Главная страница

2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


Скачать 4.66 Mb.
НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Дата01.03.2022
Размер4.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2004. Философия.pdf
ТипУчебник
#378822
страница4 из 50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
35
начали охотиться с вертолетов, они очень быстро научились отличать последние от птиц и самолетов. Но восприятие образа вертолета порождает у льва моментальную реакцию бегства. Это показывает, что высшие животные способны к обобщению действительности, к созданию образов, ноне способны к созданию понятий. В понятии признаки реальности исследуются в определенном смысле внесубъективно или сверхсубъективно, те. свойства берутся вне связи с непосредственной реакцией, вне связи с непосредственным употреблением. Конечно, исследуются, по-видимому, прежде всего полезные свойства, тете свойства предметов, которые так или иначе могут быть использованы в процессе производства, или те стороны реальности, которые могут дать какие-то преимущества в процессе ориентировки. Но все дело в том, что уникальность сознания и человеческой ориентировочной способности как рази состоит в том, что в исследовании присутствует элемент превентивной неопределенности, те. изучаются и те свойства, которые не находят применения в данных условиях, но могут быть применены или учтены при каких-то новых обстоятельствах.
Таким образом, чтобы у субъекта сформировалось сознание, он должен не только осознать почувствовать свою субъективность, но и преодолеть ее, выйти за пределы эмоционального восприятия ситуации. Такое преодоление дается за счет того, что сознание формируется у каждого отдельного человеческого индивида под воздействием общества, прежде всего за счет того, что он усваивает язык. Языки есть основное средство мышления, т. к. каждое слово языка представляет понятие. Примечательно, что языки содержат мало слов, имеющих подобное происхождение, кроме того в новых языках содержится больше подражательных слов, чем в языках примитивных народов. Это объясняется именно тем, что, созерцая мир, человек в соответствии с общими законами организации его психики (развивающейся эволюционно в ориентировочной активности) непросто копирует окружающую реальность, а старается сделать ее понятной для себя См Реформатский A.A. Введение в языкознание МС
Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 ст. е. он интерпретирует мир. Называя вещи произвольными именами, люди как раз пытались вывести процесс мышления за пределы непосредственного действия, отделить размышление о мире и практическое действие и неслучайно во всех первых известных философских системах незаинтересованному созерцанию уделяется очень большая роль.
Сознание в любом случае действует как коллективный общественный адаптационный инструмент, хотя качество самосознания и понятийного мышления принадлежит только отдельному индивиду. Коллективный характер сознания проявляется в том, что сами понятия вырабатываются в общении, наполняются личностным смыслом только благодаря той информации, которая становится значимой в общественной коммуникации людей, в связи стем, что воспринимающий понятие индивид фактически всегда воспринимает не отвлеченный набор знаков, скажем, непростую последовательность цифр (такой информационный процесс может иметь место ив счетно-вычислительной машине, а стоящие за этими знаками, устойчивые, общественно-канонизированные реакции на определенные явления, в прогнозировании которых он всегда лично заинтересован. Даже предельно общие математические понятия становятся в индивидуальном сознании именно понятиями только потому, что для того, чтобы, например, поровну разделить между двумя людьми четыре яблока, надо дать каждому по два, а если попробовать дать потри, то кто-то обязательно останется в проигрыше.
В научном познании мира коллективный характер сознания проявляется в том, что изучение объективных свойств действительности идет за счет совместно разработанного аппарата представлений о тех базисных структурах, которые обеспечивают закономерность явлений (что опять же важно в практическом плане, в плане ожидания проявления устойчивых качеств. Несмотря на то, что современная наука показала несостоятельность таких понятий как теплород, эфир, на каком-то этапе развития научной мысли они сыграли свою роль, точно также как сейчас важную роль в представлении о физической картине мира выполняет, например, понятие гравитации, хотя природа этого явления не объяснена. Мы привели эти примеры только для того, чтобы показать субъективную и одновременно коллективно опосредованную (парадигмальную, те. содержащую элемент общепринятого употребления понятий) сторону процесса познания, без чего последний не был бы процессом, основанным на человеческом понятийном мышлении. Общественная природа сознания, следовательно, проявляется в познании как процесс совместного поиска истины, основанной на приемлемых, получивших коллективное одобрение, объяснениях действительности. Таким образом, практический, адаптационный характер деятельности сознания проявляется ив теоретическом знании, хотя оно может быть весьма далеко от непосредственной практики, может развиваться на основе собственной логики понятий, связанных с поиском истины, отвлеченным от непосредственного практического интереса исследователя.
Деятельность сознания, присущего каждому отдельному индивиду, оказывается включенной в постепенно развивающиеся в общественной жизни процессы духовно-практического освоения действительности, в результате которых вырабатываются нормы поведения, создаются устойчивые общественные связи. В нормах заключены не только требования общества к поведению личности, но и определенные, устойчивые ожидания того, как один человек может и должен поступить в отношении другого. Нормы поддерживаются специальными институтами и культурными символами. Будучи восприняты сознанием отдельного индивида, культурные символы формируют новый (по сравнению с идеальными образами, используемыми в пространственной ориентации) уровень идеального. Теперь идеальное выступает как алгоритм, как некоторый канон, определяющий путь познания и дающий уверенность в социальных ожиданиях. Например, — уверенность в том, что за выполненную работу будет выплачена заработная плата, что на деньги можно будет купить необходимые для потребления товары. Таким образом, создается искусственная среда, свойства которой оказываются наиболее точно прогнозируемыми, ведь сама эта среда возникает за счет активности сознания, правда, уже не только индивидуального, а такого сознания, в котором фиксируется коллективный опыт общественной жизни, в частности, опыт выживания определенных социальных групп, создающих нормы поведения, определяющие стиль жизни своих членов.
Самосознание Самосознание как способность отношения человека к самому себе, способность к самооценке своих поступков, создания жизненных планов также оказывается связанной с таким уровнем идеального, который задается со стороны всей культурной жизни. Как говорит американский философ Макинтаир, размышляя о своей жизни, строя планы на будущее, каждый человек сравнивает свои жизненные сценарии со сценариями других. Он пытается построить свою жизнь так, чтобы его собственные сценарии были понятны другим.
Тот факт, что связанная с самосознанием способность формируется только под воздействием общества, в результате восприятия человеком всей совокупности культурных символов и определяет то, что сознание, будучи феноменом личного бытия, тем не менее не умещается в границы самого этого бытия, не умещается в пределы индивида и индивидуальной жизни.
С пониманием общественной природы сознания связана часто возникаемая в разговорах со

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
21 студентами тема искусственного интеллекта. Часто ученые, обсуждающие данную проблему, видят здесь лишь технические сложности, сложности создания совершенной микросхемы, введения программ, способных создать эмоциональную жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д. Но вопрос, в действительности, заключается не в этом. Для того, чтобы мыслить в понятиях надо иметь культуру, надо смоделировать процесс индивидуального восприятия культурных символов, который каждый человеческий индивид, каждый ребенок реально осуществляет в процессе развития своего самосознания. Этот процесс имеет ряд общественных и биологических предпосылок. Общественными предпосылками является культура, прежде всего языка затем и другие символы, выражающие нормы, научные понятия, мировоззренческие ориентиры. Природной, биологической предпосылкой является человеческое тело, которое принципиально одинаково у всех людей. Только в силу того, что ребенок обладает таким
39
же телом, как и его родители, он начинает подражать им, учится манипулировать с предметами. Отсюда ясно, что для того чтобы создать искусственный интеллект, надо непросто создать совершенный компьютер. Надо создать самовоспроизводящееся сообщество машин, каждая из которых будет иметь собственную субъективную жизнь, будет обладать принципиально одинаковым с другими машинами телом и будет способна к принятию самостоятельных решений, направленных на обустройство собственной жизни. Таким образом, для того чтобы сформировать искусственный интеллект, надо создать искусственное общество, способное к самостоятельной культурной жизни, что, несомненно, гораздо сложнее, чем создать одну совершенную машину, способную к выполнению отдельных мыслительных функций. Сознание в антропосоциогенезе

Способность к самосознанию развивается у человека вместе с развитием способностей к абстрактному мышлению. Последнее обусловлено характером тех социальных отношений, которые возникают в связи с осуществлением совместной деятельности и характером изготавливаемых орудий труда.
Археологическими находками подтверждается соответствие между изменением объема мозга, развитием лобных долей предка человека и сложностью изготовляемых им орудий труда. Об этом, в частности, свидетельствует различие черепов предков человека дои после введения так называемой техники леваллуа. Последняя предполагает принципиальное изменение способа изготовления орудия труда. Если раньше новая форма придавалась предмету за счет удаления (обтесывания) некоторых выступающих граней поверхности, теперь, в технике леваллуа обрабатывается ядро, а в виде орудия сохраняется имеющий сложную форму отщеп
5 5
См Семенов Ю.И. Назаре человеческой истории МС. Совершенствование орудий труда, происходившее под влиянием усложняющейся трудовой деятельности ив целом, не могло бы произойти без установления определенных отношений внутри группы архантропов. Еще до возникновения усложненной техники изготовления орудий труда внутри групп пралюдей можно наблюдать развивающиеся противоречия, средством разрешения которых является введение некоторых общественных норм. Прежде всего это нормы, устанавливающие равенство в распределении продуктов производства, полученных в результате разных типов производственной деятельности. Их первоначально было только два охота и собирательство.
Норна, вводившая равное распределение, по существу и превращала собирательство и охоту в типы производственной деятельности. Она отделяла потребление от момента непосредственного завершения охоты или собирательства и придавала им характер расширенного воспроизводства, ориентированного не только на свои нужды, но и на нужды всех членов общины. Это означает, что именно в результате первых элементов постоянного разделения труда возникал реальный стимул к совершенствованию орудий производства. Постепенно охота как более продуктивный вид производственной деятельности начала вытеснять собирательство. Ранний олдувайский человек (homo habilis) уже охотился на крупных животных. У архантропов охота становится более эффективной. Остатки крупных млекопитающих гиппопотама, носорога, жирафа) более обычны в стоянках средней и верхней частей Олдовая II, чем в нижней части Олдовая II ив Олдовае I»
6
. Достаточно развитая трудовая деятельность, взаимная кооперация, которую осуществлял homo habilis свидетельствует о том, что у него было мышление и какие-то аналоги речи. Специальные исследования черепов питекантропа и синантропа (выступы нижней темной и задней части височных долей дают уже неоспоримые свидетельства наличия у них высокоразвитой речи См там же С. 179.
7
См
Кочеткова В.И. Эволюция мозга в связи с прогрессом материальной культуры // У истоков человечества (основные проблемы антропогенеза МС. Возникновение речи представляет специальный вопрос теории антропосоциогенеза и языкознания. Мы хотим обратить внимание на эту проблему в связи с вопросом о качественном скачке в развитии мозга и мышления, произошедшими при сломе инстинктивной связи предка человека со средой обитания

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
22 Определенную проблему антропосоциогенеза, рассматривающего происхождение человека из обезьяны, составляет также то, что обезьяна сама по себе не является животным, осуществляющим развитую кооперацию, например, такую, какую осуществляют волки или енотовидные собаки в процессе охоты. Охота последних примечательна тем, что одни животные загоняют жертву, повторяя ее движения, другие же бегут параллельно по прямой, сохраняя силы, ив конце концов настигают жертву. У обезьян ничего подобного неизвестно. Тем не менее по своим физиологическим характеристикам обезьяна, конечно, является животным, наиболее близко стоящим к человеку.
Мы полагаем, что для объяснения качественного скачка, отделяющего человеческое сознание от сознания высших приматов, необходимо показать как перестраивались в принципе уже имеющиеся у обезьян мозговые функции. Думается, что предположение о том, что группа обезьян по каким-то причинам вынуждена была спуститься с деревьев и добывать пищу на поверхности земли, соответствует действительности. Орудием добычи по логике вещей должен был стать наиболее приспособленный к этому орган обезьяны, те. ее верхние конечности. Занятость верхних конечностей предметами, которые употреблялись в пищу в процессе собирательства, а также орудиями охоты (первоначально хотя бы простыми палками) обусловили переход к прямохождению. Это хорошо известная теория. Нов ней остаются белые пятна, связанные с вопросом о томна основе чего обезьяна, в общем-то не имеющая практики коллективной охоты, перешла к трудовой кооперации.
Думается, что попав в изменившиеся условия бытия, поставившие некоторую группу обезьян на грань выживания, эти животные просто позаимствовали опыт других стадных животных. Примеры заимствования чужого опыта в общем-то встречаются в животном мире. Например, вороны пытаются заимствовать опыт
42
орлов, бросая черепах с высоты для того, чтобы разбить их панцирь. Их ошибка заключается только в том, что они не бросают последних на камни. Но обезьяны, надо полагать, успешно осуществили заимствование опыта групповой охоты, использовав для этого доступные им орудия, те. палки и камни.
Такое детальное, операциональное восприятие чужого опыта было в данном случае непросто имитацией, оно явилось заимствованием такого вида деятельности, в котором имеет место кооперация, в котором достижение результата невозможно при эгоистически направленных действиях и взаимная зависимость является наглядно наблюдаемым фактом. При этом наблюдение осуществляется уже на некоторой понятийной основе. Это предполагает интерпретацию явлений действительности, которая рождает определенный спектр метафизических идей, не имеющих прямого отношения к технологии самого производства, в данном случае — не имеющих прямого отношения к тому, как именно, допустим, нужно помогать друг другу для того, чтобы успешно охотиться. Факт кооперации, по-видимому, осмысливается в связи с утверждением приоритета целого по отношению к индивидуальному бытию, в связи с созданием представления о том, что группа представляет единый, хотя и разделенный на индивидуальные составляющие организм. И совсем неслучайно идеи приоритета рода, могущества рода как силы всех принадлежащих к нему людей (в том числе — умерших, представление о божестве как производящем начале, в тоже время проявляющем себя во всем многообразии мира, находит выражение практически во всех ранних мифологиях.
Однако мы рассуждаем здесь, уже предполагая наличие понятийного мышления. Но развитие этой способности, наличие необходимых для этого условий, в частности — развитие необходимой для образования понятий речи, представляют очень трудный вопрос антропосоциогенеза. Проблему составляет разъяснение того, как произошло освобождение от инстинктивной связи со средой обитания, чем может быть объяснено развитие второй сигнальной системы, по существу представляющей механизм, дублирующий роль инстинкта в природе, как слова языка стали понятиями, те. как и почему вещи стали называться произвольными именами вне связи с жестами, звуковыми ассоциациями, междометиями или ритмическими трудовыми выкриками.
Думается, что на все перечисленные вопросы можно предложить определенные ответы. Переход к прямохождению, связанный с перемещением по плоскости, упростил пространственную ориентацию. Можно предположить, что это высвободило некоторые отделы мозга, которые были далее использованы для расширения знаковой и звуковой коммуникации, необходимой в процессе кооперирования действий. Это и объясняет скачкообразное изменение в развитии сознания, создает физиологические предпосылки для возникновения второй сигнальной системы, с помощью которой начинают осуществляться коммуникация в процессе совместных действий и передача развивающегося трудового опыта.
Инстинктивные связи, как нам кажется, были сломлены в пратолпе, явившейся закономерным состоянием защиты и охоты пралюдей. Пратолпа, те. сплоченные в тесную группу, вооруженные каменными орудиями ближнего боя люди, представляла эффективное средство защиты от врагов и давала возможность вести охоту на крупных хищников без специальных приспособлений, которые еще небыли изобретены. В пратолпе были сломлены основанные на инстинктах механизмы индивидуального поведения. Возник новый социальный по своей природе механизм регуляции, основанный на подражании делай так, как все

).
Кроме того, при боевых действиях в состоянии толповой охоты человек испытывал возбуждение, которое давало чувство слитности в единый организм. Пратолпа поэтому явилась также сохранившимся в исторической памяти ив структурах психики образом единения со всеобщим.
Строй толпы используют для защиты павианы, и весьма логично предположить, что какая-то группа

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
23 обезьян сделала данный строй постоянным боевым порядком, превращенным также в регулярный способ добычи пищи. В пользу существования в истории общества пратолпы свидетельствуют нераскрытые резервные возможности психики. Весьма логично предположить,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


написать администратору сайта