история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
47 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè 1.2.1. Централизованная монархия. Фараон-бог Специфика формы правления Египта состояла в том, что фараон не только концентрировал в руках верховную власть, но и объявлялся живым богом на земле. Р. Т. Мухаев, российский историк и политолог Древнеегипетское государство было централизован- ным почти на всех этапах своего развития, за исключе- нием непродолжительных периодов распада. Государственный строй Древнего Египта во все пери- оды его истории отличается тем, что его главой был царь, которого называли фараоном. За три тысячи лет до нашей эры на египетском троне восседали фараоны 30 династий. Среди них были талантливые администраторы, полко- водцы, тираны, миротворцы, агрессоры. Власть фараона была абсолютной. Он считался посредни- ком между небом и землей. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фара- она — большие ирригационные и строительные работы, войны и торговые экспедиции, проведение больших рели- гиозных и династических праздников. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. Еще в Древнем царстве египетским фараонам стал присваи- ваться священный титул «сына бога Солнца», выработался особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, кото- рые подавляли воображение людей, внушали им священ- ный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гроб- ниц фараонов. «Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель» — говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величе- 48 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè ственных гробниц фараонов, египтяне заботились и о соб- ственном посмертном существовании 1 В Египте были сильны традиции матриархата. Первона- чально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со сво- ими родными и двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной. Если на престоле оказывалась жен- щина, ее изображали в шлеме с подвязанной бо родой. Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере, во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто меня- лись,что находило оправдание в египетской теологии, в пред- ставлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям, божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы слишком много 2 Приказы фараона неукоснительно исполнялись, он был главным законодателем и судьей, назначал всех выс- ших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя рассматривался как преступление против религии. Фараону как носителю высшей государственной власти принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-мораль- ными нормами справедливости, следование которым счи- талось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491— 1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что 1 Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет ушло на заготовку материалов и 20 лет — на само строитель- ство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (по 100 тыс. человек сроком на три месяца). 2 Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по традиции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим. 49 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè он всегда «соблюдал закон», т.е. установленный в Египте правопорядок. При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновен- ность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, осо- бенно военной и жреческой элите. 1.2.2. Управленческий аппарат Если у господина нет палки, то его слуга ему не повинуется. Древнеегипетская поговорка Наиболее важные должности в государстве занимали родственники царя. Высшую из них — управляющего дворца (джати) — по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику. В его обязанности входило издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. В Новом царстве джати осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках концентрировалась высшая военная власть. Он конт- ролировал набор войска, строительство пограничных крепостей, командовал флотом и пр. Ему принадлежали и высшие судебные полномочия. Он рассматривал жалобы, поступавшие к фараону, ежедневно докладывал ему о наи- более важных событиях в государстве, непосредственно следил за выполнением полученных от фараона указаний. Джати — «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил» — хранитель государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за круп- ное строительство и пр.Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», управляющий военным ведом- ством, отвечавший за вооружение, снабжение армии, стро- ительство крепостей, управляющие «белыми домами» — ведомствами по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д. (см. рис. 1). 50 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея, «начальника работ», обязанностью которого было наблюдение за ороси- тельной системой. Многие сановники обычно занимали должности по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Из жизнеописания одного из чиновников периода Древнего царства мы узнаем, что его карьера нача- лась с должности носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни — предводителем войска и начальником управления Верхнего Египта. Управленческий аппарат древнеегипетского государ- ства, несмотря на свою многочисленность, был слабо диф- ференцирован. Почти все чиновники Египта были одно- временно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной службой. Причем если со временем пря- мая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жре- цов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальни- ков в сфере хозяйственного управления. Слабая дифференциация отдельных звеньев управленче- ского аппарата определила существование здесь особых групп лиц, получивших название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной. В одну из них могли вхо- дить лишь крупные сановники, придворные фараона, в дру- гую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место в управлении. «Послушные призыву» — это те, кто мог непосред- ственно выслушать и должен был выполнить приказ сво- его господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» сво- его господина. Особую роль играла группа «больших послушных при- зыву царя» — придворных, крупных вельмож, государствен- ных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управлен- ческих функций они могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, полу- чая за каждую из них особое должностное земельное вла- дение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли 51 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву» 1 Древние надписи говорят о «начальнике послушных призыву дома его величества», ведавшего, по всей види- мости, дворцовым хозяйством, о «начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество», о «началь- нике послушных призыву местопребывания царя», т.е. соб- ственно дворцовых слуг, и пр. Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Из общей массы «слуг царя» выделялись так называе- мые неджес (маленькие), а среди них — сильные неджес. Их появление было связано с развитием частного землев- ладения, торговли, рынка. Простолюдин в отличие от бла- городного обозначался термином «мерет». К концу эпохи Древнего царства светская аристократия добилась почти полной независимости. В период Сред- него царства она сохранила и упрочила свои привилегии. Во время Нового царства ее положение изменилось к худ- шему. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно переместился в сторону выходцев из нетиту- лованных слоев общества (чиновников, воинов, земледель- цев и даже приближенных рабов). Так, дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руко- водимых царскими писцами, и по его окончании получить ту или иную чиновничью должность 2 Наряду с неджес в это время появилась и особая катего- рия египетского населения, близкая к ним по положению, обозначаемая термином «немху». В нее включались земле- дельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Огромное влияние на общество оказывало жрече- ство. Оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы стали собственниками 1 История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. 3-е изд. М. : Норма, 2004. С. 58. 2 В Египте систематически проводились переписи, учитывающие насе- ление в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны с сословным делением населения. 52 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè огромных богатств, а жреческие звания начали переда- ваться по наследству. Управление на местах осуществлялось через сельскую общину. Она была основной хозяйственной и обществен- ной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его разви- тия. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсифи- кацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинал присваиваться общинной верхушкой, сосредоточившей в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству. Управление общиной осуществлялось общим собра- нием, советом, старейшиной. Общинные советы в Древнем царстве состояли из представителей зажиточного крестьян- ства и были органами судебной, хозяйственной и админи- стративной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусствен- ного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью утратили свое значение, а общинные старосты превратились в чиновников центра- лизованного государственного аппарата. В правящую элиту входили и номархи — представи- тели небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства. Номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и вли- яния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями хра- мовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчинялась центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь- писец и административная палата. Притеснения со стороны власть имущих были типич- ным явлением. Значительную часть дошедшей до наших дней деловой переписки составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. Аппарат подавления состоял из армии. В Древнем цар- стве не существовало регулярной армии. Армия создава- лась из ополченцев, призывавшихся по всей стране на слу- чай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого 53 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè имущества. В мирное времяополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицер- ского состава не было. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой. В это же время начали формироваться кадровое офицерство, царская гвардия. В XVIII в. до н.э. в египетской армии начали использовать лошадей, наряду с пехотой появились конница и боевые колесницы. В Новом царстве создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона. Отборные войска комплектовались из иностранцев. Расширение границ государства за счет соседних терри- торий потребовало строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличе- ния регулярной армии. В ходе периодически проводимых военных наборов выросло число офицеров, укрепилась их роль в государстве, социальный престиж. Воины за особые заслуги награждались земельными наделами и пр. Команд- Рис. 1. Структура государственного устройства Нового царства Фараон Управляющие домом «царских сокровищ» Начальники областей Северного и Южного Египта Ведомства по сбору и распределению продуктов, ремесел и т.д. Местные жрецы Управляющие «белых домов» Верховные жрецы Джати Войско Управляющие «домом оружия» Гвардия 54 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè ный состав армии в связи с общей военизацией государствен- ного аппарата наделялся функциями гражданских чиновни- ков, осуществлял руководство сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов передавались функции управления захваченными террито- риями. Вместе с тем непрекращающийся рост числа наем- ников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египет- скую армию, а вместе с тем и военное могущество империи. Армия выполняла и полицейские функции, но в эпоху Нового царства они были переданы специальным полицей- ским отрядам, призванным нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов. В ХVIII в. до н.э. Египет подвергся нашествию кочев- ников — гиксосов, разгромивших войска фараона и посе- лившихся в долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции. Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В ХII в. до н.э. в Египет втор- глись ливийские и другие племена. Египту удалось отбить нападение, но силы его были подорваны. Страна вновь рас- палась на отдельные территории. В период Позднего цар- ства Египет пришел в упадок, став добычей завое вателей. 1.2.3. Египетское законодательство Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до нашего времени. Т. П. Филиппова, российский историк государства и права Самые первые законы предположительно были напи- саны Мином, основателем I династии фараонов. Имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законо- положения по различным отраслям управления. Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на камен- ных плитах или памятниках, слишком скудны и фраг- ментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для обще- ственных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем развития, египтяне успели соз- дать большое количество правовых институтов в области гражданского, семейного, уголовного и процессуального права. 55 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства усилилась законо- дательная деятельность фараонов. Еще в древности еги- петские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижи- мым имуществом. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владе- ние, а также действия религиозного характера. Существовало несколько видов договоров — договоры займа, найма, купли-продажи, аренды, поклажи. Для семейных отношений Древнего Египта было харак- терно довольно высокое положение женщин в семье. Жен- щина в подавляющем большинстве случаев обладала теми же правовыми возможностями, что и мужчина. Брак заклю- чался на основе договора между мужем и женой. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону являлись дети обоих полов. Завещание могли составить как муж, так и жена. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах», и если слу- чались увечья, то за них следовало наказание. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа, была сожжена». |