Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 14. Особенности средневекового государства и права в Европе 1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе

  • 2.Основные черты средневекового права в Западной Европе

  • Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией


    Скачать 4.45 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
    АнкорУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
    Дата27.10.2017
    Размер4.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
    ТипУчебник
    #9869
    страница18 из 40
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   40
    Раздел III. Государство и право в странах Европы

    Глава 14. Особенности средневекового государства и

    права в Европе

    1. Общая характеристика средневекового государства

    в Западной Европе

    Падение Западной Римской империи означало оконча-

    тельное крушение античных политико-правовых порядков и

    гибель цивилизации, представлявшей собой высшее дости-

    жение древнего мира. На смену приходят средние века,

    когда западноевропейское общество надолго было отброше-

    но назад и вынуждено было проделать новый виток разви-

    тия от примитивных протогосударств к крупным и конгло-

    меративным "варварским" королевствам, а в конечном сче-

    те - к централизованным национальным государствам. Сам

    термин "средние века" западноевропейского происхожде-

    ния, он восходит к итальянским гуманистам XV-XVI вв.,

    видевшим в средневековье длительную, но промежуточную

    эпоху между двумя великими европейскими культурами -

    античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому

    данный термин лишь со значительной долей условности мо-

    жет быть применен к государствам как Востока, так даже

    и Восточной Европы.

    Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на

    долгое время утрату богатейших духовных ценностей ан-

    тичного мира (особенно его политического демократичес-

    кого наследия), не была регрессом в истории государс-

    твенности и человечества в целом. Развал Римской импе-

    рии сделал возможным выход на политическую арену Запад-

    ной Европы новых этносов и народов. Они уступали римля-

    нам в политико-правовой культуре, но сумели в средние

    века создать свои, неизвестные странам Востока и антич-

    ному миру, исторически более перспективные формы орга-

    низации экономической, социальной и политической жизни.

    Важным катализатором исторического развития, опреде-

    лившим уникальность западноевропейской цивилизации и в

    последующие века, были унаследованные от античности

    частная собственность, выступавшая в средние века преж-

    де всего в виде феодальных поместий, и христианская ре-

    лигия.

    Влияние античных традиций в средневековой Европе с

    большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в

    рамках феодального общества с невиданной для всего тог-

    дашнего мира быстротой складываются материальные и ду-

    ховные предпосылки капитализма.

    Историю средневековья, которая охватывает в Западной

    Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в

    зависимости от тех ее аспектов, которые составляют

    предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень

    развития феодальных отношений, культура, религия и

    т.д.). В мировой литературе нет единого подхода и к са-

    мому понятию "феодализм", который нередко отождествля-

    ется с политической раздробленностью, с феодальной ие-

    рархией, с определенными ступенями церковной организа-

    ции и т.д. В отечественной литературе последних лет до-

    минировала марксистская трактовка феодализма как особой

    общественно-экономической формации. Соответственно и

    периодизация средневековья связывалась прежде всего с

    уровнем развития феодального способа производства (ста-

    новление феодализма - раннее средневековье, расцвет фе-

    одализма - развитое средневековье, упадок феодализма -

    позднее средневековье).

    В данном учебнике, посвященном истории государства,

    а не общества в целом, целесообразно пользоваться пери-

    одизацией, которая (с некоторыми вариантами) стала наи-

    более употребительной в отечественной историко-правовой

    науке. Эта периодизация учитывает прежде всего эволюцию

    и последовательную смену самих форм средневекового ев-

    ропейского государства, которые не были известны антич-

    ному миру и которые, как это будет показано далее, кар-

    динально отличаются от государственных форм, существо-

    вавших в ту же эпоху в странах Востока.

    Так, в Европе в период ранних (варварских) госу-

    дарств, когда формирующийся класс земельных собственни-

    ков-феодалов сплачивался вокруг королевской власти,

    пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и

    крестьян-общинников, первые, как правило, крупные госу-

    дарственные образования приобретали форму раннефеодалъ-

    ных монархий.

    Развитие феодальных поземельных отношений, базиро-

    вавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации фе-

    одально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды

    связей между земельными собственниками разного ранга,

    которые приобретали характер феодальной иерархии. В ус-

    ловиях крайней степени политической децентрализации,

    фактически феодальной раздробленности, единственным

    способом организации и поддержания государственной

    власти стали особые договорные отношения, построенные

    на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое го-

    сударство, превратившееся в Западной Европе в IX-XIII

    вв. в великое множество государств-поместий и отличав-

    шееся крайней степенью экономической и политической де-

    централизации, приняло форму сеньориальной монархии.

    Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с рос-

    том городов и развитием торгового оборота, с накоплени-

    ем капитала, породил сословную консолидацию западноев-

    ропейского общества. В новых условиях стало возможным

    постепенное территориальное объединение государств на

    национальной основе, усиление королевской власти, ис-

    кавшей поддержки у представителей сословий.

    Для этого периода характерно становление сослов-

    но-представителъных монархий.

    Наконец, в позднем средневековье (XVI-XVII вв.),

    когда полным ходом идет разложение феодализма и форми-

    руются основные элементы капиталистической системы,

    только сильная королевская власть способна укрепить и

    поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смог-

    ла еще какое-то время обеспечивать экономическое разви-

    тие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но

    при этом королевская власть все более возвышается над

    обществом, делает ставку на бюрократический централизм,

    на военно-полицейскую силу, на устранение политической

    оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии

    средневековое государство выступает в форме абсолютной

    монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего

    старого режима и начало Новой истории, давшей миру об-

    разцы представительной и демократической государствен-

    ности.

    Особенность западноевропейской модели средневекового

    государства определяется не только эволюцией монархи-

    ческого строя и последовательной сменой его форм. Для

    нее также характерной является (особенно в периоды де-

    централизации и территориальной раздробленности) диффу-

    зия политической (государственной) власти, которая пе-

    реходит от короля в руки отдельных светских и духовных

    магнатов, а также в поместья крупных земельных собс-

    твенников. Сама политическая власть, дающая возможность

    управлять вассалами, крепостными и лично свободными

    крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атри-

    бутом земельной собственности.

    В таких условиях связи государства с другими элемен-

    тами (институтами) политической системы становятся осо-

    бенно сложными. В истории западноевропейского средневе-

    ковья сельская (крестьянская) община не порождала ка-

    ких-либо особых проблем для государства. Она являлась

    простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное

    хозяйство, и обладала минимальными административными и

    судебными функциями. В политическом плане она полностью

    находилась под властью короля, сеньора или церкви. Ина-

    че строились отношения государства с теми средневековы-

    ми общественными институтами и объединениями, которые в

    Западной Европе обладали реальной политической властью,

    прежде всего с церковью и городами.

    Особенно сложными и неоднозначными на разных ступе-

    нях средневековья были взаимоотношения государственной

    (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко

    порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили

    и к прямому противоборству.

    В раннем средневековье "варварские" короли, принимая

    христианство и получая тем самым поддержку церкви, под-

    носили ей большие дары, прежде всего в виде обширных

    земельных владений. Так церковь постепенно превратилась

    в крупного земельного собственника, имеющего по сравне-

    нию с самими королями и свет-

    скими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные

    и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату

    в мирской земельный фонд. Отсюда возникла поговорка,

    что церковь держит земли "в мертвой руке". Однако до

    IX-Х вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе

    неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле поли-

    тической организацией. Она являла собой духовное сооб-

    щество, оказывающее глубокое нравственное воздействие

    на верующих, а также способствующее формированию обще-

    европейской культуры и самосознания. Церковь до XI в.

    находилась еще не под контролем римского папского прес-

    тола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в

    то время еще относительно сильной властью.

    Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная

    раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, прев-

    ращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, спо-

    собствовала росту политических амбиций и притязаний

    римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели

    к разделу христианской церкви на восточную (греко-като-

    лическую) и западную (римско-католическую). Хотя фор-

    мально раскол вытекал из расхождений по чисто религиоз-

    ным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа,

    по учению о благодати, по порядку причащения и т.д.), в

    основе раскола лежали прежде всего политические проти-

    воречия - борьба за руководство христианским миром и

    светской государственной властью.

    Возрастающий авторитет римско-католической церкви

    опирался не только на земельные богатства, на Священное

    писание и религиозные чувства верующих. Он имел под со-

    бой и созданную к этому времени мощную и централизован-

    ную церковную организацию, построенную на четком отде-

    лении клира от мирян, на строго иерархических началах

    жизни духовенства и на его безусловном подчинении епис-

    копату, римской курии и верховному понтифику - папе.

    Большую политическую силу последнему придавали и возни-

    кавшие еще с VI в. различные монашеские, а позднее ду-

    ховнорыцарские ордена, представлявшие собой строго

    централизованные объединения, уставы которых утвержда-

    лись папством. По сути дела, в XI-XII вв. (с так назы-

    ваемой папской революции), когда римские папы начинают

    претендовать на руководство всем христианским миром,

    римско-католическая церковь превращается в своеобразную

    надтерриториальную и общеевропейскую теократическую мо-

    нархию. Она создала к этому времени свои политические,

    финансовые и судебные органы, свою дипломатическую

    службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятель-

    ного политического института в западноевропейском об-

    ществе католическая церковь добивается в XIII в. при

    папе Иннокентии III (1198-1216 гг.), установившем поря-

    док, при котором коронация европейских монархов должна

    была осуществляться актом римского папы. В это же время

    развернулась острая политическая борьба римского прес-

    тола за отмену так называемой духовной инвеституры,

    т.е. права светской власти утверждать выборы высших

    церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы

    духовной власти (кольцо и

    посох). В борьбе с европейскими монархами за политичес-

    кое влияние римские папы прибегали и к таким сильно-

    действующим средствам, как наложение интердикта, т.е.

    запрета совершать богослужение и религиозные обряды в

    пределах указанного государства, и даже к прямому отлу-

    чению от церкви "провинившегося" монарха. Так, при Ин-

    нокентии III были отлучены от церкви германский импера-

    тор, английский и французский короли.

    Особый политический симбиоз церкви и государства в

    Западной Европе в средние века имел своим результатом

    создание целой системы специальных церковных трибуна-

    лов, призванных защищать устои христианского вероуче-

    ния, бороться с еретиками, инквизиции. Эти трибуналы

    отвергли варварские, дохристианские виды судебных дока-

    зательств (ордалии и т.п.), пытались внести рациональ-

    ное начало в уголовный процесс (письменное судопроиз-

    водство, система формальных доказательств и т.п.).

    Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности

    обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости

    истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рам-

    ки складывавшегося в западноевропейском средневековом

    обществе (особенно на поздних его ступенях) типа поли-

    тико-правовой культуры.

    Иную роль в формировании политического и правового

    сознания в Западной Европе сыграли средневековые горо-

    да, некоторые из которых вели свое начало от римских

    времен. Но наиболее бурный рост городов относится к

    концу XI-XII в., когда начинается быстрое развитие ре-

    месла и торговли, зарождаются капиталистические отноше-

    ния. Естественно, города во всех сферах своей жизни ис-

    пытали влияние феодальных порядков. Так, городские об-

    щины основывались и развивались долгое время на землях,

    составлявших феодальную собственность королей и других

    светских сеньоров, монастырей и т.п. Первоначально го-

    родское население испытало на себе те или иные формы

    личной зависимости от сеньора, но даже и в более позд-

    нюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в

    условиях господства феодальной власти не могло преодо-

    леть сословную неполноценность. Даже сама основа го-

    родской жизни - производство и торговля не были свобод-

    ны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, тор-

    говые монополии и т.д.).

    Но тем не менее по своей сути западноевропейские го-

    рода (в отличие от городов Восточной Европы) были как

    бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в

    политической жизни города, особенно в эпоху Возрожде-

    ния, горожане все больше ориентировались на забытые на

    долгое время античные демократические порядки, а не на

    феодальные методы властвования. Учитывая все возрастаю-

    щий экономический и политический потенциал городов, ко-

    ролевская власть, особенно в XI-XIII вв., искала у них

    политическую поддержку и финансовую помощь.

    История средневековых городов - это борьба городско-

    го населения как за личную свободу и иные вольности и

    привилегии, так и за политическое самоуправление, а в

    ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба осо-

    бенно характерна для XI-XIII вв.,

    т.е. того периода, когда еще не получил силу процесс

    политической централизации и повсеместного усиления ко-

    ролевской власти. Политическая автономия городов в фео-

    дальном мире достигалась разными средствами: от воору-

    женной борьбы до простой покупки права самоуправления.

    Политико-правовой статус городов в разных странах в за-

    висимости от конкретных исторических условий, от силы

    королевской власти отличался многообразием форм и ви-

    дов. Наибольшую степень политической автономии в сред-

    невековом государстве имели городские общины, приобре-

    тавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. От-

    дельным городам, особенно при слабости центральной го-

    сударственной власти, например в Италии, удалось приоб-

    рести статус самостоятельного государства-города. В та-

    ких городах-государствах устанавливалась обычно форма

    городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и

    т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные

    размеры и сравнительно несложную систему управления,

    суда и т.д., занимали важное место в международной тор-

    говле и тем самым приобретали все больший политический

    вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда го-

    родские советы в этих карликовых республиках оказыва-

    лись в руках местной олигархии, аристократии, плутокра-

    тии и т.д., города, будучи проводниками античных демок-

    ратических традиций, уже самим своим существованием

    подрывали устои феодализма и содействовали переходу к

    новым, более высоким формам государственно-правовой

    жизни.

    Несмотря на характерную, особенно для определенных

    периодов западноевропейского средневековья, рассредото-

    ченность политической власти, главным институтом в по-

    литической системе все в большей степени становилось

    государство. Его политическое значение и вес определя-

    лись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой

    феодальной раздробленности, являлась единственным об-

    щепризнанным представителем страны и народа в целом.

    Закрепляя феодальные формы поземельной собственности,

    сословные привилегии феодалов, средневековое государс-

    тво, как любое другое государство, осуществляло общесо-

    циальные функции (поддержание мира, традиционного пра-

    вового порядка и т.д.). В средние века в странах Запад-

    ной Европы сложилась и приобрела общесоциальную цен-

    ность национальная государственность, которая при всех

    ее различиях в разных странах стала стержнем единой ев-

    ропейской культуры и цивилизации.

    2.Основные черты средневекового права в Западной

    Европе

    Средние века - это эпоха, когда в рамках складываю-

    щихся национальных государств постепенно формируются

    основы будущих национальных правовых систем. Этот дли-

    тельный процесс завершается в большинстве стран уже в

    следующую историческую эпоху - в Новое время. Но именно

    в средние века определяются контуры и будущих крупных

    мировых правовых систем (семей

    права) - континентальной и англосаксонской, складывают-

    ся их специфические и несхожие правовые институты.

    Исходный "строительный материал" средневековое право

    черпало в правовых обычаях, которые долгое время оста-

    вались важнейшим источником права. За несколько веков в

    странах Западной Европы происходит сравнительно плавный

    и безболезненный переход от варварских (племенных) пра-

    вовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим

    уже не персональный, а территориальный принцип дейс-

    твия. Расцвет феодализма в Европе в XI- XII вв. означал

    и повсеместное преобладание обычного права. К этому

    времени в западноевропейском обществе были утрачены

    многие элементы правовой культуры и даже письменности,

    получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а

    поэтому и сама устная форма, в которой длительное время

    выражались обычаи, была практически единственно возмож-

    ной.

    Правовые обычаи достаточно органично интегрировались

    в феодальные отношения, закрепляли все их основные ви-

    ды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регули-

    ровал личностные и поземельные связи между самими фео-

    далами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной

    мере правовые обычаи охватывали отношения между феода-

    лами (собственниками земли) и крестьянами, ее держате-

    лями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в

    наибольшей степени отражала зависимое положение кресть-

    ян, привязанных к земле и вынужденных работать на собс-

    твенника (манора).

    Со временем правовые обычаи записывались и включа-

    лись в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых

    сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов,

    горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших

    форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи да-

    же при сохранении местных различий отличались тождест-

    венностью многих своих институтов и подходов. И это

    позволяло уже средневековым юристам находить в них оп-

    ределенную систему. Так, в XI веке появляются первые

    сборники (обычно в городах) с изложением основных прин-

    ципов феодального права. Примером могут служить "Обычаи

    Барселоны" (1068 год), а также работа миланского учено-

    го Умберто де Орто под названием "Обычаи феодов", в ко-

    торой автор по существу впервые сделал попытку система-

    тического изложения обычного феодального права. В более

    поздний период появляются другие частные записи право-

    вых обычаев с попыткой их теоретического осмысления

    ("Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во

    Франции и т.д.).

    Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций

    правовые обычаи, получившие основательную доктринальную

    обработку, стали одним из элементов национальной право-

    вой культуры в общеевропейском масштабе.

    Особую роль в становлении общеевропейской правовой

    культуры сыграло городское право. В основном это было

    писаное право. Его положения фиксировались городскими

    статутами, королевскими или иными сеньориальными харти-

    ями, пожалованными городу.

    Городские право, несмотря на закрепление в нем некото-

    рых чисто феодальных институтов, но своему основному

    содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее

    предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало

    именно его принципы. Города широко использовали различ-

    ные сборники международного торгового права и морских

    обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д.,

    и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых

    правовых традиций в странах Западной Европы.

    Особое место в процессе формирования общеевропейской

    правовой культуры в средние века занимали каноническое

    право. Оно возникло первоначально как право христианс-

    кой церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложи-

    лись две самостоятельные ветви канонического права. В

    Западной и Центральной Европе каноническое право полу-

    чило под влиянием "папской революции" особенно большое

    развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно

    действующую систему средневекового права. Восточная

    ветвь канонического права, оформившаяся в рамках гре-

    ко-православной церкви, действовала в Византии, а также

    в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы,

    но не имела здесь такого авторитета, как каноническое

    право на Западе.

    Большая значимость норм канонического права в запад-

    ноевропейском обществе определялась рядом факторов.

    Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось

    и поддерживалось могущественной римско-католической

    церковью и папством, о политической силе которых уже

    говорилось. Каноническое право отличалось универсаль-

    ностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы

    действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно

    не знало государственных границ и соединяло в единое

    целое всех католиков. Каноническое право отличалось

    также широтой регулируемых им общественных отношений.

    Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светс-

    кой жизни, было обязательным как для клириков, так и

    для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву при-

    давала его традиционность, поскольку оно своими корнями

    уходило в античность, в греческую философию и в римскую

    правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и

    передало последующим поколениям целый ряд норм римского

    права, его язык, что нашло свое отражение в формуле:

    "церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit le-

    gae romanae).

    Источники канонического права ("старого права" - jus

    antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя-

    щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к

    римлянам и др.). После эдикта императора Константина о

    свободном исповедании христианства (313 год) нормы цер-

    ковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в импе-

    раторских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Авгус-

    тина и др.), постановлениях региональных и вселенских

    церковных соборов, где был установлен ряд основных дог-

    матов христианства и правил церковной жизни (начиная с

    Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось

    также в решениях римских пап, получивших позднее назва-

    ние декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них

    наибольшую известность получил сбор-

    ник Дионисия младшего (середина VI века). По решению

    Карла Великого в 802 году данный сборник получил офици-

    альное признание во Франкском государстве. В середине

    IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап

    был составлен сборник декреталий, приписываемый испанс-

    кому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий дол-

    гое время принимались за подлинные и использовались как

    источник канонического права вплоть до XV в., когда они

    утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы,

    или Фальшивые декреталий.

    В XI-XII вв. в период "папской революции" складыва-

    ется "новое право" (jus novum). Именно в это время за-

    канчивается процесс складывания канонического права в

    качестве самостоятельной правовой системы западноевро-

    пейского общества. Более четким становится его юриди-

    ческое содержание. Утверждается само понятие "канони-

    ческое право" (jus canonicum). Главенствующим источни-

    ком нового канонического права становятся папские конс-

    титуции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С

    папы Григория VII начинается преподавание канонического

    права в университетах.

    Решающую роль в переходе к новому каноническому пра-

    ву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана

    ("Гармония несогласующихся канонов" - Concordia discor-

    dantium canonum), в котором были сведены воедино около

    3800 канонических текстов. В последующем значительный

    вклад в преподавание и развитие канонического права

    внесли путем толкования и комментирования декрета Гра-

    циана профессора канонического права (канонисты).

    В XII-XIII вв. папское правотворчество получило осо-

    бенно широкий размах, в связи с чем возникла необходи-

    мость дальнейшей систематизации канонического права. По

    указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен

    сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и

    объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году

    при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику

    на базе более поздних церковных постановлений была соз-

    дана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне

    XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие

    акты последующих римских пап, начиная с Климентия

    (Constitutiones Clementinae).

    Процесс систематизации канонического права в средние

    века имел своим конечным результатом составление в 1500

    году обширного свода, который с 1580 года был признан в

    качестве официального источника права римско-католичес-

    кой церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он по-

    лучил название Свода канонического права (Corpus juris

    canonici). Средневековое каноническое право охватывало

    широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой

    жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало

    организацию церковной власти (право римского папы наз-

    начать на церковные должности, процедуру рассмотрения

    споров между священниками и т.п.), а также отношения

    церкви со светской властью, статус церковной собствен-

    ности и режим владения и пользования церковными земля-

    ми, источники доходов церкви и т.д.

    В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к

    уголовному праву, в частности предусматривался список

    епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и неко-

    торые другие преступления. В нем закреплялись нормы,

    относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследо-

    ванию и особенно к брачно-семейным отношениям.

    В XVI веке Реформация подорвала позиции католической

    церкви и ослабила влияние канонического права. На Три-

    дентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под

    лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пе-

    ресмотр норм канонического права, сужена сфера церков-

    ной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая офи-

    циально толковала нормы канонического права, в частнос-

    ти решения самого собора. Потесненное Реформацией кано-

    ническое право продолжало оставаться в западноевропейс-

    ком обществе в Новое время не только своеобразным юри-

    дическим феноменом, но и важным духовным фактором, ока-

    завшим непосредственное воздействие на правовую культу-

    ру и на духовную жизнь католических стран.

    Одним из наиболее значительных и уникальнейших явле-

    ний в правовой жизни Западной Европы стала рецепция

    римского права, т.е. его усвоение и восприятие средне-

    вековым обществом. После падения западной части империи

    римское право не утратило своего действия, но с образо-

    ванием варварских государств сфера его применения в За-

    падной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на

    юге, у испано-романского и галло-романского населения.

    Постепенно синтез римской и германской правовых культур

    привел к тому, что римское право стало оказывать влия-

    ние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и

    других германских народов.

    Однако со временем собственно римские источники пра-

    ва выходят из употребления и забываются. Им на смену

    приходит упрощенное и варваризированное римское право,

    которое по приказу королей объединялось в специальные

    кодексы. Наибольшую известность получил Кодекс короля

    вестготов Аларика II, составленный в начале VI века.

    Основным источником Кодекса был опубликованный еще в

    438 году Кодекс Феодосия II, а также законодательство

    других римских императоров, Институции Гая, Сентенции

    Павла и т.д.

    Римские тексты в Кодексе Аларика были использованы с

    большими сокращениями, поэтому он получил впоследствии

    название "бревиарий", что означало "сокращенный" (Bre-

    viarium Alarcianum). Следует отметить, что этот весьма

    популярный в ряде стран Европы памятник римского права

    нередко издавался и под другими названиями (например,

    Lex Romana visigothorum). С последующими изменениями и

    искажениями он действовал вплоть до начала широкой ре-

    цепции римского права.

    Новая жизнь римского права в Западной Европе, его

    второе рождение, начинается в XI-XII вв. В основе этого

    бурно развивающегося процесса лежал целый ряд истори-

    ческих факторов, среди которых особую роль сыграло

    оживление экономической жизни,

    особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения

    не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто

    феодального права, рассчитанного на замкнутое общество.

    Римское же право содержало в себе точные и готовые фор-

    мулы закрепления абстрактной частной собственности и

    торгового оборота. Не случайно центром зарождения римс-

    кого права стали города-республики Северной Италии, ко-

    торые переживали в XI в. экономический подъем и предс-

    тавляли собой в то время наиболее развитый в хозяйс-

    твенном отношении регион Европы.

    Однако рецепция римского права была вызвана не толь-

    ко экономическим фактором, но и социальными и духовными

    потребностями общества, которое остро нуждалось в пра-

    вовом порядке, правовой стабильности, а соответственно

    и в распространении юридического образования и мышле-

    ния. Рецепцию римского права поддержала католическая

    церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать

    каноническое право и притязания пап на мировое господс-

    тво.

    Рецепцию римского права в конечном счете санкциони-

    ровала и королевская власть, стремившаяся к централиза-

    ции, а следовательно, и к юридизации всей общественной

    и государственной жизни. Именно римское право в это

    время проявило себя как наиболее разработанное, универ-

    сальное и рациональное право, содержащее регуляторы,

    необходимые для общества в целом и для основных его

    групп.

    Римское право как никакой другой фактор эпохи сред-

    невековья способствовало преодолению государственных и

    иных территориальных границ, созданию единого стержня

    европейской правовой культуры, юридической науки и об-

    разования.

    Важную роль в "открытии" римского права для средне-

    векового общества сыграли университеты Северной Италии

    (в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После

    обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниано-

    вых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследс-

    твии название Флорентийской рукописи, в университетах

    начинается систематическое изучение и преподавание

    римского права.

    Особую известность приобрел юридический факультет

    Болонского университета, который к XIII в. насчитывал

    около 10 тыс. студентов практически из всех стран За-

    падной Европы. Его основателем был один из крупнейших

    средневековых знатоков римского права Ирнерий

    (1055-1130 гг.). Созданная им школа римского права,

    имевшая общеевропейское значение, получила название

    школы глоссаторов. Само название школы установилось по-

    тому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами,

    делали свои пояснения, уточнения и т.п. по тексту юсти-

    ниановых памятников римского права в виде глосс, т.е.

    записей (комментариев) на полях или между строчек руко-

    писи. Для учебных целей профессор комментировал (глос-

    сировал) классические документы слово за словом, строч-

    ка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, клас-

    сифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые

    глоссы пред-

    ставляли собой суммированное изложение комментируемого

    отрывка (так называемые брокардики), другие содержали

    широкие правила, выводимые из изучаемого текста (право-

    вые максимы).

    Глоссаторы составляли учебники права, включавшие

    краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборни-

    ки спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а

    также казусов специально подобранных для пояснения ис-

    точников. Они писали и самостоятельные труды по отдель-

    ным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огром-

    ную работу по восстановлению и обработке классического

    римского права, по разъяснению устаревших или ставших к

    тому времени малопонятными текстов и терминов, по внут-

    реннему упорядочению правовых памятников (прежде всего

    Дигест).

    Аналитически сопоставляя содержащийся в кодификации

    Юстиниана конкретный материал по тому или иному право-

    вому вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический

    характер, присущий классическому римскому праву, вводи-

    ли в него широкие обобщения, создавали новую системати-

    ку. Так, посредством суммирования суждений римских

    юристов по отдельным видам договоров профессора-глосса-

    торы выработали общее понятие договора. Они четко раз-

    личали личные и вещные права, создали единую концепцию

    вещного права в отличие от классических юристов, описы-

    вавших отдельные виды прав на вещи, более последова-

    тельно выделяли особенно важный для системы феодального

    землевладения институт владения и т.д. По существу

    именно с глоссаторов начинается развитие юридической

    науки в собственном смысле слова.

    Хотя деятельность глоссаторов отличалась академизмом

    и не оказала непосредственного воздействия на практику

    феодальных судов, в дальнейшем по мере распространения

    римского права глоссы приобретали все больший автори-

    тет, практически равный самому глоссируемому тексту. Со

    временем установилось правило: "То, что не признает

    глосса, не признает суд".

    У Ирнерия, положившего начало систематическому изу-

    чению Дигест, было большое число последователей и уче-

    ников, среди которых наибольшую известность получили

    Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу

    видных глоссаторов XII-XIII вв. относятся также Роге-

    дио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность

    глоссаторов подготовила почву для изучения и преподава-

    ния римского права и за пределами Италии, в том числе в

    Оксфордском университете в Англии (Вакарий).

    Последним выдающимся представителем глоссаторов был

    Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином

    сборнике глоссы своих предшественников и современников,

    сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юсти-

    ниана. Этот сборник, который насчитывал 96940 глосс,

    получил название glossa ordinaria ("расположенная в по-

    рядке") или glossa magistralis ("учительская"). Он пре-

    восходил по своей масштабности и тщательности обработки

    материала, по четкости плана и устранению противоречий

    и т.д. все предшествующие работы глоссаторов. Этот

    сборник, который

    впоследствии стали называть "Большая глосса" или даже

    просто "Глосса", в течение нескольких веков рассматри-

    вался как образцовое и наиболее авторитетное руководс-

    тво по римскому праву.

    С "Большой глоссы" Аккурция школа глоссаторов прек-

    ратила свое существование, уступив в последующем место

    постглоссаторам - новому поколению итальянских профес-

    соров римского права. Наиболее известными среди них бы-

    ли Синус де Пистойя (1270- 1339 гг.), Бартол де Сассо-

    феррато (1313-1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347-1400

    гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол,

    по имени которого саму школу нередко называли бартолис-

    тами. Становление этой школы было связано с новым эко-

    номическим и культурным подъемом в Италии и в ряде дру-

    гих стран Западной Европы, который породил острую пот-

    ребность в преодолении феодального правового партикуля-

    ризма, в распространении вневременного и абстрактного

    права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и

    предшествующей деятельности глоссаторов стало римское

    право, которое рассматривалось как "писаный разум".

    Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому

    римскому праву. Они занимались главным образом толкова-

    нием правовых понятий и отдельных отрывков из кодифика-

    ции Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с

    целью выведения так называемого общего мнения ученых

    (communis opinio doctorum). Такая обработка римского

    права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, спо-

    собствовала превращению его в теоретическую базу форми-

    рующихся национальных правовых систем (даже в Англии,

    которая не знала рецепции римского права как таковой).

    В своих комментариях постглоссаторы нередко отступа-

    ли от первоначальных конструкций римского права, но

    провели большую работу по его согласованию с нормами

    средневекового канонического, городского и обычного

    права. Именно в системной обработке римского права,

    осуществленной постглоссаторами, оно вышло за рамки

    простого "права ученых" и было воспринято судебной

    практикой в большинстве стран Западной Европы.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   40


    написать администратору сайта