Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ. Òðàäèöèîííîå è ðàöèîíàëüíîå â ãîñóäàðñòâåííî- ïðàâîâîì óñòðîéñòâå

  • 1.5.1. Особенности развития древнекитайского общества

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница13 из 87
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   87
    108
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    из каст, неприкасаемых. Лжесвидетельство считалось пре- ступлением, наказываемым штрафом, равным десятикрат- ной сумме иска, или изгнанием из страны.
    Различия в процедурах ведения процессов по уголовным и гражданским делам не было. Существовало 18 поводов для начала судебного разбирательства споров и конфликтов: не уплата долга, продажа чужого, неотдача данного, не уплата жалованья, нарушение соглашения, отмена догово ра купли- продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета, оскорбление действием, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад и др.
    Законы Ману предписывали судьям искать истину, справедливо определять предмет иска, тщательно оцени- вать показания свидетелей, учитывать конкретные обстоя- тельства дел. Средства, используемые при решении дела, перечислены в следующей последовательности: «очевидная истина, собственное признание, честное рассмотрение пока- заний обеих сторон, логика и клятва». Суд основывался на культе наказания. В Законах Ману было сказано: «И да весь мир подчиняется только посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого, ведь только из страха нака- зания весь мир служит пользе».
    Первоначально процесс носил обвинительно-состя за- тель ный характер. Его основной чертой был формализм.
    Так, истец при наличии ряда условий проигрывал дело: если он указывал на свидетеля, не бывшего при сделке, отрицал или изменял свои показания, разговаривал со свидетелями в ненадлежащем месте и т.д. Истец, заявивший о нали- чии у него свидетелей и не приведший их в суд, лишался права на иск. Свидетелей, как правило, должно было быть не менее трех. В случае выявления разногласий в показа- ниях свидетелей судье надлежало склоняться в сторону тех, которых больше. При равенстве в показаниях свидетелей судья должен был отдать предпочтение тем свидетелям, которые отличались хорошими качествами, при разногла- сии между свидетелями различных варн решающее значе- ние имели показания брахманов.
    Серьезная роль отводилась судейскому усмотрению.
    Судья должен был оценивать показания сторон и свидете- лей по их голосу, цвету лица, движениям, взгляду, жестам.
    Ложным считалось показание свидетеля, с которым в тече- ние семи дней после суда случилось несчастье (болезнь, пожар или смерть родственника).

    109
    1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà
    Не допускались в качестве свидетелей родственники, лица, заинтересованные в иске, женщины, враги. Возбраня- лось взятие свидетельских показаний у лиц низшей касты против представителей высшей. Женщины должны были свидетельствовать о женщинах, члены касты о равных себе по статусу. Строго каралось лжесвидетельство.
    Большое значение имели клятвы, которые были раз- личны по своему словесному оформлению: брахман клялся своей правдивостью, иначе ему угрожал грех, распростра- няющийся на последующие поколения; кшатрии клялись сохранностью колесниц и оружия, вайшии — коровами, зер- ном и золотом, шудры — всеми тяжкими преступлениями.
    Если не было достаточных вещественных доказательств, то судье необходимо было следить за тем, как отвечают на вопросы обвиняемые — «по выражению лица, по движе- ниям, по походке, жестам, речи» следовало улавливать их сокровенные мысли.
    Широко применялись ордалии. Законными их видами были огонь, вода, весы (для женщин, детей и стариков, которых взвешивали по специальной процедуре до и после принесения клятвы). Понимание божьего суда сильно отличалось от истолкования аналогичного понятия в Зако- нах Хаммурапи и было ближе к его истолкованию в хри- стианской средневековой Европе. В Древней Индии в слу- чае возникновения необходимости применения ордалий обвиняемого заставляли погрузиться в воду, взять огонь и прикоснуться к головам жены или сыновей в отдельно- сти. Утверждалось, что тот, кого пылающий огонь не обжи- гает, которого вода не заставит подняться вверх, должен считаться «чистым в клятве».
    Допрос мог производиться посредством пытки. Различа- лись полные, отдельные и повторные пытки. Для женщин устанавливались половинная пытка или словесный допрос.
    Не подвергались пытке старики, дети, больные, умалишен- ные, беременные женщины, а также сознавшиеся в престу- плении. Брахман полностью освобождался от пытки.
    Активную роль начинает играть государство и в выяв- лении и задержании преступников: существовал аппарат чиновников, осуществлявших розыск и преследование пре- ступников. Специальные люди осматривали перекрестки дорог, пустыри, леса, рощи, публичные дома, питейные заведения с целью задержания подозрительных лиц (име- ющих раны, обнаруживающих беспокойство и т.д.).

    110
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ
    1.В чем своеобразие общественного строя Древней Индии?
    2. Как возник и изменялся варно-кастовый строй?
    3. В чем отличие государственно-правовых институтов Древней
    Индии от государственно-правовых институтов рабовладельческих стран Древнего Востока?
    4. Как управлялось древнеиндийское общество в период суще- ствования империи Маурьев?
    5. Дайте характеристику древнеиндийским государственным органам.
    6. Как осуществлялось местное управление?
    7. Каково было территориальное устройство древнеиндийского государства?
    8. Что представляли собой по форме Законы Ману?
    9. Какова структура Законов Ману?
    10. Охарактеризуйте древнеиндийское право собственности.
    11. В чем своеобразие древнеиндийского семейного права?
    12. Какие виды преступлений и наказаний нашли отражение в древнеиндийском праве?
    13. Какие виды юридической ответственности предусмотрены в Законах Ману?
    14. Какие поводы для обращения в суд предусмотрены Законами
    Ману?
    15. Дайте характеристику судоустройства в Древней Индии.
    16. Как осуществлялось судопроизводство в Древней Индии?
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ.
    Òðàäèöèîííîå è ðàöèîíàëüíîå â ãîñóäàðñòâåííî-
    ïðàâîâîì óñòðîéñòâå
    Государство хорошо управляется тогда, когда лестница в школе истоптана, а лестница в суде заросла травой.
    Китайская пословица
    Первые очаги цивилизации городского типа в Древ- нем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. на обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ.
    Здесь издавна проживали земледельческие племена, кото- рые постепенно расселились на равнинной части современ- ного Китая. Древнекитайская земледельческая цивилиза-

    111
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    ция развивалась на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами. Она пережила многочисленные военные нашествия, однако ее цивили- зационные компоненты — политико-территориальная замкнутость и закрытость, традиционное преобладание сельскохозяйственного сектора в экономике — оста- лись неизменными.
    История государственности Китая, или, как с давних времен назвали ее сами китайцы, Чжунго — Поднебес- ной империи, ведет свое начало со II тысячелетия до н.э.
    Можно выделить четыре периода в развитии страны, каж- дый из которых связан с правлением определенной дина- стии: период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н.э.), период
    Чжоу (XII—III вв. до н.э.), периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
    1.5.1. Особенности развития древнекитайского общества
    Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина.
    Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.
    Не беспокойся о том, что тебя не знают.
    Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
    Конфуций
    Процесс становления государственности в Древнем
    Китае имел свои особенности. Если верить китайской легенде, в ХVII в. до н.э. некий Чэн Тан основал государ- ство, которое получило название Шан (по названию господ- ствовавшего на его территории племени).
    Особенности развития древнекитайского общества опре- делялись существованием в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов: во-первых, традиционной крестьянской общины, которая, с одной стороны, всячески поддерживала своих членов, а с другой — жестко контролировала их мысли и поступки, во-вторых, передельно развитой бюрократической иерар- хии, находившей свое выражение в системе сложных соци- альных рангов.

    112
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    На верхней ступени социальной лестницы стояла привилегированная правящая родовая аристократия, состоявшая из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родствен- никами и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений. Следую- щую ступень занимала знать покоренных племен, многие представители которой в зависимости от близости к царю обладали титулами, которые давали им право на опреде- ленные привилегии. Основную часть населения состав- ляли свободные общинники. К самому бесправному слою населения относились рабы, находившиеся на положении скота. Существовали две категории рабов: государствен- ные и частные, причем роль частного рабовладения ста- новилась все более значительной. Рабами становились военнопленные, проданные за долги, обращенные в раб- ство за совершение некоторых преступлений, полученные в качестве дани и др.
    В связи с усложнением управленческих функций в чжо- усском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновничество, существующее за счет ренты- налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий.
    Несмотря на качественные изменения социально- экономической жизни, процесс образования классов в Древ- нем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сослов- ной точек зрения. В нее входили работники, лишенные пол- ностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства, арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.
    Эксплуататорский социальный слой также был неодно- роден. Он состоял из титулованной знати, ранжирован- ного чиновничества и незнатных крупных землевладельцев и купцов.
    Различия между вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым»
    (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и «простонародью» (свободному крестьянству, ремес- ленникам).

    113
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    1.5.2. Государственный строй:
    последовательная смена династий
    Если руководить народом посред- ством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ познает стыд и исправится.
    Конфуций
    Государственный строй первого древнекитайского госу- дарства с течением времени трансформировался в класси- ческую восточную деспотию. Деспотические черты правле- ния стали складываться еще в начальный период истории
    Китая, где изначально не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племян- ники. В конце правления династии Инь престол стал пере- даваться старшему сыну. В это время сложился и ранжиро- ванный административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должно- сти, передаваемые по наследству, хотя и с соизволения царя
    (вана).
    В раннечжоусском Китае власть и личность вана стали окончательно сакрализованы. Ван по религиозным канонам объявлялся «сыном неба». Его называли «отцом и мате- рью» своих подданных. Он являлся первосвященником.
    Существовало представление о том, что если ван хорошо управляет страной, то природных катастроф не происходит и это знак того, что он является выразителем воли небес.
    Погребение царей сопровождалось жестокими ритуалами: вместе с ними хоронили заживо их приближенных, рабов.
    Власть правителя считалась абсолютной. Ван распола- гал военной, законодательной и судебной властью. За невы- полнение его приказа ослушника зачастую казнили вместе с семьей. Традиция требовала регулярных жертвоприноше- ний путем заклания как животных, так и людей. Они про- водились ежедневно — в память отца правителя, ежеме- сячно — в память его деда.
    Центром управления в чжоусском Китае был двор вана.
    Дворцовая система управления замыкала на дворце всю дея- тельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял его упра- витель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем его воли в стенах дворца, ведал дворцовыми

    114
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    ремесленниками, следил за храмами предков вана. Особое место при дворе занимали специальные доверенные, отве- чавшие за персональное обслуживание вана, выполнявшие универсальную и особо доверительную работу по выпол- нению его административных и военных поручений. Ряд должностных лиц осуществлял функции контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновни- ков, подчиненных «надзирателю земель».
    В состав близких советников вана входили команду- ющий войском, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, которые записывали речи монарха, и младшие, записывавшие его указы, решения по судебным делам.
    Ван производил назначения на все высшие должности.
    Основными ведомствами были финансовое, военное и кон- трольное. Центральный управленческий аппарат состоял из министров, сборщиков налогов, цензоров, главных судей, военных начальников. Он выполнял три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов, ведение войн. Должностные лица подразделялись на высших граж- данских чиновников, военных чиновников.
    По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств государственный аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом пол- номочий, что, в свою очередь, определяло социальную зна- чимость, престиж чиновников.
    Крупным реформатором Китая стал Шан Ян (390—338 гг. до н.э.). Будучи советником правителя, он ввел в практику систему, основанную на принципе «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания». Шан Ян выдвинул следующие принципы управления: 1) иметь много наказаний и мало наград; 2) жестко карать за мелкие преступления, так, чтобы «большим преступлениям было неоткуда взяться»;
    3) разобщать людей, поощряя взаимные доносы и слежку.
    Реформы Шан Яна коснулись многих сторон жизни. Ста- рые титулы были уничтожены. Были узаконены свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар по общинному землевладению. Распад общины ускорился в связи с введением закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территори- альному признаку. Изменилась система взимания налогов:

    115
    1.5. Äðåâíåêèòàéñêàÿ öèâèëèçàöèÿ...
    был введен новый налог, исчислявшийся в зависимости от количества обрабатываемой земли.
    Реформа Шан Яна затронула и армию, где было введено
    18 степеней отличий. Степень присваивалась за голову уби- того противника. В расчет принималась не знатность про- исхождения, а личная храбрость в бою.
    Власть монарха в циньско-ханьском Китае также обо- жествлялась. Правитель царства Цинь объединил в грани- цах Циньской империи обширные территории. Он высту- пал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппа- рате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божествен- ном происхождении «сына Неба». В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законода- тельной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и мест- ного аппаратов.
    Власть правителя постепенно начала трансформиро- ваться в императорскую. Он носил титул хуанди, позволяв- ший ему претендовать на исключительный статус и небы- валые ранее полномочия. Ближайшими его помощниками являлись: чэнсян — руководитель аппарата управления, танвей — командующий войском, тинвей — главный судья, главный жрец (см. рис. 6).
    Одним из самых знаменитых правителей Китая был
    Цинь Шихуанди (первый император династии Цинь). Он централизовал управление государством, заставил местных владык поселиться в столице, а на роль местных правите- лей подобрал особо доверенных лиц.
    Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сель- ского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцо- вой стражи.
    Со временем вместе с усложнением функций государ- ственного аппарата стала больше разграничиваться дея- тельность отдельных ведомств, но это был длительный процесс, так и не завершившийся в древнюю эпоху. Так, финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
    Особая роль отводилась военному ведомству, к ведению

    116
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр.
    Действовали цензорские органы, во главе которых стоял верховный цензор. Чиновники этого ведомства, доверен- ные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре империи, так и на местах. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его долж- ностных лиц, следили за их благонадежностью, расследо- вали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
    В империи существовало особое ведомство обрядов, воз- главляемое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспита- нию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 г. до н.э. император- ской академией, готовящей высокопоставленных чиновни- ков. Тем самым он выступал в своеобразной роли «мини- стра образования».
    Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в част- ности освободить государственный аппарат от ее влияния.
    Получила распространение практика, при которой назна- чение на государственную должность требовало опреде- ленных знаний. Кандидаты в чиновники во избежание про- текционизма были обязаны сдавать конкурсные экзамены.
    В специальном помещении, в одиночку и под бдительным контролем экзаменующийся в течение двух-трех суток должен был без книг и пособий написать поэму из 60 слов, сочинение на историческую тему и трактат на «свободную» тему. Из победителей формировался чиновничий корпус.
    Управленческая система основывалась на конфуци- анских и даосских нормах, согласно которым правитель ни во что не должен был вмешиваться, предоставляя возможность всему идти своим чередом («Лучший пра- витель тот, о котором народ знает лишь то, что он суще- ствует…», «Когда правительство деятельно, народ стано- вится не счастным»).
    Прочность и стабильность власти зависели главным образом от личности правителя, который располагал шта- том соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей.
    По своим функциональным обязанностям они делились

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   87


    написать администратору сайта