Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
Скачать 3.3 Mb.
|
Вопросы для самоконтроля 1. Понятие науки. Юридическая наука и ее система. 2. Понятие и структура теории государства и права как науки. 3. Функции теории государства и права как науки. 4. Объект и предмет исследования юридических наук. Предмет теории государства и права. 5. Теория познания как методологическая основа юридической науки, ее принципы. 6. Диалектика как универсальный принцип познания. 7. Общенаучные методы. 8. Частнонаучные методы. 9. Практика и научные знания о государстве и праве. 10. Теория государства и права и система юридических наук. 11. Теория государства и права и система социальных наук. 12. Идеология и юридические науки. 13. Партийность и юридические науки. 14. Перспективы юридических наук. Список литературы 1. Автономов А.С. Правовая онтология политики. М., 1999. 2. Баранов В.М. Энциклопедия юриспруденции: сущность, структура, ценность // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД. 2016. № 2. 3. Бутаков А.В. Нормативный структурализм и современное Рос- сийское государство. Омск, 1996. 4. Бекбаев Е.З. Проблема начала в теоретическом познании право- вой системы (попытка обоснования). Астана, 2008 (на русском языке). 5. Боруленков Ю.П. Юридическое познание, доказательство и до- казывание. М., 2016. 6. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий права. М., 1976. 42 Теория государства и права 7. Гаджиев Г.А. Онтология права. М., 2013. 8. Грибакин А.В. Введение в философию права. Екатеринбург, 1999. 9. Зырянов А.В. Синергетический подход в исследовании государ- ства. Челябинск, 2015. 10. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. 11. Иконникова Г.И., Лященко В.П. Основы философии права. М., 2001. 12. Исаков В.Б. Правовая аналитика. М., 2015. 13. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965. 14. Керимов Д.А. Философия права Гегеля и современность. М.,1977. 15. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: предмет, струк- тура, функции. М., 1977. 16. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых ис- следований. М., 1986. 17. Керимов Д.А. Методология права. М., 2001. 18. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989. 19. Корнев А.В. Социология права. М., 2015 19. Лапаева В.В. Вопросы права в «Капитале» К. Маркса. М., 1982. 20. Малахов В.П. Философия права. М., 2001. 21. Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической науки. М., 2011. 22. Малинова И.П. Юридическая герменевтика и правопонимание. Екатеринбург, 1999. 23. Мальков Б.Н. Философия права. М., 2006. 24. Мамут Л.С. Проблемы теории государства в современной иде- ологической борьбе. М., 1976. 25. Методологические проблемы юридической науки: право и цен- ности. Челябинск, 2013. 26. Методологические проблемы современной юридической науки / под ред. А.Г. Чернявского и др. М., 2015. 27. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. 28. Нижечек В.И. Философия права. Иркутск, 2002. 29. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической па- радигме. Ростов н/Д, 2002. 30. Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологи- ческий анализ. Ростов н/Д, 2003. 31. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве. М., 1993. 32. Реутов В.П. Исследования по общей теории права. Пермь, 2015. 33. Саидов А.Х. Введение в сравнительное правоведение. М., 1988. Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина 34. Сравнительные исследования правовых систем, правовых куль- тур / под ред. М.В. Немытиной. М., 2016. 35. Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2007. 36. Социология права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 2015. 37. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, струк- тура. М., 1980. 38. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1: Элементарный состав. М., 2004. 39. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2: Логика правового исследования. М., 2004. 40. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. 41. Теория государства и права. Философия права: мат. конф. / под ред. А.М. Ломоносова. Йошкар-Ола, 1999. 42. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978. 43. Философия права: курс лекций: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М., 2013. 44. Шундиков К.В. Синергетический подход в правоведении: про- блемы методологии и опыт теоретического применения. М., 2013. 45. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридиче- ской науке и практике. Екатеринбург, 1993. 46. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М., 2013. 47. Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы форми- рования правовой системы общества. Новосибирск. 2004. 44 ТЕМА 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2.1. Экономика, власть, управление в первобытном обществе. 2.2. Особенности социального регулирования в первобытном обще- стве. Мононормы. 2.3. Переход от присваивающей экономики к производящей (не- олитическая революция) как одна из причин возникновения государства. 2.4. Развитие властных структур в первобытном обществе в предгосу- дарственную эпоху. Протогосударство. Раннее государство. 2.5. Основные формы возникновения государства. Военная де мо- кратия. 2.6. Причины и закономерности происхождения государства. 2.7. Отличие государства от организации власти в первобытном обще- стве. 2.8. Происхождение права. Обычное право. Становление судебной власти. 2.9. Теории происхождения государства. 2.1. Экономика, власть, управление в первобытном обществе Общество, власть, социальная структура и экономика первобытного общества. Человеческое общество представляет собой обособившую- ся от природы часть материального мира, состоящую из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удов- летворены только их совместными усилиями. Признаки общества : • общество представляет собой обособившихся от природы индиви- дов, наделенных волей и сознанием; • их связывают постоянные интересы и потребности, которые могут быть удовлетворены только через совместную деятельность; • в силу характера вышеописанных потребностей и интересов члены общества осознают необходимость взаимодействия друг с другом; 45 Тема 2. Происхождение государства и права • жизнь общества регламентируется при помощи общеобязательных для них правил поведения; • общество характеризуется наличием организованной силы – вла- сти, способной обеспечить ему внутренний порядок и внешнюю безопасность; • на разных этапах развития общество характеризуется различными формами организации, различным характером отношений власти и общества. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Основными признаками отношений власти являются: • наличие не менее двух субъектов в этих отношениях – властвующего и подвластного; • выраженный в устной, письменной и другой форме приказ, в кото- ром воплощается воля властвующего, который адресован подвласт- ному, должен быть выполнен подвластным под угрозой применения принуждения за его неисполнение; • социальные нормы, устанавливающие, что властвующий вправе отдавать приказ, а подвластный обязан его выполнить. В первобытном обществе люди жили малыми родственными груп- пами. Охота и собирательство являлись источниками их существо- вания. Отсутствие производства обрекало человека на полную зави- симость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснитель- но реализовывались два принципа: все, что добывалось, сдавалось в «общий котел» и перераспределялось между всеми (принципы реци- проктного обмена ). Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло бы существовать и было бы обречено на вымирание. Появлению человеческого рода – группы лиц, связанных кров- нородственными связями, предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды. Господствовал груп- повой брак. Род как организационная форма есть результат более позднего развития, так называемого умелого человека. Род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производствен- но-хозяйственный коллектив. В основе такой формы бытия лежали 46 Теория государства и права коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ. Итак, организационной формой первобытного общества являлся род , основанный на кровнородственных отношениях его членов. Не- сколько родов объединялись во фратрии, которые в свою очередь объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз характеризуют как кровнородственный, но, обратим внимание, не территориальный. Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода. Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата . Во-первых, потому что потомство можно было опреде- лить только по женской линии. Во-вторых, женщины-матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она в большей мере занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашней работы. Вос- питание детей и привлечение их к труду также входило в обязанность женщин родовой общины. Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, исполь- зования животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу – защиту рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производ- ству внутри рода – земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий. Попытаемся оценить известные на настоящий момент факты о со- циальной структуре и экономике первобытного общества с точки зре- ния тех практических выводов о закономерностях развития общества в целом, которые мы можем сформулировать, основываясь на следу- ющих фактах. Самые ранние формы объединения предков современного человека были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные «семьи» или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда – необработанные палки, колья, камни. В таком обществе нет необходимости во взаи- моотношениях, взаимодействии между семьями, поскольку каждая изолированная семья обеспечивает необходимый минимум для вы- живания ее членов. Спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда – обработанные каменные топоры, 47 Тема 2. Происхождение государства и права копья, скребки и т.п., а также добывать огонь, строить примитивные жилища. Одновременно возникли более устойчивые сообщества лю- дей – первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Укрепление экономической основы существова- ния социальных групп формирует предпосылки для общественного развития, в первобытную эпоху – для перехода от присваивающей экономики к производящей. Экономика родового строя была присваивающей (люди получа- ли готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыбной ловли). Неразвитость экономических отношений в обществе создает препятствия для демографического роста, неустойчивость экономической основы существования социальных групп. Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины, который впоследствии распределялся между членами рода в зависимости от их авторитета, силы. Такой порядок основан на прин- ципе: все складывается в «общий котел», а потом перераспределяется. Прибавочного продукта присваивающая экономика не давала. Весь продукт потреблялся. Как видно, в таких условиях не могла возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество эконо- мически равных людей. Из описанных условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. Следовательно, в основе дифференциации социальных интересов и возникновения внутриобщественных социальных конфликтов лежат экономические факторы. Постепенно первобытное общество пришло к осознанию необходи- мости установления экзогамии, т.е. брачных отношений только между представителями разных родов, и соответственно запрета на кровосме- шение внутри рода (запрета промискуитета), что обусловило активиза- цию взаимоотношений между родами. Таким образом, общество на раз- личных этапах своего развития сталкивается с препятствиями на пути своей эволюции, а человеческая природа предопределяет нахождение путей выхода из тупика. Определяющим фактором общественного раз- вития становится любая угроза физическому существованию общества. Общественное развитие неразрывно связано с активизацией взаимоот- ношений между людьми, социальными группами. Власть и управление в первобытном обществе. Описанному выше способу производства соответствовала и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. 48 Теория государства и права Основное, что здесь следует подчеркнуть, – это отсутствие специ- ального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами – отряда чиновников). В управлении участвовали все взрослые члены рода – как мужчины, так и женщины. Субъект и объект власти совпадали. Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Кроме того, она имела лич- ностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориальный характер. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др. Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения (хотя оно было сравнительно редким и состояло, как правило, в нало- жении обязанностей за провинность), нарушитель правил поведения, установленных в роду, мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть. Высший орган власти – родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника – лидера, ко- торый обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским та- лантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Итак, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строи- лась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвова- ли и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избра- ния лидера собрание решало и другие важнейшие вопросы – войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслужен- ными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство ро- довой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти, уважении старших членов рода, храбрости охотников и воинов. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. 49 Тема 2. Происхождение государства и права Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства. Итак, система управления в первобытном обществе строилась сле- дующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода. Характерные черты власти в первобытном обществе – это выбор- ность , сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее обществен- ный характер Функции общественной власти в первобытном обществе не требо- вали существования особого аппарата управления и принуждения, вы- деленного из общества. Все эти функции выполнялись самими членами рода одновременно с иными функциями в обществе (охота и т.д.). Все это позволяло характеризовать общественную власть при родо- вом строе как первобытную демократию. Она не знала ни имуществен- ных, ни социальных различий, ни государственно-политических форм. Такую неполитическую общественную власть называют потестарной. 2.2. Особенности социального регулирования в первобытном обществе. Мононормы Разумный человек, его появление связаны с одновременной вы- работкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая соци- альная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих иссле- дователей, именно этот фактор является исходным в выделении че- ловека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен. В первобытном обществе существовали единство, слитность, раз- нохарактерность социальных регуляторов, ибо виды норм не выделя- лись, так же как и права и обязанности. Данные регуляторы получили название |