история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
64 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè таким образом, народом двуязычным 1 . Шумеро-аккадская цивилизация как политическая сила уже не возродилась, однако ее влияние распространилось на все месопотамские государства. 1.3.2. Шумеро-аккадское право. Первые царские уложения Если грешница у дверей судьи — слова ее сильнее, чем у мужа. Древнешумерская пословица В государствах Древней Месопотамии основными источниками права стали писаные законодательные акты, принятые по воле правителей отдельных царств. Первые царские надписи не были законами в прямом смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атри- бутом этих апологетических надписей становится утверж- дение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые реформы Уруинимгины, правителя цар- ства Лагаша, относящиеся к 2400 г. до н.э. В них говорится о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмо- вого имущества, на которое посягали прежние правители. Большинство правил устанавливало порядки неюриди- ческого характера в государственно-храмовом хозяйстве, гарантировало держателям наделов их права. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи между тем заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя. К их числу относятся древнейшие Законы царя Ур- Намму. Они включали в себя до 35 правил-статей, детально регламентировавших имущественные, семейные и трудо- вые отношения. 1 См.: Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М. : Норма, 2001. С. 59. 65 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, «установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры». Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы мер и весов (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как гаран- тии новых справедливых порядков: «дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отда- ваем (во власть) человека мины (богатого)» 1 . Главная цель пролога, рассказывающего о справедливости и великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовреди- тельство в драке, разного рода оскорбления. Охранялись брачно-семейные устои: разрешалось безнаказанно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем состав- лялся специальный договор. В законодательстве проводились четкие социальные гра- ницы между рабовладельцами и рабами. Так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма свое- образное наказание — промывание рта водой с 1 кг соли. Законы Ур-Намму содержат статьи о вознаграждении за возвращение «человеку» (господину) его беглого раба (2 сикля серебра). Рабский труд был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. Эти и другие законы (Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы, правителя царства Эшнунны (начало II тыс. до н.э.) и др.) стали памятниками древневосточного права, отразив вместе с тем начало раз- вития права вообще. Судопроизводство осуществлялось на основе име ющихся законов. Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назнача емые правителем. В общинах сохранялись общинные суды. 1 Сикль и мина — серебряные денежные единицы в государствах Древней Месопотамии. Сикль был равен 1/120 кг серебра. 66 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè 1.3.3. Древний Вавилон — централизованное государство Древнего Востока Трехсотлетнее существование древневавилонского царства соста- вило особую эпоху в истории Двуре- чья. О. А. Жидков, российский историк государства и права Крупнейшим и выдающимся по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древнева- вилонское царство. Вавилон, достигший своего социально- экономического и политического расцвета при царе Хам- мурапи (1792—1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, стал государ- ством-империей с государственной идеологией — культом единого бога, «царя над богами» — Мардука. Свободное население Вавилона состояло из граждан полноправных и неполноправных. Полноправные сво- бодные граждане («авилум» — человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они вла- дели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправным гражданам противо- поставлялись «мушкенумы» (покорные), лица более низ- кого социального статуса («падающие ниц», т.е. «бьющие челом», обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, определя- лась тем, что они не имели корней в общине 1 1 Различия между этими социальными группами особенно ярко про- явились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей. На неравноправное положение мушкенумов ука- зывают статьи, определяющие наказание за преступления, совершенные против них. Членовредительство, нанесенное авилуму, каралось соответ- ствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный лишь платил штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный. В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой право- вой защитой. Так, кража их имущества каралась как кража из дворца. 67 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí Население различалось и по профессиональному при- знаку. Первое место занимали придворные служащие, из которых выделялись царские телохранители и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю, различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди других про- фессий занимали храмовые служащие. Жречество в Вави- лоне не сложилось в оформленное сословие, в администра- тивном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали купцы, предприниматели, ремесленники и поден- щики. Большей независимостью пользовались организа- ции некоторых «ученых» профессий, таких, например, как специалисты по «изгнанию духов», предсказатели буду- щего, врачи, писцы. Низший общественный слой составляли рабы. Рабы могли принадлежать царю, храму, частным лицам. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Лишь некоторые категории рабов пользовались защи- той закона. Это были рабыни, имевшие детей от своих вла- дельцев. При этом такие дети считались свободными. Кроме военнопленных и приобретенных за деньги рабов значительная часть этого социального слоя состо- яла из порабощенных и ставших бесправными свобод- ных лиц (например, преступников или несостоятельных должников) 1 Характерно, что право оговаривало не столько бесправие раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или иные ограничения его прав. Дворцовый раб или раб мушке- 1 Рабы рассматривались законом как вещи, находящиеся в полной собственности хозяина. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более чем повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. 68 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè нума могли взять, например, в жены свободную женщину, дети от которой признавались свободными. Дети, рожден- ные от свободного и рабыни, были также свободными, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана «за серебро». Свобод- ные дети раба наследовали половину его имущества, другая шла хозяину. Рабы впоследствии стали все чаще выступать в каче- стве земледельцев-арендаторов, наделенных хозяйствен- ной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право не только вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, но и владеть землями, домами, иногда значитель- ным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, нанимать для работы рабов и свобод- ных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истцов, ответчи- ков, свидетелей. Однако, несмотря на это, рабы оставались в жесткой зависимости от своих хозяев и были обязаны выплачивать им своеобразный ежемесячный оброк. Государственный строй Древневавилонского царства был схож с государственным строем Древнего Египта. В руках царя была сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могуще- ство царя находило подтверждение в его титулах. Так, титул царя Хаммурапи звучал следующим образом: «мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы». Однако власть древнеегипетских царей нельзя однозначно назвать деспотической. Царь мог быть низведен до состояния обыч- ного человека, лишиться царственности в силу крайней опас- ности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, под- держке храмов было его спасение. Великий благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к при- роде и олицетворяющим ее богам. Во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общин- ные сходы, осуществлявшие некоторую административную и судебную власть на местах, поддерживавшие обществен- ный порядок. Полномочия таких органов были значи- тельно урезаны, но они сохраняли ряд административных, 69 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí финансовых и судебных функций, а также функций по под- держанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держате- лями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.). Царь выступал главой большого управленческого аппа- рата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов правителя своим наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов. Как и в других древневосточных государствах, в веде- нии царя сосредоточивались и обширные хозяйственные полномочия: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы осуществляли функции царских аген- тов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников — государствен- ных контролеров. Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин. Некоторые самые древние и важные города (напри- мер, Вавилон) могли иметь особый юридический статус, поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местного божества. Жители этих городов могли освобож- даться от налогов, трудовой повинности, военной службы. Сложными и противоречивыми были отношения между центральной властью и храмами.Храмы, опираясь на соб- ственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической неза- висимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены царю в административном и хозяйствен- ном отношении: он назначал жрецов и администраторов храмов, требовал отчета о хозяйственной деятельности. В системе государственных органов различали централь- ные и местные органы управления. Существовали намест- ники царя на Севере и Юге, начальники областей и округов (см. рис. 2). 70 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воины стали получать наделы от царской семьи. Однако сохранялось и общинное ополчение. В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалось «вечной». Профессиональные воины также выполняли полицей- ские функции. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Так, древневавилонские источники сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей. Верховные жрецы Ополчение из числа свободных Постоянное войско Царь Управляющий «царского дома» Наместники Севера и Юга Начальники областей Начальники округов Советы старейшин общин Общинные сходы Рис. 2. Государственный строй Древнего Вавилона (XVIII в. до н.э.) 71 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí Судьба Вавилона, этого прекрасного города, который не раз подвергался разрушениям и вновь возрождался, сложна и противоречива 1 В древнее время Вавилон не раз отражал набеги от соседних государств, пока наконец не ослаб и не пере- стал существовать. В начале VII в. до н.э. халдейский царь Набопаласар (правил в 626—605 гг. до н.э.) сделал Вави- лон своей столицей и основал Нововавилонское царство. Государство окрепло при Навуходоносоре II (605—562 гг. до н.э.) — сыне Набопаласара. Навуходоносор много сделал для возвеличивания Вавилона. На северной окраине города выстроил на высокой платформе дачный дворец — одно из семи чудес света, получившее название «висячие сады Семирамиды». В VI в. до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Последним ее царем был Набонид (556—539 гг. до н.э.). Именно ему пришлось изведать горечь поражения: вавилоняне были разбиты в своей столице. Во время осады города персы отвели русло реки в болота, а потом внезапно вторглись по безводному руслу в город, жители которого были захвачены врасплох и не смогли оказать достойного сопротивления. В этой битве погиб и сам Набонид. 1.3.4. Право. Свод законов царя Хаммурапи Они (законы) настолько соот- ветствуют народу, для которого они создавались, что лишь совершенно случайно законы одной нации могут подойти к другой. Ш. Монтескье, французский мыслитель, философ Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация, к сожалению, не сохранилась, и известнейший памятник права — Свод законов Хаммурапи относится к концу его царствования 2 1 Территория бывшего Вавилона близ современного города Хилла в очередной раз пострадала, как и другие территории, в период ввода войск американской коалиции в 2003 г. 2 Свод законов Хаммурапи был найден в 1901—1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). 72 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Эти законы были выбиты на большом черном базаль- товом столбе. На нем изображен царь, стоящий в молит- венной позе перед богом вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения. Под изображением царя располагается текст Законов. Текст разделен на три части. Первая часть — введение. После него следуют статьи Законов и, наконец, заключе- ние. Всего Свод законов насчитывает 282 статьи, касающи- еся отправления правосудия, защиты имущественных прав, торговых коммерческих операций, семейно-брачных отно- шений и др. (рис. 3). Свод законов Хаммурапи Отправление правосудия (ст. 1—5) Защита собственности царя и других лиц (ст. 6—25) Охрана имущества, полученного от царя за службу (ст. 26—41) Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости (ст. 42—60) Коммерческие операции, включая деликты в этой области (ст. 61—126) Брачно-семейные отношения (ст. 127—195) Умышленные и неумышленные повреждения (ст. 196—214) Операции с движимым имуществом, включая наем имущества, личный наем, а также деликты в этой области (ст. 215—282) Рис. 3. Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи 73 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí Положения Свода были основаны на шумерийских судебниках, старом обычном праве, современном законо- дательстве. Для них характерны примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. Сим- воличной, например, была ответственность за ряд престу- плений (например, отрезание груди у кормилицы, подме- нившей ребенка), формальный характер имела клятва. В Своде законов нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической форме, без системности в изложении. Законы, как правило, начинаются со слова «если», после чего следует описание конкретной ситуации, к которой относилась соответствующая юридическая норма. Нормы уголовного права чередуются с процессуаль- ными нормами, нормами, регулирующими имущественные отношения, и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала все же присутствует. В законах нормы права группируются по предметам правового регулирова- ния, а переход от одной их группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Кодекс Хаммурапи закреплял |