Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4.3. Законы Ману — единство светского и религиозного права

  • Примерная структура Законов Ману

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница11 из 87
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   87
    Государственный строй Индии
    в период правления Маурьев

    91
    1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà
    Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного само- управления. Власть древнеиндийских царей сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в госу- дарстве господствующей наследственной знати, устано- вившимися традиционными религиозно-этическими нор- мами. Религия, в частности, исключала осуществление индийскими царями законодательных функций, утверж- дала незыблемость и неизменность норм права, якобы заключенных в Ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Впоследствии эта тради- ция была поколеблена: правительственные постановления стали включаться в число источников права.
    Чиновники центрального аппарата были объединены в ведомства: военное, финансовое, налоговое, судебное.
    Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Часть чиновников надзирала за царскими пастбищами, за гава- нями, за судоходством, ведала морской торговлей, судостро- ением. Важное место занимали чиновники финансового ведомства, отвечавшие за сбор налогов, государственную казну. Выделялась также особая группа чиновников, сле- дившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или главнокомандующему армией. Наряду с назначением чиновников непосредственно царем существовала практика передачи чиновничьих долж- ностей по наследству, чему способствовала кастовая система.
    Большую роль играла армия. Войны против других наро- дов рассматривались как важный источник процветания государства. Царь особенно почитался как мужественный воин, добывающий силой «то, что он не имеет». Царю пере- ходила и бо льшая часть награбленного имущества, в част- ности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.
    Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в нее входили подразделения боевых слонов. Армия ком- плектовалась из потомственных воинов, наемников, вои- нов-союзников, вассалов. Армия была кастовой. В основ- ном носить оружие могли лишь кшатрии. Другие «дважды рожденные» могли браться за оружие лишь тогда, когда для них наступало «время бедствий».

    92
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Армия выполняла и функции охраны общественного порядка, стояла на защите государственной целостности.
    Империя была поделена на административные образо-
    вания, имевшие различный статус. Самой крупной приви- легированной административной единицей были намест- ничества, на которые делилась вся территория государства.
    Их было пять, во главе их стояли царевичи, опиравшиеся на собственный бюрократический аппарат. Они обладали значительной автономией в управлении. Наместничества были разбиты на провинции, управление в которых осу- ществляли раджукичиновники, назначенные царем.
    Наряду с делением на провинции существовало деле- ние на области, округа.Города сохраняли прежнее город- ское самоуправление в виде советов. Чиновники из центра и различные писцы выполняли главным образом земле- устроительные и финансовые функции. Основная масса вопросов на местах решалась в традициях самоуправления, подчиняясь принципам общинного строя.
    Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа.
    Сельские дела решал выборный панчаят и его комитеты.
    Этот орган распределял землю между крестьянами, соби- рал налоги, разбирал судебные тяжбы жителей. Панчаят являлся подотчетным органом. Его комитеты избирались на один год. Любого члена комитета за недостойное пове- дение можно было отозвать. Относительный демократизм формирования местных органов вряд ли стоит переоцени- вать — реальная власть находилась в руках знати.
    Самой низшей инстанцией был староста деревни, затем шел управитель десяти деревень, затем двадцати, ста и тысячи. Их обязанность заключалась в том, чтобы сооб- щать властям «о преступлениях, совершенных в деревне», а также взимать натуральные подати царю. За свою службу они получали земельные наделы, величина которых зави- села от должности.
    Царская администрация осуществляла постоянный кон- троль за местными органами управления. Деятельность старост находилась под присмотром царского чиновника, который был обязан лично их инспектировать.
    В период правления царя Ашоки были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период, государство превратилось в цен- трализованную монархию, известную своим могуществом далеко за пределами Индии.

    93
    1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà
    К сожалению, наследники Ашоки не смогли сохранить единство государства, потеряли власть. Во II в. до н.э. дер- жава Маурьев распалась на десятки небольших княжеств.
    1.4.3. Законы Ману — единство светского
    и религиозного права
    Хорошую религию придумали индусы: что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
    В. Высоцкий, песня о переселении душ
    Древнеиндийское право на протяжении веков функцио- нировало, взаимодействуя с другими регулятивными систе- мами — моралью (нравственностью) и религией. Огромную роль играла религия. Своеобразное развитие древнеиндий- ского социума позволяет выделить существовавшую в нем особую правовую традицию, которую можно назвать рели- гиозной правовой традицией.
    Среди источников древнеиндийского права особое место занимают ужеупоминавшиеся дхармашастры
    1
    и артхаша- стры — трактаты о политике и праве.
    Понятие дхармы многогранно. Это и религиозные пред- писания, и мораль, и норма поведения, и фиксированные традиции, и свод правил, обязательных для каждого право- верного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Дхарма охватывала то, что мы называем правом. В то же время ее содержание выходило за пределы права. Дхарма основывалась на идеях меры и гармонии, рассматривала личность в ее взаимосвязи с окружающей действительностью и другими людьми, исходила из идеи долга, а не права, содержала в себе не столько совокупность обязательных правил, сколько модель поведения.
    Поведение людей определялось не только дхармой.
    Существовала также артха, регулировавшая область инте- ресов. Она также была близка к тому, что мы называем правом.
    1
    Сегодня не установлено ни точного числа дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхожде- ния и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправле- ний. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована с точ- ностью, превышающей два-три века.

    94
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    В иерархии правовых источников решающую роль играл указ царя (правительственное распоряжение). В одном из трактатов было сказано, что «дхарма основана на истине, судебное разбирательство — на свидетеле, обычай — на общем мнении людей, а указ — это царское распоряже- ние». Однако царь мог участвовать в суде только со своими советниками — брахманами.
    В древнеиндийском праве существовало понятие «ньяя», сходное с европейским понятием закона, однако понятие
    «дхарма» было более широким и обозначало общеприня- тую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.
    Наиболее древние дхармашастры — Апастамба, Бауд- хаяна, Васиштха, Гаутама, носившие название дхармасутр
    (сутра — нить), появились, предположительно, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже нашей эры. При большом разнообразии дхармашастр можно уви- деть глубокое сходство между ними, их взаимовлияние, взаимозависимость, встречающиеся текстуальные совпаде- ния, а главное — единство религиозно-философских кон- цепций, принципов, на которых они основывались (общее понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, осо- бого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления).
    К этим концепциям относился и традиционный религи- озный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому их содержание, границы действия включен- ных в них норм предопределены Ведами — священными источниками «всех знаний». Отсюда делался вывод о том, что между дхармашастрами не может быть противоречий.
    Если же они выявлялись (в действительности их было множество), то должны были быть разрешены при помощи соответствующего толкования
    1
    Известнейшим источником древнеиндийского права являются Законы Ману, которые представляют собой одну из дхармашастр. Точное время их появления неиз- вестно. Многие ученые придерживаются точки зрения о том, что они были созданы в период между II в. до н.э. и II в. н.э. Европейцы познакомились с Законами Ману
    1
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 143.

    95
    1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà
    в конце XVIII в., когда началось английское владычество в Индии.
    Эти законы разработали брахманы. Они названы по имени Ману — одного из мифических прародителей человечества. Предание приписывает Законам Ману боже- ственное происхождение. Легенда гласит, что всевышний бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там поря- док и законность. Однако нет сомнения в том, что в систе- матизации данных законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденцию. Законо- датель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменитых философов, теологов и индийских правителей на управление, право, этику.
    Законы Ману содержат 2685 статей и вполне сопоста- вимы по уровню развития юридических и политических конструкций с образцами законодательных актов более позднего времени. В понимании индийцев это не просто правовой кодекс, а сборник религиозных и гражданских правил, которыми человек должен руководствоваться в быту. Кроме правовых норм, сосредоточенных главным образом в главах VIII и IX, в Законах Ману много религи- озных и моральных установлений. Написаны они в форме двустиший, ритмической прозы, что должно было облег- чить их запоминание. Непосредственно правовое содер- жание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав).
    В Законах помещены перечни прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга, раз- личные положения о судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и др. (см. рис. 5).
    Главное в Законах Ману — закрепление варнового устройства древнеиндийского общества. В них содержится указание на наследственно-профессиональный принцип формирования варн, определяются назначение каждой варны, ее привилегии. Так, согласно Законам Ману: «Стар- шинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев — от доблести, у вайшиев — от богатства зерном, у шудр — от возраста. Человек является почтенным не потому, что у него седая голова; того, кто изучил Веды, боги считают почтенным, даже если он юн. Гуру (учитель священного писания) в 10 раз почтеннее преподавателя, отец в 100 раз почтеннее учителя, но мать превосходит почтенностью отца в 1000 раз».

    96
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Глава I
    Учение о происхождении общества, обоснование господствующего положения брахманов и др.
    Глава II
    Главным образом правила жизни человека в период ученичества
    Главы
    III—V
    Правила повседневной жизни в свете религиозно-нравственных и других предписаний. Рекомендации для вступающих в брак, форма бракосочетания
    Глава VI
    Религиозно-нравственные правила жизни отшельников
    Глава VII
    О божественном происхождении царской власти и правилах должностного управления государством
    Глава VIII
    О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и уголовном праве
    Глава IX
    Положения о брачно-семейных отношениях, наследовании имущества и борьбе с воровством
    Глава X
    О потомстве от браков между представителями разных варн. Условия приобретения собственности
    Главы XI—XII
    О покаянии во искупление совершенных грехов.
    Описание посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни
    Рис. 5. Примерная структура Законов Ману
    Если в ранних источниках права в основном рассматри- вались деликты — преступления против личности (убий- ство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхармаша- страх все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (вопросы неуплаты долга, заклада, границ земельных участков, раздела наследства и пр.).Законы свидетельствуют, с одной стороны, об имущественном рас- слоении в Древней Индии, а с другой — о довольно строгом сохранении общинных, кастовых, патриархальных, родовых связей. В общинном землевладении находились пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр. Нормы древне- индийского права охраняли земледельческие права общин,

    97
    1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà
    деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, в частности — храмам.
    Важное место в Законах Ману занимают нормы, касаю- щиеся права собственности: указывается семь возможных способов его возникновения (наследование, получение в виде дара, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни). В Древней
    Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право соб- ственности, ссылаясь на добросовестное владение, запре- щалось. Если у добросовестного приобретателя обнаружи- валась украденная вещь, то она возвращалась прежнему собственнику.
    Среди основных видов собственности законы назы- вают землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные и земли частных лиц. В Законах Ману говорится, что если несобственник поля засеет чужое поле своими семенами, то он не будет иметь права получать урожай. Лишь сам собственник земли распоряжался своей землей, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняли и движимое имущество.
    Наиболее ценным из него считались рабы, скот.
    В законах упоминаются споры о границах между общи- нами, об общинных колодцах, каналах. При их рассмотре- нии учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли.
    Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, могла ограничить частное землевладение. Так, собственник не мог свободно прода- вать землю, ибо за родственниками или соседями сохраня- лось преимущественное право ее покупки, не мог забросить и не обрабатывать принадлежащий ему участок.
    Законы свидетельствуют о верховных собственнических правах правителя на землю: он выступает как бы третьей стороной в поземельных отношениях.
    Покушение на собственность было отнесено к наихуд- шему из пороков. В первую очередь закон охранял имуще- ство царя и храмов. Хищение из царских складов, хищение имущества из храма, кража слонов, лошадей, колесниц пра- вителя влекло за собой одно наказание — незамедлитель- ную казнь.

    98
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Суровое наказание грозило тем, кто загрязнял водо- емы, разрушал плотины. Так, если виновный не мог вос- становить разрушенную плотину, он подлежал утоплению.
    Закон строго охранял границы земельных наделов: вино- вный в уничтожении межевого знака подвергался обезобра- живающему телесному наказанию. Незаконное присвоение земельного надела приравнивалось к краже драгоценностей.
    В законах воспроизводилась древнейшая формула приоб- ретения земли: поле принадлежит тому, кто вырубил лес.
    Законы Ману содержат строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего иму- щества».
    Довольно тщательную разработку получили обязатель-
    ственные отношения. В основном в Законах Ману урегули- рованы обязательства, вытекающие из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать.
    Кредитору фактически предоставлялись неограниченные возможности для получения задолженности (с помощью хитрости, принуждения, путем осады дома, захвата живот- ных или сыновей должника, а также силы, «когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит, моря голодом и избивая его, до тех пор, пока тот не заплатит долга»). После уплаты долга с процентами должник ста- новился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на его сына и других родственников.
    Значительное внимание уделялось и договору найма.
    Условия заключения договора зависели от работодате- лей. Неисполнение договора влекло штраф и неуплату винов ному жалованья. Если же причиной такого неиспол- нения была болезнь и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.
    Также в Законах Ману содержались нормы, регули- рующие договор купли-продажи. Договор считался дей- ствительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого- вора, запрещая продавать товар плохого качества, недо- статочный по весу. Расторгнуть договор купли-продажи

    99
    1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà
    можно было в тот же день, на второй день — с уплатой неу- стойки.
    Необходимо отмеить, что ряд ограничений на субъектов договора купли-продажи накладывали кастовые барьеры.
    Так, заниматься торговлей было недостойно представите- лей высших каст. Самопродажа и продажа родственников в рабство влекла за собой изгнание из касты.
    Подробно рассматривались договоры хранения, това- рищества, поручительства. В них предусматривалось осво- бождение от ответственности хранителя, если вверенное ему имущество было утеряно в результате стихийного бед- ствия, а также «вмешательства царя, бога или воров».
    Законы формулируют и некоторые общие положения.
    Так, договор считался недействительным, если был заклю- чен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполно- моченным. Недействительной являлась сделка, совершен- ная с обманом, с принуждением.
    Была ограничена дееспособность женщин, несамостоя- тельных членов больших неразделенных семей (сына, зави- сящего от отца, отца, зависящего от сына, брата, не име- ющего семьи, и др.). Неправомерные сделки не только считались недействительными: их стороны также наказы- вались штрафом.
    Строгие формальности ослаблялись, если сделки были связаны с царским поручением, с охраной государственной тайны или заключались лицами, ведущими бродячий образ жизни: охотниками, пастухами, артистами и пр., для кото- рых совершение формальностей было затруднительным.
    Законы Ману содержали и положения о
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   87


    написать администратору сайта