Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
§ 2. Зарождение и развитие идей срав. правоведения в древнем мире 25 Общие черты и особенности экономического, политического и общественного строя Афин и Спарты не могли не сказаться соответствующим образом на их правовой культуре и правовых системах. В процессе взаимосвязи и взаимодействия, тесного сотрудничества и противоборства происходил своеобразный "взаимообмен" правовыми идеями и институтами различных городов-государств, их взаимопроникновение в правовые системы друг друга. Анализируя данный процесс и особенности воспринимаемых различными греческими городами-полисами правовых институтов и идей друг от друга, современные зарубежные авторы по-разному оценивают их характер. Одни из них считают, например, что в данном случае имеет место обмен идеями и институтами, принадлежащими хотя и близким друг другу, но тем не менее значительно отличающимся друг от друга, вполне самостоятельным правовым системам. Другие же, наоборот, рассматривают данный процесс как процесс развития правовых идей, явлений, институтов и учреждений, происходящий в рамках одной и той же правовой системы, а именно — некоего единого правового пространства, вбирающего в себя общность и особенности правовых систем различных греческих городов-полисов. Как пишет в связи с этим В. Хуг, несмотря на то, что сейчас общепризнанным считается тот факт, что греческие города-государства весьма активно воспринимали друг у друга правовые идеи, институты и учреждения, причем иногда — полностью, чаще — ча-^- стично, тем не менее нельзя преувеличивать данный процесс. А кро-' ме того, его нельзя рассматривать как обмен сравнительно-право выми идеями и учреждениями, осуществляющийся между правовы ми системами разных стран. Это, по мнению автора, есть процесс, происходящий в рамках одной и той же правовой системы. Это —г процесс поиска и восприятия правовой системой и ее отдельными институтами своих собственных, но более совершенных форм1. Не вдаваясь в подробности данного вопроса, тем не менее следует отметить, что рассмотрение правовых систем разных городовт полисов в качестве единой системы неоправданно игнорирует их порой весьма существенные особенности, а также их вполне реальную, хотя и относительно самостоятельную жизнь. Кроме того, при этом не учитывается тот факт, как верно подмечено в отечественной литературе, что полисная система была одной из самых значи тельных, "практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира"2. Эта' практически может означать, что развитие сравнительно-правовых идей происходило в результате взаимосвязи и взаимодействия не"- только греческих городов-полисов, но и городов-полисов других регионов античного мира. В связи с этим нельзя не обратить внимание еще на одно, свидетельство существования и широкого применения идей сравнительного правоведения в Древней Греции и Риме, заключающееся в непрерывном влиянии греческого права на такую составную часть римского права, как право народов, или jus gentium. Право народов (jus gentium) представляло собой систему норм или правил поведения, регулировавших взаимоотношения, возникавшие между всеми слоями свободного римского населения. Известный исследователь римского права И. Б. Новицкий отмечал в связи с этим, что jus gentium как составная часть римского права в определенном смысле противостояла другой его составной части — jus civile — "исконному национальному древнеримскому праву", распространявшему свое действие исключительно на римских граждан — квиритов. Поэтому его еще называли квирит-ским правом. Что же касается jus gentium, отмечал автор, то с помощью этой "разновидности" римского права регулировались прежде всего имущественные отношения, возникавшие и между перегринами (иностранцами), и между римскими гражданами, и между теми и другими. Термином jus gentium римские юристы обозначали также и представляюшуюся им более широкой философскую категорию — право общее для всех народов1. С помощью права народов римлянами были введены также такие установления, которые касались вопросов войны и мира, рабства, международной торговли, "оснований царства" и др. Влияние греческого права на jus gentium осуществлялось разными путями: через воспринятие правом народов отдельных греческих правовых институтов и норм, через воспринятие им греческих правовых идей и доктрин и т. д. Но наиболее распространенным и влиятельным был второй путь. Это особенно проявилось, согласно выводам немецких исследователей, на ранних стадиях формирования и развития римского права. Именно в этот период правовые идеи и доктрины греков в наибольшей степени проявлялись и оказывали влияние на jus gentium, нежели какие бы то ни было их правовые институты или нормы2. По мере развития римского общества и государства влияние греческих правовых идей и доктрин не только сохранялось, но и совершенствовалось. Расширялась сфера воздействия греческого права на римское, совершенствовались его формы. Римские юристы, по замечанию исследователей, будучи в гораздо большей степе- 1 См.: Hug W. The History of Comparative Law. P. 110. 2 История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. С. 101. ни.: Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. С. 6. 2См.: Pollock А. (ed.). Ancient Law. L., 1906; Mitteis К. Komisches Privatrecht. Berlin, 1908. ни прагматиками в области права, чем теоретиками, умеющими гораздо лучше приспособить существующее право к нуждам повседневной действительности, применить его практически, чем теоретически его обосновать и объяснить, "тем не менее весьма сильно тяготели к греческому праву и в первую очередь греческим правовым теориям и доктринам"1. В связи с этим в западной учебной литературе по сравнительному правоведению (компаративистике) для подтверждения тезиса о сильном влиянии греческого права на римское, особенно в так называемый классический период его развития, рассказывается о том, что для изучения и использования греческого опыта в правотворческом процессе римляне посылали в Афины даже свою особую "законодательную комиссию" или "законодательный комитет". Хотя, справедливости ради, следует заметить, что не все историки и юристы, занимающиеся римским правом, это мнение разделяют. В. Хуг считает, например, это не чем иным, как придуманной легендой2. Такого же мнения, судя по всему, придерживаются К. Цвайгерт и X. Кетц, считающие, что римское право «вообще не дает примеров сравнительно-правовых "исследований", ибо для римских юристов превосходство их права и государственного устройства — как позже для английских юристов — было столь очевидным, что право других народов они оценивали очень низко»3. Однако, как бы там ни было, широко признанным фактом является то, что римское право в той его составной части, которая называлась jus gentium, постоянно подвергалось влиянию со стороны греческого права и не в последнюю очередь под его воздействием постепенно превращалось из сугубо национального в наднациональное или, как замечают некоторые авторы, "в максимальной степени денационализированное", "широко доступное многим народам мира право"4. Такая эволюция jus gentium, по мнению одного из экспертов в области римского права А. Мюирхэда, стала возможной благодаря органическому сочетанию двух основных факторов: с одной стороны, активного развития в этот период "сравнительной юриспруденции", а с другой — "разумной эволюции самого римского права"5. Важным свидетельством зарождения и развития сравнительно-правовых идей в Древней Греции и Риме, наряду с названными проявлениями, следует рассматривать также научные труды антич- ных философов, юристов, историков, при написании которых использовался сравнительно-правовой метод или же сравнительно-правовые идеи, принципы, наконец, сам сравнительно-правовой материал. Самые ранние сравнительно-правовые исследования, замечают по этому поводу К. Цвайгерт и X. Кетц, были обнаружены в Древней Греции. Они были связаны с особым интересом древнегреческих мыслителей к формам политико-правового устройства античного государства1. В своих знаменитых "Законах" Платон сравнивает законы различных греческих полисов и на основании этого сравнения предлагает конструкцию идеального государства, в котором действуют подходящие, с его точки зрения, для такого государства законы из числа всех им рассмотренных. В результате сравнительно-правового анализа законов различных городов-государств Платон приходит к выводу, что близка гибель такого государства, где закон, не имеет силы и "находится под чьей-либо властью". Там же, где закон действует, где он является "владыкой над правителями, а они — его рабы", Платон усматривает "спасение государства и все его блага, какие только могут даровать государствам боги". На основе огромного сравнительно-правового материала написана широкоизвестная работа Аристотеля "Политика". В ней, по свидетельству исследователей, использован сравнительно-правовой анализ конституционного законодательства 153 древнегреческих городов-государетв. , Приведем некоторые примеры использования сравнительного метода Аристотелем в данном труде. "Критский государственный строй, — пишет философ, — близок к лакедемонскому. Некоторые его черты не хуже, в большей же своей части он все же оказывается менее искусно созданным". Вероятно, лакедемонское государственное устройство "во многих своих частях явилось подражанием критскому...". "Сходство между критскими и лакедемонскими порядками заключается в следующем: для спартиатов земли обрабатывают илоты, для критян — периеки...". "В законодательстве Харонда, — анализирует Аристотель, используя при этом сравнительный метод, — нет нечего своеобразного, за исключением закона о судебном преследовании за лжесвидетельство... У Фалея своеобразен закон об уравнении собственности. У Платона — общность жен, детей и имущества, женские сесситии, а также закон о попойках... Есть законы Драконта, но он дал их для уже существовавшего государственного устройства"2. 1 Enzyklopдdie der Rechtswissenshaft. Hamburg, 1915. S. 304—318. 2 См.: Hug W. Op. cit. P. 130. 3 Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. Основы. М., 1995. С. 78. 4Hug W. Op. cit. P. 111. sMuirhead A. Historical Introduction to the Private Law of Rome. L., 1916. P. 216. 1 См.: Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 77—78. 2 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1984. С. 434, 435, Путем применения сравнительно-правового метода Аристотель делает свои выводы относительно лучших законов и нравов, лучшей ("правильной") формы государственного устройства, судебной системы, соотношения законного и и справедливого и др.1 Наряду с Платоном и Аристотелем сравнительно-правовой метод использовался и другими авторами. Среди них — древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст. Судя по дошедшим до нас фрагментам его сочинения под названием "О законах", автор широко использовал этот метод в сфере применения частного права. По мнению К. Цвайгерта и X. Кетца, научный подход Теоф-раста к исследованию государственно-правовых явлений имеет "весьма современный характер". Он выявляет общие принципы, лежащие в основе правопоряд-ков различных греческих полисов, и противопоставляет им отклоняющиеся от них нормы, сгруппировав их в особый раздел. Этот метод в новое время применил в отношении немецкого частного права в XIX в. Гирке. Но особенно наглядно это продемонстрировал в отношении кантонального частного права Швейцарии Е. Хубер2. Среди древнеримских авторов сравнительно-правовые идеи развивались и использовались, например, Гаем Юлием Цезарем в его "Записках о галльской войне". Гаем Саллюстием Криспом в его исторических произведениях "Заговор Катилины", "Война с Югур-той", в отрывках его сочинения под общим названием "История" и др. Используя сравнительно-правовой подход, Юлий Цезарь, в частности, анализирует не только общественный и политический строй галлов, но и характер существующих в разных частях Галлии обычаев, нравов и законов. Галлия, пишет он в работе "Галльская война", "по всей своей совокупности" разделяется на три части. В одной из них живут белый, в другой — аквитаны, в третьей — те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем — галлами. "Все они отличаются друг от друга особым языком, учреждениями и законами"3. Сравнительно-правовые идеи развивались также и другими древнеримскими и древнегреческими авторами. § 3. Развитие идей сравнительного правоведения в средние века С падением Западной Римской империи в V в. ушла в прошлое античная цивилизации, представлявшая собой высшее достижение древнего мира, а вместе с ней политические и государственно-правовые институты, господствовавшие в тот период. На смену данной эпохе пришли средние века, когда западноевропейское общество, по справедливому замечанию исследователей, "надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам"1. Однако падение Западной Римской империи, хотя и повлекшее за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, тем не менее не следует рассматривать как регресс в истории развития государственно-правовых идей, включая сравнительно-правовые, институтов и человечества в целом. Дело хотя бы в том, что развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых человеческих сообществ, этносов и народов, которые, несмотря на то, что уступали римлянам в политико-правовой культуре, сумели тем не менее создать "свои, неизвестные странам Востока и античному миру, исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни"2. В полной мере сказанное относится и к сравнительному правоведению — его идеям, методологии, институтам и учреждениям. Многие из его ранних проявлений, такие, например, как существование и функционирование в Древнем Риме "права народов" — jus gentium или проведение сравнительно-правовых исследований греческих государств-городов, с окончанием античной эры, несомненно, остались в прошлом. Но на смену им, а нередко и в их развитие, пришли новые, ранее не известные формы и проявления сравнительного правоведения, сформировались новые идеи в области сравнительно-правовых исследований, расширилась сфера и география активного применения сравнительного метода. Сравнительно-правовые исследования на протяжении последовавших за крушением Римской империи веков, хотя и с различной степенью интенсивности, но активно проводились и довольно широко использовались не только в государствах, примыкающих к бассейну Средиземного моря, но и во многих других странах Европы, Азии, а позднее — и Северной Америки. Одной из важнейших особенностей развития сравнительно-правовых идей, явлений, институтов и учреждений в указанный период является то, что они формировались и развивались не только на своей собственной, порожденной на данном отрезке времени 1 См.: Аристотель. Указ. соч.. Т. 4. М., 1984. С. 455, 481, 484, 506 и др. 2 См.: Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 78. 5 Античная литература. Рим: Хрестоматия. М., 1981. С. 212. 1 История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 / Отв. ред. О. А. Жидков и Н. А. Крашенинникова. М., 1996. С. 187. 2 Там же. основе, но и на основе рецепции или, иными словами, приспособления, адаптации римского права к новым историческим условиям, к новой государственно-правовой среде. Подчеркивая важность рецепции римского права для развития сравнительного правоведения в средние века, Р. Иеринг писал в своей работе "Дух римского права на различных ступенях его развития": "Три раза Рим диктовал миру законы, три раза приводил народы к единству". В первый раз, когда римский народ был еще в полной своей силе — к единству государства. Во второй раз после того, как этот народ уже исчез — к единству церкви. В третий же раз — "вследствие усвоения римского права в средние века — к единству права". В первый раз Риму это удалось сделать внешним принуждением — силой оружия, два других раза — силой духа. Всемирно-историческое значение и признание Рима, "схваченные одним словом", пояснял автор, "составляют преодоление принципа национальности идеей всеобщности"1. Плодом первой борьбы, отмечал Иеринг, которую Рим победоносно выдержал, было установление единства древнего мира. В Риме должны были встретиться все нити древней культуры, для того чтобы история могла прикрепить к этому узлу нити новой христианской культуры. Всемирное владычество Рима нашло свое оправдание в христианстве, которому оно проложило путь. Без централизующего языческого Рима не возник бы и христианский Рим2. Плодом второго всемирного владычества Рима было религиозное и нравственное воспитание новых народов. Римский народ уже давно исчез. "Это было лишь то самое место, из которого мир во второй раз получил свои законы, сами же законы не имели ничего общего с древним Римом"3. Когда же в третий раз новые народы приняли свои законы от Рима, то их дал им Древний Рим. Странное явление! — восклицал в связи с этим Иеринг. Мертвое право, пробуждающееся к новой жизни, право на чужом языке, доступное только ученым, наталкивающееся всюду в жизни на противодействие и все-таки завоевывающее себе доступ и победу! То, что не удалось во времена его существования, процветания и силы — "переродить права чуждых народов" — ему удалось совершить полтысячелетия спустя. Оно должно было сначала умереть для того, чтобы развернуться во всей своей силе. И в каких размерах оно развернулось! Вначале — не более как юридическая грамматика в руках ученых, оно вскоре подымается "на степень уложения для того, чтобы в конце концов после того, как внешний авторитет у него был оспорен и большей |