Главная страница
Навигация по странице:

  • Печатная реклама

  • Плакат

  • Процесс разработки носителей полиграфической рекламы

  • [26

  • К недостаткам данного средства рекламы

  • Мультипликационные рекламные ролики

  • Ромат Е. Реклама. История,теория, практика. Учебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний


    Скачать 8.29 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний
    АнкорРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    Дата04.02.2017
    Размер8.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    ТипУчебник
    #2096
    страница34 из 51
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   51
    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    ПК», «Компьютер Пресс»; издания для специалистов в сфере марке­тинга — «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», на Украине — журнал «Маркетинг и реклама» и др.).

    Журнальный формат в большей степени способствует размещению в издании объемной, развернутой информации. Фотографии, особен­но цветные, размещаемые в журналах, как правило, значительно луч­ше по качеству воспроизведения, чем в газетах.

    Вследствие высокого уровня избирательности журналы (в первую очередь профессиональные) представляют собой одно из наиболее эф­фективных средств передачи рекламного обращения. Особенно это касается рекламы товаров и услуг производственного назначения. Эф­фект воздействия на адресата, достигаемый этими носителями, иногда сравним с эффектом от применения приемов прямого маркетинга.

    Следует отметить, что все типы журналов эффективнее в имидже­вой рекламе, чем в стимулирующей.

    Страница иллюстрированного общенационального американского журнала может обойтись рекламодателю в $80-90 тыс. В наиболее ти­ражных российских журналах к концу 2000 г. рекламные тарифы со­ставляли: «7 дней» (тираж 893 тыс.) — $16,9 тыс., «Cosmopolitan» (ти­раж 280 тыс.) — $11,4 тыс., «За рулем» (460 тыс.) — $10 тыс. [56].

    В качестве разновидности рекламы в прессе можно рассматривать рекламу в справочниках и учебных изданиях. По сравнению с газета­ми и журналами она характеризируется значительно большей долговеч­ностью, наличием большой вторичной аудитории. Это связано с тем, что учебниками, как правило, пользуются многие годы, и проходят они через многие руки.

    Таким образом, из сказанного выше можно сделать следующие ос­новные выводы:

    1. Эффективность рекламы в прессе является результатом действия множества факторов. В их числе: тираж, объем реализации, рей­тинг (общий объем аудитории), качественные характеристики читательской аудитории/ регион распространения, периодич­ность выхода и др. Действие каждого из этих факторов должно быть учтено медиапланировщиками.

    2. Специфическими факторами эффективности воздействия рекла­мы в прессе являются: технология верстки рекламы, ее место на странице газеты (журнала), композиция рекламных полос.

    3. Одним из наиболее высокоэффективных носителей рекламы в прессе являются профессиональные специализированные издания.

    3.2. Средства передачи рекламного обращения

    357

    Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите известные вам типы периодических изданий. Каким образом их характеристики влияют на характер их использова­ния в качестве медианосителей?

    2. Возьмите номер любого коммерческого вестника и просмотрите его. Затем проанализируйте: какие из рекламных материалов вам запомнились? Как, по вашему мнению, повлияли ли на уровень запоминаемости технология верстки и место рекламного матери­ала в издании?

    3.2.2.2. Печатная (полиграфическая) реклама

    Печатная реклама объединяет такие носители, как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печат­ной продукции.

    Листовка представляет собой одностороннее или двухстороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Практика показывает целесообразность выпуска листовки сериями. В этом случае единая форма и элементы оформления облег­чат узнаваемость товаров рекламодателя.

    Буклет — согнутый (сфальцованный) один или несколько раз лист бумаги с текстом или иллюстрациями. Схемы фальцовки могут быть самыми разнообразными: от гармошки-ширмы до сложных буклетов-пакетов. Разработка буклета дороже листовки, однако он позволяет сообщить больше информации и солиднее выглядит.

    Плакат — издание относительно большого формата. Его особенцо-стью является лаконичный текст. Как правило, это образ, название фир­мы, изображение товара, фирменный лозунг.

    Проспект — многостраничное издание типа брошюры, листы кото­рого скреплены. Часто используется в престижной рекламе и как сред­ство паблик рилейшнз. Использование проспекта целесообразно для обстоятельного рассказа о фирме, ее продукции, сотрудниках и т. п.

    Каталог — по форме исполнения напоминает проспект. Каталог со­держит описание товаров фирмы, в нем, как правило, обозначаются Цены на них.

    К средствам печатной рекламы можно также отнести: фирменные поздравительные и рекламные открытки, календари (настенные, пе­рекидные, карманные), этикетки, бланки меню (в ресторанах) и др. В последнее время широкое распространение в качестве носителя рек­ламы получили цветные наклейки (стиккеры). Если уровень исполне-358

    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    ния высок с точки зрения эстетики и технологии, то есть вероятность того, что потенциальный потребитель сам поместит ее на свое рабочее место (компьютер, стол, стену и т. п.), автомобиль (персональный или служебный), входную дверь и т. д.

    Процесс разработки носителей полиграфической рекламы вклю­чает следующие основные этапы:

    Принятие решения относительно типа носителя: листовка, плакат, проспект и т. п.

    Этап разработки элементов изобразительного и текстового напол­нения.

    На этом этапе:

    ♦ производится фотосъемка рекламируемых товаров; моделей, приглашаемых в качестве коммуникантов; различных интерье­ров, пейзажей и т. п., которые будут являться фоном рекламной композиции и т. д. (см.: [65,87]);

    ♦ копирайтеры занимаются разработкой рекламных текстов;

    ♦ профессиональные художники и дизайнеры создают изобрази­тельные символы и образы.

    При отсутствии возможностей разработки элементов посредством вышеперечисленных технологий дизайнеры могут использовать ком­пьютерное сканирование уже готовых изображений (естественно, ста­раясь не нарушать авторские права их создателей).

    В безвыходных ситуациях можно воспользоваться изображениями, помещенными в библиотеках готовых компьютерных изображений. Они выпускаются разработчиками программного компьютерного обес­печения. Однако при этом надо быть готовыми к тому, что эти изобра­жения уже использовались в рекламе конкурентов или могут быть там использованы.

    Этап разработки компьютерного оригинал-макета.

    На этом этапе:

    ♦ отбирается ранее подготовленный изобразительный и текстовый материал;

    ♦ принимается решение относительно использования цветов (одно-, двух-,, трех- или полноцветные). Как известно, реалисти­ческие полноцветные изображения достигаются путем наложе­ния на один лист четырех основных красок: черной (black), алой (magenta), желтой (yellow) и голубой (cyan);

    ' ♦ разрабатывается композиция будущего медианосителя;

    ♦ принимается решение относительно используемых шрифтов.

    3.2. Средства передачи рекламного обращения

    359

    Продуктом творческих и технологических процессов на данном эта­пе является готовый оригинал-макет. — прототип будущей листовки (плаката, календаря и т. п.). Макет должен быть согласован с заказчи­ком и утвержден им. При этом желательно соблюсти необходимые формальности. Заказчик или должен подписать оригинал-макет, или должен быть составлен соответствующий акт.

    Этап производства полиграфической рекламной продукции.

    На этом этапе:

    ♦ принимается решение о технологии производства медианосите­ля. Если необходимый тираж носителей невелик (до 50 экз.), то простейшей технологией производства листовок может быть ксе­рокопирование. Современное копировальное оборудование по­зволяет использовать принципы цифровой печати. Используя эту технологию, можно печатать многовариантные изображения, что делает возможным каждый из экземпляров продукции адресо­вать конкретному потребителю. При тираже до 500 экземпляров (и необходимости печати в 1 цвет) эффективней будет воспользо­ваться услугами ризографа. Типографская печать становится экономически выгодной в некоторых случаях уже при печати 500 экземпляров продукции. При офсетной, высокой и др. необходи­мо производство форм. При полноцветной типографской печати промежуточной стадией будет цветоделение, в процессе которого цветные изображения будут «разложены» на указанные выше 4 основных цвета;

    ♦ изготавливаются типографские формы;

    ♦ осуществляется непосредственное производство тиража.

    Более подробно с технологическими особенностями производства полиграфической рекламы можно ознакомиться в таких источниках [26, 82; 97, 98, 99, и др.].

    Преимуществами печатной рекламы являются:

    ♦■ относительная дешевизна;

    ♦ оперативность изготовления;

    ♦ некоторые носители (например настенные календари) позволя­ют обеспечить довольно длительный рекламный контакт с полу­чателем;

    ♦ отсутствие информации о конкурентах на конкретном носителе и др. К недостаткам данного средства рекламы следует отнести слабую

    избирательность, наличие большой бесполезной аудитории, сложив­шийся «образ макулатурности» и др.360

    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    Основные выводы

    1. Печатная реклама объединяет такие носители, как листовка, пла­кат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции.

    2. Особенностями данного медиаканала являются: относитель­ная дешевизна; оперативность изготовления; некоторые носи­тели (например настенные календари) позволяют обеспечить довольно длительный рекламный контакт с получателем; от­сутствие информации о конкурентах на конкретном носителе и др.

    Вопросы для самопроверки

    1. Чем листовка отличается от буклета? Плакат от листовки? Про­спект от каталога?

    2. Проиллюстрируйте преимущества печатной рекламы на конкрет­ном примере (примерах).

    3. Промоделируйте свою деятельность по производству рекламно­го плаката вашего вуза (фирмы) на всех известных вам этапах процесса разработки носителей полиграфической рекламы.

    3.2.2.3. Экранная реклама

    Экранная реклама использует в качестве носителей видео- и кинороли­ки, слайды и др. Рекламные ролики в подавляющем большинстве слу­чаев впоследствии транслируются по каналам телевидения.

    Прямая передача в телевизионный эфир того, что в этот момент про­исходит в телестудии, иногда называется студийный ролик. Кроме того, в числе форм телевизионной рекламы можно назвать «бегущую стро­ку», демонстрацию товарного знака (логотипа) рекламодателя на ста­тичных заставках, циферблатах студийных часов и т. п.

    Видеоролик — это звуковой фильм, записанный на магнитной ленте.

    Киноролик — это отснятый на кинопленку звуковой кинофильм, предназначенный для последующей «перегонки» на видео, переда­чи в эфир или демонстрации при помощи киноустановки. Исполь­зование данного носителя в последнее время резко участилось в связи с демонстрацией рекламных роликов в кинотеатрах перед се­ансами.

    При разных носителях кино- и видеоролики сходны в жанровом ис­полнении. С этой точки зрения можно выделить игровые, натурные, мультипликационные (анимационные) и графические ролики.

    3.2. Средства передачи рекламного обращения

    361

    Мультипликационные рекламные ролики получили в последнее время достаточно широкое распространение. Преимуществами данно­го типа экранной рекламы являются:

    ♦ широкие возможностям в раскрытии идеи обращения;

    ♦ изначально положительное отношение к мультфильмам со сто­роны большинства зрителей. Их просмотр нередко воспринима­ется как отдых;

    ♦ относительно большая запоминаемость;

    ♦ возможность наложения на один видеоряд различных вариантов звуковых дорожек и др. [1, с. 20].

    , Еще большие возможности для использования специальных эффек­тов в мультипликационной рекламе появляются с развитием компью­терной анимации.

    Недостатками использования данного медиаканала следует назвать высокую трудоемкость производства мультфильма. С ней напрямую связаны большие сроки и относительная дороговизна производства (одна секунда рекламного фильма в московских студиях стоит от $50 до $1500) [49, с. 28].

    По типу сюжетов рекламные ролики можно условно подразделить на такие разновидности:

    описательные (информационные) — содержат в основном опреде­ленную информацию без использования эмоциональных при­емов;

    благополучно-сентиментальные — создающие атмосферу благо­получия, связанную с рекламируемым товаром, который, как пра­вило, является атрибутом соответствующего образа жизни;

    парадоксальные и шоковые — противопоставляют неудобства и бедствия, вызванные отсутствием рекламируемого товара, и пре­имущества при использовании его.

    По времени трансляции и степени подробности изложения матери­ала специалисты условно выделяют блиц-ролики, развернутые и рек-ламно-демонстрационные ролики.

    Блиц-ролик занимает 15-20 секунд. В связи с тем, что за такой крат­кий промежуток трудно передать большой объем информации, этот тип роликов чаще используется в «чистой» имидж-рекламе (когда указы­вается только название фирмы). В товарной рекламе блиц-ролики эф­фективны как средство напоминания о знакомом товаре.

    Развернутый ролик длится свыше 30 секунд, что позволяет более обстоятельно рассказать о рекламируемой фирме и ее товарах.362

    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    Помимо упоминавшихся выше типов рекламных роликов, изначаль­но ориентированных на последующую демонстрацию по телевидению, разрабатываются также рекламно-демонстрационныеролики. Они ис­пользуются фирмами для показа их посетителям офиса и на выстав­ках. Время демонстрации таких роликов может быть довольно значи­тельным, что позволяет использовать их для ознакомления с историей фирмы, показа сложных технологических процессов прямо из произ­водственных цехов рекламодателя, а также представления объектов недвижимости [25, с. 149-157].

    Производство всех типов рекламных роликов является дорогостоя­щим, сложным и достаточно продолжительным процессом, требующим участия высококомпетентных специалистов: маркетологов, продюсе­ров, сценаристов, операторов, а иногда и актеров, певцов и композито­ров. С технологическими особенностями производства рекламных ви­деороликов можно ознакомиться более подробно в [86, с. 317-319; 93].

    Телевидение является одним из наиболее совершенных средств пе­редачи рекламного обращения. Среди основных его преимуществ сле­дует назвать:

    одновременное визуальное и звуковое воздействие;

    ♦ высокую степень вовлечения телезрителя в происходящее на эк­ране, поскольку явление рассматривается в движении;

    мгновенность передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения;

    возможность выбирать конкретную целевую аудиторию в разно­образных тематических программах;

    личностный характер обращения, что делает это средство близ­ким по эффективности к личной продаже. К слову сказать, неко­торые каналы кабельного телевидения используются непосред­ственно для сбыта товаров. Телезритель посредством обратной связи заказывает рекламируемые товары;

    огромную аудиторию;

    относительно низкие удельные затраты на один рекламный кон­такт.

    Среди недостатков данного средства рекламы следует назвать его мимолетность. Не увидевший рекламного обращения зритель потерян для рекламодателя, если обращение не повторят. Кроме того, в кон­кретный момент телеприемник способен принимать только одну про­грамму. Телереклама относится к наиболее дорогим средствам рек­ламы.

    3.2. Средства передачи рекламного обращения

    363

    Например, цена минуты телевизионного времени в «горячие» часы по американскому телевидению достигает в некоторых случаях около $150 тыс. (и даже больше — во время трансляции популярных спортив­ных программ). Аналогичный показатель на российских каналах зна­чительно ниже. В конце 2001 г. на канале НТВ в зависимости от време­ни трансляции и рейтинга передачи рекламные тарифы колебались от $4 тыс. до $53 тыс. («О, счастливчик!» или отечественный телесериал) [84, с. 47]. На каналах ОРТ, FTP, ТВ-6, СТС и REN-TV преобладающей формой тарифов за телерекламу были расценки на 1 GRP. Сумма ко­лебалась от $1296 (СТС и REN-TV) до $2160 (ОРТ) [там же, с. 48].

    В то же время стоимость одного рекламного контакта при использо­вании общероссийских каналов сравнительно невысока в связи с боль­шой аудиторией телерекламы.

    Объем затрат на рекламу по центральному и местному российскому телевидению в 2001 г. равнялся $480 млн, что составило 37,5% общего рекламного бюджета страны. По этому показателю телереклама в 2001 г. опередила рекламу в прессе, которой ранее уступала [9, с. 13]. В Укра­ине доля телерекламы в совокупном рекламном бюджете составила в том же году 71%. Реклама на ТВ осталась при этом безусловным лиде­ром по отношению ко всем другим медиаканалам [75, с. 34].

    Кроме серьезных количественных изменений в российской телерек­ламе в последние годы просматриваются серьезные качественные подвижки. Например, наиболее рейтинговыми носителями являются теперь не зарубежные «мыльные оперы», а отечественные художе­ственные телесериалы. В 2001 г. в практику российского ТВ вошли также проекты из жанра «Реальное телевидение» (Real TV). Старто­вавшие в этом году телешоу «За стеклом» и «Последний герой» в ко­роткий срок стали одними из наиболее рейтинговых телепередач (под­робнее см. [53]).

    Одну из основных тенденций развития телевизионной рекламы спе­циалисты связывают с возникновением и развитием специализирован­ных (форматированных) телеканалов. Яркий пример такого канала за рубежом — MTV (современная музыка для молодежи). Всего же, на­пример, в США насчитывается около 180 специализированных кана­лов, в Великобритании — около 120. Наиболее близким по своим ха­рактеристикам к данному типу каналов в России считается СТС («Первое российское развлекательное телевидение») (см.: [39, с. 22]).

    Одной из важнейших тенденций в изменении структуры рекламных затрат в России в 2001 г. стало заметное повышение роли рекламы в кинотеатрах. По итогам года общий объем инвестиций в эту рекламу364

    Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

    составил более $4 млн [9, с. 12]. Общий же рекламный потенциал рос­сийских кинозалов оценивается исследовательской компанией Gallup AdFactB $12,5 млн [80, с. 18]. Благодаря увеличению числа современ­но оборудованных кинотеатров и росту их посещаемости данное сред­ство экранной рекламы представляется одним из наиболее перспектив­ных (более подробно — в [80]).

    Основные выводы

    1. Экранная реклама использует в качестве носителей: видео- и ки­норолики, слайды и др. Рекламные ролики могут впоследствии транслироваться по каналам телевидения.

    2. Среди основных преимуществ экранной рекламы следует назвать одновременное визуальное и звуковое воздействие; высокую сте­пень вовлечения телезрителя в происходящее на экране, посколь­ку явление рассматривается в движении; личностный характер обращения; широкую аудиторию.

    Вопросы для самопроверки

    . 1. Почему по своему воздействию на получателя экранная реклама превосходит большинство других медиаканалов?

    2. В чем особенности анимационной рекламы?

    3. В чем различия между блиц-роликами, развернутыми и реклам-но-демонстрационные роликами?

    4. Назовите недостатки экранной рекламы.

    3.2.2.4. Реклама на радио

    Реклама на радио в настоящее время является одним из наиболее бы­стро прогрессирующих направлений рекламной деятельности в по­стсоветских странах. Этому способствует расширение числа радио­станций. Конкурируя друг с другом, они много внимания уделяют разнообразию и содержанию своих программ. Так же, как и другие сред­ства массовой информации, радиостанции начинают дифференциро­вать аудиторию, выходя на новые сегменты своего рынка. Среди дру­гих факторов, способствующих росту популярности радио, увеличение числа личных автомобилей, имеющих, как правило, радиоприемники в салонах.

    К достоинствам радио как средства передачи рекламы следует отне­сти широкий охват и частотность, избирательность, живой характер обращения, оперативность, относительно невысокий уровень реклам­ных тарифов.

    3.2. Средства передачи рекламного обращения

    365

    Например, на станции Маяк-СНГ в зависимости от времени транс­ляции (в течение суток) тариф на 30 секунд эфирного времени состав­лял в 2001 г. от $60 до $150; на Радио России - от $60 до $180; на Рус­ском радио — от $90 до $600; на канале Европа-Плюс (сеть) — от $100 до $600 [104, с. 11].

    Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают дома, в транспорте (водители и пассажиры), на работе. Иногда радиопрограм­мы можно слушать, не отвлекаясь от основного занятия. Все это спо­собствует тому, что показатели достижения аудитории и частотности радиорекламы, как правило, очень высоки.

    Особенно привлекательно радио как медиаканал для местного рек­ламодателя. Это связано со способностью радио повторять рекламу много раз в течение дня и мотивировать потребителя на приобретение товара в конкретных торговых точках [11, с. 474].

    Еще одной важной характеристикой радио как канала коммуника­ции является его высокая избирательность. Эта характеристика по­зволяет говорить о форматированном радиоканале. Украинский спе­циалист в сфере PR А. Кашпур так определяет это понятие: «...Канал, работающий для определенной социально-демографической группы потребителей-слушателей и, исходя из этого, формирующий музыкаль­но-информационное наполнение своего эфира.

    Форматированный радиоканал, в отличие от других электронных и пе­чатных рекламоносителей, имеет перечисленные ниже характеристики:

    1. Существует информационная однородность носителя с точки зрения целевой аудитории программ (изменение аудитории при смене программы не превышает'15—20% от общего количества).

    2. Существует определенная целевая аудитория (социально-демо­графическая группа, на которую ориентирована станция).

    3. Существует статистика по временным флуктуациям слушатель­ской активности (при статистической однородности самой груп­пы слушателей).

    4. Мобильность и портативность радио позволяет сопровождать од­ного и того же человека во всех его суточных передвижениях (длительность контакта)» [41, с. 13].

    Наличие подобных характеристик позволяет указанной радиостан­ции продавать не эфирное время, а число контактов с целевой аудито­рией рекламодателя.

    Тарифы на радиорекламу относительно невысоки, что позволяет использовать ее даже малым фирмам.366

    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   51


    написать администратору сайта