется, когда старик играет арию из «Дон Жуана»? Почему не смеется Сальери? При каких обстоятельствах Моцарт приступает к сочинению реквиема? Сколько раз в трагедии повторяется фраза «Гений и злодейство две вещи несовместные», как вы ее понимаете? В основу сюжета трагедии Пушкиным было положено предание о том, что Моцарт был отравлен композитором Антонио Сальери, который будто бы признался в этом на исповеди перед смертью. Не углубляясь в исторические опровержения или доказательства конкретной жизненной истории, в своей трагедии Пушкин исследует высшие закономерности отношения к искусству, природу таланта художника, законы, которые определяют его судьбу. Трагедия открывается словами Сальери: «Все говорят: нет правды на земле, // Но правды нет — и выше...» В первых стихах обозначается главная нравственная проблема трагедии — сомнение в высшей осмысленности бытия, ведущее к преступлению. Другие проблемы драматической сцены — что есть гений, что есть творчество и ремесло, совместимы ли в одном человеке гений и злодейство. Трагедия начинается с переломного момента в жизни Сальери. В монологе герой обобщает прожитую жизнь, исследует причины своего психологического состояния. Он осознает, что новая идея-страсть овладела им. Сальери «родился... с любовию к искусству». С детства он обладал целеустремленностью и волей: «упрямо и надменно» предпочел музыку всем наукам и «праздным забавам». Сальери достиг в искусстве «степени высокой». На овладение музыкальной теорией и техникой игры ушли годы, но он достиг своей цели: Ремесло Поставил я подножием к искусству; Я сделался ремесленник... Понятия «ремесленник» и «ремесло» употребляются в трагедии в высоком смысле — это профессиональные навыки и мастерство. По натуре Сальери творец: ему понятны «восторг и слезы вдохновенья». Ведумый «творческой мечтой», он способен обо всем забыть «в безмолвной келье». Сам Моцарт пленялся музыкой Сальери. Он говорит о «двух сыновьях гармонии» — о себе и о Сальери. Но слава Моцарта нарушила спокойствие Сальери. Моцарт открыт и простодушен как дитя. Он не обременен величием и поэтому легко несет свою гениальность. Гениальный набросок Моцарт называет «безделицей», не обижается на слепого скрипача, который искажает его музыку. Одаренность Моцарта, свойственная самой жизни, самому бытию, вечно созидающей природе, враждебна Сальери. Его решение убить Моцарта продиктовано не столько завистью, сколько желанием исправить «ошибку» творца, вручившего «священный дар, бессмертный гений» «безумцу», «гуляке праздному». Сальери выступает не только против Моцарта лично: он бросает вызов всему миропорядку, самой высшей правде и, решившись на это, ставит над самим собой жестокий эксперимент, пытаясь доказать неубедительность моцартовского принципа: «...гений и злодейство — две вещи несовместные». Однако, совершив убийство, пушкинский герой невольно «убивает» и себя самого. Философия души, охваченной злыми страстями, не может устоять перед высшим нравственным законом, единым для всех. Сальери навек остается перед неразрешимым вопросом: «Но ужели он прав — и я не гений?» Любивший музыку более всего на свете, пытаясь защитить свою святыню от несправедливости, он убил в лице Моцарта саму музыку, тем самым разрушив и свою собственную личность. «Каменный гость» Как характеризует своего хозяина Лепорелло? Где был Дон Гуан до появления в Мадриде? Как Дон Гуан обманул Дону Анну, чтобы добиться ее расположения? Почему Дон Гуан раскрывает Доне Анне свою тайну? Отличается ли поведение Дона Гуана во время встречи с Лаурой и с Доной Анной ? Каким предстает Дон Гуан в момент появления статуи? В основу трагедии положен сюжет средневековой легенды об испанском обольстителе Дон Жуане (у Пушкина — Дон Гуан). На протяжении нескольких столетий к этому сюжету обращались многие авторы: испанский драматург XVII века Тирсо де Молина написал драму «Севильский обманщик, или Каменный гость», французский комедиограф века Мольер — комедию «Дон Жуан», австрийский композитор века Моцарт создал оперу «Дон Жуан», а английский поэт XIX века Байрон — поэму «Дон Жуан». Образ Дон Жуана стал не просто «нарицательным», а «вечным», так как вобрал в себя черты огромного количества людей, живших в разных странах и в разные эпохи. Между тем у Пушкина этот образ раскрывается индивидуально: он насыщается психологическим содержанием и приобретает философский смысл. Дон Гуан Пушкина не столько ветреный обольститель, сколько «поэт любви», духовно развивающаяся личность. Любовь для Дон Гуана — это мгновения счастья, стихия жизни, поиск свободы, иллюзия победы. Дон Гуана и Лауру можно назвать своеобразными «двойниками»: их любовь чувственна, но необыкновенно искренна, вдохновенна, порывиста. Любовь Дон Гуана и Доны Анны иная. Она более одухотворена и дается в развитии. Дон Гуан признается Доне Анне: ...так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился. Дон Гуан добивается встречи с Доной Анной, рассказывает ей о себе и убийстве ее мужа, приглашает Командора на свое свидание с вдовой. Кажется, что Дон Гуан преодолевает одно препятствие за другим, он побеждает обстоятельства. Но полное торжество Дон Гуана оказывается его смертью. Таков трагический смысл любви, да и самого человеческого бытия. То, что было возможно в отношениях с Лаурой, стало невозможно с Доной Анной. Приблизившись к одухотворенной, возвышенной любви, добиваясь многочисленных побед, Дон Гуан погибает, что есть и наказание Дон Гуана, и трагедия любви: «Я гибну — кончено — о Дона Анна!» В этом восклицании, завершающем трагедию, утверждается истинно великий смысл любви. Она — вовсе не веселое порхание по жизни, она соединяет людей и за порогом смерти. Дон Гуан, прежде всей своей жизнью отрицавший возможность такой любви, в финале все же вырастает до нее — хотя бы ценой страшного наказания и гибели. «Пир во время чумы» Какова обстановка представленного в трагедии пира? Каково содержание песни, которую поет Мери? Какой сон приснился Луизе? Какую песню поет Вальсингам, каково ее содержание? За что Священник осуждает пирующих? Что становится известно о Вальсингаме из реплик Священника ? Как вы понимаете значение следующего высказывания Валъсингама: «...я здесь (на пиру) удержан // Отчаяньем, воспоминаньем страшным...»? Сюжет миниатюры составил вольный перевод нескольких сцен из пьесы Д. Вильсона «Чумный город» (1816). В названии заключается суть идейной концепции трагедии. Трагическая ситуция задается с самого начала. В царстве чумы каждый дом — дом плача, потому что в каждом доме есть умерший. Но «дому плача» противопоставляется «дом пира». Домом пира («приютом мира») становится улица, где накрыты столы и собираются пирующие. «Дома у нас печальны — юность любит радость». Это объяснение Председателя означает: мы хотим радоваться и не хотим печалиться. Идея трагедии вырастает из указанной антитезы. В атмосфере печали («мрачная тишина», «плачевные похороны», «бледные лица») пребывают те, кто не отошел от Бога. Сердца тех, кто проводит ночи в «общем хохоте», очерствели, в них не осталось ничего святого. В этом плане противопоставляются две женщины. Мери — «задумчивая», «уныло и протяжно» поет «жалобную песню». Луиза, которой ненавистен «взор слезливый», с раздражением заявляет, что «не в моде теперь такие песни». В душе Мери живет Бог. Она с умилением вспоминает родительский дом, она добра и милосердна, умеет прощать обиды. Луиза, «страстьми томимая», завистлива, раздражительна и несправедлива. Из пирующих выделяется Вальсингам, его характер придает драме динамичность. Грустное пение Мери рождает в нем сложные размышления и чувства, на которые не способен никто из собравшихся. На требование вакхической песни он отвечает «гимном в честь чумы». Вальсингама охватила «странная охота» к поэзии, он чувствует, словно несется с высоты в бездну. По-настоящему мудр в трагедии один человек — Священник. Его сердце с людьми, он переходит из одного дома плача в другой: Средь бледных лиц молюсь я на кладбище. Он не может достучаться до людей в их «приюте» веселья: Безбожный пир, безбожные безумцы! Вы пиршеством и песнями разврата Ругаетесь над мрачной тишиной... Священник заклинает «святою кровью Спасителя, распятого за нас» прекратить кощунственное веселье. Узнав Вальсингама, он поражается его участием «в пиру разврата». С появлением Священника понятной становится двойственность Вальсингама. Он похоронил мать, горячо любимую жену, которая считала его «чистым, гордым, вольным». Священник, зная пороки Вальсингама, пытается обратить его на праведный путь, но его призывы становятся все тише и тише. Финал драмы печален. Однако последняя ремарка (Священник «уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость») проясняет смысл трагедии. Она означает, что Председатель более не участвует в пире, разум его пробужден. 1. Где и когда были написаны «Маленькие трагедии»? 2. Какие общечеловеческие страсти и пороки изображаются в трагедиях? Насколько они актуальны для эпохи первой половины XIX века? 3. Какие художественные особенности характерны для «Маленьких трагедий»? 4. Какова проблематика «Скупого рыцаря»? 5. Проанализируйте монолог Барона из второй сцены «Скупого рыцаря». Каковы основные мотивы, идеи монолога, как они способствуют раскрытию образа Барона? 6. Каковы основные идеи «Моцарта и Сальери»? 7. Проанализируйте монологи Сальери из первой сцены трагедии. Что мы узнаем о Сальери: каковы его взгляды, судьба, характер? 8. Дайте характеристику всех действующих лиц в трагедии «Каменный гость». Почему в этой трагедии Пушкин обращается к средствам фантастики? 9. Охарактеризуйте героев трагедии «Пир во время чумы». Какова их роль в раскрытии философского смысла пьесы? 10. Каково значение песен для понимания идейного смысла трагедии «Пир во время чумы»? Что означает финальная ремарка трагедии? |