Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
Скачать 466.24 Kb.
|
«ЦЫГАНЫ» Какой изображается жизнь цыган в поэме? Почему Алеко оказывается в цыганском таборе? Почему он не жалеет о «неволе душных городов»? Каково значение песни Земфиры «Старый муж, грозный муж...» в развитии эмоционального тона поэмы? Почему Земфире стала «постыла» любовь Алеко? Каково значение рассказа Старого цыгана о любви к Мариуле? Определите сюжетную кульминацию поэмы. Как наказывают цыгане Алеко за совершенное преступление? Как вы понимаете смысл последней строфы поэмы? Поэма «Цыганы» написана в 1824 году. Она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года, поэма закончена в Михайловском 10 октября. В основу «Цыган», как и других «южных поэм», легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Однако автобиографический элемент выступает здесь в новом качестве. Он проявляется в совмещении жизненных ситуаций автора и героя: странствования Пушкина с цыганским табором в Молдавии летом 1821 года становятся подосновой истории героя, что акцентируется совпадением имен (Александр-Алеко). Автобиографическое начало определяет характер лирического повествования: сходство мыслей поэта и героя — оба они отрицают «неволю душных городов», «оковы просвещенья». Вспомним стихотворение «К морю». Все это — устойчивые мотивы в лирике Пушкина «южного периода». «Цыганы» на первый взгляд развивают романтическую коллизию, характерную для других «южных поэм»: таинственное прошлое героя, жизнь среди экзотической обстановки «диких» народов, любовь девушки-дикарки, лирическая форма повествования. Однако в сравнении с другими романтическими поэмами в «Цыганах» усложняется жанрово-композиционная структура, усиливаются реалистические и вместе с тем обобщенно-символические элементы. В изображении романтического характера ослабляются приемы идеализации. Алеко появляется в таборе в силу вынужденных обстоятельств («его преследует закон»). Среди «кочевого и вольного народа» он обретает свободу («Теперь он вольный житель мира») и счастье (любовь Земфиры). Но его вторжение в идиллический мир цыган ведет к трагическим последствиям: гибель возлюбленной и соперника, крах собственных иллюзий. Алеко — индивидуалист, предельно сосредоточен на своих чувствах, помыслах, желаниях. «Ты для себя лишь хочешь воли», — так характеризует его индивидуализм Старый цыган. Герой лишается романтической трактовки, более того — становится антигероем романтизма. В характере и судьбе Алеко доведены до крайности идеалы «поэзии гордости». Он получает все, к чему устремлялись романтические герои: свободу, любовь, жизнь среди «детей природы», и в абсолютном романтическом контексте полностью проявляется гордыня Алеко, он становится тем, кто есть на самом деле, — «гордым человеком». Он пренебрегает законами мира, приютившего его. Пренебрежение к «другим», к «чужой воле», «чужой свободе» доказывает, что Алеко всего лишь раб собственных страстей. Поэтому он совершает роковой шаг от гордости к преступлению. Если Алеко является воплощением гордыни, то Старый цыган — смирения. Алеко возражает мудрым суждениям цыгана. Он категорически протестует против смирения Старика после бегства Мариулы: Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищникам и ей коварной Кинжала в сердце не вонзил? Старик, переживая мучения после бегства Мариулы, подчиняется законам цыганской жизни, но остается одиноким: «...и с этих пор // Постыли мне все девы мира...» Он живет по воле Божией: К чему? вольнее птицы младость; Кто в силах удержать любовь? Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь. Алеко живет по-другому, живет, «не признавая власти // Судьбы коварной и слепой»: Я не таков. Нет, я не споря От прав моих не откажусь! Или хоть мщеньем наслажусь. В «Цыганах» иначе, чем в «Кавказском пленнике», изображены романтические противоречия. Противопоставление человека «цивилизации» (Алеко) и человека «дикой воли» (Старика) приобретает обобщенно-символический смысл. Это фиксируется в движении поэтического мотива вольной птицы. Сначала он легкий, радостный: «Птичка Божия не знает // Ни заботы, ни труда», а в финале поэмы автор представляет образ одинокой птицы — из стаи «поздних журавлей»: «Пронзенный гибельным свинцом // Один печально остается, // Повиснув раненым крылом». Обобщенно-символическое значение приобретает противопоставление цивилизации и природы: «города» и «степи». Суть романтического конфликта заключается в трагической безысходности ситуации, в которой оказался Алеко. Крах Алеко — полное осознание трагического положения человека в этом мире. В цыганском таборе («степи») человек так же не свободен, как и там, откуда он бежал («в городе»), как и вообще в целом мире. Контрастный смысл бытия выражен в рассказах Старого цыгана о судьбе Овидияi, о самом себе, об измене Мариулы, в его наставлениях о понимании любви в «вольном и кочевом» мире. В «Цыганах», особенно в заключительной строфе поэмы, до предела обнажается трагический смысл отношения человека с миром: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет». Контрольные вопросы задания Где и когда была написана поэма «Цыганы»? Какие жизненные впечатления Пушкина легли в ее основу? Назовите романтические элементы в поэме. Укажите реалистические, обобщенно-символические черты поэмы. Перечислите основные проблемы, идеи поэмы. Сопоставьте образы Алеко и Старого цыгана. Каков идейный смысл этих образов? Сопоставьте образы Земфиры и Мариулы. Что сближает и отличает их? Почему Старый цыган называет Алеко «гордым человеком»? Темы контрольного сочинения 1. Образ Алеко: история жизни «гордого человека». Как представлена в поэме история жизни Алеко? Почему Пушкин окружает ее ореолом таинственности ? Романтический герой: в чем его сила и слабость? Осознание этой проблемы необходимо, чтобы раскрыть тему сочинения. 2. Алеко и Старик: кто из них действительно «вольный житель мира»? В сочинении необходимо параллельно рассмотреть два противопоставленных образа пушкинской поэмы: Алеко и Старого цыгана. В чем различие их прошлого и настоящего, внешнего облика, характера? Кто из героев одерживает моральную победу и почему? Каков нравственный смысл осуждающих слов, произносимых стариком после преступления Алеко? Эти вопросы могут служить планом к сочинению. 3. «Цыганы» Пушкина: верность романтизму и его преодоление в поэме. Что сближает поэму с романтизмом ? Почему, несмотря на исключительность событий и героев, экзотический колорит, фрагментарность композиции, непроясненность многих ситуаций, таинственность характеров, поэму все же нельзя считать целиком романтической? За что судит автор героя-романтика? 4. Философская проблематика поэмы «Цыганы». В чем истинная свобода человека, можно ли удержать любовь, что лучше — гордость или смирение? Рассмотрение этих проблем в пушкинской поэме и станет основным содержанием сочинения. Творческие задания 1. Прочитайте стихотворение Пушкина «Цыганы» (1830). Сравните его с поэмой «Цыганы». Какие общие идеи звучат в двух произведениях? 2. Проанализируйте пейзажные фрагменты поэмы. Каков их характер: романтический или реалистический? Какие цвета, оттенки преобладают в пейзажах поэмы? 3. Прочитайте анализ поэмы, сделанный В.Г. Белинским в работе «Сочинения Александра Пушкина» (статья седьмая). С какими выводами вы согласны, с какими — нет? 4. В книге «Пушкин» исследователь Б.В. Томашевский писал: «Существенно новым этапом в области романтической поэмы являются «Цыганы». Они писались одновременно с началом «Евгения Онегина», однако стилистически принадлежат еще романтическому периоду южных поэм. <...> Если тип «героя времени», «лишнего человека» был слегка намечен Пушкиным еще в образе кавказского пленника, то именно здесь, в «Цыганах», он получил уже достаточно полное выражение. <...> Поэма является переходной стадией от чистого романтизма к периоду, ознаменованному созданием "Евгения Онегина"». Докажите, что в образе Алеко есть черты «героя времени». Как они выражены: эскизно или подробно? Почему ученый назвал эту поэму «переходной»? Докажите свою мысль. Поэмы А. С. Пушкина «ПОЛТАВА» Какие черты характера подчеркиваются Пушкиным в образах Кочубея, Мазепы? Какова портретная характеристика Марии? Каковы «тайные замыслы» Мазепы и Кочубея? Почему идея мести стала так важна для Кочубея? Почему Мазепа принимает решение о казни Кочубея? Можно ли назвать фрагмент «Мария, бедная Мария...» в конце первой песни поэмы авторским отступлением, почему? Как вы думаете, почему Пушкин подробно описывает страдания Кочубея во время заключения, его казнь? Каким изображается Петр I в третьей песне поэмы ? Сколько частей можно выделить в описании Полтавского боя (третья песнь)? Что узнает читатель из эпилога поэмы? История создания поэмы. Жанровое своеобразие В 1830 году в статье «Опровержение на критики» Пушкин признавался: «Полтаву написал я в несколько дней, долее не мог бы ею заниматься и бросил бы все». Поэт говорил здесь о времени с 3 по 16 октября 1828 года, когда и был в основном написан текст поэты. Один из современников записал рассказ Пушкина о том, как шла эта необычайно интенсивная работа: «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом...» Однако первые наброски «Полтавы» относятся к весне 1828 года, сам же замысел ее мог возникнуть еще раньше. Находясь в Одессе, в начале 1824 года, Пушкин ездил со своим другом, полковником И.П. Липранди в Бендеры, чтобы своими глазами видеть следы лагеря Карла XII и отыскать могилу Мазепы; позднее поэт обратится и к серьезному изучению исторических источников, связанных с событиями Северной войны (1700—1720) и с Полтавским сражением (1709). Пушкин не первый обратился к их художественному осмыслению. Эпоха сильных характеров, коренных исторических изменений привлекала многих писателей-романтиков. Интересовал их и Иван Степанович Мазепа (1640—1709), гетман Левобережной Украины, который имел возможность участвовать в преобразованиях царя-реформатора, но вместо этого стал предателем. Оригинальность и масштабность воплощения Пушкиным исторического сюжета проясняется при сравнении «Полтавы» с поэмами Дж. Байрона «Мазепа» (1816—1818) и К.Ф. Рылеева «Войнаровский» (1823). В романтических поэмах Байрона и Рылеева исторический сюжет играл условную роль. Романтиков привлекали в прошлом исключительные («кровавые», «таинственные») события и исключительные, «мятущиеся» герои. Таков Мазепа в описании Байрона. Английский романтик поэтизирует один из эпизодов «Истории Карла XII» Вольтера: историю унизительного изгнания молодого Мазепы от двора польского короля Яна Казимира. Байрона "занимает романтический мотив рокового оскорбления и замышляемой мести. В поэме «Мазепа» Байрон словно поражен романтической картиной «человека, привязанного к дикой лошади и несущегося по степям», лишь этот эпизод привлек к себе внимание поэта. В поэме Рылеева Мазепа — виновник трагической судьбы своего племянника Войнаровского, запутавшегося в сложной, противоречивой эпохе петровских преобразований. Да и сам гетман, изменивший русскому царю, осмысливался Рылеевым как фигура двойственная: то ли злодей, то ли трагически-обреченный бунтарь, выступивший против деспотичного владыки. Иные грани личности Мазепы не привлекли поэта; не случайно Пушкин отмечал: «Прочитав в первый раз о “Войнаровском” сии стихи: Жену страдальца Кочубея И обольщенную их дочь... — я изумился, как мог поэт пройти мимо столь страшного обстоятельства» («Опровержение на критики»). В отличие от предшественников Пушкин основывает исторический сюжет «Полтавы» на многих научных исследованиях, посвященных эпохе Петра I. Поэт обращался к самым разным источникам на русском и французском языках, в том числе к книгам «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова (1788), «Журнал, или Поденная записка Петра Великого» (издан И.И. Щербатовым в 1770 году), исследованиям Вольтера «Истории Карла XII» и «Истории России при Петре Великом». Эти документальные источники определили масштабность исторического повествования Пушкина. Кроме того, подлинные исторические сведения легли и в основу «новеллистического», романтического сюжета поэмы: история грешной любви Марии к гетману также была изучена поэтом по документам — любовной переписке дочери Кочубея (ее подлинное имя — Матрена) и Мазепы. Изменил Пушкин и саму структуру жанра поэмы, привычную для читателей той поры. «Полтава» представляет собой повествование о конкретных исторических событиях начала XVIII века, основа поэмы реалистична. Однако поэт сохраняет и внешние приметы романтического произведения: фрагментарность сюжета (рассказ о развитии отношений Марии и Мазепы нередко прерывается историческими размышлениями; герои появляются неведомо откуда и неожиданно исчезают), некоторая таинственность, подчеркнуто романтические страсти (преступная любовь, жажда мщения, коварство, мучительные сомнения). Проявилась здесь и высокая торжественность стиля (особенно в батальных картинах, изображении Петра — «героя Полтавы»), свойственная высокой оде и эпической поэме классицизма. Таким образом, в «Полтаве» сложно взаимодействуют между собой художественные элементы трех поэтических систем: классицизма, романтизма и реализма. Композиция поэмы Построение поэмы глубоко продумано, все элементы композиции внутренне связаны друг с другом, и именно их единство дало Пушкину возможность реалистически раскрыть исторические характеры, развить систему историко-философских проблем, возникающих в связи с изучением петровских преобразований. В художественном строе поэмы отчетливо выделяются два плана: «романическая» линия, связанная с изображением истории любви Марии и Мазепы, и линия историческая, в основе которой — эпически-масштабная картина России накануне ее первой победы, изображение молодого царя, впервые видящего плоды своих трудов, и вместе с тем — история предательства, его причин и последствий. Экспозиция поэмы открывает вначале историю преступной любви: читатель видит счастливый дом Кочубея, видит прекрасную Марию («Она свежа, как вешний цвет, // Взлелеянный в тени дубравной.// Как тополь киевских высот, // Она стройна. Ее движенья //То лебедя пустынных вод // Напоминают плавный ход, // То лани быстрые стремленья...»). Постепенно, намеками раскрывается предыстория ее таинственного необъяснимого чувства к старику-гетману, ее крестному. Известие о позоре дочери зовет Кочубея к мести — но рассказ о его загадочном замысле прерывается. Пушкин начинает иную тему — рассказ о судьбе Руси и Украины в ту пору, о преступном замысле Мазепы. И далее, во второй и третьей песнях поэмы, будет соблюдаться этот принцип чередования «романических» и исторических фрагментов. Во второй песне будет преобладать любовная линия, в третьей — историческая, но все же ни одна из них не вытеснит другую: очевидно, «человеческое» содержание истории стало самым важным для Пушкина в этой поэме. Помогает сохранить композиционное единство поэмы и само авторское повествование. Голос поэта впервые звучит в Посвящении, предназначенном таинственному адресату18; взволнованный лиризм этих строк предопределяет важность лирических сцен и в последующем развитии сюжета. Автор нигде в поэме не «пересказывает» событий бесстрастно, он растроган драматичной историей любви Марии, гневно осуждает Мазепу, сопереживает «страдальцам» Кочубею и Искре, каз- ненным по приказу Мазепы, он дает свои оценки историческим событиям, всякий раз внося в историю человеческое начало. Единство поэме придают более всего фигуры Мазепы и Кочубея. Они связывают две развивающиеся сюжетные линии, столкновение этих героев совершается и в семейной, и в исторической драме. Кочубей — оскорбленный отец, решается на донос Петру именно из жажды мщения, но перед смертью, измученный жестокой пыткой, он думает уже не только о мщении, он сознает, что страдает от рук изменника, он обречен «царем быть отдану во власть // Врагу царя на порутанье». Ставший предателем Мазепа нарушает не только клятву верности русскому царю. Он готов нарушить священные заветы, решается на кровосмесительную связь со свой крестницей, убежденный, что его воля выше человечьих и Божьих законов. Потому-то преступление Мазепы против законов семьи в поэме предваряет его преступление против клятвы. Пылкий романтический поступок оказывается объясненным благодаря пониманию того, что это не случайность; разрушив дом и счастье семейства Кочубеев, Мазепа несет дух разрушения и далее, все расширяя трагические последствия своей готовности к предательству. Характеризуя исторического Мазепу, Пушкин писал: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость...» То, что могло показаться романтическим преувеличением, осмысливается в поэме исторически. Нравственный смысл преступной страсти открывается благодаря масштабам преступления исторического; в то же время история с Марией позволяет увидеть и человеческое лицо Мазепы, но и это — лицо преступника. Большое значение в композиции поэмы имеют диалогические сцены. Подобный опыт включения драматизированных фрагментов в текст поэмы уже был у Пушкина в «Цыганах», однако только в «Полтаве» подобных сцен столь много и они столь значительны и для динамики событий, и для раскрытия внутреннего мира героев. Голоса Мазепы, Марии, ее матери, Кочубея, жестокого Орлика звучат «рядом» с голосом автора, и история наполняется живыми людьми, судьбы которых оказа- лись в зависимости от ее течения. Важным законом композиционного строения поэмы является и соблюдаемая Пушкиным своеобразная симметрия. Сцены и герои словно зеркально отражаются друг в друге, и эти «отражения» скрепляют между собой различные эпизоды поэмы. Картина довольства Кочубея, данная в экспозиции, оттеняется возникающим в финале страшным видом разоренной усадьбы («в поле отпертая дверь...» — емкий символ запустения, которое ныне царит здесь); тишина украинской ночи контрастно подчеркивает душевные муки и Кочубея, и Мазепы (не случайно дважды повторяется ее описание во второй песне поэмы); страшная сцена казни Кочубея также появляется в поэме дважды — как объективное описание и, как мучительная фантасмагория, оставшаяся в памяти безумной Марии («Я помню поле... праздник шумный... // И чернь... И мертвые тела... // На праздник мать меня вела...»); два диалога Мазепы и Марии также контрастны: в первом (песнь вторая) она попадает под власть чар Мазепы, во втором (песнь третья), уже потерявшая рассудок, Мария неожиданно освобождается от чар Мазепы — и в ее речи словно раздваивается образ гетмана («Твой взор насмешлив и ужасен. // Ты безобразен. Он прекрасен: // В его глазах блестит любовь, // В его речах такая нега! // Его усы белее снега, // А на твоих засохла кровь...») — заблуждение и истина идут рядом в сознании человека, как часто они следуют рядом в истории. Раскрытию динамики этого столкновения и посвящены психологические портреты центральных героев поэмы, складывающиеся из мозаики самых разнообразных эпизодов любовной и собственно исторической линий произведения. Композиционную завершенность поэме придает эпилог, открывающийся фразой, призванной передать идею неотвратимого хода истории («Прошло сто лет- — и что ж осталось // От сильных, гордых сих мужей...»). «Огромный памятник» герою Полтавы Петру, историческая слава России, слава и богатство потомков Кочубеев — все это знаки естественного хода времени, в котором тем не менее не исчезает самое человеческое — любовь. Ее неожиданно воскрешают последние строки поэмы: ...Лишь порою Слепой украинский певец, Когда в селе перед народом Он песни гетмана бренчит, О грешной деве мимоходом Казачкам юным говорит. Голос нищего певца здесь — последний примиряющий аккорд, возвращающий в мир страшных исторических потрясений естественную гармонию той истины, что все преходяще, пылкие гордые страсти умерли в душах тех людей, которых унесла с собой история; все, что казалось непреодолимым, разрешилось. Ход времени словно примирил их всех, сохранив в памяти потомков лишь самое важное — величие исторического подвига и манящую загадку рокового чувства. |