Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные характеристики мононормы

  • Обряды и ритуалы

  • Религиозные нормы

  • 2.3. Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция) как одна из причин возникновения государства

  • 2.4. Развитие властных структур в первобытном обществе в предгосударственную эпоху. Протогосударство. Раннее государство

  • Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса


    Скачать 3.3 Mb.
    НазваниеУчебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
    Дата24.03.2022
    Размер3.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаteoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik.pdf
    ТипУчебник
    #414556
    страница7 из 59
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   59
    мононормы – единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения.
    Нормативная система представляла собой непререкаемые и, безуслов- но, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

    50
    Теория государства и права
    По своему содержанию, форме и порядку формирования моно- нормы представляли собой обычаи первобытного общества, обеспе- чивавшие порядок во внутриродовых отношениях. Они коренились в глубокой древности, складывались в процессе длительной практи- ки, передавались из поколения в поколение через легенды, мифы, сказания и др.
    Мононормы соблюдались в силу прочной привычки, общности ин- тересов членов рода, равенства их положения, отсутствия между ними непримиримых противоречий. В обычаях родового строя невозмож- но вычленить традиционные, нравственные, религиозные и правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. Мононормы имели слитный (синкретический) характер безусловных императивов.
    Основные характеристики мононормы
    :
    • «моно» означает, что мононорма была единственным видом со- циального регулятора в обществе в тот исторический период;
    • мононорма воспринимается как часть миропорядка, как и сам первобытный человек, который полагал, что их нарушение – это нарушение самого миропорядка;
    • мононорма самоисполнима, имеет естественный характер своего обеспечения и не требует внешнего обеспечения. Тем не менее за ее несоблюдение санкции применялись – вплоть до изгнания из рода, что означало смерть;
    • исторически первыми способами регулирования, которые закре- плялись в мононорме, были запреты и позитивные обязывания;
    • она регулирует взаимодействие человека с живой и неживой при- родой и между людьми; направлена на обеспечение присваивающей экономики, на гарантирование существования и воспроизводства конкретных родоплеменных общин в природной среде;
    • мононорма реализовывалась в устной форме (табу, обычаи, мифы, ритуалы, обряды и т.д.).
    Обычаи
    – это исторически сложившиеся правила поведения, вошед- шие в привычку в результате многократного повторения. С их помощью регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д.
    По своему содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, напри- мер, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.
    Обряды и ритуалы
    – это правила поведения, заключающиеся в сим- волических действиях, глубоко проникающие в психику человека

    51
    Тема 2. Происхождение государства и права и преследующие воспитательные цели, по сути это регуляторы про- цедурного содержания.
    Миф
    – это предание, сказание, повествование о богах, духах, обо- жествленных героях, первопредках, поведении и действиях, возни- кающих в тех или иных ситуациях. Миф в доступной для всех членов рода форме излагал соответствующие модели поведения.
    Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых за- щищались большинство отношений в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, повергало человека в ужас, что известно и современности.
    Религиозные нормы
    – это правила поведения, регулировавшие отно- шения между людьми, их отношение к природе на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной со- ставляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.
    2.3. Переход от присваивающей экономики к производящей
    (неолитическая революция) как одна из причин
    возникновения государства
    Современная наука (экономическая, этнографическая и др.) считает, что появление собственности, государства, правовых норм, политики, моногамного брака и др. связано с глобальным изменением, проис- шедшим и в развитии экономики. Это так называемая неолитическая
    революция
    – переход от присваивающей экономики к производящей.
    Период присваивающей экономики характеризовался неразви- тостью производства, полной зависимостью человека от природных условий. Этот этап в истории человека называют периодом при- своения готовых продуктов (период собирательства). Человек, как отмечалось, собирал дикоросы (плоды, коренья, орехи и т.п.), охо- тился и занимался рыболовством. Иначе говоря, человек специально ничего не возделывал – не выращивал зерновые, не растил скот и др.
    Потребовались многие и многие тысячелетия, чтобы примитивные орудия труда стали более современными (появились лук, стрелы, то- пор). Много позднее появляются бронзовые, затем железные орудия труда и промыслов.

    52
    Теория государства и права
    Присваивающая экономика, примитивный характер производ- ства, абсолютная зависимость от природных условий предполагали коллективное проживание, если не сказать существование. Добывать пропитание приходилось сообща, что облегчало добычу продуктов и гарантировало выживание. Коллективной форме существования, совместному труду способствовала коллективная форма собствен- ности на охотничьи и рыболовные угодья, земледельческие участки, берега рек, острова, добытую пищу и т.д. Коллективному способу существования и аналогичной форме собственности соответствовали уравнительные отношения в сфере распределения добытого. Итак, присваивающая экономика характеризовалась:
    • примитивным способом производства и примитивными орудиями труда;
    • зависимостью человека от природных условий;
    • коллективной собственностью на средства производства;
    • отсутствием четко выраженного разделения труда между мужчиной и женщиной, взрослыми и подростками;
    • уравнительным распределением материальных благ (продуктов питания и др.).
    Характеристики присваивающей экономики предопределили ос- новные направления развития экономической основы существования человеческого общества, которыми стали:
    • совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);
    • совершенствование способов, приемов и организации труда (со- бирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и пр.; разделение труда, включая крупные общественные разделения тру- да, и т.д.).
    Итак,переход общества от собирательства, занятия охотой и рыбо- ловством, т.е. действий присваивающего хозяйства, к производящему производству – скотоводству, плужному земледелию начался около
    10–15 тыс. лет назад.
    По мнению Ф. Энгельса, появлению государства предшествовали
    три стадии крупного общественного разделения труда
    Первая стадия крупного разделения труда
    – отделение скотовод- ства (кроме того, скот приобретает функцию денег) от земледелия.
    Появляется необходимость привлекать дополнительную рабочую силу, которую можно было получить в ходе войн (военнопленные становятся рабами, их перестают убивать). Данное разделение труда стало основанием и первого крупного разделения общества на клас- сы – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

    53
    Тема 2. Происхождение государства и права
    В этот же исторический период появляется примитивный ткацкий станок, налаживается плавка металлических руд и обработка металлов
    (медь, олово, бронза, позднее – железо). Итак, охотничий промысел и рыболовство уходят на второй план. Человек стал понимать, что разведение скота более эффективно, ибо гарантирует пропитание, обеспечивает производителя тягловой силой, дополнительным сырьем
    (шерсть, шкура и др.), которое давало возможность для развития произ- водства (кожевенного, мехового и др.). Появление собственного стада, производства привело к обмену, о чем пойдет речь ниже.
    Вторая стадия крупного разделения труда
    связана с отделением ремесла от земледелия. Совершенствование орудий труда и производ- ственных технологий повысило ценность человеческой рабочей силы и привело к увеличению численности рабов для мастерских, рудников и полей. Возникает товарное производство – производство, результа- том которого становится товар (металл, зерно, орудие и др.), который можно обменять, продать и т.д. Благородные металлы (золото, серебро) становятся преобладающим и всеобщим товаром – деньгами, которые пока не чеканят, а обменивают по весу. Факт отделения земледелия значим еще следующими обстоятельствами. Как свидетельствуют на- учные данные, это дало толчок к совершенствованию орудий труда и производства, появлению дорожной системы, а также повысило ценность рабочей силы рабов, которых теперь не убивали, но нещадно эксплуатировали на земледельческих участках.
    Последняя – третья стадия крупного разделения труда связана с формированием особого слоя купцов, профессионально занятых в сфере обмена товаров. Для этого периода характерно появление металлических денег и чеканной монеты, возникновение частной собственности на землю, ростовщичество.
    Развитие торговли и ремесла ведет к миграции населения, возник- новению городов и поселений. Теперь на одной территории прожива- ют члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрозненными и уже не собираются для решения общинных дел.
    Теряющая силы родовая организация власти неизбежно требовала новую властную структуру – государство.
    Таким образом,развитие форм и способов экономической дея- тельности общества ведет к повышению производительности труда, появлению излишков (избыточного продукта), т.е. результатов труда, которые не потребляются, а могут быть использованы иным образом.
    Присвоение отдельными членами общества излишков ведет к форми- рованию так называемого прибавочного продукта. Его использование

    54
    Теория государства и права провоцирует регулярный обмен между племенами, активизацию связей между ними, а на его основе происходит накопление богатства отдель- ными членами общества. Это означает, что экономические ресурсы предопределяют место и роль общества во взаимоотношениях с иными обществами, а также лежат в основе социальной дифференциации, имущественного расслоения, деления на богатых и бедных, рабов и господ, неравноправные касты. У некоторых народов (Древнияя
    Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в I тыс. н.э. разложение родового строя привело к феодализму. С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится сфе- рой деятельности купцов, ремесленников. Здесь возникают города- государства, о которых речь пойдет ниже.
    Важным последствием неолитической революции явился переход от родовой к соседской (крестьянской) общине. С развитием эконо- мической основы существования родовой общины происходит от- почкование от нее новых родовых общин. При этом связь между ними сохранялась и оформлялась в виде более крупных образований – фра- трий (братств) и племен.
    Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытно-общинного строя. Племя, как правило, имело свою терри- торию, свое особое имя, свой язык или диалект, свои общие культовые и бытовые обряды, что создавало предпосылки для формирования элементов будущей государственности.
    Общественная собственность материнского рода постепенно пере- ходит в частную собственность отдельных семей. Мужчина стано- вится главой семьи и собственником основных средств и продуктов производства.
    Происхождению семьи в первобытном обществе немало способ- ствует развитие производства, возможность трудиться одной семьей.
    Выделение семьи из рода ведет к обособленному владению имуще- ством, а затем и к обособленной частной собственности, что неизбежно создает предпосылки для имущественного неравенства, появления частных интересов, интересов семьи, семейной общины, отличаю- щихся от целей общества.
    Между тем моногамная семья появляется не сразу, ей предшествуют следующие этапы развития:
    • исключение инцеста между близкими родственниками;
    • формирование неустойчивой семьи, образуемой путем последо- вательного исключения из нее сначала более близких, а потом все более отдаленных родственников;

    55
    Тема 2. Происхождение государства и права
    • появление моногамной семьи, достаточно прочного союза между мужчиной и женщиной, близкого к современному пониманию семьи.
    Парная семья крепнет, приобретает возможность трудиться само- стоятельно, отдельно. И здесь достигается главное: мужчина – глава се- мьи может передать по наследству имущество своим детям, тем самым укрепляется его власть в семье, появляется институт наследования.
    Семья начинает выделяться из рода, игнорирует его, противопостав- ляет себя родовой общине.
    Появление частной собственности и семьи усиливает эксплуа- тацию, соплеменники и рабы становятся средством эксплуатации.
    Имущественное неравенство возрастает, а принцип равенства в иму- щественном положении и распределении материальных благ, харак- терный для периода родовой общины, вытесняется.
    2.4. Развитие властных структур в первобытном обществе
    в предгосударственную эпоху. Протогосударство.
    Раннее государство
    По мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам. Теперь на одной и той же территории живут разноплеменные группы населе- ния, отношения между которыми не могут регулироваться обычаями родового строя – мононорма уступает место иным социальным нор- мам, в частности праву. Новые условия требовали и новой территори- альной организации, охватывающей все население.
    Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, пре- тендовавших на передачу своей власти по наследству, к доминирова- нию власти военного вождя над властью собрания племени, превра- тившегося в собрание военной дружины.
    Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государ- ству, было возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Военная организация постепенно превращалась в систему
    «военной демократии».
    У некоторых народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военного вождя сосредоточиваются функции верховного жреца и верховного судьи. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала, что вожди получают власть от Бога, тем самым обеспечивая дополнительную легитимацию власти.

    56
    Теория государства и права
    Таким образом, формирование причин, которые привели к по- явлению государства, обусловлено действием как объективных (эко- номических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов.
    Ранними формами государственной организации общества стали
    протогосударство
    и раннее государство.
    Общественные структуры и власть в протогосударстве.
    Прото- государство создавалось на базе нескольких племен или общин, кото- рые не исчезают с появлением этого государства, но образуют внутри него иерархию, где место каждого определялось престижем и силой соответствующей группы.
    В основе политической интеграции лежал комплекс экономиче- ских, религиозных, военно-оборонительных или захватнических ин- тересов.
    В процессе формирования протогосударства имеет место непре- рывное скрытое либо явное соперничество между властными элитами отдельных групп, идет борьба против централизаторских устремлений и деспотизма публичной власти.
    Протогосударство характеризуется существованием различных типов власти и форм властвования – потестарная власть и зачатки публичной политической власти сосуществуют. Традиционные формы потестарной власти в протогосударстве более стабильны, чем зачатки публичной политической власти, в основе этих форм лежат обычное право и консерватизм привычного уклада жизни.
    Основные ячейки родового строя – маленькие разрозненные и зам- кнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного земледелия, по- степенно изживают себя, что создает основу для дальнейшей эволюции структуры общества и соответствующих ей властных форм.
    Государство как таковое возникает по мере усиления властных при- знаков управленческих структур (права создавать социальные нормы и права принуждать) и организационной оформленности, институци- онализации публичной политической власти. Одновременно проис- ходит постепенное обособление власти от народа.
    Государствообразование предполагало социальный раскол не только общества, но и его верхушки, оно ставило в двусмысленное положение обычное право, которое пытались использовать в своих интересах противоборствующие страты общества и группировки внутри них.
    Институционализация публичной политической власти в процессе государствогенеза характеризуется следующими закономерностями.

    57
    Тема 2. Происхождение государства и права
    Выделяют три пути происхождения публичной политической власти
    (три пути политогенеза
    )
    :
    военный путь (военно-иерархический) предполагает усиление военной организации племен, сплочение военных лидеров союзных племен под руководством военного вождя для ведения захватнических войн с целью добычи рабов и богатства, военная структура становится прообразом управленческих структур государства;
    аристократический путь характеризуется постепенным превра- щением знати, родоплеменной верхушки, монополизировавшей экономические, сакральные и военные функции, в политически организованную силу – публичную власть, тогда как рядовые об- щинники становились политически и экономически зависимым, эксплуатируемым слоем людей;
    плутократический путь демонстрирует способ формирования поли- тической организации на основе объединения социальной группы вокруг «большого человека», от которого она экономически зави- сит, здесь экономическая зависимость порождает политическую зависимость
    1
    В той или иной мере в формировавшихся государствах сочетались элементы этих путей с доминированием какого-либо из них.
    Постепенно в протогосударстве утверждались институты
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   59


    написать администратору сайта