Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды суждений по характеру предиката.

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница12 из 37
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   37
    объединенной^лйссификации суж­дений по их количеству и качеству. Возможны четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и Частноотрицательные.

    Общеутвердителъными называются суждения, по количес­тву, т. е. по характеру субъекта, общие, а по качеству, т. е. ха­рактеру связки, утвердительные. Например: «Все адвокаты — юристы».

    Частноутвердительные суждения — частные по количес­тву, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые сви­детели дают достоверные показания».

    Общеотриг^ателъные суждения — общие по количеству, отрицательные по качеству. Пример: «Ни один обвиняемый не оправдан».

    Наконец, частноотрицательные суждения — частные по количеству, отрицательные по качеству. Пример: «Некоторые свидетели не дают верных показаний^

    Для формульной записи этих видов суждений в логике ис­пользуются гласные буквы двух латинских слов «affirmo» («утверждаю») и «nego» («отрицаю»). Конкретно они означают суждения:

    А — общеутвердительные,

    1. частноутвердительные,

    Е — общеотрицательные,

    О — частноотрицательные.

    Чтобы правильно понимать смысл суждений и правильно оперировать ими, необходимо знать распределенность тер­минов в них — субъекта и предиката.

    Распределенным считается термин, мыслимый во всем объ­еме; нераспределенным — если он мыслится не во всем объ­еме, а частично.

    В общеутвердительных суждениях (А): «Все S есть Р» — оубъект распределен, а предикат не распределен. Это видно на графической схеме (штриховкой отмечена степень их рас­пределенности) :




    Исключение составляют лишь случаи, когда суждение обще- выделяющее. Например: «Только люди — разумные сущест­ва на Земле». В них распределен не только субъект, но и предикат.




    В частноутвердительных суждениях (I): «Некоторые S есть Р» — субъект и предикат не распределены.
    Исключение составляют лишь случаи, когда субъект по объ­ему шире предиката. Например: «Некоторые смертные сущес­тва— люди», «Некоторые юристы — адвокаты». В них субъ­ект не распределен, а предикат распределен.

    В общеотрицательных суждениях (Е): «Ни одно S не есть Р» — субъект и предикат распределены.

    Наконец, в частноотрицательных суждениях (О): «Некоторые S не есть Р» — субъект не распределен, предикат распределен:

    Обобщая сказанное, можно вывести следующие закономер­ности, характеризующие^распределенность терминов в суж­дениях:

    а) субъект распределен в общих и не распределен в част­ных суждениях;

    б) предикат распределен в отрицательных и не распреде­лен в утвердительных суждениях.

    Знание распределенности терминов в суждениях имеет боль­шое значение в практике мышления. Оно необходимо, во-пер­вых, для правильного преобразования суждений и, во-вторых, для проверки правильности умозаключений (см. об этом ниже).

    Виды суждений по характеру предиката. Предикат суж­дения, будучи носителем новизны, может иметь самый раз­личный характер. С этой точки зрения во всем многообразии суждений выделяются три наиболее распространенные груп­пы: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.

    Атрибутивные суждения (от лат. attributum — свойство, признак), или суждения о свойствах чего-либо, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных

    свойств (или признаков). Например: «Все республики бывше­го СССР объявили о своей независимости»; «Содружество Не­зависимых Государств (СНГ) непрочно». Поскольку понятие, выражающее предикат, имеет содержание и объем, атрибу­тивные суждения могут рассматриваться в двух планах: со­держательном и объемном. •

    В содержательном плане это суждение о том, обладает или не обладает предмет мысли какой-либо совокупностью свойств или отдельным свойством. В зависимости от этого различают­ся две разновидности атрибутивных суждений. В одной из них предикат выражен конкретным понятием, т. е. понятием

    о самих предметах и явлениях в строгом смысле этого слова. Например: «Ртуть — металл» (т. е. она обладает всеми свой­ствами металлов).

    В другой разновидности предикат — абстрактное понятие. Например: «Ртуть электропроводна» (т. е. она обладает отдель­ным свойством электропроводности). Нетрудно, однако, заметить относительность различий между этими разновидностями. До­статочно сравнить следующие пары суждений: «Человек — мыс­лящее существо» и «Человеку свойственно мыслить»; «Всякое преступление — общественно опасное деяние» и «Всякое пре­ступление обладает общественной опасностью».

    В объемном плане атрибутивные суждения — это суждения о том, входит или не входит предмет мысли в тот или иной класс предметов. Они именуются тогда «суждениями включения (или невключения) в класс предметов». В зависимости от объемных отношений различаются тоже две их разновидности. Для одной характерно включение (или невключение) подкласса в класс. Например: «Все металлы электропроводны» (здесь подкласс ме­таллов включается в класс электропроводных веществ). В дру­гой устанавливается принадлежность (или непринадлежность) элемента классу: «Данное вещество — металл». В символичес­кой логике те и другие суждения выражаются формулами: S с Р (читается: объем S входит в объем Р) и S еР (читается: S принадлежит Р).

    Правда, грань между этими двумя разновидностями суж­дений включения (невключения) в класс также относительна. Например, «Все металлы электропроводны» означает, что любой предмет, являющийся элементом класса металлов, яв­ляется также элементом класса электропроводных веществ.

    Реляционные суждения (от лат. relatio — отношение), или суждения об отношенйяхчего-либо к чему-то, раскрывают на­личие или отсутствие у предмета мысли того или иного отно­шения к другому предмету (или нескольким предметам). По­этому они обычно выражаются специальной формулой: х R у, где ж и у — предметы мысли, a R (от relatio) — отношение между ними. Например: «СНГ не равно СССР», «Москва боль­ше Санкт-Петербурга».

    У реляционных суждений тоже есть свои разновидности. Одну из них составляют суждения об отношениях между двумя пред­метами Например: «Рязань меньше Москвы», «Знания подо­бны деньгам» (чем больше их имеешь, тем больше хочется иметь); «Даже самые незначительные проступки порождают великие преступления». Или, как подметил Козьма Прутков, «легче дер­жать вожжи, чем бразды правления». В отличие от «одномест­ного» предиката атрибутивных суждений предикат в них назы­вается «двухместным». Другая разновидность реляционных суж­дений — суждения об отношениях между тремя и более предметами. Например: «Рязань находится между Москвой и Тамбовом». Предикат здесь — «многоместный».

    Относительность различий между атрибутивными и реля­ционными суждениями проявляется в их способности превра­щаться друг в друга. Так, атрибутивные суждения можно пред­ставить как частный случай реляционных, поскольку в них связка «есть» («не есть») раскрывает отношение тождества (принадлежности, включения и т. д.) между мыслимыми в S и Р предметами. А реляционное суждение, в свою очередь, можно представить как частный случай атрибутивного.

    Примеры. Суждение «Все металлы электропроводны» мож­но превратить в суждение «Все металлы подобны электро­проводным телам». В свою очередь, суждение «Рязань мень­ше Москвы» можно превратить в суждение «Рязань принад­лежит к городам, которые меньше Москвы». Или: «Знания есть то, что подобно деньгам». В современной логике есть тенден­ция свести реляционные суждения к атрибутивным.

    Экзистенциальные суждения (от лат. existentia — сущес­твование^,’или суждения” о существовании чего-либо, это та­кие, в которых раскрывается наличие или отсутствие самого предмета мысли. Предикат здесь выражается словами «су­ществует» («не существует»), «есть» («нет»), «был» («не был»), «будет» («не будет») и др. Например: «Дыма без огня не быва­ет», «СНГ существует», «Советского Союза нет». В процессе судопроизводства решается прежде всего вопрос, имело ли место событие: «Преступление есть» («Доказательств нет»).

    Несомненно, экзистенциальные суждения обладают опреде­ленной спецификой. Однако их целесообразнее рассматривать как частный случай атрибутивных суждений. Так, суждение «СНГ существует» означает, что «СНГ обладает свойством существо­вать», или в объемной трактовке: «СНГ принадлежит к классу существующих межгосударственных объединений». Вот почему в последующем логическом анализе экзистенциальные сужде­ния самостоятельно не рассматриваются.

    Познавательное значение рассмотренных видов суждений по характеру предиката трудно переоценить. В атрибутивные суждения облекаются знания о все новых открываемых свой­ствах бесконечно разнообразных предметов мысли. Например, Пьер и Мария Кюри установили, что полоний, как и уран, обладает свойством радиоактивности, и тем самым значительно расширили горизонт наших знаний. Выявление тех или иных свойств исследуемых предметов или особенностей тех или иных лиц важно, например, в криминалистике.

    В реляционных суждениях отражается бесконечное богатство отношений между предметами мысли: пространственные и вре­менные, природные и социальные, а среди социальных — про­изводственные и непроизводственные (политические, нравствен­ные, религиозные, семейные и т. д.). С их помощью выражается вся гамма правовых отношений между людьми: отношения кре­дитора и должника, продавца и покупателя, начальника и под­чиненного, родителей и детей, участников судебного процесса и др. Например: «Иван взял взаймы у Петра», «Петров заклю­чил договор с Сидоровым», «Судья задал вопрос свидетелю».

    Особое значение имеют экзистенциальные суждения. Пер­вое, с чем сталкивается человек в своей практической дея­тельности, — это существование (или отсутствие) тех или иных предметов и явлений, с которыми он имеет дело. И в настоя­щее время нас волнуют вопросы, есть ли жизнь на других планетах, есть ли другие разумные существа во Вселенной, существуют ли «снежный человек», «биополе», «телепатия»,

    «полтергейст» и многое другое. В судебной практике установ­ление факта преступления, трудового или гражданского спо­ра— начало всего последующего разбирательства.

    Знание особенностей атрибутивных, реляционных и экзис­тенциальных суждений имеет, таким образом, важное значе­ние для всякого человека вообще и юриста в частности. j Виды суждений по модальности. В заключение — еще одно деление простых суждений на виды — по модальности (от лат. modus — образ, способ). Юристам хорошо известен основан­ный на этом слове юридический термин «modus vivendi». Под ним имеется в виду определенный образ жизни или способ существования. Это такая совокупность условий, при которой возможны пусть временные, но более или менее нормальные, мирные взаимоотношения сторон (если при сложившейся си­туации нельзя добиться постоянного или исчерпывающего их соглашения между собой).

    Логический же термин «модальность суждений», тоже про­изводный от слова «modus», означает, что помимо основного конкретного содержания всякое суждение так или иначе не­сет с собой дополнительную смысловую нагрузку. Это инфор­мация об объективном характере (или способе) связи между субъектом и предикатом, раскрываемой в суждении, о субъ­ективном отношении к ней человека, характере и степени до­стоверности заключенного в суждении знания и т. д. В рус­ском языке модальность суждения выражается посредством огромного множества слов, таких как «возможно», «разреше­но», «ценно» и им подобных, а также их отрицаний: «невоз­можно», «не разрешено» и др. Они называются в логике мо­дальными операторами. Нередко их заменяет контекст.

    Наиболее важными и распространенными выступают такие виды модальности, как алетическая, деонтическая, аксиоло­гическая и эпистемическая.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   37


    написать администратору сайта