Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
Скачать 3.3 Mb.
|
Предмет теории государства и права. С определенной долей услов- ности его следует разделить на два уровня. Первый уровень – это изучение общих закономерностей возникновения, развития и функ- ционирования государства и права, а также в отношениях между государством, правом и политикой (культурой), моралью и религией и др. К этому уровню исследований необходимо отнести общие за- кономерности в развитии и функционировании правового регули- рования. Полученные знания закрепляются с помощью наиболее емких по содержанию категорий и понятий (типология государства; формы возникновения государства; государственная власть; формы государства; «обычное право»; источники (форма) права; механизм правового регулирования; предмет правового регулирования и т.д.). Концентрируя внимание на закономерностях государства и пра- ва – реальных устойчивых, повторяющихся связях, наука освещает особенности государственности и правового регулирования на опре- деленном историческом этапе развития. Второй уровень исследования общего, устойчивого в праве имеет более предметный характер. Уровень абстрагирования и обобщения здесь значительно меньше: например, изучение структуры юриди- ческой нормы и влияние на нее такого явления, как специализация 26 Теория государства и права правовых норм; изучение правоотношения, составляющих его субъек- тивных юридических прав и субъективных юридических обязанностей; анализ структуры субъективного права и т.д. Исследование на этом уровне также осуществляется по принципу установления особенно- стей, например, в развитии видов юридической ответственности, со- держательной наполняемости санкцией в современный период раз- вития общества и др. Юридическая наука – одна из разновидностей социальных наук. Исследует такие важнейшие социальные феномены, как государ- ство, право, правовое регулирование. Безусловно, при их изучении не следует отрываться, абстрагироваться от взаимосвязи этих явлений с другими социальными реалиями, в том числе и экономическими процессами. Юридическая наука неоднородна и в ее составе целые циклы относительно обособленных наук (научных направлений). Теория государства и права функционирует в составе так называе- мых теоретико-исторических наук о государстве и праве. Предметом теории государства и права является общее, закономерное, устойчивое в развитии государства и права, юридического регулирования. Пути исследования многоплановы – от изучения самых общих закономер- ностей развития государства и права до фазы конкретизации устой- чивого, принципиального в осуществлении государственной власти и правового регулирования общественных отношений. 1.4. Метод теории государства и права. Принципы научного познания. Общенаучные методы. Частнонаучные методы Метод теории государства и права. Прежде чем говорить о мето- де, нужно обратить внимание на следующее. Предмет науки теории государства и права, попросту говоря, – это то, что изучает наука. Метод – это то, с помощью чего, каких приемов изучается, исследуется предмет. Можно сказать еще более схематично: предмет – это «что», а метод – это «как», «каким образом». Имеет сложную структуру, ос- нову которого составляет теория познания как методологическая база любой юридической науки. Теория познания как структурная часть философии основана на теории отражения; это результат многове- кового пути человечества в познании мира.Главным звеном теории познания являются принципы познания: • объект познания, явления или вещи окружающего мира существует объективно, независимо от познающего субъекта, и познаваем; 27 Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина • результат познавательной деятельности – знания, их система, ко- торые объективно определяются реальностью, жизнью; • мышление есть опосредованное познание, основанное на восприятии окружающей среды с помощью ощущения, восприятия и представ- ления; • мыслительный процесс есть выведение абстракции, обобщений понятий и категорий, фиксирующих объективные законы; • мышление и язык тесно взаимосвязаны: мышление протекает с по- мощью языка и объективируют мысль; языковые единицы (слово; словесный оборот; грамматическое предложение) и правила есть адекватный способ формулирования мысли; одновременно язык есть способ закрепления (выражения) результатов мышления; • познание «удваивает» мир; с одной стороны, это мир действи- тельности, непосредственно то, что окружает нас, с другой – мир идеального, существующий в виде понятий, категорий, гипотез, предположений, теорий, концепций, отражающий реальность. Безусловно, это лишь основы теории познания, без знания ко- торых и реализации их требований невозможно достижение объ- ективных научных результатов. Рассмотренные выше принципы справедливо называют диалектическими. Диалектика есть фило- софское учение о законах движения и развития природы, общества и мышления. По этой причине диалектика одновременно есть на- учный метод познания Метод познания зависит от композиции (комбинации) принципов познания и иных познавательных средств, а также от цели, поставлен- ной познающим. Однако сама теория познания лишь основа метода юридической науки, в том числе ее важнейшей составляющей – те- ории государства и права, которая диалектические принципы и саму диалектику как бы вбирает в себя («прописывает») как универсальный метод познания. Как видно, диалектика есть универсальное средство познания. Пред- ставляет собой, как отмечалось, систематизированные правила по- знания мира, выработанные человечеством. Универсальным систе- матизатором и автором многих требований диалектического подхода, диалектической логики явился Гегель 1 К основным требованиям диалектики относится прежде всего объ- ективность подхода к исследуемому явлению (государство и право). Познающий должен изучать все стороны предмета или явления и его 1 См.: Гегель. Наука логики. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. М., 1975. 28 Теория государства и права (их) связи с другими, где реализуются или проявляются его свойства. Например, невозможно изучение права, правового регулирования вне связи с государством, государственной властью; также невозможно их объективное исследование вне таких феноменов, как экономика, бизнес, политика, культура и др. На этом универсальном принципе диалектики, на наш взгляд, во многом и основан материалистический подход, который заключается в рассмотрении государства и права как явлений особых, являющихся неотъемлемыми элементами общества, общественного устройства. Эти структурные компоненты обществен- ной системы призваны выполнять важнейшие функции с целью со- хранения и развития самого общества. Однако их содержание и уровень развития предопределены существующими социальными, культурны- ми и экономическими условиями. Марксизм в этом плане пошел еще дальше, он утверждал, что ба- зисные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе средств производства и средств потребления и обмена, – фактор, опре- деляющий сущность и содержание возвышающейся над ними над- стройки (государство, право, мораль, культура и др.). Таким образом, государство и право предопределяются экономикой, а их «обратное» воздействие на нее невелико 1 . Марксистская концепция происхожде- ния государства и права, их место и функции в общественной жизни, а также их судьба, в том числе политическая, в настоящее время под- вергнуты критике. Однако отрицать марксистское положение о взаи- мосвязи и взаимозависимости государства и права от экономических и иных социальных явлений вряд ли объективно. В конечном счете изучаемое должно реально и точно отражать действительность. Здесь важны следующие моменты. Исследователь, основывающий свое познание на принципах диалектики, вырабо- танных всем человеческим опытом и объективно данных природой, в принципе «обречен» на достижение объективных результатов. Между тем достижение объективности часто затруднено, особенно в сфере социальных наук, по причинам политического характера, эмоциональ- ного восприятия общественных процессов и полученных результатов. Здесь задача исследователя – сохранить объективность, «холодный ум», несмотря на различные обстоятельства, ибо только в этом случае полученные научно-исследовательские данные можно назвать науч- ными, а их автора – ученым. 1 См., например: Марксистско-ленинское учение о государстве и праве: история развития и современность. М., 1977. С. 162–182; и др. 29 Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Следующее требование диалектики состоит в том, что исследование явления или объекта необходимо проводить с позиции того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло , какие задачи и функ- ции выполняет в настоящее время. С определенной долей условности это требование можно характеризовать как учет динамики явления. Это требование в полной мере распространяется и на юридическую науку; несомненно, это очень важное начало для метода теории госу- дарства и права, истории отечественного государства и права и других юридических наук. Невозможно адекватно представить цели, задачи и содержание государства и права, не имея представления об осо- бенностях этих явлений в прошлом, их социальном и политическом предназначении. К требованиям диалектики при исследовании государственно- правовых явлений относят использование категорий диалектики. И это справедливо, однако важно, чтобы их применение было корректно. Не- редко при исследовании государственно-правовой действительности используются категории диалектики, не отвечающие смысловому со- держанию полученных научных результатов (по нашим наблюдениям, такое нередко происходит, например, с категорией «сущность» и др.). Юридическая наука наиболее часто использует такие диалектические категории, как форма и содержание; сущность и явление; причина и следствие; общее и особенное и др. Следует обратить внимание и на необходимость корректного применения понятий и категорий более частных философских наук – например, теории систем (элемент и структура; система и подсистема и т.д.). В полной мере это относится к социологии, историческому материализму, правоведению и др. Применение теорией государства и права категориального аппарата диалектики, ее наук при изучении государства, права, правового регу- лирования позволяет выяснить и вскрыть глубинные закономерности их происхождения, изменения и развития, упорядочить и структури- ровать результат познанного. Общенаучные методы. Теория познания, ее законы, принципы и ка- тегории самостоятельно вряд ли могут дать научные результаты. Они являются лишь направляющими требованиями и необходимыми на- учными средствами. Более конкретные знания любые науки получают, применяя общие и частные научные методы. Относительно частных методов речь пойдет ниже. Что касается общих, то здесь отметим сле- дующее. Их знание и творческое применение в изучении государства и права и иных связанных с ними явлений в значительной мере об- легчает путь к объективным знаниям, выступает гарантом от ошибок 30 Теория государства и права и получения недостоверных знаний. Содержание общенаучных методов составляют приемы и способы, применяемые в процессе познания его предмета, с помощью которых приращиваются новые знания о государ- ственно-правовой действительности. Таким образом, метод теории государства и права– это система приемов и способов, используемых для познания предмета науки, рас- крытия закономерностей функционирования и развития государства и права. Прежде рассмотрим общенаучные методы. Теоретический метод. Основу данного метода составляет восхожде- ние от конкретного к абстрактному , что является необходимой стадией познания предмета науки и по большому счету выступает основным приемом познания государственно-правовой реальности. Именно этот метод в первую очередь позволяет говорить об особенности науки с позиции познания действительности. Абстрагирование представляет собой качественно новый этап, скачок в развитии научного позна- ния, несомненно обогащающий эмпирические знания. Это переход от многообразия черт, отношений и связей, присущих явлениям и про- цессам, к закономерностям и устойчивости. Теоретическое познание необъяснимых факторов приводит к об- разованию понятий, отражающих общие свойства и связи исследуемых явлений («система права», «норма права», «источник права», «пробел в праве», «коллизия юридических норм» и др.), образованных с по- мощью абстрагирования. Восхождение от конкретного к абстрактному находит широкое применение в процессе изучения новых явлений и факторов, которые по объективным обстоятельствам не могут быть объяснены с помощью теоретических знаний. Все большее применение в праве и других общественных науках получает аксиологический метод (ценностный). Его основа – теория ценностей и оценок. Человек всегда старался определить, что для него является ценным, полезным. Какие явления и предметы значимы для него, группы людей, общества, государства, экономики и т.д. Исследо- ватели также ставят своей задачей определить ценность явления, пред- мета, информации и др. Государство и право представляют огромную ценность для общества и человека. Эти оценки могут существовать в диапазоне от юридического романтизма до юридического нигилизма. Согласно юридическому романтизму с помощью государства, зако- нотворчества предлагается решать любые проблемы, возникающие в социальной практике, что часто невозможно в силу простой при- чины: правовые механизмы не всесильны, особенно когда речь идет 31 Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина о конфликтах в сфере морали, нравственности и т.д. Юридический нигилизм, наоборот, представляет собой недооценку роли государ- ственности и правовых норм в решении управленческих задач 1 Большое признание начиная с середины XX в. получил так называ- емый системный подход (метод). Здесь задача исследователя сводится к тому, чтобы установить систему (объект), (подсистемы), их элемен- ты, наличие и качество связей и отношений между ними. Системный подход основывается на утверждении принципа, в соответствии с ко- торым каждая подсистема в свою очередь есть система для другой, более масштабной. Например, верно утверждение о том, что система права выступает суперсистемой для отрасли права как самостоятель- ной системы. Одновременно отрасль права – это суперсистема для ее подотраслей. Аналогичное можно сказать об отношениях между подотраслью и институтом права. Относительно государственных явлений, как, например, отношений «система – подсистема», мо- гут выступать федерация и ее субъекты. Подчеркнем, что системный анализ (иногда его называют системно-структурным) ставит целью выявить функциональные связи между элементами, установить фак- торы, обеспечивающие единство системы. Важное значение имеет и установление субординационных отношений в системе и средств, ее обеспечивающих, а также координационных и иных связей и средств их обеспечения. Частнонаучные методы. Юридические науки, в том числе теория государства и права, как отмечалось, использует не только общенауч- ные методы, но и частнонаучные, свойственные юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом. Широта использования частнонаучных методов не означает, что они «поглощают» общенаучные, и наоборот. Нередко и частнонаучным методам приписывают всеобщий характер, их не только рассматрива- ют с позиции всеобщности, но и наделяют такими качествами, «как устремление диалектики», «ее острие» и т.д. С этим можно согласиться. К частнонаучным методам юридических наук относят формально- логический метод, конкретно-социологический метод, метод сравни- тельного правоведения (государствоведения) и др. Формально-логический метод – это средства и способы логиче- ского изучения государственности и права. Основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Здесь государ- 1 Подробнее об этом см.: Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. М., 2015. С. 17–39. 32 Теория государства и права ство и право изучаются как таковые и в большинстве своем не свя- зываются с иными социальными феноменами (культурой, религией, нравственностью и т.д.) и экономикой. В этом случае исследователь абстрагируется, например, от проблемы качества субъектов правореа- лизации, их эффективности в связи с этим и др. Право рассматривается как формально-определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчи- ненности и непротиворечивости норм. Логический закон тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания позволяет установить, например, особенности права как логической системы. Так, правотворчество и правоприменение рассматривают- ся в соответствии с логическими формами мышления, логическими операциями, в основе которых правила формулирования суждений и умозаключений. Правотворческая деятельность в процессе подготовки текста нор- мативного правового акта подчинена законам и правилам формальной логики, образуя внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа. Содержание нормативного правового до- кумента, его композиция также предполагают использование правил формальной логики. Формально-логический метод с успехом применяется при изучении правоприменительной деятельности. Применение юридической нормы к фактическому обстоятельству часто справедливо представляют как дедуктивное умозаключение, где норма права – большая посылка, фактическая ситуация – меньшая, а решение по юридическому делу – вывод. Итогом правоприменительной деятельности в большинстве случаев является подготовка индивидуального акта, который требует не только знания, но и грамотного использования средств формальной логики. Каждый индивидуальный (правоприменительный) акт также имеет логическую структуру и текстуальную специфику (судебное решение, приказ о приеме на работу, указ Президента о награждении и т.д.). Таким образом, формально-логический метод позволяет исследо- вать логику действий субъектов правотворчества и правоприменения, особенности профессионального мышления и др. Заметим, что формальная логика, ее приемы и законы применяются при использовании любого метода. Когда же речь идет о формально- логическом методе, то здесь имеется в виду применение логики как специального способа познания права (именно поэтому метод назы- вают формально-логическим). |