Хрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2. Учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения
Скачать 20.88 Mb.
|
7. Установка в восприятии. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия: экспериментальные исследования в школе «Новый взгляд». Кросскулътурные исследования восприятия: особенности восприятия двухмерных изображений в отдельных культурах X. Шиффман ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА1 <...> Восприятие — это нечто большее, чем образование проекции стимула на сетчатке. Одной только совокупности внешних визуальных раздражителей — паттернов отдельных объектов, образованных линиями, точками и изменениями светлоты, — еще недостаточно для создания того осмысленного, структурированного визуального мира, который мы на самом деле воспринимаем. Сейчас читателю уже должно быть понятно, что восприятие окружающего мира также зависит и от определенной предрасположенности наблюдателя, и от его намерений. На самом деле в обработке входящей визуальной информации важную роль играют и психологические процессы, более избирательные и изменчивые, чем <...> геш-тальтистские принципы. На восприятие влияют и прошлый опыт, и воспоминания, и ожидания, и внушение, и окружающая обстановка, и именно этим влиянием определяется готовность определенным образом — беспристрастно или предвзято — реагировать на визуальное стимулирование. То, что человек настроен на определенное восприятие окружающего мира, является результатом всех этих влияний — определенной перцептивной установки. В «Гамлете» Шекспир намекает на роль внушения в организации восприятия и придании смысла знакомым, но кажущимся бесформенными конфигурациям — облакам. Именно об этом идет речь в отрывке из диалога, в котором Гамлет откровенно издевается над Полонием: Гамлет. Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда? Полоний. Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда. Гамлет. Но, по-моему, оно похоже на ласточку. Полоний. У него спина, как у ласточки. Гамлет. Или как у кита? Полоний. Совсем как у кита2. 1 Шиффман X. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. С. 296-303. 2 Шекспир В, Гамлет // Поли. собр. соч.; В 8 т. / Пер. М.Л.Лозинского. М.: Искусст во, 1960. Т. 6. С. 89. Шиффман X. Перцептивная установка 345 Следовательно, перцептивная установка — это своего рода определение перцептивных приоритетов, или готовность воспринимать мир, являющаяся следствием предшествующего опыта и контекста, в котором происходит восприятие. С помощью нисходящего процесса обработки информации перцептивная установка привлекает к участию в восприятии те допущения и тот предшествующий опыт, которые необходимы для выработки генеральных стратегий, применимых ко всей конфигурации. В свою очередь, эти подходы определяют восприятие элементов и их деталей. Следовательно, восприятие элементов «картины» определяется самой изначальной «большой картиной». Интересный пример перцептивной установки, включающей top-down-процесс, приводится на рис. 1. На черном фоне изображены семь белых фигур неправильной формы. Однако едва ли не мгновенно этот рисунок воспринимается как знакомое лицо исторического деятеля в полупрофиль. Такое восприятие не является только результатом детектирования контуров фигуры. На правом рисунке эти контуры видны еще более отчетливо, но их недостаточно для осмысленного восприятия профиля. Существенными для восприятия лица в профиль являются возникающее благодаря рисунку представление об освещенности фигур и сочетании света и тени на профиле. Оно играет роль установки, создает у наблюдателя известную предрасположенность к тому, чтобы «собрать» из разрозненных фрагментов такую единую фигуру (конфигурацию), которая соответствует его предыдущему опыту, а именно знакомое лицо. Рис. 1. Перцептивная установка и процесс top-downЛевый рисунок без труда воспринимается как знакомый профиль. Однако одних только его контуров, представленных на правом рисунке, для этого недостаточно. Необходимо еще и допущение об освещенности и результате кажущегося распределения теней по всему профилю 346 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Читателю может показаться, что «профиль» на рис. 1 является также результатом гештальтистскои организации восприятия, основанной на восприятии сочетания «фигура—фон», а также на принципах «хорошего продолжения» и замкнутости. Влияние перцептивной установки на восприятие иллюстрируется рис. 2. Рис. 2. Что наблюдатель увидит на В — силуэт молодой или пожилой женщины — зависит от его перцептивной установки. Если он сначала посмотрит на А, В покажется ему силуэтом молодой женщины, а если на Б — то пожилой1 1 См.: Boring E.G. A new ambiguous figure // American Journal of Psychology. 1930. 42. P. 444-445. Шиффман X. Перцептивная установка 347 Экспериментальное подтверждение Перцептивная установка Если вы сначала посмотрите на рис. 2, А, а затем — на рис. 2, В, то, скорее всего, вы увидите силуэт молодой женщины. Напротив, взглянув сначала на рис. 2, Б, а затем на рис. 2, В, вы решите, что перед вами пожилая женщина. В данном случае определяющую роль в восприятии играет перцептивная установка, которая зависит от того, с какого рисунка вы начали — с А или с Б. Еще одним примером, иллюстрирующим роль перцептивной установки в восприятии, является классический пример «утка или кролик?», представленный на рис. 3. Перцептивная установка играет определенную роль не только при восприятии фигур, не только при восприятии знакомых предметов. На рис. 4, В представлен неопределенный, обратимый куб Неккера, образованный рядом взаимно перекрывающихся квадратов1. Рис. 3. Утка или кролик? Если сначала посмотреть на А, неопределенная фигура на В покажется уткой; если же сначала посмотреть на Б, фигура на В покажется кроликом Если рассматривать эту фигуру без предварительной подготовки, в отрыве от какого-либо контекста, она будет восприниматься как создающая эффект глубины неопределенная конфигурация, образованная взаимно перекрывающимися квадратами и направленная либо вверх, либо вниз. Однако стоит вначале посмотреть на рис. 4, А или Б, как восприятие рис. 4, В приобретает полную определенность, т.е. восприятие наблюдателем рис. 4, В было подготовлено его предшествующими действиями. (Иными словами, речь идет о перцептивной установке, или перцептивных приоритетах, созданной действиями наблюдателя, предшествовавшими рассматриванию рис. 4, В). Когда предъявлению рис. 4, В предшествовало кратковременное (продолжительностью менее 100 мс) предъявление рис. 4, А, он воспринимался как фигура, образованная взаимно перекрывающимися квадратами и «смотрящая» вниз, слева направо. Напротив, если вначале быстро предъявляли рис. 4, Б, наблюдателям казалось, что конфигурация на рис. 4, В направлена вверх, справа налево. Как правило, восприятие нео- 1 См.: Long G.M., Topplno T.C, Mondin G.W. Prime time: Fatigue and set effects in the perception of reversible figures // Perception & Psychophysics. 1992. 52. P. 609-616. 348 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Рис. 4. Стимулы, создающие перцептивную установку. См. текст пределенных фигур, которые можно толковать по-разному, зависит от контекста, созданного стимулами, предъявленными непосредственно перед ними. Следует, однако, подчеркнуть, что для создания перцептивной установки при восприятии куба Неккера важную роль играет продолжительность предъявления «установочного» стимула. Если продолжительность предъявления рис. 4, А или Б превышает 100 мс, вероятность появления перцептивной установки уменьшается и достигается диаметрально противоположный эффект — чаще, чем перцептивная установка, наблюдаются усталость или адаптация. <...> Перцептивная установка может облегчить осмысленное восприятие в тех случаях, когда условия наблюдения далеки от оптимальных, например когда объект находится в тени, когда между ним и наблюдателем находится еще что-то или когда он плохо различим на фоне других предметов. Эта роль перцептивной установки важна, ибо в реальных условиях объекты зачастую предстают в нечетком и неполном виде. Перцептивный top-down-процесс, обеспечивающий осмысленное восприятие, при недостаточной освещенности обладает очевидной и значительной адаптивностью и способен играть доминирующую роль в восприятии конкретного объекта. Нередко ожидание, основанное на предшествующем опыте человека, знающего, что «должно здесь быть», создает условия для осмысленной интерпретациии и результативного восприятия того, что 1 См.: Long G.M., Toppino Т.С, Mondin G.W. Prime time: Fatigue and set effects in the perception of reversible figures // Perception & Psyehophysics. 1992. 52. P. 609-616. Шиффман X. Перцептивная установка 349 Рис. 5. Замаскированная фигура Рассмотрите конфигурацию, которая кажется вам бесформенной. Однако в ее деталях скрыт знакомый вам объект. Ответ дан на рис. 8 «здесь есть на самом деле». Проблема, которую ставит рис. 5 и решает представленный ниже рис. 8, показывает, какой вклад перцептивная установка вносит в осмысленное восприятие стимула, на первый взгляд кажущегося лишенным всякого смысла. Экспериментальное подтверждение Замаскированная фигура, обнаруженная с помощью перцептивной установки Посмотрите на рис. 5, лишенный определенного смысла. Вы не видите ни одного конкретного объекта. Теперь посмотрите на рис. 8. Вернувшись после этого к рис. 5, вы увидите знакомый объект. Ничего удивительного в этом нет: стоит только понять, что это такое, как становится трудно смотреть на рис. б и не видеть этого. Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа Поскольку чтение — хорошо изученный и распространенный вид деятельности, оно может быть использовано для демонстрации перцептивной установки. Прочтите две строчки на рис. 6. Большинство испытуемых воспринимают верхнюю строчку как ряд чисел от 11 до 14, а нижнюю — как первые четыре буквы (латинского) 1 См.: Dallenbach KM. A puzzle-picture with a new principle of concealment // American Journal of Psychology. 64.1951. P. 432. 350 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Рис. 6. Кажется, что верхняя строчка образована исключительно числами, а нижняя — буквами. Однако один символ, имеющий двойной смысл, у них общий алфавита. Однако обратите внимание на то, что числительное «13» и буква «В» в обеих строчках представлены одинаково. Мы склонны воспринимать неоднозначный символ в соответствии с ожиданиями, созданными контекстом. Точно так же всякий раз, сталкиваясь с такими текстуальными символами, как слова, мы испытываем непреодолимую потребность прочесть их. Чтение кажется таким привычным, хорошо отработанным и знакомым занятием, что тяга к нему проявляется автоматически и может даже мешать другим видам деятельности. Справедливость этих слов подтверждается эффектом Струпа. Этот эффект, названный именем психолога Дж. Ридли Струпа, проявляется в том, что испытуемые, которых просят сказать, какого цвета данные слова, медленно справляются с заданием и допускают ошибки, если слово напечатано одним цветом, а обозначает другой, никак не связанный с первым. Как правило, тестирование проводится следующим образом: испытуемый получает список слов, обозначающих цвета, причем каждое слово напечатано краской, цвет которой отличается от цвета, обозначаемого данным словом, Например, слово «красный» напечатано синей краской <...>. Тестируемый должен выполнить задание как можно быстрее, называя только цвет краски, которой напечатано каждое из слов. Иными словами, тест Струпа требует от испытуемых игнорирования семантики цветных слов и внимания только к цвету красок, которыми они напечатаны. Однако в ходе выполнения этого задания проявляется сильная автоматическая перцептивная установка, или тенденция к чтению, мешающая перечислению названий цветов. Иногда испытуемые сами чувствуют результат попыток подавить эту тенденцию, и бывает даже заметно, каких усилий им стоит выполнение этого задания: они начинают говорить тише, в голосе появляется неуверенность, а порой вместо того, чтобы назвать цвет, читают слово. Одно из объяснений эффекта Струпа заключается в том, что назвать цвета — непростое задание, ибо трудно игнорировать или подавлять процесс чтения и семантическую релевантность стимулов: присутствие слов запускает автоматическую, но ошибочную перцептивную установку на чтение. Однако значение слов конкурирует с правильным Шиффман X. Перцептивная установка 351 выполнением задания, заключающегося в том, чтобы назвать цвета красок, которыми напечатаны слова, мешая ему и создавая «конфликт ответов». (Причиной эффекта Струпа может быть не только непроизвольный, автоматический процесс чтения1.) Восходящие или нисходящие процессы? <...> [Ранее] мы впервые ввели и подчеркнули такое понятие, как bottom-up-протхесс, обозначающее такой механизм распознавания, в соответствии с которым оно начинается с извлечения базовой сенсорной информации, фиксируемой рецепторами (т.е. информации о различиях в светлоте, информации об углах, контурах, ориентации). Затем эта информация интегрируется и обрабатывается зрительной системой до тех пор, пока стимул не будет распознан. Однако в этой главе при обсуждении многих проблем мы подчеркивали роль нисходящих процессов, т.е. такой организации восприятия, в которой главную роль играют контекст, предшествующий опыт и общие знания человека, перцептивная установка, ожидания и т.п. Восприятие базируется на процессах обоих типов. Как правило, на наше восприятие влияют не только извлечение, интеграция и анализ информации о базовых признаках стимулов, но также формирующий перцептивную установку контекст и ожидания. Например, беглый осмотр кухни может подсказать, что именно изображено на рис. 7. Рис. 7. Контекст и нисходящий процесс. Увиденный в кухне, этот предмет, скорее всего, будет принят за буханку хлеба, увиденный вблизи дома, на сельской дороге, — за почтовый ящик Исходя из определенного контекста — предмет находится в кухне, вы, возможно, решите, что это буханка хлеба. Однако тот же самый предмет, мельком увиденный па сельской дороге, скорее всего, будет принят вами за почтовый ящик. Контекст на основании нисходящего процесса 1 См., например: Besner D., StolzJA., Boutllier С. The Stroop effect and the myth of automaticity // Psychonomic Bulletin and Review. 1997. 94. P. 221-225; Hunt E. R., Ellis H.C, Fundamentals of cognitive psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1999; Luo C.R.. Semantic competition as the basis of Stroop interference: Evidence from color-word matching tasks // Psychological Science. 1999. 10. P. 35-40. 352 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Рис. 5 Решение проблемы, представленной на рис. 5 Контур головы коровы в левой части этого рисунка основан на детали рис. 5. Если вы увидели голову коровы на этом рисунке, вы без труда увидите ее и на рис. 51 создает условия для правильного восприятия2. Что происходит, когда мы заглядываем в стоящую на плите кастрюлю, не зная, что в ней может вариться? Чтобы понять, что варится, нужно выявить какие-то отличительные признаки ее содержимого. Можно начать с определения формы (длинное, тонкое, нитевидное), цвета (белесый), а также с других характеристик, и так до тех пор, пока мы не поймем, что в кастрюле варятся макароны. В данном случае наше восприятие основано на восходящем процессе. Следовательно, восприятие, как правило, является результатом как top-down, так и bottom-up-процесса. 1 См.: Hochberg J. Visual perception // Stevens Handbook of Experimental Psychology. N. Y.: John Wiley, 1988. Vol. 1. P. 268. 2 См.: Palmer S.E. The effects of contextual scenes on the identification of objects /,/ Memory and Cognition. 1975. 3. P. 519-526. Дж. Брунер ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ1 На протяжении всей истории современной психологии вплоть до самого последнего времени восприятие понималось так, как если бы воспринимающий субъект был всего лишь пассивным регистрирующим прибором, хотя бы и весьма сложного устройства. Ничего не стоит в большинстве экспериментов описать его с помощью тех же самых графиков, которые строятся в качестве рабочих характеристик для мельчайших деталей регистрирующих приборов, приобретаемых по дешевке в каких-либо магазинах точных приборов. Такая психология, существующая invitro, потерпела крах из-за неспособности понять, как происходит восприятие в повседневной жизни, точно так же, как прежняя нервно-мышечная психофизиология оказалась несостоятельной, так как не могла объяснить фактов повседневного поведения. Обе они были в высшей степени полезны — каждая в своей области. Имена Вебера, Фехнера, Вундта, Титченера, Гехта и Крозиера, безусловно, должны быть начертаны золотыми буквами в любом достойном уважения психологическом пантеоне. Однако их работа, как и работа «нервно-мышечников», — это только начало. Ибо, как сказал Л.Тёрстон, «в наши дни, когда так часто и настойчиво высказывается убеждение о взаимозависимости всех сторон личности, трудно утверждать, что какая-либо из этих функций, например, восприятие, изолирована от остальной части той динамической системы, которая составляет личность»2. Действительно, проблема состоит в том, чтобы понять, как влияют на процесс восприятия другие психические функции и как протекание процессов восприятия в свою очередь влияет на эти функции. 1 Брунер Дж, Психология познания. М.: Прогресс, 1977. С. 65-79. 2 См.: Thurstone L.L. A factorial study of perception. Chicago, 1944. 354 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Если у вас есть темная комната и испытуемый с высоким уровнем мотивации, для вас не составит труда убедиться в справедливости законов субъективного восприятия движения. Но выведите вашего испытуемого из темной комнаты на рыночную площадь и попытайтесь узнать, что и при каких условиях он видит движущимся; законы психофизиологии восприятия, хотя и ничуть не поколебленные, описывают ситуацию немногим лучше, чем законы смешения цветов способны объяснить переживания человека перед полотнами Эль Греко. Этим различием между темной комнатой и рыночной площадью мы в прошлом считали удобным пренебрегать, обращаясь к различным deiexmachina: вниманию, апперцепции, бессознательному умозаключению, установке и т.д. Подобно грозному и неожиданно появляющемуся австралийскому кузену — типичному персонажу скверных детективов, они всегда оказываются под рукой в трудную минуту, готовые выполнить любую тяжелую работу. Хотя подобные понятия, без сомнения, полезны, в центре внимания психолога должно всегда оставаться само восприятие. Перенос внимания на малопонятные промежуточные переменные ни к чему хорошему не ведет. Прежде чем обращаться к таким переменным, необходимо изучить, каким вариациям подвержено само восприятие, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законы психофизиологии. Прежде чем мы обратимся к фактам, свидетельствующим, что подобные феномены восприятия поддаются научному измерению в терминах соответствующей метрики не хуже таких излюбленных психологами явлений, как слияние мельканий, константность или звуковысотные отношения, сделаем небольшое отступление и наметим некоторую рабочую терминологию. Мы будем различать в последующем изложении два типа детерминант восприятия; назовем их автохтонными и поведенческими детерминантами. Первый тип объединяет такие высокопредсказуемые свойства нервной системы, которыми объясняются явления вроде образования простых пар, завершения незаконченных форм и контраста или же — на другом уровне — явлений маскировки, суммарных и разностных тонов, слияния мельканий, парадоксального холода и бинауральных биений. В идеальных условиях темной комнаты, при отсутствии отвлекающих раздражителей средний индивид реагирует на набор физических стимулов именно такими относительно постоянными способами. Короче говоря, автохтонные детерминанты восприятия прямо отражают характерные электрохимические свойства рецепторов и нервной ткани. К категории поведенческих детерминант мы относим те активные приспособительные функции организма, которые имеют тенденцию к контролю и регуляции всех функций более высокого уровня, включая восприятие. Это законы научения и мотивации, такие динамические Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 355 свойства личности, как подавление, действие таких типов характера, как интроверсия — экстраверсия, социальные потребности и позиции и т.п. В основе этих поведенческих детерминант лежит, несомненно, множество физиологических механизмов. Вряд ли стоит, однако, откладывать экспериментальное изучение роли поведенческих детерминант в процессе восприятия до того времени, когда эти механизмы станут известны. Физиология закона Вебера все еще более или менее загадочна, тем не менее его плодотворность признали все — в том числе и физиологи, для которых этот закон был вызовом, побуждающим найти его физиологическую основу. Хотя мы не имеем возможности дать здесь сколько-нибудь исчерпывающий обзор литературы по тому динамическому аспекту восприятия, который мы называем поведенческим, необходимо все же коснуться вкратце некоторых наиболее важных фактов и экспериментов, которые побудили нас провести такое различение и высказать предположение об измеримости поведенческих детерминант. Прежде всего существуют факты «сенсорного обусловливания» — термин, впервые использованный Кейзоном1. Начиная с работы Перки2 1910 г. было неоднократно показано Брауном3, Эллсоном4, Коффином5 и другими, что испытуемого можно заставить видеть какой-то объект и слышать какой-то звук в точности так же, как можно вызвать у него коленный рефлекс, мигание или слюноотделение. Предъявите испытуемому достаточное число раз определенный звук в паре с некоторым зрительным изображением, затем прекратите предъявление изображения, субъект будет видеть отсутствующее изображение всякий раз, когда он услышит данный звук. Каждый специалист по внушению независимо от того, изучил ли он исчерпывающую библиографию вопроса, составленную Бердом6, или нет, знает это. Мне скажут, что это не восприятие. А почему бы и нет? Испытуемый видит то, о чем он сообщает, так же отчетливо, как он воспринимает «фи-феномен», феномен кажущегося движения. 1 См.: Cason H. Sensory conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1936. 19. P. 572-591. 2 См.: Perky C.W. An experimental study of imagination // American Journal of Psychology. 1910. 21. P. 422-452. 3 См.: Brown W. Individual and sex differences in suggestibility // University of California Publications in Psychology. 1916. 2. P. 291-430. 4 См.: Ellson D.G, Hallucinations produced by sensory conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1941. 28. P. 1-20. 5 См.: Coffin Т.Е. Some conditions of suggestion and suggestibility: a study of some attitudinal and situational factors influencing the process of suggestion // Psychological Monographs. 1941. P. 241. 6 См.: Bird C. Suggestion and suggestibility: a bibliography // Psychological Bulletin. 1939. 36. P. 264-283. 356 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Сюда же относятся эксперименты Хаггарда и Роуза1, Прошанско-го и Мэрфи2, Шафера и Мэрфи3, демонстрирующие влияние поощрения и наказания на организацию восприятия. Хаггард и Роуз показали, что интенсивность автокинетического движения можно изменять с помощью системы поощрений; Прошанский и Мэрфи, — что тем же путем можно достичь заметных различий в восприятии длины линий и веса; Шафер и Мэрфи, — что при наличии двойственных конфигураций «фигура — фон» на восприятие испытуемого можно воздействовать посредством системы поощрений и наказаний. Другая группа исследователей показала, что то, как мы видим сложную конфигурацию, определяется не только законами гештальта, но и практикой. Среди исследователей, подтвердивших это положение, были такие экспериментаторы, как Хенли4, Ферер5, Брейли6, Липер7 и Чжан8. Сюда же относятся и опыты Таулесса9, показывающие, что константность восприятия, или, по его выражению, «регрессия к реальному объекту», отражает навыки индивида. Люди искусства, например, видят реальные предметы — их цвет, форму и яркость — хуже, проявляя большую константность восприятия, чем обычные люди без специальной эстетической подготовки. Фон Фиандт10 установил, что восприятие светло-серых бликов на затененной части предмета и темно-серых на его освещенной части легко вызвать с помощью обычных павловских условных рефлексов; условным раздражителем здесь является звук или кнопка в поле зрения испытуемого. И наконец, все мы очень любим ссы- 1 См.: Haggard E.R., Rose G.J. Some effects of mental set and active participation in the conditioning of the autokinetic phenomenon // Journal of Experimental Psychology. 1944. 34. P. 45-59. 2 См.: Proshansky H., Murphy G. The effects of reward and punishment on perception // Journal of Psychology. 1942. 13. P. 295-305. 8 См.: Schafer it, Murphy G. The role of autism in a visual figure-ground relationship // Journal of Experimental Psychology. 1943. 32. P. 335-34.3. 4 См.: Henle M. An experimental investigation of past experience as a determinant of visual form perception // Journal of Experimental Psychology. 1942. 80. P. 1-21. 5 См.: Fehrer E.V. An investigation of the learning of visually perceived forms // American Journal of Psychology. 1935. 47. P. 187-221. 6 См.: Braly K.W. The influence of past experience'in visual perception // Journal of Experimental Psychology. 1933. 16. P. 613-643. 7 См.: beeper R. A study of a neglected portion of the field of learning - the development of sensory organisation // Journal of General Psychology. 1935. 46,P. 41-75. 8 См.: Djang S. The role of past experience in the visual apprehension of masked forms II Journal of Experimental Psychology. 1937, 20. P. 29-59. 9 См.: Thauless R.H. Individual differences in phenomenal regression // British Journal of Psychology. 1932. 22. P. 216-241. 10 См.: Fieandt K. von. A new constancy phenomenon in color perception // Annates Academiae Scientiarun Fennicae (Finland). 1938. 41; Dressurversuche an der Farben- wahrnehmung // Archiv fiir die Gesamte Psychologie. 1936. 96. S. 467-495. Брунер Дж. Ценности и потребности гак организующие факторы… 357 латься на работу, проведенную Хэддоном с туземцами Торресова пролива. Он показал, что этиостровитяне, добывающие рыбу примитивным способом, с помощью копья, гораздо меньше нашего подвержены иллюзии Мюллер-Лайера, скорее всего, вследствие своего уникального опыта обращения с копьем. Классические работы Шерифа1 о социальных факторах восприятия достаточно хорошо известны, и мы не будем здесь останавливаться на их изложении. Дальнейшим развитием этой темы являются эксперименты Зук-Кардоса2 и Фазиля3, учеников Эгона Брунсвика. Они обнаружили, что субъективная оценка числа марок или монет в стопке при подборе изменяющегося числа марок или монет, равного некоторому постоянному количеству, частично зависит от их достоинства. Эти опыты, внеся многие уточнения и дополнения, повторил в Америке Ансбахер4. Можно было бы упомянуть еще множество других экспериментов, однако в нашем кратком обзоре мы этого делать не можем. Поэтому мы остановимся в заключение лишь на двух работах, одной французской и другой швейцарской, указывающих на возможность установления зависимости между общими чертами личности и качеством восприятия. Вине5, Мейли и Тоблер8 высказали предположение, что ребенок сильнее подвержен иллюзиям, в большей степени находится во власти тех организующих факторов восприятия, которые мы, взрослые, называем искажающими. Вине показал, что у ребенка подверженность иллюзии Мюллер-Лайера с возрастом слабеет. В свою очередь Мейли и Тоблер обнаружили, что с возрастом у него повышается порог стробоскопического эффекта. Можно ли из этих двух экспериментов, да еще из случайных наблюдений вроде того, что ребенку кажется, будто луна следует за ним (Пиаже7), делать вывод об увеличивающемся с годами реализме восприятия у человека, остается неясным. Тем не менее для людей, стремящихся к дальнейшим исследованиям в этой области, путь открыт. 1 См.: Sherif M. A study in some social factors in perception // Archives of Psychology. 1935. № 187. 2 См.: Zuk-Kardos I. Perzeptionale Zuganglichkeit von Anzahl, Flliche und Wert unter verschiedenen Umstands-konstellationen (цит. по: Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the objects // Archives of Psychology. 1937. № 215). 3 См.: Fazil A. Miinzenversuche Uber Anzahl-Grossen, und Wertwahrnehmung (цит. по: Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the objects // Archives of Psychology. 1937. № 215). 4См.: Ansbacher H. Perception of number as affected by the monetary value of the objects // Archives of Psychology. 1937. № 215. 5 См.: Binet A. La mesure des illusions visuelles chez 1'enfant // Revue de Philosophie. 1895. 40. P. 11-25. 6 См.: Meili R., Tobler C, Les mouvements stroboscopiques chez les enfants // Archives de Psychologie. Geneva. 1931. 23. P. 131-156. 7 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932. 358 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Так обстоит дело с предшествующими исследованиями. Существует содержательная, хотя и немногочисленная литература о поведенческих факторах восприятия. В каком же направлении следует идти дальше? Перед нами два пути. Обладая скудными и ненадежными эмпирическими данными, мы можем приступить к задаче их систематизации, обращаясь к представлениям о связи стимула и реакции или психоаналитическим конструктам — кому что по вкусу. Уже имеется одна блестящая теоретическая схема, объясняющая большую часть упомянутых выше фактов. Это работа Эгона Брунсвика «Восприятие и предметный мир»1. Мы можем также перейти к эмпирической проверке общих гипотез, касающихся связи между динамикой поведения и восприятием. И то и другое необходимо. В настоящее время, однако, нас интересуют главным образом эмпирические гипотезы. Но, разумеется, для ясной формулировки этих гипотез следует исходить из некоторой минимальной системы допущений. Организм существует в мире сенсорных стимулов, организованных более или менее неоднозначно. То, что видит индивид, что актуально существует в восприятии, — это своего рода компромисс между тем, что определяется автохтонными процессами, и тем, что отбирается процессами поведенческими. Этот отбор, как мы знаем, определяется не только научением, но и мотивационными факторами, такими, например, как голод, о чем сообщали Санфорд2, Левин, Чейн и Мэрфи3. Процесс отбора при восприятии мы вслед за Кречевеким4 будем называть перцептивной гипотезой, понимая под этим систематическую тенденцию к реакциям определенного рода. Такая гипотеза складывается под влиянием потребности, необходимости найти решение той или иной задачи или вообще в силу определенных внутренних или внешних требований, предъявляемых к организму. Если данная перцептивная гипотеза подкрепляется, открывая организму доступ к пище, воде, любви, славе и т.д., она фиксируется. В экспериментальных работах, в особенности Эллсона5 и Липера6, показано, что фиксированные сенсорные условные рефлексы весьма стойки к угаше- 1 См.: Brunswik E. Wahrnehmung und Gegenstandswelt, Vienna, Deuticke, 1934. 2 См.: Sanford R.N. The effect of abstinence from food upon imaginal processes: a preliminary experiment // Journal of Psychology. 1936. 2. P. 129-136; Sanford R.N, The effect of abstinence from food upon imaginal processes: a further experiment // Journal of Psychology. 1937. 3. P. 145-159. 3 См.: Levine R., Cheln I., Murphy O. The relation of the intensity of a need to the amount of perceptual distortion: a preliminary report // Journal of Psychology. 1942. 13. P.283-293. 4 См.: Krechevsky I. «Hypothesis» versus «chances in the presolution period in sensory discrimination learning // University of California Publications in Psychology. 1932. 6. P. 27-44. 5 См.: Ellson D.G. Experimental extinction of an hallucination produced by sensory conditioning // Journal of Experimental Psychology. 1941. 28. P. 350-361. 6 См.: beeper R. A study of a neglected portion of the field of learning - the development of sensory organisation // Journal of General Psychology. 1935. 46.P. 41-75. Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 359 нию. Как только происходит фиксация, перцептивная гипотеза становится более сильной не только в смысле частоты ее применения при наличии определенных раздражителей, но и по степени ее перцептивного воздействия. Объекты, отбор которых стал привычкой, воспринимаются живее, их отчетливость, яркость, видимая величина возрастают. Необходимо детально рассмотреть еще два вопроса, прежде чем мы обратимся к экспериментам. Один из них касается перцептивного компромисса, другой — перцептивной неопределенности. Часто возникают две альтернативные гипотезы. Почти неизбежно одна из гипотез преобладает, и в соответствии с этим осуществляется перцептивный выбор. Тем не менее даже при преобладании одной из гипотез между ними осуществляется некоторый компромисс. Так, в экспериментах Ансбахера пачка бумажных прямоугольников воспринималась и с точки зрения их количества, и с точки зрения их стоимости как почтовых марок. В результате воспринималась как бы смешанная величина «количество — стоимость». Мы очень мало знаем о подобных перцептивных компромиссах, хотя у нас еще будет случай в дальнейшем обсудить эксперименты, показывающие их действие. Что касается неопределенности, или двойственности, в поле восприятия, то обычно считалось, что при прочих равных условиях чем она выше, тем больше шансов на вмешательство поведенческих факторов. Именно по этой причине Шериф1 избрал явление автокинеза в качестве экспериментального объекта. Из тех же соображений Прошанский и Мэрфи2 пользовались в своих опытах припороговой освещенностью. В широких пределах этот тезис представляется справедливым, поскольку наличие неоднозначности снижает организующие возможности автохтонных детерминант восприятия. О важности этого обобщения мы, привыкшие мыслить лишь в терминах строго контролируемых экспериментов в темной комнате, слишком часто забываем. Ведь что такое восприятие в повседневной жизни? Это сплошь да рядом беглый взгляд, слушание краем уха, мимолетное прикосновение. Исключая то, что находится в самом центре заинтересованного внимания, мир ощущений куда более зыбок, чем, по-видимому, полагают авторы наших учебников психологии. Эмпирические гипотезы Обратимся теперь к экспериментам, которые составляют главное содержание данной статьи. Мы рассмотрим три общие гипотезы, вытекающие из только что сформулированных принципов. 1 См.: Sherif M, A study in some social factors in perception // Archives of Psychology. 1935. Ma 187. 2 См.: Proshansky H., Murphy G. The effects of reward and punishment on perception // Journal of Psychology. 1942. 13. P. 295-305. 360 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
В экспериментах, о которых здесь идет речь, рассматривалась лишь одна сторона поведенческого детерминирования, которую мы называем акцентуацией. Это тенденция, в силу которой искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Явления перцептивного отбора и фиксации уже были продемонстрированы в других экспериментах, правда, они остаются пока слабо систематизированными. В целях экономии изложения мы не будем рассматривать их здесь, хотя в рамках более широкого исследования они представляют собой важные переменные. Испытуемые и аппаратура Испытуемыми были 30 нормальных детей в возрасте 10 лет. В соответствии с некоторыми признаками, которые мы кратко укажем ниже, их разделили на три группы: две экспериментальные и одну контрольную. Аппаратура представляла собой прямоугольный деревянный ящик размером 22,5x22,5x45 см. В передней стенке ящика имелся квадратный экран из матового стекла 12,5 см2; возле правого нижнего угла экрана расположена ручка управления. В центре экрана проецируется изнутри почти круглое пятно света (16,2 свечи). Свет падает от 60-ваттной лампочки через ирисовую диафрагму, диаметр которой меняется ручкой управления в пределах от 8 до 50 мм. Испытуемый видит лишь ящик с экраном и на нем круг света, диаметр которого он может регулировать, вращая ручку. Линия, ограничивающая пятно света, не настоящая окружность, это ломаная линия, состоящая из девяти отрезков эллипса в соответствии с конструкцией ирисовой диафрагмы фирмы «Бош энд Ломб». Однако эта форма настолько близка к окружности, что испытуемые без труда выносили суждения о равенстве, которых от них требуют условия эксперимента. Испытуемые по одному садятся на стул перед экраном; круг света при этом находится чуть ниже уровня глаз. Ящик стоит на столе, за которым сидит экспериментатор. Ребенку объясняют, что это игра и что Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 361 его задача — менять диаметр светлого круга, придавая ему величину предметов, которые показывает или о которых говорит экспериментатор. Предварительно ребенку дают возможность спокойно освоиться с ручкой, обращая особое внимание на пределы изменения размеров пятна. Порядок опыта у обеих экспериментальных групп был одинаковый. Каждый из двадцати детей прошел две серии испытаний. Вначале ребенка просили оценить по памяти размер монет достоинством от 1 цента до 0,5 доллара. Он проделывал это сначала в порядке возрастания номинала монет, а затем в порядке их убывания; и каждую монету оценивал дважды: вращая ручку из положения «диафрагма закрыта» и из положения «диафрагма открыта». Таким образом, ребенок давал каждой монете четыре оценки. Экспериментатор воздерживался от малейшего намека на то, насколько правильно ребенок оценил тот или иной размер. Вторая серия отличалась лишь тем, что соответствующие монеты предъявлялись испытуемому. Каждая монета в отдельности помещалась почти в центре ладони левой руки на уровне светового пятна в 15 см слева от него. Испытуемый рассматривал монету столько времени, сколько ему требовалось. Контрольная группа из 10 испытуемых проходила всю описанную выше процедуру с одним лишь исключением. Вместо монет им предъявлялись серые картонные кружки соответствующих размеров, и при этом не было никакого упоминания о деньгах. Результаты Сравним оценки размеров, данные испытуемыми различным монетам и соответствующим картонным кружкам. Два факта обращают на себя внимание при рассмотрении рис. 1, где показаны оценки экспериментальных и контрольной групп в серии с предъявлением. Во-первых, величина монет, т.е. социально ценного объекта, оценивалась выше величины соответствующих кружков. Во-вторых, оказалось, что с увеличением достоинства монет растет отклонение кажущейся величины от действительной. Исключением служит монета в 0,5 доллара, для которой отклонение (переоценка величины) меньше, чем для монеты в 25 центов. Можно предположить, что это нарушение хода кривой объясняется тем, что для десятилетнего ребенка реальная ценность монеты в полдоллара ниже реальной ценности монеты в 25 центов. Скорее всего, существует какое-то автохтонное объяснение этому факту. Так или иначе, в экспериментах со взрослыми подобный излом кривой не наблюдался. Это различие между испытуемыми экспериментальных и контрольной групп, несомненно, весьма значимо. Столь же значима и дисперсия переоценки монет разного достоинства у испытуемых эксперименталь- 362 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия ных групп. Обработка этих результатов средствами дисперсионного анализа в нашей совместной работе е Постманом1 показывает, что дисперсии, обусловленные изменением достоинства монет и заменой монет кружками, дают .F-оценки, соответствующие значениям Р, не превышающим 0,01А Так обстоит дело с нашей первой гипотезой — гипотезой о том, что восприятие социально ценных объектов подвержено воздействию поведенческих детерминант в тем большей степени, чем выше их ценность. Рассмотрим теперь вторую гипотезу: чем сильнее потребность индивида в данном социально ценном объекте, тем больше роль поведенческих детерминант в восприятии. Во втором варианте нашего опыта мы перераспределили участников экспериментальных групп, составив две новые группы по 10 человек: «богатую» и «бедную». Испытуемые первой группы были взяты из передовой школы в районе Бостона, в которой учатся дети преуспевающих бизнесменов и лиц свободных профессий. 1 См.: Postman L., Bruner J. The reliability of constant errors in psychophysical measurement // Journal of Psychology. 1946. 21. P. 293-299. 2 Значения Pна уровне 0,01 найдены и для постоянных ошибок, связанных с пере оценкой и недооценкой достоинства монет и расширением и сужением диафрагмы. По скольку эти параметры в описываемых экспериментах контролировались и компенсиро вали друг друга, их можно оставить без специального рассмотрения. Дисперсионный анализ проводился как в процентах, показывающих отклонение индивидуальных оценок от действительного размера, так и в абсолютных величинах. Были внесены необходимые уточнения, предложенные Снедекором (см.: SnedecorD. Statistical methods. Ames, Iowa, 1940.). Значения, указанные на рисунках, годятся как для процентных, так и для абсо лютных величин. Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы… 363 Вторая группа была составлена из обитателей многоквартирного дома в районе бостонских трущоб. Было сделано очевидное допущение, что «бедные» имеют большую субъективную потребность в деньгах, чем «богатые». Если результаты, показанные на рис. 1 в усредненном виде, разделить на показатели для «богатой» и «бедной» групп, то обнаружится поразительное различие (рис. 2). «Бедная» группа переоценивает величину монет гораздо больше, чем «богатая». И здесь налицо определенные нерегулярности кривых. Спад кривой в случае монеты в 0,5 доллара мы уже пытались объяснить. Что же касается спада кривой для монеты в 10 центов в «богатой» группе, то его объяснение также проблематично. Во всех кривых, составленных для взрослых испытуемых — более 2000 оценок, — этот спад представлен. Возможно, он объясняется контрастом между относительной величиной монеты в 10 центов и ее достоинством, а может быть — некоторыми индивидуальными особенностями самой монеты1. Различие между «бедными» и «богатыми» в высшей степени значимо. Дисперсионный анализ показывает, что уровень значимости этого источника вариации превышает 0,01. Нашу вторую гипотезу, таким образом, тоже нельзя отклонить. Достойно внимания также следующее: взаимодействие параметров «экономический статус» и «достоинство мо- 1 Если читатель - курильщик, пусть он спросит себя, можно ли закрыть двухкопеечной монетой горб верблюда, изображенного на пачке сигарет «Кемел». Возьмите монету и пачку и держите их на расстоянии 15 см. Хотя монета кажется небольшой, она свободно закрывает верблюжий горб. 364 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия неты» дает оценку F, соответствующую значениям Р в пределах 0,05 — 0,01. Это позволяет нам высказать новую гипотезу: если объекты восприятия принадлежат к одному классу, но различаются по ценности, то влияние потребности в объектах этого класса акцентирует самые ценные объекты в наибольшей степени, а наименее ценные — слабее всего. Что можно сказать о перцептивной неопределенности? Допустим, что ситуация, когда испытуемый судит о величине объекта по памяти, более неопределенна, чем та, когда объект ясно виден в 15 см от светового пятна. Хотя это допущение можно оспаривать, посмотрим все же, подтверждают ли его экспериментальные результаты. Сравним сначала оценки испытуемых «богатой» группы в указанных условиях: с предъявлением монеты и по памяти. Соответствующие кривые приведены на рис. 3. Представляется, что для номиналов не выше четверти доллара влияние неопределенности проявляется в большей близости оценки к действительной величине, иными словами, оно способствует действию автохтонных детерминант. Для более высоких номиналов неопределенность, напротив, благоприятствует поведенческим факторам, вызывая большее отклонение оценок от действительной величины. В «богатой» группе монета в полдоллара переоценивается при предъявлении на 17,4%, а по памяти — на 34,7%. Эти факты трудно истолковать сами по себе. Рассмотрим, однако, рис. 4, показывающий различие оценок по памяти и по предъявлении в «бедной» группе. Здесь пересечение кривых отсутствует. Неопределенность у этой группы дает, по-видимому, лишь один результат: снижение всех оценок, приближение их к действительной величине объектов. Она Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие факторы... 365 даже устраняет спад кривой для монеты в 10 центов. Как объяснить это различие? Почему у «богатых» детей неопределенность освобождает поведенческие детерминанты, а у «бедных» подавляет? Наше объяснение не более чем догадка, требующая дальнейшего экспериментального подтверждения. Несколько лет назад Озер1 сообщил об исследовании, проведенном в Данди среди детей безработных. Он обнаружил, что деятельность воображения у этих детей совершенно подавлена. На вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, нормальные дети дают обычно честолюбивые ответы вроде: «Ковбоем!», «Кинозвездой!» и т.д. Дети же безработных называли в этом случае весьма скромные занятия, которые традиционно были свойственны людям их класса. Именно этот феномен и отражает, как мне кажется, приведенные здесь данные. У «бедных» детей, судящих о величине монет по памяти, место ослабленной фантазии занимает волнующее присутствие драгоценной монеты; у «богатых» же детей неопределенность восприятия дает свободу сильному и активному воображению1. Существуют ли какие-либо иные объяснения формы рассматриваемых здесь кривых? Закон Вебера дал бы для всех случаев график в виде прямой, параллельной оси истинной величины. DL — составляло бы в таком случае постоянную долю стимула, какова бы ни была его величина. Если попытаться объяснить наклон кривой с точки зрения мер цент- 1 См.: Oeser О.А. Personal communication. 1939. 2 Обсуждаемое здесь различие в оценке величины монет по памяти и по предъявле нии у «богатых» и у «бедных» детей статистически значимо. Дисперсия взаимодействия для этих двух параметров (экономический статус и присутствие - отсутствие объекта) имеет уровень значимости 0,01. 366 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия ральной тенденции, как это делает Холлингворс, то следовало бы ожидать скорее отрицательного наклона, чем положительного. Все объекты меньше среднего во всех сериях испытаний должны казаться больше; все объекты больше среднего — меньше. Если предположить, что в основе эффекта Холлингворса1 лежат автохтонные факторы, то перед нами еще один случай, когда рассматриваемые нами поведенческие детерминанты берут верх над автохтонными факторами (табл. 1). В заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее: эпоха фактической монополии Экспериментальной психологии в области изучения восприятия чересчур затянулась. Если мы, специалисты по социальной психологии и психологии личности, хотим понять, как осуществляется восприятие в повседневной жизни, то нам необходимо присоединиться к экспериментальным психологам и заново исследовать многое в этой древней области знания, законы которой слишком долго считались раз и навсегда установленными. 1 См.: Holllngworth H.L. The inaccuracy of movement // Archives of Psychology. 1909. № 13. М. Коул, С. Скрибнер |