история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
![]()
|
Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Какие цивилизации существовали в Древней Месопотамии? 2. Охарактеризуйте общественный и политический строй Шумерского государства. 3. Дайте характеристику государственному аппарату Шумерского государства. 4. Что изменилось в государственном строительстве Шумера после его объединения с Аккадом? 5. Каковы причины возвышения и упадка Шумеро-аккадского государства? 82 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè 6. Как управлялись города-государства? 7. Какие характерные черты были присущи общественному строю Древнего Вавилона? Почему древневавилонское общество называют иерархическим? 8. Какая форма правления и территориального устройства уста- новились в период правления царя Хаммурапи? 9. Каков был государственный механизм Древневавилонского царства? 10. Каковы основания считать Хаммурапи выдающимся адми- нистратором и законодателем? 11. Каковы источники древнешумерского и древневавилонского права? 12. Какова структура Законов Хаммурапи? 13. Какие формы земельной собственности существовали в Древнем Вавилоне? 14. Какие виды договоров имели место в Древнем Вавилоне? 15. Дайте характеристику семейно-брачным и наследственным отношениям. 16. Что относилось к преступлениям против государства, лич- ности и собственности по древневавилонскому праву? 17. Каково было судоустройство и судопроизводство? 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà Индия — «земля на Инде» — такое название стране, раскинувшейся на берегах Инда, дали греки. В сравнении с соседними государствами цивилизация Древней Индии представляласобой самобытный социокультурный мир. Процесс формирования единого государства в Индии занял не одно столетие. Сложность создания в этом реги- оне крупных государственных образований отчасти объяс- нялась его обширностью: значительную часть Индии зани- мали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы. Индийская цивилизация сложилась более четырех тысяч лет назад. Археологические раскопки показывают, что уже в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развивались земледелие и торговля. К сожалению, наука располагает весьма скудными сведениями об этом периоде истории Древней Индии. Большее число сохранившихся исторических свиде- тельств относится к так называемому ведическому периоду, 83 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà длившемуся с середины II до середины I тысячелетия до н.э. и связанному с проникновением в Индию арийских пле- мен. Именно тогда было создано несколько новых царств, на территории которых вошли в употребление священные гимны и песнопения ариев — Веды (от слова с тем же кор- нем, что и русское «ведать», т.е. знать). Последующий период древнеиндийской истории полу- чил наименование магадхско-маурийского (от названия государства Магадха и империи Маурьев, основанной в 321 г. до н.э.). Эта эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности, время выдающихся политических событий. Создание объединен- ного индийского государства способствовало взаимодей- ствию различных народов и их культур. 1.4.1. Варно-кастовый строй Каста законом крепка, а род обычаем. Индийская поговорка Общественный и государственный строй Древней Индии существенно отличался от строя рабовладельческих стран Древнего Востока. Во-первых, следует выделить особенности экономиче- ской жизни этого государства (неразвитость государствен- ной собственности на землю, рабовладения и др.). Во-вторых, с глубокой древности Индия была страной многоязычной и многонациональной. На территории госу- дарства проживали народы, стоящие на разных ступенях общественного развития. В-третьих, огромное влияние на общественное и право- вое сознание оказывали индуистская и буддийская религии. Они призывали следовать примеру героев, мучеников, пред- лагали следовать высоким нравственным идеалам. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара). Новое пере- рождение определялось накопленной в жизни кармой — суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансары на века обезопасила Индию от любых социальных потрясе- ний: жизнь среди обездоленных, нужда, нищета и тяжкий труд осознавались людьми как следствие предыдущей гре- ховной жизни и дурной кармы, как вина самого человека, а не государственных устоев. 84 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè В-четвертых, характерной чертой древнеиндийской цивилизации была гуманность. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населе- ния. Здесь не было геноцида. В-пятых, следует отметить своеобразие общественного строя (кроме кланов и сословий существовали варны.) Социальное расслоение в Древней Индии привело не к фор- мированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникно- вению особых сословных групп — варн: брахманов (священ- нослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении веди- ческой литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер перехода права осуществлять религиозную и военно-управленческую дея- тельность брахманов и кшатриев. Кастовая система сложилась как способ адаптации к резко выраженному социальному неравенству, обеспе- чивая групповую взаимопомощь на четко отделенных друг от друга ступенях иерархической лестницы. Хотя она и закрепляла господство одних слоев общества над другими, бедняки могли рассчитывать на покровительство богатых членов своей касты. Португальцы, впервые познакомивши- еся со столь сложной системой социального неравенства, назвали такие слои (группы) кастами (на португальском языке слово casta означает «род», «порода»). Кастовая система исходит из принципа неравных иерар- хий: члены одной касты обладают общим генетическим признаком, делающим их «выше» или «ниже» предста- вителей других каст. Как правило, этот признак был свя- зан с особым кругом их профессиональных занятий. Так, люди считались «нечистыми», если, например, занимались «грязной» работой (уборкой мусора, мытьем отхожих мест и т.д.). Как следствие, они относились к категории непри- касаемых, и их общение с членами других каст запрещалось законом. Формированию варны брахманов способствовали моно- полизация ими на определенном этапе исторического раз- вития права отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая варна военной аристократии — кшатриев — начала складываться в процессе завоевания 85 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà арийцами 1 речных долин Северной Индии. В эту варну первоначально входили только арии, но в ходе ассимиля- ции завоеванных племен она пополнялась и местными вож- дями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой кате- гории кшатриев — по обету, а не по рождению. Обособле- нию кшатриев среди своих соплеменников способствовали представления о том, что кшатрии — полновластные рас- порядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. Название третьей варны «вайши» произошло от слова «виш» — народ, племя, поселение. В нее входила основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материаль- ный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы соци- ально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа. С формированием самой многочисленной и эксплуати- руемой варны шудр связано развитие социального нера- венства внутри самого арийского общества. Разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населе- ния, но и беднейшей части арийской общины, тех ее чле- нов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую. Отдельно выделялась социальная группа отверженных — чандалов. За каждой варной строго закреплялась сфера деятельно- сти ее представителей, передаваемая по наследству. Так, изу- чение священных книг (дхармашастр 2 ) было привилегией брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получали назва- ние дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священ- ных книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой 1 Арийцы — народ, обосновавшийся в северной части Индии и в Иране. Они пришли в Индию из Персии между 2000 и 1200 гг. до н.э. В течение последующей тысячи лет они смешивались с местным населением. 2 Дхармашастра — в Древней Индии жанр произведений, коммен- тирующих священные книги идусов — Веды со ссылками на древних мудрецов. 86 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè регламентации поведения людей, правил их общения друг с другом и с представителями так называемых неприкаса- емых каст, стоящих вне варн индийского общества. Впоследствии древняя система варн видоизменилась, дробясь на узкие профессиональные и имущественные группы со своими интересами и правилами поведения. Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимае- мого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах- ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам». Таким образом, в рамках каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемей- ные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной струк- туры Древней Индии. Жесткая варно-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием религиозно-нравственным установкам поведения человека была цементирующей основой древнеиндийского обще- ства. Самобытные нормы социальной жизни, религиозные устои индусской общины, кастовая система обладали поис- тине несокрушимой силой, которую не могли одолеть мно- гочисленные захватчики. Потомки завоевателей по общему правилу ассимилировались с местным населением. 1.4.2. Государственный строй. Династия Маурьев Хочу, чтобы подданные не испы- тывали страха передо мной, чтобы дышали спокойно, чтобы исходило им от меня счастье… Ашока, маурийский царь В ведический период централизованного государства не существовало. Процесс его формирования занял несколько столетий. Реконструировать государственный строй непро- сто из-за фрагментарности источников. Можно вполне 87 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà определенно утверждать, что существовали города-госу- дарства, объединявшие племенные союзы, и что основной управленческой единицей была община. Источники свидетельствуют о существовании в Северной Индии около 20 крупных государств, некоторые из них были монархиями, а другие — раннеклассовыми республиками (так называемыми ганами). Последние обычно утверждались там, где прочно сохранились родовые традиции. Чаще всего они находились в лесной, труднодоступной местности. В республикахправитель обычно избирался из высшей военной знати, носил титул «раджа» и выполнял простей- шие функции управления, обеспечивал внешнюю безопас- ность, вершил суд, наделял землей знать, собирал налоги. Аппарат управления не был специализирован по функ- циям, представляя собой дворцовую систему управления. В силу прочности родовых общин сохраняли свое значение совет старейшин и народное собрание. Главенствующую роль играли брахманы и кшатрии. В монархияхправитель первоначально рассматри- вался как «лучший среди равных», которому подчиня- лись нескольких племен. Его также называли раджой. Главной его функцией была защита подданных. Со време- нем, как гласят ведийские легенды, царей стали избирать. Царь считался основой государственной власти. К расцвету ведийской культуры царская власть стала передаваться по наследству. Принцип наследования соблюдался очень строго: еще при жизни царь назначал одного из своих сыно- вей наследником престола. По мере того как положение царей усиливалось, они начали приобретать неограниченную власть, становясь военными начальниками, верховными судьями. Экономиче- ской основой царской власти являлись захваченные, присо- единенные земли. С усилением царской власти теряли свое былое могущество советы старейшин и народные собрания. Вместе с тем власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдержи- валась не только самоизоляцией общин, наиболее крупные из которых небезуспешно противостояли центру, но и уста- новившимися традиционными религиозно-этическими нор- мами. Постепенно советы старейшин превратились в сове- щательные органы при правителях и получили название «паришады». Были созданы руководящие органы: финан- 88 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè совое, военное ведомства и ведомство общественных работ. Нижний уровень управления осуществляли городская и общинная администрации. Центральный государствен- ный аппарат был относительно слаб по сравнению с дру- гими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением в государстве важной роли органов общинного самоуправления. Власти легитимизировались господствующей религией — индуизмом — и строились в соответствии с ней. Индуист- ская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанно- сти). Вступая на трон, царь давал клятву служить народу: «Пусть я буду лишен неба, жизни и потомков, если буду вас притеснять». Он считался опекуном всех малолетних, боль- ных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. При этом древнеиндийские монар- хии нельзя рассматривать как теократические. Некоторые из монархов называли себя не богами, а «милыми богам». Примерно в IX—VIII вв. до н.э. начали складываться первые более или менее крупные государства, которые вели между собой непрекращающиеся войны, истощая силы друг друга. С этого времени берут свое начало традиции созда- ния слабых и кратковременных государственных образова- ний, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, и невостребованности централизации, сильной государственной власти, ставшие характерной чертой древ- неиндийской цивилизации. Дальнейшие процессы политической консолидации, усилившиеся под воздействием внешней угрозы, привели в V в. до н.э. к возникновению относительно сильных древ- неиндийских государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до н.э. к победе Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой правящей династии в Магадхе привело к созданию обширной империи Маурьев 1 Династия Маурьев достигла своего расцвета в III в. до н.э., в период правления Ашоки (268—232 гг. до н.э.), когда в Индии сложилась относительно централизованная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гима- 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 89. 89 1.4. Äðåâíÿÿ Èíäèÿ — ñîñëîâíàÿ îðãàíèçàöèÿ îáùåñòâà лаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке. Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, но и в результате рас- пространения религиозно-культурного влияния развитых областей Северо-Восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны. Не прекраща- лась борьба двух тенденций: к установлению единодержав- ного правления и к сепаратизму, раздробленности. Во главе государства стоял царь, власть которого обо- жествлялась, но все же не была абсолютной. Государство Маурьев, как и другие древнеиндийские государства, не было теократической монархией. Обожествлялась скорее царская власть, а не царь-человек. Она ограничивалась доминирующим положением в государстве наследственной знати и установившимися традициями. В период империи оформилась концепция единого пра- вителя. Маурийский царь обладал законодательной властью, сам назначал крупных государственных чиновников, верхов- ных судей. Онбыл главнокомандующим армии, контролиро- вал местное управление, возглавлял строительство ирригаци- онных сооружений и общественные работы и др. (см. рис. 4). Одной из его главных обязанностей была охрана под- данных. «Защищая» народ, царь мог заставить его платить налог. Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: тор- говые пошлины, «приношения плодов» и пр. Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Управлять империей, объединяющей разнородные в эко- номическом и культурном отношении области государства, царь мог лишь опираясь на разветвленный управленческий аппарат. При царе действовали два совещательных органа: пари- шадираджасабха. В первый входили царские сановники, вельможи, чиновники высших рангов. В состав раджа- сабхи входили не только государственные чиновники, но и представители провинций, городов, старосты селений. Кроме этих органов существовал тайный совет, состоящий из нескольких доверенных лиц. 90 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Управление осуществлялось на двух уровнях: централь- ном и местном. Чиновники местного управления также назначались царем, обычно из числа его родственников. Надзор за огромным бюрократическим аппаратом осущест- вляло специальное контрольное ведомство. Имелась и шпи- онская служба: царские тайные агенты, шпионы доносили правителю о положении дел в государстве. Важную роль в управлении играли помощники царя: придворный жрец, главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей. Центральный управленческий аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Автономные княжества Армия Автономные общины, ганы, санги Судебные органы Местное управление провинции: царь, царевичи округа: окружные начальники районы: местные управители (вождь, раджа) села, города: общинный сход, совет старейшин, панчаят Царь Совещательные органы: паришад, раджасабха Чиновники центрального управления Народное ополчение, постоянное войско Рис. 4. |