Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
Скачать 4.45 Mb.
|
Глава 12. Основные черты афинского права Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное вли- яние на правовые системы других полисов, особенно вхо- дивших в состав Афинского морского союза. Источники права. Существовавшая в родоплеменной ор- ганизации Аттики мононорма в процессе становления поли- тической власти и затем государства начинает "расщеп- ляться". С появлением новых социальных отношений и рас- ширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и оста- ются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем госу- дарственно организованного общества, являет собой древ- нейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территори- альными правовыми обычаями, появляется правовая фикси- рованность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял - отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем - и большинства свободных, ког- да с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных орга- нов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важ- ную роль. Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Дра- конту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что и сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов из- вестно, что они санкционировали ряд религиозных уста- новлении и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умыш- ленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережи- ток родового строя, как кровная месть, был запрещен. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Активная законодательная деятельность в Афинах в V-IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законо- дательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые народ- ным собранием псефизмы - постановления, касавшиеся от- дельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разра- ботаны в законодательстве с достаточной полнотой. Мно- гие из них сохранили те или иные пережитки родового строя. Право собственности и обязательства. В афинском пра- ве различалось владение - как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность - как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились госу- дарственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственнос- ти, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности). Между государственной и частной земельной собствен- ностью существовала органическая связь - частная собс- твенность на землю считалась ведущей свое происхождение от государственной, а государственная существовала в форме частной. Поэтому, несмотря на окончательное ут- верждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представ- лений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадле- жащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) - т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Сущест- венным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии) для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обя- занного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия - обязанность снаряжать за свой счет военный корабль. Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "не- вольные" обязательства). Основанием возникновения договоров считалось согла- шение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторо- нами (договор купли-продажи), или одной обязанной сто- роной (договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручи- тельством третьих лиц и залогом (до реформ Солона дого- вор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли - ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и поль- зовании должника, лишенного, однако, права распоряжать- ся ею. При неисполнении обязательства должником зало- женная земля переходила к кредитору. Заложенные движи- мые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство. Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседни- ми странами; заем, в том числе у ростовщиков под боль- шие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов мете- ками, не имевшими или имевшими ограни- ченное право приобретать дома); личный найм и некоторые Другие. Был известен и договор товарищества, по которо- му несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения какихлибо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества расп- ределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу. Обязательства из причинения вреда возникали при на- несении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознатель- но, возмещался в двойном размере. Ответственность воз- никала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц - детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и иму- ществу) возникала ответственность за преступление. Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осужда- лось. Брак заключался посредством договора между жени- хом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для жен- щины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значи- тельной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. Преступлениями наказания. Афинское право различало преступления, направленные против государства, и прес- тупления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или граж- данами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности. Наиболее тяжкими преступлениями считались государс- твенная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным прес- туплениям относились также убийство, телесные поврежде- ния, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девуш- ки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государс- твенных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли расс- матриваться как преступления против государственных ин- тересов (кража в общественном месте) или против личных интересов. Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государс- тва - о наказании как таковом. За наиболее тяжкие прес- тупления (измена, безбожие, умышленное убийство) грози- ла смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация иму- щества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более су- ровой, чем у свободных. Широкое распространение получи- ла атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политичес- ких прав (на участие в народном собрании, занятие госу- дарственных должностей). За ложное обвинение в полити- ческом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду. Глава 13. Римское право Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном об- ществе и древнем мире в целом. Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситу- аций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собс- твенников, а также многообразных участников имуществен- ного оборота. Именно римляне, опираясь на весь пред- шествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулиро- вания. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая пра- вовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспру- денция, которая положила начало как самостоятельной на- уке о праве, так и профессиональному юридическому обра- зованию. За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в сво- ей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том чис- ле связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладель- ческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наи- высшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событи- ями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В об- ширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права. 1. Древнейший период (VI - середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. 2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков пат- риархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруден- ции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники. 3. Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и го- сударственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве дан- ного периода связаны главным образом с его систематиза- цией и постепенным приспособлением к формирующимся но- вым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии). Для более глубокого изучения истории римского права, а также для специальных научных целей разработаны и бо- лее детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качест- ве особого этапа истории римского права предклассичес- кий период (III - I вв. до н.э.). Такое вычленение предклассического периода имеет под собой серьезные ос- нования, но оно в большей степени подходит для специа- лизированного изучения истории римского права, выходя- щего за рамки данного учебного курса. 1. Развитие источников права Источники права древнейшего периода. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них кол- легия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделе- ние религиозных норм (fas), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежне- му контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов тре- бовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприноше- ния, клятвы и т.д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законода- тельство римских царей (leges regiae). Однако существо- вание этих законов время от времени подвергается сомне- нию. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), высту- пали первоначально как патрицианские, в литературе выс- казывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноп- равие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрици- анские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толко- вали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - За- конов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское на- селение Рима. В результате острого политического конф- ликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв- шая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В са- мом тексте Законов нет положений, свидетельствующих не- посредственно об уравнении в правах патрициев и плебе- ев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильно- го, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианс- ко-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтифи- ков, которые сохраняли за собой право хранить и толко- вать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы су- дебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Зако- нах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский ха- рактер. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос- ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохра- нились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии гал- лов), и их содержание реконструировалось (в XVI-XVII вв.) на основе фрагментов и сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. В исследованиях некото- рых ученых (Е. Паис, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время приня- тия этих Законов (их относят к последующим векам), ста- вится под сомнение их характер и сам факт существова- ния. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяс- нен тем, что в их текст со временем были внесены час- тичные изменения. По своей сути Законы XII таблиц представляли обра- ботку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического пе- риода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права". Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указа- нием на то, что впредь всякое решение народного собра- ния должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законе проект об- суждался в сенате и за три недели до голосования преда- вался гласности. В принятом законе выделялись, как пра- вило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. При- нятый народным собранием закон немедленно вступал в си- лу,если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на фору- ме. В древнейший период правовую силу имели также реше- ния сената (сенатус-консульты), а в исключительных слу- чаях и постановления магистратов. Так, на основе реше- ния чрезвычайной комиссии децимвиров были изданы, нап- ример, Законы XII таблиц. Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требо- ваний вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески ох- ранявших свою монополию на судебные тайны. Окончатель- ному освобождению права от религиозной оболочки, подры- ву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хищения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, ко- торые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов. Источники права в классический период. В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изме- нения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и кви- ритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия. На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две но- вые и совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" (jus praetonym) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правот- ворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела - тройная) система ис- точников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонились от норм цивильного пра- ва, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обя- зан следовать своему эдикту, срок действия которого ис- текал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшест- венника, внося в него новые положения (edictum novum) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, харак- теризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора Перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (пе- регринами), а поэтому вообще не был связан нормами ци- вильного права. В своем право- творчестве (при издании эдикта) он обладал большой сво- бодой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный ра- зум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосу- дарственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью. С установлением империи постепенно изменилось и по- ложение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их актив- ное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века на- шей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил коди- фицировать преторское право, поручив эту работу извест- ному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Состав- ленный последним эдикт (известный как эдикт Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил назва- ние "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обя- зательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и пе- рестает быть источником новых правовых норм. Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко прини- мали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консуль- тов, которые в предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой поло- вине I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санк- ций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законода- тельную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени. Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятель- ная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собра- ний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, сог- ласно которому римский народ передал свою законодатель- ную власть императорам. К этому времени законодательст- во императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистра- тов действовали на всей территории римского государс- тва, а не были ограничены пределами города или отдель- ной провинции. Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды: 1) Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со Н в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками. 2) Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам. 3) Декреты - решения, вынесенные императором в су- дебных делах, на основе которых сложилась самостоятель- ная императорская юриспруденция. 4) Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам. Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и бо- лее охватывали все сферы правового регулирования. Мно- гие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законода- тельную технику средневековых монархий. Роль римских юристов в развитии права. Исключительно важным и своеобразным источником развития римского пра- ва в классический период становится деятельность юрис- тов, которая способствовала развитию стройности и цель- ности всей правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает чисто светский ха- рактер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корунка- ния (с 254 года до н.э.), правовые консультации которо- го впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юриди- ческие акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов - из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Суль- пиций, Руф (причем двух последних часто считают основа- телями римской юридической науки). Они впервые предпри- няли попытку дать обобщение судебной практики, система- тически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и сос- тавив первый комментарий преторского права (Сульпиций). В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юрис- ты этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными твор- цами классического римского права. Важное значение при- обретает преподавательская деятельность юристов. В I - начале П в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основа- тель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителя- ми первых были Сабин и Юлиан, а вторых - Прокул и Цельз. Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие - для практического использования. Большой популярностью пользовались комментарии ци- вильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произ- ведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ ("Ответов", "Вопросов" и т.д.) того же самого или дру- гих авторов, причем правовой материал располагался в строго определенном порядке (отсюда и сам термин diges- ta - "приведенное в систему"). Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Мар- целла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана. Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Инсти- туции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логи- чески построенное изложение об^ ширного правового мате- риала. Институции Гая в основном посвящены разбору граж- данского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью из- ложения. В них дается стройное и логичное деление граж- данского права: "Все право, которым мы пользуемся, от- носится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использо- ванную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты. Несмотря на трехчленную классификацию самого право- вого материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта систе- ма, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Но даже самые блестящие и эрудированные юристы клас- сической эпохи не были склонны к отвлеченным рассужде- ниям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать от- дельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно по- этому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собствен- ность (dominium), договор (contractus), сервитуты (ser- vitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих су- дебному решению правовых проблем. С установлением в Риме императорского правления активи- зируется практическая деятельность юристов - дача пра- вовых консультаций. Эти консультации (так называемые "ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов. Император Август предпринял попытку несколько унифи- цировать деятельность юристов, разрешив только опреде- ленному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respondendi). Эти юристы должны были за- писывать свои ответы (консультации), ставить свою пе- чать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при им- ператоре Адриане, который подтвердил установившийся по- рядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к обще- му согласию, судья обязан был с ним считаться при выне- сении решения. Укреплению авторитета римской юриспруденции как ис- точника права во II - III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые госу- дарственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сде- лал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере - Павел и Ульпиан и т.д. Источники права постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначи- тельные изменения, но его основные институты практичес- ки сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законода- тельство императоров. В связи с установлением всевлас- тия императоров новые поколения юристов утрачивают пра- во давать обязательные консультации, лишаются возмож- ности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами. Сокращается число классических юристов, труды и мне- ния которых по-прежнему рассматривались в качестве ис- точника права. В 426 году специальными знатоками Феодо- сия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Па- пиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниа- на, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве ут- рачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права ве- лись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты импе- раторских законов со 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорс- ких конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборни- ка Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство. Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528-534 гг., т.е. уже после падения Запад- ной Римской империи, по указанию византийского импера- тора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интер- поляциям - включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus ju- ris civilis). Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снис- кавшего себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с составления Кодекса Юсти- ниана. Подготовка Кодекса была поручена созданной в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выде- лялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сбор- ники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Ко- декс Феодосия, собрать воедино императорские конститу- ции, устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене. Поспешность в составлении Кодекса была причиной мно- гих его недостатков (противоречий, устарелых положе- ний), которые стали особенно очевидными в связи с сос- тавлением других частей кодификации Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавшихся в законодательстве Юс- тиниана, особенно в сборнике "50 решений" (отмена раз- личий между гражданским правом и "правом народов", меж- ду квиритской и бонитарной собственностью и т.д.), де- лали необходимой разработку новой редакции Кодекса Юс- тиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года ко- миссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Пере- работанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона. По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 зат- рагиваются различные стороны публичного права (адми- нистративное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года (6.23.1), самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императо- ре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их из- дания. Составителем Кодекса было разрешено вносить су- щественные изменения в цитируемые законодательные поло- жения (редактировать, сокращать и т.д.), о чем свиде- тельствуют сравнения с соответствующими текстами конс- титуций по Кодексу Феодосия. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового ма- териала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все". По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим право- вое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибони- ана, в которую вошли помимо видных чиновников и практи- ков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов ("древних юристов"), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который изда- вал соответствующие конституции, составившие "50 реше- ний". Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за ко- роткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специаль- ной Конституцией. Дигесты представляют собой уникальный правовой па- мятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Ди- гестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Пом- поний, Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют 1/3, Павла - 1/6, Папиниана - 1/18 часть. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юрис- та, Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным обра- зом в последних книгах (47-50), где говорится о прес- туплениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, го- родском управлении, военном пекулии и т.п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, ста- тус иностранцев и т.д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное пра- во. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились мно- гие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например деления вещей на манципируемые и неманципируемые), смягчение отцовской власти, стирание различий между ле- гатами и фидеикомиссами и т.д. В стремлении приспосо- бить римскую классическую юриспруденцию к византийской действительности в VI в. комментаторы нередко искажали первоначальный текст, включали новые положения, причем делая это от имени цитируемого автора (интерполяции). Вероятно, целый ряд изменений в классических текстах был осуществлен не непосредственно компиляторами, а составителями копий работ, которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками бы- ли внесены уже вставки и исправления. Выделение интер- поляций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболее важных направлений в современной романистике. Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Мо- дестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов. Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Наиболее древняя и полная копия (флорентийская руко- пись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI-XII вв., но в них были допущены значительные сокращения, а также зна- чительные искажения текста (так называемые "вульгата"). Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный им- ператором к "юношеству, любящему законы". Для составле- ния Институ- ций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и явля- ются фактическими авторами Институций Юстиниана, пос- кольку Трибониан в это время был занят подготовкой Ди- гест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали применяться как офи- циальный источник права. В основу Институций Юстиниана были положены сочине- ния Гая (Институции и "Повседневные дела"), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла. Оп- ределенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты пост- классического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты были из них исклю- чены (например вышедшие из употребления формы брака, легисакционный и формулярный процесс и т.п.). С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату, кодициллу и т.п. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разрабо- таны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности по- лучила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (до- бавлены квазиделикты). Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. Хотя систематика Институций Юстиниана позаимствована из Инс- титуций Гая, расположение материала (особенно в послед- ней книге) имеет некоторые отличия. В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к насле- дованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В этой же книге излагаются общие положения об обя- зательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно под- робно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Да- лее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юсти- ниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработан- ные в императорском законодательстве (оскорбление вели- чества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.д.). Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обла- дают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широ- кому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстини- ана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя со- бой концентрированный итог всей его предшествующей ис- тории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отрази- лись уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наи- более крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в средние века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Cor- pus juris civilis в качестве его четвертой книги. |