Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Уровни сознательной организации, сознание и подсознание

  • 2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
    Дата01.03.2022
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2004. Философия.pdf
    ТипУчебник
    #378822
    страница5 из 50
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
    44
    что эти возможности реализовались именно тогда, когда человек находился в возбужденном состоянии охоты, при котором он терял ощущение собственной индивидуальности, забывало страхе смерти, инстинкте самосохранения и т. д. Пратолпа также хорошо объясняет длительный процесс эволюционного выпрямления походки, завершающий переход к прямохождению. Но наш далекий предок, разумеется, не всегда находился в таком состоянии. По окончании охоты возбуждение проходило и возникало некоторое необычное состояние психики, сходное, может быть, с состоянием похмелья, когда недавнее прошлое воспринимается как желательное, но прошедшее состояние, и возникает вопроса что же собственно со мной было, почему это не может продолжаться постоянно?
    Можно сказать, что в этот период мы в какой-то степени сталкиваемся с феноменом пустого сознания, имеющего некоторую интенциональную направленность и ищущего объект для своего приложения. Такая особенность сознания отмечена в экзистенциализме, но это не проанализировано там сточки зрения закономерного этапа формирования способности самосознания, ас нашей точки зрения ошибочно отнесено к качественной характеристике любого, в том числе развитого современного сознания человека.
    На наш взгляд, ситуация некоторой растерянности в момент перехода от возбужденного состояния охоты в толповом строек спокойному состоянию сознания как рази явилась первым запуском саморефлексии человеком собственного бытия. Первым результатом этой рефлексии было неожиданное осознание факта своей индивидуальности. Но индивидуальности, воспринятой далеко не в нашем современном ее понимании. Скорее это было смешанное амбивалентное чувство восприятия индивидуальности как чего-то желательного и одновременно страшащего, пугающего, как того, что противостояло всему строю коллективной жизни. Прежде всего — коллективной охоте и коллективному потреблению пищи. Отсюда и возникает представление о том, что такое двойное состояние См.
    Райков В.Л. Неосознанные проявления психики в глубоком гипнозе // Вопросы философии
    1978.— №4.— С. жизни, те. состояние слитного единства в состоянии охоты, наполненном высшим эмоциональным накалом, и спокойного состояния, в котором не чувствуется такого напряжения эмоций, но зато есть иное восприятие мира, преломление его через индивидуальное бытие — не является подлинным состоянием. Возникает тяга к достижению иного качества бытия, в котором эмоционально наполненное единство с целым одновременно сочетается с фактом осознанного индивидуального бытия. Мифологическое сознание, как известно, обращенное в прошлое (современное состояние рассматривается как искажение прошлого, как движение от золотого века к серебряному и медному, истолковывает подобное восприятие мира как нарушение подлинности бытия, как иллюзию, которая должна быть в конце концов преодолена. Соответственно, практически во всех ранних мифологиях, например, в буддистской, представлена задача направления жизненного путина соединение со всеобщим, обретение состояния нирваны, в которой единение с целым ощущается как постоянное состояние.
    Здесь надо отметить, что идея какой-то ущербности (греховности) человека и неподлинности мира, в котором он живет, отвечает практически всему наследию духовной культуры человечества. Мы полагаем, что корни этой идеи заложены в нравственном мышлении. Для того, чтобы объяснить это, необходимо посмотреть, как человек начинает воспринимать мир с самых первых этапов его собственно- человеческой коллективной производственной деятельности и его понятийного мышления.
    Обычно мышление первобытного человека характеризуется как синкретическое, не выделяющее различные типы отношения к действительности, не различающее одушевленный и неодушевленный мир, общество и природу, как конкретное, фиксирующее в понятиях прежде всего значимые для производства факторы, ориентированные на деятельное отношение к миру. Такая модель отвечает интерпретации возникновения сознания через примат трудовой деятельности. Этот подход является важным, но недостаточным, так общие условия производящей деятельности обеспечиваются целым спектром метафизических идей,
    46
    которые сами по себе возникают не только на основе производства, но и на основе незаинтересованного созерцания мира, часто изучаемого сточки зрения таких характеристик, которые не находят непосредственного применения в производстве.
    Созерцание Созерцание в принципе является условием образования понятий, выводящих человека за рамки эмоциональной вовлеченности в ситуацию, и совсем неслучайно первые философские системы имеют созерцательный вид. Слова человеческого языка потому и не имеют происхождения в жестикуляции, трудовых выкриках или междометиях, выражающих эмоциональное состояние, что они преследуют другую цель о именно

    — вывести человека за рамки непосредственного эмоционального отношения к действительности, интерпретировать мир отвлеченно от конкретной ситуации действия. Именно эта особенность человеческого языка позволяет человеку мыслить понятийно, в конечном счете — получать

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    24 знание об объективных свойствах вещей независимо оттого, используются они в данный момент в производстве или нет.
    Называя вещи произвольными именами, человек преодолевает собственное эмоциональное отношение к миру ив тоже время приобретает своеобразную власть над ним за счет того, что он классифицирует явления и формирует у себя систему ожиданий, сначала, конечно, очень простых типа после ночи наступит день, после теплого лета подуют холодные ветры и т. д. Сказанное, конечно, не означает отказ от представления об определяющей роли производственного фактора в развитии сознания и речи. Просто общественное производство это не только труд. Это еще и развитие социальных отношений, задача воспроизводства которых и запускает механизм саморефлексии группового и индивидуального бытия.
    Важнейшей особенностью интерпретации мира, осуществляемой первобытным человеком, является осмысление природных циклов. Как отмечает ОМ. Фрейденберг в работе Поэтика сюжета и жанра Тождество субъекта и объекта, мира одушевленного и неодушевленного, слова и действия приводит к тому, что сознание первобытного общества орудует одними повторениями. Тождество и повторения ставят знак равенства между тем, что происходит во внешнем мире и жизни самого общества переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует это и есть то, что мы называем обрядом и что в мертвом виде становится обычаем, праздником, игрой и т. п. Мышление, орудующее повторениями, является предпосылкой к тотемическому миросозерцанию, в котором человек и окружающая действительность, коллектив и индивидуальность слиты а в силу этой слитности общество, считающее себя природой, повторяет в своей повседневности жизнь этой самой природы, те. говоря на нашем языке, разыгрывает свечение солнца, рождение растительности, наступление темноты и т. д. Но зачем производится данная игра Ответ, на первый взгляд, кажется очевидным — для того, чтобы поддерживать неизменный порядок бытия, для того, чтобы природный цикли подстроенный под него цикл жизни общества воспроизводились снова и снова. Однако откуда возникает представление о том, что безучастия человека, без совершения им магических действий нормальный ход жизни, в том числе — и фундаментальный природный ритм будет нарушен?
    Ответ представляется следующим воспринимая мир по своему способу самоощущения и действия, человек интерпретирует порядок бытия постоянно разрушаемым, атакуемым со стороны каких-то злых сил в силу того, что ив своей жизни он точно также что-то постоянно разрушает, съедает, убивает для добычи пищи. Но данное разрушение воспринимается негативно, т. к. оно содержит опасность изменения постоянных условий бытия. Жизнь же еще настолько элементарна, производство столь традиционно, что всякое изменение воспринимается как нежелательное. Отсюда и возникает явно выраженное стремление к восстановлению нарушенного равновесия. Например, шкура убитого медведя набивается соломой и закапывается в лесу, т. к. полагается, что это возрождает его к жизни. Нанесение вреда другому воспринимается как несправедливое прежде всего именно потому, что это нарушает равновесие.
    9
    Фрейденберг ОМ. Поэтика сюжета и жанра МС. Итак, нравственное сознание возражает против убийства себе подобных, против нанесения ущерба другим людям, животными природе в целом. Смена дня и ночи, нарастание и убывание луны, смена времен года, все это тоже, несмотря на устойчивое повторение, воспринимается и объясняется как постоянная борьба между позитивными силами жизни, созидания и негативными силами смерти и разрушения. Общий вывод, который в конце концов может быть сделан на основе такой интерпретации, заключается в постепенном утверждении неподлинности мира. Это, в свою очередь, рождает двуединое представление о развитии мира как процессе его ухудшения (особенность мифологического, обращенного вспять восприятия исторического времени, с другой стороны — о развитии мира как заключающем в себе возможность его улучшения за счет духовного, прежде всего нравственного противостояния силам зла. В первобытном обществе еще только совершаются магические действия, способные привести к восстановлению нарушаемого и разрушаемого. Нона более поздних этапах истории человечества уже совершенно очевидно формулируются нравственные императивы, направленные на локализацию зла, по существу на субъективно волевое улучшение объективного исторического (хотя и вызванного ошибочными действиями людей) процесса ухудшения мира. Такова, например, логика мысли, представленная в поэме Гесиода Труды и дни, в которой мир полагается испорченным в результате недостойного поступка Прометея, а средством его совершенствования оказывается нравственная проповедь. Такова логика мышления, развивающаяся в буддистской философии, где сама жизнь рассматривается как нежелательное колебание абсолюта, а ее преодоление как обретение нирваны в мире совершенного бытия. Такова же по существу и логика христианства, вводящего лишь новый элемент, заключающейся в утверждении жертвы Христа, изменившей направленность развития мира в сторону его ухудшения.
    Нравственное возмущение Нравственное возмущение против несовершенного мира рождает идею греховности и связанную с этим задачу нравственного совершенствования, что во многом определяет постоянное недовольство


    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    25 человека самим собой, направляет его сознание на постоянный поиск нового, на принципиальное совершенствование мира, который становится непросто средой обитания, а именно полем творческой деятельности наделенного сознанием субъекта. Последнее в разных культурах, конечно, может пониматься очень по-разному: например, как чисто духовное совершенствование, стремление к успокоению, что в большей степени характерно для восточных культур, или же как стремление к реорганизации материальных структур, что в большей степени характерно для западной культуры, нов любом случае сознание человека оказывается направленным на постоянный поиск. Оно всегда оказывается неудовлетворено.
    3. Уровни сознательной организации, сознание и подсознание
    Философия ХХ в. уделила большое внимание исследованию таких проблем сознания, которые возникают в связи с бессознательными уровнями организации психики. Значительное влияние на развитие представлений о наличии у человека глубинных, неосознанных слоев психики оказали работы Ф. Ницше, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, К. Юнга. Названные философы обратили внимание на роль бессознательного и предложили определенные методы его изучения. В частности, Гуссерль предложил метод феноменологической редукции, заключающийся в последовательном освобождении от образов сознания, Фрейд не только подчеркнул роль бессознательных влечений, но и развил теорию невроза, причина которого усматривалась им в подавлении бессознательных влечений, влиянии вытесненных в сферу подсознания пугающих образов на последующее поведение человека. Юнг исследовал коллективное бессознательное. Он полагал, что у человека наряду с личностным бессознательным существуют более глубокие слои психики, в которых фиксируется коллективный опыт общественной жизни, в частности, представлены общие образы упорядочивания пространства, временных циклов, получающие выражение в мифологиях.
    50
    Работы этих философов и психологов, несомненно внесли новую струю в исследование проблем сознания и человеческой психической организации. Но между философией, психологией, физиологией высшей нервной деятельности в силу специализации каждой из дисциплин образовался некоторый разрыв. Это создает трудности на пути дальнейшего изучения человеческой психики, разработки научной концепции взаимодействия сознания и неосознанных механизмов психической регуляции.
    В сфере подсознания, несомненно, находятся определенные базовые эмоции. Они регулируют активность человека, развивающуюся в связи с потребностями (исходными — витальными и приобретенными — культурно обусловленными. Это так называемые эмоции-стимулы, направляющие активность личности. Кроме них, действуют еще эмоции-контролеры. Они отражают состояние организма в связи с достижением промежуточных результатов, фиксируют в виде некоторого возбуждения сам факт достижения цели, сознательно сформулированной у человека, или цели, фиксированной в безусловных рефлексах животных.
    Эмоции Эмоции и у животных, и у человека являются эволюционно выработанным адаптационным механизмом, позволяющим субъекту приспосабливаться к меняющейся среде обитания, к такой среде, которая является непредсказуемой в своих конкретных проявлениях, нов тоже время, поддается определенной типизации. Благодаря эмоциональному отношению к действительности проводятся первые классификации явлений на позитивные, отвечающие благоприятным условиям существования, и негативные, представляющие опасность для жизни субъекта и тех целей, которые он преследует в процессе своего субъективного существования, например, — мешающие воспроизведению потомства, представляющие опасность для группы и т. д.
    Хотя человек за счет познания ив большей степени способен предсказывать будущее состояние среды, по сравнению с животными, эмоции все равно готовят его к возможному действию именно в такой ситуации, о которой нет полного знания. Поэтому, например, страх сопровождается возрастанием уровня адреналина и холестерина в крови. Адреналин дает дополнительную энергию, которая может потребоваться для того, чтобы убегать от нападающего или атаковать его, холестерин готовит материал для блокировки кровотечения на случай возможного ранения и т. д. Все это может и не пригодиться, но может оказаться и необходимым именно потому, что неизвестно, каким образом будет разворачиваться ситуация действия. Если бы о ситуации была точная информация, если бы было абсолютное знание, неопределенная, построенная на эмоциях реакция организма была бы просто ненужна. Необходимое количество адреналина и других гормонов можно было бы точно рассчитать. Но все дело в том, что особенностью человеческого бытия в мире является как раз отсутствие такого знания.
    Тот факт, что человеческие эмоции возникают в связи с достижением сознательно поставленной цели, а не только запускают механизм реализации некоторой потребности, например, стимулируют начало поиска пищи в случае актуализации потребности в питательных веществах, поддерживающих жизненные процессы, свидетельствует о том, что сознание человека находится в тесном взаимодействии

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    26 с бессознательными уровнями психической организации. Чем более развитым оказывается субъект, чем больше целей он способен поставить перед собой, чем больше средств их реализации он способен найти и зафиксировать их как промежуточные этапы достижения главной цели, тем богаче оказывается его эмоциональная жизнь. Обычное для обыденного сознания деление субъективных способностей людей на рациональные и эмоциональные является большим заблуждением. Такое мнение возникает лишь в связи стем, что эмоции способны выходить из-под контроля разума и проявляться бурей гнева, радости, любви. Однако сами эти состояния не возникают без предварительно сформулированных представлений о правильном и неправильном, зафиксированных сознанием желаниях, также связанных с образами приятного и неприятного, любимого и ненавистного. Так что противопоставление эмоционального и рационального как абсолютно противоположного неверно. Оно имеет лишь относительный характер. По большому счету у эмоционального и рационального имеется одна и та же основа субъективного отношения к действительности классификация явлений на желательные и нежелательные, полезные и вредные. В понятийном мышлении человек, конечно, выходит за пределы непосредственной эмоциональной реакции, но последняя возникает на новом уровне субъективной организации, уже в связи с сознательно поставленными целями, в том числе, — и целями чисто рациональной деятельности.
    Взаимодействие между сознанием и бессознательным Взаимодействие между сознанием и бессознательным, рациональными эмоциональным сопровождающим все процессы, разворачивающиеся на уровне бессознательной психической организации) важно подчеркнуть также и потому, что многие идеи, сформулированные сознанием, могут быть затем вытеснены в сферу подсознания, где они получают сильную эмоциональную окраску и активно влияют на поведение индивида.
    Средневековый философ Плотин впервые обратил внимание на тот интересный факт, что человек действует бессознательно более нравственно, чем руководствуясь сознанием. Это объясняется тем, что сознание связывает человека с множественным миром, в котором каждый пытается реализовать свой эгоистический интерес.
    Вообще, если сравнить те уровни бытия, которые выделяет Плотина они, согласно его учению, в определенной мере представлены ив душе каждого отдельного человека, и уровнями психической организации, признаваемыми современной психологией, можно обнаружить удивительные параллели. У Плотина душа человека включает сознание (связь индивидуальной души с мировой душой и множественным миром, сверхсознание (связь индивидуальной души с единым, бессознательное
    (автоматизмы поведения. Сознание и наше я в понимании Плотина находится, подобно средоточию или промежуточному центру, между двумя теневыми зонами, расположенными выше и ниже безмолвной, не сознающей себя жизнью нашего я в Боге, и молчаливой, бессознательной жизнью тела. Современная психология признает интуицию (или сверхсознание), сознание (ори П. Плотин, или Простота взгляда МС. 24.
    53
    ентация в множественном мире, подсознание (психические автоматизмы).
    Сверхсознание Плотин не понимает так, как понимает его современная психология, допускающая осуществление на этом уровне логических операций, с чем, по-видимому, связано явление интеллектуальной интуиции. Плотиновский абсолют есть нечто единое. Выход на общение с ним не дает какого-то нового знания о множественном мире, но передает личности опыт (след) божественной любви. Следовательно, в этой концепции, несмотря на нерасчлененность абсолюта, бесполезность его логического анализа все же допускается его влияние на мотивы поведения, представленные на бессознательном уровне.
    Сознательно сформулированные положения, нормы поведения, как известно, могут затем быть вытеснены в сферу подсознания, где они приобретают сильную эмоциональную окраску и становятся действенными регуляторами поведения. Механизм превращения сознательно сформулированных заповедей в автоматизмы поведения показывает значение рациональной аргументации морального действия. Номы полагаем, что здесь нужно отметить еще одно важное обстоятельство, которое делает абсолюты более действенными именно на подсознательном уровне, одновременно порождая иллюзию об их божественном происхождении или принадлежности к априорным свойствам природы человека.
    Гештальтпсихология показала, что психическое восприятие явлений на подсознательном уровне строится в соответствии с законом стремления к предельно ясному выражению любого воспринимаемого образа. Даже сами органы чувств человека обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию системно. Всякому воспринимаемому образу придается определенная завершенность, степень которой как бы выше реальной целостности, завершенности самого объекта, представленного в действительности. Учитывая названный закон, можно предположить, что сфера подсознания стремится довести до предельно ясного, эмоционально обобщенного и рационально обработанного выражения даже те идеи, которые сознание, в силу ограничений, идущих со стороны несовпадения идеала с действительностью, отражения противоречивых характеристик бытия, никогда бы не довело до такой предельной степени обобщения.
    Живучесть абсолютных моральных норм в человеческой культуре и их реальная сила воздействия на мотивацию поведения заключается именно в особенностях трехчленной структуры психической

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    27 организации. Конструктивная, созидательная природа человека (формирование его мышления в процессе созидательной трудовой деятельности) обязательно приводит к фиксации условий бытия, имеющих негэнтропийную направленность. Подсознание стремится воспринять эти условия в виде законченных, организованных по завершенному системному принципу образов. При этом оно опирается на интуицию, или сверхсознание, которое, используя обычные операции научной абстракции, доводит выделенные сознанием фундаментальные условия бытия до завершенного, логически непротиворечивого вида. Отсюда возникают идеи о существовании незримой, но объективно присутствующей в жизни людей связи, такой связи, в которой люди объединены водно целое независимо от их противоречивых интересов и пространственной изоляции. Далее возникают идеи, согласно которым нарушение принципов, по которым организована такая связь, неизбежно оборачивается против того, кто их нарушает. Так возникает то, что обычно называют моральным абсолютом. Часто абсолюту придается вид чего-то сакрального, стоящего над людьми. В таком случае абсолют рассматривается как родственное божеству, как то, что заложено в принципы организации мироздания. Отклонения от абсолютных требований рассматриваются в религиозных концепциях либо в качестве тяжелейшего греха, либо в качестве того, что неизбежно усложняет путь освобождения души человека в ее движении к абсолюту. Это закономерно производит сознательное самоограничение. Может показаться, что такое самоограничение невозможно в том случае, если отказаться от религиозной мысли, например, встать на позиции светского гуманизма. Но это в действительности далеко не так. Понимание того факта, что между сознанием, подсознанием и сверхсознанием (интуицией) имеет место сложная связь, допускающая переходы, трансляцию регулятивных принципов из сознания в подсознание, да еще и усиление их с помощью интуиции, — показывает, что индивидуальное подсознание может быть самонаказующим звеном, которое по силе своего воздействия на психику не уступает представлению, формируемому на базе идеи божественного наказания. Человек, нарушающий фундаментальные нравственные принципы, несомненно, действует против самого себя, т. кон разрушает собственную психику в результате постоянного конфликта сознания и подсознания. Этого конфликта он не может избежать, даже если убеждает себя в том, что ему нет дела до высокой морали.
    Трехчленную организацию психики человека и даже трехчленную организацию реальности в целом так или иначе признают очень многие философы. К такому разделению восходят даже самые древние образы упорядочивания пространства, связанные с мировым деревом крона — божественный мир, ствол
    — земной мир, местообитания человека, корни — подземный мир. Предложенное выше решение объяснения тяги человека к абсолютному, к неизменному миру вечных ценностей, разумеется, не является единственным. Проблема сознания и идеального слишком сложна для того, чтобы она могла быть однозначно решена. Многие философы видят в явлениях интуиции подтверждение укорененности каких-то форм идеального в самих структурах бытия, допускают его существование независимо от такой формы субъективного, какой является человек и общество. Общественное сознание

    Сознание общества представляет многообразный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные теми или иными людьми (в ограниченное историческое время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов (существующие в течение длительного исторического времени, общие теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни, а также упорядочить всю систему знаний о природе.
    56
    По своей сути всякое сознание людей является общественным. Идеальное как основа сознания, как мыслительный процесс может иметь место только в голове отдельного человека. Однако в силу того, что сознание общества содержит некоторые устойчивые образования (культурные символы, благодаря тому, что общество производит распространение этих символов, определенные стороны индивидуальной мыслительной деятельности упорядочиваются. В некоторых направлениях люди начинают мыслить принципиально одинаково, у них формируется принципиально одинаковое отношение к необходимости воспроизводства определенных представлений. Так складывается, например, общее представление о взаимосвязанной системе прав и обязанностей. Возникает понимание того, что гарантии определенных прав предполагают, что кто-то имеет обязанности обеспечивать их исполнение, что исполнение определенных индивидуальных обязанностей дает возможность пользоваться теми правами, которые гарантируются благодаря труду других людей и т. д.
    Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют ввиду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые также имеют общее значение.
    Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности, зависимая от объекта отражения и его целей. Среди форм

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    28 общественного сознания можно выделить экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное. Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или совсем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями экономическими, политическими, нравственными эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др. Отдельные формы общественного сознания, особенно на ранних этапах развития общества, могут быть тесно связаны с групповыми интересами. В зависимости от характера этих интересов осуществляется специфический поиск способа организации социальной связи, а в связи с этим строится и вся логика отношения человека к миру. Однако в тенденции развития многих форм общественного сознания выявляется и стремление преодолеть ограниченность локального, обусловленного групповым интересом видения мира, например, сформулировать приемлемые для всех нормы поведения.
    Стремление к универсальности особенно проявляется в научном сознании, направленном на изучение объективных свойств окружающего человека мира, на независимое непосредственно от вопроса групповых интересов исследование природы и общества. Научное сознание может интегрироваться со всеми другими формами общественного сознания, влиять на массовые представления людей, но, по логике своего функционирования, оно всегда отличается оттого сознания, которое связывается с определенными, исторически конкретными типами социальной связи.
    Дело в том, что научное сознание всегда исходит из факта относительности наших знаний о мире, в тоже время для воспроизводства системы общественных отношений требуются устойчивые идеи, получившие законченный вид. Эти идеи не могут непосредственно совпадать с научным знанием о мире, они формируются не только на базе научного постижения мира, но, прежде всего практически, в результате таких допущений, которые, в некотором смысле, смелее научного знания, т. конине опираются на критерии достоверности, а исходят из метафизических предположений человека о мире в целом. Эти идеи проверяются неформальными критериями, эксперимента и логической
    58
    непротиворечивости, а подтверждаются опытом успешного совместного выживания людей.
    Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, те. оно представляет непросто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.
    Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой непросто отражение действительности, те. непросто ее специфическое удвоение, и даже не только систематизацию свойств действительности (например, на существенные и несущественные, устойчивые и неустойчивые признаки, это — еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.
    Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже непросто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов, представленных в фольклоре и художественной литературе. Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека, а имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.
    В самом общем плане идеи, связанные с системой сознательно поддерживаемых людьми социальных связей, представляют идеологию. Термин идеология часто получает в философских дискуссиях негативный смысл, вызванный длительным противостоянием на мировой арене противоположных социальных систем. Долгий споро приоритетах различных ценностей, взаимные обвинения

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    29 действительно придавали идеологии вид того, что обязательно искажает действительность, запутывает мысли человека, заставляя его подчиняться тем целям, которые оказываются выгодными некоторой группе людей, творящих большую политику. В каждой идеологии, в различной степени и правда, содержится то, что может быть названо ложным сознанием, что предполагает определенное искажение действительности. Однако следует учитывать и то, что постольку, поскольку общество не может существовать без постоянного воспроизводства устойчивых отношений людей, оно не может обойтись и без идеологии. При этом любая идеология отличается от научного знания тем, что именно она может содержать такие идеи, которые, являясь, ложными или недоказанными в научном смысле, тем не менее, оказываются работающими, эффективными для выполнения задачи воспроизводства общественных отношений. Например, одно из древних представлений о том, что из-за нарушения экзогамного запрета рождаются люди со свиными головами, в научном смысле — несомненная ложь. Тем не менее, это ложь весьма эффективная для того, чтобы обеспечить воспроизводство одной из важнейших норм, с которой, собственно, и начинается культурное развитие общества.
    Идеология современного общества в основном плюралистична. Демократические общества предполагают свободу совести, свободу дискуссий. Этим они отличаются от тоталитарных обществ, всегда основанных на единой, не допускающей возражений идеологии. Но плюрализм в идеологии не означает того, что она не выполняет функции стабилизации общества. Несмотря на многообразие идей, которые представлены в сознании современного демократического общества, в идеологическом смысле они все направлены на защиту прав человека, на поддержку фундаментальных моральных норм. Необходимость таких норм признается, например, как религиозными мыслителями, таки теми людьми, которые называют себя светскими гуманистами.
    Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей, социально-исторических общностей людей (класс, нация, государство, обобществившееся человечество. Но здесь, конечно, всегда надо помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание, как таковое, является исключительным качеством личного бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознaтeльнaя жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.
    Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением качества субъективности. Однако, несмотря на все эти субъективные проявления, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от ее имени

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    30 Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


    написать администратору сайта