Главная страница
Навигация по странице:

  • Статья 15

  • юр. антропология. Учебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86
    Анкорюр. антропология.doc
    Дата20.05.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаюр. антропология.doc
    ТипУчебник
    #7974
    страница20 из 33
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33
    Глава 8. Европейский homo juridicus

    закон, который признается всеми людьми, хоть он и не на­писан" (Аристотель, Риторика, 1368 Ь5). Тем самым уже про­водится различие между писаным законом и моральным им­перативом. Помимо законов жизнь афинян регламентирует­ся и уверенным народным собранием, выпускающим свои постановления - - псефисмы. Но отметим еще раз: гаранти­ровались лишь права полноправных граждан.

    Какой вывод остается сделать? Не будем перечеркивать действительно величайшие достижения античной правовой мысли, впервые поднявшей свободного человека до высот гражданского состояния и сформулировавшей, но так и не реализовавшей, идеал права как права индивида. Сей­час наметился довольно сбалансированный подход к оцен­ке места личности в античном мире1. Несомненно одно: полис как политическое сообщество, основанное на общем интересе, управлялся средствами полисного права, он был государством определенной группы людей, для которых право было повседневной реальностью2. Нюанс состоит "лишь" в том, что хотя полис и был "юридическим государ­ством", но ему было еще далеко до правового государства, основной принцип которого -- равенство всех перед законом. В конце концов надо воспринимать исторические реалии та­кими, какими они были, не модернизируя их и не украшая их чертами, которые были им несвойственны. Но вряд ли можно согласиться и с таким утверждением: "Античный по­лис привел не только к индивидуализации сознания и ста­новлению идеи прав человека, сколько наоборот - - к пос­ледующей тоталитаризации сознания человека. Идея же прав человека развивалась односторонне: как идея универ-

    ' См.: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998; Власть, человек и обще­ство в античном мире. М., 1997; Закон и обычай гостеприимства в ан­тичном мире. М., 1999; Ранние цивилизации: государство и право. М., 1994; Социальные структуры и социальная психология античного мира. М., 1993; Человек и общество в античном мире. М., 1998. 2На эту тему написано фундаментальное исследование греческого ав­тора М. Сакеллариу: SakellariouM. В. The Polls-State: Definition and Origin. Athens, 1989. Особенно интересна для юриста-антрополога глава "The Polis-State Defined by its Connection with a Human Group". P. 92—136.

    284 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    сальных обязанностей"1. Вряд ли следует трактовать тенден­цию к универсализации правового статуса части населения как признак тоталитаризации сознания, даже если "универ­сальные обязанности" перевешивали "универсальные пра­ва" (это еще надо доказать).

    Если древнегреческое право отмечено прежде всего разработанностью публичного права (политического права) и связанных с ним гражданских прав, то римское право — это царство частного интереса. Учебник истории государства и права возвещает: "Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых "классических" юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее опти­мальный режим юридического урегулирования простых то­варно-денежных отношений, основанных на частной собствен­ности"2. Римскому частному праву3 посвящено так много учеб­ников и специальной литературы, что не хотелось бы заниматься скучным повторением известных истин об известном предмете. Не будем мы анализировать обязательную в этом случае пе­риодизацию и основные категории римского права (ибо это предмет отдельного рассмотрения). Поскольку мы вскользь затронули проблематику древнегреческого семейного пра­ва, посмотрим, какие новые черты обнаруживаются в рим­ском семейном праве. Коль скоро мы встали на тропу юриди­ческой антропологии, необходимо помнить, что для нее се­мейное право — лакмусовая бумажка, показывающая уровень развития правового статуса личности. Затем мы проследим развитие семейного права в другие эпохи.

    Для общего фона укажем, что реформа Сервия Туллия (578—534 гг. до н. э.), подобно реформе Солона в Афинах, также "оценила" граждан по имущественному признаку,

    1 Нурумов Д. И. Кризис западного мировосприятия и права человека //
    Право и политика. 2000. № 3. С. 95.

    2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. М.,
    1998. С. 60.

    3 Напомним, что деление права на публичное и частное было проведе­
    но римским юристом Домицием Ульпианом (III в. до н. э.). Укажем все
    же на две недавно вышедшие (и пока еще доступные) работы: Скри-
    пилев Е. А. Основы римского права. М., 2000; Римское частное право /
    Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 2001.



    285

    Глава 8. Европейский homo juridicus

    объединив их в центурии (сотни), а вместо родоплеменного деления населения ввела деление по округам (трибам). Но не все проблемы плебейского (незнатного) населения были разрешены этой реформой. Помимо учреждения особой пле­бейской магистратуры — народного трибунала — и доступа к общественной земле наравне с патрициями, плебеям пришлось добиваться и разрешения брака между представителями со­словий плебеев и патрициев. Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) содержат немало норм, касающихся именно семей­ного права.

    Подобно греческой семье римская семья была в прямом смысле патриархальной, где отец семейства, paterfamilias, был единовластным хозяином и в домашнем хозяйстве, и в самой семье. Именно по деду или отцу велось так называемое агнатическое родство, и все члены семьи были по отноше­нию друг к другу агнатами. (Агнатическое родство, существу­ющее сейчас практически у всех народов мира, когда дети по­лучают при рождении фамилию отца, усилено у православных славян обязательным включением в акт гражданского состоя­ния, свидетельство о рождении, а также в официальном и бытовом общении отчества. У мусульман это арабская пристав­ка "ибн" перед именем отца или тюркская "оглы", "кызы", сле­дующая за именем отца.) В случае перехода дочери в другую семью или выдела сына из семьи возникали отношения когна­тического родства с кровнородственной семьей, а ушедшие из семьи становились когнатами. В соответствии с агнатным и когнатным статусом разрешались дела о наследстве.

    В отношении агнатов жестко действовал принцип отцов­ской власти — patriapotestas, позволявший отцу семейства как безраздельно господствовать над судьбой и даже самой жизнью домочадцев (включая взрослых сыновей, которые до выдела были suijurisподчинены отцовской власти), так и осуществлять их юридическую и экономическую защиту. Под сень власти сильной и влиятельной личности нередко пере­ходили свободные граждане со стороны — так называемые клиенты, становившиеся как бы ассоциированными члена­ми семьи покровителя. Институт клиентелы обеспечивал им политическое, правовое, экономическое покровительство со

    286 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    стороны избранного защитника в обмен за безусловную под­держку последнего в случае политических или вооружен­ных конфликтов, вспыхивавших в Риме весьма часто.

    По римскому семейному праву супружество (iustummatrimonium) оформлялось бракосочетанием, имевшим раз­личные формы:

    • confarreatio— торжественное и священное бракосо­
      четание патрициев в присутствии понтифика и не менее чем
      десяти свидетелей, в ходе которого жених и невеста съеда­
      ли жертвенную лепешку;

    • coemptio— бракосочетание, сопровождавшееся вы­
      купом невесты;

    • шисарго — бракосочетание "по факту совместного
      проживания", когда женщина приходила в дом будущего суп­
      руга и жила в нем не менее одного года.

    Во всех случаях было необходимо согласие обеих сто­рон на брак (consensusmatrimoniumfacit). Такое же согла­сие было необходимо для оформления контракта (обязательно письменного) о расторжении брака.

    Как видим, брак не был чем-то священно-нерушимым, как это было установлено позднее в христианстве, а чем-то вроде договора о взаимных обязательствах. Материализация брака усиливалась приданым невесты (dosj, своего рода ком­пенсацией невесте от отца за утрачиваемое право наследства. Это приданое становилось частью семейной собственности, которой распоряжался муж, но в случае расторжения брака безусловно возвращалось жене. Имущественные гарантии суп­руги дополнялись так называемым "утренним подарком" (propternuptia), подносимым мужем жене на следующее утро после свадьбы. Он должен был обеспечить супруге существо­вание в случае смерти мужа.

    Итак, классическое римское семейное право строилось на договоре, устанавливало жесткую иерархию подчиненно­сти внутри семьи, но это подчинение не было безусловным с точки зрения имущественных прав членов семьи1. Позднее,

    1 Детали домашнего быта римлян содержатся в работе: Маяк И. Л. Рим­ляне в быту и на общественном поприще // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 15—32.



    287

    Глава 8. Европейский homo juridicus

    в период империи, власть мужа в браке существенно ослаб­ляется, частым явлением становится раздельность имуще­ства супругов (показатель роста числа браков по расчету). Сын был вправе потребовать своей доли имущества (peculia) еще при жизни отца. Наконец, убийство детей в качестве наказания стало признаваться преступлением1.

    Налицо очевидный прогресс в либерализации правово­го статуса личности в семье, причем прогресс этот осуще­ствлялся средствами позитивного права и был закреплен впоследствии "Сводом римского гражданского права" (Corpus JurisCivilis), Кодификацией Юстиниана, этим компромис­сом между классическим римским правом и принципами хри­стианства.

    Всеобщее признание и рецепция римского права всей Европой (заметим, не механическая аккультурация, а пропу­щенная через мыслительный селектор глоссаторов и конси-лиаторов, подготовивших почву для различных форм адапта­ции римского права к местным условиям) позволила европей­скому позитивному праву не утратить гражданско-правового стержня при прохождении через стадию канононического права (а это ни много ни мало несколько веков).

    Каноническое христианское европейское право состоя­ло из собраний канонов, древнейшим из которых было со­брание канонов, составленных епископом Антиохийским Ме-летием в IV в. и дополненных канонами поместных соборов V в. По повелению императора Юстиниана каноны принима­лись как выражающие священное писание и соблюдались как законы. Собрание канонов восточного христианского мира по­полнялось до IX в. (Собрание Фотия). Первым из признанных западных собраний канонов было "CollectioDionysiana" (ок. 500 г.), версией его было собрание "Hadriana", посланное папой Адри­аном в 774 г. Карлу Великому. В VII в. в Испании было со­ставлено собрание канонов "Hispana". Первым сборником канонов, построенных по тематическому принципу, был "Decretum" князя-епископа г. Вормса Бурхарда (1010 г.). Уже по этому признаку (закрепление в письменном виде) и по

    См. подробнее: Скрипилев Е. А. Лекция 11. Семейное право // Указ. соч.

    288 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    своей обязательности применения каноническое право мо­жет быть отнесено к позитивному праву.

    Г. Дж. Берман, автор фундаментального труда о фор­мировании европейского права, пишет: "Новая система ка­нонического права, созданная в XI—XII вв. охватывала только такие виды правовых отношений, которые подпадали под юрисдикцию церкви как корпоративного правового образо­вания. Другие правовые отношения подпадали под соответ­ствующие перекрывающие друг друга юрисдикции различ­ных светских государств, включая королевства, феодальные домены, самостоятельные города. Каждый человек в запад­ном христианском мире жил под управлением и каноничес­кого права, и одной или более светских систем"1. Церковь не отменяла светского права, но активно вторгалась в него, распространяя свою юрисдикцию на различные сферы жиз­ни человека. Так, из юрисдикции церкви над браками сфор­мировалась совокупность права, относящегося к преступле­ниям и деликтам, а из юрисдикции над завещанием — к на­следственному праву. Таким же образом юрисдикция церкви над таинствами сформировала каноническое брачно-семей­ное право. Это право было более разработанным, чем дос­таточно общие (если не сказать примитивные) положения "варварских правд", даже наиболее известной из них — Салической правды (507—511 гг.) франкского короля Хлод-вига (достаточно сказать, что брак по салическим нормам оформлялся как покупка невесты женихом).

    Уже в раннее Средневековье церковь активно проводит среди варваров идею моногамного брака, основанного на обо­юдном свободном согласии супругов, выступает против обыча­ев женить детей в колыбели для скрепления семейных или ди­настических связей, ратует как за формализацию брака, так и за правовую формализацию взаимных обязательств супругов.

    Каноническое право различало несколько этапов зак­лючения брака: договор помолвки, т. е. обмен обещаниями вступить в брак в будущем; договор брака, т. е. обмен обеща-

    1 Берман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования. Пер. с англ. М., 1998. С. 218.


    289
    Глава 8. Европейский homo juridicus

    ниями вступить в брак в настоящем; договор copulacarnalis, т. е. согласие вступить в интимные связи после заключения брака1. Из принципа выражения согласия на брак развилось каноническое договорное право: так, согласие должно было быть дано по доброй воле, в противном случае, если обнару­живалось принуждение либо обман, брак считался недей­ствительным. Решая проблему ошибки или обмана как пре­пятствия к признанию брака действительным, канонисты ис­ходили из вопроса, вступила бы заблуждающаяся сторона в брак, если бы знала правду. Это имело свои практические последствия: "Если стороны вступили в брак, добросовестно заблуждаясь и не зная об имеющихся препятствиях, кано­нисты считали, что дети от такого брака — законнорожден­ные, а сам брак был действителен вплоть до дня объявления его аннулированным. Это называлось мнимым браком. Более того, брак не мог быть аннулирован без предъявления иска, а круг лиц, которые могли подать такой иск, ограничивался. Если не было близких родственников, то предпочтение от-/щвалось лицам, известным своим благоразумием. Закона об исковой давности не было, ничто не мешало желающей ан­нулирования стороне подавать иск, даже если она уже это сделала и проиграла"2. Здесь мы видим очевидное влияние римского договорного права.

    Хотя развод в его нынешней форме канонами не при­знавался, ибо это нарушало бы узы таинства, и брак счи­тался нерасторжимым до смерти одного из супругов, допус­калось раздельное проживание супругов (divortium), разре­шение на это давал суд, если были доказаны внебрачная связь либо тяжкие проявления жестокости. (Для сравнения укажем на существующее во Франции со времен Семейного кодекса Наполеона физическое и имущественное разделе­ние супругов - - separationdescorpsetdesbiens— без рас­торжения брака.) Правда, брак мог быть расторгнут папой, если один из супругов вступал в религиозный орден, прини-

    1 Здесь и далее излагаем материал, пользуясь указанной работой Г. Дж. Бер-мана. Раздел "Каноническое брачно-семейное право". С. 219—223. См. также: Право в средневековом мире. СПб., 2001. - Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 221.

    290 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    мал монашество, либо одна из сторон отказывалась обра­щаться в христианство, в то время как это делала другая сторона.

    Пойдя дальше классического римского права, канони­ческое право предусматривало значительный объем норм, защищающих права женщины в браке, исходя из доктрины равенства обоих супругов перед богом. Это означало, между прочим, и взаимность обязательств верности. И хотя церковь в целом принимала ограничения имущественных прав жен­щины светским правом, она, тем не менее, считала одним из условий заключения брака приданое невесты, как гарантию ее имущественных прав в случае вдовства, причем цена при­даного не могла быть уменьшена во время брака (никаких инфляции!).

    Тайные браки признавались, если их подтверждали оба супруга (святость согласия превыше всего), но если воля од­ной из сторон изменялась, брак считался недействительным.

    Дети, рожденные в браке, считались законнорожден­ными, даже если у супруга возникали сомнения относитель­но своего отцовства. Приемные дети также получали ста­тус, равный родным детям. Правда, бдительно стоя на стра­же морали, церковь не признавала законнорожденными детей, рожденных вне брака, хотя и допускала, что они могли быть узаконены последующим браком.

    Даже из этих примеров очевидно, что канониками была проведена достаточно полная систематизация семейного пра­ва. Это стало возможным прежде всего потому, что церков­ным властям удалось взять под свою юрисдикцию таинство брака и затем постепенно совершенствовать правовое регу­лирование всего комплекса проблем семьи, фактически взяв под свой контроль повседневное бытие человека.

    Оживление экономики в X—XI вв., рост городов, появ­ление цеховой организации и нового массового сословия — горожан (bourgeois), коммунальные революции, устанавли­вавшие власть городской коммуны, строившейся по прооб­разу античных полисов и римских муниципий, свержение власти епископов и, как следствие, ослабление позиций ка­нонического права привели к появлению первого историчес-


    291
    Глава 8. Европейский homo juridicus

    кого типа права -- городского права, прообраза буржуазно­го права. Основу этого права составляли городские стату­ты — хартии. Городское право поднимало гражданские пра­ва на новую высоту1. Так, не допускались произвольные аре­сты и заключение под стражу в обеспечение долга. Судебный процесс становился состязательным и уже не содержал су­дебного испытания или варварского обычая поединка. Бег­лым крестьянам достаточно было пробыть сутки в городе, чтобы пополнить ряды свободных горожан. Подлинный ска­чок был сделан в закреплении гражданских прав и свобод, особенно в том, что касалось участия в органах городского самоуправления, а также в отправлении правосудия.

    Сошлемся на хрестоматийный текст Великой хартии воль­ностей в той части, которая касается личных прав:

    "20. Свободный человек будет подвергаться штрафу за малый проступок только сообразно роду проступка и за крупный проступок не иначе, как соразмерно важности про­ступка: при нем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество <...>

    1. Ни один свободный человек не может быть аресто­
      ван, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объяв­
      лен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обез­
      долен, и мы не пойдем на него и н<г пошлем на него иначе как
      по законному приговору равных ему и по закону страны.


    2. Никому не будем продавать права и справедливости,
      никому не будем отказывать в них или замедлять их.


    42. Каждому пусть будет впредь позволено выезжать из нашего Королевства и возвращаться в полной безопасно­сти по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам; изъя-

    1Два правовых документа отмечают эту эпоху — MagnaCarta, Вели­кая хартия вольностей 1215 г., вынужденно дарованная английским королем Иоанном Безземельным баронам и горожанам, и флорентий­ские OrdinamentidellaGiustizia, Установления Справедливости 1292 г. Однако представляется, что значение этих действительно историчес­ких документов преувеличивается "учебниковой традицией" в ущерб другим хартиям. В своих прежних работах мы касались этой проблемы. См.: Ковлер А. И., Смирнов В. В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С. 115—131; Ковлер А. И. Городские коммуны Средневековья // Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. М., 1995. С. 62—80.

    292 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    тие делается в интересах общей пользы Королевства толь­ко для некоторого краткого срока в военное время; из сего изъемлются заключенные и лишенные прав по закону Коро-левства<...>

    45. Мы будем назначать судей, констеблей, -шерифов и бэйлифов лишь из тех, которые знают закон Королевства и имеют желание добросовестно его исполнять"1.

    Напомним, что на дворе был 1215 год.

    Однако при всем очевидном "исторически прогрессив­ном" характере городского права нельзя не отметить его сословно-цеховой доминанты. В той же Великой хартии воль­ностей основной массив норм адресован епископам, баронам, купцам. Человеку вообще ("свободному человеку") посвяще­но всего несколько приведенных выше статей. Два других исторических документа, появившихся на Британских ост­ровах -- Билль о правах (1689) и Акт о дальнейшем ограни­чении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей под­данного (1701), венчающих эту эпоху, касаются, в основ­ном, институциональных аспектов обеспечения гражданских прав и свобод (что само по себе чрезвычайно важно), но в них мы не найдем ни одного упоминания о суверенности лич­ности как таковой.

    Горожанин имел определенный набор прав, привилегий и обязанностей именно в силу принадлежности к той или иной корпорации, гильдии, к тому или иному цеху. Между цехами же существовала определенная иерархия (во Фло­ренции, например, были "старшие" и "младшие" цехи), ко­торая переносилась и на социальные структуры (в той же Флоренции различались popolograssoи popolominuto -"жирный" и "тощий" народ). С возрождением римских муни­ципальных традиций возрождался и институт клиентелы -достаточно обратиться к "Истории Флоренции" Н. Макиа­велли, где описаны бесконечные погромы домов гвельфов и гибеллинов силами городской черни, находящейся в клиент­ских отношениях с богатыми горожанами. Эта в общем-то

    1 Цит. по: Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 4.


    293
    Глава 8. Европейский homo juridicus

    все еще феодальная иерархичность лишает личность того статуса и величия, который ей предрекали великие гумани­сты Возрождения. Личность в целом пока еще не автономна и по многим параметрам своего правового бытия лишена самостоятельности.

    Городское право, тем не менее, подготовило великий пе­реворот в правах человека, совершенный так называемыми буржуазными революциями1. Этот переворот был подготовлен учением о естественном праве и идеями Просвещения.

    О значении естественного права, и особенно его рацио­налистической вариации, мы уже говорили в главе, посвя­щенной теоретическим истокам антропологии права. Тем не менее хотелось бы заострить внимание на нескольких мо­ментах.

    Первой проблемой, с которой пришлось столкнуться ра­ционалистам, было освобождение от догматической схолас­тики тысячелетней канонической и светской правовой тра­диции, а также от моральной теологии, довлеющей над пред­ставлениями о правах человека. В преодолении схоластики, "очеловечевании" публичного права выдающуюся роль сыг­рал Г. Гроций, выделивший в природе человека societatisappetitus - - стремление людей к свободным отношениям с себе подобным; в общественной жизни люди хотя и не пре­одолевают до конца эгоистические наклонности, но эти на­клонности ослабляются; по этой причине люди объективно заинтересованы в новых правовых формах организации об­щественного бытия. Эта идея самостоятельности, самозна­чимости общественного бытия человека имела, конечно, скры­тую атеистическую подоплеку. Сложнее было преодолевать положения моральной теологии в сфере частной жизни. Э. Ан-нерс замечает по этому поводу: "Медленнее всего освобож­дение происходило в той сфере, где христианская правовая традиция в течение долгого времени была сильнее всего,

    Ввиду тематической обширности этого сюжета и безбрежного моря литературы, мы сконцентрируем свое внимание лишь на пробле­мах, имеющих непосредственное отношение к антропологии пози­тивного права, делая при этом самые необходимые библиографи­ческие сноски.

    294 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    например в области семейного и уголовного права"1, т. е., добавим от себя, в тех отраслях права, которые составляют, как мы не раз отмечали, terraindechasse(охотничье поле) антропологии права. И вот здесь выдающуюся роль сыграл Самуэль фон Пуфендорф, чей вклад в развитие антрополо­гии права, повторим, явно недооценен. Чтобы не навязывать своего мнения, приведем еще раз оценку Э. Аннерса: "В то время как Гроций был связан авторитетом и традиционной христианской моральной теологией, Пуфендорф рассматри­вал проблему в прямой связи с современной ему действи­тельностью, используя последнюю в качестве материала для своих рассуждений. Он также брал примеры из жизни дру­гих народов. Таким образом, Пуфендорф является первым представителем антропологического метода исследования, а равно и сравнительного правоведения, которое стало раз­виваться в постоянном и быстром темпе в XVIII в., хотя от­цом-основателем этой науки считается Монтескье"2.

    Следует воздать должное и двум немецким правоведам. Первый, Христиан Томазий (1655—1728), задавшийся целью создать секуляризированное естественное право, является автором известного изречения "Homo animalrationaleest" ("Человек есть разумное существо"). Для него естественное право — продукт разума человека, а не jusdivinum'a, т. е. божественного права. Второй, Христиан Вольф (1679—1754) применил, подобно Спинозе и Декарту в философии, слож­ные математические и геометрические методы анализа в юриспруденции, создав систему этических норм в своем глав­ном труде "Описание естественного права научным мето­дом" (1754).

    Рациональная волна в естественном праве наложилась на волну философской антропологии, в результате чего, как видим, в правоведении произошла тихая революция (по срав­нению с шумной революцией в философии, более доступной читающей массе), результатом которой было создание ново­го метода правовой науки, в которой под влиянием идей Про-

    1 Анкере Э. История европейского права. Пер. со шведск. М., 1994. С. 226.

    2 Там же.



    295

    Глава 8. Европейский homo juridicus

    свещения сформировался иной взгляд на человека, его мо­раль и общественное бытие, чем тот, который утвердился в каноническом и городском праве.

    Выдающуюся роль в утверждении этого нового метода сыграл И. Кант. Потрясающе его высказывание: "Две вещи наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивле­нием и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы раз­мышляем о них — это звездное небо надо мной и мораль­ный закон во мне"1. "Моральный закон во мне..." -- это по­чти толстовское "Царство божие внутри нас", только у Канта главный моральный императив человеческого существования, определяющий границы свободы себя самого и свободы дру­гих -- право. Право так же закономерно в человеческом об­ществе, как закономерен разум. Свобода вне права, зако­на—- это дикость, варварство, животное состояние: "Выс­шей среди... обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко ува­жать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно не­прикосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемля­ет право других и топчет его ногами! Право человека долж­но обеспечивать ему безопасность, оно сильнее всякого ору­жия и надежнее всех стен"2.

    Право, по Канту, основано на разуме, в нем, его "чис­тоте" и силе видел он глубокую суть права3. Право в своем единении с законом - - составная часть гражданского обще­ства. Только зрелое гражданское общество, усвоившее не­обходимость права, способно создать правовое государство. Но все начинается с практических отношений между людь­ми, где понятие права вытекает из понятия свободы. (Увы, эту истину не усвоили многие социальные экспериментато­ры прошлого и настоящего, ставившие на первое место Го-

    Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 3. М., 1997. С. 729. : Кант И. Из лекций по этике: Этическая мысль. М., 1988. С. 306. ; См.: Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998; Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 (переизда­ние первого издания 1902 г.).

    296 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    сударство и Власть и лишь в конце их мыслительной конст­рукции маячил маленький человечек.)

    По Канту, человек как субъект права выступает в трех качествах: как человек, наделенный свободой члена челове­ческого сообщества; как подданный, обладающий равенством с каждым другим, как гражданин, имеющий гражданскую и политическую самостоятельность. Нельзя не согласиться с С. С. Алексеевым, что под подданным Кант понимал "всяко­го, кто находится под законом", а под равенством -- именно правовое равенство.

    И еще одно замечание, важное для понимания канти­анской концепции "права человека": высшей ценностью пра­ва он полагал справедливость, основанную на принудитель­ном праве, т. е. праве, обязательном для всех, и отвергал сострадание в духе благотворительности как субстрат спра­ведливости. По этому поводу тонкий исследователь Канта Э. Ю. Соловьев пишет: "Не является ли этика Канта в значи­тельной своей части (и прежде всего как учение о категори­ческом императиве) вовсе не этикой, не аналитикой нрав­ственности, а полноценной теорией правосознания?"1

    Идеи Канта, как и идеи идеологов Просвещения, увен­чаны Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., пер­вого в истории человечества документа подобного рода и та­кой юридической силы (напомним, до сих пор Декларация входит составной частью во все французские конституции), который непосредственно обращен к человеку и ставит его в центр правового мироздания. Вчитаемся в этот документ, который мы приводим полностью, поскольку он органично вписывается в нашу тему.

    Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

    Представители французского права, образовав Националь­ное собрание и полагая, что невежество, забвение прав челове­ка или пренебрежение ими являются единственной причи-

    1 Соловьев Э. Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 188—189.



    297

    Глава 8. Европейский homo juridicus

    ной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и ис­полнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, ос­нованные отныне на простых и неоспоримых принципах, ус­тремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провоз­глашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

    Статья 1

    Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

    Статья 2

    Цель всякого политического союза -- обеспечение есте­ственных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

    Статья 3

    Источником суверенной власти является нация. Ника­кие учреждения, ни один индивид не могут обладать влас­тью, которая не исходит явно от нации.

    Статья 4

    Свобода состоит в возможности делать все, что не на­носит вреда другому: таким образом, осуществление есте­ственных прав каждого человека ограничено лишь теми пре­делами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

    Статья 5

    Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не можеть быть принужден делать то, что не предписано законом.

    298 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    Статья 6

    Закон есть выражение общей воли. Все граждане име­ют право участвовать лично или через своих представите­лей в его создании. Он должен быть единым для всех, охра­няет он или карает. Все граждане равны перед ним и по­этому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

    Статья 7

    Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных за­коном и в предписанных им формах. Тот, кто испрашива­ет, отдает, исполняет или заставляет исполнять осно­ванные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каж­дый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивле­ния он несет ответственность.

    Статья 8

    Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан ина­че, как в силу закона, принятого и обнародованного до совер­шения правонарушения и надлежаще примененного.

    Статья 9

    Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

    Статья 10

    Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нару­шает общественный порядок, установленный законом.

    Статья 11

    Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отве­чая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, пре­дусмотренных законом.



    299

    Глава 8. Европейский homo juridicus

    Статья 12

    Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

    Статья 13

    Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан ина­че, как в силу закона, принятого и обнародованного до совер­шения правонарушения и надлежаще примененного.

    Статья 14

    Все граждане имеют право устанавливать сами или че­рез своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, сле­дить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

    Статья 15

    Общество имеет право требовать у любого должност­ного лица отчета о его деятельности.

    Статья 16

    Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет раз­деления властей, не имеет Конституции.

    Статья 17

    Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения1.

    В антропологическом смысле французская Декларация существенно выигрывает по сравнению с американским Бил­лем о правах2, в котором (по меньшей мере на первых деся-

    1 Цит. по: Международные акты о правах человека. С. 32—34.

    2 Билль о правах представляет собой собрание поправок к Конституции
    США, первые десять из которых ратифицированы 15 декабря 1791 г.
    Остальные поправки были приняты и ратифицированы позже. Послед­
    няя из них, поправка XXVII, ратифицирована 7 мая 1992 г. См. иссле­
    дование последнего советского "диссидента поневоле" В. Г. Каленского:
    Каленский В. Г. Билль о правах в конституционной истории США: Ис-
    торико-критическое исследование. М., 1983.

    300 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    ти статьях) лежит отпечаток британского Билля о правах 1689 г. Приводим для самостоятельного анализа текст пер­вых десяти поправок к Конституции США, собственно и со­ставляющих основу Билля о правах.

    Билль о правах

    Поправка I

    Конгресс не должен издавать ни одного закона, относя­щегося к установлению религии либо запрещающего свобод­ное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

    Поправка 11

    Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться.

    Поправка III

    Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия его владельца; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установ­ленном законом.

    Поправка IV

    Право народа на гарантии неприкосновенности личнос­ти, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обыс­ков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту.

    Поправка V

    Ни одно лицо не должно привлекаться к ответствен­ности за преступление, караемое смертью, либо за иное по­зорящее преступление иначе как по представлению или об­винительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу во время



    301

    Глава 8. Европейский homo juridicus

    войны или опасности, угрожающей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвер­гаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свиде­тельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процеду­ры; частная собственность не должна изыматься для об­щественных нужд без справедливого вознаграждения.

    Поправка VI

    При всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастными судом присяжных того штата и окру­га, в котором преступление совершено; причем террито­рия такого округа должна быть определена законом зара­нее; при этом обвиняемый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на принудитель­ный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на по­мощь адвоката для своей защиты.

    Поправка VII

    По всем искам, основанным на общем праве, в которых цена оспариваемого иска превышает двадцать долларов, со­храняется право на суд присяжных, и ни один факт, рас­смотренный судом присяжных, не может быть пересмот­рен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе как в соответствии с нормами общего права.

    Поправка VIII

    Чрезмерные залоги не должны требоваться, чрезмер­ные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необыч­ные наказания не должны назначаться.

    Поправка IX

    Перечисление в Конституции определенных прав не дол­жно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.

    Поправка X

    Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдель-

    302 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    иых штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом1.

    Отметим, что основной акцент в этом документе дела­ется на судебную процедуру обеспечения и защиты прав граж­данина, что соответствует природе общего права. Действи­тельно, англо-американское право построено на судебном прецеденте. Английские юристы формировались не в универ­ситетах (там преподавали римское и каноническое право, ан­глийское право было впервые введено в Оксфорде в 1758 г.), а в судах, занимаясь юридической практикой2.

    Дальнейшее развитие позитивного права в плане зак­репления прав человека идет в лучших традициях энциклопе­дистов по пути систематизации, кодификации и совершен­ствования законодательства. И здесь, вместо того, чтобы доб­росовестно проанализировать положения таких выдающихся документов правовой мысли, как Гражданский и Семейный кодексы Наполеона, Гражданский кодекс Германии (знамени­тый BGB - - Biirgerliches Geselzbuch), "мы пойдем иным пу­тем", а именно, посмотрим, как в этих кодексах создавалась и создается новая правовая мифология человека и насколько адекватно отражает она правовое бытие человека. Занятие это менее благодарное, чем традиционный путь, но антропо­логия права требует несколько иных методов анализа права.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33


    написать администратору сайта