история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
деликтных обязательствах. В качестве основания для возникновения таких обязательств указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки. При этом виновный должен был возместить пострадавшему причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Законы содержали подробные нормы о семье и браке. Семья находилась под властью ее главы. Муж мог купить жену и продать ее, хотя подобные сделки и осуждались, мог взять другую жену, принудить ее к сожительству с другим мужчиной. Женщины рассматривались как наследуемое имущество. В детстве женщине полагалось быть под вла- стью отца, в молодости — мужа, а после смерти послед- него — под властью сыновей. 100 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè В сфере семейных отношений наиболее отчетливо про- явилось влияние социокультурных традиций, норм обыч- ного права. Об этом свидетельствует указание на восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Пер- вые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основ- ном к выдаче отцом замуж дочери, «наделенной драгоцен- ностями» (с определенным приданым). Такова, например, форма, носящая название «брахма», которая вместе с тремя последующими («дайва», «арша» и «праджапатья») проти- вопоставляется браку «асура» (покупке невесты), призна- ваемому, но порицаемому, так же, как браки без согласия отца и матери, с похищением невесты и с насилием над ней 1 Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кша- триям. Вайшиям и шудрам предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчи- вающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, был явным пережит- ком первобытного общества. Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка счи- тался муж матери. Женщина в данном случае приравнива- лась к рабыням, потомство которых принадлежало хозяину. Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей. Продажа сыновей не влекла, как правило, обраще- ния их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоя- тельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа, а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Тра- диционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа (сати). 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 156. 101 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека, хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощря- лась. Не поощрялось и многоженство мужчин, хотя муж мог привести в дом другую жену, если первая не отлича- лась добродетелью, была привержена к пьянству, злобна или расточительна. Обязанность жены — слушаться и уважать мужа. Законы Ману гласили: «Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мерт- выми — на десятом, если рожает только девочек — на один- надцатом, но если говорит грубо — немедленно». Вместе с тем отношение к женщине было двойственным. По ряду норм женщина отнюдь не являлась бесправной. Особо выделялось положение женщины-матери: в некото- рых случаях она превозносилась выше, чем учитель (гуру) и отец. Она считалась хранительницей очага, воплощением богини земли. Мораль призывала почитать мать: ей нельзя было причинить вред, с ней нельзя было ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя было покидать, оставлять в бес- помощном состоянии. Во многих источниках мужу рекомендовалось обра- щаться с женщиной нежно, заботиться о ней. Добропо- рядочный муж должен был ценить жену, доставлять ей радость, удовольствие. Такие советы отличались от других норм законов, в которых женщина была поставлена в явно приниженное положение. Брак рассматривался как религиозная и нравственная обязанность людей, целью его считалось выполнение рели- гиозного долга, продолжение рода и, наконец, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин наступал с 20 лет, для девушек — с 12 и даже с восьми. В идеальном браке воз- раст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родите- лей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение друг другом не всегда принималась во внимание. Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь мог оставаться в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на без- 102 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè брачие, что не раз приводило к трагедиям — самоубий- ствам 1 Законы Ману признавали единобрачие. Брак счи- тался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа, детей. Ей надлежало всегда быть веселой, искус- ной в домашних делах, экономной в расходах. Даже злой, распутный муж, лишенный добродетелей, должен был ею почитаться, как бог. Мужу, как мы указывали выше, в некоторых случаях разрешалось привести в дом вторую жену. Жене разрешено было изменить мужу только в одном случае: если он отлу- чился в дальние края и не оставил ей средств к существова- нию, «ибо даже добродетельная жена, мучимая недостатком средств существования, может согрешить». Вдова влачила жалкое существование. Ей предписыва- лось вести аскетическую жизнь: не есть мясо, питаться раз в день кореньями, плодами или цветами. Она до смерти должна была быть терпеливой, чистой, целомудренной, ей нельзя было произносить имени другого мужчины, кроме имени мужа. Вдове не разрешалось носить укра- шения, яркую одежду, пользоваться косметикой. Ее уде- лом оставались поминальные обряды и молитвы. Пыта- ясь избежать такой участи, вдовы часто совершали обряд сати. Все имущество семьи считалось общим достоянием, но управлял им глава семьи. После смерти родителей иму- щество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери устранялись от наслед- ства, но братья должны были выделить им долю для при- даного. Законы Ману содержат множество статей о преступле- ниях и наказаниях. Это свидетельствует о наличии острых социальных конфликтов в древнеиндийском обществе: люди страдали от грабежей, насилия, беззакония, воровства и т.д. Законы Ману заполнены статьями о хищении, краже имущества, скота, ограблении, краже людей, убийствах, нанесении тяжких телесных повреждений, клевете, доно- сах, прелюбодеянии, проституции, мужеложстве, пьянстве 1 Этот обычай древности сохранялся долгое время. В настоящее время он запрещен правительством Индии, но тем не менее случаи само- убийства девушек, не имеющих приданого, не прекращаются. 103 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà и др. Такой «ассортимент» предусмотренных законом пре- ступлений свидетельствует о наличии огромного числа обе- здоленных людей, изгоев, лишенных средств к существова- нию. В перечень преступлений входили государственные преступления, преступления против собственности и лич- ности. Законы Ману предусматривали различные формы вины, рецидив, соучастие. Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, про- явившуюся в отсутствии четкой дифференциации пре- ступлений и грехов. В основу их разграничения положен не характер самого правонарушения, а наказание за него. В одном случае им становились штраф, телесное наказание, в другом необходимо было искупление. Говорить о понятии преступления в древнеиндийском праве можно лишь условно, так как в тот период четких различий между частноправовым правонарушением и пре- ступлением еще не проводилось. При рассмотрении кон- кретных преступлений Законы Ману исходят из неких общих понятий, принципов: из признания форм вины (умысла или неосторожности), необходимой обороны, рецидива, соучастия, обстоятельств, смягчающих и отягча- ющих наказание. Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман. Подстрекатели к грабежу наказывались двойным штрафом. Как смягчающее обстоятельство учитывались отсутствие умысла, состояние преступника, находившегося в опьяне- нии, умопомрачении. Обстоятельствами, отягчающими ответственность, при- знавались групповой характер преступления, рецидив и пр. С особой строгостью наказывались преступления, затраги- вающие интересы царя и храма. Выделялись и преступления, носящие характер свято- татства, и должностные преступления: мздоимство служа- щих царя, их злоупотребления, поношение богов и святынь. Большая группа норм посвящена насильственным пре- ступлениям против личности. Среди них первое место занимает убийство, влекущее за собой казнь преступника. Самым тяжким преступлением считалось убийство брах- мана. 104 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Телесные повреждения рассматривались как оскорбле- ние действием. Наказание штрафом в случае их нанесения варьировалось в зависимости от последствий: было ли изби- ение с кровью, без крови или «почти до смерти», была ли сломана рука или нога, выбиты зубы, отрезаны уши, нос, потерял ли потерпевший способность говорить, двигаться, принимать пищу. В последних случаях наряду со штрафом виновный должен был возместить расходы на лечение. К оскорблению словом относились «поношение, посрам- ление и угроза», при этом учитывался прямой и тайный смысл оскорбительного слова. Наказание зависело от тяжести преступления и соци- ального положения преступника. При вынесении наказа- ния учитывались личный статус преступника и потерпев- шего, пол, возраст, варновая принадлежность, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность: лица, принад- лежавшие к высшим варнам, несли меньшую ответствен- ность за правонарушения. Чаще всего она ограничивалась покаянием, штрафом. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес лишь покаяние, в худшем случае в каче- стве наказания ему брили голову. За убийство шудры брах- ман платил штраф, равный стоимости лягушки, вороны, собаки. За правонарушение человек нес наказание в этом мире и в других мирах. Он рисковал судьбой своих близ- ких и последующих поколений. Одна из статей гласила: «Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презре- ние, а после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями». Прелюбодеяние было одним из первых известных вели- ких грехов и тяжких преступлений. В Законах Ману нормы о прелюбодеянии располагались вслед за нормами, предус- матривающими ответственность за убийство. «Людей, домо- гающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергать наказанию, внушающему трепет» — гласило правило. Все виновные в прелюбодеянии, в качестве которого рассматри- вались и тайные беседы с чужой женой, услужливость, заи- грывания с ней, прикосновения к ее одежде и украшениям, подлежали смертной казни. Характерно, что занятия женой проституцией с согласия мужа не наказывались. Неверную 105 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà жену, «обнаглевшую вследствие знатности родственников», Законы Ману рекомендовали затравливать собаками, а ее сожителя сжигать на раскаленном железном ложе. Наказы- вался мужчина и за преступное сожительство со свободной женщиной, при этом учитывалось ее социальное положе- ние. Если шудра сожительствовал с женщиной из высшей варны, он подлежал кастрации. Значительное внимание уделено в Законах Ману иму- щественным преступлениям, таким, как кража и грабеж. Они рассматривались как явления одного порядка с пре- ступлениями против личности, клеветой, прелюбодеянием, поскольку имущество в правосознании древнего индуса являлось как бы продолжением личности, было неразрывно связано с нею. В Законах Ману проводятся четкие различия между грабежом, сопряженным с насильственными действиями, направленными на присвоение вещи, и кражей — тайным хищением, к которой приравнивалось отрицание получения чужой вещи на хранение. Наказание за эти преступления варьировалось в зависимости от стоимости похищенного и варновой принадлежности преступника. Захват (грабеж) наиболее ценного имущества (круп- ного рогатого скота, людей, домов, золота) влек за собой крупный штраф. По Законам Ману похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней», наказывалось смертной казнью, захват же коров — отсечением половины ноги преступника. Царю предписывалось обуздывать беззаконие тремя мерами: заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний. В другом месте в перечень наказаний вошли замечание, выговор, штраф, телесное наказание, смертная казнь. Были предусмотрены и позо- рящие наказания: клеймение, обритие головы, изгнание из страны, касты 1 В Законах Ману можно найти нормы, предписыва- ющие применение простой (отрубание головы) и квали- фицированной (сажание на кол, утопление и пр.) смертной казни. В ряде случаев квалифицированная смертная казнь могла быть заменена уплатой высшего штрафа, что ставило 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 154—155. 106 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè в неравное положение бедных и богатых преступников. К брахманам смертная казнь не применялась, к ней при- равнивалась своеобразная гражданская смерть, связанная с публичным оглашением, клеймением, изгнанием из касты и страны. Клеймение применялось и к представителям дру- гих варн, сопровождаясь телесными наказаниями и денеж- ными штрафами. Осужденным на смертную казнь дава- лась трехдневная отсрочка, чтобы их родственники могли просить местные власти о помиловании и чтобы в случае отказа осужденный мог приготовиться к смерти, раздавая милостыню и соблюдая пост. Функции палачей выполняли чандалы. Древнеиндийскому праву была известна и амнистия. В дни рождения раджи, во время полнолуния из тюрем выпускали детей, стариков, больных. По многим составам преступлений предусматривались наказания, превращавшие осужденного в калеку. Объектом наказания считались язык, глаза, уши, нос, руки и ноги, чрево, туловище и даже органы деторождения. Законы Ману отразили оставшиеся пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалий. К легким, щадящим наказаниям можно отнести замечание, покаяние, выговор. Взгляд законодателя на наказуемые проступки и престу- пления соответствовал уровню состояния современной ему правовой мысли. Тюрьмы считалось целесообразным рас- полагать «близ главной улицы, где все могут видеть стра- дающих и обезображенных преступников». Осужденные носили оковы. Тем самым достигалась цель общей про- филактики преступности, основанной на принципе устра- шения. В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые). Суд не был отде- лен от администрации. Высшей судебной инстанцией был царский суд. Судебное разбирательство производилось от имени царя. Ему как верховному судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Судьей в государстве был и раджа, рассматривавший дела вместе с брахманами и опытными советниками. Вместо себя царь мог поставить в качестве судьи своего главного сановника. Законы Ману советовали царю назначать на это место ученого брахмана, который должен был рассматривать дела вместе с тремя судьями. 107 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà Начиная с 10 деревень, во всех административных еди- ницах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Уголовные дела разбирали специальные судьи. Большинство дел рассматривали общинные касто- вые суды. В пограничных пунктах, небольших поселениях рассмо- трением дел занимались три судебных чиновника. Мелкие дела в деревне рассматривали деревенские старшины. Изве- стен и третейский суд. Правосудие основывалось на четырех столпах: дхарма; судебное разбирательство; обычай; царский указ. Из них последнему отдавалось преимущество перед другими. Царь мог участвовать в суде только со своими советниками — брахманами. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и дачи показаний в суде сначала истцом, затем ответчиком. В зависимости от характера дела каждая из сторон выстав- ляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда (в основном по долговым обязательствам). Ответчик при этом не имел права выдвигать встречный иск (обвине- ние), за исключением случаев рассмотрения дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев. Рассмотрение прекраща- лось, если ответчик признавал свою вину, в противном слу- чае ему предоставлялась отсрочка для ответа. Публичная состязательность как необходимое условие ведения дел усиливалась правом истца и ответчика биться об заклад, который в размере определенной суммы выпла- чивался проигравшей стороной царю. Сохранился ряд источников древнеиндийского права, содержащих некоторые характерные правила судопроиз- водства и одновременно религиозно-этической деятель- ности с элементами наставлений, касающихся тактики и техники судебного следствия. Указывалось на необходи- мость иметь в виду предмет иска, свидетелей, место, время и обстоятельства. Значительное внимание уделялось тре- бованиям, предъявляемым к свидетельским показаниям. Действовал общий принцип: свидетель должен быть рав- ным по социальному статусу той стороне в процессе, отно- сительно которой он дает показания. Только при отсутствии надлежащих свидетелей разре- шалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины. В этот перечень включали больных, лиц, исключенных |