история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
сословный строй государ- ства. Это, по существу, первый известный сборник законов, предусматривающий многообразие форм личной зави- симости. Так, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вави- лоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства. Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях при- водила человека в рабство, например в случаях, когда сын должника передавался храму или продавался за границу. При этом по общему правилу должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Срок отработки долга ограничивался тремя годами. Смерть от дурного обраще- ния заложенного за долги сына должника в доме кредитора влекла за собой смерть сына кредитора. В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому чело- веку, неравенство разделяло и свободных людей. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход 74 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание. В государстве существовали различные виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные и частные земли. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, пере- давались за службу воинам, тамкарам (купцам, состоящим на царской службе), жрецам и т.д. Крупные землевла- дельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мел- кие — сами обрабатывали свою землю. Общинная земля находилась или в коллективном вла- дении (выгоны для скота, луга и пр.), или в частносемей- ном. Свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами на свой земельный участок, которые были близки к правам собственника. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Однако земля не стала обычным предметом купли-продажи. Пере- дача земли общинника за пределы общины или круга членов его семьи была, как правило, невозможной. При отчуждении земли человек как бы оставлял после себя заместителя. Полноправие вавилонянина было напрямую связано с земельным наделом общинной земли. Он терял не только земельный участок, но и другие права, если поры- вал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца. Значительное внимание в Своде законов уделялось зем- левладельческим правам воина. Воинский надел полно- стью исключался из торгового оборота, всякая сделка отно- сительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялись права его жены и малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвра- щения к исполнению своих обязанностей. Согласно Законам Хаммурапи, подобный правовой режим распространялся и на дворцовое имущество, пере- даваемое за службу жрецу, купцу. Они могли продавать «за серебро» свое поле, сад, но на покупателя при этом переходили обязанности соответствующей службы. Свод законов Хаммурапи предусматривает отдельные виды договоров. Так, упоминаются различные виды дого- 75 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí воров найма. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий (врачей, строителей корабельщиков) и наймом рабочих и рабов. Законы уста- навливали не только плату за наем вещей, но и ответствен- ность, наступающую в случае порчи или гибели нанятого имущества. Нанимали работников для обработки земли, врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли поря- док оплаты труда этих лиц, а также их ответственность за результаты труда. Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Можно отметить, что законодатель стремился оградить должника от всевластия кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют ограничение процентов, взимаемых ростовщиком с займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Получили развитие договоры купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения.Договор продажи наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) заклю- чался в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недей- ствительной. В письменном договоре купли-продажи требовалось точно обозначить объект купли и удостоверить право соб- ственности продавца на него, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства (в частности, при продаже неот- чуждаемых царских земель, земельных наделов воинов и т.д.). Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать завершенную сделку, зачастую обеспечиваемое специальной прибавкой к договорной цене. После оплаты вещи договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определен- ных обстоятельствах, например в случае преднамеренного сокрытия продавцом изъянов вещи. В Своде законов Хам- мурапи говорится, например, о продаже раба, страдающего эпилепсией: в случае обнаружения у раба этого заболевания в течение одного месяца договор мог быть расторгнут. В Своде законов Хаммурапи имеется ряд статей, регу- лирующих аренду пахотной земли. Плата за нее обычно равнялась одной трети урожая, а иногда и его половине. Долг мог быть погашен за счет имущества должника, отра- ботки долга самим должником, его женой, детьми. Аренда- 76 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè тор земли должен был не только уплатить арендную плату, но и вернуть землю обработанной. Обычно он полностью выплачивал оговоренную сумму за аренду наперед. Значительное внимание в Своде законов уделено семейно-брачным отношениям. Жизнь человека в Древ- ней Месопотамии не считалась полной, если у него не было жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать их в качестве заложников за долги, тем не менее эта власть имела уста- новленные законом ограничения. Брак считался разновидностью договора, заключен- ного между будущим мужем и отцом невесты. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие ее согласия не были пре- пятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата, вносимая женихом семье невесты. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обруче- ния. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя — двойную выплату и того и другого. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог привести в дом наложницу или рабыню, чтобы получить возмож- ность зачать ребенка. С точки зрения права вавилонскую женщину во II тыся- челетии до н.э. нельзя было назвать полностью беззащит- ной, хотя в общественном сознании ее роль на протяжении долгого времени сводилась к тому, чтобы быть собственно- стью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торгов- лей. Она сохраняла право на приданое, имела право на раз- вод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. В основе мировоззрения вавилонян лежало безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, в том числе прелюбодеяния. Семья, в которой были дети, считалась в Вавилоне моно- гамной (сожительство с рабыней или наложницей не бра- лось в расчет). Верность жены обеспечивалась угрозой жестоких наказаний — женщину, изменившую мужу, бро- 77 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí сали в воду (если муж ее не прощал). Однако и длящаяся измена мужа, который «уходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа в дом отца, забрав приданое. Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на жену. Оправ- дывался также уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» — в случае отсутствия мужа. После возвра- щения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны были «идти за своими отцами» 1 Законы Хаммурапи регулировали и вопросы усынов- ления (удочерения)детей. Оно осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этого различия лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае — продолжение рода в бездетной семье, во втором — приобретение рабочих рук. Усыновление могло осуществляться только свободным мужчиной в отношении свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного, назначенного наслед- ником, с его семьей порывались, он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог беспрепятственно вернуться к своим родителям. Приемные дети могли получить по наследству часть семейного иму- щества, если они работали в доме усыновителя. Был урегулирован институт наследования имеющимися членами семьи. Преимущественным способом наследова- ния являлось наследование по закону. В качестве наслед- ников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Сыновья традиционно получали наследство в равных долях. Дочерям выделялось приданое. Лишение сына наследства в Вавилоне было сопряжено с рядом трудностей. Так, отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право. Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после его смерти наряду с сыновьями. Получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей опреде- ленного имущества при жизни 2 1 История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 136—137. 2 Там же. С. 137. 78 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Как и другие древние кодификации, Законы Хамму- рапи не содержат общего определения понятия престу- пления (форм вины, отягчающих и смягчающих обстоя- тельств) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, однако можно заметить факт понимания законодателем различий между умышленным и неумыш- ленным преступлением, понятия соучастия в форме пособ- ничества, подстрекательства, недоносительства или укры- вательства и пр. Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кем был потерпевший: авилумом или мушкенумом. Эта норма стала исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или неумышлен- ное, наказывается смертью преступника или его родствен- ника. Неумышленное нанесение раны в драке освобож- дало от наказания свободного человека. Особенно жестоко (немедленным сожжением) каралась кража на пожаре, сообщничество женщины в убийстве своего мужа влекло сажание ее на кол и т.д. Вместе с тем правовые источники свидетельствуют о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуда, коллективной общинной ответственности, объективного вменения. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности, имущества и против семьи. Среди преступлений против личности Законы выде- ляют неосторожное убийство. Довольно подробно в Своде законов регулируются случаи ответственности за причине- ние вреда здоровью (повреждение глаза, зуба, кости и т.д.). Везде при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпев- шего. К преступлениям против имущества Свод законов отно- сит кражу скота, рабов, укрывательство рабов, снятие с них клейм. К имущественным преступлениям также относились повреждение и уничтожение чужого имущества, в частно- сти затопление по нерадивости чужого поля водой из сво- его арыка или плотины, потрава поля скотом и пр. К преступлениям против семейных устоев относились: кровосмешение, распутное поведение жен, изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и др. 79 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí При определении наказания за эту группу преступлений учитывались не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. Виды наказаний, предусмотренные Законами Хамму- рапи, были разнообразны. Основным видом наказаний была смертная казнь в самых различных ее вариантах (их было около 30). Вавилонское законодательство было осно- вано на принципе мести, что нашло отражение в ряде его знаменитых предписаний. Наиболее часто упоминаются положения о работающих на строительстве подрядчиках, которые настолько небрежно исполняли возложенные на них обязанности, что плохо построенные ими дома обва- ливались, нанося имущественный вред, а нередко и погре- бая под руинами жильцов. В этих случаях строителей уби- вали. Реализовывалась и примитивно понимаемая идея о наказании возмездием. Так, например, в случае гибели сына домовладельца умерщвлялся сын того, кто построил дом. Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки. Примечательно, что за неосторожное убийство человека во время проведе- ния тяжелой операции лекарю также отрубали кисть. Применялись сожжение, утопление, сажание на кол, членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание. Сурово наказыва- лись все имущественные преступления (смертной казнью, членовредительством либо огромным штрафом, много- кратно превышающим стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый и в случае неуплаты кото- рого наказание заменялось на смертную казнь). Жестоко карались такие преступления, как лжесвиде- тельство, клевета, что было связано с особым почитанием и даже обожествлением понятий «правдивость», «верность слову». Главную роль в отправлении правосудия играли храмо- вые и общинные суды. В качестве судебного органа высту- пали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемые ими коллегии общинных судов. Упоминаются в источниках и царские суды. Существовало несколько судебных инстанций. Самые простые дела решались судьями, более сложные разбира- лись судебными коллегиями или самим царем. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и мушкенумов, осуществляли помилование по некоторым категориям дел. 80 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Для рассмотрения государственных преступлений, посягав- щих на существующий порядок или наносивших оскорбле- ние царю, созывались специальные суды. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничив в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общин- ных органов управления на разбирательство мелких право- нарушений, ответственность за которые регулировалась нормами обычного права.Учреждались особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных испол- нителей, судебных гонцов и писцов. Как по уголовным, так и по гражданским делам процесс был устным и состязательным. Дело начиналось с заявле- ния потерпевшей стороны, поэтому с речью потерпевшего начиналось обыкновенно и само судоговорение. Явку ответчика и других участников процесса в суд обе- спечивал потерпевший. Доказывание в суде было всецело частной инициативой. В качестве средств доказывания слу- жили свидетельские показания, ордалии 1 , собственная при- сяга. Судоговорение происходило публично, на паперти храма в форме своеобразного состязания (спора). Часть разбирательств начиналась с произнесения клятвы в сте- нах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. В затруднительных случаях при- бегали к клятвам перед статуями богов. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и веще- ственных доказательств. Важную роль в судебном разби- рательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация юридических фактов касалась торговых, брачных и других дел. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». В ходе ведения судебных процессов можно было проводить основательное исследование и уточ- нение фактов, имевших место в конкретной конфликтной ситуации. Судьям вменялось в обязанность судить спра- ведливо, и вынесенные ими решения не подлежали изме- нению. Судья, изобличенный в изменении своего решения, выплачивал штраф и отстранялся от ведения судебных дел. 1 Под ордалиями понимается так называемый Божий суд, когда чело- веку, пытающемуся доказать свою правоту (невиновность), приходилось подвергаться испытаниям огнем, водой и т.д. Прошедший «с Божьей помощью» испытание объявлялся правым в споре (невиновным). 81 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ Хаммурапи определил цель судопроизводства: «Дабы засияла в стране истина и справедливость, чтобы сильный не притеснял слабого, вдову и сироту». Истинное право- судие, по торжественному заявлению правителя, возможно было осуществлять только на основе его указов и установ- лений. Законность и справедливость в понимании Хамму- рапи были равнозначными и тождественными. Не случайно за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления долж- ностных лиц, чиновников (в первую очередь судей) были введены жестокие наказания. За лжесвидетельство пола- галась смертная казнь, поскольку оно рассматривалось как оскорбление богов. Достижение справедливости в суде гарантировалось ордалиями для истца и ответчика, а также дифференциро- ванной системой штрафов. Судебное решение воспринима- лось как акт справедливости, который совершался как при помощи законов, так, иногда, и с участием богов (например, бога реки в случае испытания водой). Проверяемых бро- сали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Отметим, что этот необычный вари- ант истолкования невиновности контрастирует с обыкно- вениями других народов, у которых всплывший во время испытаний человек считался виновным (нечистым, гре- ховным). Приговоры по делам о смертной казни и членовредитель- стве приводились в исполнение немедленно и публично. Характерно также, что по некоторым преступлениям пред- ставители высших классов подвергались более суровому наказанию, чем низших. Судебный приговор или постанов- ление считались актами общественного значения. |