Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
Скачать 4.45 Mb.
|
Раздел II. Государство и право античного мира Глава 9. Общая характеристика государства и права в Древней Греции и в Древнем Риме 1. Возникновение государства в античном мире и по- лисная система История цивилизации с присущей ей государствен- но-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Вос- тока. Ее новая и более высокая ступень связана с разви- тием античного (греко-римского) общества, сформировав- шегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Сво- его апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. - в начале I тысяче- летия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляю- щие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами лите- ратуры и искусства, достижениями науки и философии, уникальными образцами демократической государственнос- ти. Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III-II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII-VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда гре- ческих поселений (городов) на азиатском побережье, вза- имодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии - Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осущест- влялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контак- ты греков, а позднее римлян с восточными странами поз- воляли им использовать и переосмысливать чужой, заморс- кий государственно-правовой опыт, искать свои более ра- ционалистические подходы к законотворчеству и к полити- ке. Создание первых протогосударств, а затем ii более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III-II тыся- челетии до н.э. было результатом завоевания грека- ми-ахейцами автохтонного населения этого региона (пе- ласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и наро- дов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т.д.). Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности гре- ков-ахейцев, для которой было характерно наличие общин- ного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора. Одной из важнейших особенностей в образовании госу- дарства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности на- зад. Последовавшие за дорийским вторжением "темные ве- ка" (XII в. до н.э. - первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам. Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факто- ров в процессе генезиса государства в Греции делает не- достаточно убедительным распространенный в отечествен- ной литературе тезис о том, что возникновение государс- тва в Афинах происходит в "чистом виде", т.е. непос- редственно из разложения родового строя и классообразо- вания. Существенное влияние внешнего фактора, в част- ности этрусского, еще не в полной мере изученного, ска- залось и на генезисе римского государства. Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сох- раниться земельная община восточного типа, зато в Гре- ции сложились благоприятные условия для развития ремес- ла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысяче- летии до н.э. орудия из железа, что способствовало по- вышению эффективности труда и его индивидуализации. Ши- рокое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому ста- новлению рыночного хозяйства и росту частной собствен- ности. Усилившаяся социальная дифференциация стала ос- новой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой го- сударственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело мес- то в других странах древнего мира. Природные условия повлияли на организацию государс- твенной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где прожи- вала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравни- тельно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не толь- ко для Греции, но и для всего античного мира. Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремес- ленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общег- реческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - гречес- кого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним ми- ром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, созда- вали открытую общегреческую и средиземноморскую полити- ческую культуру, цивилизацию. С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иност- ранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшие- ся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства горо- дов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристокра- тия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до класси- ческого рабства и расцвета античной демократии обнару- живает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-госу- дарств. В конце П тысячелетия до н.э., о чем свидетель- ствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцово- го хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древ- ности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей. Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, об- ладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ря- де случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийс- твом самого царя. Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному ут- верждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладель- ческого общества) полисной системы организации госу- дарства. Но в раннереспубликанский период демократичес- кий потенциал, присущий полисной системе, предусматри- вающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и чер- павший свои представления о власти из патриархально-ре- лигиозного прошлого, уступил бразды правления практи- чески во всех античных полисах родовой, жреческой и но- вой имущей аристократии. Именно таковой была государс- твенная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ран- ний период патрицианской республики в Риме и т.д. Даль- нейший процесс демократизации политической жизни в ан- тичных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатри- дов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и соз- дающих основу для развития демократических институтов. Во многих греческих городах-государствах окончатель- ному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но исполь- зующими свою власть для подрыва старых аристократичес- ких и патриархальных порядков, для защиты интересов ши- роких слоев населения полиса. Такие режимы личной влас- ти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреп- лению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы госу- дарства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины. К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-горо- да: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история госу- дарственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабс- тво, рыночные отношения, где сложилась гражданская об- щина, связывающая ее членов при всем различии их иму- щественных и политических интересов в единое интеграль- ное целое, античная демократия достигает своей вершины и становит- ся, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой. В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного госу- дарства, которое ради подавления огромной массы подне- вольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким обра- зом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобраз- ное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, резуль- татом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии. Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического госу- дарства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого по- лисного устройства государства. Это устройство, связан- ное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического манев- ра и для дальнейшей поступательной эволюции. К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республи- ка-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, расс- читанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принци- пат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освобо- диться от республиканских полисных институтов. Укрепление власти поздних римских императоров и при- нятие христианства подводят окончательную черту под по- лисными порядками. Что же касается самой поздней Римс- кой империи, то она окончательно порывает с республи- канско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части, черты средневековой государственности. 2. Право в государствах античного мира Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего разви- тия оно по уровню юридической техники и степени разра- ботанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в ан- тичных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом акти- визацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой арис- тократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его ут- верждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древней- шая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодифи- кация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта). Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия за- конов народным собранием, было заложено реформами Соло- на и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные пра- вовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматрива- лось правило, согласно которому законом считается реше- ние народного собрания. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулиро- ваться правом и законами, принятыми при всеобщем согла- сии. В греческих городах-государствах у граждан с детс- ких лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами. В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоцииро- валось с разумом и со справедливостью, сложилось сво- еобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республи- канским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римс- кого республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который расс- матривал государство не только как выражение общих ин- тересов всех его членов, но и как соединение многих лю- дей, "связанных между собой согласием в вопросах пра- ва". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме. Не случайно, что именно в римском обществе, где за- коны рассматривались издавна как священные, была выра- ботана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий ха- рактер. Римское право впервые в истории выступило в ка- честве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших дости- жений античной культуры, влияние которого на последую- щее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневремен- ной, внеисторический характер. Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире класси- ческое рабство. Но очевидно, что не рабство предопреде- лило основное содержание римского права, его филигран- ную юридическую технику. Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота. На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще раз- вития, римское право отличалось традиционализмом, фор- мализмом и сложными обрядами, тормозившими экономичес- кий оборот. Постепенный процесс превращения Рима из го- рода-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и то- варного производства, а в конечном счете создание само- го сложного за всю историю древнего мира рыночного хо- зяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации. Сила частной собственности и построенного на ней то- варного оборота ломала устаревшие и стеснительные пра- вовые формы. На их месте создавалось новое и совершен- ное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетво- рить другие потребности развитого гражданского общест- ва. Именно в таком виде римское право стало универсаль- ной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хо- зяйство. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая про- фессия, а соответственно с нее берет начало и специаль- ное правовое образование. |