Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
частью отнят, поменять его на несравненно высший авторитет канона нашего юридического мышления"1. Не в том заключается значение римского права для нового мира, делал окончательный вывод автор, что оно временно считалось источником права, а в том, что "оно произвело полный внутренний переворот, преобразило все наше юридическое мышление. Римское право сделалось так же, как христианство, культурным элементом нового мира"2. Для многих государств, существовавших в средние века, оно стало неотъемлемой составной частью их правовой системы. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что проникновение римского права в национальные правовые системы и соответственно его влияние на процесс развития сравнительно-правовых идей в разных странах Европейского континента происходило далеко не всегда безболезненно и равномерно. Например, на ранних стадиях развития средневекового общества после падения Западной Римской империи и образованна на ее территории новых варварских государств сфера применения; римского права в этой части Европы резко уменьшилась. Римское право, согласно исследованиям отечественных и зарубежных историков, напротив стало еще шире использоваться на территории восточной части Империи и на юге, на территории проживания испано-романского и галло-романского населения. На территории Восточной Римской империи, отмечает В. Хуг, римское право оставалось весьма длительное время доминирующим. При Юстиниане оно было кодифицировано и стало впоследствии предметом интенсивного научного исследования и обсуждения с точки зрения его влияния на законодательство других регионов и стран3. Сужение сферы применения римского права на территории бывшей Западной Римской империи, а затем и во многих других регионах, находившихся некогда под властью римлян, объясняется многими причинами. Среди них на первом плане стоит низкий уровень материальной и духовной культуры новых народов и племен, которые были не готовы и не способны не только перенять, но и по-настоящему понять дух, принципы, сущность и самоценность римского права. Во времена жизни римского народа, вполне резонно замечал по этому поводу Р. Иеринг, "грядущее племя народов не было еще настолько зрело, чтобы принять из его рук ценный подарок, ему предназначенный". Требовалось еще много времени, чтобы они вы- 1 Иеринг Р. Указ. соч. С. 1. 2 Там-же. С. 2. 3 Там же. 1Иеринг Р. Указ. соч. С. 2. 2Нид V/. Ор. си. Р. 113. 3 ІЬїсі. росли до той высоты культуры и зрелости, когда появилась надобность в нем и понимание его. "Римское право ждало"1. Той формой, продолжал автор, в которой вновь появившиеся в результате передвижения по европейской территории и завоевательных войн племена им (римским правом) сперва овладели, "было принятие его как действующего уложения". Этот период "внешнего значения римского права был временем школьным, неудобным и нездоровым, но необходимым и полноправным, как переходная ступень"2. Однако даже во время падения римского права, умаления его "высшего значения" оно полностью не утрачивало своего влияния на другие правовые системы и институты права. Верным является утверждение о том, что несмотря на то, что на данном историческом этапе собственно римские, классические источники права в значительной степени вышли из употребления и оказались невостребованными, тем не менее римское право в его новых, "упрощенных и варваризованных формах" продолжало по-прежнему жить и оказывать воздействие на другие системы права3. В таком виде римское право, например, переплеталось и использовалось наряду с правовыми обычаями у франков, вестготов, и остготов, а также у других германских народов и племен. По сви-, детельству историков, в соответствии с приказами королей создавались даже специальные кодексы, вбиравшие в себя различные источники "варваризованного" римского права. Одним из таких кодексов был, в частности, широкоизвестный Кодекс короля вестготов Аларика II, составленный еще в начале VI в. В основу данного кодекса были положены некоторые, взятые в усеченном виде, статьи и параграфы Кодекса Феодосия, действовавшего в Восточной Римской империи с 15 февраля 438 г., а в Западной — с 1 января 439 г., а также законодательство других римских императоров, Институции Гая, Сентенции Павла и др. Для укрепления королевской власти использовались также иные источники римского права (Институции Ульпиана, Дигесты Юстиниана и др.), в которых власть императора рассматривалась в качестве высшего юридического авторитета, непререкаемой юридической силы и воли. "То, что угодно принцепсу, — говорилось, например, в Дигестах Юстиниана, — имеет силу закона. А именно, с тех пор как царским законом, который был дан в отношении его империя, народ предоставил свой империй и власть ему и всему в нем"4. Настоящее возрождение римского права во многих странах Западной Европы, его активное использование, причем не в ранних, а в его более поздних, "классических" формах1 начинается с середины XI —начала XII в. Соответственно с этого времени заметно усиливается его влияние на сравнительно-правовой процесс. Каковы причины этого явления? Чем была вызвана необходимость расширения и углубления процесса сравнительного изучения "мертвого" римского права и "живого" действующего права? Какие факторы лежали в основе усиления рецепции римского права в данный период? Причин и факторов много, и все они весьма разнообразны. Наряду, например, с материальными факторами, ассоциирующимися с оживлением экономической жизни европейского общества в этот период, в особенности торговли, и необходимостью опосредствования вновь возникающих отношений с помощью приспособленных для этих целей норм и институтов римского права, важное значение имели также духовные и социальные факторы. В силу того что европейское общество в это время, как правильно отмечается в исторической литературе, особенно остро нуждалось в правовой стабильности, правовом порядке и, соответственно, в распространении юридического образования и мышления, рецепция римского права, проявившего себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее в себе все необходимые регуляторы как для общества в целом, так и для отдельных его групп, стала объективной необходимостью и неизбежностью. Тем более, что в рецепции римского права и ее поддержке были заинтересованы господствовавшие в тот период в Европе институты, а именно — католическая церковь и королевская власть2. Католическая церковь рассматривала рецепцию римского права как средство поддержания канонического права и обоснования притязаний римских пап на мировое господство. Что же касается королевской власти, то она санкционировала в конечном счете рецепцию римского права с надеждой на то, что рецепция будет служить централизации государственной власти, а также юридизации и подчинению ее влиянию всей общественной и политической жизни каждой отдельной страны. Как показал исторический опыт, усилия католической церкви по поддержанию рецепции римского права и надежда королевской власти на ее положительный исход в полной мере оправдались. 1 Яеринг Р. Указ. соч. С. 10. 2 Там же. С. 11. 'История государства и права зарубежных стран. С. 196. 4Цит. по: Коптев А. В. Кодификация Феодосия и ее предпосылки // Древнее общество, 1996, № 11. С. 248. 1В западной литературе термины "древний" и "классический" иногда не только сопоставляются, но и противопоставляются. И не без оснований, поскольку "классические" формы римского права, не в пример "древним", оказали "решающее влияние на становление и развитие наших западных правовых традиций" (HicksSt. Comparative Law in Ancient Times: The Legal Process. P. 83). 2 См.: История государства и права зарубежных стран. С. 197. Римское право в его адаптированном к новым условиям виде в огромной мере способствовало укреплению позиций католической церкви и усилению роли канонического права. Последнее, вобрав в себя целый ряд институтов и норм римского права, неизменно провозглашалось как своего рода "преемник" римского права, как право, уходящее своими корнями в глубину веков римской истории, наконец, как право, согласно духу и предписаниям которого осуществляется внутренняя жизнедеятельность католической церкви1. "Церковь живет по римским законам", — таковой была формула, отражавшая отношение католической церкви к "модернизированному" римскому праву и к его рецепции. Наряду с укреплением позиций католической церкви через каноническое право в период средневековья рецепция римского права в значительной степени способствовала также усилению королевской власти в Европе, преодолению государственных и иных территориальных границ, становлению и развитию общей для многих европейских стран правовой культуры, традиций, системы юридического образования. Однако, несмотря на это, отношение к реципированному римскому праву в некоторых странах Западной Европы как в раннее Средневековье, так и в последующие века было не однозначным. Двойственное отношение к нему имело место, например, во Франции. Королевская власть для укрепления своих позиций, с одной стороны, ссылалась на ряд положений римского публичного права, использовала легистов в своем государственном аппарате. А с другой — весьма подозрительно относилась к тем его положениям, ко-' торые могли бы свидетельствовать о непроизвольном признании верховенства власти римско-германских императоров над властью французских королей. Исходя из этого, французские короли поступали следующим1 образом: признавали доктринальное значение римского права и од новременно ограничивали его практическое применение. Так, в XIII Щ. Людовик Святой прямо заявил в одном из своих постановлений, что/ римское право не должно рассматриваться во французском королев стве как обязательное, действующее право. Филипп Смелый запре-, щал практикующим юристам использовать римское право наряду С обычным правом. Даже Король Август специальным актом ограни чил преподавание римского права в Парижском университете на-*^ ряду с другими институтами и зарождающимися отраслями права." Преподавание римского права в Парижском университете было возобновлено лишь в 1679 г. с разрешения короля Людовика XIV2. Были и иные препятствия на пути рецепции римского права и, соответственно, на пути развития идей сравнительного правоведения в рассматриваемый период. Они имели как официальный характер (официальные запреты и ограничения), так и не официальный (борьба научных школ, социально-политических течений и пр.); проявлялись в той или иной мере как во Франции, так и в других европейских государствах. Например, в раннее Средневековье в Англии ее весьма сложная, запутанная, казуистичная правовая система не только не испытывала на себе действительного влияния римского права, но, напротив, длительное время всячески препятствовала проникновению в нее даже римского правового духа. Одна из причин этого заключалась в том, что сложившиеся в конце XIII в. замкнутые корпорации официально назначаемых судей, монополизировавших в своих руках правоприменительную деятельность по всей стране, выступали как ярые защитники создаваемого ими же самими общего права и как противники римского права. В последующие годы ситуация в этой стране, по свидетельству исследователей, несколько изменилась. Римское право выступало в качестве одного из важнейших источников английского права, наряду с каноническим правом. Однако вплоть' до XV в. оно так и не стало объектом научного, сравнительно-правового исследования и не способствовало в силу этого развитию в Англии в .данный период сравнительно-правовых идей1. Значительные препятствия на пути рецепции римского права и, соответственно, развития сравнительно-правовых идей имели место не только в Англии и во Франции, но и в Германии. Помимо "официальных" ограничений, имевших место в отдельных частях (землях) Германской империи на различных этапах ее развития, рецепция римского права в значительной мере сдерживалась также в силу борьбы различных общественно-политических течений и научных школ. В качестве одного из примеров можно сослаться на историческую школу права, зародившуюся в Германии в конце XVIII в. и исходившую из того, что любое национальное право есть не что иное, как порождение народного духа, что это — всегда ограниченное рамками "национальной идеи" и народного духа право. Это право, согласно такому представлению, свободно от какого бы то ни было влияния извне, в том числе и со стороны римского права, и по сути чуждо идеям сравнительного правоведения. Критикуя подобную позицию, Иеринг резонно замечал, что когда историческая школа права выставляет на первый план "идею национальности права, как исключительно верную и руководящую", она искусственно изолирует одну правовую систему от другой. А кроме того, она вступает в "вечно неразрешимое" противоречие с 'См.: HoUsworth Th. History of English Law. L., 1923. P. 175—206. 1 См.: Hazeltine J. Roman and Canon Law in the Middle Ages //"* Cambridge Medieval History, 1926, № 5. P. 697—704. 2 См. подробнее: История государства и права зарубежных стран. С. 304. "усвоением римского права", имея в виду, что римское право никогда не войдет в нашу науку и практику "через дверь национальности"1. Жизнь народов, рассуждал автор, не есть "изолированное стояние друг подле друга". Она, как и жизнь отдельных личностей, "есть общение, система взаимных соприкосновений и влияний". Она выступает как "громадный обмен, охватывающий все стороны человеческого бытия". Тот же самый закон, который имеет силу для мира материального, существует и для духовного, ибо жизнь есть "заимствование извне и внутреннее присвоение". Заимствование и ассимиляция —* вот те две основные функции, на существовании и равновесии которых основываются бытие и здоровье всякого живущего организма. Прекратить заимствование извне и "присудить организм к развитию изнутри значит умертвить его", ибо "развитие изнутри начинается только у трупа"2. ' Перенеся эти свои рассуждения на право, автор вполне оправданно настаивает на том, что живое, динамичное развитие любой национальной системы права единственно возможно лишь во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами права, в том числе с широким использованием реципированного римского права. Потеряло ли римское право свое значение в связи с принятием многочисленных законодательных актов в той или иной стране и развитием национального права? — спрашивает Иеринг, полемизируя со своими оппонентами — сторонниками исторической школы права. И тут же отвечает: нельзя при рассмотрении данной проблемы забывать, что "все эти новые законодательства", как материально, так и формально, основываются на римском праве. "Римское право, так же, как и христианство, греческая и римская литература и искусство, сделалось элементом нового мира, влияние которого отнюдь не ограничивается теми учреждениями, которые мы заимствовали из римского права"3. Наше юридическое мышление, продолжает автор, наш метод, наша манера созерцания, все наше юридическое образование "сделалось римским", если только выражение "римское" может быть приемлемо к чему-либо "всеобщеистинному". Следует иметь в виду, констатирует Иеринг; что римляне "имели лишь ту заслугу, что довели его развитие до высшего совершенства". Означает ли проникновение римского права во всю нашу правовую жизнь, в юридическую практику, задается вопросом ученый, что мы достигли вершин в его изучении и, соответственно, в его сравнительно-правовом применении? Так ли мы уверены в его постижении, что можем отказаться от его дальнейшего изучения и овладения им? Вряд ли. "Было время, что так думали, и в странах с новыми уложениями разорвали научную связь с римским правом". Опыт доказал поспешность этого предположения. Сомневаться в том, что изучение римского права окажется излишним, может только тот, подчеркивал автор, кто считает "новые народы осужденными на вечное научное несовершеннолетие в области права". Путем римского права, но превзойдя его, формулировал свой окончательный вывод Иеринг: "вон от него — вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права для нового мира"1. Это означает, что как для раннего Средневековья, так и для более поздних столетий постижение римского права никогда не было самоцелью. По своей природе и характеру оно никогда не противопоставлялось ни общему, ни каноническому, ни обычному, ни национальному (на более поздних этапах развития общества) праву. Несмотря на явные или мнимые препятствия и трудности, которые встречались на его пути, оно всегда пробивало себе дорогу и в качестве своеобразного, широкопризнанного образца для подражания и непременного преодоления в новых условиях, как средство совершенствования государственно-правовой и общественно-политической жизни отдельных правовых институтов и систем. Римское право независимо от того, воспринималось ли оно в его первозданном ("древнем") или классическом варианте, вульгаризо-ванном или цивилизованном виде, всегда выступало как способ преодоления узконационального юридического изоляционизма и провинциализма, как средство для стимулирования и применения сравнительно-правовых идей. Решая проблемы рецепции римского права, думая над тем, какие его принципы, нормы и институты могут оказаться полезными для той или иной национальной системы права, приемлемыми для нее, а какие не являются таковыми, любой исследователь или законодатель неизбежно сталкивается с необходимостью сравнения римского (его сопоставления или противопоставления) с действующим в данный момент правом. Таким образом он осознанно или неосознанно вовлекается в сферу сравнительного правоведения. В силу этого следует особо подчеркнуть, что история развития рецепции римского права является неотъемлемой составной частью истории развития всего сравнительного правоведения. Данный тезис представляется верным не только для средневекового периода развития сравнительного правоведения, но и для всей истории государства и права. Однако история развития идей, как и самого сравнительного правоведения в средние века и в последующие годы, отнюдь не сводится только к репепции римского права. Сравнительно-правовые идеи развивались одновременно и апробировались также на базе самих национальных систем права. В процессе развития общества, 1 Иеринг Р. Указ. соч. С. 4. 2 Там же. С. 5. 3Там же. С. 11—12. 1Иеринг Р. Указ. соч. С. 12. государства и права, в ходе расширения торговых и иных отношений между странами неизбежно возникала необходимость и потребность не только в использовании доведенных до своего совершенства различных институтов, принципов и норм "мертвого" римского права, но и в заимствовании отдельных положений и институтов живого, действующего в различных государствах средневекового и более позднего периода права. Такая необходимость и потребность особенно остро ощущалась в связи с кодификацией и унификацией различных отраслей права и прежде всего гражданского права. Яркой иллюстрацией влияния одних правовых систем или их отдельных актов и институтов на другие может служить Гражданский кодекс Франции 1804 г. или, как его чаще называют, Кодекс Наполеона. Принятие и введение в действие этого фундаментального по своей природе и характеру акта оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие законодательства Франции, но и на правовые системы других стран. Причин для этого, согласно мнению западных экспертов, было несколько. Среди них называют, во-первых, гибкость и универсальность Кодекса Наполеона, вобравшего в себя, с одной стороны, широкие права и свободы граждан, провозглашенные французской революцией, и ее "просвещенный энтузиазм", а с другой — принципы права, которые постепенно формировались судами еще с древних времен, а затем тщательно разрабатывались и совершенствовались юристами XVII и XVIII вв1. Во-вторых, реализм и прагматизм Гражданского кодекса Франции, отвечавшего нуждам и интересам господствовавшей в XIX в. буржуазии и в то же время оставлявшего широкий простор "для различных вариантов его прогрессивного толкования"2. И в-третьих, обеспечение положений, содержавшихся в данном нормативно-правовом акте, реальной политической, культурной и интеллектуальной силой (властью). По мнению западного исследователя П. Кошейкера, Кодекс Наполеона, как и любой иной нормативный акт, воспринимался в других странах не только и даже не столько в силу своей простоты и высокопрофессиональной разработанности, сколько в силу своей политической и иной обеспеченности. Рецепция зарубежного права, пишет автор, это не столько вопрос его качества, сколько вопрос его реальной власти, возможности воздействия на общественные отношения. Рецепция становится возможной лишь тогда, когда воспринимаемое право "находится в силе" и обеспечивается или политическими средствами реально существующей и действующей власти, или же в крайнем случае — интеллектуальными и культурными средствами, как право государства, обладающего в настоящее время или обладающего до недавнего времени политическим и иным влиянием, наложившим свой заметный отпечаток на законодательство других стран1. Существуют и иные версии причин огромной популярности и широкой распространенности Кодекса Наполеона в других странах. Однако каковыми бы они ни были — спорными или бесспорными, обоснованными или необоснованными, неопровержимым доказательством является то, что данный юридический акт, будучи весьма заметным памятником правовой культуры, оказал огромное влияние на развитие сравнительного правоведения и законодательства многих стран. Так, вскоре после вступления в силу Кодекса Наполеона во Франции он распространил свое влияние на ряд земель Германии, на значительную часть зависимой от Франции территории Италии, на некоторые кантоны Швейцарии2. В период между 1804 и 1812 гг., как отмечают исследователи, Гражданский кодекс Франции был воспринят многими странами, находившимися под властью Франции в результате их оккупации. Идеи, заложенные в Кодексе Наполеона, продолжали доминировать в этих странах, особенно в сфере частного права, даже после того, как эти страны освободились от господства Франции и добились восстановления своего суверенитета. Влияние Гражданского кодекса Франции в первой половине XIX в. и в последующие годы распространилось также на законодательство Дании, Нидерландов, Португалии, ряда стран Северной Африки (Алжир, Тунис, Египет, Марокко), Ближнего Востока (Сирия, Ливан), Центральной и Южной Америки. После завоевания своей независимости от Испании многие вновь образованные государства Латинской Америки, нуждаясь в своих собственных гражданских кодексах, обратились прежде всего к Гражданскому кодексу Франции. Это считалось вполне естественным и понятным, поскольку он был по своей природе продуктом Великой французской революции, базировавшейся на тех же принципах, которые вдохновляли и латиноамериканских борцов за свободу, справедливость и независимость. Что же касается правовой системы Испании как государства-метрополии, которая по логике вещей казалось бы должна была по-прежнему доминировать в освободившихся странах, то она получила резкое отторжение, прежде всего, в силу политических и идеологических причин как правовая система колонизаторов. К тому же право средневековой Испании, по заключению историков и юрис- 1 См.: Zweigert К, Ketz Н. Ор. cit. Р. 101—102. 2 Ibid. Р. 102. тов, не было еще в тот период ни кодифицированным, ни унифицированным. В нем значительное место занимали местные правовые обычаи1. Идеи сравнительного правоведения в рассматриваемый период нашли свое отражение и развитие не только в рецепции римского права и практическом развитии законодательства ряда стран, но и в многочисленных научных исследованиях. Хрестоматийными для истории развития сравнительного правоведения в средние века в Европе явились работы английского •исследователя-компаративиста XV в. Фортескью, который впервые провел сравнение ряда законов Англии и Франции. По мнению специалистов в области истории государства и права, труды автора, в особенности такие как "Управление Англией" и "О похвале английским законам", грешат ничем не прикрытой тенденциозностью и необъективностью по отношению к французскому законодательству. В них предпринимается попытка доказать превосходство английской государственно-правовой системы над французской2. Однако, тем не менее, это был все же опыт сравнительного анализа двух наиболее развитых в тот период правовых систем. Сравнительному анализу правовых систем и институтов в Англии в XV—XVI вв. посвящались также работы и других авторов. В частности, определенную известность в свое время получила книга X. Гермейна "Доктор и студент", в которой предпринималась попытка сравнительного изучения общего и канонического права3. Известны работы В. Фулбеке, связанные со сравнительным анализом общего,-канонического и гражданского права4. Опубликованы были также произведения и других авторов, посвященные сравнительному анализу различных правовых систем. Однако несмотря на это, как не без оснований отмечает В. Хуг, весьма мало сомнений было и остается в том, что даже в начале XVII в. "средний европейский юрист был хорошо осведомлен лишь о правовой системе, действовавшей в его собственной стране, но, отнюдь, не за ее пределами". Юрист, имеющий дело с правовыми актами западной части Европейского континента, не был знаком ни с действовавшими за пределами его собственной страны германскими правовыми обычаями, ни с английским общим правом. В то же время английский юрист не имел никакого представления ни о германских обычаях, действовавших на континенте, ни о современном! ему римском праве5. Сравнительно-правовые исследования проводились на протяжении всего средневекового периода. Но наиболее четко сравнительно-правовые тенденции в юридической науке стали проявляться в период позднего Средневековья. Именно в этот период, как отмечают К. Цвайгерт И X. Кетц, "юриспруденцию стремились сделать элегантной". В связи с этим упоминаются работы юристов второй половины XVII в. Струве и Стрика, в которых проводилось сравнение и противопоставление римского и немецкого частного права. В эпоху Просвещения обычно давались ссылки на работы ученых Вольфа и Неттельблацта, которые, будучи сторонниками господствовавшей в Европе в тот период теории естественного права, занимались также проблемами сравнительного правоведения. От этих авторов, как полагают современные компаративисты, трудно было ожидать полной поддержки идей сравнительного правоведения, так как разделявшаяся ими доктрина естественного права не во всем согласовывалась с начавшей складываться теорией сравнительного правоведения. Поскольку доктрина естественного права, отмечали в связи с этим Цвайгерт и Кетц, имела "чисто спекулятивный характер и была выдвинута без привлечения каких-либо юридических материалов", то остается лишь гадать, в какой мере априорные выводы этих авторов были плодом "подразумеваемого или сравнительного правоведения"1. Сомнения Цвайгерта и Кетца относительно позитивного вклада сторонников естественного права в процесс развития сравнительного правоведения в данный период разделялись и другими авторами. Однако не следует забывать, что изучение проблем сравнительного правоведения не только с позитивной, но и с негативной целью его "разоблачения" и отторжения также является своеобразным вкладом. По крайней мере такой подход стимулирует разностороннее исследование проблем сравнительного правоведения. Кроме того, необходимо напомнить, что следующее поколение сторонников естественного права в лице таких его знаменитых приверженцев, как Монтескье, Гроций, Пуфендорф и многие другие, стремилось всячески использовать сравнительно-правовой метод, для того чтобы обосновать доктрину естественного права и его отдельные положения. Монтескье, например, познавая природу законов, являющихся, по его мнению, ничем иным, как отношениями, вытекающими из природы вещей, провел огромную работу по сравнительному анализу не только законодательства, но и географических и климатических условий жизни разных народов и стран. Вывод, к которому пришел автор на основе использования сравнительного метода, заключался в том, что "законы очень тесно связаны с 1 Cm.: Zweigert K., Ketz H. Op. cit. P. 117. 2 Ibid. P. 49. 3Cm.: Holdsworih Th. Op. cit. P. 266. 4 Cm.: Fxьbecke W. Parallele or Conference of Civil Law, the Common Law of this Realme of England. L., 1601. 5 Cm.: Hug W. Op. cit. P. 118. 1 Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 79. теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни". Это, несомненно, был вывод в духе естественного права, подтверждающий правоту исследователей, которые считают, что достижением эпохи Монтескье и других видных сторонников естественного права "стало не столько намерение систематически использовать сравнительное правоведение, сколько признание теоретической ценности самого метода"1. Учитывая значительный вклад Монтескье в развитие идей сравнительного правоведения, некоторые авторы, такие, например, как Гуттеридж, Кан-Фрейнд и Пейн считают его даже "вероятным основателем" или "пионером сравнительного правоведения"2. В этом утверждении есть доля правды, но только применительно к средневековому этапу развития идей сравнительного правоведения. При рассмотрении истории развития идей сравнительного правоведения в период Средневековья нельзя не вспомнить также о работах Бэкона, в частности, о его труде "О достоинстве и приращении наук", в котором он указывал на необходимость "освободиться от цепей" национального права для того, чтобы узнать его истинную ценность, а также развивал тезис о том, что свое собственное, национальное право не может и не должно служить критерием оценки самого себя. Такого рода положения и утверждения, несомненно, выходили за рамки сложившегося в рассматриваемый период юридического мышления и способствовали развитию идей сравнительного правоведения3. Значительную роль в развитии идей сравнительного правоведения в период Средневековья сыграли также отдельные работы немецкого философа-идеалиста Г. Лейбница, в частности, его трактат "Сфера применения права", а также научные труды многих других авторов. |