Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
Скачать 4.45 Mb.
|
Глава 15. Государство франков На огромной территории Римской империи было рассеяно множество варварских племен: готы, франки, бургунды, аламанны, англосаксы и пр. Римляне все чаще использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах. В V в. высшие звания римских магистратов стали носить вожди варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии, которые заключили соглашение о переходе под власть Ри- ма. Упадок императорской власти, все возрастающая непопу- лярность римского правления создавали благоприятные ус- ловия королям-союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с местного населения и пр. Вестготы, например, поселенные Римом в качестве сво- их федератов в 412 году в Аквитании (Южная Франция), впоследствии расширили территорию своего Тулузского ко- ролевства за счет территориальных завоеваний, признан- ных в 475 году римским императором. В 507 году это ко- ролевство было покорено франками. В 476 году власть в Западной Римской империи была захвачена одним из вар- варских военачальников Одоакром. Он был убит в 493 году основателем королевства остготов Теодорихом I, устано- вившим свое единоличное правление во всей Италии. Это королевство пало в 555 году. Возникали и поглощались в результате кровавых войн, междуусобиц и другие "племен- ные государства" варваров. Но особую роль в Западной Европе суждено было сыг- рать салическим (приморским) франкам, входившим в союз германских племен, сложившийся в III в. на северо-вос- точной границе Галлии, провинции Римской империи. Салические франки, во главе со своим вождем Хлодви- гом (481- 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Ри- мом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он при- обретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр. Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Вос- точной Римской империи (Византии). Только в VIII в. ти- тул римского императора был присвоен франкскому королю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской хрис- тианской церкви Галлия вопреки географической раздроб- ленности сохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходе длительного эволюционно- го процесса в ту Франконию, которая стала прародитель- ницей будущей Франции и Германии, а также территориаль- ной первоосновой развития западной христианской цивили- зации. Формирование феодального общества и государства франков. Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры. Государство франков по своей форме было раннефео- дальной монархией. Оно возникло в переходном от общин- ного к феодально- му обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоуклад- ностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью про- цесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, уч- реждений племенной демократии. Государство франков прошло в своем развитии два ос- новных пержзда (с конца V до VII в. и с VIII по середи- ну IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризу- ется не только сменой правящих династий (на смену Меро- вингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перест- ройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основ- ных классов феодального общества: замкнутого, иерархи- чески соподчиненного, связанного вассально-ленными уза- ми класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относи- тельной централизации раннефеодального государства при- ходит феодальная раздробленность. В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родо- вые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская слу- жилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в хо- де военных походов Хлодвига. Наиболее ярко социально-классовые различия в раннек- лассовом обществе франков, как свидетельствует Саличес- кая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, одна- ко, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кра- жа приравнивалась к краже животного. Брак раба со сво- бодным влек за собой потерю последним свободы. Салическая правда указывает также на наличие у фран- ков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социаль- но-правовыми. Они были связаны главным образом с проис- хождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным факто- ром, влияющим на правовые различия франков, стала при- надлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти разли- чия наиболее ярко выражались в системе денежных возме- щении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц. Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой непол ноправного жителя общины франков, находяще- гося в личной и материальной зависимости от своего гос- подина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полага- лось, как правило, то же наказание, что и рабу, напри- мер смертная казнь за похищение свободного человека. Право франков свидетельствует и о начавшемся иму- щественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слу- гах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже зо- лотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйс- тво. Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о парных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Саличес- кой правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по нас- ледству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци- ально-классовых различий у франков и было непосредс- твенно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения об- щинной собственности на землю. Он лежал в основе воз- никновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян. Процессы феодализации у франков получают мощный им- пульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, коро- левских дружинников переходит значительная часть гал- ло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям. Столкновение общинных порядков франков и позднеримс- ких частнособственнических порядков галло-римлян, сосу- ществование и взаимодействие столь различных по харак- теру общественных укладов и ускорило создание новых,фе- одальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с ха- рактерным для нее разделением земли на господскую (до- мен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли. Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не по- лучили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначи- тельны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и ко- лонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения. V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церк- ви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях. Население Галлии под духовным воздействием священ- нослужителей, возглавляемых епископами, стало восприни- мать все больше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертво- вания, в том числе и земельные. Рост церковного землев- ладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не бы- ла еще политическим образованием, не имела единой орга- низации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследс- твии звание папы римского. В деятельность церкви в качестве "христовых намест- ников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созван- ном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королей контролировать назначение епископов. Это было время все более тесного переплетения светс- кой и религиозной власти, когда епископы и другие рели- гиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями. При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало неотъемленной частью пути к почету, прой- дя который приближенные короля становились местными правителями - графами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающими их сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр. Сами же епископы, владея большими церковными хозяйс- твами, стали занимать все более высокое место в склады- вающейся феодальной иерархии, чему способствовали и не- запрещенные браки священников с мирянами, представите- лями феодальной верхушки. Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VIIIX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утвержде- нию крупной феодальной земельной собственности, к утра- те общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями зем- левладельцев, выявил всю непрочность королевства Меро- вингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной зна- ти или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном. Одной из попыток решить проблему укрепления госу- дарственного единства в условиях повсеместного непови- новения центральным властям стал церковный собор "пре- латов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуро- вейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленни- ков", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых мес- тах", но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов на церковных землях, заклады- вая таким образом законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов. К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевла- дельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государс- тва. Такую политику и стали проводить Каролинги, факти- чески правившие страной еще до перехода к ним королевс- кой короны в 751 году. Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715- 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных зе- мель. Он воспользовался при этом правом королей на за- мещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожиз- ненное условное держание - бенефиции (от лат. benefici- um - благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. От- каз от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований Другими крупными землевладельцами привело к складыванию отноше- ний сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами. Расширению феодального землевладения в VIII в. спо- собствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизации. Причем если во франкской колонизации VI-VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII-IX вв., происходившей в значительно больших разме- рах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет ко- торых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов. С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отноше- ния покровительства, господства и подчинения, возникаю- щие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт - клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелкокрестьянского хозяйства, разоряемого войнами, гра- бежами феодалов. Покровительство влекло за собой уста- новление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, полу- чая их обратно на условиях выполнения определенных по- винностей, уплаты оброка и пр. В процессах установления власти крупных землевла- дельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным зе- мельным собственником. Оплотом господствующего положе- ния церкви были монастыри, а светской знати - укреплен- ные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монасты- рями. Они не всегда были непосредственно связаны с по- терей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительст- во, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными. Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держа- ния земли, передаваемой во временное пользование, соп- ровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных об- щинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существова- ли три формы прекария: precaria data ("прекарий дан- ный") - своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин полу- чал участок земли во временное пользование. По договору precaria remuniratoria ("прекарий возмещенный") прека- рист первоначально отдавал свой участок земли землевла- дельцу и получал его обратно во владение. Этот вид пре- кария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata ("прека- рий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажи- мом землевладельца), уже попавший в экономическую зави- симость, отдавал свой участок господину, а затем полу- чал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания. Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевла- дельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных маг- нату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он при- обретал над ними все большую власть. Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставив- ших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех сво- бодных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом. Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о дру- гих изменениях в социальной структуре варварских об- ществ, происходящих в связи с развитием новых феодаль- ных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, ко- торое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр. Вестготы в V-VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Но остготы начали отходить от, них. По ст. 121 Остготс- кой правды, например, "если кто давал в долг деньги ко- лону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть долг из пекулия", то есть из имущества, которым он вла- дел. Возникла новая феодальная форма колоната, отличающа- яся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3)' колон ведет самос- тоятельно хозяйство, но ' Первой цифрой в "варварских правдах" обозначается титул, второй - статья. должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю. Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ос- лаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если по римскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салической правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такой женщине право возражать против "рабской работы служанки" (18,2). И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиции по наследству. На смену бе- нефицию приходит феод'. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих вла- дениях. Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выя- вить три главных направления. Первое направление, осо- бенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франк- ских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.). Завоевание Галлии послужило мощным импульсом созда- ния нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных облас- тей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства. С принятием христианства Хлодвигом церковь становит- ся мощным фактором укрепления королевской власти. Имен- но церковь дала в руки франкских королей такое оправда- ние захватническим войнам, как ссылка на "истинную ве- ру", объединение в вере многих народов под эгидой еди- ного короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов. Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объ- единения Галлии, развития особой региональной феодаль- но-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации. Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непо- Наследственное- в отличие от бенефиция, феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему васса- лу за службу. сродственное влияние и на процессы складывания и разви- тия специфических черт государственного аппарата франк- ской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство вар- варских государств Западной Европы. Уже в V в. у фран- ков на место старой родовой общины окончательно прихо- дит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Сали- ческая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общин- ного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля""): Но на местах продолжали существовать сотенные собра- ния ("малюс"), выполняющие судебные функции под предсе- дательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были предста- вителями общины. Роль общины в судебных делах была исключительно ве- лика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники достав- ляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд. Король выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, са- цебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удов- летворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в оп- ределенной мере самостоятельность общины со стороны ко- ролевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов. Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, нап- ример, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные от- ношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле. Власть франкских королей стала передаваться по нас- ледству. В VI-VII вв. под прямым воздействием поздне- римских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показа- тельно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям. Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью коро- левских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевс- ких судов, обладающих апелляционными функциями. Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграничен- ных должностных полномочий, соподчиненности, организа- ции делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближен- ных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом су- дебные функции, руководит судебными поединками, наблю- дает за исполнением приговоров. Референдарий (доклад- чик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца. В VI-VII вв. главным управителем королевского двор- ца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла". Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исклю- чительную компетенцию королевской власти. Вместе с тем вновь возникающие органы государствен- ного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социаль- ное назначение. Это были органы власти, выражавшие ин- тересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко исполь- зовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отря- да свободных франков дружина, а следовательно, и госу- дарственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим об- разованием, знанием местного права, но и рабами, воль- ноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевс- кой власти, в разрушении старого племенного сепаратиз- ма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж. Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "де- мократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в уп- равлении государством. Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда круп- ное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ра- нее Королевский совет, состоящий из представителей слу- жилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевла- дельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, су- дебные штрафы. Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) зап- рещалось назначение "должностного лица (judex - вероят- но, герцога или графа), как и подчиненного ему челове- ка", если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким обра- зом, закреплялись за крупными местными феодалами. В поздних правдах местным правителям-герцогам и гра- фам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "которых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о широте тех дел, "кото- рые их касаются". Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполне- ния приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего против закона" (2, 2). Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит "изгна- ние и лишение наследства" за попытку "завладеть ею гра- бительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сы- на... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате ста- ли наследственными. Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора. С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правле- ния в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской ди- настии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, факти- чески уже правил страной. Благодаря проведенным рефор- мам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преем- ник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол. Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппарата уп- равления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в су- дебных, податных, административных делах. Вотчинник та- ким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкци- онировали уже сложившиеся отношения политической зави- симости крестьян от своих сеньоров-вотчинников. Франкская империя в VIII-IX вв. Система иммунитетов неизбежно должна была повлечь за собой усиление разд- робленности, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768-814 гг.) государство франков достигает своего наи- высшего могущества, охватывая огромную территорию. Бо- лее того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских императоров. Карлу и поддержи- вающей его церкви коронация нужна была в качестве поли- тико-идеологического средства укрепления королевской власти за счет атрибутов Римской империи. Еще задолго до коронации Карл стал называться храни- телем "христианской империи" (imperium christianum). Он сам в 794 году созвал во Франкурте Вселенский церковный собор, на котором объявил важные изменения в богословс- кой доктрине и церковном праве. Борясь за "чистоту ве- ры", он рассылал во все концы страны миссионеров, изда- вал капитулярии, предусматривающие смертную казнь за оскорбление священников и христианской веры. Несмотря на все усилия Карла I и церкви, империя не стала единым территориальным образованием. Летопись свидетельствует о непрерывных войнах, мятежах в импе- рии. Множество кланов, племенных, феодальных полуавто- номных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личной властью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призваны были за- щищать ее от скандинавских, арабских, славянских и др. набегов. Усилению личной власти императора способствовал и бурный процесс закрепощения крестьян в это время. В ус- ловиях хищнического захвата земель в VIII-IX вв. король (император) вы- ступает в качестве высшего сеньора, высшего распоряди- теля земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения. Свободный крестьянин был при Меровингах опорой коро- левской власти. Из свободных общинников-франков состоя- ло народное ополчение, они участвовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась, коро- левская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бе- нефициариев. Это были те социальные слои, которые нахо- дились под их непосредственным покровительством. Власть Каролингов становилась все более сеньориальной, част- ной, она растаскивалась местными владыками, графами, епископами. В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочиям по-прежнему относилась "охрана мира", охра- на границ, определенная координация действий централь- ной власти и вотчинных властей. В капитулярии, прибавленном к Баварской правде Кар- лом I, указывалось, что император "как охранитель мира" должен пресекать "нарушение власти", обеспечивать "пра- вильный мир для церкви, вдов, сирот и слабых", уделять "особое внимание" наказанию "разбойников, убийц, прелю- бодеев и кровосмесителей", строго охранять "права церк- ви и ее имущество". Формально император обладал и выс- шей апелляционной властью. "Если кто заявит, что его неправильно судили, - записано в том же капитулярии, - то пусть явится перед нами". Но тут же указывалось, что все имущественные споры должны "получать окончательное решение с помощью графов и судей на местах". К выполнению этих функций был приспособлен и импера- торский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все де- ла, "имеющие отношение к благу короля и королевства". Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великому повиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывал им свою волю. Во главе местной администрации стояли крупные зем- левладельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. "Епископы вместе с графами и графы с епис- копами, - предписывал капитулярий Карла I, - должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел воз- можность исполнять свою службу". Важную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства. Карл правил не через имперскую бюрократию, у него не было даже столичного города, а через рассеянный по им- перии административно-судебный аппарат "государевых посланцев", которые призваны были проводить в жизнь ко- ролевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входило прежде всего наблюде- ние за управлением королевскими поместьями, за правиль- ностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требо- вать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновение еписко- па, аббата и других грозило им штрафом. Контролирующий тандем светских и церковных посланцев короля - еще одно свидетельство слабости и неэффективности центральной власти, не имеющей опоры на местах. После смерти Карла Великого империя была разделена между его наследниками. В 987 году умер последний каро- лингский король Людовик V, преемником которого стал Гу- го Капет. Титул императора перешел к вождю восточных франков, населяющих территорию, названную много столе- тий спустя Германией. Капетинги сохраняли власть только за счет контроля над вассалами в родовом домене короля. Так, вместе с превращением власти монарха-вождя во власть госуда- ря-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая феодальная государственная форма - сеньориальная монархия. Армия. На ранних этапах развития феодального госу- дарства армия не отделялась от народа. Это было народ- ное ополчение, принимавшее активное участие в полити- ческой жизни. В конце V - начале VI в. она еще строи- лась на племенной основе. Устранение вооруженного наро- да от дел управления было прямым следствием крушения племенной основы франкской армии, пополняемой в VII в. галло-римлянами, свободными прекаристами. На военную организацию франков оказали влияние римские учреждения. Так, были введены гарнизонная служба, подчинение воен- ных отрядов местным должностным лицам, назначение коро- лем командиров-тысячников, сотников. По мере становления феодальных отношений не только должностные лица короля предводительствовали в ополче- нии, но и крупные землевладельцы-сеньоры. Впоследствии военные отряды приводил с собой сеньор. Непосредственной причиной введения бенефициарной системы Карлом Мартеллом была необходимость создания конницы для борьбы с вторгшимися на территорию коро- левства в первой половине VII в. арабами. Вооруженные всадники должны были быть состоятельными людьми, так как каждый должен был иметь коня и позаботиться о сна- ряжении. Постепенно на протяжении VIII, IX, Х столетий в империи франков сформировалось военное сословие всад- ников. Они назывались рыцарями или у французов - ше- валье (лат. milites), единственным их занятием была служба своему сеньору и война. Благодаря системе васса- литета рыцари были включены в систему ленного держания земли и тем самым в систему управления. Военная служба стала неотделимой от земельной собс- твенности. Одним из показателей победы феодальных отно- шений и яви- лось то, что высшая власть в военном деле и в суде ста- ла атрибутом, т.е. существенным свойством земельной собственности. |