Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
§ 1. Противоречивый характер истории развития сравнительного правоведения Глубокое и всестороннее познание любой национальной правовой системы предполагает изучение ее не только самой по себе, но и в сравнении с другими существующими или ранее существовавшими правовыми системами. Обиходное утверждение о том, Что "все познается в сравнении", в полной мере может быть распространено и на право. Эта истина, ставшая доступной широкому кругу юристов-теоретиков и практиков лишь во второй половине XIX — начале XX в., когда сравнительное правоведение получило весьма бурное развитие, в значительной мере признавалась и раньше. Как утверждает французский правовед Рене Давид изучение иностранных правовых систем с использованием сравнительного метода осуществлялось всегда1. Это значит, что юристы разных стран всегда рассматривали свои собственные правовые системы не только с точки зрения их внутренних черт и особенностей, но и сквозь призму других правовых систем. С этим утверждением можно соглашаться или не соглашаться, но историческим фактом является, например, то, что тексты законов Солона Древней Греции и законов XII таблиц в Древнем Риме были написаны с широким использованием метода сравнительного правоведения. Не вызывает сомнения также и тот факт, что сравнение правовых обычаев во Франции позволило выделить принципы общего обычного права, а в Германии — немецкого частного права. В Англии метод сравнительного анализа использовался при сопоставлении общего права и канонического права. Процесс становления и развития сравнительного правоведения, как и любого иного сложного и многогранного явления, далеко не всегда проходил гладко. Сказывалось явное или кажущееся превосходство одних правовых систем над другими, прямое навязывание юридического мышления и правовых стереотипов одних стран (в частности, "великих" колониальных держав) другим странам, нако- 1 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. С. 26. 1 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. С. 25—26. нец, недооценка роли и значения правовых систем, сложившихся у одних наций и народов, другими нациями и народами. Западные авторы при этом отмечают, что подобного рода недооценки имели место в разные исторические периоды как в древнем мире, так и на более поздних этапах развития человечества. Считается, например, что в Римской империи на ранних стадиях ее развития сравнительный метод вообще не использовался, так как римские юристы, являвшиеся творцами права в тот период, слишком высоко оценивали свою правовую систему. Они считали свою правовую и политическую систему наилучшей, и это лишало их возможности уделять внимание зарубежным правовым и политическим системам. Цицерон, разделяя подобные взгляды, считал, что все правовые акты и нормы, которые не относились к римскому праву, являлись "беспорядочными, запутанными и довольно абсурдными". Встречавшиеся же в этот период ссылки на зарубежное законодательство имели скорее случайный, нежели систематический характер. Нередко их рассматривали не иначе, как в качестве некоего "теоретического развлечения". Обстоятельные исследования в области сравнительного правоведения появились в Риме гораздо позднее, а именно, в так называемую постклассическую эру, примерно в III—IV столетии нашей эры1. Недооценка роли и значения правовых систем одних стран и переоценка значимости правовых систем других стран случалась в более поздний период и в других государствах. В частности, это имело место в период расцвета абсолютизма (конец XV—XVIII в. в Англии), когда правовые обычаи, нормы, традиции, судебная практика и правовые статуты рассматривались сторонниками английской абсолютной монархии едва ли не как самые совершенные и неповторимые. Определенная недооценка правовых систем других стран прослеживается в высказываниях некоторых британских авторов и до сих пор. В одних случаях такие высказывания адресуются правовым системам, отдельным юридическим актам, традициям и обычаям бывших британских колоний. В других — правовым доктринам и концепциям, исторически сложившимся еще в средние века в Шотландии. Критика в таких случаях традиционно направляется против попыток их инкорпорации в существующую правовую систему Великобритании. Мы не должны способствовать инкорпорации в нашу правовую систему тех правовых концепций и доктрин, свойственных идеологическим и правовым системам других стран, которые "до сих пор не признавались английским общим правом", заявлял сравнительно недавно один из сторонников "чистоты" английского общего права лорд Диплок. Правда, при этом автор открыто не говорит о "несомненных преимуществах" правовой системы Англии перед правовыми системами других стран, не абсолютизирует ее. Более того, он склонен отрицать даже вполне очевидные в его рассуждениях проявления британского "юридического шовинизма" в пользу его "юридической терпимости и вежливости"1. Однако смысл его высказываний предельно ясен. Автор далеко не всегда жалует идущий полным ходом естественный процесс взаимного проникновения и влияния правовых систем одних стран на другие, процесс развития сравнительного правоведения. Аналогичное отношение к процессам взаимного влияния правовых систем друг на друга, а следовательно, и к проблемам развития сравнительного права проявлялось и в других странах. Так, в земельном законодательстве Пруссии конца XVIII в. содержались запреты при решении возникающих споров ссылаться как на мнения ученых-юристов самой Пруссии, так и на правовые доктрины и взгляды ученых-юристов из других стран2. В параграфе шестом Общего закона о земле Пруссии, принятом в 1794 г., предписывалось, в частности, чтобы "впредь любые решения по спорам, возникающим в области земельных отношений, решались без учета мнения (толкования) юристов или прежних юридических доктрин". В гражданском законодательстве некоторых кантонов Швейцарии прошлого столетия содержались сходные положения, имеющие своей целью защиту национального законодательства от чрезмерного влияния на него извне и сохраняющие в нем первозданную национальную чистоту. Так, например, основной кодекс (General Code) законов кантона Арглу 1856 г. предусматривал, что "суд не может выносить свои решения, используя при этом простую интерпретацию или широкое толкование положений, содержащихся в настоящем кодексе, и опираясь на нормы, традиции или доктрины любого зарубежного права". Аналогичные положения содержались также до недавнего времени в законодательстве (особенно гражданском) других кантонов Швейцарии и в правовых системах некоторых других стран3. Борьба за так называемую чистоту некоторых национальных правовых систем, с одной стороны, и недооценка роли одних и пе- 1См.: Zweigert К. К., Ketz Н. Introduction to Comparative Law. Oxford, 1992. P. 48. 'McShanon V. Rockware Glass Ltd (1978). A.C., 795, 811; The Abidin Daver (1984). AU E.R. P. 470, 476. 2 Cm.: Grossfeld B. The Strength and Weakness of Comparative Law. Oxford, 1990. P. 4—5. 3 Cm.: Meier-Hayoz A. Berner Kommentar zum schweizerischen Zivilrecht. Bern, 1962. реоценка значимости других правовых систем, с другой стороны, — все это вместе взятое, наряду с иными правовыми, социальными, экономическими, политическими причинами, не могло способствовать сближению социально-политических, экономических и правовых систем различных стран, установлению и укреплению связей между ними, а следовательно, возникновению потребности в сравнительном исследовании различных правовых систем и развитию сравнительного права. Однако современный мир, как справедливо замечает Рене Давид, уже не тот, каким он был в прошлом веке, "когда признавалось превосходство Западной Европы и когда казалось ясным, что международные связи должны быть организованы в формах, выработанных юристами романской традиции", доминирующей в прошлом и сейчас в Западной Европе1. Это же касается правовых систем и традиций любых других стран и регионов. Сравнительное правоведение должно базироваться на признании принципов равного статуса правовых систем, их паритета и взаимного уважения. Развитие сравнительного правоведения — это объективный по своей сути, естественный по своему характеру и эволюционный по своей форме процесс. Это процесс познания с помощью сравнительного метода существующей в различных странах, частях мира и регионах правовой материи. История развития сравнительного правоведения, справедливо отмечается в западной литературе, это весьма значимая составная часть общей истории развития идей. В отличие от истории развития права как таковой, представляющей собой адекватное отражение процесса естественного развития правовых институтов во времени, история развития сравнительного права выступает главным образом как история развития сравнительно-правовых идей продуцируемых в основном отдельными ин-дивидумами или группами индивидумов. Правда, при этом делается оговорка, свидетельствующая о коренном изменении положения дел, происшедшим за последнее столетие, о том, что эти идеи сравнительно недавно получили широкое распространение и вполне реальное воплощение в явлениях окружающего нас мира2. Говоря об объективности и естественности процесса развития сравнительного правоведения, следует обратить внимание, по крайней мере, на три важных для его общей характеристики и более глубокого понимания истории его развития момента. Во-первых, развитие сравнительного правоведения — это не стихийный, а вполне осознанный и целенаправленный процесс, обусловленный необходимостью и потребностью отдельных людей и всего общества в глубоком и разностороннем познании не только сво- ей собственной, но и существующей за пределами своей страны правовой материи. Элементы стихийности в развитии сравнительного правоведения значительно уменьшились, а соответственно осознанности и целенаправленности — увеличились особенно за последнее столетие, когда в различных странах мира, как и на уровне мирового сообщества, были созданы различные институты и учреждения, занимающиеся проблемами сравнительного правоведения. По вполне обоснованному мнению отечественного ученого В. А. Туманова, сравнительное правоведение оказалось в центре внимания в силу множества причин. Как отмечал автор еще в 80-е годы, в методологическом, теоретическом и практико-прикладном аспектах неоднократно указывалось на необходимость его развития. Данные вопросы активно обсуждаются во многих работах, на конгрессах, в научных учреждениях1. В самом общем плане, объективные предпосылки всего этого могут быть сформулированы следующим образом: сложность и многообразие правовой карты современного мира; появление на ней ряда новых правовых систем; динамика уже сложившихся правовых систем в результате их приспособления к изменяющимся условиям; "важная роль правовой проблематики в соревновании двух противостоящих общественно-политических систем, в идеологической борьбе современности"; широкое развитие международных экономических, научно-технических, культурных и иных связей. "Применительно к сравнению в рамках государств одного и того же типа важным стимулирующим фактором являются интеграционные процессы, широкое взаимное использование опыта"2. Указанные объективные предпосылки усиления внимания к сравнительному правоведению имели место более пятнадцати лет назад. В настоящее время представляется более правильным указать вместо идеологической борьбы двух противостоящих друг другу систем на несовпадение, а в ряде случаев и противопоставление экономических, социальных, идеологических и иных объективно присущих каждому отдельно взятому государству интересов. Вместо интеграционных процессов, которые имели место лишь в пределах государств и общественно-политических систем одного типа, в настоящее время все больше обращается внимание также на интеграционные процессы разных типов. Справедливости ради следует сказать, что нередко эти процессы существуют лишь в умах масштабно мыслящих, а точнее — космополитически настроенных исследователей, теоретически, но не в реальной жизни. Но это уже другой вопрос, который требует особого рассмотрения. 1 Давид Р. Указ. соч. С. 31. 2 См.: гюегд^ К., Шг Н. Ор. с^. Р. 48. 1 См.: Туманов В. А. О развитии сравнительного правоведения // Советское государство и право, 1982, № 11. С. 41. 2 Там же. Во-вторых, процесс развития сравнительного правоведения не изолирован от других, происходящих в обществе — экономических, политических, идеологических событий и явлений. Право и сравнительное правоведение как социальный феномен не могут существовать и развиваться сами по себе, не будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными другими социальными феноменами. Это — аксиома, многократно подтвержденная не только и даже не столько теоретически, сколько практически. Очевидным является тот факт, что чем выше уровень развития экономики, материальной сферы жизни общества, тем выше должен быть и уровень обслуживающей ее идеологии, права и политики. И наоборот. Соответствующим образом должна определяться необходимость и потребность во взаимодействии друг с другом экономических, государственно-правовых и общественно-политических институтов различных стран. А вместе с тем — необходимость и потребность в их сравнительном исследовании и использовании совместного опыта, накопленного в процессе их взаимодействия, а также правового и иного опыта отдельных стран. Из факта взаимосвязи процесса развития сравнительного правоведения с процессами развития других общественно-политических и государственно-правовых явлений, институтов и учреждений следует, что история и закономерности развития первого в значительной степени обусловливаются историей и закономерностями развития последних. И наоборот. История и закономерности развития неправовых явлений, институтов и учреждений подвергаются определенному, порою весьма сильному влиянию со стороны процесса эволюции правовых и сравнительно-правовых явлений, институтов и учреждений. В равной мере это же относится и к соответствующим идеям, предшествующим возникновению или же сопутствующим процессу развития правовых и сравнительно-правовых явлений, институтов и учреждений. Они также не существуют сами по себе. Правовые, равно как и сравнительно-правовые, идеи возникают и развиваются, как правило, в тесной связи с политическими, национальными, расовыми, экономическими и иными идеями1, возникающими и развивающимися в рамках того или иного отдельно взятого общества, или же на основе всего мирового сообщества. И в-третьих, процесс развития сравнительного правоведения — это многомерный (многоаспектный), сложный, далеко не прямолинейный и весьма противоречивый процесс. На основе ранее приведенных примеров прямого и косвенного противодействия сравнительному правоведению в разные времена можно сделать вывод о том, что его формирование и развитие проходило достаточно сложно. Вплоть до конца XIX — начала XX в., а в некоторых странах и гораздо позднее, доминировало стойкое предубеждение против идеи развития сравнительного правоведения, сопровождающееся негативным к нему отношением, а также полным или частичным его отрицанием. Разумеется, это не могло не сказаться негативным образом на процессе становления и развития сравнительного правоведения. Отрицательное отношение к процессу развития сравнительного правоведения, равно как и к самому сравнительному правоведению, его полное или частичное отрицание — это, несомненно, крайность. Однако это лишь одна сторона процесса развития сравнительного правоведения, порожденная непониманием учеными и политическими, деятелями, отрицательно относящимися к сравнительному правоведению, своих собственных национальных интересов, а также — природы и закономерностей его становления и развития Государственный и правовой изоляционизм, ассоциирующийся с национальным и общественно-политическим провинциализмом, никогда еще не приводили ни один народ даже к среднему уровню развития. Но в истории формирования и развития сравнительного правоведения есть и другая, не менее пагубная для его успешной эволюции сторона. А именно — искусственное форсирование процесса развития сравнительного правоведения, готовность ускорить его, наряду с интеграцией различных наций и народов, чуть ли не насильственным путем. Характерны в этом плане рассуждения известного немецкого юриста второй половины XIX в. Р. Иеринга. Автор в принципе правильно ставил вопрос о необходимости и целесообразности заимствования лучших правовых и иных институтов одних народов у других, о.важности международного культурного, научного и торгового обмена и, как следствие этого, о необходимости развития сравнительного права1. В своей не утратившей и поныне актуальности работе "Дух римского права на различных ступенях его развития" Иеринг писал: "Кто хочет удержать нас от принятия чужих законов и учреждений, пусть также запретит нам заимствовать что бы то ни было из чужой культуры, пусть прикажет, чтобы влияние, которое оказало изучение древности на новую культуру, получило обратный ход. Вопрос об усвоении чужих учреждений права не есть вопрос национальности, но просто вопрос пользы и нужды. Никто не будет доставать издалека то, что у него дома так же хорошо или лучше. 'Cm.: Abel R. Comparative Law and Social Theory // The American Journal of Comparative Law, 1978, vol. 26. P. 219—224. 1 Об этом обстоятельно говорится во многих отечественных и зарубежных источниках, в частности, в материалах, посвященных 150-летию со дня рождения Р. Иеринга (Ihering Erbe. Gцttinger Symposion zur 150. Wiederkehr des Geburtstags von Rudolph von Ihering. Gцttingen, 1970). 12 Гл. I. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения |