Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
Скачать 3.3 Mb.
|
Города-государства. Города-государства многие ученые относили к первым формам государственных образований. Это были некие «островки» государственности в эпоху родовой организации. О горо- дах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения, 66 Теория государства и права в силу чего во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориаль- ному принципу. Такие общины называют соседскими, и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по прин- ципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах- государствах уже тогда просматривалось разделение публичной вла- сти – представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты. Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города – морские бухты; города – центры торговых путей и т.п.). 2.8. Происхождение права. Обычное право. Становление судебной власти Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и раз- витие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Если государ- ственность во многом вырастала из родовой организации, то праву, его нормам предшествует функционирование специальных правил догосударственной формации. Однако эти правила являлись элемен- том родовой жизни, они, другими словами, «обслуживали» соответ- ствующую эпоху. С появлением частной собственности, постоянных производств возникает и необходимость их регламентации, а также хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возника- ющих на этой основе отношений собственности. С развитием производственной и сельскохозяйственной деятельно- сти, новых форм собственности, прежде всего на землю, социальные ре- гуляторы постепенно получают все более четкое классовое содержание. Все интенсивнее разрушается социальное и экономическое равенство, укрепляются институты частной собственности, появляется наемный труд, эксплуатация. И именно эти отношения неравенства и эксплуа- тации закрепляют и выражают право периода его зарождения. Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного 67 Тема 2. Происхождение государства и права общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Так, например, обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из аристократи- ческих привилегированных семей, затем превращается в обычай за- мещения должностей по наследству. Обычное право формируется, с одной стороны, путем приспосо- бления и видоизменения правил родового строя, а с другой – введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обе- спеченных государственным принуждением. В социально-регулятивной системе в IV–III тыс. до н.э. появляет- ся новый элемент – четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельче- ского общества. Появление нормативных агрокалендарей считают принципиально новым способом фиксации правовых норм и новым способом их выражения. Становление права многие авторы связы- вают именно с агрокалендарями в раннеземледельческих районах Месопотамии, Египта, Индии и других регионах. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как ре- гулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Появившаяся новая форма права – законодательство содержатель- но на ранних этапах своего существования прежде всего включала в себя обычаи, т.е. старому содержанию была дана новая форма. Древнейшие источники права, такие как Законы Ману в Индии, древнеримские Законы XII таблиц, Русская Правда, Салическая правда франков, Законы Хаммурапи, являются не чем иным, как сборниками обычаев Государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Такая форма происхождения юридических норм получила название «собственное нормотворчество», или «правотворчество». Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так, судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Пре- цеденты формируют право судей, т.е. прецедентное право, являющееся основой, главным содержанием, например, англосаксонской правовой системы. Обратим внимание на то, что санкции зарождающихся право- вых норм становятся жестко фиксированными. В первобытном же 68 Теория государства и права обществе ответственность дифференцировалась лишь на реальную и сверхъестественную. Поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни, то привлечение к ответственности и связывалось с так называемыми сверхъестественными силами. Санкции имели собственное содержание и формы: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения и смертная казнь. Указание на условия действия нормы и ее последствия в одной нор- ме (одном правовом предписании) знаменует большой успех в разви- тии регулятивной системы в целом и в становлении права в частности. Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя сводится к следующему. Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, кор- поративных, церкви и т.п.) и под его контролем создавалось всем обществом. Обычаи и другие правила выражали общую волю и за- щищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества. Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефикси- рованную форму, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде разного рода нормативных правовых актов, прецедентов, до- говоров с нормативным содержанием. Первобытные регуляторы охранялись от нарушений всем обще- ством. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуж- дения , организационной и экономической мощью всего государства. Таким образом, так называемое раннее право – это юридические правила, установленные государством, его правителями, которые вы- ражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата. Выделяют два основных пути развития права в раннеклассовых обще- ствах – восточный и западный. В восточных обществах, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нрав- ственно-религиозных положений (Законы Ману в Индии, Коран в му- сульманских странах и т.п.). Зафиксированные в таком праве нормы имеют зачастую казуистич- ный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими 69 Тема 2. Происхождение государства и права обычаями и конкретными имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. Характерными чертами в раннеклассовом обществе такого типа являются следующие: 1) право присутствует здесь в зародышевой фор- ме; 2) слитность с религией и моралью; 3) многозначность понятий, присущих начальному этапу становления права; 4) казуистичность, противоречивость, пренебрежение к абстрактным формулам. В западном обществе, основанном на частной собственности, ко- торая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более вы- сокой степенью формализации и определенности законодательство, прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отли- чалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (напри- мер, частное римское право). Становление судебной власти. Судебная власть как самостоятельный институт государственной власти появилась значительно позже ее представительных и исполнительных механизмов. Надо учесть то об- стоятельство, что дифференциация (разделение) власти проходила медленно и характерна для более поздних периодов развития государ- ства. Первоначально судебные функции (судебные дела) в зависимости от традиций, особенностей государственного строительства решала либо исполнительная власть, либо представительная, либо совместно в зависимости от функций в отправлении правосудия. Однако в более поздние периоды развития государственности су- дебная власть приобретает самостоятельность. Судьи назначаются ис- полнительной или представительной властью (собранием). Начинает формироваться институт независимости судей, передачи судебной власти по наследству. Истории судебной власти известен и инсти- тут избрания судей по жребию. Таким образом, постепенно судебная власть приобретает самостоятельность. Многие специалисты пола- гают, что решение гражданских, торговых споров, вынесение приго- воров по уголовным делам явились одной из главных задач и чуть ли не единственной прерогативой судебной власти, что в конечном счете породило необходимость принятия законодательных актов. Иными словами, судебная практика подталкивала государственную власть (в лице монархов, собраний) к принятию нормативных правовых актов. 70 Теория государства и права Судебная практика во многом послужила неким толчком для развития собственного нормотворчества. 2.9. Теории происхождения государства Теологическая теория. Основные положения теологической теории происхождения государства изложены в трудах Ф. Аквинского (XIII в.); в современных условиях ее развили идеологи католической церкви (Ф. Лебюффа, Д. Эйве, Ж. Маритен (XIX–XX вв.)), отдельные ее эле- менты нашли свое отражение в официальной доктрине Ватикана. Теологическая теория была в числе исторически первых теорий происхождения государства в силу того, что религиозное представле- ние о природе социальных явлений, предполагавшее, что государство создано Богом, а право есть проявление Божественной воли, предше- ствовало их рационалистическим трактовкам. Происхождение государства согласно теологической теории заклю- чается в совмещении божественной воли и свободного волеизъявления человека. Государство – продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и по- тому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддер- живающие добро. Государство возникает как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нужда- ются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляются (санкционируются) Богом. Начиная с IХ–Х вв. формулируется так называемая теория двух ме- чей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча – церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Оценивая теологическую теорию, следует отметить, что она от- ражала реальности исторического процесса – теократические формы первых государств, власть жрецов и т.д. Теория отражала механизмы обоснования власти в таких государствах. Теологическая теория представляет собой продукт западной полити- ко-правовой культуры и неприменима в иных культурно-исторических условиях. В этом проявляется ее неуниверсальный характер. Однако теологический элемент обоснования государства и процесса его проис- хождения усматривается и в иных политических и правовых культурах (например, в современных государствах Арабского Востока). 71 Тема 2. Происхождение государства и права Обращает на себя внимание игнорирование сторонниками теоло- гической теории рационалистических трактовок процесса государ- ствогенеза. Кроме того, суждение об обоснованности теории зависит от категории «вера», а не от категории «проверка», т.е. научная со- ставляющая теологической теории спорна. Патриархальная теория. Элементы патриархальной теории изло- жены в работах Аристотеля, Конфуция. Основные положения патри- архальной теории происхождения государства обоснованы в трудах Р. Филмера (конец XVI – первая половина XVII в.), Н.К. Михайлов- ского (XIX – начало XX в.). Сторонники патриархальной теории указывают на то, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводя- щему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархаль- ной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх в государстве должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Оценивая патриархальную теорию происхождения государства, следует отметить, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Государ- ство действительно стало продуктом эволюции кровнородственных связей. Патриархальная теория происхождения государства отражала ме- ханизмы обоснования власти в таких государствах. Однако представители данной доктрины упрощают процесс проис- хождения государства, по существу экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены се- мьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». Теория не учитывает, что главной функцией семьи является воспро- изводство рода и совместная жизнь, а государство призвано исполнять совершенно другие функции. Возможность аналогии не дает оснований для отождествления про- цессов развития семьи и государствогенеза. К тому же, по свидетель- ству историков, семья как социальный институт возникала практиче- 72 Теория государства и права ски параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя. Теория насилия. Основные положения теории насилия изложе- ны в трудах Е. Дюринга (1833–1921 гг., нем.), Л. Гумпловича (1838– 1909 гг., австр.), К. Каутского (1854–1938 гг., нем.). По мнению сторонников теории насилия, государство – это резуль- тат насилия, завоевания одних племен другими; насилие необходимо как для удержания в узде покоренных, так и для их защиты от произ- вола со стороны других племен с помощью специального аппарата принуждения – государства. Поскольку для человека насилие, состояние войны – этоестествен- ное состояние, постольку и государство как олицетворение силы для людей вечно. Главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении клас- сов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера) или одних социальных групп другими. Выделяют два направления теории насилия – теорию внутренне- го насилия (Е. Дюринг) и теорию внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский). Е. Дюринг утверждал, что основной фактор возникновения государ- ства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требо- ваний. При таком положении неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Е. Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государство. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Л. Гумплович утверждал, что государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого (внешнее насилие). В результате завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее пораже- ние, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. 73 Тема 2. Происхождение государства и права С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Таким образом, государственная власть возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего. К. Каутский также видит источник государства во внешнем на- силии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или по- дати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, который позже становится государством. Лишь там, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразде- ления, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая – угнетенным и эксплуатируемым классом» 1 Оценивая теорию насилия, следует отметить, что исторический опыт подтверждает факт завоевания одних народов другими. Наси- лие являлось реальным условием существования государственности исторически длительное время (примером может служить государство Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс формирования любого го- сударства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). История также свидетельствует о том, что завоеванные народы часто уже имели свою государственность на момент завоевания или достигали на этот момент уровня развития, позволяющего воспринять государственность. Отметим, что чтобы привнести государственность, нужно уже ее познать в том или ином виде, что не учитывают сторонники теории насилия. К тому же без экономических условий создать государство было бы невозможно просто в силу отсутствия элементарных средств к поддержанию жизнедеятельности порабощенных. Системная критика теории насилия изложена в работе Ф. Энгельса «Анти-Дюринг». Ф. Энгельс отмечает, что вместо объяснения того, какие факторы позволили одной группе людей применить насилие 1 Каутский К. Материалистическое понимание истории. М., 1931. Т. II. С. 77. |