Поурочные планы по литературному чтению 4 класс. Учебник по чтению. Что интересного увидели Что вас заинтересовало больше всего
Скачать 1.04 Mb.
|
III. Обобщение знаний учащихся. – Мы закончили изучение произведений из раздела «Страна далёкого детства». Почему этот раздел так назван? – Что объединяет все произведения раздела? – Какое произведение вам запомнилось больше всего? Чем? – Что нового о жизни детей, живших в начале – середине XX века, вы узнали, читая произведения раздела? – Чья судьба вас поразила сильнее всего? Кому вы сочувствовали? За кого переживали? За кого из героев радовались? – Кому бы вы хотели прийти на помощь? – А с кем бы просто хотели оказаться рядом? Почему? Физкультминутка В заключение урока учащиеся выразительно читают или пересказывают отрывки из тех произведений, которые им понравились больше всего, которые оставили наиболее глубокий след в их душах, сердцах. Дети могут проинсценировать или прочитать по ролям полюбившиеся им отрывки. IV. Итог урока. Домашнее задание: написать сочинение или подготовить устный рассказ о каком-нибудь интересном событии из детства ваших близких: родителей, бабушек, дедушек. Это может быть событие, которое по какой-то причине запомнилось старшим больше всего, или событие, которое наиболее привлекло внимание детей. Урок 53 ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ. «ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ» Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь. Ход урока I. Организационный момент. II. Подготовка учащихся к восприятию нового раздела. – Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. – Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. – Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта? III. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. – Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида. С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. – он студент историко-филологического факультета Московского университета. В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности. Брюсов хочет «свободы в искусстве» и видит цель творчества в самопостижении. Заглянув в свою душу, художник должен смело раскрыть все её тайны миру, но прежде «найти себя, стать самим собою». Поэту потребовалось немало талантов и усилий, чтобы найти самого себя – стать человеком европейски образованным, знатоком языков, тонким ценителем искусства, комментатором творчества Пушкина. Не в один день он занял центральное место в русском литературном мире рубежа веков. Первые его стихи не были приняты критикой, они вызвали насмешку, их автора упрекали в «самоупоённости». Никто не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, а ведь он подумывал сжечь все экземпляры вышедших стихотворений. В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт. Через 3 года выходит новая книга, которая так же, как и предыдущая, состояла из нескольких циклов. А. Блок назвал новый сборник «одной из драгоценнейших книг нашего времени». Критики убедились в том, что Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Удача сопутствовала и следующему сборнику «Стефанос» («Венок», 1906 г.). Теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами. Его называют «первым из современных русских поэтов» (Андрей Белый), он может диктовать литературной жизни свои законы. Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства. Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и М. Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов «Ночи и дни». Многое из его прозы осталось неопубликованным, например, повесть «Моцарт», написанная в 1915 году, была напечатана лишь в 1983 году, не все прозаические произведения были закончены. Наиболее близок ему был жанр исторического романа. перу Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы» (1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки. В. Брюсов считал, что «вполне выразить своё дарование, в полноте высказать свою душу поэта может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства». Неустанно оттачивая технику, экспериментируя, он достиг почти фантастической виртуозности стихотворца. Свои стиховедческие изыскания он оформил в изданном им «Кратком курсе науки о стихе» (1919 г.). В 1920–1924 годах вышли пять новых поэтических сборников Брюсова. После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником». – Что хотите сказать? – Что особенно запомнилось? Что поразило? Физкультминутка IV. Работа над произведениями. – Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская». – Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них? – А вот какой сон приснился поэту. Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон». – Какие картины вам представились? – Видели ли вы что-нибудь подобное? – Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? – Какие строки вас особенно поразили? – Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр. – Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах). – Каким настроением проникнуто стихотворение? – О какой игре рассказал поэт? – В какие игры вы любите играть? V. Итог урока. – Какие открытия сделали? – Что вам особенно запомнилось, понравилось? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» (с. 68–70, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть. Урок 54 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ» Цели: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина; прививать любовь к поэзии; показывать красоту, точность, звучность поэтического слова. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. После этого несколько человек выразительно читают одно из стихотворений В. Я. Брюсова. Учащиеся оценивают чтение друг друга. Физкультминутка III. Изучение нового материала. – Любите ли вы сказки? – Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)? – Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать? – Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок? – Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом. Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки». – Какое настроение оставило у вас стихотворение? – Какими вам показались дети? – На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? – Случалось ли с вами подобное? – С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно? – Как бы вы прочитали стихотворение? Далее следует упражнение в чтении стихотворения. Учащиеся могут сначала прочитать стихотворение друг другу в группах или малых группах – парах, отработать интонацию, а затем один из членов группы прочитает стихотворение вслух классу. Дети оценивают работу друг друга, из нескольких вариантов прочтения стихотворения выбирают лучший. В заключение урока можно прочесть стихотворение всем классом. IV. Итог урока. – Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок? – С каким чувством вы уходите с урока? Домашнее задание: перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению. Урок 55 МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА. «БЕЖИТ ТРОПИНКА С БУГОРКА…», «Наши царства» Цели: познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой; учить детей понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова; развивать воображение, наблюдательность учащихся. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Учащиеся показывают выполненные ими рисунки, остальные ученики зачитывают строки из стихотворения, соответствующие изображённому на рисунках. После этого дети читают стихотворение наизусть (если таковые учащиеся есть), затем можно послушать выразительное чтение стихотворения (2–3 учеников). Учащиеся оценивают чтение друг друга. Физкультминутка III. Изучение нового материала. 1. Знакомство с творчеством поэтессы. Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой можно начать с прослушивания одной из песен на стихи Марины Цветаевой. – Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни? – Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось всё так… – Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше). Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал прежде всего искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвящённый её мужу Сергею Эфрону. Вскоре после «Вечернего альбома» её стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Один из наиболее известных и уважаемых журналов того времени – «Северные записки» – публикует её стихи с 1915 года. Она часто выступает на литературных вечерах. Счастлива Марина Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года у неё родилась дочь Ариадна), у неё много друзей, она не знает никаких трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые её стихи. Но поскорее всё напечатать она не стремится. Цикл «Юношеские стихи», написанный в 1913–1915 годах, не был опубликован в то время. В стихах того времени Цветаева откровенно любуется собой. Но во многих её стихах присутствует и другая тема – тема смерти. «Юношеские стихи» плавны и напевны, они легко запоминаются и легко поются. Стихи, написанные годом позже (1916 г.), во многом отличаются от «Юношеских стихов», большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой, появились новые интересы, новые заботы. В этот год она пишет стихотворение, возможно, самое сильное из всех, что были созданы в те годы (шла первая мировая война) русскими поэтами – противниками войны. В её стихах появляются солдаты, бабы, нищие. Зазвучали в стихотворениях Марины Цветаевой интонации и приёмы русского фольклора. В этот же год ею был написан и цикл «Стихи к Блоку», в голосе Цветаевой появляются доселе ей несвойственные благоговейные ноты. Годы гражданской войны становятся одним из тяжелейших испытаний в жизни Марины Цветаевой. Муж в армии, она одна в Москве с двумя маленькими детьми (весной 1917 года родилась дочь Ирина) безо всяких средств к существованию. Зачастую им нечего есть, от голода умирает её младшая дочь. Но и в это трудное время М. Цветаева не перестаёт быть поэтом, «все стены исчёрканы строчками стихов». В это страшное время написаны сотни стихов, поэма «На Красном Коне», поэмы-сказки, шесть пьес (ни одна из пьес при жизни Марины Цветаевой не была поставлена), тома дневников. В мае 1922 года она с дочерью приезжает в Берлин, где после 5-летней разлуки встречается с мужем, а через несколько месяцев они переезжают в Чехию. Здесь стихи Марины Цветаевой зазвучали с новой силой, но как не похожи они на те, что писала юная Марина. Через некоторое время у неё рождается сын Георгий. «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, – пусть лучше стихи страдают!» – это было сказано, когда сыну было 4 года. Так она будет относиться к нему до последнего своего вздоха. Каждый свой свободный час она использует для работы, но именно свободный. Теперь она пишет не только и не столько лирические стихи (за них мало платят), основное место в её творчестве начинают занимать поэмы и проза. (В собрании сочинений М. И. Цветаевой её проза занимает два больших тома. Вся её проза (как и вся поэзия) – дневник души автора. Значительная часть прозы Марины Цветаевой посвящена её родителям.) В эмиграции (после Чехии она живёт во Франции) ей жилось тяжело: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, вечное безденежье. В 1937 году она вслед за мужем и дочерью возвращается в Россию. Жили они в подмосковном посёлке Болшево. Но через 2 месяца после приезда Марины Ивановны её мужа и дочь арестовывают, их подвергают страшным пыткам, а ещё через 2 месяца Сергея Яковлевича расстреливают, а дочь ещё целых 16 лет будет томиться в лагерях. Марине Ивановне надо было одной растить подростка сына, платить за жильё, носить передачи в тюрьму. Она жила на копеечные гонорары за переводы, сама практически не писала. Через два месяца после начала Отечественной войны М. И. Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. А через несколько дней она покончила с собой. «Попала в тупик» – так она объяснила своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Её сын Георгий Эфрон погиб на фронте летом 1944 года. Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. Высказывания учащихся. Физкультминутка 2. Работа над стихотворениями. Учитель выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…». – Какими чувствами наполнено стихотворение? – О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки. – О чём она грустит? Прочитайте. – Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение? – Как бы вы его прочитали? Далее следует упражнение в чтении стихотворения. – Прочитайте другое стихотворение Марины Цветаевой «Наши царства». – Ответьте на вопросы на с. 73. |