Главная страница
Навигация по странице:

  • Сильные стороны Слабые стороны ранга

  • Отдел по работе с клиентами (отдел исполнения заказов)

  • В отделе размещения рекламы (медиаотдел)

  • Творческий (креативный) отдел

  • Ромат Е. Реклама. История,теория, практика. Учебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний


    Скачать 8.29 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов 5е издание История Теория Практика Москва СанктПетербург Нижний
    АнкорРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    Дата04.02.2017
    Размер8.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРомат Е. Реклама. История,теория, практика.doc
    ТипУчебник
    #2096
    страница43 из 51
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   51
    Раздел 4. Рекламный менеджмент

    Таблица 4.2. Крупнейшие рекламные компании мира по итогам 2001 г. [67]

    п/п

    Рекламная сетевая

    Страна местонахо-

    Валовой доход по




    компания

    ждения штаб-

    всем мировым







    квартиры

    подразделениям,










    млрд $

    1.

    McCann-Erickson










    Worldwide

    США

    3,032

    2.

    DDB Worldwide










    Communications

    США

    2,484

    3.

    BBDO Worldwide

    США

    2,333

    4.

    Lowe (The Partnership)

    США

    1,914

    5.

    Euro RSCG Worldwide

    Великобритания

    1,806

    6.

    Grey Advertising










    Worldwide

    США

    1,715

    7.

    J. Walter Thompson Co.

    США

    1,645

    8.

    Ogilvy & Mather










    Worldwide

    США

    1,580

    9.

    Young & Rubicam

    США

    1,519

    10.

    Publicis Group

    Франция

    1,509

    нятся в 2002 г. за счет предполагаемого роста рынка (в 2001 г. данные лидеров были ниже, чем даже в 1998 г. [68]). Следующим фактором изменений внутри группы компаний-лидеров является постоянное движение капиталов. Например, в июне 2002 г. закончится процесс поглощения компанией Publicis Group американской рекламной груп­пы ВСотЗ Group [31, с. 17]. Ожидается, что это позволит Publicis войти в первую пятерку рекламных компаний.

    Из данных табл. 4.2 можно видеть, что восемь из десяти крупней­ших мировых рекламных компаний имеют американские штаб-квар­тиры. Это непосредственно связано с тем, что американский реклам­ный рынок — наиболее емкий в мире. Так, совокупные рекламные расходы в этой стране в 2000 г. оценивались в $134,3 млрд. Входящие в первую тройку рынки Японии и Германии имели показатели соответ­ственно $33,2 млрд и $21,6 млрд [33].

    Даже крупнейшие фирмы-рекламодатели, имеющие собственные мощные рекламные службы, не могут без ущерба для эффективности своего бизнеса обойтись без помощи рекламных агентств. Это вызвано следующими причинами:

    4.4. Организация рекламной деятельности

    451

    1. Рекламное агентство ежедневно сталкивается с широким спект­ром маркетинговых ситуаций, что позволяет ему приобрести бо­лее глубокое понимание интересов аудитории, навыки и компетент­ность, В свою очередь, это определяет более высокое качество рекламы и соответствующий уровень ее эффективности.

    2. Агентство является независимой организацией, что позволяет взглянуть на проблемы рекламодателя со стороны, т. е. более объективно. Таким образом, снижается воздействие таких отри­цательных субъективных факторов, как излишняя зависимость рекламы от вкусов отдельных руководителей, неверные уста­новки относительно ожидаемой ответной реакции потребителей и т. п.

    3. Рекламное агентство, как правило, имеет налаженные взаимоот­ношения со средствами массовой информации, стабильно и забла­говременно закупая у них время и место для размещения рекламы. Сотрудничество с рекламным агентством позволяет рекламодате­лю оперативно решать свои проблемы, помогает ему сэкономить средства и время.

    4. Обращение к рекламным агентствам (особенно к тем из них, ко­торые обеспечивают полный комплекс рекламных услуг) позво­ляет обеспечить системный подход к рекламе, что значительно повышает ее эффективность.

    При выборе «своего» рекламного агентства рекламодателю целесо­образно руководствоваться следующими критериями:

    время создания агентства, опыт работы;

    ♦ наличие компетентных специалистов;

    перечень предоставляемых рекламных услуг;

    ♦ наличие специализации (по выполняемым функциям, по рекла­мируемым товарам, типу целевой аудитории и т. п.);

    ♦ порядок и стоимость оплаты услуг.

    Руководствуясь этими критериями, необходимо выяснить, когда было основано агентство и кто его учредители. Желательно выяснить, кто из фирм-рекламодателей был клиентом агентства, и ознакомиться с образцами рекламной продукции. Как правило, солидные агентства не делают тайны из ответов на эти вопросы.

    Переходя к конкретным проблемам, которые стоят перед рекламо­дателем, последнему необходимо выяснить, может ли рекламное аген­тство предоставить ему весь комплекс рекламных услуг.

    15*452

    Раздел 4. Рекламный менеджмент

    Исследования, проведенные в США по заказу издания «Advertising Age», назвали основные атрибуты агентства, которые в наибольшей степени важны для рекламодателей, и факторы, по которым агентства воспринимались как слабые (табл. 4.3).

    Из данных табл. 4.3 можно сделать вывод о преобладании таких важ­нейших критериев при выборе рекламного агентства, как знание биз­неса клиента и творческий потенциал агентства. С положительным и отрицательным знаком они в числе главнейших сильных/слабых сто­рон. В то же время опасно преувеличение роли креатива в работе и сосредоточения на нем основного внимания. Это приравнивается по­тенциальными заказчиками к таким серьезным недостаткам, как не­последовательный сервис и непостоянство кадрового состава.

    Подобные широкомасштабные исследования в странах СНГ не про­водились (по крайней мере автору их результаты неизвестны). В то же время из опыта общения с представителями наиболее авторитетных

    Таблица 4.3. Важнейшие достоинства и слабые стороны рекламного агентства с точки зрения потенциального рекламодателя [7, с. 25-27]



    Сильные стороны

    Слабые стороны

    ранга

    рекламного агентства

    рекламного агентства

    1.

    Творческий потенциал (35,6%)

    Незнание бизнеса клиента







    (27,0%)

    2.

    Знание бизнеса клиента (24,8%)

    Неадекватная оценка сметы







    расходов (11,5%)

    3.

    Высокий уровень

    Недостаток творческого




    профессионализма сотрудников

    потенциала (8,3%)




    (10,9%)




    4.

    Взаимоотношения с клиентом

    Недоброкачественное выполне-




    (5,9%)

    ние заказов/ Очковтирательство







    и искажения (7,3%)

    5.

    Организованность/

    Непостоянство кадрового состава /




    Последовательность (5,9%)

    Непоследовательный сервис /







    Слишком высокая концентрация







    внимания на творчестве (4,2%)

    6.

    Честность и искренность (4,0%)

    Незавершение заказа в срок







    (3,1%)

    7.

    Умение слушать (2,0%)

    Неудачная покупка медиасредств







    (1,0%)

    8.

    «Не знаю» и другое (10,9%)

    «Не знаю» и другое (21,8%)

    4.4. Организация рекламной деятельности

    453

    украинских рекламных агентств и рекламодателей можно сделать не­которые предварительные выводы. Наиболее весомы у украинских рекламодателей такие показатели, как возможность оказания услуг полного цикла (наличие собственной полиграфической и производ­ственной базы, компетентных специалистов по выполнению маркетин­говых исследований и т. п.), творческие возможности агентства и доб­рожелательность персонала (см., напр.: [28, с. 47-49]).

    Существует условное деление рекламных агентств на агентства с полным циклом услуг и агентства, предлагающие специализированные услуги. К первой группе относятся рекламные агентства, осуществля­ющие исследования, планирование, творческую деятельность, произ­водство рекламной продукции, а также услуги нерекламного характе­ра: разработку и обеспечение проведения мероприятий паблик рилейшнз, разработку упаковки, проведение SP-кампаний и т. п.

    В последние годы в рекламной практике выявилась тенденция к большей специализации агентств. В результате возникают агентства, занимающиеся размещением рекламы в газетах (иногда даже в четко определенном их перечне) или на определенных телеканалах. Некото­рые агентства специализируются на конкретном виде рекламной про­дукции (например реклама на фасадах высотных домов, реклама на воздушных шарах и других аэроконструкциях). Встречаются также творческие художественные мастерские, дизайн-бюро и т. п.

    Хотя специализация и способствует росту качества и творческого уровня выполнения отдельных видов работ специализированными агентствами, необходимо отметить, что они не всегда обеспечены мар­кетинговой проработкой. Отсутствие полной и объективной информа­ции о потребителе, рынке и т. д., получаемой в ходе маркетинговых исследований, упор только на опыт и интуицию специалистов в неко­торых случаях могут стать причиной невысокой эффективности рек­ламы.

    Оплата услуг рекламного агентства может осуществляться в форме комиссионных. Традиционной считается ставка в размере 15% от сум­мы счетов за рекламу. За рекламные услуги, не связанные с закупками медиапространства, агентство может запросить 17,65%, что позволяет выйти нате же $15 из каждой затраченной рекламодателем сотни. По­добная система расчетрв между рекламодателем и рекламным агент­ством неоднократно подвергалась критике. Основной причиной кри­тики являлось то обстоятельство, что рекламные агентства объективно заинтересованы в увеличении суммы рекламных счетов, так как это автоматически ведет к повышению стоимости их услуг. Поэтому мно-454

    Раздел 4. Рекламный менеджмент

    гие крупные рекламодатели (например IBM, General Foods, R.J. Reynolds и др.) оплачивают услуги агентств либо по фиксированным, договор­ным расценкам, либо используют комбинацию комиссионных и гоно­рара [7, с. 20]. В последнее время в договорах по оказанию рекламных услуг (особенно с московскими и центральными российскими средства­ми массовой информации: радиостанциями, телекомпаниями и т. п.) участились случаи привязки суммы оплаты к GRP, получаемым при работе на конкретную, интересующую рекламодателя аудиторию.

    Среди условий оплаты услуг отечественных рекламных агентств преобладает 100% предоплата, хотя в настоящее время она и не явля­ется правилом без исключений, как это было в недавнем прошлом.

    Очевидно, что размер оплаты услуг рекламного агентства не всегда соответствует качеству работы. В то же время почти нет исключений из правила: работа высокого уровня стоит дорого, а экономия на каче­стве рекламы ничего, кроме убытков, не приносит.

    Крупные рекламные агентства, выполняющие широкий перечень рекламных услуг, ощущают необходимость объединить различных спе­циалистов в определенные отделы. Обычно деятельность отдела ори­ентирована на выполнение определенной функции.

    Типичная организационная схема достаточно большого по величи­не рекламного агентства с полным циклом услуг приведена на рис. 4.9. Коротко рассмотрим основные элементы схемы и функции конкрет­ных отделов.

    Крупное рекламное агентство с полным циклом услуг может вклю­чать следующие основные функциональные подразделения:

    ♦ отдел по работе с клиентами (отдел исполнения заказов);

    ♦ аналитический отдел (отдел маркетинга);

    ♦ творческий отдел (креативный отдел);

    ♦ производственный отдел (продакшн);

    ♦ отдел размещения рекламы (отдел медиабаинга и медиапланиро-вания);

    ♦ отдел паблик рилейшнз;

    ♦ отдел директ-маркетинга и BTL-акций;

    ♦ юридический отдел;

    ♦ бухгалтерия.

    Работа отделов не похожа на конвейер, на котором движущаяся де­таль подвергается различным последовательным технологическим опе­рациям. Как правило, представители нескольких названных выше от-

    4.4. Организация рекламной деятельности

    455



    Рис. 4.9. Организационная структура крупного рекламного агентства полного

    цикла

    делов включаются в состав рабочих групп клиентов для выполнения конкретного заказа.

    Отдел по работе с клиентами (отдел исполнения заказов), помимо его начальника, включает руководителей рабочих групп. Руководитель рабочей группы даже в российских компаниях именуется чаще экка-унт-менеджером (сленг — «эккаунт»). В некоторых агентствах эта дол­жность может называться «ответственный исполнитель проекта» (account executive), или контактор. Эккаунт-менеджер является цент­ральной фигурой во всем процессе выполнения заказа. Он представ­ляет интересы заказчика в своем агентстве, и наоборот — агентство представлено в лице контактора во взаимоотношениях с заказчиком. Руководитель рабочей группы координирует всю работу внутри агент­ства по выполнению заказа от начала до его реализации. В связи с этим уровень требований, предъявляемых к контактору, достаточно высок. В одном лице он должен объединять такие качества, как: профессиона-456

    Раздел 4. Рекламный менеджмент

    лизм в рекламе и маркетинге; умение наладить деловые связи е заказ­чиком и абсолютную коммуникабельность; способность генерировать идеи; деловитость и аккуратность; эрудицию; хороший вкус и многие другие (см. подробней [8]).

    Достаточно крупные агентства, работающие на крупных рекламо­дателей и ведущие одновременно несколько крупных проектов, вво­дят у себя должности трафик-менеджеров. В их функции входит коор­динация работы различных подразделений агентства по выполнению конкретных заказов и контроль за сроками их выполнения (см. под­робней [38]).

    Сотрудники аналитического отдела (отдела маркетинга,) заняты сбором информации, необходимой для успешного проведения реклам­ной кампании. В частности, они осуществляют маркетинговые иссле­дования; производят анализ рынков рекламируемых товаров и рынка рекламных услуг; организуют сбор информации о фирме-клиенте и ее товарах; контролируют эффективность рекламных кампаний. Если в данном агентстве отсутствует отдел закупки медиаресурсов, к функ­циям данного отдела относится и закупка места (эфирного времени) для размещения рекламы.

    В отделе размещения рекламы (медиаотдел) работают медиабайе-ры. Основная задача этих сотрудников — вступление по поручению клиента в контрактные обязательства со средствами массовой инфор­мации или посредниками (селлерами) по поводу размещения рекламы (или других коммуникационных посланий) в различных медианоси-телях. От их способностей добиваться от контрагентов наиболее вы­годных условий в значительной степени зависит общая стоимость рек­ламной кампании и объем получаемой агентством прибыли. Затраты на закупку медиаресурсов составляют в их общей смете иногда до 90% всех затрат на кампанию (подробней см. [48]).

    Еще одна категория сотрудников медиаотдела — медиапланеры — занимаются разработкой медиастратегии и формированием медиапла-нов конкретных рекламных кампаний.

    Творческий (креативный) отдел объединяет текстовиков (копирай-теров), дизайнеров, художников, специалистов-графиков, режиссеров, редакторов и других творческих работников. Они осуществляют гене­рирование идей рекламного обращения, находят верные средства их реализации. В связи с тем, что в обращении очень велика роль психо­логического фактора, с учетом определенной близости рекламы к ис­кусству, роль этого отдела чрезвычайно высока. Д. Огилви писал: «Творческая сторона — самая важная из всех. Руководители наших

    АЛ. Организация рекламной деятельности

    457

    контор не должны принижать роль ведущих творческих работников, которым нужно хорошо платить, заботиться о них и уважать как выда­ющихся личностей» [52, с. 439].

    Возглавляет работу творческого отдела креативный директор. В его обязанности входит генерирование рекламных идей, выработка рек­ламных стратегий для обслуживаемых брендов, руководство и непо­средственное участие в процессе реализации рекламной идеи (см. под­робней^]).

    В тесном контакте с креативным директором работает арт-дирек-тор. Его задача — формирование общей творческой концепции рек­ламной кампании и ее адекватное воплощение. Арт-директор — гарант единой стилистики разработки рекламы в рамках кампании. Он дол­жен выдержать этот общий стиль и в работах копирайтера, и в работах видеорежиссера и фотографа (см. подробней [51]).

    Производственный отдел занимается изготовлением рекламных но­сителей и в некоторых случаях объединяет такие производственные подразделения, как типография, студия по производству видеорекла­мы, фотостудия, цех по производству носителей наружной рекламы и т. п. Если рекламоносители производятся не в самом агентстве, то сотрудники производственного отдела занимаются переговорами с не­посредственными производителями (например типографиями), вы­ступая заказчиками от лица рекламодателя, контролируют сроки и ка­чество производимого рекламного продукта.

    В связи с активной реализацией концепции интегрированных мар­кетинговых коммуникаций в последние годы комплексные кампании не ограничиваются мероприятиями в сфере рекламы. Действия по продвижению товаров на рынке все чаще включают акции в сфере паблик рилейшнз, директ-маркетинга, сейлз промоушн, спонсорства и т. п. Иногда для разработки этой составляющей промоушн-кампа-ний крупные рекламные агентства организуют специализированные функциональные подразделения: PR-отделы, отделы BTL-кампаний и т. п.

    Решением правовых аспектов взаимоотношений с клиентами, со­трудниками и государственными организациями занят юридический отдел рекламного агентства. Помимо осуществления своих специфи­ческих рекламных функций рекламное агентство должно эффективно вести свою финансово-хозяйственную деятельность, обеспечить ее эффективное управление, а также иметь соответствующие вспомога­тельные службы. Решением этих задач занят финансово-хозяйствен­ный отдел агентства.458

    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   51


    написать администратору сайта