Главная страница
Навигация по странице:

  • В «Разговоре книгопродавца с поэтом»

  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

  • Контрольные вопросы и задания

  • Темы для контрольного сочинения

  • Тема любви в лирике Пушкина

  • «Погасло дневное светило...»

  • «Надеждой сладостной мла­денчески

  • «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)

  • «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».

  • Темы контрольного сочинения

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница4 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

    «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Разговор книгопро­давца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с те­мой свободы — в аспекте свободы творчества — и на разных эта­пах раскрывается по-своему.

    Восходящий к Батюшкову пушкинский лицейский образ поэта — праздного ленивца — сменяется в стихотворениях «Воль­ность» (1817) и «Деревня» (1819) фигурой поэта, открытого са­мым острым проблемам современности. В «Вольности» поэт словно бы отрекается от прежде волновавшей его темы любви и отдает свой талант воспеванию свободы:

    Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру...

    Далее в тексте «Вольности» образ поэта конкретизируется: мы видим «задумчивого певца», который размышляет над судь­бой тирана, глядя на «забвенью брошенный дворец» Павла I, смело дает «урок» царям в последней строфе стихотворения.

    В элегии «Деревня» поэт, свободный от суеты и заблуждений в милом деревенском уединении, окруженный трудами великих писателей и мыслителей, желает придать своей поэзии граждан­ский пафос: «Почто в груди моей горит бесплодный жар // И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»

    В дальнейшем в пушкинском прочтении темы поэта и по­эзии появляются новые мотивы. В «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824) поэт-романтик, несмотря на высоту требований к искусству, бескорыстность своего творчества, принимает условия «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свобо­ды нет». Диалогическая форма стихотворения передает конф­ликтность точек зрения «книгопродавца» и поэта на вопросы ис­кусства. Разочаровавшись в своем творчестве (ни толпа, ни воз­любленная не в состоянии его постичь), поэт выбирает свободу. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд: «Не про­дается вдохновенье, // Но можно рукопись продать». Так оказа­лись связаны свобода и зависимость от публики. Но, согласив­шись с требованиями жестокого времени, поэт перестанет быть собой (воплощением этого становится вторжение прозы в фи­нальную реплику стихотворения: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся»).

    Только человеческими силами невозможно защитить поэзию от наступления жестокой людской пошлости, и потому поиск высшей защиты для творческой свободы искусства и приводит к появлению философских мотивов в стихотворениях Пушкина о поэте и поэзии.

    Так, в «Пророке» (1826) звучат библейские мотивы. Стихо­творение имеет прямое отношение к теме поэта и поэзии: ведь слово, «глагол» — главное орудие и пророка, и поэта.

    Стихотворение Пушкина «Пророк» интересно сравнить с его библейским источником. В «Книге пророка Исайи» говорится о том, как человек желал сделаться пророком13. У Пушкина герой вовсе не считает себя выше людей и не хочет себя им противо­поставлять. Этот человек вовсе не считал себя существом высше­го порядка и не готовился в пророки. Его выбрал шестикрылый серафим, и все действия этот ангел высшего чина будет произ­водить с человеком, не спросив на это его желания. Понятно, од­нако, почему именно на этого человека пал выбор — он был «ду­ховной жаждою томим», не удовлетворялся лишь благами мате­риального мира. «Перепутье», где его встретил серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

    В результате действий серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека, язык и сердце. И миссия ангела — преобразовать тело будущего пророка. Операция эта к концу становится все более мучитель­ной и кровавой: если к глазам он прикасается «перстами легкими как сон», то для того, чтобы вынуть сердце, он мечом рассекает грудь.

    Глаза будущего пророка стали «вещими» и стали похожи на глаза «испуганной орлицы» — слишком многое они увидели. И слышать он стал то, что недоступно для человеческого слу­ха: из высот, глубин, далей приходят к нему звуки. Грешный язык был заменен жалом мудрой змеи. Беспощадная истина от­ныне будет вещаться этим языком. Человеческое сердце тоже, оказывается, не годится для выполнения новой миссии: оно слишком нежное, «трепетное». Вместо него в грудь водвинут «угль, пылающий огнем». Жар и свет этого сердца необходимы новому преображенному существу для смелого провозглашения своих пророчеств, высоту и силу которым придает воля Бога.

    В 1827—1830 годах Пушкин создал три программных стихо­творения на тему поэта и поэзии. Ему было необходимо в усло­виях петербургского светского общества, не желавшего считать­ся с высоким мнением о миссии поэта, отстоять творческую сво­боду. В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: ничему человеческому, оказывается, не чужда его душа. Он так же, как и другие, бывает погружен в суе­ту мира. Но могучая сила вдохновения («божественный глагол»), действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в дру­гое русло, отрывает поэта от суеты, от «хладного сна» души.

    Каким образом поэт услышал «требование» Аполлона? Оно приходит в виде «божественного глагола», внятного для «чутко­го» слуха поэта. Начало творческого процесса, по Пушкину, не­ожиданно для поэта и вдохновлено божеством. И сразу начина­ется мощное преображение поэта, пробуждается его спавшая ду­ша:

    Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

    После этого события поэт резко меняется. Он отстраняется от людской суеты (при этом у него нет никакого презрения к лю­дям), перестает поклоняться «народному кумиру», он «тоскует», окруженный забавами, увлекавшими его... В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» и «широкошумные дубравы» — там естественнее быть «ди­кому и суровому» человеку, каким он стал. Там легче претворять в стихи «звуки» и «смятенье», которыми он оказался наполнен.

    Проблеме отношений поэта с «толпой» посвящено еще одно стихотворение, построенное в форме диалога, — «Поэт и толпа» (1828). Кстати, «бессмысленный народ» лишь в заглавии назван «толпой», а непосредственно в тексте стихотворения он именует­ся «чернью». Неправомерно подразумевать под «чернью» так на­зываемый «черный народ», простонародье. Историки литературы давно пришли к мысли, что «чернь», высказывающая поэту свои претензии, — это светская чернь, петербургское окружение Пуш­кина в 1827—1837 годах, диктовавшее ему свою волю, пытавше­еся ущемить его творческую свободу.

    Впрочем, эти наказы, даваемые «чернью», не новы: ведь она только и просит поэта «учить» ее, давать «смелые уроки», пото­му что погрязла в пороках. Но в словах «черни» звучат лишь по­требительские нотки: «Ты можешь, ближнего любя // Давать нам смелые уроки, // А мы послушаем тебя»; в этом вовсе нет жела­ния измениться. И поэт с достоинством отвечает толпе:

    Тебе бы пользы всё — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог!., так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь.

    Вот к такому отрицанию искусства можно прийти, если ис­ходить из требования пользы.

    Кроме того, за многие века существования цивилизации, считает Пушкин, на земле лишь увеличиваются преступления, и привлекать искусство к их искоренению — тщетно, раз это не смогли сделать «бичи, темницы, топоры». И вообще «сметать сор» — дело уборщиков, а не жрецов. Вот кому — жрецам — Пушкин уподобил поэтов. «Служенье, // Алтарь и жертвоприно-шенье» — высокая миссия тех и других. К концу стихотворения проясняется назначение (не цель!) поэзии:

    Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

    Отрицание «житейского» — злобы дня, каких-либо выгод, расчетов в искусстве и утверждение красоты («звуков сладких»), божественного смысла («вдохновенье», «молитвы») своего «слу-женья» — вот позиция Пушкина в 1828 году по самому коренно­му вопросу искусства.

    Отстоять в 1828 году свою творческую свободу Пушкин смог, отвергнув «учительную» роль литературы. Но пройдет несколько лет, Пушкин, осознавая себя в иной, гораздо более широкой об­щественной среде, несколько иначе поставит вопрос о назначе­нии поэзии.

    В сонете «Поэту» (1830) Пушкин, называя поэта «царем» (именно как царь, поэт должен жить «один» и ни от кого не за­висеть), не только провозглашает свободу поэта, но и вводит су­щественное ограничение этой свободы: «Дорогою свободной //

    Иди, куда влечет тебя свободный ум». «Свободный ум» — гаран­тия верности пути поэта. Раз ум свободен, свободна и дорога. И вот так, обретя свободу, ни на что не отвлекаясь, оценивая се­бя сам, «взыскательный художник» должен идти по жизненному пути. И пусть его не волнует брань «толпы», которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит, //Ив детской резвости колеблет твой треножник». Вновь, как в стихотворении «Поэт и толпа», возникает ассоциация поэт-жрец, и вновь, как в «Поэте», — от­сутствие раздражения по поводу «детского», несознательного по­ведения «толпы», не ведающей, что творит.

    В конце жизни Пушкин, осознавая себя народным поэтом, находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 году написано его знаменитое стихо­творение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», которое принято называть просто «Памятником».

    У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграф из которого («Exigi monumentum», то есть «Я воздвиг памятник») открывает стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин. Пушкинский вклад в поэтическую традицию темы оригинален и велик.

    Пушкин начинает со сравнения: свой «нерукотворный па­мятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрий­ским столпом». Что здесь имеется в виду — маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцо­вой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на пра­зднование открытия этой колонны: Александр I принес ему не­мало бед. Божественный смысл подлинной поэзии начинает об­наруживаться с первых строк знаменитого пушкинского стихо­творения: памятник этот — «нерукотворный», он «вознесся» словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника — «гла­ва непокорная»: независимость, свободолюбие свойственны пушкинской поэзии.

    Величественная мысль о преодолении смерти является ду­ховно-философским центром стихотворения. Вечная жизнь че­ловека обеспечена настоящей поэзией:

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

    Мой прах переживет и тленья убежит...

    Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию — «заветная лира». В этом имени — задушевность и любовь.

    Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства («Пока великий Рим владеет светом...», «Доколь славянов род вселенна будет чтить...» — до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина), Пушкин переосмысливает этот мотив и принципи­ально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственно­сти. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому «памятник»-поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:

    И славен буду я, доколь в подлунном мире

    Жив будет хоть один пиит.

    Главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви Пушкин видит в добре («чувствах добрых»), которые пробуждает его поэзия. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку «Звуки новые для песен я обрел», более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравст­венной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой ис­точник своей посмертной славы — это прославление свободы. Именно в нем — залог «самостояния», независимости поэта от «жестокого века», в котором ему пришлось жить.

    Наконец, третье: «И милость к падшим призывал». Христи­анское понятие милосердия, «милости» становится очень важ­ным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к ос­тупившимся, «падшим». Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призыва­нии поэтом «милости» — оправдение его жизни и поэзии, вер­ность друзьям юности, сожаление обо всех страдающих, унижен­ных, заблудших.

    В конце стихотворения есть призывы-увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд. Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии (свобода, независимость от мнений толпы, исполнение воли Бо­га) с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям добра, свободы и милосердия.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Как трактуется Пушкиным образ поэта в лицейской ли­рике, в стихотворениях «Вольность», «Деревня»?

    2. Перечитайте стихотворение «Разговор книгопродавца с по­этом». Как вы думаете, почему форма этого стихотворения диало­гична? Какой ответ поэта является содержательной кульминаци­ей стихотворения? Какие три аспекта творчества, упоминаемые книгопродавцом, отвергает поэт, почему? Как отвечает поэт на предложение о продаже рукописи? Почему этот ответ не стихо­творный, а прозаический? Сопоставьте лексику в репликах кни­гопродавца и поэта. Чем она отличается?

    3. Перечитайте стихотворение «Пророк». Какой философ­ский смысл вкладывается поэтом в мотивы «духовной жажды», «пустыни», «перепутья» в начале стихотворения? Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?

    4. Перечитайте стихотворение «Поэт». Сколько частей в стихотворении? Каков поэт в обычной жизни? Каков поэт в творчестве? Каково значение мотивов одиночества, уединения? Как выпонимаете, что такое «божественный глагол»?

    5. Перечитайте стихотворение «Поэт и толпа». Каково значе­ние диалогической формы стихотворения? Каков образ толпы, черни? В чем упрекает ее поэт? В чем видит Пушкин истинное призвание поэзии?

    6. Перечитайте стихотворение «Поэту». Какова форма этого стихотворения? Как развиваются в нем идеи стихотворения «По­эт и толпа»? Каково значение мотивов суда, одиночества?

    7. Какие поэты кроме Пушкина трактовали свою поэзию как «памятник»? Какие идеи вкладываются Пушкиным в этот символ?
    Темы для контрольного сочинения

    1. Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: динамика ос­новных мотивов и идей.

    Как эволюционирует осмысление роли поэта и предназначения поэзии в творчестве Пушкина от лицейских лет («К другу-стихотворцу») до произведений 1830-х годов («Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...»)? Какие мотивы объединяют стихи о пушкинском понимании по­эзии: поэтическая свобода, независимость от воли толпы, пророческое при­звание поэта ? Как связаны они в пушкинском творчестве, как меняются в разные этапы жизни поэта?

    2. «Поэт и книгопродавец», «поэт и пророк», «поэт и толпа», «поэт и собственная частная жизнь»: различные грани поэтического творчест­ва в интерпретации Пушкина.

    Осознание себя происходит быстрее, когда человек видит некую про­тивоположность. Конфликт, противостояние присутствует во многих стихах Пушкина о поэте и поэзии. Какие позиции противоборствующих сторон в них представлены? Какова позиция поэта? Что позволяет ему стать пророком, преодолеть заботы частной жизни? Ответы на эти во­просы предполагает тема сочинения.

    3. «Небес избранник»: Пушкин о «божественном» значении поэта и поэзии.

    Как в осмыслении Пушкина земная личность поэта обретает пророче­скую силу, способность нести людям «Божий глас» ? Необходимо сравнить условно-поэтическую трактовку этой темы в ранней лирике поэта («Му­за») и в зрелых стихотворениях («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...»).

    4. Диалогические стихотворения Пушкина о поэте и поэзии: смысл идейной полемики.

    «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»: в чем сходство и различие образа поэта, понимания свободы творчества, осознания разру­шительной власти толпы над искусством и необходимости защитить творческую независимость художника? Кто побеждает в идейной полеми­ке, представленной в стихотворениях, и почему?

    Творческие задания.

    1. Внимательно перечитайте первые пять ответов поэта в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Какие автобиографические мотивы звучат в этих ответах? Перед на­ми образ поэта-романтика или поэта-реалиста? Почему книгопродавец упоминает имена Байрона и Жуковского? Как Пушкиным описывается творческий процесс? Что в этом процессе наиболее важно для поэта?

    2. Перечитайте последнюю строфу из «Воспоминаний в Царском Селе» 1814 года и последнее четверостишие из стихотворения «Поэт и толпа». Противоречат ли они друг другу по смыслу? Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина сочетаются черты гражданской поэзии и «чистой» лирики?

    3. Сравните концепцию творческого процесса, представленную в стихотворениях «Поэт и толпа» и «Поэт». Противоречат ли они друг другу или взаимосвязаны?

    4. Перечитайте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Выявите содержательное значение анафорических союзов «и» и «что». Сколько раз они повторяются и каким образом связаны с общей композицией стихотворения?

    5. Расширьте список стихотворений Пушкина о поэте и поэзии. Какие мотивы и идеи звучат в других стихотворениях на эту тему?
    Тема любви в лирике Пушкина

    «Рассудок и любовь» (1814), «Уныние» (1816), «Погасло дневное светило...» (1820), «Надеждой сладостной младен­чески дыша...» (1823), «К морю» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Я вас любил...» (1829), «Мадона» (1830).

    В лицейской лирике Пушкина любовь изображалась в гедо­нистических красках, близких традиции Батюшкова («Рассудок и любовь», 1814, «Красавице, которая нюхала табак», 1814, «Виш­ня», 1815) и в элегической интерпретации Жуковского («Уны­ние», 1816, «Желание», 1816, «Пробуждение», 1816). Мотив лю­бовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816— 1817 годах мотивами любовного разочарования, любовной печа­ли, уныния.

    Гражданские мотивы, увлекающие юного Пушкина после лицея, кажется, вытесняют мотивы любви: не случайно в стихо­творении «К Чаадаеву» (1818) любовь (наряду с надеждой», «ти­хой славой») названа «обманом»; поэт поглощен темой свободы. Но этот период длился недолго. Вскоре тема любви зазвучала в творчестве Пушкина с новой силой.

    В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...», где с байроническими мотивами разочарования в жизни, романтического бегства от родины оказался сложно свя­зан любовный мотив. В этом лирическом шедевре Пушкина ро­мантическое разочарование наполнено, однако, гуманным со­держанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспо­минаний о прошлом волнуется, «кипит и замирает», бросается от движения к мертвенному покою, а затем вновь к движению. Пе­ред нами человек, который, сколько бы страданий ни перенес на родине, не может оставить ее без сожаления. Вот откуда глубо­кое, перекликающееся с волнением моря, волнение души. Это волнение передается своеобразной прихотливой ритмикой и строфикой стихотворения, рефреном «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

    Ночь, море, корабль — эта обстановка позволила герою не стесняться своих чувств. Он взволнован нахлынувшими воспо­минаниями, как когда-то самими событиями («в очах родились слезы вновь»).

    Время и расстояние просветлили память героя. Ему стало яс­нее его прошлое; в воспоминаниях легче отделить истинное от ложного. Таково свойство памяти. Ложное, ненастоящее забыто: «минутные друзья», «изменницы младые», которых он, оказыва­ется, не любил... Но обнаружилось то главное, что не подлежит забвению, «излечению»: «глубоких ран любви ничто не излечи­ло» — истинно ценное помнится и по-прежнему ранит, волнует. Это стихотворение о минутах прозрения человека, когда он по­нимает себя, людей, когда видит мир в целом.

    Среди всех жизненных очарований любовь, возможно, самое главное. В стихотворении Пушкина «Надеждой сладостной мла­денчески дыша...» (1823) наиболее трагически выражено роман­тическое неприятие всего вокруг, так терзавшего поэта в период глубокого душевного кризиза начала 1820-х годов. Душевная то­ска столь сильна, что человек готов «сокрушить» свою собствен­ную жизнь, которая кажется «уродливым кумиром», готов добро­вольно расстаться с нею. Сомнения, неверие терзают человека; «младенческая» надежда, светлая вера не в силах противостоять холодному рассудку: «Мой ум упорствует, надежду презирает...» Но у жизни, лишенной высокой надежды, все же сохраняется последняя опора. Смысл существования состоит в том, чтобы хранить в себе любовь:

    И долго жить хочу, чтоб долго образ милый

    Таился и пылал в душе моей унылой.

    Любимый образ горит в душе героя, словно костер, и герой стремится, чтобы дольше сохранить такую жизнь своей возлюб­ленной, долго жить. В его душе «образ милый» именно живет, та­ится и пылает. Это единственный смысл существования «уны­лой» души героя-романтика.

    Замечательное послание Пушкина «К морю» (1824) — о сво­боде. Но оказывается, что свобода — не самая главная человече­ская ценность. Любовь оказалась сильнее:

    Могучей страстью очарован,

    У берегов остался я...

    Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. И человек как бы исповедуется стихии, расска­зывает ей о том, о чем море знать не может — о могучей привя­занности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.

    Шедевр любовной лирики Пушкина Михайловского перио­да — стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...») — вдохновлен встречей с Анной Керн в 1825 году, когда она при­ехала погостить в соседнее Тригорское. Он уже встречался с ней шесть лет назад, в 1819 году, в Петербурге, в доме Олениных. И впечатление она произвела на него тогда сильнейшее, срав­нимое с видением, чудом. Композиция стихотворения подчине­на развертыванию истории души человека, истинным содержа­нием которой является... любовь. Каждая строфа — этап внут­ренней эволюции героя, и все стихотворение в целом — исто­рия о том, как любовь врачует душу человека.

    Первая строфа стихотворения рисует рождение любви, ко­торое сопоставимо с божественным откровением, ослепитель­ным светом в темноте, внезапно вспыхнувшим перед глазами и преобразившим и душу человека, и все вокруг:

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты.

    В этом «ты» есть ощущение теплой, восторженной близости к той, явление которой подобно чуду.

    Это чудо длилось одно «мгновенье» — и вот его уже нет — оно мимолетно. Однако эта мысль лишена у Пушкина трагизма, упор сделан на радости от существования чуда. Выражение Жуковского «гений чистой красоты», ставшее у Пушкина сравнени­ем, означает «дух чистой красоты». Он и явился в образе преле­стной женщины.

    Чудо того далекого «мгновенья» мощно повлияло на человека. Уже не видя эту женщину, он «долго» помнил о ней. В памяти остался «голос нежный» (как бы музыкальная сторона ее образа), и «снились милые черты». Сон как продолжение «виденья» — вот та форма, в которой предстает желанный образ. Это не обяза­тельно сон как таковой. Возможно, здесь и греза наяву, как во­площение свободы души, права любить, которое никто не отни­мет у человека.

    И вот кажется, что «годы», «бурь порыв мятежный» разруши­ли «прежние мечты». Наступило забвение. Удивительно, но этот период забвения, эта жизнь «во мраке заточенья», жизнь «без жизни», эти «тихо» тянувшиеся дни не отвергаются, не прокли­наются Пушкиным. Это тоже жизнь, иначе вместо «тихо» он ис­пользовал бы более резкое, отвергающее эту жизнь слово. И все же она — «без божества», «без вдохновенья», и человек не в си­лах мириться с этим бессмысленным существованием.

    Возможно, самый интересный фрагмент стихотворения — это осознание причин перерождения героя. Существуют разные мнения на этот счет, разные варианты прочтения предпоследней строфы, но предложенный Б.В. Томашевским нам кажется пред­почтительней. Ученый считает, что воскресение любви объясня­ется состоянием души человека:

    Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное веденье, Как гений чистой красоты.

    Душе человека, субстанции таинственной и самостоятель­ной, настало время пробудиться. В этом состоянии человек об­рел возможность видеть красоту. Для его сердца «воскресли» не только «и жизнь, и слезы, и любовь», но и «божество и вдохно­венье». Давно замечено, что некоторые эпистолярные оценки Пушкиным Анны Керн язвительны и негативны. Видеть во всем этом неискренность Пушкина-поэта не стоит: чудо длилось все­го одно мгновение, образ реальной женщины чудесно перепла­вился в горниле поэзии...

    Мотив светлого воспоминания о прошедшей любви звучит в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». В 1829 го­ду, после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой, Пушкин отправляется на Кавказ, в район боевых действий. Все окружаю­щее пронизано памятью об оставленной возлюбленной:

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего

    Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,

    Что не любить оно не может.

    Печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного. Она как бы наполняет светом («светла») окружающую «ночную мглу». Вся благостная и возвышенная природа Грузии, шум реки вопло­щают это печальное и светлое воспоминание. Выражением этого примиряющего начала любви становится гармоничная музыкаль­ность звукового строя стихотворения. Равномерное чередование шестистопного и четырехстопного ямба, как и не сразу бросаю­щаяся в глаза аллитерация — повтор плавного «р» и сонорных согласных «м», «н» и «л», — подобны тихому ропоту водного по­тока, мерное движение которого становится здесь выражением самой жизни души. Любовь в этом стихотворении — это потреб­ность и высшее проявление человеческого сердца. Сердце «горит и любит», и свет этого огня тоже окрашивает атмосферу стихо­творения, определяет его оптимистическое звучание.

    К Анне Олениной, петербургскому увлечению Пушкина, об­ращено другое прославленное стихотворение — «Я вас любил...» (1829). Кажется, что чувство, в нем изображенное, действитель­но в прошлом, но уже следующая фраза звучит невольным при­знанием: «Любовь еще, быть может, // В душе моей угасла не сов­сем...» Лирический герой словно балансирует между прошлым и настоящим, чувствует, как ускользает любовь, пусть печальная, «безмолвная», «безнадежная», но все же очень нужная для души. Это она, любовь, дает силы к самоотречению («я не хочу печа­лить вас ничем»), освобождает от чувства ревности и, наконец, позволяет возвыситься до благословения любимой женщины:

    Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

    В сонете «Мадона» (1830) воспеваются не восторги и пре­вратности любви, а промысел Творца, ниспославшего труженику утешение и отраду среди его «медленных трудов». «Чистейшей прелести чистейший образец» — такова Наталья Гончарова, «Ма­дона» поэта. Заметим, что не красотой, а именно прелестью души дорога невеста для главы будущей семьи. Божественный смысл семейного счастья выразил Пушкин в этом сдержанном и возвышенном стихотворении.

    Любовь как радость и печаль жизни в лицейской лирике Пушкина уступает место любви как тяжело постигаемой подлин­ности среди обмана. Это единственный смысл бытия среди все­общего разочарования. Только в любви заключен божественный смысл, явленный как чудо. Она придает новое, волнующее каче­ство окружающему. Настоящая любовь человечна, очищена стра­данием и делает жизнь человека причастной высокому смыслу.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Каково влияние творчества К.Н. Батюшкова и В.А. Жу­ковского на любовную лирику Пушкина?

    2. Какие романтические идеи входят в стихотворение «Погас­ло дневное светило...»? Как они взаимосвязаны с любовными мотивами?

    3. Перечитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие пессимистические мотивы звучат в стихотворении? Как трактуется любовь в этом стихотворении?

    4. Какие реальные события послужили основой для написания стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)? Каково значение мотивов чуда, мгновения, видения, красоты, време­ни в стихотворении? Как в нем развивается образ-переживание?

    5. Каковы основные мотивы стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»? Кому посвящено данное стихотворе­ние?

    6. Перечитайте стихотворение «Я вас любил...». Кому оно по­священо? Каково значение мотивов прошлого и настоящего? Какую содержательную нагрузку выполняют анафоры? Какова концепция любви в этом стихотворении?

    7. Кому посвящено стихотворение «Мадона»? Каковы основные идеи, тональность стихотворения?

    8. Обобщите мотивы и идеи, которые характерны для любов­ной лирики Пушкина.

    Темы контрольного сочинения

    1. Тема любви в лирике Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

    Как меняется осознание любви от эпикурейской лицейской лирики к стихам поэта второй половины 1820-х и 1830-х годов ? Анализ этой про­блемы и должен стать содержанием работы.

    2. «Глубоких ран любви ничто не излечило»: мотив памяти в любов­ной лирике Пушкина.

    Любовь в поэзии чаще всего печальное чувство, проникнутое ощуще­нием утраченного счастья, потери возлюбленной. Такова природа жанра романтической элегии. Какое место занимают эти мотивы в лирике Пуш­кина? Как память помогает преодолеть тот трагический разрыв, кото­рый происходит между людьми по воле судьбы? Проанализируйте стихо­творения «Погасло дневное светило...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Сожженное письмо», «Талисман», «Прощание», «Заклинание» и др.

    3. «И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может»: любовь как потребность человеческого сердца и смысл жизни.

    В центре сочинения анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», но тема предполагает обращение к целому ряду стихотворений поэта («Я помню чудное мгновенье...», «Признание», «Ма-дона» и др.). Почему человеческое сердце не может жить без любви? Как преображает любовь душу человека и мир вокруг?

    4. «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона»: образ женщины и отношение к ней в любовной лирике Пушкина.

    Каков облик встающей «рядом» с лирическим героем любовной лирики Пушкина «идеальной» возлюбленной? Чего в нем больше внешней красо­ты или ощущения внутреннего совершенства ? Меняется ли этот образ в различные периоды творчества поэта? Ответы на эти вопросы предпола­гает тема сочинения.

    5. «И жизнь, и слезы, и любовь»: Пушкин о превратностях любви.
    Какие опасности, превратности, «странности» любви исследует в своих лирических стихотворениях Пушкин? Безответная любовь, равно­душная насмешка, неверность красавицы, разлука, смерть... все это за­ставляет страдать лирического героя, но отречется ли он от любви, боясь этих страданий? Выводом о своеобразном психологическом мастерстве Пушкина в любовной лирике можно завершить сочинение.

    Творческие задания

    1. Проведите целостный анализ стихотворения Пушкина «К***» . М.И. Глинка написал на пушкинский текст знаме­нитый романс «Я помню чудное мгновенье». В чем заключа­ется «музыкальность» стихотворения Пушкина?

    2. Сравните стихотворения «Погасло дневное светило...» и «Надеж­дой сладостной младенчески дыша...». Какие мотивы и идеи объединяют стихотворения? Почему их можно считать романтическими?

    3. Сравните стихотворения «К***» и «Я вас любил...». Каково значение мотива памяти в стихотворениях? Как в этих стихотворениях развивается лирический сюжет, образ-переживание? Что общего и различного в них? Чем различается идейный смысл стихотворений?

    4. Дополните список любовных стихотворений Пушкина. Какие содержательные нюансы отличают их?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта