Главная страница
Навигация по странице:

  • Технология общественной жизни.

  • Гладкий Соц-эк геогр мира. Учебник для студ высш пед учеб заведений Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. М. Издательский центр Академия, 2008. 464 с


    Скачать 5.91 Mb.
    НазваниеУчебник для студ высш пед учеб заведений Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. М. Издательский центр Академия, 2008. 464 с
    АнкорГладкий Соц-эк геогр мира.doc
    Дата29.01.2017
    Размер5.91 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГладкий Соц-эк геогр мира.doc
    ТипУчебник
    #980
    страница5 из 57
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

    34

    и развитие производящего хозяйства способствовали росту Н елейности населения и его концентрации. Впервые отчетливо и ЧИ выступает неравномерность в развитии отдельных регионов

    Европы.

    Важные изменения в экономике, социальном строе и этноде-

    мографии Древней Европы произошли в III тыс. до н.э. В Среди­земноморье, на юге Балкан и на Западном Кавказе возникли куль­туры бронзового века. Бронзовый век характеризуется появлением металлических орудий труда, резким увеличением его производи­тельности. Это способствовало возникновению тех явлений, кото­рые затем привели к разложению первобытно-общинного строя и становлению государства. Это также время великих переселений, которые положили начало образованию европейских народов, формированию их языковой и культурной общности.

    Бронзовый век Европы — период многообразный и противо­речивый. Резко усиливается неравномерность экономического и социального развития. Европейское цивилизационное простран­ство становится сложным конгломератом различных культурно-исторических общностей, групп, обладавших разными традиция­ми и связями.

    С возникновением около 3000 — 2000 гг. до н.э. Греческого госу­дарства открывается Античная эпоха Европы. Первые античные центры постепенно становились связанными между собой ком­пактными образованиями. Регулярные торговые связи среди них приводили к медленному формированию этнического самосозна­ния. Греки стали осознавать себя единым народом, отличным от

    других.

    Бронзовый век в начале I тыс. до н.э. сменяется железным. Об­щественное развитие ускоряется. Новый этап этнокультурного роста Европы начинается с образованием Римской державы, постепен­но создавшей в Средиземноморье «римский круг земель». Основу европейского античного мира составляли городские гражданские общины, которые были первыми в мировой практике демократия­ми. Верховную власть в античной городской общине осуществля­ло народное собрание граждан. Оно обладало широкими правами и обязанностями. В Античную эпоху были разработаны основные принципы морали, этические идеалы, важнейшие элементы нау­ки, философии, главные жанры литературы, архитектуры, спорт. В начале I в. н. э. всю западную часть Европы уже занимала Рим­ская империя, вобравшая в себя множество народов. За Рейном жили германцы, ранняя история которых, как и их соседей кель­тов, почти не ясна. К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне всех их называли варварами. Еще восточнее на беспредельных степях Причерноморья жили народы, мало напо­минавшие европейцев, — скифы и сарматы. В целом европейское Пространство было еще слабозаселенным. Всего на территории

    35

    Европы к началу нашей эры насчитывалось примерно 35 млн чело­век. В Италии в то время жило не более 6 млн, в Испании — также около 6 млн, в Великобритании и Германии — менее 1 млн чело­век.

    Историческую эстафету от античности приняли Средние века. Общество средневековой Европы было феодальным. Феодализм — совершенно особый мир, формировавший своеобразный консер­вативный тип человека. Идеологией Средневековья был причуд­ливый сплав варварства и христианства. Первые столетия средне­векового периода отличались глубокой депрессией и потрясения­ми. Это было связано с континентальными миграциями народов, завоеваниями арабов, опустошительными походами монголо-та-тар и тюрок, межфеодальными распрями, крестовыми походами, ужасающими эпидемиями и т.п.

    В IX—XV вв. намечается перелом в культурном развитии Евро­пы. Совершенствование агротехники (изобретение колесного плу­га с отвалом, распространение трехпольного севооборота и новой упряжи) позволило увеличить площадь обрабатываемых земель и урожайность. Внедрение богатых протеинами высококалорийных культур обеспечило, вероятно, европейцев той силой, что нужна была для постройки замков, соборов и новых городов, для подъе­ма обширных пространств целины*. Население Европы начинает быстро расти. К концу I тыс. н.э. оно составляло не менее 43 млн человек, в 1500 г. в Европе уже насчитывалось 75 млн жителей. Самыми заселенными странами были Франция (свыше 15 млн), Италия и Германия (по 11 млн человек).

    Во второй половине истекшего тысячелетия начинается пере­ход Европы в индустриальную эру. Особенно активно этот про­цесс проходил в Англии, Франции, Германии. Новые достиже­ния в социальной и хозяйственной областях сыграли важную роль в дальнейшем увеличении численности европейского населения.

    Последовательное увеличение численности населения зару­бежной Европы выглядит следующим образом: 1650 г. — 82 млн человек, 1800 г. — 160 млн, 1900 г. - 295 млн, 1950 г. — 392 млн, 1980 г. — 485 млн, 2000 г. — свыше 500 млн человек. Динамика воспроизводства населения Европы в целом совпадает с фазами ее цивилизационного развития. Индустриализация значительно по­нижает уровень смертности и подрывает целесообразность в вы­сокой рождаемости, стабилизирует численность населения. Мно­гие европейские страны уже подошли к такому состоянию. В дру­гих демографические процессы поддерживаются политическими

    * Следует отметить также прогресс в военном деле, где стремя позволило подчинить лошадь и появиться новому военному классу рыцарей, которые по­степенно идентифицировались с крупными землевладельцами, способными вво­дить в своих владениях новую технику и технологию.

    36

    меоами внешней миграцией. Существуют региональные разли­чия в воспроизводстве населения и «внутри» стран*.

    Как классифицировать многочисленное и разнообразное насе­ление Европы? Вопрос может показаться простым, но решается ' с отдаленных времен. По Библии народы, населяющие Евро­пу являются потомками сына Ноя - Иафета и называются иафе-тидами. Бог разделил их на отдельные народы и дал каждому свою задачу и цель в жизни.

    Первую попытку выделить общие признаки людей, населяющих Европу предпринял знаменитый шведский натуралист К.Лин­ней Европеец, по его мнению, проницателен, пытлив, управля­ется законами. Видное место в классификации европейского на­селения занимает общая система геттингенского профессора Блю-менбаха, изложенная им в небольшом сочинении «О природном разнообразии человеческого рода» (1775). Европейцев он представ­лял нормальным типом для всего человечества. Позднее появи­лось около десятка классификаций, но общепризнанную создать

    не удалось.

    Европейская ветвь народов наукой изучена лучше других. 11о физическому облику она представляется вообще однородной, но в действительности оказывается очень смешанной. Основную часть населения современной зарубежной Европы составляют романс­кие, германские и славянские народы. Среди романских выделяют­ся, в частности, итальянцы, французы, испанцы, румыны, пор­тугальцы; германских — немцы, англичане, голландцы; славян­ских — поляки, чехи, сербы. Каждый из народов отличается сво­им характером, вкусами, традициями, поведением, взаимосвязя­ми с соседями**.

    На характер и культуру европейцев огромное воздействие ока­зывает религия. Эту связь иллюстрируют конфессиональные ин­ституты и группы, а также наблюдаемые предметы и явления ес­тественной и социальной среды. В пределах Европы представлены все мировые религии. Однако в целом можно сказать, что главная религия Европы — христианство. При этом север региона — проте­стантский, центральная и южная части — католические, восток —

    * В большинстве европейских стран сейчас рождаемость низкая — от 9 до 15 %с. Резко выделяется лишь мусульманская Албания и Монако, где этот пока­затель достигает 18 и 20 %о, заметны также Ирландия, Исландия, Македония. В перечисленных странах самый высокий естественный прирост населения. Уро­вень смертности в Европе в среднем — 11 %о. Смертность выше рождаемости в Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, ФРГ, Хорватии, Чехии, Швеции, Сер­бии и Черногории.

    ** Существует оценка характера современных европейцев: англичане облада­ют наиболее развитым чувством юмора; французы и итальянцы, которых счита­ют «романтиками Европы», на самом деле не умеют очаровывать, у них есть стиль, но они часто являются претенциозными; немцы — вежливы и пунктуаль­ны; испанцы — очаровательны, энергичны, любят танцевать.

    37

    православный. Стран абсолютно однородных в религиозном отно­шении в Европе нет. Как правило, можно говорить о преоблада­нии одной из конфессий или об их параллельном существовании.

    В настоящее время в Европе складывается непростая этнокуль­турная ситуация. Детонирующим элементом в ее обострении яв­ляется многомиллионная армия гастарбайтеров из арабских и ази­атских стран. Среди них растет влияние исламских фундаментали­стов. В начале XXI в. напряженность в отношениях между корен­ными европейцами и пришельцами с Востока усиливается*. Дли­тельный и крупномасштабный прилив выходцев из иных культур с другими жизненными установками в перспективе может сильно повлиять на характер европейского общества.

    Европа обречена на поиски межэтнической и межконфессио­нальной гармонии и формулы единения наций. Тем временем в ней уже накоплен большой опыт гражданской культуры в реше­нии этноконфликтов. Примером может служить итальянская про­винция Трентино-Альто-Адидже, называемая также Южным Ти­ролем. Там повсюду слышна немецкая речь, а итальянский язык звучит как иностранный. Южный Тироль, отошедший к Италии в 1919 г. (по Сен-Жерменскому договору), остается кусочком Авст­рии, будто и не прошло более трех четвертей века. Населен он почти исключительно австрийцами по происхождению, сохраня­ющими в неприкосновенности родной язык, обычаи и традиции. Национальные области, подобные Южному Тиролю, есть во всех западноевропейских странах. Их насчитывается более двух десят­ков. В той же Италии в области Валле-д'Аоста, на границе с Фран­цией и Швейцарией, города и деревни носят французские назва­ния, жители их свято оберегают свои традиции, говорят на раз­личных диалектах провансальского языка. В области Фриули — Ве­неция—Джулия, граничащей со Словенией и Австрией, прожи­вает компактная группа славян, говорящих на своих языках. Все эти области имеют административную, финансовую и культур­ную автономию. Их двуязычие закреплено в конституции страны. Особый статус имеют и два самых крупных итальянских острова в Средиземном море — Сицилия и Сардиния. Из всех итальянских областей четвертая часть наделена автономией, что ставит эту стра­ну в промежуточное положение между государством унитарным и федеративным.

    В отличие от Италии Бельгия разделена пополам национальными разногласиями. Юг страны, прилегающий к Франции, населен валлонами, а север — фламандцами. В Бельгии три государственных

    * Доля иностранцев в населении европейских стран в настоящее время со­ставляет, %: в Германии, Швейцарии, Австрии — 7, Франции — 6, Великобри­тании — 5, Швеции — 4, Италии — 2, Испании — 1. В ближайшие 25 лет в Европе может оказаться свыше 159 млн эмигрантов.

    38

    а. французский, нидерландский (его фламандский вариант) я3неМёцкий, на котором говорят лишь несколько десятков тысяч еловек, живущих вдоль границы с Германией и Люксембургом, фламандцы нередко делают вид, что не понимают по-француз­ски а многие валлоны даже не пытаются освоить язык, на кото-оом' говорит большинство населения их собственной страны. За исключением Брюсселя, двуязычной и двунациональной столи­цы Бельгии, фламандцы и валлоны живут изолированно друг от друга. Внутренние миграционные процессы почти отсутствуют.

    Национальный сепаратизм силен в Испании. В ней находится самый крупный в Западной Европе очаг национализма — Страна Басков. Баски — единственный в регионе народ не индоевропей­ского происхождения. Их язык не имеет с испанским ничего об­щего, и владеют им далеко не все баски (быть может от того, что он необыкновенно труден). Террористическая организация баскс­ких сепаратистов ЭТА пытается добиться суверенитета Басконии, но правительство провинции выступает за целостность страны.

    Немало этнокультурных проблем во Франции. Независимости требуют корсиканцы. Порой активно ведут себя французские баски. Немецкий язык и традиции сохраняются в Эльзасе и Лотарин­гии, но там местное население не требует воссоединения с Гер­манией. Так, однако, было не всегда. За 75 лет (с 1870 по 1945 г.) в результате трех войн Эльзас и Лотарингия четырежды меняли свою государственную принадлежность. Для Западной Европы это рекорд. После Второй мировой войны они окончательно отошли к Франции, и то, что Европарламент заседает в столице Эльзаса — Страсбурге, — символ достигнутого в регионе равновесия.

    Бурный очаг национальной розни в Европе — Северная Ир­ландия. Конфликт этот весьма запутанный и сложный, поскольку общество там поляризовано не только по национальному, но и по религиозному признаку.

    Этнокультурные проблемы обсуждаются в Европе, по крайней мере, со времен окончания Первой мировой войны, приведшей к распаду великих европейских империй. Борьба за национальное самоопределение, за культурную и административную автономию нередко велась в ущерб здравому смыслу. Сепаратизм в современ­ной Европе — антиисторичен.

    Сокровища культуры, созданные европейцами, составляют сердце­вину ее цивилизационной идентичности. Они объединяют европейцев и составляют их гордость. При внимательном взгляде на культурный ланд­шафт Европы легко обнаруживается взаимообогащение европейских на-Родов благодаря удивительным и плодотворным скрещиваниям. Так, пе-вец славянской души поляк Шопен был по происхождению французом; аналитик, проникший в существо русской души, Достоевский имел польские корни; типичный немецкий художник Дюрер по происхожде­нию венгр; великий певец венгерских страстей Лист — немец; нацио-

    39
    нальный венгерский поэт Петефи был в действительности сербом; автор великой польской национальной эпопеи «Пан Тадеуш» Мицкевич по происхождению литовец; тот, кто лучше всех выразил страдания и радо­сти немецкой души, — Бетховен по отцу был голландцем; создатель те­ории германского «сверхчеловека» Ницше — потомок польских шляхти­чей. Этот перечень можно продолжить, но приведенные примеры уже показывают, что европейцы обладают большим числом выдающихся людей. Именно высшие личности составляют истинное воплощение ев­ропейской силы. Им Европа и мир обязаны прогрессом на всех направ­лениях цивилизации.

    Технология общественной жизни. Исключительную роль в фор­мировании европейского облика играла и продолжает играть тех­нология общественной жизни. Отлаженность и напряженность политических механизмов по существу является предпосылкой эффективной организации социально-экономического пространства.

    Общественная жизнь — особая реальность, основу которой составляют социально-политические факты и действия, не сво­димые к другим фактам и действиям и обладающие рядом само­стоятельных характеристик*. Уже в эпоху античной цивилизации в Европе зарождается свобода как реальность. Полисный тип об­щественного и государственного устройства в Древней Греции и Риме — это мировой феномен. В нем главенство было основано не на доминировании и подчинении, а на авторитете и первенстве. Здесь впервые блеснула одна из ярких граней европейской дей­ствительности — уважение к достоинству и правам личности, пока относящиеся к весьма узкому кругу аристократии. Со временем это станет стержнем общественного генотипа. Параллельно в по­лисной структуре получает развитие другой компонент. Зарожда­ется сообщество свободных собственников, как бы субстанция будущего гражданского общества. Царившая в полисе атмосфера трудолюбия, состязательности, стремление к славе, известности породили не только европейский аристократизм. В этом видится и удивительный прообраз «протестантской этики», о роли которой в последующем развитии европейского общества писал М.Вебер.

    От античного полиса цепь общественных форм протянулась к городской коммуне Средневековья. Такого феодализма, какой был в Европе, с автономными городами-коммунами, выступавшими в качестве самостоятельных субъектов в политической жизни, другие цивилизации не знали. Дальше типологический ряд обще­ственных форм восходит к индустриальному и постиндустриаль­ному строю. Так выстраивается связная цепь общественных форм, обусловленная единым генотипом. Идеология свободы и достоин­ства личности с примечательным постоянством актуализируется в последующие эпохи.

    * Указанные факты российско-американский социолог П.А.Сорокин назвал «ценностью» социального пространства.

    40

    К нерушимости прав человека в Европе присоединяется его *\) участвовать в политической жизни общества. Поэтому сво-«З^апеализуется в европейских странах только в условиях право-демократии, т.е. при возможном для всех граждан участия в В*ьявлении воли. Каждый человек в зависимости от уровня его иодитической зрелости и убедительности взглядов может рассчи­тывать на признание.

    Защите отдельного человека от насилия соответствует защита всех от власти отдельного человека. Даже величайшие заслуги пе­ред государством не являются основанием для неприкосновенно­сти власти индивидуума. Человек остается человеком, и даже луч­ший из людей может стать опасным, если его власть не сдержива­ется определенными ограничениями. Поэтому несменяемая власть в европейских странах явление исключительное. В таких условиях не может быть непомерного возвеличивания какого-либо госу­дарственного деятеля.

    Технология современной общественной жизни в Европе стро­ится на основе нескольких идейных течений, выражающих стрем­ление предоставить людям все доступные им возможности, если они не идут вразрез с тем, что жизненно необходимо всем. В тех или иных комбинациях она включает элементы либерализма, со­циал-демократии и неоконсерватизма.

    Стержнем либеральной системы является идея прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Их неразрывная связь определяется тем, что частная собственность выступает основой индивидуальной свободы. Поэтому либеральное европейское об­щество — это общество равноценных друг перед другом лично­стей. Либеральная система характеризуется разграничением граж­данского общества и государства. Важным структурным элемен­том либерального государства является идея плюрализма, при­знающая господство принципа многообразия во всех сферах об­щественной жизни. В таком обществе предполагаются равные воз­можности самореализации и равные права в достижении своих целей. В политической сфере это выражается в равенстве всех пе­ред законом, инструментом реализации которого выступает пра­вовое государство.

    Социал-демократическая система сохраняет все либеральные элементы с соответствующей модификацией. Прежде всего идея негативной свободы (максимально возможная свобода от внешних ограничений, в частности, налагаемых государством) дополняет­ся идеей позитивной свободы (свободы, условия реализации ко­торой обеспечиваются государством), а классический индивидуа­лизм — новым. Для корректировки негативных аспектов и неже­лательных последствий свободного рынка и свободной конкурен­ции разработано и во всё больших масштабах используется госу­дарственное регулирование экономики. Политические права до-

    41

    полняются социальными с предоставлением всем членам данного общества материальных благ на уровне не ниже того, который принят за минимальный. Вводится принцип социальной ответ­ственности частных корпораций и государства. Функции государ­ства расширяются, при этом происходит дальнейшая демократи­зация общества. Вместе с тем социал-демократическая система ведет к росту полномочий исполнительной власти за счет законодатель­ной, сужению сферы деятельности выборных органов и должно­стных лиц в пользу назначаемых. Во многих аспектах государство испытывает определенные перегрузки.

    Неоконсервативная система интегрирует важнейшие ценности, институты и постулаты либерального и социал-демократического вариантов, также подвергая их модификации. Центральное значе­ние здесь приобретают ориентации и установки на индивидуали­зацию в экономической, социальной и политической сферах. Ак­цент переносится на приватизацию и частную жизнь. Количествен­ные параметры существования заменяются качественными, на смену материальным ценностям приходят «постматериальные». Провозглашается своего рода «психологическая революция», при­званная выдвинуть в центр внимания человека. Защита прав лич­ности возводится в ранг одной из основополагающих проблем го­сударственной и международной политики.

    Вся технология общественной жизни в Европе опирается на сильный и обширный средний социальный слой. Он исповедует и воспроизводит ценности европейского общества. Этот процесс сопровождается рассасыванием массы низов, тяготеющих к раз­ным версиям люмпен-идеологии. При этом крайне важным оста­ется сохранение контроля гражданского общества над политиче­скими структурами. При всех успехах современное европейское общество не смогло до конца решить некоторые социальные про­блемы. Тем не менее в большинстве случаев здесь подразумевают­ся конкретные аспекты жизни различных категорий населения, но не технология общественной жизни Европы. Не будучи абсо­лютно завершенной, социальная организация общества в то же время должна быть открытой для улучшения. Человеческий про­гресс, по мнению К. Поппера, — это защита и усиление демокра­тических институтов.

    Анализ европейского развития убедительно свидетельствует о существовании тесной взаимосвязи процессов демократизации и экономического роста. Взаимосвязь демократического и экономи­ческого развития настолько универсальна, что можно провести аналогию с периодической системой элементов Менделеева. Как в одном случае, зная атомный вес элемента, можно указать его химические свойства, так и в другом, зная экономический рей­тинг той или иной страны, можно определить (с достаточно вы­сокой степенью точности) тип ее социально-политического уст-

    42

    „ Итак, не может быть стабильных демократий в странах, Р°Иуоовень экономического развития низкий, и нет недемокра-ГЯвеских режимов в странах, где уровень экономического разви­тия высокий.

    Можно утверждать, что передовые европейские государства пенно, с Трудом, через пробы и ошибки сумели построить многокомпромиссные социально-экономические структуры. Они сочетают поощрение сильных с защитой слабых, а также научно просчитывают стратегию развития. Модельный принцип обще­ственной жизни обеспечил иной стиль социального и полити­ческого мышления европейцев. В Европе утвердилась особая эти­ка взаимодополняемости, терпимости и компромисса, регламен­тирующая нормы общественных отношений и разрешения про­тиворечий.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


    написать администратору сайта