Руслан. Сырых-ИиМЮН. Учебник по программам магистерской ступени образования норма инфрам москва, 2012 удк 340(074. 8)
Скачать 2.58 Mb.
|
Раздел II. История зарубежного и российского правоведения государства и в экономической сфере, а также стабильный право- порядок, основанный на государственном принуждении огромной массы рабов и свободных лиц, совершивших преступления. Интерес к проблемам государственного устройства усиливался противостоянием таких ведущих государств-полисов, как Афины и Спарта, имевших значительные отличия в общественном и государственном строе. Если в Афинах действовала классическая рабовладельческая демократия, то государственный строй Спарты сохранял ряд черт родо-племенной организации власти и представлял собой скорее монархию, чем республику. Политическое и экономическое соперничество названных государств-полисов неизбежно ставило на повестку дня и вопрос о преимуществах практикуемого ими политико-правового строя. Характерная особенность формирования правовой науки мыс- лителями Древней Греции состоит в том, что они не ограничивали свои исследования разработкой только политико-правовых проблем. Они прежде всего искали ответы на философские вопросы, связанные с пониманием устройства мира, причин мироздания, гармонии души и разума, духовного и телесного. Но поскольку мироздание включает такие компоненты, как государство и право, то греческим мыслителям неизбежно приходилось искать ответы на вопросы, связанные с раскрытием природы и сущности этих явлений. Поэтому можно сказать, что политико-правовые воззрения мыслителей Древней Греции представляют собой логические следствия разрабатываемых ими философских доктрин и могут быть правильно поняты лишь в органическом единстве с их философским учением. Первые наиболее значимые результаты становления правовой науки связываются с деятельностью семи греческих мудрецов VI— IV вв. до н. э. (Фалес Милетский, Солон Афинский, Питтак из Митилены и др.), сформировавших ряд нравственных требований (гном), не утративших значения и по настоящее время. В частности, ими была сформулирована одна из важнейших библейских заповедей: не делай другому того, чего не желаешь для себя, — а также такие гномы, как «взятое в долг следует отдавать», «народное правление лучше тирании», «законам покорствуй», «познай самого себя». Глубокие и системные знания о государстве и праве, заложившие основы правовой науки, были представлены величайшими мыслителями древности: Сократом (469—399 гг. до н. э.), Платоном (427—347 гг. до н. э.) и Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Ими Глава 8. История западноевропейской юридической науки 145 были поставлены и даже частично решены основные вопросы правовой науки: причины происхождения государства и многообразие его форм, оптимальные формы государственного устройства, соотношение права и закона, закона и справедливости, всеобщие черты права, понятие преступного и форм его вины. Более того, Платон весьма детально описал идеальную форму общественного и государственного строя, основанного на общественной собственности на орудия труда и произведенные материальные блага, т. е. коммунистического общества. Однако его попытки реализовать свой идеал государства окончились неудачей. Тиран Дионисий, правление которого Платон пытался реформировать, продал его в рабство, хотя вскоре он был выкуплен из рабства друзьями. Значительная часть положений, сформулированных Сократом, Платоном и Аристотелем, не утратила научного значения в настоящее время. В частности, Платон обоснованно полагал, что происхождение государства имеет закономерный характер, обусловленный разделением труда и необходимостью постоянного обмена товарами и услугами между индивидами. Аристотель впервые сформулировал положение о том, что стабилизатором порядка в обществе выступает средний класс, тогда как богатая плутократия и другие свободные лица, не принимающие активного участия в общественно-полезном труде, постоянно ориентированы на борьбу за государственную власть и порождают самые различные политико-правовые конфликты. В разумных законах государства Аристотель видел действенное средство управления, опирающееся на два органично связанных способа: убеждение и принуждение. Развернутую характеристику формы государства Аристотель излагал, дифференцировав ее на правильную (аристократию и политию) и неправильную (тиранию, олигархию, демократию). Значительный интерес и сегодня вызывает его трактовка справедливости как права. Аристотель подразделяет справедливость на четыре вида: уравнивающую, распределяющую, естественную и условную — и тем самым фактически намечает основы деления права на частное и публичное. По его мнению, гражданские, трудовые и семейные отношения государство регулирует с помощью уравнительной справедливости, тогда как на базе распределительной справедливости осуществляется регулирование отношений между государством и гражданином. Основы правовой науки, сформулированные Сократом, Платоном и Аристотелем, были развиты представителями эпикурейской и стоической школ (IV—II вв. до н. э.), зародившихся в Древней 146 Раздел II. История зарубежного и российского правоведения Греции. Далее эти учения были восприняты мыслителями Древнего Рима. При наличии достаточно развитых знаний о природе и сущности государства и права в Древней Греции специальных образовательных юридических учреждений не существовало. Право преподавалось лишь в совокупности с философскими воззрениями, разделяемыми основоположником соответствующей школы и его последователями. Так, Платон в 387 г. до н. э. основал свою школу — Академию, которая просуществовала почти 1 тыс. лет. В 322 г. до н. э. Аристотелем была создана школа — Ликей. Свою философскую школу — Сад имел и Эпикур; она на протяжении восьми столетий выступала стойким и последовательным центром распространения античного материализма и атеизма. После завоевания Древней Греции Древним Римом интенсивность политико-правовых исследований и их плодотворность значительно сократились, а центр развития правовой науки постепенно переместился в Древний Рим. При этом процесс ее формирования, развития шел по трем направлениям. Первое направление составила разработка закономерных основ государства и права, второе — разработка принципов и норм позитивного публичного и частного права, третье — создание специальных образовательных юридических учреждений, ориентированных на подготовку квалифицированных кадров — политиков, юристов-практиков и юри- стов-ученых. Вклад римских философов и мыслителей в дальнейшее развитие политико-правовых идей древнегреческих мыслителей состоял прежде всего в разработке основополагающих проблем сущности и непосредственного бытия государства и права. Наиболее плодотворными в этом направлении были исследования Цицерона (106—43 гг. до н. э.), Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Марка Аврелия (121 —180 гг. н. э.), других древнеримских философов и юристов. Раскрывая соотношение закона, права и справедливости, Цицерон исходил из признания соответствия права Божественной воле. Он напрямую связывает право с законом, который имеет Божественный характер и определяет поведение человека. Следовательно, по его мнению, право должно соответствовать закону. Лица, между которыми существует общность в виде Божественного закона, объединены также общностью в виде права, требующего жить честно, правильно и справедливо. А лица, имеющие общие Божественные законы и право, принадлежат к одной и той же граж Глава 8. История западноевропейской юридической науки 147 данской общине, одному и тому же гражданскому обществу. При этом впервые в истории правовой науки Цицерон выделил и обосновал один из ведущих принципов права — принцип формального равенства: право устанавливает формальное равенство между фактически неравными и различными между собой людьми. Как и Цицерон, Сенека признавал индивидов равными, поскольку все они, будучи членами единого мирового целого, безусловно, равны между собой фактически, даже преступники — люди. Равенство людей он видел в свободе, полагая, что это свойство присуще всем, даже раб в душе свободен. Несвобода распространяется только на тело. Поэтому господам принадлежит лишь тело раба, но не его дух. Одновременно Сенека признавал людей существами беспомощными, слабыми, постоянно погруженными в грех и зло, практически не способными выбраться из этого состояния. Марку Аврелию удалось воплотить мечту Платона о совмещении должности царя и философа. В целом опыт подтвердил правоту Платона. Период правления Марка Аврелия признается «золотым веком» Древнего Рима. В работе «Наедине с собой» он разрабатывает основные идеи стоицизма — принципы равенства и служения людям. Величайшей заслугой римлян признается детальная разработка ими принципов и норм частного права, большая часть которых действует в современном гражданском праве. «Римляне, — признавал К. Маркс, — собственно, впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности. Римское частное право есть частное право в его классическом выражении» 1 Некоторые исследователи небезосновательно полагают, что успехи римлян в разработке частного права стали возможны благодаря заимствованию ими теории и законов Древней Греции. Например, античный историк Страбон признавал, что римляне «действительно заимствовали от ахейцев большую часть своих законов» 2 . Отсутствие письменных источников частного права Древней Греции, дошедших до нашего времени, не может служить достоверным доказательством его неразработанности и неразвитости. Большая торговля, которую на протяжении нескольких столетий вели греки с соседними странами, не могла не породить права, опосредовавшего отношения договоров 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 347. 2 Цит. по: Темнов Е. И. Становление политико-правовой мысли в Древнем Риме // История государственно-правовых учений / под ред. В. В. Лазарева. М., 2006. С. 59. 148 Раздел II. История зарубежного и российского правоведения купли-продажи, мены, аренды, найма и других имущественных связей и способствующего разрешению конфликтов. Во II—III вв. н. э. вклад в разработку принципов и норм римского права Папиана, Павла, Ульпиана, Модестина был настолько велик и общепризнан, что в 426 г. н. э. специальным законом императора Валентина III доктринальным положениям названных юристов была придана сила закона. Рим по праву признается родиной первых специальных юриди- ческих образовательных учреждений. Длительное время знание права и процесса судебного рассмотрения составляло прерогативу жрецов. В 254 г. до н. э. традицию нарушил Тиберий Корунка- ний — первый верховный жрец из плебеев. Он счел необходимым объяснять право каждому желающему. Но потребовалось еще два века для осознания необходимости систематического обучения юриспруденции лиц, ведущих юридическую деятельность на профессиональной основе. В I в. н. э. Сабианом была организована частная школа, в которой профессиональные юристы читали лекции и вели диспуты с обучающимися. Опыт деятельности школы получил всеобщее признание, и уже в IV—V вв. н. э. такие школы с четырехгодичным сроком обучения действовали в Александрии, Афинах, Бейруте, Константинополе, Риме, Цезарее. Успехи римлян в развитии правовой науки и юридического об- разования, как и вся древнеримская культура, были уничтожены с завоеванием Рима варварами. Процесс формирования и совер- шенствования правовой науки был прерван на целое тысячелетие. Повсеместно наблюдался регресс в действующем законодательстве, выразившийся в замене римского права варварскими правдами и цивилизованного римского суда варварским судом, в котором основным доказательственным средством признавались поединок и ордалии. § 3. Средневековая западноевропейская юридическая наука Эпоха Средневековья продолжалась около 15 столетий. Ее начало чаще всего связывается с падением Римской империи под ударами варваров и с переходом от рабовладения к феодальному способу производства, основанному на неравноправном договоре феодала с крестьянами, иными лицами, вынужденными его содержать материально, а конец — с Новым временем, эпохой становления промышленного производства, основанного на наемном труде рабочих. Средневековье подразделяется на три стадии: раннее Глава 8. История западноевропейской юридической науки 149 (IV— IX вв.), классическое (X — первая половина XIV в.) и позднее (XIV — вторая половина XVII в.), завершившее свое существование в связи с укреплением буржуазного способа производства, приведшего к буржуазным революциям в Западной Европе и переходу государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии. Эпоха Средневековья была не самым плодотворным периодом правовой науки. Наоборот, первоначально достижения античной правовой науки, равно как и позитивного права, были преданы забвению в странах Западной Европы, за исключением Византии. Процесс формирования позитивного права, обеспечивающего гос- подство феодальных экономических и политических отношений, а также идеологическое обоснование разумности и необходимости феодального права составляют суть правовой науки эпохи Средне- вековья. В числе ее наиболее значимых достижений можно выделить: 1) кодификацию римского права, завершившуюся изданием Дигест Юстиниана и подготовкой систематического сборника нормативных правовых актов канонического права — Свода канонического права (1500); 2) рецепцию римского права; 3) развитие университетов как основной формы подготовки профессиональных юридических кадров; 4) формирование политико-правовых учений с позиций средневековой философии патристики (II— VIII вв.) и схоластики (XII—XIII вв.). Величайшим достижением средневековой правовой науки является кодификация римского права, проведенная в Византии в VI в. по поручению императора Юстиниана, и создание свода Согрив щгіз сіѵііів, содержащего наиболее полное и системное изложение норм как частного, так и публичного римского права. Свод состоит из четырех частей: Институций, Дигест, Кодекса и Новелл. В основу Институций были положены институции (учебник частного права) Гая, одновременно использовались институции и других древнеримских юристов. Дигесты состояли из трех частей: 1) отрывков из сочинений римских юристов, относящихся к старому римскому праву, закрепленному в законах и обычаях; 2) положений из работ юристов, посвященных комментированию более позднего, преторского права; 3) фрагментов из работ Папи- ниана и других римских юристов, содержащих комментарии судебной практики. Включенные в Свод положения подвергались редактированию в целях устранения противоречий между ними и приспособления их к существующим в Византии отношениям. Императорские конституции (законы) были систематизированы 150 Раздел И. История зарубежного и российского правоведения в 12 книгах Свода и в совокупности составили Кодекс. Императорские конституции, вышедшие после издания Согриз .іигіз сіѵШз, назывались новеллами и образовали четвертую часть Свода — Новеллы. Кодификация римского права является одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, имеющим огромное историческое значение. Во-первых, был разработан и успешно применен эффективный способ приведения разрозненного нор- мативного материала в форму, удобную для поиска и применения действующего законодательства. Во-вторых, проведенная систе- матизация римского права в Согрш іигіз сіѵіііз существенно облегчила процесс его рецепции западноевропейскими странами в новых исторических условиях в связи с необходимостью дать надлежащее правовое регулирование развивающимся отношениям в сфере промышленности, торговли и финансовой деятельности. В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой про- мышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом за- крепить права и обязанности участников имущественных пред- принимательских отношений и обеспечить им надлежащую правовую защиту. Варварские правды, ориентированные главным образом на регулирование отношений, основанных на натуральном ведении хозяйства, для этих целей были непригодны. Потребности в праве, способном упорядочить действия участников экономических отношений, были удовлетворены посредством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болонской школы, сформировавшейся в конце XI в. Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в три этапа. На первом этапе (XII—XIII вв.) представителями Болонской школы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты Юстиниана и другие источники римского права и обоснована их применимость для регулирования частноправовых отношений эпохи Средневековья. Комментарии-толкования норм римского права назывались глоссами, а потому авторов подобных комментариев называли глоссаторами. Второй этап рецепции римского права пришелся на XIV—XV вв. и характеризовался стремлением юристов, образовавших школу комментаторов (постглоссаторов), органично согласовывать положения римского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. При этом усилился интерес к нормам естествен Глава 8. История западноевропейской юридической науки 151 ного права и признавался их приоритет перед нормами, исходящими от государства или общества. Так, С. Бартол, один из осно- воположников этой школы, ставил естественное право выше власти монарха. Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы, а в Испании и Португалии комментариям С. Бартола, пользующимся авторитетом, придается сила права. Однако оценка источников римского права с позиций естественного права эпохи Средневековья из-за нечеткости системы норм последнего зачастую приводила к произвольному толкованию норм римского права в науке и судейскому произволу на практике. В связи с этим в начале XVI в. возникло новое гуманистическое направление в юриспруденции, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в точном раскрытии смысла его правоположений, норм права. Вследствие этого была значительно усовершенствована система методов толкования права, ведущее значение в них приобрели грамматический и исторический методы толкования. Таким образом, благодаря исследованиям средневековых юристов римское право стало важнейшим источником средневекового права, действенным средством стабилизации имущественных отношений и их защиты, а также оказало решающее воздействие на развитие средневековой правовой науки. Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регулятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и действенного средства разрешения конфликтов между участниками имущественных отношений порождает острый дефицит в юристах, способных на высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обоснованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был преодолен посредством создания специальных юридических образовательных учреждений — университетов. Первым университетом, специализировавшимся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета, а не как составная часть риторики, при этом римское право преподавалось системно и максимально полно. Кроме того, германский император Фридрих I |