Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование и особенности сложных суждений.

  • Виды сложных суждений по характеру логического союза.

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница13 из 37
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   37
    (’ Алетическая, или истинная, модальность (от греч. aleteja — истина) выражает характер связи между мыслимыми пред­метами, а следовательно, между субъектом и предикатом суж­дения.'. Модальными словами в русском языке служат «воз­можно» , «необходимо», «случайно» и их синонимы.

    С точки зрения алетической модальности различают сле­дующие разновидности суждений:

    а) ассерторические суждения, или суждения о факте, дей­ствительности чего-либо. Например: «Россия переходит к ры­ночной экономике». В таких суждениях модальность не выра­жена, а констатируется лишь самый факт чего-либо.

    б) проблематические суждения, или суждения о возмож­ности чего-либо. Например: «Россия может перейти к рыноч­ной экономике»;

    в) аподиктические суждения, или суждения о необходимости чего-либо. Например: «Россия по необходимости перейдет к рыночной экономике».

    Разумеется, различия между этими разновидностями отно­сительны. Возможное способно стать необходимым, необходи­мое случайным и т. д.

    Во взаимоотношениях модальных суждений можно подме­тить определенные закономерности, например несбалансиро­ванность (несимметричность). Так, что действительно, то и возможно, но не наоборот; то, что необходимо, то и действи­тельно, но не наоборот.

    Деонтическая, или нормативная, модальность (от греч. deon —нужное, должное) относится непосредственно к дея­тельности людей, нормам их поведения в обществе — как нрав­ственным, так и правовым. Она выражается в русском языке с помощью таких слов, как «разрешается», «запрещается», «обязательно» и их аналогов. В зависимости от характера со­циальных норм деонтическая модальность имеет разновид­ности. Так, любое правоотношение, как «двуликий Янус», пред­полагает, с одной стороны, какое-либо право, а с другой — соответствующую обязанность. Поэтому недаром говорят: «Нет прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав». С уче­том этого принципа вся совокупность правовых норм может быть разбита на две важнейшие группы: уполномочивающие (или запрещающие) и обязывающие нормы. Отсюда по край­ней мере две основных разновидности деонтической модаль­ности:

    а) суждения о наличии (или отсутствии) какого-либо права. Они формулируются с помощью слов «разрешено», «запреще­но», «вправе» и др. Например: «Каждый имеет право на жизнь»; «В Российской Федерации признается идеологическое многооб­разие» (правопредоставляющие нормы). Или: «Принудительный труд запрещен»; «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»; «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной...» (правозапреща­ющие нормы). Модальное слово может и отсутствовать: «Труд свободен». Диалектика наличия-отсутствия прав отражена в из­вестной формуле: «Разрешено все, что не запрещено законом». Правда, она предполагает наличие правового государства, обла­дающего развитой системой законодательства, которое охваты­вало бы все сферы общественной жизни и, следовательно, четко очерчивало бы «запретную зону». Распространяясь лишь на от­дельных граждан и их объединения, она дополняется формулой «Запрещено все, что не разрешено законом» для должностных лиц и государственных органов;

    б) суждения о наличии (или отсутствии) какой-либо обя­занности. Они формулируются посредством слов «обязан», «должен», «необходимо» и др. Например: «Государственные органы... обязаны всемерно содействовать профессиональным союзам в их деятельности»; «Основное общее образование обя­зательно» (правообязывающие нормы). Без модального слова: «Право частной собственности охраняется законом».

    Между правами и обязанностями должна быть так называ­емая деонтическая сбалансированность. Под ней разумеется соответствие каждому праву какой-либо обязанности, а каж­дой обязанности — какого-либо права. В противном случае правовая система может быть неэффективной.

    • Эпистемическая, или познавательная, модальность (от греч. episteme — знание) означает характер и степень достоверности знания. Она выражается при помощи слов: «доказуемо», «не­доказуемо», «опровержимо» и им подобных* В связи с этим можно выделить по крайней мере тоже две основных разно­видности суждений эпистемической модальности:

    а) суждения, основанные на вере. При этом не имеет значе­ния, религиозная она или нерелигиозная. Например: «Верю, что Бог существует», «Есть загробная жизнь», «Христос вос­крес» или «Верю в наступление лучшей жизни»;

    б) суждения, основанные на знании, независимо от того, проблематичные они или достоверные. Например: «Во Все­ленной, по-видимому, есть другие разумные существа», «Те­лепатия, вероятно, существует»; «На Марсе достоверно от­сутствие жизни».

    Аксиологическая, или ценностная, модальность (от греч. axios — ценный) выражает отношение человека к ценностям — материальным и духовным. Она фиксируется такими слова­ми, как «хорошо», «плохо», «безразлично» (в ценностном отно­шении) и др. Например: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним»; «Хорошо учиться осторожности на ошибках дру­гих»; «Плохо жить без друзей».

    Разумеется, сказанным не исчерпаны все формы проявле­ния модальности суждений. Они подробно исследуются так называемой модальной логикой: это обширная, относительно самостоятельная и быстро развивающаяся отрасль современ­ной логики. Она имеет большое теоретическое и практическое значение, в том числе, как отмечено выше, и для юристов.

    1. Сложные суждения

    Образование и особенности сложных суждений. Напомним, что сложные суждения образуются из простых путем того или иного их соединения (а также, добавим здесь для полноты анализа, путем соединения простых со сложными и сложных между собой).

    Подобно простым, сложные суждения могут быть истинны­ми и ложными. Но если истинность или ложность простого суж­дения непосредственно определяется его соответствием или не­соответствием действительности, то истинность или ложность сложного суждения зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его простых и иных суждений.

    Сложные суждения отличаются от простых также по своим функциям и структуре. Их функции носят более сложный характер, так как в них раскрывается не одна, а одновремен­но несколько — две или более — связей между предметами мысли. Их структура тоже характеризуется большей слож­ностью, обретая новое качество. Основными структурообразу­ющими элементами здесь выступают уже не понятия-терми­ны (субъект и предикат), а самостоятельные суждения (при­чем их внутренняя субъектно-предикатная структура уже не учитывается). И связь между ними осуществляется не с по­мощью связки «есть» («не есть»), а в качественно иной фор­ме — посредством логических союзов (они называются также логическими связками). Это такие союзы, как «и», «или», «либо», «если... то» и др. Они близки по смыслу к соответству­ющим грамматическим союзам, но, как будет показано ниже, полностью с ними не совпадают. Главное их отличие сводится к тому, что они однозначны, тогда как грамматические союзы могут иметь множество смыслов и оттенков.

    Каждый из логических союзов является бинарным, т. е. со­единяет между собой только два суждения независимо от того, простые они или сами, в свою очередь, сложные, имеющие внутри себя собственные союзы.

    Если в простых суждениях переменными были субъект и пре­дикат (S и Р), а постоянными — логические связки «есть» и «не есть», то в сложных суждениях переменными выступают уже отдельные, далее нерасчленяемые суждения (назовем их «А» и «В»), а постоянными—логические союзы: «и», «или» и др.

    В русском языке сложные суждения имеют весьма много­образные формы выражения. Они могут выражаться прежде всего сложносочиненными предложениями. Например: «Ни один виновный не должен уйти от ответственности, и ни один невиновный не должен пострадать». Они могут быть выраже­ны также сложноподчиненными предложениями. Таково, на­пример, высказывание Цицерона: «Ведь если бы даже озна­комление с правом представляло огромную трудность, то и тогда сознание его великой пользы должно было бы побуж­дать людей к преодолению этой трудности». Наконец, они мо­гут облекаться и в особую форму простых распространен­ных предложений. Этого нетрудно добиться, например, в ре­зультате своеобразного «свертывания» сложных предложений. Так, сложносочиненное предложение «Аристотель был вели­ким логиком, и Гегель тоже был великим логиком» можно пре­вратить в простое распространенное: «Аристотель и Гегель были великими логиками». Благодаря такому «свертыванию» достигается большая лаконичность речи, а следовательно, ее экономность и динамичность.

    Таким образом, не всякое сложное суждение выражается непременно сложным предложением, но всякое сложное пред­ложение выражает сложное суждение.

    Виды сложных суждений по характеру логического союза. В сложных суждениях, как и в простых, есть свои виды. Они опре­деляются прежде всего характером логического союза. В зави­симости от смысла и назначения логического союза различаются следующие основные группы сложных суждений.

    1. Конъюнктивные (или соединительные) суждения (от лат. conjunctio — связь, соединение). Они образуются из исходных посредством логического союза конъюнкции «и» (символичес­ки: «л»). Их наиболее общая схема: АлВ (читается: «А и В»), где А и В — исходные суждения, а знак л — символ их конъ­юнкции. Например: «Никто не забыт, и ничто не забыто».

    В русском языке логический союз конъюнкции выражается многими грамматическими союзами: «и», «а», «но», «да», «хотя», «а также», «несмотря на то, что...» Вот примеры. Современное изречение: «Трудолюбие — душа бизнеса и ключ к процвета­нию». Философское положение одного из древнекитайских мыслителей: «Самое большое не имеет внешней границы, а самое маленькое не имеет предела внутри себя». Слова Арйс- тотеля: «Платон друг, но истина еще больший друг». Из на­родной мудрости: «Русские долго запрягают, да быстро ез­дят». Среди юристов распространен афоризм: «Pereat mundus et fiat justitia» («Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»). Нередко грамматические союзы заменяются за­пятой, двоеточием, точкой с запятой и даже точкой. Напри­мер, как полагал один из семи древнегреческих мудрецов: «На­слаждения смертны, добродетели бессмертны». Или: «Тыся­челетие по кирпичику созДает государство — один час может превратить его в пыль».

    Если конъюнкция выражена простым распространенным предложением, то она может иметь три исходных структуры:

    а) один субъект и два предиката«S есть (не есть) Pt и Р2». Например: «Все равны перед законом и судом». Здесь мож­но вычленить два исходных суждения с общим субъектом и разными предикатами: «Все равны перед законом» и «Все равны перед судом»;

    б) два субъекта и один предикат«S1 и S2 есть (не есть) Р». Например: «Государственные пенсии и социальные посо­бия устанавливаются законом». Здесь также налицо два про­стых суждения;

    в) два субъекта и два предиката«S1 и S2 есть (не есть) Р2 и Р2». Например: «Основные права и свободы человека не­отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Здесь уже четыре простых суждения.

    Понятно, что на этой основе могут быть еще более сложные мыслительные конструкции.

    Пример: «Осуществление прав и свобод человека- и граж­данина не должно нарушать права и свободы других лиц».

    Возможны четыре способа сочетания двух исходных суж­дений «А» и «В» в зависимости от их истинности («и») и лож­ности («л»). Конъюнкция таких суждений истинна в одном случае: если истинно каждое из них в отдельности. В осталь­ных случаях она ложна. Вот таблица (матрица) конъюнкции:

    А

    В

    АлВ

    и

    и

    * и

    и

    л

    л

    л

    и

    л

    л

    л

    л


    \ В принципе логический союз «и», в отличие от граммати­ческого, может объединять даже такие суждения, которые по смыслу очень далеки друг от друга. Классический пример: «2x2=4, и снег бел». Правда, и здесь можно найти что-то об­щее, например: «Это верно, что 2x2=4 и что снег бел». Другой пример. Что общего между такими простыми суждениями: «Существует звездное небо над головой» и «Есть нравствен­ный закон в душе человека»? Однако их конъюнкция возмож­на: они могут быть сближены, если учесть, что именно то и другое больше всего поразило И. Канта. В практике мышле­ния такие суждения бывают довольно редко, но они лишь под­черкивают универсальный характер закономерностей конъ­юнкции: она не зависит от конкретного содержания исходных суждений, а ее истинность или ложность всецело определяет­ся истинностью или ложностью каждого из них. Важно лишь, чтобы исходные суждения обладали свойством коммутатив­ности (перестановочности), т. е. их истинность или ложность не менялись от перестановки.

    Логический союз «и» может соединять и более двух исход­ных суждений — по формуле: АлВлС... Вспомним в этой свя­зи стихи Пушкина:

    Теперь у нас дороги плохи,

    Мосты забытые гниют,

    На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают.

    В подобных случаях важно другое — чтобы исходные суж­дения обладали свойством ассоциативности (сочетаемости), т. е. их истинность или ложность не менялись от способа сочета- ' ния: (АлВ)лС или Ал(ВлС) и т. д. Общая закономерность конъ­юнкции остается здесь в силе: она истинна лишь при истин­ности всех ее составляющих.

    Знание особенностей конъюнкции имеет немалое значение в практике мышления. Строя более или менее сложное рас­суждение, следует тщательно проверять истинность исход­ных суждений. Ведь от этого напрямую зависит его собствен­ная истинность или ложность. Так, достаточно одного ложного суждения, чтобы придать-всей, даже весьма сложной, конъ­юнкции лржность. Недаром еще древние утверждали: «Дыря­вая пола халата делает всю одежду дырявой». Эта же мысль заложена в русских пословицах -г- о том, что делает ложка дегтя в бочке меда или одна паршивая овца в стаде.

    Все это важно учитывать в юридической практике, когда нередко выстраивается более или менее сложная цепь рас- суждений. А из-за одного ложного звена она может распасть­ся. В то же время достаточно обнаружить хотя бы одно лож­ное суждение в доводах оппонента, чтобы опровергнуть все рассуждение в целом.

    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   37


    написать администратору сайта