Главная страница
Навигация по странице:

  • Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ

  • Ãëàâà 2 ÀÍÒÈ×ÍÛÉ ÌÈÐ В результате освоения данной темы студент должен знать

  • 2.1. Õàðàêòåðíûå ÷åðòû ãîñóäàðñòâåííîãî ñòðîÿ è ïðàâà àíòè÷íûõ ãîñóäàðñòâ

  • 2.1.1. Форма античного государства

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница15 из 87
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   87
    126
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    жена», но действовал он своеобразно, требуя лишь строгого соблюдения верности жены мужу. Муж мог иметь «второ- степенных» жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от соци- ального положения мужчины.
    В китайском традиционном праве в отличие от других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае нарушения «супружеского долга», при этом мужу грозила каторга, если он требовал развод без оснований. Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незна- чительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в «жизни земной и загробной», ей нельзя было выходить замуж второй раз.
    Основы семейного права строились на конфуциан- ских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных зако- нов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось прежде всего рождением потомства мужского пола. Отсутствие потом- ства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
    В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ. Безнаказан- ность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранялась до XIX в.
    1
    Право Древнего Китая выделяло среди большого числа правонарушений следующие виды преступлений: госу- дарственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственно- сти (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление вои- ном мужества). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство.
    1
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 171—172.

    127
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    Понятие преступления связывалось с проявлением пре- ступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек». В древнекитайском праве прово- дилось разграничение между оконченным преступлением и покушением на преступление. Мера виновности и суро- вость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого проступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.
    В ханьском Китае, согласно конфуцианскому прин- ципу: «если воля добрая, человек не нарушает закон», стало складываться специфическое учение о форме вины, а при определении меры наказания начала учитываться преступная воля. В китайском праве стали выделять пре- ступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Так, за умышленную клевету следовало одно наказание, другое, более легкое, — за неподтвердившийся донос.
    Китайское право определяло и содержание таких институтов, как соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже нашей эры сложилась особая норма, согласно которой преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в против- ном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление.
    Содержание правовых положений о смягчающих и отяг- чающих вину обстоятельствах определялось наставле- нием Конфуция. Понятия невменяемости как обстоятель- ства, исключающего вину, традиционное китайское право не знало.
    Уже чжоусское законодательство, как свидетельствуют источники, предусматривало ответственность за 3000 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место зани- мали преступления против государства, религиозные, про- тив личности, собственности
    1
    В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержа- лись такие примеры правонарушений, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. В соответствии с канонами конфу- цианской морали рано выделились и такие преступления,
    1
    См.: Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра.
    М., 1999. С. 59—60.

    128
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древно- сти была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и ответственность чиновников, знав- ших о вине своего коллеги и не донесших на него.
    Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философ- ским осмыслением на основе использования сакральной для древних китайцев цифры «пять». Шкала наказаний, нашедшая свое отражение в Уложении Му-вана, включала в себя пять основных видов наказаний. К ним относились мосин (клеймо тушью на лице) и исин (отрезание носа), применявшиеся за 1000 различного рода провинностей каждое, фэйсин (отрезание ног), назначавшееся за 500 про- винностей, чужин (кастрация для мужчин и превраще- ние в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей и данисин (отрубание головы) — за 200 провинностей
    1
    От наказания можно было откупиться. Для избежания клеймения надо было уплатить вану 100 хуаней (примерно
    2 кг меди), за ногу, нос — 200 хуаней, за оскорбление — 600, за смертную казнь — 1000. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных.
    Шкала наказания дополнялась и другими его видами: битьем толстыми или тонкими палками (от 100 до 500 уда- ров, причем 500 ударов толстыми палками было равно- сильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом.
    Выделялись особые наказания за укрывательство и недоносительство: виновного разрубали пополам. Жесто- кие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов. Китай не был исключе- нием. Так, одно из подобных наказаний состояло в преда- нии мучительной смерти: сначала осужденного татуиро- вали, затем отрезали ему нос, левую и правую ноги, а после этого забивали палками до смерти. При этом истреблялись его родственники в трех поколениях (данное правило было отменено в начале II в. до н.э.).
    Однако даже подобная жестокость не могла компенси- ровать неэффективность правовой системы. Суровые нака-
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 60.

    129
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    зания множили число инвалидов, но не могли искоренить преступность.
    Крайняя жестокость наказаний, особенно в период господства легистов в царстве Цинь, когда преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, в определенной мере уравновешивалась возможностью при- менения символических уголовных санкций. Еще в царстве
    Шан, например, была известна особая система символиче- ских наказаний, когда отрезание ноги заменялось покра- ской тушью колена, смертная казнь — ношением холщевой рубахи и др. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение. При этом община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Дела по мелким проступкам рассматривали органы общины.
    Длительное время в Китае существовала кровная месть, но в условиях обострения классовой борьбы система телес- ных наказаний и широкое применение смертной казни, осу- ществлявшейся непосредственно органами государствен- ной власти, вытеснили этот обычай.
    Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с леги- стами, был институт коллективной ответственности родствен- ников преступника. Так, в глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государствен- ные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены.
    Казни таких преступников предшествовали другие наказа- ния: сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, зло словил, оскорблял, прокли- нал императора, предварительно отрезали языки.
    Наказание, таким образом, преследовало сугубо цель устрашения. Некоторое смягчение наказания под влия- нием конфуцианизации права выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрыватель- ства лиц, совершивших преступление, их родственниками
    (детьми, женами, внуками). Наказание неизменно отражало со слов но-клас совое положение преступника и потерпевшего.
    Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. Он мог лично разбирать судеб- ные дела. На местах судебные функции осуществляли пред- ставители местной администрации, действовали суды окру-

    130
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    гов, уездов, волостей, общин (см. рис. 6). В государственный аппарат входили также чиновники, обязанные разыскивать преступников и вести с ними борьбу, начальники тюрем
    (провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе) и лица, приводившие в исполнение судеб- ные решения.
    В циньской империи существовало специальное судеб- ное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных. Оно осуществляло контроль за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через него, особенно дела, связанные с превышением власти чиновни- ками.
    Судопроизводство в периоды Шан и Чжоу носило обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса стал дополняться элементами розыскного про- цесса, который со временем утвердился безраздельно (пер- воначально розыскной процесс применялся лишь в случаях совершения преступлений рабами).
    Действовал принцип презумпции виновности обвиня- емого. Широко применялось вынесение судебных решений по аналогии.
    Уездные чиновники вели следствие и приводили в ис- полнение приговор. Так, например, битье палками осущест- влялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступ- лений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.
    Следствие начиналось по жалобе или по доносу. Послед- ний поощрялся, и щедрость поощрения зависела от тяжести преступного деяния. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточ- ность влекла за собой наказание. «Право» на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кров- нородственных связей, за исключением доноса о преступле- нии против государя и государства. К доносу обязывался обычно глава семейства, в противном случае его наказы- вали самого. Исключение составлял донос о преступ лении против государя и государства.
    Жестоко, на основе принципа «возврата обвинения», карался лжедонос. В этом случае доносителю грозило то же наказание, которое было бы применено к обвиняемому, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой

    131
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме доноса об убийстве отца.
    Запрещались анонимные доносы: осужденные по такому доносу освобождались.
    Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочад- цев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказы- вать своих рабов, а по специальному разрешению властей — даже убивать их за провинности.
    Важнейшим доказательством наряду с вещественными считалась клятва. В ходе расследования в случае, если преступник оказывался изобличенным, но отказывался признать вину либо если он менял свои показания в ходе дознания, прибегали к пыткам. Гарантией от злонамерен- ного применения пыток, битья палками было наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками.
    Использовались свидетельские показания, вещественные доказательства (например, найденные на месте преступ- ления).
    Существовала особая иерархия принципов осуществле- ния правосудия: спор или конфликт должен был решаться на основе чувства человеколюбия, затем на основе требо- ваний ритуала (этикета), затем разума и только в самую последнюю очередь — на основе обращения к требованиям права. Преобладало представление, что использование права, обращение к судье для урегулирования конфлик- тов — это недостойный человека способ. Делался акцент на гармонии и необходимости организации жизни без спо- ров и судов.
    Поиски гармонии между правом и всеми элементами действительности привели к тому, что в 85 г. н.э. импера- тор Чан приказал судьям весной выносить решения лишь по самым серьезным правонарушениям, а рассмотрение остальных дел откладывать на более поздний срок и не при- нимать жалоб на чиновников, ибо в это время нельзя мешать возрождению жизни. Осень же ассоциировалась со смер- тью, правом, наказанием
    1
    В целом действенность древнекитайской судебно- правовой системы оставляла желать лучшего, о чем свиде-
    1
    См.: Рулан Н. Историческое введение в право. С. 42.

    132
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    тельствуют многочисленные письменные источники китай- ского права. Так, в документах династии Хань отмечалось, что в самом начале периода правления династии име- лись необходимые законы, но при этом «через сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли».
    Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ
    1. Каковы особенности развития древнекитайского общества?
    2. Назовите основные периоды истории Древнего Китая.
    3. Какими были формы правления и территориального устрой- ства Древнего Китая?
    4. Как был устроен государственный аппарат Древнего Китая?
    5. Проанализируйте основные направления политики Шан
    Яна.
    6. Дайте характеристику правления Цинь Шихуанди.
    7. Какое значение для развития Древнего Китая имели реформы
    Ван Мана?
    8. В чем специфика законодательной политики в Древнем Китае и в чем ее сходство с политикой других государств древности?
    9. Проанализируйте Уложение о наказаниях Му-вана.
    10. В чем своеобразие древнекитайского права и правосудия?

    Ãëàâà 2
    ÀÍÒÈ×ÍÛÉ ÌÈÐ
    В результате освоения данной темы студент должен
    знать:
    • природу, сущность, исторические закономерности возник- новения государства и права у народов античного мира, стоявших у истоков европейской традиции государственности;
    • формы правления, территориального устройства и государ- ственного режима античных государств, процесс рождения афин- ской демократии;
    • основные общественно-политические и государственно- правовые институты, основные элементы этих институтов (соци- альная структура, правовой статус жителей, органы государства, государственный аппарат) на примерах:
    Афинского государства как колыбели европейской цивилизации;
    Спарты как государства военной демократии;
    Рима как солидарного общества;
    • понятийный аппарат, лексико-грамматический минимум по юриспруденции государств античного мира, их базовые нор- мативные правовые акты, своды законов (Драконта, Ликурга,
    Юстиниана и др.);
    уметь:
    • использовать наряду с историко-правовыми социально-эко- номические и этические знания для понимания роли афинской демократии в развитии и процветании античного обществ, понимать своеобразие механизма государственно-правового регулирования, его структурные элементы;
    • обобщать исторические факты и государственно-правовые явления для обоснования научных и собственных оценок;
    • выделять своеобразие механизма государственно-правового регулирования, его структурные элементы, анализировать базовые нормативные правовые акты, их структуру, правовую и политиче- скую специфику;
    • сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи, анализировать достижения и уроки, вклад того или иного античного государства в развитие мировой цивилизации;

    134
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    владеть:
    • общими и специальными методами исследования античного опыта государственно-правовой жизни на конкретных примерах, навыками проведения конкретно-исторического и сравнительного анализа с учетом формационного и цивилизационного подходов;
    • юридическими понятиями и терминологией периода Антич- ности;
    • навыками сбора и обработки историко-правовой информации;
    • навыками использования историко-правового материала стран античного мира для своей профессиональной деятельности.
    2.1. Õàðàêòåðíûå ÷åðòû ãîñóäàðñòâåííîãî ñòðîÿ è ïðàâà
    àíòè÷íûõ ãîñóäàðñòâ
    Новая ступень становления человеческой цивилиза- ции связана с возникновением античногообщества, кото- рое сформировалось на юге Европы в бассейне Средизем- ного моря. Апогея в своем развитии античные государства достигли в середине I тысячелетия до н.э. — начале I тыся- челетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляю- щие достижения греков и римлян в области государствен- ного устройства и права.
    История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых: из всех периодов древности она изучена лучше всего. Считается, что цивилизации Гре- ции и Рима стояли у истоков европейских традиций госу- дарственности.
    2.1.1. Форма античного государства
    По организации жизни европейцы догнали римлян только к концу ХIХ в.
    Д. Ливерсайд, английский историк
    Первые государства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетиях до н.э. и развивались не без влияния восточных обществ. Впоследствии на азиат- ском побережье образовалось множество греческих поселе- ний, что углубило связи двух цивилизаций. Это позволяло молодым государствам использовать уже накопленный государственно-правовой опыт, искать свои более рацио- налистические подходы к законотворчеству и к политике.

    135
    2.1. Õàðàêòåðíûå ÷åðòû ãîñóäàðñòâåííîãî ñòðîÿ... àíòè÷íûõ ãîñóäàðñòâ
    Завоевание греками Балканского полуострова обусло- вило появление целого ряда государств (Кносское, Микен- ское и др.). Эти страны имели общие с восточными государ- ствами черты: монархическую форму правления, крупное государственно-храмовое владение, сохранение земельных общин.
    Монархические традиции еще долго сказывались на последующем становлении государственности греков, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим верховные функции.
    Процесс образования государств вследствие постоянных миграций населения шел волнообразно. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен отбро- сило государство на несколько веков назад, затормозив его развитие.
    Естественное становление государственности во многом определялось природно-географическими факторами: Гре- ция представляла собой горную страну, малопригодную для земледелия, здесь не могла образоваться земельная община восточного типа. Естественные барьеры предо- пределили жизнь небольших и достаточно изолированных городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных форм государственности, характерных не только для Гре- ции, но и для всего античного мира.
    Условия для жизни на Апеннинском полуострове были более благоприятными, чем на Балканах. Здесь проте- кало несколько полноводных рек (крупнейшая из них —
    По, в древности — Пад), которые, как и на Востоке, способ- ствовали развитию государственности. Здесь было немало зеленых долин, пригодных для ведения сельского хозяй- ства. Горы Апеннины были богаты полезными ископа- емыми и строительным камнем.
    Широкое развитие торговых отношений, морской торговли способствовало быстрому расцвету рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой поли- тической борьбы, в результате которой переход от прими- тивной к высокоразвитой форме государственности прохо- дил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах Древ- него мира.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   87


    написать администратору сайта