Главная страница

2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


Скачать 4.66 Mb.
НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Дата01.03.2022
Размер4.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2004. Философия.pdf
ТипУчебник
#378822
страница3 из 50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
Глава 2. СОЗНАНИЕ. Сознание как качество высокоорганизованного субъекта
Проблема сознания — одна из центральных и одна из самых загадочных философских проблем. Центральной она является потому, что именно в связи с активностью сознания возникают те предельные вопросы, на которые пытается ответить философия. Только у существа, обладающего сознанием, осуществляющего целеполагающую деятельность, возникает чувство времени, вместе с чем приходит сознание своей конечности, видение пределов бытия и желание преодолеть или отодвинуть эти пределы. По своим помыслам, по целям, на реализацию которых направлено сознание, его активность является беспредельной, реализация глобальных целей, которые способен выдвинуть перед собой человек, требует вечной жизни, существования уходящего в бесконечность. Но пределы активности индивидуального сознания ограничены сроком жизни человека, в связи с чем возникает извечное противоречие между стремлением к вечности и сознанием конечности бытия.
В связи с отношением к вечности возникает проблема смысла индивидуального бытия. Это вопрос, над разрешением которого постоянно думали философы, т. к. самореализация индивидуального сознания невозможна вне каких-то внешних ориентиров, так или иначе связанных с теми целями, которые продолжают оставаться актуальными и после прекращения индивидуального бытия, являются целями всего человечества или какой-то локальной человеческой группы, если связь совсем человечеством еще не установлена сознанием.
Загадочной проблема сознания является потому, что она крайне сложна. Истоки исторического формирования сознания, возникновения человеческого языка, появление способности мыслить в понятиях до конца не ясны.
Тем не менее, понятно, что сознание развивается вместе с самосознанием, со способностью человека к размышлению о самом себе с позиции внешнего по отношению к непосредственным действиям по обеспечению питания, безопасности, пространственной ориентации наблюдения. Такое рефлексивное наблюдение начинается с осознания значения самых простых, неизбежно сопутствующих жизни функций, те дыхания, движения, фиксации своего эмоционального состояния. Отсюда происходит понятие души, с которой исторически связывались способности к чувственному восприятию, наслаждению и разумной, рациональной деятельности. Долгое время какого-либо определенного различия между понятиями душа и сознание не проводилось, сознательные функции рассматривались как определенные способности души. Затем возникла традиция, в которой сознание стало связываться с рациональной рефлексией и целеполаганием. Душа же продолжала рассматриваться как понятие, которое употребляли, желая подчеркнуть уникальность человеческого я, а также способность индивида к нравственной жизни, ценностному отношению к действительности, те. способность встать выше непосредственных материальных интересов, выше задачи жизнеобеспечения, что получило отражение в термине духовность. Постепенно понятие сознание получало все более и более четкие определения в связи с исследованием разных уровней отражения, описанием механизмов ориентировочной деятельности и целеполагания. Оно все более употреблялось в тяготеющих к сциентизму материалистических концепциях. Понятие же души прочно вошло в терминологию тех философов, которые пытались строить разного рода метафизические конструкции, допускали нефиксируемую с помощью научного метода связь человека с какими-то предполагаемыми, фундаментальными пластами бытия.
28
Размышления над феноменами внутренней психической жизни, фиксация собственных эмоций как

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
17 таких состояний, от которых невозможно избавиться по простому желанию, значимость оценок других для собственного эмоционального самочувствия, по-видимому, очень рано позволили сформулировать мысль о том, что сознание, несмотря на то, что им обладает каждый отдельный индивид, так сказать, не укладывается в индивидуальное существование. Проявление чувства стыда, угрызений совести несомненно способствовали тому, что человек с самого начала воспринимал свою сознательную жизнь как наблюдаемую кем-то со стороны. Неслучайно даже этимологически слова совесть, сознание являются близкими. Эта близость прослеживается ив других языках (например, англ. consciousness — сознание, conscience — совесть. Понятие сознание сточки зрения этимологии возникновения этого термина может быть рассмотрено именно как обозначение сознания, те. совместного знания.
Факт того, что индивидуальное сознание не укладывается в границы индивидуального существования, порождает идеалистическую трактовку этого феномена, в которой сознательные функции объясняются через наличие особой субстанции сознания, те. духовной субстанции. Очень часто духовное начало объявляется в качестве ведущего, порождающего материальный мир. В таком случае получаются классические концепции объективного идеализма. В них феномен сознания признается, ноне объясняется. Он просто постулируется как проявление свойств некоторого высшего по отношению к человеку и создаваемому им обществу начала. В материалистической концепции сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, тот факт, что сознание индивида не укладывается в его индивидуальное существование, объясняется влиянием общества, особыми идеальными связями между каждым человеком и обществом, благодаря которым индивидуальное сознание усваивает формы мышления и получает реальную точку отсчета для взгляда на себя со стороны. Однако столь развитый взгляд появляется в истории философии далеко не сразу. Первые материалистические концепции весьма
20
недалеко отстают от идеалистических в понимании феномена сознания, т. к. по существу также рассматривают душевные функции на основе представления о существовании некоторой особой духовной субстанции. Так у Гераклита, которого принято считать материалистом, душа — это тонкий огонь. У гораздо более позднего философа, во многом заложившего основы философии Нового времени
— Декарта, который фактически предложил первую теорию нервного рефлекса и рассуждал в своих исследованиях человеческого тела принципиально материалистически, сознательные функции, тем не менее, также являются результатом проявления особой духовной субстанции. Демокрит, однозначно трактуемый в качестве основоположника материалистического взгляда, полагал, что восприятия возникают в мозгу человека в результате того, что от предметов отделяются тонкие атомы, проникающие в голову и оставляющие там отпечатки. Такой взгляд, конечно, создает основания для понимания феномена отражения, но он не содержит никакой идеи о природе идеального, те. о природе того понятия, с которого и нужно начинать описание феномена сознания.
В действительности смысл идеального заключается не в самом факте отражения, своеобразного удвоения мира за счет того, что свойства одного материального носителя записываются благодаря применению некоторого кода в свойствах другого. Ведь никто не назовет идеальным отражением действительности магнитную ленту, на которой записаны звуки песни, или компакт диск, на котором, вообще, может поместиться куча всякой важной информации. В чем же тогда суть феномена идеального, который лежит в основании возникновения субъективного я и последующего развития феноменов сознательной жизни Ответ на этот вопрос лежит в исследовании разных форм адаптации живого существа к действительности, в понимании того, что может быть названо способностью ориентирования.
Способность к ориентированию и необходимость последнего является важнейшей особенностью всякой субъективной активности, важнейшим свойством субъекта. Субъект является некоторой единицей бытия, условия существования которой не заданы с жесткой необходимостью, которая имеет определенную степень свободы, что используется для улучшения условий собственного субъективного бытия, для поиска, направленного на выживание.
Философы давно заметили, что формы субъективного существования различаются по степени жесткости детерминации их поведения. Человек имеет наибольшую степень свободы, его существование в мире если так можно сказать, наиболее проблемно. Для разрешения возникающих жизненных проблем, для успешной ориентации в мире человеку оказывается нужны разум и сознание. Одно из радикальных представлений, открывших путь к пониманию специфики субъективного бытия, содержится в ранней стоической философии. В качестве одной из задач философии стоики выдвинули контроль собственной эмоциональной жизни, обретение спокойствия, в силу чего они значительно продвинулись в понимании специфики субъективного отношения к миру.
Увидев, что положение человека в мире жестко неопределено, стоики призвали использовать разум для устранения этой неопределенности, что выразилось в утверждении необходимости жить по опыту всего того, что происходит в природе. Первым побуждением живого существа, говорят стоики, является самосохранение, ибо природа изначально дорога сама себе. Так говорит Хрисипп в I книге Оконечных целях ближе всего для всякого живого существа его собственное состояние и сознание такового — в самом деле, ведь вряд ли природа создала его склонным к изменению или несклонным ник изменению, ник прежнему состоянию. Стало быть, приходится сказать, что от природы живому существу близко его состояние, и поэтому оно противится всему, что вредно и идет навстречу всему, что близко ему. Мнение

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
18 же некоторых, будто первое побуждение живых существ — стремление к наслаждению, они обличают как ложное»
1
Хрисипп отмечает, что растения обходятся для сохранения состояния без всяких наслаждений. Животным дано побуждение. С помощью него они сами
1
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов МС. хотят того, что им нужно. Человеку же в качестве совершенного вождя дан разум. Выявляя такие различия стоики фактически впервые ставят вопрос о различных уровнях отражения действительности, производимых в разной степени развитыми субъектами. Человек рассматривается как такой субъект, положение которого в наибольшей степени неопределенно, не задано строгими параметрами и именно поэтому он нуждается в разуме как верховном вожде.
В данной концепции разум, несомненно, осмыслен как особое свойство высокоразвитого субъекта, каким является каждый отдельный человек, он является достоянием личности, а не какого-то универсума. И хотя универсальный разум тоже признается в стоической концепции, он здесь совершенно определенно выводится за пределы того разума, который выступает в качестве основы личной ориентировочной способности. Жить по опыту всего того, что происходит в природе, означает жить на основе субъективного, осознанного разумом, приспособления к миру, пусть хотя бы и ограниченного в понимании стоиков лишь негативной свободой, означающей стремление к сохранению своего состояния.
В принципе в истории философии может быть выявлено постоянное движение ко все более и более глубокому пониманию субъективности. Так после древнегреческой философии, в которой человек в основном пытался освободиться от сильных эмоций как мешающих подлинным целям бытия, в христианстве эмоциональная жизнь, в частности — связанные с проявлениями любви душевные функции были осмыслены в позитивном плане. Именно поэтому христианское воскресенье предполагает не только посмертное сохранение души, но и восстановление преображенного, освобожденного от греха тела. В эпоху Возрождения флорентийскими неоплатониками была сформулирована мысль о человеке как до конца неопределимом ни божественными, ни земными началами существе. Это возлагает задачи субъективного самоопределения на него самого. В кантовской философии знаменитый категорический императив был сформулирован именно как средство ограничения поведения человека, способного неразумно воспользоваться своей свободой. В философии Берклии Юма ощущения были осмыслены как то, что решительным образом влияет на наши представления о внешнем мире, а непросто его копирует. Представление о мире, как о мире всегда субъективно интерпретированным, составляет одну из важнейших специфических черт современной западной философии. Субъективные свойства постепенно все более начинают осмысливаться уже не только как то, с помощью чего человек приспосабливается к миру, но и как то, что является самоценным, что позволяет испытывать особые наслаждения. Но, признавая подобные субъективные способности, необходимо признать и задачи субъективного самоуправления, без чего неизбежно произойдет саморазрушение субъективного бытия, такое разрушение личности, какое происходит, например, в жизни наркомана. Этим самоуправлением и занимается сознание человека.
Но вернемся от функций сознания, как свойства высокоразвитого субъекта, к условиям возникновения самой субъективной способности, к идеальному как особой ориентировочной способности, возникающей на определенном этапе развития субъективной организации.
Можно выявить различные формы субъективной активности. Растениям присуща реактивная способность, выражающаяся в том, что они поворачиваются к солнцу, сворачивают и разворачивают листья и т. д. Однако растения не осуществляют никакого субъективного поиска. Животные в большинстве случаев способны осуществлять движения и находятся в поиске более оптимальных условий существования. Самым элементарным способом адаптации к среде, связанным с субъективной организацией, являются неспецифические периодические движения. Такие движения совершают простые многоклеточные организмы, обитающие вводной среде актинии, анимоны. Они захватывают воду, фильтруют ее, отделяя питательные вещества от остальной среды. Субъективный поиск выражается здесь лишь в стремлении оказаться в более благоприятной среде и избежать некоторых опасностей, которые так или иначе оказываются фиксированными в процессе приспособления к среде. Для этого создаются органы так называемой превентивной
33
вооруженности, например — стрекательные клетки, способные вызывать у противника болевой шок. Активность, направленная на поиск пищи, и стремление к превентивной вооруженности — две основные черты всякой субъективной организации. Вслед за периодическими колебательными движениями эволюционно развивается более сложный адаптационный механизм, представляющий специфическую реакцию на определенные проявления среды. Это — инстинкт. Многочисленные инстинкты вегетативной и центральной нервной системы известны у животных, находящихся на разной степени своей субъективной организации.
Вегетативные реакции — это реакции на изменения состояния самого организма в связи с общим изменением условий, в которых он находится, например, — изменение частоты дыхания, моргание глаз и т. д. Реакции центральной нервной системы — это реакции на более специфические признаки, например
— бегство в случае проявления признаков опасности, хватательные движения, например такие, какие

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
19 осуществляет язык лягушки, когда в поле восприятия ее глаза попадает пролетающая муха. У животных формируются также условные рефлексы, которые являются специфическим приспособлением к таким состояниям среды, которые являются достаточно длительными, ноне обязательно постоянными. Несмотря на разное функциональное назначение данных инстинктов, у них имеется одно общее свойство реализация инстинктивного поведения предполагает жесткую механическую связь между раздражителем и мышечной реакцией, те. усилие мышц, вызываемое тем или иным раздражителем, является в любом из повторяющихся случаев принципиально одинаковым.
Сложные виды поведения, скажем, охота, которая предполагает преследование жертвы, прыжки на нее с разного расстояния, принципиально не могут быть обеспечены за счет инстинктивной регуляции. Вот здесь-то и возникает необходимость более сложного типа регуляции на основе идеального образа, вместе с которой возникает сознание индивидуального я.
При ориентировании на основе идеального образа ориентирование на основе прямых связей) в поле сигналов мозга проигрывается ситуация будущего действия. В результате этого появляется возможность давать мышцам сигналы разной силы, отвечающие конкретному положению субъекта в пространстве и тому результату, которого он стремится достичь. Например, для того, чтобы произвести успешный прыжок на жертву, нужно оценить расстояние (которое в разных случаях различно) и возможное направление движения жертвы. Данная оценка делается на основе идеальной модели, в которой все реальные отношения непросто отражаются, а именно разыгрываются в сигналах мозга в отношении к моменту времени, отнесенному в будущее. Чтобы создать подобную модель, необходимо предварительно интерпретировать пространство и время сточки зрения их объективных свойств, достаточных для успешного ориентирования, создать систему представлений о возможностях собственных действий в этих физических параметрах
3
Смысл идеального, таким образом, заключается отнюдь не в том, что реальность копируется, отражается благодаря тому, что качества и состояния одних материальных носителей фиксируются в качествах и состояниях других. Суть идеального заключается именно в опережающем отражении действительности, что достигается за счет модельной активности мозга, те. идеальное

— это нив коем случае не какое-то вещество, не субстанция, не способ передачи сигналов мозга, а именно смысл этих сигналов.

Но идеальное, как способ развитой ориентировочной способности психики, это еще, так сказать, первый начальный уровень идеального. Это еще не сознание. Чтобы понять различие психической регуляции на основе идеального образа и способности человека к сознанию, в частности — к мышлению в понятиях, возьмем простой пример. Львы в саванне долгое время никак не реагировали на все летающие объекты, начиная от птиц и кончая самолетами. Когда жена них Такой способ регуляции описан П.Я. Гальпериным. С ним автор как рази связывает понятие психики См Гальперин П.Я. Введение в психологию МВ силу того, что пространство прорабатывается в модельной активности мозга, существа, наделенные психикой, помимо прочего непроизвольно помещают себя в ситуацию другого, в силу чего у них возможно развитие реакции сострадания, что у человека приводит к непонятным для него первоначально мукам совести.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


написать администратору сайта