Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственный строй Китая (221—207 вв. до н.э.)

  • 1.5.3. Право. Противоборствующие учения: конфуцианство и легизм

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница14 из 87
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   87
    117
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    на шпионов местных, внутренних, двойных. В государстве существовал и аппарат принуждения, включавший в себя полицию, тюрьмы.
    В царстве Цинь было введено новое положение о рангах знатности: они стали присваиваться не в связи с аристокра- тическим происхождением, а за заслуги перед правителем.
    В империи Хань была создана система 20 чиновничьих ран- гов, соответственно которым чиновники занимали должно- сти и получали жалованье.
    Лю Бан, основатель ханьской династии, доверил решение внутренних проблем государства блестящему администра- тору Сяо Хэ, разработку военной стратегии — выдающе- муся стратегу Джан Ляну, а реализацию этой стратегии — полководцу Хань Синю, который не проиграл ни одного сражения. Лю Бан, таким образом, контролировал только трех человек, но через них управлял всей империей.
    Армия играла огромную роль. Войны оказали непосред- ственное влияние на становление китайского государства.
    Так, основу военной силы чжоусцев составляли воины- полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находившихся в распоряжении вана. Должности команду- ющих группой армий передавались по наследству.
    Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали муж- чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, а затем нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту житель- ства. На охрану государственных границ без указания сро- ков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю оче- редь свободные земледельцы
    1
    Постепенно формировалась и постоянная армия, нахо- дившаяся на содержании государства. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших сто- лицу. На эти части возлагались и полицейские функции.
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 109.

    118
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Судебные органы
    Император
    Армия
    Императорская армия
    Народное ополчение
    Полиция
    Местное управление
    Центральныйаппарат
    — министры (чэнсяны)
    — цензор (юйши дафу)
    — руководитель аппарата управления
    (чэнсян)
    — главный судья
    (тинвей)
    — командующий войском (танвей)
    — главный жрец
    Суд императора
    Суды округов
    Суды волостей
    Суды уездов
    Суды общин
    Рис. 6. Государственный строй Китая (221—207 вв. до н.э.)
    Для защиты государственных границ от набегов врагов
    Китая он начал строительство крепостных укреплений, получивших название Великой китайской стены
    1
    Возникло административно-территориальное деление.
    Циньско-ханьский Китай делился на округа, те в свою очередь делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управле-
    1
    При высоте 6—10 м ее длина впоследствии составила примерно
    4 тыс. км. Ширина стены позволяла проехать по ней рядом пяти всадни- кам. В строительстве стены участвовало почти 2 млн человек. По гранди- озности сооружения ей нет равных на Земле, хотя она и не вошла в число
    «семи чудес света».

    119
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    ния, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов, руководил которыми правитель территориальной единицы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответствен- ный перед правителем царства. Впоследствии это сыграло важную роль в укреплении власти центра на местах.
    Община, несмотря на разрушение общинного земле- владения, продолжала играть роль относительно обособ- ленной единицы. Руководили ею староста и старейшины.
    Низший административный персонал, начиная с волост- ных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большей властью. Система взаимной слежки, ответствен- ности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до представителей выс- шего чиновничества.
    В эпоху Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных ситуациях созы- вались народные собрания. Общины имели советы старей- шин, а торговцы и ремесленники — своих старост.
    Народные выступления вынуждали правительства про- водить реформы. Известность получили реформы Ван
    Мана. Захватив власть в результате государственного пере- ворота в 9 г. н.э., Ван Ман провозгласил себя императором.
    Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собствен- ностью. Была запрещена купля-продажа земли и рабов, но одновременно увеличилось количество государствен- ных рабов. Рабы должны были заниматься сельским хозяй- ством, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зави- симых работников. Реформы способствовали установлению определенного равновесия между государственным и част- ным землевладением. Однако указанные запреты были сняты под давлением крупных собственников ровно через три года.
    Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам, проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать силь- ную бюрократическую империю, предотвратить кризис рабовладельческого общества.
    Крупные землевладельцы саботировали проведение реформ, и правительство не смогло преодолеть это сопро-

    120
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    тивление. Вскоре свободная продажа земли и рабов была восстановлена. Преодолеть кризис рабовладельческого государства все эти реформы не смогли. Они оказа- лись нежизнеспособными, противоречили историческому развитию.
    Крестьянское восстание «Красных бровей» 18 г. н.э. вынудило правителей Китая издать закон о запрещении убивать рабов без суда. Рабовладельческий строй был подо- рван.
    Во второй половине II в. н.э. в Китае разразился полити- ческий кризис. В 184 г. мощное восстание «Желтых повя- зок» охватило страну. В 220 г. император был низложен.
    Китай как единое государство прекратил существование, он распался на три царства.
    Вместе с тем основы социальных порядков и государ- ственный механизм, созданные в Древнем Китае, став тра- диционными, фактически сохранились в императорском
    Китае вплоть до начала ХХ в.
    1.5.3. Право. Противоборствующие учения:
    конфуцианство и легизм
    История права в Китае — это в значительной степени история его отсутствия или его ограничения.
    Норбер Рулан,
    французский историк права
    Первые законы в Китае появились в государстве Шан, а в Х в. до н.э. в Чжоу было разработано Уложение о наказа- ниях, которое представляло собой запись отдельных судеб- ных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.
    Ссылки на исключительную древность китайских кодек- сов — дань традиции, конфуцианскому учению, что прави- тель «не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их»
    1
    . Фактически же первые писаные китайские законы появились в VI—V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского обще- ства. В VI в. до н.э. появился свод законов под названием
    1
    Согласно легенде, право появилось в XXIII в. до н.э. у варварских народов мяо, истребленных впоследствии богами.

    121
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    Чжоули, который стал основой правового регулирования, заменив собой нормы обычного права.
    Впоследствии, в период V—III вв. до н.э., началось разви- тие законодательной деятельности. Оно было связано в том числе с необходимостью использования закона в целях ста- билизации политической обстановки в условиях непрекра- щающейся борьбы китайских княжеств между собой.
    Одним из первых материальных свидетельств существо- вания писаных законов в Древнем Китае стал найденный археологами бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к VI в. до н.э., основой которого стало понятие «у син» — пяти видов наказаний за престу- пления: клеймения, отрезания носа, отрубания одной или обеих ног, кастрации и смертной казни, ставшей наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V—IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считавшихся законами предков. Он состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заклю- чении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки
    1
    Этот сборник положил начало последующей прак- тике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III—II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описа- нию, переписке, комментированию и восстановлению древ- них законов. «Книга законов царства Вэй» в это время была дополнена рядом глав, в частности содержащих нормы, посвященные военному делу, государственному коневод- ству и финансам.
    Появление писаных законов не могло изменить свой- ственный всему древнему праву Китая порядок, при кото- ром непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности отво- дилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко рас- пространенные во все времена на общинном уровне нормы обычного права, регулирующие многие стороны обществен- ных отношений, в частности поземельных.
    1
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 165.

    122
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Большое влияние на развитие права оказали конфуци- анство
    1
    и легизм
    2
    . Конфуций очень резко противопостав- лял нормы морали, добродетели, с одной стороны, и нормы законодательства — с другой, явно предпочитая первые.
    Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все слу- чаи жизни. Легизм пронизан враждебностью к людям, к их личным качествам. Люди, по представлению легистов, — это глупые создания, которых всегда можно подчинить порядку. Примечательно, что легисты понимали под поряд- ком полное безволие людей, их преданность власти. У леги- стов закон выступает как приказная форма, которую можно заполнить любым нужным содержанием.
    Общей чертой этих двух древнекитайских учений была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на рациональных, справедли- вых началах, хотя и понимаемых по-разному. Это привело к острой борьбе между ними.
    Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и инсти- тутов древнекитайского права, относится ко второй поло- вине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме был признан официальной идеологией первой китайской импе- рии Цинь. Легисты, придя к власти, претворяли в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуци- анские догматы с помощью преследования их поборников и проповедников, уничтожения конфуцианских книг и пр.
    Согласно легенде, циньский император Цинь Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.
    С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права — этапе фор-
    1
    Говоря о конфуцианстве как определяющем элементе китайского государства и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условно можно назвать религией. Это, скорее, этико-политическое учение, фило- софская традиция, что объясняется не самой природой конфуцианства, а сложившимися в глубокой древности традиционными представлениями китайцев о власти с ее безусловной сакрализацией в лице правителя —
    «сына Неба».
    2
    Легизм — философское течение, сторонники которого выступали за сильное бюрократическое государство, строгие, обязательные для всех законы, лежащие в основе государственного управления.

    123
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    мальной победы конфуцианства — в результате слияния легизма и конфуцианства возникло новое учение — орто- доксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого стало оправдать и увековечить с позиций накоп- ленных знаний существующие социально-экономические и политические порядки как разумные, отвечающие инте- ресам сохранения и функционирования древнекитайского общества.
    Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип пове- дения, право с помощью наказаний запрещало от него укло- няться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, под угрозой при- менения предусмотренного законом наказания
    1
    Конец рабовладельческого периода в истории Китая был отмечен появлением многочисленных сборников права, которые содержали статьи о праве собственности, брачно- семейных отношениях, нормы уголовного права и про- цесса.
    Право выделяло понятия владения и распоряжения.
    Земля считалась государственной, но владела ею община.
    Знать получала землю вместе с покоренным населением.
    Перестала действовать возникшая в период правле- ния династии Чжоу система так называемых «колодезных полей», когда каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользова- нии крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану.
    Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дро- биться на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, однако частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не пере- ходящим в полную частную собственность. Собственность сохранялась за всесильным государством, неизменно играв- шим руководящую роль в хозяйственной жизни.
    Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла
    1
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 164.

    124
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    вступать в договорные поземельные отношения как само- стоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении позе- мельных сделок. Наряду с куплей-продажей земли был рас- пространен договор ее аренды.
    Со временем положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные им земли на участки и сдавать их в аренду на кабальных усло- виях. Стал постепенно вводиться денежный налог на еди- ницу площади земли, который впоследствии стал взиматься с каждой семьи.
    Древнекитайское право регламентировало различ- ные виды договоров,в том числе мены, купли-продажи, дарения. Активно использовался договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины
    1
    , заклад земли.
    Широко были распространены договоры найма людей и займа, условия которых регулировались обычным пра- вом. Договор займа оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появились ростовщичество, долговое рабство.
    Одним из первых появился договор мены. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.
    Широкое распространение получил договор дарения
    (земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества).
    Семейное право Древнего Китая базировалось на патри- архальном семейном укладе. Семейные связи отличались прочностью и многочисленностью. Чтился культ предков.
    Мужчины имели в семье абсолютную власть. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.
    Женщины были фактически бесправны: они полностью зависели от власти отца или мужа, не имели личного иму- щества, были ограничены в правах наследования.
    Существовала взаимосвязь между окружающим миром и состоянием супружества. Так, бесплодие супружеской пары могло быть объяснено тем, что брачный союз был
    1
    Испольщина — вид кабальной земельной аренды на условиях отдачи арендатором половины собранного урожая собственнику земли.

    125
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    создан не в то время, когда в природе пробуждаются живо- творные соки
    1
    Семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был уско- рен благодаря политике легистов, которые санкциони- ровали принудительный раздел больших семей. Однако большая семья с жесткими патриархальными порядками как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в после- дующие века.
    Браки детей заключали их родители. Были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного воз- раста (для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет).
    В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. Так, составлялись списки лиц, достиг- ших предельного брачного возраста, и согласно правилу мужчина, достигший 30 лет, должен был брать в жены жен- щину 20 лет.
    Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определен- ные материальные потери, но и наказание старших в семье в уголовном порядке. Традиционное убеждение, что брак — это соглашение не только между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и в ее плодовитости, находило выражение в соответствую- щем ритуале сватовства, включавшем в себя не только при- ношение даров от семьи жениха семье невесты, но и моле- бен в храме предков.
    Если в период Шан допускались браки между род- ственниками, то впоследствии они были запрещены. Более того, утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смеша- лись родственные семьи.
    Запрещались межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами.
    Одним из основополагающих принципов установлен- ного социального порядка был принцип «один муж — одна
    1
    См.: Рулан Н. Историческое введение в право : учеб. пособие для вузов. М. : Nota Bene, 2005. С. 42.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   87


    написать администратору сайта