Главная страница
Навигация по странице:

  • Историко-географический обзор.

  • Гладкий Соц-эк геогр мира. Учебник для студ высш пед учеб заведений Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. М. Издательский центр Академия, 2008. 464 с


    Скачать 5.91 Mb.
    НазваниеУчебник для студ высш пед учеб заведений Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. М. Издательский центр Академия, 2008. 464 с
    АнкорГладкий Соц-эк геогр мира.doc
    Дата29.01.2017
    Размер5.91 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГладкий Соц-эк геогр мира.doc
    ТипУчебник
    #980
    страница4 из 57
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

    27

    и культурой, между католицизмом, протестантизмом и правосла­вием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация — это не моно­тонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный.

    Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, со­вершенных европейцами: географической, духовной и научно-тех­нической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского ха­рактера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особен­но ярко в политике колониальных захватов*.

    Поэтому можно утверждать, что Европа — не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вош­ла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме.

    Историко-географический обзор. Происхождение слова «Евро­па» часто связывают с городом под названием Европа, распола­гавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весь­ма распространенной в античное время была также легенда о Ев­ропе — дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») — страны восхода солнца (восток).

    О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географиче­ских границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Ибе­рией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматрива­лась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная — по Дунаю.

    Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю,

    * Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «на­тиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было при­остановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столк­новений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в.

    ** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов.

    28

    которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономиче­ские, духовные контакты Центральной и Северной Европы гра­ницы региона все больше обретали современные очертания. Од­нако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся рус­ский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, фи­лолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686— 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские

    горы.

    Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаружи­ваться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного раз­вития Греции становится полис, который, видоизменяясь на про­тяжении веков, оставался государственной организацией Древ­ней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса — цивитас. Самым ярким примером его был Рим.

    В результате обширных военных экспансий полисов формиро­вались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее — империя, созданная Римом. Эта держава, вырос­шая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземно­морские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы ев­ропейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества.

    В эпоху Римской империи было достигнуто максимальное объ­единение европейского пространства. Это была, по выражению немецкого философа Р. Гвардини (1885—1968), «попытка полной и всеохватывающей конструкции бытия». Однако подобное состоя­ние не могло быть долговечным. Уже с конца II в. преобладание переходит к союзам, складывавшимся в племенном мире. Их пе­ревес начинает сказываться и в военном, и в культурном отноше-

    29

    нии. Наступает так называемая «варваризация» Европы. Таким об­разом, у истоков следующего средневекового этапа цивилизаци-онного развития Европы стояли два различных мира. Каждый из них переживал кризис. Римская империя — упадок, варварский мир — зарождение социальных структур. Смысл происходящего на этом величайшем «перекрестке времени» был назван русским поэтом М.А.Волошиным (1877— 1932) «...преосуществлением Все­мирной власти на земле».

    Более чем тысячелетний отрезок времени (с IV по XV в.) охва­тило Средневековье. Раннесредневековая Европа представляла собой кипящий котел боровшихся друг с другом племен и наро­дов, различавшихся по уровню развития. На фоне внутренней дифференциации складывалось культурное единство Европы. Ее цивилизационное содержание обогащалось постоянными связя­ми с соседними регионами. В ходе этнических, торговых, дипло­матических, военных и других контактов с различными народами Европа в Средние века вобрала в себя не только античное и вар­варское наследие, но и богатейший опыт Востока.

    Для духовной атмосферы того времени главным было станов­ление христианства. Христианская церковь стала, быть может, са­мой высокой формой организации человеческого духа. Она оказа­лась способной соединить противоречивое, вобрать в себя идеалы жизни и надежно хранить их в виде традиций. Решающее влияние христианства на Европу было не только духовным, но и полити­ческим. Религиозное миропонимание, право, обычаи, этика, мо­раль, наконец, церковная иерархия и богатство создали общий феодальный порядок, сцементировали единую феодальную идео­логию. Христианство в значительной мере определило неповтори­мость европейской цивилизации.

    Европейский средневековый мир в целом был более насыщен­ным и динамичным, чем прежний. Именно в Средние века воз­никло большинство европейских государств, определились в ос­новном их границы, были заложены этнокультурные основы бу­дущих наций. Появились парламенты, суды присяжных и первые конституции. Были изобретены ножницы, часы, книгопечатание, оконное стекло, огнестрельное оружие и многие другие новше­ства. С конца Средневековья возникает современная наука, сде­лавшая позже европейскую культуру отличной от культуры всех других регионов.

    Рубеж XV—XVI вв. — решающее для судеб Европы время. Ев­ропейцы осуществляют географическую революцию и выходят в мир. Страсть к открытиям сделалась формой, в которую облекся предприимчивый дух европейцев. В Ц86 г. Диас первым из европей­цев отважился добраться до мыса Доброй Надежды, в 1492 г. — Колумб достиг американских островов, в 1498 г. — Себастьян Ка-бот доплывает до Лабрадора, т.е. до американского материка. Но-

    30

    ый континент уже входит в сознание европейцев, когда Васко да Гама доплывает от Занзибара до Каликут и прокладывает морс­кой путь в Индию. В 1500 г. Кабрал открывает Бразилию. Наконец, с 1519 по 1522 г. Магеллан совершает свой знаменательный, вен­чающий всё подвиг: первое путешествие человека вокруг Земли, из Испании в Испанию. Тем самым доказывается, что прав был Мартин Бехайм, создавший в 1490 г. свое «земное яблоко», пер­вый глобус, осмеянный поначалу как глупая затея. Так смелое деяние подтвердило отважную мысль. В итоге мир стал для евро­пейцев круглым. Европа приобретает особое положение среди мировых цивилизаций. В Европе нет оцепенения и топтания на месте. Наступает эра европейского расцвета и интенсивного про­движения по пути культурного прогресса. Европа внезапно стано­вится центром и повелительницей Вселенной. Из Европы начина­ется заселение Америки, Австралии, Южной Африки и форми­рование их духовных оснований. Она оказывает решающее влия­ние и на другие части мира, в том числе на Россию с ее восточно-христианскими корнями. Россия в свою очередь заселяет весь се­вер Азиатского материка до Тихого океана.

    «Географическая революция — это использование Океана в качестве основного средства всемирной коммуникации. Передвижение по Океа­ну позволило Европе объединить обитаемый мир.»

    А. Тойнби, английский историк

    «После кругосветных путешествий мир стал для европейцев круг­лым. То, что не было ими покорено, либо не стоит того, либо еще будет покорено.»

    Гегель, немецкий философ

    «Если бы преимущества Европы, вытекающие из ее географической и социально-экономической специфики, не нашли выражения в господ­стве — во всех значениях этого термина, — то европейский прорыв не имел бы ни блеска, ни быстроты (и главное) — последствий. Преиму­щества, а затем и превосходство Европы привели к ее доминированию над остальным миром.»

    Ф. Бродель, французский историк

    Уже с начала XV в. для честолюбивых португальцев и испанцев земной шар оказался тесным. Понадобилось деление его демарка­ционными линиями. Вскоре в колониальную экспансию активно включаются другие европейские страны. Наступает эра нового им­периализма. Вид Европы мгновенного изменяется. Возникает мощ­ное европейское доминирование, европейский централизм.

    В XIX в. мир окрашивается в цвета европейских государств. Влия­ние Европы становится глобальным. К началу XX в. европейцы контролировали 85% земной поверхности и 70 % ее населения.

    31

    Европейские параметры оказались не только масштабными, но также преобразующими мировое устройство. В итоге европейцам удалось связать народы мира в единое сообщество и посредством своих политических и военных сюжетов сделать новую политиче­скую карту мира европейской.

    Исключительное положение в то время занимала Великобри­тания. Ни одна страна со столь незначительной территорией и численностью жителей не держала в своих руках судеб огромного числа людей, живущих по всему земному шару. Каждое движение на Британских островах находило отзвук в мире. Колоссальные размеры британских колониальных владений дали основания про­никнуть в сознание англичан идеей мировой гегемонии*.

    Удачливыми в колониальных предприятиях были Франция и Бельгия. Скромные владения имели Италия и Германия. После­дняя обратила главную ось своей экспансии на Ближний Восток. Там Германия проникла в империалистическую зону сил Вели­кобритании и России, что явилось одной из основных причин Первой мировой войны. В эту войну вступили не европейские на­ции, а мировые империи, подобные драконам, головы которых умещались в Европе, а туловища покрывали почти весь земной шар.

    На рубеже XIX —XX вв. самым проблемным в Европе считался «восточный вопрос», связанный с судьбой балканских владений Турции. Распад ее европейских колоний привлек туда взоры мно­гих европейских держав, включая Россию. Центром политическо­го внимания были пресловутые черноморские проливы. Масштаб­ная балканская политика России нуждалась в теоретическом обо­сновании. С этой целью была выдвинута идея создания панславян­ской империи со столицей в Константинополе. В этой доктрине сплелись мысль о признании народов, действующих в цивилиза-ционном пространстве, суверенными, равновеликими и полити­ческие соображения, связанные с волевыми устремлениями. Од­ним из принципов данной политики был приоритет националь­ного над общечеловеческим.

    Идея панславизма мотивировала отношения России с южны­ми славянами. Однако желаемые результаты не были достигнуты. Поддержка сербов в 1914 г. обернулась для России войной и рево­люцией.

    В целом конфликты, приведшие Европу к Первой мировой войне, были двух порядков: национальные и империалистичес­кие. Война 1914 г. началась между восемью государствами Европы

    * Великобритания вынашивала планы соединения со своими эмансипиро­ванными колониями в тесную федерацию. Идея ианбританизма в конечном сче­те путем медленной и сложной работы нашла реализацию в деятельности миро­вой англосаксонской диаспоры.

    32

    (Германией, Австро-Венгрией и противостоящими им Велико­британией, Францией, Россией, Бельгией, Сербией и Черногори­ей), но постепенно вовлекала в свою орбиту тридцать три страны. За годы войны в армии воюющих государств было мобилизовано 70 млн человек. Война длилась более четырех лет и вызвала неви­данные потрясения. Версальская система послевоенных договоров, в которой преобладали национальные мотивы, внесла лишь вол­ну пессимизма в европейское самосознание. Наступила пора разо­чарований в ценностях европейской цивилизации. Европа после войны перестала существовать как целое. Фактически в этой вой­не, где не было победителей, побежденной оказалась именно она, не сумевшая удержать своего рангового положения.

    Удары, разрушившие Европу, шли по двум линиям: горизон­тальной (битва империй) и вертикальной (революции). Револю­ции в России, сжатые в пределах одного года, привели к тому, что Европа утратила свою социально-политическую однородность. Жесткое противостояние России и остального мира создало мощ­ное силовое поле напряжения в европейском развитии. Конфликт империй уступил место конфликту идеологий.

    В связи с эпохальными событиями Первой мировой войны надо рассматривать Вторую мировую войну 1939—1945 гг. Сторонами конфликта были коммунизм, нацизм и либеральная демократия. Основной силой взрыва стало болезненное национальное чувство Германии*. В сознании немцев национальные мотивы были тесно переплетены с империалистическими. Это означало, что пафос освобождения становился для них волей к власти. Гитлер поста­вил перед нацией программу беспредельного господства: сначала в Восточной Европе, потом в Европе вообще и, наконец, во всем мире. С поразительной легкостью ему удалось осуществление двух

    частей своего плана.

    Участниками Второй мировой войны были шестьдесят одно государство и более четырех пятых населения земного шара. Воен­ные действия велись на территории Европы, Азии и Африки, а также на обширных акваториях мирового океана. За годы войны в армии воюющих стран было призвано свыше ста десяти миллио­нов человек. Война длилась шесть лет.

    В итоге двух мировых войн прежняя Европа отошла в историю. Европейцы утратили свои колониальные владения, политическое преобладание в мире. Ослабленная Европа становится покорной торжествующей силе. Она отступает перед мировыми державами — Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Внешняя энергия сверхдержав была направлена на противоборство друг с другом. Европа наполнилась силовыми компонентами.

    * Генеалогию национал-социализма через так называемые символы масс блестяще проанализировал Э.Канетти (Е.СапеИл, 1986).

    33

    Грандиозные деструктивные процессы, связанные с ликвида­цией социалистической системы, потрясли мир, но не ликвиди­ровали силового напряжения на европейском пространстве. Как только была снята идеологическая конфронтация Европы, возро­дился ее культурный раздел*. В нынешних условиях Европа стре­мится обрести новое место в мире, который, несмотря на раз­дробленность, во всё возрастающей степени требует объединения в рамках правового устройства путем соглашений.

    Европейцы. Как известно, Европа не была прародиной челове­чества. Древнейшие люди (индоевропейцы), вероятно, пришли в Европу с востока еще в эпоху каменного века (палеолита), при­мерно 2 млн лет назад. Все бессловесные предметы, найденные на европейской территории при археологических раскопках, все же остаются для науки немыми в своей безжизненности. Лишь сло­весные данные позволяют ощутить европейца, его внутренний мир, настроения, импульсы. Письменными источниками европейские события освещены лишь за последние три тысячи лет. Весь пред­шествующий период, продолжительный и сложный, был занят становлением основных конституционных свойств человеческого бытия в Европе. Здесь наука различает три основных века: камен­ный, бронзовый и железный. Каменный век самый длительный из них. В то время основные орудия труда и оружие человек изго­тавливал из камня, рога и кости. Люди жили тогда в пещерах и гротах, под скальными навесами, реже — на открытых местах. Основным занятием населения была охота, в начале генерализи­рованная, потом специализированная. В каменном веке постепен­но увеличивается плотность населения, расширяется область че­ловеческого обитания, формируются первичные системы поселе­ний**.

    На рубеже VII —VI тыс. до н.э. наступает новая эпоха в разви­тии Европы и всего человечества. Происходит переход от присваи­вающего хозяйства к производящему. Охота и собирательство усту­пают место земледелию и скотоводству. Возникают постоянные поселения с прочно построенными жилищами. «Сельский образ жизни» становится господствующим в Европе вплоть до появле­ния, а затем и широкого распространения городов. Возникнове-

    * Разделительной линией в Европе является граница западного христиан­ства, сложившаяся к 1500 г. Она пролегает вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии, рассекает Белоруссию и Украину, сворачивает на запад, отделяя Трансильванию от остальной части Румынии, а затем идет по линии, отделяющей Хорватию и Словению от других югославянских государств.

    ** Сделаны попытки вычислить приблизительную плотность населения Ев­ропы в то время и даже его количество в некоторых регионах. Так, на территории Центральной Италии предполагается плотность 1 человек на 50—100 км2. Все население Центральной Италии могло составить 800— 1 600 человек в какой-либо отрезок каменного века. Основным типом поселений был базовый лагерь, состоящий из 10—12 легких жилищ каркасного типа.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


    написать администратору сайта