Руслан. Сырых-ИиМЮН. Учебник по программам магистерской ступени образования норма инфрам москва, 2012 удк 340(074. 8)
Скачать 2.58 Mb.
|
Раздел I. Юридическая наука как форма общественного сознания сииские правоведы учитывают весьма редко и в результате с легкостью навешивают ярлык «теория» на давно отвергнутые правоведением учения о государстве и праве, гипотетические, дискуссионные положения, отдельные фрагменты данной науки либо эмпирические, фактологические высказывания. В частности, в современной юридической литературе теориями признаются и теологическое учение о происхождении государства и права, и патриархальная концепция происхождения государства, антинаучный характер которых был убедительно доказан еще буржуазными идеологами XVII—XVIII вв. В ряде случаев теорией объявляются отдельные фрагменты общей теории права, например теории нормативных правовых актов, теории нормы права, теории правоотношений, теории правосознания. Применяемое без должной на то основы понятие «теория» ут- рачивает в правоведении действительный смысл и одновременно порождает иллюзию о принадлежности знаний ненадлежащего, а то и вовсе сомнительного качества к действительному теоретическому знанию. Между тем качество субъекта, явления имеет объективный характер и не зависит от его имени. Как ни называй Российское государство правовым или социальным, реальное положение дел с состоянием преступности в стране, безработицей или выплатой пенсий этим не улучшишь. Равным образом и знание, признаваемое теорией, но в действительности являющееся ее превращенной формой, не способно ликвидировать пробелы в науке и углубить наши знания о закономерностях функционирования и развития права. § 4. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания Взаимосвязь закономерностей функционирования и развития государства и права с непосредственной реальностью, политико- правовой практикой как формой их проявления объективно обу- словливает аналогичное соотношение, взаимозависимость знаний эмпирического и теоретического уровней правовой науки. Эмпирические знания выступают началом теоретического познания политико-правовой практики, конечная цель которого видится в раскрытии закономерного хода развития, совершенствования практики и формировании системных достоверных знаний в форме теории. Процесс же перехода от эмпирии к теории имеет довольно длительный, многоэтапный характер. Как образно заме Глава 3. Уровни и формы знаний юридической науки 65 чал Б. М. Кедров, движение познания подобно лифту в высотном здании: нельзя сразу с первого этажа подняться на самый верхний этаж, минуя второй, третий и т. д. 1 Попытки ограничить познание изучением эмпирических фактов не имеют большой научной цен- ности, поскольку сбор фактов вне их теоретического обобщения и анализа оказывается малопродуктивным и зачастую бесполезным занятием. Аналогичную «ценность» представляют теоретические знания, выведенные сугубо посредством логического развития мысли и лишенные опоры на эмпирические факты. Научные факты в познании выполняют ряд функций. Во-первых, они выступают формой закрепления эмпирических знаний, в которой исследователь фиксирует результаты своего по- знания политико-правовой практики. Во-вторых, на этапе теоретического познания факты витают в голове исследователя как предпосылка объективного научного анализа, как объективное знание, с которым должны сообразовываться дальнейшие выводы и положения; с учетом познанных фактов формулируются гипотезы, проверяется способность теоретических знаний объяснять реальные факты, ведется поиск новых теоретических положений, способных объяснить факты, противоречащие наличному теоретическому знанию, формулируются понятия и их определения. В роли предпосылки теоретического знания научный факт сохраняет свое значение и на стадии изложения результатов исследования. Итоги нового теоретического знания объективируются в соответствующих для данной стадии познания формах: понятиях, суждениях, принципах, гипотезах и др. В то же время большая часть фактов, прошедших красной нитью через исследование и послуживших объективной основой получения новых теоретических знаний, остается за рамками документа, уходит в небытие, хотя некоторые факты все же получают отражение в работах исследователей. В-третьих, научные факты используются для характеристики действующих законов; описания их основных положений, практики организации и деятельности правотворческих и правоохранительных органов; иллюстрации теоретических положений; облегчения процесса восприятия читателями сложного или недостаточно четко сформулированного положения. Хорошо подобранные, интересные примеры необходимы не только для учебников по тео 1 См.: Кедров Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963. С. 251. 66 Раздел I. Юридическая наука как форма общественного сознания рии государства и права, но и для любой теоретической работы, поскольку процесс восприятия нового всегда представляет довольно сложную задачу как для обучающегося, так и для искушенного в теории специалиста. В-четвертых, научные факты выступают средством обоснования достоверности, соответствия положений, выводов, сформулированных автором, объективной действительности. В то же время следует учитывать, что истинность знаний о существенных закономерных связях правовых явлений не зависит от какой-либо группы фактов, конкретизированной их местом нахождения или определенным числом. Теоретические знания о законотворческой деятельности субъектов РФ, основанные на материалах деятельности представительных органов г. Москвы и Московской области, не предпочтительнее аналогичных знаний, полученных в процессе изучения практики законотворческой деятельности компетентных органов Новосибирской и Кемеровской областей. Прямое и тесное взаимодействие научных фактов с теоретическими знаниями, однако, не лишает их автономного, независимого от теории бытия. Нормы права, правоприменительная или правотворческая деятельность государственных органов и должностных лиц, иные правовые явления и процессы вследствие их многоаспектности, сложности могут изучаться не только общей теорией права, но и другими юридическими науками, а также политологией, социологией, экономическими науками и т. д. Более того, одно и то же эмпирическое основание правовой науки способно выступать объективной базой самых различных теорий. Достаточно сказать, что современная политико-правовая практика служит эмпирическим обоснованием доброму десятку различных правовых теорий и школ. Именно в силу такого противоречивого соотношения теории и ее эмпирических знаний последние можно рассматривать в качестве структурного компонента, который входит в состав любой отрасли правовой науки как ее самостоятельная часть, не совпадающая непосредственно с ее теорией. Знание теоретического уровня правовой науки, в свою очередь, оказывает заметное позитивное воздействие на научные факты, образующие ее эмпирическую базу. Все познавательные действия непосредственной объективной реальности протекают с применением понятийного аппарата соответствующей отрасли правовой науки. Во- первых, его применение позволяет определить совокуп Гчава 4. Философское основание юридической науки 67 ность общих свойств, признаков, закономерностей, которые действуют в этой реальности и особенности реализации которых надлежит изучать в первоочередном порядке. Во-вторых, каждый реальный факт, прежде чем получить статус научного факта, проходит основательную проверку на достоверность и степень соответствия теоретическим положениям науки. В-третьих, описание выявленных фактов ведется с применением понятийного аппарата правовой науки, поскольку не имеется иного пути научного изложения особенностей проявления всеобщего в конкретном. Таким образом, эмпирический и теоретический уровни правовой науки, будучи различными по содержанию, находятся между собой в тесной и устойчивой связи. Знания теоретического уровня, обладая достоинством общего и необходимого, имеют существенный недостаток: лишенные материальной, «телесной» оболочки — связи с практикой, они оказываются неспособными доказать свою достоверность, истинность. Поэтому ученые-правоведы вынуждены постоянно подвергать понятийный аппарат тщательным испытаниям на достоверность, сопоставляя содержащиеся в нем понятия с эмпирическими данными. Научные факты, в свою очередь, могут образовать эмпирический базис соответствующей отрасли правовой науки лишь после того, как они пройдут стадии изучения, описания и объяснения с применением понятийного аппарата этой науки. В связи с тем что все научные знания должны быть достоверными, истинными в правовой науке, в том числе правоведении, решающее значение придается формированию, разработке познавательных средств, способных обеспечить получение подлинно научных знаний, — философским основаниям науки и методам научного познания. Глава 4. Философское основание юридической науки § 1. Философия как основание юридической науки Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, антропология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании госу- 68 Раздел I. Юридическая наука как форма общественного сознания дарства и права находят онтология, гносеология, логика и социальная философия. Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания. Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания. Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как со- циальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в ее системе особой отрасли — философии правоведения. Соотношению правовой науки и философии присущ плюрали- стический характер. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета. Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений и потому приходят к принципиально противоположным результатам в понимании и объяснении государства и права. Все известные истории правовой науки и ныне господствующие правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием. Глава 4. Философское основание юридической науки 69 Основу позитивистской доктрины права до сих пор разделяемой большинством российских правоведов, составляет позитивизм — философское учение, исходный тезис которого сводится к тому, что все подлинное, положительное (позитивное) может быть получено лишь специальными науками, тогда как философия в качестве особой науки, претендующей на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. В лучшем случае ее содержание могут составлять общие выводы, формулируемые из результатов исследований естественных или общественных наук. Частные же науки, в свою очередь, могут заниматься лишь описанием и систематизацией явлений, отвечать на вопрос «как» и полностью игнорировать вопросы «почему». В рамках философии позитивизма всякие попытки изучать причины и сущности явлений признаются несостоятельными. Именно этими философскими конструкциями руководствовался основоположник позитивистской доктрины права Дж. Остин, формулируя воззрение на право как приказ власти, обязательный для подчинения под угрозой применения государственного принуждения. Соответственно, правовед освобождался от обязанности искать причины возникновения и развития права, ему было достаточно знать, какие предписания закреплены нормативными правовыми актами. После того как философский позитивизм был заменен эмпириокритицизмом, юридический позитивизм приобрел форму «чистой теории права». Основоположник этой теории Г. Кельзен, следуя традициям эмпириокритицизма и логического позитивизма, устранил из научного анализа последние остатки социальных явлений в виде норм морали, обычаев, правовых психологических переживаний личности и др., а право представил в качестве замкнутой регулятивной системы, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует вышестоящей норме права 1 Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходимости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по-прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм действующего права. 1 См.: Антюшин С. С., Мальков Б. Н., Михалкин Н. В. История и философия Науки. М., 2008. С. 461, 462. 70 Раздел I. Юридическая наука как форма общественного сознания С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права. Руководствуясь положениями диалектического материализма о первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости реально существующего природного и социального мира, о закономерном, диалектически противоречивом характере развития природы, общества и государства, сторонники данной теории права рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют собой явления субъективного порядка, содержание которых в конечном счете зависит от экономического развития общества, и для познания причин возникновения и развития государства и права необходимо брать их в развитии, их конкретно-исторической обусловленности другими социальными явлениями. Особенности остальных правовых доктрин также во многом оп- ределяются их философскими основаниями, которыми выступают такие направления философии, как экзистенциализм, психологизм, прагматизм. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции. В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, социально-гуманистическую, логико-методологическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитательную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологиче- ская функции философии. § 2. Мировоззренческая функция философии Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет ученым- правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой. Особую ценность для правовой науки имеют: 1) всеобщие знания об организации и о функционировании человеческого общества, его движущих силах, источниках и формах развития и — са Глава 4. Философское основание юридической науки 71 мое главное — о роли в этом процессе государства и права; 2) по- ложения, выводы о месте человека в обществе, его социальном и правовом статусе, способах взаимодействия с другими социальными индивидами и обществом в целом; 3) философская характеристика сущности и процессов познания, форм и методов познания закономерностей общества, критериев, уровней и форм научного знания, соотношения научного с религиозным, иными формами ненаучного знания. Имея непосредственным предметом лишь внешние связи политико- правовых явлений с иными сферами общества, правовая наука не исследует проблемы организации общества как целостного организма, функционирующего и развивающегося по своим законам и при этом действенно влияющего на все свои части, в том числе государство и право. Каждое философское учение сообразно своим основаниям дает уникальную информацию относительно способов организации общества, его основных сфер, хотя и не достигает цели социальной философии: исследует общество односторонне и не раскрывает конкретных законов функционирования и развития общества. Например, современный позитивизм рассматривает общество как систему взаимосвязанных социальных институтов, призванных взаимодействовать таким образом, чтобы обеспечить стабильность всей социальной системы, нормальное функционирование всех ее частей. Психологическое направление социальной философии рассматривает общество, его институты через призму психологических явлений и процессов, пытается раскрыть особенности организации современного общества, исходя из данных индивидуальной психологии: желания и воли индивида, психологического настроя отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В социальной философии М. Вебера в качестве основной организующей и движущей силы общества выделяется поведение и деятельность как индивидов, так и отдельных социальных групп, а основное назначение социальной философии сводится к пониманию самих действий и их мотивов, основанных на соответствующих духовных ценностях. В философских учениях, не поднимающихся до уровня познания социальных законов, знания об обществе и о роли в нем государства и права излагаются в описательной форме и чаще всего представляют собой апологию существующего общества и правопорядка. Даже великий немецкий философ Г. Гегель, раскрывая диалектику права, не удержался от соблазна представить свое род |