Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 11. Государство в Древнем Риме 1. Возникновение государства в Древнем Риме

  • Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией


    Скачать 4.45 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
    АнкорУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
    Дата27.10.2017
    Размер4.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
    ТипУчебник
    #9869
    страница12 из 40
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   40

    2. Государство в Спарте

    Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю

    Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения го-

    сударства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до

    н.э., лежали общие закономерности разложения первобыт-

    нообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности

    привели практически к почти полному отмиранию родопле-

    менных отношений, то в Спарте процесс возникновения го-

    сударства отличался существенными oсo-

    бенностями и сопровождался сохранением значительных ос-

    татков родовой организации.

    Главной особенностью исторического развития Спарты

    было вмешательство в становление классового общества

    внешнего насильственного фактора. Миграция племен на

    Балканском полуостргве. начавшаяся в XII в. до н.э.,

    сопровождалась военными столкновениями между ними. Объ-

    единение завоевателей пришлых дорийских племен с мест-

    ными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию

    спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до

    н.э. расширить пределы своих владений, поработить насе-

    ление завоеванной соседней области - Мессении и поста-

    вить в зависимость население, жившее на периферии заво-

    еванной территории.

    Завоевание привело к возникновению совместной собс-

    твенности завоевателей на землю - основное в тех усло-

    виях средство производства - и рабов. Вместе с ней воз-

    никла и четкая классовая дифференциация - спартиаты

    превратились в господствующий класс рабовладельцев, а

    покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

    Организация политической власти у спартиатов была

    типичной для периода распада первобытнообщинного строя

    - два родоплеменных вождя (как результат объединения

    дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное

    собрание. Но она не давала достаточных средств для гос-

    подства над покоренным населением, численность которого

    примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.

    Объективно возникла потребность в организации полити-

    ческой власти, не совпадающей со всем населением, обес-

    печивающей незначительной его части господство над мас-

    сой порабощенных.

    В то же время необходимость господства над порабо-

    щенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала

    единения спартиатов, сохранения некоторых элементов ро-

    доплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграр-

    ный характер хозяйства Спарты, известная изоляция тер-

    ритории страны, замкнутой горными хребтами, что пре-

    пятствовало развитию внешней торговли и товарно-денеж-

    ных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусло-

    вила сохранение значительных элементов военной демокра-

    тии и в условиях окончательно оформившегося классового

    общества.

    Социальное и политическое устройство Спарты этого

    периода было .закреплено ретрой (договором), приписыва-

    емой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как ис-

    торическая личность, вероятно, не существовал, время

    его реформ точно не установлено. Считается, что ретра

    относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно "ли-

    кургов строй" сложился к концу VII - началу VI в. до

    н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась ре-

    шить две основные задачи - обеспечить единство спартиа-

    тов путем сдерживания имущественной дифференциации меж-

    ду ними и создать организацию их совместного господства

    над завоеванным населением.

    Особенности общественного строя. В Спарте сложилось

    своеобразное классовое рабовладельческое общество, сох-

    ранившее существенные пережитки первобытнообщинных от-

    ношений.

    Господствующий класс составляли спартиаты. Только

    они считались полноправными гражданами. При сохранении

    совместной собственности граждан на землю принадлеж-

    ность к господствующему классу поддерживалась предос-

    тавлением каждому спартиату в пользование земельного

    надела (клера) вместе с прикрепленными к нему рабами -

    илотами, труд которых обеспечивал средствами существо-

    вания спартиата и его семью. Земля разделена на 9000

    примерно равных неделимых и неотчуждаемых клеров. Их

    нельзя было продать, подарить или завещать.

    Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 се-

    лений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их

    быт был строго регламентирован. Главной обязанностью

    считалась военная. Для подготовки детей к выполнению

    этой обязанности их, начиная с семи лет, отдавали на

    государственное воспитание в специальные школы. Особые

    должностные лица - педономы вырабатывали у них дисцип-

    линированность и беспрекословное выполнение указаний

    старших, силу и выносливость, военные навыки и храб-

    рость. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. С

    20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрослые

    мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, опреде-

    лявшие социальный статус их членов. Немногие избранные

    граждане входили в привилегированный корпус 300 всадни-

    ков. Женщины, почти полностью освобожденные от домашне-

    го хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали не-

    которой самостоятельностью и имели досуг для развития

    личности.

    В целях поддержания единства спартиаты должны были

    участвовать в общественных трапезах - сисситиях, орга-

    низуемых за счет установленных ежемесячных взносов

    спартиатов. Порции участников сисситий были равными.

    Почетные доли получали должностные лица. Одинаковыми

    были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства

    спартиатов способствовали и установленные Ликургом пра-

    вила против роскоши. Запрещалось спартиатам и торго-

    вать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении

    железные монеты.

    Однако эти ограничения не могли предотвратить разви-

    тие имущественной дифференциации, подрывавшей единство

    и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы

    наследовались только старшими сыновьями, остальные мог-

    ли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было,

    они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и

    теряли право участвовать в народном собрании и сиссити-

    ях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а

    численность спартиатов соответственно сокращалась - с

    девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.

    Периеки - жители периферийных горных неплодородных

    районов Спарты - занимали в правовом отношении промежу-

    точное положение между спартиатами и илотами. Они были

    лично свободны, обладали имущественной правоспособ-

    ностью, но не поль-

    зевались политическими правами и находились под надзо-

    ром особых должностных лиц - гармостов. На них расп-

    ространялась военная обязанность: они должны были

    участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных

    воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.

    По своему положению они были близки к афинским метекам,

    но в отличие от последних высшие должностные лица госу-

    дарства могли казнить их без суда.

    Илоты - порабощенные жители Мессении - были собс-

    твенностью государства. Они предоставлялись в распоря-

    жение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им

    около половины урожая (на домашних работах спартиаты

    использовали рабов из военнопленных). Хотя в Спарте,

    как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала осно-

    вой общественного производства, коллективное спартанс-

    кое рабовладение отличалось от классического рабства.

    Илотия была специфической формой рабства. Илоты практи-

    чески самостоятельно вели свое хозяйство, не были това-

    ром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся

    у них частью урожая. Их экономическое и социальное по-

    ложение было близким к положению крепостных крестьян.

    Предполагается, что они имели семью и образовывали ка-

    кое-то подобие общины, являвшейся коллективной собс-

    твенностью общины спартиатов.

    Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легко-

    вооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но

    в других отношениях были совершенно бесправными. Еже-

    годно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшую-

    ся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допус-

    калось и в любое другое время.

    Организация власти. Государственный строй Спарты

    сформировался в результате преобразования военной де-

    мократии в государственную организацию, сохранявшую не-

    которые черты родоплеменной организации власти. Это

    привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмеча-

    лось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают

    его как переворот, связанный с окончанием завоевания

    Мессении и установлением илотии, потребовавшими консо-

    лидации общины спартиатов путем уравнения их в экономи-

    ческом отношении и политических правах, превращения ее

    в военный лагерь, господствующий над массами порабощен-

    ного населения.

    Во главе государства стояли два архагета. В литера-

    туре их часто называют царями, хотя даже афинский бази-

    левс, в отношении которого термин царь условен, обладал

    большей властью, чем спартанские вожди, Власть архаге-

    тов, в отличие от власти родоплеменных вождей, стала

    наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каж-

    дые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате

    которого архагеты могли быть преданы суду или отстране-

    ны от должности. Иногда они смещались и без этой проце-

    дуры.

    Но в целом положение архагетов было почетным. Они

    получали большую часть военной добычи, совершали жерт-

    воприношения, входили в состав совета старейшин, осу-

    ществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для

    всей общины. Первона-

    чально наиболее полной была военная власть архагетов.

    Им подчинялось войско, в походах они пользовались пра-

    вом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные

    полномочия были существенно ограничены.

    Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган

    власти, унаследованный от родоплеменной организации. В

    состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избирае-

    мых народным собранием из знатных спартиатов, достигших

    60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя.

    Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносивши-

    еся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела

    возможность направлять его деятельность. Со временем

    полномочия герусии расширились. В случае несогласия ге-

    ронтов и вождей с решением народного собрания они могли

    воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участ-

    вовала в переговорах с другими государствами, рассмат-

    ривала уголовные дела о государственных преступлениях и

    вела судебные процессы против архагетов.

    В народном собрании участвовали все спартиаты, дос-

    тигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание со-

    зывали вожди, они же в нем председательствовали. Высту-

    пать в народном собрании могли только должностные лица

    или послы иностранных государств, участники же собрания

    лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование

    проводилось криком, а в спорных случаях участники соб-

    рания расходились в разные стороны.

    Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) произ-

    водился раз в месяц. На собрании принимались законы,

    избирались должностные лица, решались вопросы войны и

    мира, союза с другими государствами, рассматривались

    вопросы о наследовании должности вождя, определялось,

    кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В ре-

    шении всех этих вопросов роль собрания в силу существо-

    вавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного

    собрания в Афинах. Но все же преуменьшать ее не следу-

    ет. Право избрания должностных лиц, право отклонять

    внесенные ими предложения позволяли ему если не контро-

    лировать их, то во всяком случае оказывать на них влия-

    ние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. до

    н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.

    Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в резуль-

    тате острых конфликтов между родоплеменными вождями и

    родовой аристократией. Последняя, получавшая большую

    долю военной добычи и возможность угнетать свободных

    общинников, стремилась ограничить пожизненную власть

    вождей властью избираемых на определенный срок предста-

    вителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они изби-

    рались из "достойных" на один год, действовали единой

    коллегией, принимавшей решения большинством голосов.

    Первоначально эфоры считались как бы помощниками арха-

    гетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по иму-

    щественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфо-

    ров заметно возросла. Они поставили под свой контроль

    архагетов - в походе их сопровож-

    дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и

    народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе

    с герусией они могли предотвратить принятие народным

    собранием неугодного им решения. К ним перешло руко-

    водство внешними сношениями Спарты и внутреннее управ-

    ление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами

    установленных порядков, суд над ними и наказание их,

    объявление войны и мира, контроль над деятельностью ос-

    тальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо

    меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров прак-

    тически не контролировалась - они отчитывались только

    перед своими преемниками. Особое положение эфоров под-

    черкивалось и их правом не участвовать в общих сиссити-

    ях и иметь собственный стол.

    Кризис политической системы Спарты. Монолитная соци-

    альная структура господствующего класса, превратившего-

    ся в мощную военную организацию, способствовала быстро-

    му возвышению Спарты среди греческих государств. К V в.

    до н.э. она установила свою гегемонию над почти всем

    Пелопоннессом, возглавив Пелононнесскую симмахию. Зас-

    той в социально-экономической и политической жизни, ду-

    ховное оскудение - цена господства над илотами - делают

    Спарту центром реакции в Греции. В то же время победа в

    Пелоцоннесской войне (431-404 гг. до н.э.), громадная

    контрибуция, полученная с Афин, резко стимулировали

    процессы имущественной дифференциации спартиатов и раз-

    вития товарно-денежных отношений. Они еще более усили-

    лись с разрешением в начале IV в. до н.э. дарения и за-

    вещания земельных наделов (продажа их по-прежнему не

    допускалась, но, вероятно, имела место). Увеличиваются

    размеры наделов знати и за счет приобретения земель (у

    илотов) на окраинах государства. Запрещение торговли

    перестает соблюдаться.

    Былой аскетический спартанский образ жизни уходит в

    прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к

    потере ими земельных наделов и, следовательно, полноп-

    равия. Единство спартанской общины разрушается, ее во-

    енная мощь падает - число полноправных снартиатов сок-

    ращается, появляются наемники. Потеря в IV в. до н.э.

    Мессении в результате македонского завоевания Греции, а

    вместе с ней части земли и илотов, подорвала экономи-

    ческую основу Спартанского государства.

    Предпринимавшиеся в III в. до н.э. по требованию ра-

    зорившихся спартиатов попытки восстановить старые по-

    рядки путем передела земли, уничтожения долгов, восста-

    новления военного могущества предоставлением прав граж-

    данства неполноправным жителям Спарты потерпели крах.

    Объективные закономерности развития рабовладельческого

    общества неумолимо вели к крушению социальных и полити-

    ческих порядков, сохранявших коллективистские пережитки

    общинного строя.

    Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней

    борьбой Спарта, как и все греческие государства, в се-

    редине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.

    Глава 11. Государство в Древнем Риме

    1. Возникновение государства в Древнем Риме

    Время основания города Рима, которое историческая

    градиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма

    и относит к 753 году до н.э., характеризуется процесса-

    ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обос-

    новавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех

    племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин,

    сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины

    (civitas). Члены старейших римских родов назывались

    патрициями.

    Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой

    имущественную дифференциацию и появление частной собс-

    твенности. Возникает и патриархальное рабство, источни-

    ками которого становятся преимущественно войны, а вмес-

    те с тем и зачатки классового деления общества.

    С имущественной дифференциацией социальная структура

    общины усложняется. В родах выделяются отдельные бога-

    тые аристократические семьи. К ним переходят лучшие зе-

    мельные участки, считающиеся еще коллективной собствен-

    ностью общины. Они получают и большую долю военной до-

    бычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная

    группа клиентов из обедневших общинников, принятых в

    состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на сво-

    боду рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в

    правах, они находились под покровительством патронов из

    патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказы-

    вать им имущественные и личные услуги.

    Благоприятные для скотоводства и земледелия климати-

    ческие условия, выгодное с точки зрения обмена и тор-

    говли географическое положение и войны привлекали в Рим

    все возрастающее пришлое население из соседних племен.

    Они не входили в римскую общину. Ограниченность земель-

    ного фонда поставила в этих условиях под угрозу само

    благосостояние общины. Естественной возможностью, поз-

    волявшей хотя бы временно разрешить возникшее противо-

    речие, было превращение общины в замкнутую организацию,

    не допускающую в свой состав новых родов или лиц и за-

    щищающую права только своих членов. Оказавшееся вне

    римской родовой общины пришлое население получило наз-

    вание плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и

    потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи ос-

    тавались свободными, но были ограничены в имущественных

    и личных правах. Они могли получать земельные наделы

    только из свободной части общинного земельного фонда,

    не имели права вступать в брак с членами общины и были

    лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

    Во главе римской общины стоял выборный вождь - реке.

    Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период ца-

    рей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинс-

    кого базилевса

    они сводились главным образом к военным, жреческим и

    судебным. Органом управления был совет старейшин родов

    - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном соб-

    рании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом

    и рексом. Последний мог издавать общеобязательные пос-

    тановления.

    В организации римской общины привлекает внимание ее

    стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся

    в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

    Если трибы возникли в результате объединения трех пле-

    мен, то стройность организации общины носит на себе яв-

    ный отпечаток сознательной деятельности, вызванной пот-

    ребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности

    ее земельного фонда и необходимости его расширения во-

    енным путем. Последнее подтверждается и тем, что народ-

    ные собрания созывались по куриям (куриатные комиции).

    Каждая курия в собрании была представлена только воина-

    ми (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

    Военизированный характер римской родовой организации

    позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый

    характер. Но в Риме развивались процессы, которые неиз-

    бежно должны были ускорить ее крушение. Рост численнос-

    ти плебса, концентрация в его руках ремесленного произ-

    водства и торговли превратили плебеев в своеобразную,

    правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусско-

    го элемента, общину. Социальное значение и сила этой

    общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской

    общине, развивается имущественная дифференциация. Появ-

    ляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, кото-

    рые начинают играть все возрастающую роль в экономике

    Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем

    увеличивается число плебеевбедняков, многие из которых

    становятся неоплатными должниками патрициев и попадают

    в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях

    возрастающей численности рабов становится еще более

    опасной для римской общины силой.

    Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуж-

    дены привлекать плебеев к участию в военных походах.

    Развивающееся несоответствие между большой ролью, кото-

    рую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным

    положением породило борьбу плебеев за уравнение в пра-

    вах с членами ослабленной внутренними противоречиями

    римской родовой общины, представленной ее ведущей силой

    - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее

    результат очевиден - она закончилась победой, разрушив-

    шей замкнутую римскую родовую организацию и расчистив-

    шей тем самым путь к образованию государства.

    Таким образом, возникновение государства в Древнем

    Риме было результатом общих процессов разложения перво-

    бытнообщинного строя, порожденных развитием частной

    собственности, имущественной и классовой дифференциа-

    ции. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за

    равноправие с членами римской общины, окончательно раз-

    рушившей основы родового строя

    Древнего Рима. На смену полису как политической общине

    приходит государство.

    Историческая традиция связывает закрепление победы

    плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с

    реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до

    н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом до-

    вольно длительных изменений в общественной жизни Рима,

    растянувшихся, может быть, на столетие.

    Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной

    организации Рима имущественный и территориальный прин-

    ципы.

    Все свободное население Рима - и члены римских ро-

    дов, и плебеи - было разделено на имущественные разря-

    ды. В основу деления был положен размер земельного на-

    дела, которым владел человек (позднее, с появлением в

    IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка иму-

    щества). Обладавшие полным наделом входили в первый

    разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кро-

    ме того, из первого разряда была выделена особая группа

    граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособ-

    лялись в отдельный, шестой разряд.

    Каждый разряд выставлял определенное число вооружен-

    ных мужчин, из которых формировались центурии - сотни.

    Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тя-

    желовооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной

    пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центу-

    рию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18

    центурий всадников и 80 центурий первого разряда сос-

    тавляли больше половины всех центурий.

    Наиболее важным в этой части реформ было то, что

    центурии стали не только военной, но и политической

    единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народ-

    ными собраниями стали созываться народные собрания по

    центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия

    имела один голос и голосование по традиции начиналось с

    центурий всадников и первого разряда, а при их единог-

    ласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение на-

    родного собрания по центуриям получало силу закона, и

    это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание

    по куриям.

    Вторая часть реформ - деление свободного населения

    по территориальному принципу усилила процесс ослабления

    кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-

    общинной организации. В Риме было образовано 4 городс-

    ких и 17 сельских территориальных округов, за которыми

    сохранили старое название племен - трибы. В трибу вхо-

    дили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся

    ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько

    позднее по территориальным трибам также стали созывать-

    ся свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая

    триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась

    второстепенной, но разделение населения по трибам, в

    которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности,

    свидетельствовало о появлении в организации обществен-

    ной власти в Риме территориального, а не кровнородс-

    твенного принципа ее действия.

    Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс

    ломки основ родового строя, заменив его новым социаль-

    но-политическим устройством, основанным на территори-

    альном делении и имущественных различиях. Включив пле-

    беев в состав "римского народа", допустив их к участию

    в центуриатном и трибутном народных собраниях, они спо-

    собствовали консолидации свободных, обеспечивали их

    господство над рабами. Возникшее государство стало фор-

    мой такой консолидации и господства. Но одновременно

    государственная власть была направлена и против свобод-

    ных пролетариев.

    Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог

    важнейшему этапу процесса образования государства, но

    не завершили его. Этот процесс развивался как путем

    трансформации органов власти, унаследованных от родовой

    организации, так и путем создания новых. В основе его

    лежала дальнейшая консолидация свободных в господствую-

    щий класс, что требовало окончательного устранения бы-

    лых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сер-

    вия Туллия допустили плебеев к участию в народных соб-

    раниях, но не устранили полностью политических и соци-

    альных их ограничений. Последующие два века в истории

    Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за

    уравнение в правах с патрициями.

    В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V

    в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограни-

    чить произвол должностных лиц, которые пп сохранившейся

    традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до

    н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Пле-

    бейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до

    10 человек, не имели управленческой власти, но обладали

    правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения

    любого должностного лица и даже постановления сената.

    Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450

    гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможнос-

    ти патрицианских магистратов произвольно толковать нор-

    мы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти

    полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских

    правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас

    изложению текста Законов, упоминается в них только один

    раз в связи с сохранением запрета на браки между плебе-

    ями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 го-

    ду до н.э. был отменен по Закону Канулея.

    Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи

    добились права на занятие государственных должностей. В

    367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было уста-

    новлено, что один из двух консулов (высших должностных

    лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов

    364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на за-

    нятие и остальных государственных должностей. В этом же

    веке были изданы также законы, способствовавшие консо-

    лидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и

    Секстия ограничил размер земельного владения, которым

    могли владеть патриции из общественного земельного фон-

    да, что расширило

    доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года

    до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц

    долговая кабала, от которой страдали главным образом

    плебеи.

    Завершением борьбы плебеев за равноправие было при-

    нятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому

    решения плебейских собраний по трибам стали распростра-

    няться не только на плебеев и, следовательно, получили

    такую же силу закона, как и решения центуриатных собра-

    ний.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   40


    написать администратору сайта