Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Лирика Пушкина и поэтические традиции классицизма , сентиментализма, романтизма.

  • Творчество К. Рылеева и А. Пушкина.

  • Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи.

  • Драматургическое новаторство Пушкина.

  • Все о А.С. Пушкине. А.С. Пушкина. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006


    Скачать 466.24 Kb.
    НазваниеУчебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006
    АнкорВсе о А.С. Пушкине
    Дата14.01.2023
    Размер466.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаА.С. Пушкина.docx
    ТипУчебник
    #886364
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Творческие задания

    1. Внимательно перечитайте стихотворение Пушкина «Вос­поминания в Царском Селе». В каком контексте в стихотво­рении упоминается Г.Р. Державин? Прочитайте стихотворения Держа­вина «На взятие Измаила», «Водопад». Какие исторические события от­ражены в державинских стихотворениях, как они трактуются? Какие па­триотические идеи объединяют стихотворения Державина и Пушкина? Как оценивается двумя поэтами деятельность Екатерины II?

    2. Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина «Видение Мурзы». Сравните начало стихотворения с пейзажной частью «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкина. Насколько они близки? Прочитайте стихотворе­ние Державина «Прогулка в Сарском Селе» и сравните его с «Воспоминаниями...» Пушкина. Что отличает две «прогулки» по Царскому Селу?
    Как вы думаете, почему стихотворение Пушкина так поразило Державина?

    3. Прочитайте стихотворение К.Н. Батюшкова «На развалинах зам­ка в Швеции». Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Что общего в композиции двух стихотворений? Какие воспоминания описываются в стихотворении Батюшкова, какие — в стихотворении Пушкина? Какие патриотические идеи звучат в двух стихотворениях?

    4. Прочитайте стихотворение «Царскосельский лебедь» В. Жуков­ского. Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Каким образом в двух стихотворениях раскрываются проблемы прошлого и настоящего России, молодого поколения? Имена каких русских царей упоминаются в двух стихотворениях и в какой связи? Что общего в
    изображении Царского Села Пушкиным и Жуковским?

    5. Сравните стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак» Пушкина со стихотворениями К.Н. Батюшкова «Ответ Тургеневу», «К другу», «Вакханка». Какие мотивы объединяют стихотворения Пушкина и Батюшкова? Можно ли утверждать, что поэзия Батюшкова в определенной степени влияла на раннее творчество Пушкина?

    6. Сравните стихотворения «Певец» Пушкина и «Певец» В.А. Жуковского. Какие мотивы, настроения объединяют два стихотворения? Каково значение повторов строк «Слыхали ль вы?», «Встречали вы?», «Вздохнули ль вы?», «Бедный певец!»? Сопоставьте «Элегию» («Я думал, что любовь погасла навсегда...», 1816) Пушкина со стихотворением Жу­ковского «Пловец». Что общего и различного в содержании стихотворе ний? Каково значение образов пловцов, челна, океана, паруса и др. в двух стихотворениях? Можно ли сказать, что на раннем этапе творчест­ва Пушкин испытывал влияние Жуковского?

    1. Прочитайте оду «Вольность» А.Н. Радищева. Как Радищев ос­мысливает проблемы закона, свободы, власти, народа? Какие историче­ские события и герои упоминаются в оде? Как Радищев оценивает про­шлое, настоящее, будущее России и всего человечества? Сравните оду Радищева с одой «Вольность» Пушкина. Чем отличается способ изложе­ния поэтического материала, композиция, образное решение двух од? Что общего и различного в идейном осмыслении темы свободы?

    2. Вспомните стихотворение К.Ф. Рылеева «К временщику». Как поэтом-декабристом раскрываются тема власти и народа, образ времен­щика? Какие политические декларации звучат в стихотворении? Срав­ните стихотворение Рылеева с одой «Вольность» Пушкина. Что общего и различного в двух произведениях в трактовке темы власти и народа? Каково значение исторических героев и событий, упоминаемых в двух стихотворениях? Насколько близки политические идеалы Рылеева и Пушкина?

    3. Перечитайте элегию В.А. Жуковского «Море». Какие чувства вы­зывает у Жуковского образ моря? Какова характеристика образа моря? Сравните элегию Жуковского со стихотворением Пушкина «К морю». Чем отличается образ моря Пушкина? Какие идеи он вкладывает в этот образ? Каково значение олицетворений в двух стихотворениях? Что сближает и отличает два стихотворения о море?

    4. Вспомните стихотворения Пушкина о поэте и поэзии, их основ­ные мотивы и идеи. Сравните их с мотивами и идеями стихотворений «Я ль буду в роковое время...», «Бестужеву» К.Ф. Рылеева и «К мимо- пролетевшему знакомому гению», «Невыразимое» В.А. Жуковского. Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина получают развитие моти­вы и Рылеева, и Жуковского, то есть двух поэтических направлений: гражданского и этико-психологического романтизма?

    5. Сравните стихотворения М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», Г.Р. Державина «Памятник», Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как три автора определяют свои заслу­ги перед поэзией, страной? В чем их различия? Какие автобиографиче­ские мотивы звучат во всех трех стихотворениях? Почему в стихотворе­нии Ломоносова встречаются антологические мотивы и образы, у Дер­жавина — русские географические названия, у Пушкина перечисляются народы, населяющие «Русь великую»? Как это связано с основными идеями стихотворений? Чем они отличаются?

    6. Перечитайте стихотворение В.А. Жуковского «Лалла Рук». Срав­ните его со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Чем отличается образ лирической героини, «гений чистой красоты» у Жуковского и Пушкина? Каково значение мотива сна, видения в стихо­творениях? Какие романтические черты присутствуют в прочтении темы любви Жуковским? Как тему любви трактует Пушкин?

    1. Какие вы знаете романсы русских композиторов на стихи Пуш­кина? (Для ответа на этот вопрос обратитесь к справочнику «Пушкин в музыке» — М., 1974.) Как вы думаете, почему поэзия Пушкина так при­влекала композиторов? Сравните главных героев поэм «Цыганы», «.Полтава», «Медный всадник» Пушкина. Какие идеи связаны с этими образами, каковы ху­дожественные средства их воплощения? Насколько они отражают идей­ные поиски автора?

    2. Докажите, что общей темой «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» является тема власти (в общественно-историческом и нравст­венно-психологическом смысле).

    3. Какие высказывания в пьесах Пушкина можно рассматривать как афоризмы? Выпишите их в рабочую тетрадь. Напишите небольшое сочинение-эссе по одному из них («Ужасный век, ужасные сердца!», «Гений и злодейство — две вещи несовместимые», «Жалок тот, в ком совесть нечиста...» и др. — по выбору).

    4. Сравните образ Светланы из баллады В.А. Жуковского «Светла­на» и образ Татьяны Лариной из романа Пушкина «Евгений Онегин». Каково идейное различие в трактовке женских образов Жуковским и Пушкиным? Что объединяет два женских образа? Какие фольклорные мотивы и элементы используются поэтами для воплощения женских персонажей? Каковы содержательные функции фольклорных приемов?

    5. Чацкий и Онегин — «герои своего времени». Проведите сопос­тавительный анализ двух образов, выявив общее и различное в миропо­нимании, взглядах, характерах, судьбах героев и сравнив их с конкрет­но-историческими особенностями эпохи.

    6. Проведите сравнительный анализ «Бедной Лизы» Н.М. Карам­зина и «Станционного смотрителя» Пушкина. Что сближает и отличает два произведения на тему жизни «маленького человека»?

    7. Выявите общее и различное в трактовке главных образов, тема­тике, проблематике двух прозаических произведений Пушкина: «Дуб­ровский» и «Капитанская дочка». Какие актуальные вопросы первой по­ловины XIX века нашли отражение в этих произведениях?

    8. Сравните «Повести Белкина» и «Пиковую даму» Пушкина. Ка­ковы содержательные функции сюжетных неожиданностей, случайных коллизий, фантастических событий в произведениях? Как эти приемы соотносятся с реалистической проблематикой повестей?

    9. Перечитайте эпиграфы, которые Пушкин использует в «Повес­тях Белкина», «Пиковой даме», «Капитанской дочке». Из каких источ­ников заимствует их Пушкин? Насколько они взаимосвязаны с основ­ными идеями отдельных глав, произведений в целом?

    10. Сравните сцену пира Пугачева и его сподвижников из «Капи­танской дочки» с трагедией Пушкина «Пир во время чумы». Какие идеи сближают эти сцены? В чем проявляется философско-символический смысл трагедии Пушкина «Пир во время чумы»?

    11. В творчестве Пушкина активно используются внесюжетные эле­менты, среди которых наиболее распространен прием сна, вид'ния. Проанализируйте сны Татьяны из «Евгения Онегина», Гринева из «Ка­питанской дочки», Григория Отрепьева из «Бориса Годунова», Герман­на из «Пиковой дамы», Прохорова из «Гробовщика» («Повести Белки­на»), Луизы из «Пира во время чумы». Какие содержательные функции выполняет этот прием? Как он связан с романтической или реалистиче­ской направленностью произведений?

    1. Среди внесюжетных элементов, распространенных в творчестве Пушкина, очень значимы письма героев. Проанализируйте переписку в «Барышне-крестьянке» («Повести Белкина»), «Дубровском», «Пиковой даме», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине». Как письма способст­вуют раскрытию характеров героев? Каково их место в развитии дейст­вия? Какие художественные приемы используются для воспроизведения переписки героев?

    2. Какие русские художники писали портреты Пушкина? Чем от­личаются изображения поэта? Какой пушкинский портрет кажется вам наиболее глубоко раскрывающим личность поэта? Напишите небольшое сочинение-эссе «Пушкин на портрете кисти русского художника» (по одной из картин - на выбор).

    3. Какие русские художники иллюстрировали произведения Пуш­кина? Найдите несколько иллюстраций и сопоставьте их с литератур­ным источником. Какие пушкинские идеи воплощаются в иллюстраци­ях? Напишите сочинение-эссе «Произведения Пушкина в иллюстраци­ях художника» (по выбору).

    1. Лирика Пушкина и поэтические традиции классицизма, сентиментализма, романтизма.

    Цель реферата — доказать, что творчество Пушкина не бы­ло изолированным и развивалось в соответствии с литературной ситуа­цией начала XIX века. На разных этапах в поэтическом творчестве Пуш­кина наблюдаются черты трех художественных направлений. Их выяв­лению необходимо посвятить реферат.

    Рекомендуемый план:

    1. Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в лицейской лирике Пушкина.

    2. Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в поэзии Пушкина 1817—1820 годов.

    3. Романтическая доминанта в поэтическом творчестве периода южной ссылки.

    4. Формирование индивидуального поэтического стиля в творчест­ве второй половины 1820—1830-х годов.

    Литература:

    1. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970.

    2. Грехнев В. Мир пушкинской лирики. — Н. Новгород, 1994.

    3. А.С. Пушкин. Стихотворения лицейских лет. 1813—1817. — СПб., 1994.

    4. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литертура XVIII века. — СПб., 1995.

    5. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. — Л., 1986.

    2. Поэмы Пушкина: от романтизма к реализму.

    Цель реферата — выявить в поэмах Пушкина наиболее отчет­ливую тенденцию, характерную для развития всей литературы первой половины XIX века, — движение от романтизма к реализму.

    Рекомендуемый план:

    1) Романтические поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Бахчи­сарайский фонтан».

    1. Поэма «Цыганы», ее особое место в творчестве Пушкина.

    2. Взаимодействие романтических и реалистических элементов в поэме «Полтава».

    3. Поэмы «Граф Нулин», «Домик в Коломне»; их место в творчес­кой биографии Пушкина.

    4. «Медный всадник» — реалистическая поэма Пушкина.

    Литература:

    1. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Мед­ный всадник». — М., 1990.

    2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

    3. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

    4. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

    1. Творчество К. Рылеева и А. Пушкина.

    В творчестве Рылеева и Пушкина наблюдаются общие романтичес­кие черты. Между тем для Пушкина романтизм был всего лишь этапом на пути к реализму. Выявление общего и различного в думах и поэмах Рылеева и Пушкина — главная цель реферата.

    Рекомендуемый план:

    1. Личное общение Пушкина и Рылеева. Сохранившиеся высказы­вания поэтов о творчестве друг друга.

    2. Сходство и различие лирического «я» в стихотворениях Пушки­на и Рылеева.

    3. Думы Рылеева (по выбору) и поэмы Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»): тематика, проблема­тика, образы, черты романтической поэтики. «Олег Вещий» Рылеева и «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина: различие принципов историзма.

    4. Поэма Рылеева «Войнаровский» и поэма Пушкина «Полтава»: тематика, проблематика, система персонажей, образ Мазепы, художест­венные особенности поэм.

    Литература:

    1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

    2. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная де­ятельность декабристов. — М., 1987.

    3. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

    4. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

    5. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. — М., 1955.

    1. Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи.

    Цель реферата — проследить динамику личных и творческих отношений поэтов, определить, что наследует и что отвергает Пушкин в поэтике Жуковского.

    Рекомендуемый план:

    1. История личных отношений Пушкина с В.А. Жуковским. Совре­менники о дружбе поэтов. Сохранившаяся переписка как источник све­дений о взаимоотношениях.

    2. Лирика Жуковского в творческом сознании Пушкина-лицеиста. Послание «Жуковскому» (1818) как художественное осмысление Пуш­киным сущности творчества старшего поэта.

    3. «Арзамас» в жизни и поэзии Жуковского и Пушкина.

    1. Пушкин о балладах Жуковского.Творческое взаимодействие Пушкина и Жуковского во второй половине 1820-х и в 1830-е годы.

    2. Жуковский о дуэли и смерти Пушкина.

    Литература:

    1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

    2. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

    3. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. — М., 1975.

    4. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

    1. Драматургическое новаторство Пушкина.

    Драматургия Пушкина имела принципиально новаторский характер и в плане содержания, и в области художественной формы. Выявить но­ваторское значение драматургии Пушкина — главная цель реферата.

    Рекомендуемый план:

    1. Реалистические принципы воссоздания событий русской исто­рии в «Борисе Годунове».

    2. «Маленькие трагедии» Пушкина: принципы художественной ти­пизации, проблематика, художественные особенности.

    3. Жанр трагедии в творчестве Пушкина.

    Литература:

    1. Рассадин С.Б. Драматургия Пушкина: поэтика, идеи, эволю­ция. — М., 1977.

    2. Устюжанин Д.Л. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. — М., 1974.

    3. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. — М., 1984.

    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта