Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.1. Древняя Эллада — колыбель европейской цивилизации

  • Народное собрание — экклексия Коллегия стратегов Военное управлениеГражданское управлениеСовет пятисот Коллегия

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница17 из 87
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   87
    145
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    Для того чтобы обеспечить городу-государству возмож- ность эффективного функционирования в качестве само- стоятельной политической общины, необходимо было соз- дать достаточно цельную во всех отношениях структуру.
    В классический период греки проявили в этом отношении большую изобретательность как в области теоретических философских размышлений о наилучших формах государ- ственного правления, так и в практических экспериментах.
    Достаточно вспомнить имена Аристотеля и Платона.
    2.2.1. Древняя Эллада — колыбель европейской
    цивилизации
    Сложившиеся в Древней Греции понятияна базе слова «…kratos» — проявления власти — (аристократия, демократия, геронтократия и др.) к нашему времени образовали обшир- ную семью слов и понятий (более 80), рисующих властные явления.
    В. Ф. Халипов,
    российский ученый-политолог
    Образование древнегреческого государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди меро- приятий, проведенных Тезеем и повлекших образование государства, было объединение трех племен с центром в Афинах, где был создан руководящий орган — совет, осу- ществлявший общее руководство в государстве.
    Произошло оформление обособленных социальных групп. Родовая знать создала особую группу эвпатри- дов, которым было предоставлено исключительное право на замещение государственных должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы) и демиурги
    (ремесленники).
    Процесс образования государства был длительным.
    Постепенно власть базилевса ограничивалась. Его функ- ции перешли к новым выборным из эвпатридов должност- ным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, а затем ее ограничили десятилетним сроком.
    С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Они исполняли военные, жреческие, судебные функции, а со временем приняли на себя все руководство страной.

    146
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    Тогда же возник еще один новый орган — ареопаг (выс- ший государственный совет), заменивший собой совет ста- рейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судеб- ным и контролирующим органом.
    Все эти нововведения и изменения в управлении озна- меновали создание государства. Произошли радикальные преобразования. Некоторые из них были связаны с рефор-
    мами Солона и Клисфена, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.
    Самой крупной реформой Солона (640—560 гг. до н.э.) стала сисахфия («сбрасывание бремени»). Она освободила многих должников в Афинах, запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников за долги в рабство.
    Должники, проданные в рабство за пределы государства, должны были быть выкуплены за общественный счет и воз- вращены на родину. Было ограничено землевладение, уста- новлен максимальный размер земельных наделов. Была провозглашена свобода завещаний, что способствовало раз- витию частной собственности на землю.
    Цензовая реформа Солона разделила всех граждан неза- висимо от их происхождения по имущественному положе- нию на четыре разряда. Реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.
    Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные долж- ности могли занимать только граждане, принадлежащие к первым трем разрядам, а должность архонта (и, следова- тельно, члена ареопага) — только представители первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли уча- ствовать в народном собрании, роль которого усиливалась: собрание стало разрабатывать законы, избирать должност- ных лиц и принимать от них отчеты.
    Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени и создал на базе этого деления новый государствен- ный орган — совет четырехсот (по сто человек от каждого племени). Он руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирал текущие управленческие вопросы. Свою деятельность продолжали и народное собра- ние, и ареопаг.
    Серьезное значение придавалось поддержанию обще- ственной морали и спокойствия. Запрещалось плохо гово-

    147
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    рить об умерших, порочить живых (это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами в пользу как семьи потерпевшего, так и казны). Вводились ограничения на расточительство, осуждались нескромность
    (например, излишне эмоциональное причитание женщин на похоронах), прелюбодеяние, рассматривавшееся как преступление (мужу дозволялось убить застигнутого вра- сплох любовника жены), изнасилование женщин, которое рассматривалось как покушение на общественную мораль.
    Реформы стали важным этапом формирования поли- тической организации в Афинах, но их компромиссный характер помешал разрешению острых противоречий.
    Реформы вызвали недовольство аристократии и не удо- влетворили полностью народ. Социальные разногласия переросли в борьбу, которая привела через некоторое время к установлению тирании
    1
    Писистрата (560—527 гг. до н.э.), а затем его сыновей. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контро- лем захватившего власть тирана. Режим тирании просуще- ствовал недолго.
    Крупнейшим реформатором был Клисфен (596—565 гг. до н.э.). Он предложил новое административное деление, в основу которого был положен территориальный принцип.
    Вся Аттика делилась на три территориальных округа: город
    Афины с пригородами, внутреннюю центральную полосу и береговую полосу. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Создание новых фил устранило вся- кое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределило замену совета четырехсот советом пятисот (по 50 человек от каждой филы).
    Был введен остракизм («суд черепков»). Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосова- нием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица выявлялись, собрание созывалось вторично и каждый его участник принимал участие в тайном голосовании: писал на остра- коне (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Признанный опасным подвергался изгнанию сро- ком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем
    1
    Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.

    148
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.
    Реформы Клисфена способствовали складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики.
    V в. до н.э. стал временем расцвета афинской демокра- тии. В истории Греции этот период получил, как говорилось выше, название классического. В государственном строе произошли существенные изменения, связанные с име- нем Перикла (460—429 гг. до н.э.). Так, более четкой стала система разделения ветвей власти: законодательная при- надлежала народному собранию, исполнительная — совету пятисот, судебная — гелиэе — высшему судебному органу.
    Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. В системе государственных органов сохранялся ареопаг (см. рис. 7).
    Главным государственным органом являлось народное
    собрание (экклексия). Оно обладало широчайшими полно- мочиями, которые охватывали все стороны жизни Афин.
    На собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались их отчеты, обсуждался и утверждался государственный бюд- жет. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.
    Общее собрание собиралось четыре раза в месяц, вызы- вало живой интерес у граждан и проходило очень бурно.
    В его работе могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста, неза- висимо от их имущественного положения и рода занятий.
    Женщины и метеки
    1
    в народное собрание не допускались.
    Как правило, редко участвовали в его деятельности кре- стьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э. за посещение собрания полагалось вознаграждение.
    Для решения даже самых важных вопросов требовалось
    1
    Метеки (от греч. «переселенцы») — в Древней Греции — класс неполноправных жителей Аттики. Метеками называли иностранцев, поселившихся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении определенного срока был обязан войти в число метеков. Кроме того, в класс метеков включались и отпущенные на волю рабы. Метеки были лишены политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки с афинскими гражданами.

    149
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    присутствие всего 6000 человек, примерно 1/5 всех полно- правных афинян.
    Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. На прак- тике же с речами выступали главным образом профес- сиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных граждан. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения.
    Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.
    Важным средством, использовавшимся в целях обеспе- чения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предло- женного законопроекта, потребовать снятия его с обсуж- дения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.
    Народное собрание —
    экклексия
    Коллегия
    стратегов
    Военное управление
    Гражданское управление
    Совет
    пятисот
    Коллегия
    архонтов
    Ареопаг
    Гелиэя
    Рис. 7. Государственный строй Афин V–IV вв. до н.э.
    В промежутках между собраниями действовал совет
    пятисот (булэ). Он не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Совет избирался путем проведения жеребьевки между полноправными гражданам, достигшими
    30-летнего возраста (от каждой из 10 фил в совет входило по 50 человек). При сравнительно небольшом числе свобод- ных граждан Афин (несколько десятков тысяч) существовала вероятность, что в течение своей жизни членом совета мог стать каждый афинянин. Отличительным признаком членов

    150
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    совета были миртовые венки. На общих собраниях и в театре им отводились почетные места; на время исполнения своих обязанностей они освобождались от военной службы.
    Компетенция совета была достаточно обширной: совет подготавливал и обсуждал все вопросы, которые выноси- лись на народное собрание (что позволяло совету направ- лять деятельность последнего), следил за исполнением постановлений народного собрания, контролировал дея- тельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты, осуществлял дипломатические сношения с другими госу- дарствами, управлял финансами, регулировал торговлю.
    Для ведения текущих дел совет был разделен на 10 комис- сий. Комиссии по очереди выполняли обязанности совета, ежедневно избирая нового председателя совета путем жере- бьевки. Впоследствии этот порядок был изменен: председа- тель стал избираться перед каждым заседанием. Действовал
    высший судебный орган — гелиэя. Гелиэю составляли 6 тыс. человек (по 600 представителей от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала как наиболее важные частные дела афинских граждан, так и государственные дела. Помимо судебных функций гелиэя выполняла функ- ции в области законодательства.
    Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государ- ственных преступлениях и о злоупотреблениях должност- ных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотрен- ным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
    Серьезную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица (архонты, стратеги).
    Основные принципы замещения должностей — выбор- ность, срочность, возмездность, подотчетность. Выборы должностных лиц проводились ежегодно посредством открытого голосования в народном собрании или путем жеребьевки. Перед вступлением в должность все избран- ные лица подвергались особой проверке, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность дважды (кроме военных) или две должности. После истечения срока их полномочий долж- ностные лица представляли отчеты о своей деятельности

    151
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
    Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет.
    Подлежащие мобилизации возрастные категории опреде- лялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов, отряд легковооруженных и определенное число всадников.
    В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обя- заны были пройти военное обучение.
    К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники.
    Полицейские функции осуществляли рабы. Считалось, что свободный афинянин не может выполнять полицейские функции, так как это неправомерно по отношению к его согражданам.
    Система афинской демократии представляла собой продуманную структуру государственного устройства.
    При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых, афинская демократия принципиально отличалась от совре- менных демократий тем, что в Афинах граждане прини- мали государственные решения непосредственно, т.е. дей- ствовала «прямая» демократия, тогда как в современных странах действует в основном «представительная» демо- кратия, когда решения принимают «избранники народа».
    Во-вторых, надо понимать, что идеализировать афинскую демократию не стоит: граждане Афин составляли менее
    1/5 населения, остальные — женщины, некоренные афи- няне, рабы — не имели прав. Пороки афинской демо- кратии многократно отмечались жителями античного мира.
    Причиной гибели афинской государственности является внутренняя слабость самого полисного устройства государ- ства. Это устройство, связанное с заранее заданными тер- риториальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.
    Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством. Наряду с процвета- нием небольшой группы крупных землевладельцев и тор- гово-ремесленных богачей значительно ухудшилось поло- жение основной массы граждан — мелких земледельцев,

    152
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    ремесленников и люмпенов
    1
    . Все это привело афинскую демократию к острому кризису.
    Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 431 г. до н.э. Пелопоннесской войны между
    Афинами и фактически подвластными им государствами
    Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой — с другой. Поражение в войне, приведшее к большим матери- альным и людским потерям, распаду морского союза и, сле- довательно, к утрате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, повлекло олигархический переворот, спровоцированный крупными рабовладельцами, тяготившимися демократическими порядками
    2
    Вскоре демократия была восстановлена, но последовал новый олигархический переворот. Его успех также ока- зался недолговременным. Демократический строй был вос- становлен, но от былого величия Афин не осталось и следа.
    Страна была разорена, государственная казна опустела, тор- говля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое.
    Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей уже достаточной помощи от государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — един- ственного союзника перед лицом угнетаемых рабов.
    Поучительным в истории древнегреческой государствен- ности является то, что конфронтация в греческом мире привела к ослаблению всей полисной системы и падению демократических институтов.
    Веру древних греков в демократию развеял Александр
    Македонский, завоевавший «половину мира», и в том числе
    Элладу, всего за 10 лет. В 338 г. до н.э. в битве при Херонее греки потерпели поражение и вынуждены были признать гегемонию Македонии. В 86 г. до н.э. Афины были взяты штурмом римскими легионами под командованием Суллы и, в конце концов, вместе с остальной Грецией вошли в состав Римского государства.
    1
    Люмпен — деклассированный человек, полностью выброшенный из жизни общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.), лицо, не име- ющее собственности и живущее на разовые заработки.
    2
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 198.

    153
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    2.2.2. Афинское право
    Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, ока- завшую заметное влияние на правовые системы других полисов.
    В. Н. Струнников, российский историк
    государства и права
    Особенность правовой системы Афин заключалась в том, что обычай, мононормы долгое время считались основным источником права. Закон и обычай практически отождествлялись. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов, постановлений народного собрания над обычаями. Источником права являлись рели- гиозные установления, нравственные предписания (рис. 8).
    Источники права
    Мононормы
    Обычаи
    Законы
    Драконта
    Религиозные установления
    Законы
    Солона
    Нравственные предписания
    Законы
    Постановления народного собрания
    Рис. 8.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   87


    написать администратору сайта