Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 8. История западноевропейской юридической науки 153

  • § 4. Западноевропейская юридическая наука Нового времени

  • Глава 8. История западноевропейской юридической науки 155

  • 1 5 6 Раздел II. История зарубежного и российского правоведения

  • Глава 8. История западноевропейской юридической науки 1 5 9

  • Руслан. Сырых-ИиМЮН. Учебник по программам магистерской ступени образования норма инфрам москва, 2012 удк 340(074. 8)


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеУчебник по программам магистерской ступени образования норма инфрам москва, 2012 удк 340(074. 8)
    АнкорРуслан
    Дата05.04.2022
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСырых-ИиМЮН.pdf
    ТипУчебник
    #444707
    страница19 из 55
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   55
    Раздел II. История зарубежного и российского правоведения
    предоставил ряд привилегий слушателям этого университета. При- мечательно, что студенты сами избирали профессоров. При этом избранный профессор давал обязательство не преподавать в других учебных заведениях. Традиции и методика преподавания юриспру- денции в Болонском университете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испании и других западноевропейских стран. Университеты были образованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220),
    Падуе (1222), а также в Испании (1218).
    Процесс формирования сословия юристов в странах Западной
    Европы неизбежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной не только комментировать соответствующие положения римского права и пути их применения в регулировании средневековых отношений, но и раскрыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономических и политических отношений в условиях феодального строя. При этом предпринимается попытка возвысить церковь и каноническое право над светской властью и позитивным правом, обосновать правомерность претензий канонической власти на верховную власть в обществе и государстве.
    Средневековая христианская философия определяет основу политико-правовой науки Средневековья, в истории которой принято выделять две стадии: патристику (II—VIII вв.) и схоластику (XII—XIII вв.).
    Патристика представляла собой учение
    «отцов церкви», рассматривавших проблемы философии, этики, правовой науки с позиции христианских догматов.
    Ее наиболее видными представителями признаются Иоанн Златоуст (347—407) и Аврелий
    Августин (354—430). Особенность схоластики как учения состояла в том, что ее представители основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира. Своей научной вершины схоластика достигла в работах Фомы Аквинского (1225—1274).
    В конце XIII в. появились учения, основанные на скептическом отношении к теологии и догматам христианства. Одним из первых представителей такого подхода был Марсилий Падуанский (1280—1343).
    Иоанн Златоуст исходил из понимания общности целей церковной и светской властей, призванных обеспечивать необходимые условия для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей.
    При этом он отдавал приоритет церковной вла

    Глава 8. История западноевропейской юридической науки
    153
    сти, рассматривая государственного правителя в качестве сотрудника церковной власти и помощника, посланного Богом. Соответственно, важнейшим направлением светской власти, по мнению этого философа, является защита и покровительство церковной власти. В свою очередь первостепенная обязанность подвластных — совершение молитвы за начальство. Однако такой почести достоин лишь властвующий, который обладает такими качествами, как православие и благочестие. Не обладающий этими качествами правитель является тираном для людей и одновремено рабом своих страстей. «Тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе тысячи венцов», — говорится в Священном
    Писании.
    Иным видел соотношение церкви, государства и народа Аврелий
    Августин. Он подвергал резкой критике Рим и другие государства, признав их бесовским царством, основанным на принуждении и лишенным справедливости. Истинная справедливость, по его мнению, возможна лишь в «граде Божьем», только церковное общение является делом, праведным перед Богом. Он первым признал фактическое равенство всех христиан независимо от их народности и социального положения, требовал следовать заветам Иисуса Христа и отказаться от культа богатства (предпринимательства). Все люди, полагал он, обладают абсолютной человеческой ценностью как духовно бессмертные существа, созданные Богом по своему образу и подобию, а потому не могут использоваться в качества средства достижения чьих бы то ни было целей. В то же время он признавал социальное неравенство объективным фактом, с которым невозможно вести сколько-нибудь успешную борьбу. Однако, по его мнению, бедный чаще бывает счастливым, чем богатый, которым управляют страсти.
    Вклад Фомы Аквинского в развитие правовой науки выражается в обосновании наличия четырех видов законов и в развернутой характеристике их соотношения между собой, а также в признании права народа на восстание против государя, установившего тираническую форму правления. По его мнению, поведение человека регулируется четырьмя видами законов: Божественным, вечным, естественным и человеческим. Божественный закон дан в Библии.
    Вечный закон основывается на Божественном и управляет всеми земными делами. В отношении людей дополнительно действует еще два вида законов: естественные и человеческие. Естественный закон понимается им как часть вечного закона, предназначенного для разумных тварей, каковыми являются люди.

    154
    Раздел II. История зарубежного и российского правоведения
    Этот закон позволяет людям отличать добро от зла, хорошее от плохого.
    Человеческий закон Фома Аквинский понимал как общее мерило, устанавливаемое государством во имя всеобщего блага и обеспеченное силой государственного принуждения. Особое внимание он придавал доведению закона до заинтересованных лиц, полагая, что закон не может вступать в действие без его обнародования. Кроме того, человеческий закон ни при каких условиях не может противоречить вечному и естественному законам.
    Человеческий закон, не соответствующий вечному закону, представляет собой голое насилие и потому не имеет природы закона. Государство, возводящее насилие в закон, является государством-тира- ном. Поэтому народ имеет право на сопротивление властям в случаях, когда «предписывается действие, противное той цели, для которой установлена власть».
    Свежую струю в средневековую юридическую науку, базирующуюся на обосновании и объяснении политико-правовых явлений и процессов христианскими догматами, внес Марсилий Падуанский. Он был первым средневековым мыслителем, прямо заявившим о светском характере государства и его независимости от церкви. По его мнению, государство возникает из общественного договора и имеет целью обеспечение материального благополучия своих подданных, а также создание условий для умственной (научной) деятельности. Церковь призвана исполнять роль «духовного врача» паствы и не должна вторгаться в светскую власть.
    Марсилий
    Падуанский предлагал монарха, осуществляющего государственную власть, избирать народом. Он же считал необходимым всем сословиям, кроме крестьянства, предоставить свободу и равные политические права. Впервые в истории правовой науки этот философ сформулировал принцип разделения государственной власти на две ветви: законодательную и исполнительную. По его мнению, законы может принимать только народ, способный обеспечивать закрепление в законах всеобщих интересов. Один человек может извращать суть законов, закрепляя в них собственный эгоистичный интерес.
    § 4. Западноевропейская юридическая наука Нового времени
    Правовая наука Нового времени, охватывающего XVII— XIX вв., характеризуется интенсивным развитием всех ее отраслей и превращением в развитую систему общих и отраслевых знаний

    Глава 8. История западноевропейской юридической науки
    155
    о закономерностях функционирования и развития государства и права.
    Правовая наука полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных знаний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях модификации, совершенствования политикоправовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонентами становятся общая теория государства и права, история государства и права, а также науки гражданского, административного, уголовного, финансового и иных отраслей права.
    Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловлено процессами, связанными с утверждением буржуазного общества и переходом государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса. В этих условиях правовая наука должна была обосновать правомерность претензий буржуазии на государственную власть, создать систему норм, обеспечивающих успешное функционирование гражданского общества на началах равенства, свободы и справедливости, разработать систему норм права в сфере публичного и частного права, способных гарантировать устойчивый правопорядок и защиту нарушенных прав индивидов и иных лиц. Чтобы успешно решить эти фундаментальные проблемы, правоведам пришлось: 1) изменить свои философские воззрения; 2) модифицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества; 3) дополнить систему правовой науки рядом новых отраслевых наук конституционного, административного, финансового права; 4) создать развитую систему внутринационального права.
    Начиная с эпохи Просвещения в Западной Европе умами философов овладевает новое учение — рационализм, согласно которому основой бытия является не Бог, а разум человека. Наиболее полное обоснование это учение получило в работах Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и нашло благодатную почву в правовой науке в трудах виднейших представителей теории естественного права: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж.
    Локка. Раскрывая тесную связь философского рационализма с теорией естественного права, О. Э. Лейст пишет: «В противоположность христианским авторам Средневековья, традиционно видевшим в
    «свободной воле людей»

    1 5 6
    Раздел II. История зарубежного и российского правоведения
    источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направляемой разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия. Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существования ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию естественного состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и обязанностей власти и народа»
    1
    Основополагающий тезис теории естественного права о наличии естественных прав человека, имеющих приоритет перед воле- установленным правом государства, и об обязанности государства следовать нормам естественного права послужили теоретической основой дальнейших революционных преобразований правовой науки, государственной власти и юридической практики. Под лозунгами равноправия и свободы были проведены буржуазные революции в
    Нидерландах, Англии, во Франции и в других странах Западной Европы, приведшие к устранению сословных различий между членами гражданского общества, освобождению крестьян от крепостной зависимости, законодательному закреплению формального равенства всех членов общества. Признание общественного договора между государством и населением как правовой основы их взаимодействия ориентировало буржуазные государства на интенсивное формирование публичного права, создание норм конституционного, административного, процессуального права, способных закрепить правовые пределы государственной власти, обязать свято исполнять принятые законы как население, так и государственные органы и должностных лиц. Правовое государство, обоснованное в работах И.
    Канта и Г. Гегеля, и по настоящее время выступает идеалом и конечной целью любого демократического государства.
    В этот же период государства Западной Европы начинали отка- зываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные акты в сфере частного права в целях приспо- собления общего (римского) права к специфике существующих
    1
    Лейст О. Э.
    Политические и правовые учения в Голландии и Англии // История
    политических и правовых учений. М., 1999. С. 264.

    Глава 8. История западноевропейской юридической науки
    157
    национальных имущественных отношений. Пример этому подала франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерландах, Италии, Польше. Однако Германия, а вслед за ней и другие страны разработали и приняли свои гражданские кодексы. Таким образом, законотворческая деятельность, ориентированная на формирование национального публичного и частного права, стала одним из важнейших направлений деятельности государств Западной Европы, а наличие развитой системы права — одним из значимых показателей высокой правовой культуры общества и государства.
    Чтобы успешно справиться с процессами формирования на- ционального позитивного права и обеспечить его эффективное действие, в том числе в сфере правосудия, государства вынуждены стимулировать развитие правовой науки и создавать образовательные учреждения для подготовки высококвалифицированных юридических кадров.
    По мере упрочения статуса буржуазных государств в качестве органа управления делами общества и формирования системы буржуазного права, революционная направленность и излишний демократизм теории естественного права становятся обременительными для государственной власти, желающей стабилизировать буржуазное законодательство на достигнутом уровне и отказаться от его критики по мотивам несоответствия нормам естественного права. В свою очередь, ученые-юристы не избежали соблазна оказать действенную помощь государству, создав в начале XIX в. позитивистскую теорию права, в основе которой лежало понимание права как любого властного веления государственной власти, направленное на создание нормативных установлений.
    Одним из первых критиков теории естественного права был английский философ и юрист И. Бентам (1748—1832), по убеждению которого правом являются повеления и запреты, установленные государством, тогда как естественные права представляют собой не более чем «анархические софизмы», субъективные оценки действующего законодательства.
    Основы юридического позитивизма были сформулированы в работах его ученика Дж. Остина (1790—1859), полагавшего, что право — это приказ власти, обязательный для исполнения под угрозой применения санкции.
    Поэтому юриспруденция «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши». Он не отрицает наличия норм, установленных Бо-

    158
    Раздел II. История зарубежного и российского правоведения
    гом, признает существование «Божественного (естественного) права», но выводит его за пределы юриспруденции, предметом которой является только право, закрепленное в действующих законах и иных нормативных правовых актах государства.
    Существенный недостаток позитивистской доктрины, от которого она не может освободиться по настоящее время, состоит в отсутствии критериев, позволяющих отличать правовые нормы от возведенного в закон законодательного произвола государства. Согласно этой теории правом являются законы не только демократического государства, но и фашистского, грубо посягающие на права личности и даже легализующие геноцид народов, как это имело место в фашистской
    Германии. Тем не менее несмотря на отмеченный недостаток, очарование государственных властей позитивистской теорией настолько велико, что она и сегодня выступает официальной правовой доктриной многих западноевропейских государств.
    Политико-правовая мысль уже в XIX в. преодолела позитивизм как консервативное правовое течение и разработала ряд доктрин, позволяющих более глубоко и точно раскрыть действительную сущность права, закономерности его функционирования и развития.
    Практически одновременно с позитивизмом в
    Европе осно- воположниками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом были заложены основы материалистической теории права, раскрывающие генезис становления и развития права как социального явления и закономерности его функционирования в современном обществе. Ими было показано, что позитивное право и закрепляющие его законы не имеют ничего общего с действительным правом. То, что официальная наука и общество принимают за право, на деле предстает не более чем возведенной в закон волей господствующего класса.
    В рабовладельческом обществе это воля рабовладельцев, в феодальном — феодалов, в буржуазном — буржуазии. Рабочий класс не может обрести своего права в буржуазном законодательстве, для этого ему нужно взять государственную власть в свои руки и собственные правовые притязания закрепить в законе. Государство необходимо пролетариату для построения коммунистического общества, способного обеспечить всех и каждого материальными благами по потребности. Фактическое экономическое и политическое равенство членов коммунистического общества, лишенного социальных антагонизмов, сделает ненужным государство и право, они отомрут, уступив место органам об

    Глава 8. История западноевропейской юридической науки
    1 5 9
    щественного самоуправления и нормам коммунистического об- щежития.
    Обоснованная критика позитивистской теории права давалась и другими правовыми теориями, возникшими в Новое время, в том числе представителями социологической теории права, философии права, психологической теории права, тем не менее позитивистская теория права, поддерживая государство, неизменно сохраняла и по настоящее время сохраняет свое лидерство как по числу признающих ее правоведов, так и по интенсивности воздействия на политико-правовую практику. Даже в условиях Советского государства, выдававшего марксизм за свою официальную идеологию, лидеры коммунистической партии и
    Советского государства приписывали марксизму позитивистскую трактовку права.
    В условиях Нового времени правовая наука развивалась не только за счет теории государства и права. Одновременно шло интенсивное развитие отраслевых юридических наук как вширь, так и вглубь, обусловленное закреплением конституционных основ буржуазного государства, его основополагающих принципов выборности высшего органа государства, разделения государственной власти на три ветви
    (законодательную, исполнительную, судебную) и господства права.
    Последовательное проведение этих принципов в жизнь потребовало коренного изменения действующих норм публичного права или его существенного изменения, развития. Появились новые отрасли публичного права: конституционное, административное, финансовое, муниципальное право, — что, в свою очередь, потребовало образования соответствующих отраслей правовой науки. В конечном итоге система права и система правовой науки приобрели практически современный вид, большинство отраслей права и соответствующих отраслей науки, уже существовавших или возникших в этот период, действуют по настоящее время.
    В Новое время формировалась система юридического образования, которая с некоторыми изменениями действует и сегодня. Основной кузницей юридических кадров стали юридические факультеты университетов, при этом юридическое образование освобождалось от опеки церкви и выделялось из системы философского образования.
    Учебные планы университетов основной акцент делали уже не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития, а также современных действующих норм права. Юри-

    160
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   55


    написать администратору сайта