Главная страница
Навигация по странице:

  • Судебное разбирательство

  • 2.2.3. Государственный строй Спарты

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница18 из 87
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   87
    Право Древних Афин
    Право древних Афин отличалось особой жестоко- стью. Впервые оно было кодифицировано при правлении архонта Драконта в 621 г. до н.э. Эти первые писаные нормы, к сожалению, до нас не дошли. Драконт включил в законодательство ряд существенных положений, кото-

    154
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    рые отражали новую социально-экономическую ситуацию.
    Отменялась кровная месть, вводились новые правила судо- производства. Законы оформляли права частной собствен- ности, устанавливая при этом суровое наказание за посяга- тельство на нее. Из сообщений древних авторов известно, что законы санкционировали ряд правовых обычаев, уста- навливали жесткие наказания. Смертной казнью карались святотатство, умышленное убийство, кража овощей, празд- ность. Плутарх отмечал, что по Законам Драконта почти за все преступления предусматривалась смертная казнь.
    Нарушителей божественного (справедливого) порядка после казни запрещалось хоронить.
    Однако по мере демократизации Афинского государ- ства смягчались и его законы. Народ взял на себя функцию законотворчества.
    В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Законы Солона не огра- ничивались нормами, посвященными государственному устройству. Они также содержали в себе нормы граждан- ского и уголовного права.
    В V—IV вв. до н.э. законы становятся главным источни- ком права. Если раньше законы считались данными от бога, то теперь они стали твориться людьми и были направлены на то, «чтобы жить счастливо». Осознание всеобщего блага как цели государственной правовой жизни означало отход от божественной предначертанности права, переход к идее его целесообразности.
    Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и отец, и мать были гражданами Афин.
    Полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: право на свободу и лич- ную независимость от другого человека, на земельный участок, помощь от государства в случае материальных затруднений, на участие в делах государства, на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности, кото- рые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем: беречь свое имущество, трудиться на земельном участке, защищать полис от врагов с ору- жием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественно-политической жизни государства. Богатые граждане несли также особые повинности в пользу государства (литургию).

    155
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    Между полноправными гражданами и рабами, как уже говорилось, существовал промежуточный слой — метеки.
    С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.
    Жители других полисов и иноземцы права гражданства не имели, они находились под охраной афинских законов, но платили налог на землю и недвижимость.
    Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежащих частным лицам, и рабов, принадлежащих государству. Рабы частных лиц не могли иметь собственность. За государ- ственными рабами признавалось право приобретать соб- ственность и распоряжаться ею. Отношение господ к рабам было, как правило, гуманным. Хозяин мог наказывать сво- его раба, но не имел права его убивать. Жестокость и садизм в отношении рабов были грекам органически чужды. Вар- варские обычаи калечить рабов и пленных, обрезая им носы и уши, распространенные в то время на Востоке (например, в Персии), в Греции отсутствовали.
    В Афинах существовала частная и государственная соб- ственность. Государству принадлежали рудники, шахты, военный флот и т.д. Имущество, находившееся в част- ной собственности, делилось на «видимое» (земля, строе- ния, рабы, скот) и «невидимое» (деньги, драгоценности).
    В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимо- сти (ипотека), т.е. залог земли с оставлением ее в собствен- ности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, в дальнейшем оказал заметное влияние на рим- ское право.
    Среди вещных прав были известны владение и собствен-
    ность. В афинском праве владение понималось как факти- ческое обладание имуществом. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было.
    Частная собственность не достигла высокого уровня раз- вития, она считалась производной от государственной.
    Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжаться землей, скотом, рабами и пр. Частная соб- ственность охранялась суровыми законами.
    В отличие от стран Древнего Востока в Афинах иму- щественные отношения и гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах не содержа- лось детально разработанных положений о правах соб- ственника.

    156
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    Обязательственные отношения возникали либо из дого- вора, либо из деликта (правонарушения). Неисполнение договорных обязательств до реформ Солона влекло личную ответственность должника (кабалу). В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялись задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажа, найма, ссуды, подряда, займа, хранения, поручения. Обязательства, вытекающие из деликтов, возникали в случае причинения любого вреда имуществу.
    Обычаи и законы исходили из понятия широкой право- и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».
    В афинском праве получили развитие брачно-семейные
    отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обя- зательным, безбрачие считалось аморальным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков.
    К холостякам относились как к больным. Официально при- знавалась моногамная семья, многоженство запрещалось.
    Брак сопровождался договором жениха с главой семьи неве- сты и платой за невесту. При этом невеста не всегда наде- лялась приданым. Развод для мужчины не составлял слож- ности, для женщины же был весьма затруднен.
    Цель брака диктовалась общегосударственными и част- ными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку — шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в семь лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дома.
    К слабому полу относились высокомерно и даже презри- тельно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, мужа, братьев. Уделом женщин было домашнее хозяйство, затворничество: даже покупки на рынке совер- шали мужчины. Однако афинская замужняя женщина была не совсем бесправна перед мужем. В вопросах, касающихся ее домашних обязанностей, жены имели решающий голос.
    Так, Ксантиппа, жена Сократа, ругала и даже била своего

    157
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    мужа за то, что он не приносил домой денег, а проводил время в разговорах. Зарабатывать на жизнь было обязанно- стью мужчины как главы семьи.
    Власть домовладыки была весьма значительной. Нару- шение супружеской верности не имело для мужа негатив- ных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти — совершеннолетний сын. Жен- щина не могла от своего имени заключать сделки. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.
    Согласно обычаю обедневшие родители могли рассчи- тывать на помощь своего сына. По законам Солона сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.
    С другой стороны, отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать его из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в раб- ство, мог искалечить их и даже убить.
    Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали вне семьи, в кругу себе равных или в обществе гетер. Последние занимали особое место в афин- ской жизни. Они обладали значительной свободой и неза- висимостью, достигали такого уровня культуры и образо- ванности, который был абсолютно недоступен замужним женщинам, и зачастую завоевывали уважение умнейших людей того времени.
    Древнеафинское право знало наследование имущества по закону и завещанию. Преимущество в получении наслед- ства имели сыновья.
    Преступления были классифицированы. Афинскому праву известны были государственные преступления, пре- ступления против семьи, личности, собственности. К особо опасным преступлениям против государства было отнесено внесение противозаконных предложений в народное соб- рание.
    С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества, умышленное убийство. Серьезными прегрешениями счи- тались также клевета, плохое обращение детей с преста- релыми родителями, похищение девушки. Особую группу

    158
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    составляли преступления против военной службы (дезер- тирство, трусость, уклонение от воинской повинности).
    Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, зани- мался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в 10-кратном размере. Тягчайшим наказанием для афин- ских граждан было лишение политических и гражданских прав (атемия).
    Осужденный к смертной казни мог сам исполнить при- говор, избрав яд, меч или веревку. Афинских граждан, за редким исключением, телесным наказаниям не подвер- гали. Не было у них и таких жестоких форм казни, как распятие, сажание на кол, сдирание кожи. В этих вопросах греки, а в особенности афиняне, предвосхитили гуманисти- ческие традиции Нового времени.
    Грабители, разбойники могли быть проданы в раб- ство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.
    Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось выше, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рас- сматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумыш- ленных убийствах рассматривались судом эфетов, дела о разбое, краже и других имущественных преступлениях — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе входили в ведение третейского суда. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.
    Судебное разбирательство могло начаться при посту- плении заявления от полноправного афинского гражда- нина. Интересы несовершеннолетних и женщин представ- лял домовладыка, раба — его хозяин. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей.
    Судопроизводство знало следующие стадии процесса: предварительное расследование, судебное разбиратель- ство, вынесение приговора и последнее слово осужденного.
    Вначале брались объяснения от обвиняемого (ответчика), опрашивались свидетели, исследовались доказательства.

    159
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    Затем оглашались жалоба истца и возражения ответчика, стороны произносили речи, в ходе которых оглашались документы и свидетельские показания. По окончании судебного следствия присяжные решали вопрос о виновно- сти. На приговоры и судебные решения могла быть подана апелляция. Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали.
    Для разбирательства дела в суде выделялось определен- ное время, равное 9,5 часам, в пересчете на воду для клепси- дры (водяных часов). Клепсидра запускалась, когда участ- нику процесса предоставлялось слово.
    Обычно подсудимые добивались снисхождения, слезно упрашивая судей внять их просьбе и мольбе, взывая к жало- сти, приводя в суд своих плачущих детей, скорбящих род- ных, друзей, знакомых.
    Процессуальная форма особенно тщательно соблюда- лась, если подсудимому грозили смертная казнь, заключе- ние в тюрьму, изгнание из Афин, конфискация имущества.
    Мера наказания предлагалась участниками процесса.
    Все заботы по ведению процесса ложились на самого гражданина. Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников — помощ- ников не существовало. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц при подготовке к судебному разби- рательству и вынуждены были заучивать написанные им речи наизусть. Если государственный процесс истец про- игрывал трижды, то он считался лишенным обществен- ного доверия.
    Форма разбирательства была обвинительной. Помимо клятвы, показаний под пыткой самым важным доказатель- ством считалось письменное, поскольку его трудно подверг- нуть изменению.
    Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Они давали обещание судить по законам, не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.
    Голосование было тайным и осуществлялось при помощи белых и черных камешков. Если случалось, что за и против обвинения подавалось равное число голосов
    (при одном судье, уклонившемся от голосования), то обви- няемого отпускали.
    Если вердикт присяжных был обвинительным, присту- пали к определению меры наказания. Приговор оглашался

    160
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания.
    Недостатком обвинительного процесса было поощрение кляузников и доносчиков. В случае осуждения они полу- чали часть имущества осужденного, в связи с чем у людей возникало сильное искушение начинать подобные про- цессы. Со временем доносчики стали настоящим бедствием для судопроизводства. Не избежали подкупа и многие судьи.
    Вместе с тем роль суда была весьма существенной для результативности функционирования демократических порядков и традиций.
    Правовые воззрения древних греков оказали большое влияние на процесс становления римского права. Поведе- ние и образ античного афинянина в некоторых отношениях вполне современны, а во многом афиняне, особенно в клас- сический период развития Греции, опередили нас — людей
    ХХ—ХХI вв.
    2.2.3. Государственный строй Спарты
    Спартанское общество было патри- архальным, его развитие во многом было предопределено аграрным харак- тером экономики полиса.
    Н. В. Михайлова, российский историк
    государства и права
    Полис Спарта располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот.Спартан- ское государствовозникло примерно в IX в. до н.э. Оно продемонстрировало иной путь развития, чем Афины. Если в Афинах в связи с возникновением государства родопле- менные отношения практически исчезли, то в Спарте про- цесс возникновения государства сопровождался сохране- нием остатков родовой организации.
    Установление общественного и государственного строя
    Спарты связывают с именем легендарного Ликурга. О нем в исторических источниках говорится по-разному. В одних источниках сообщается, что он был законодателем Спарты в IХ—VIII вв. до н.э. Его законодательство появилось в обстановке острой борьбы в спартанском обществе и было направлено на смягчение назревших в нем противоречий,

    161
    2.2. Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ãîñóäàðñòâåííîñòü: Àôèíû, Ñïàðòà
    что способствовало консолидации общества. В соответ- ствии с другими источниками он был сыном спартанского царя. Вернувшись домой из путешествия по миру, он при- вез в Спарту три бесценные вещи: «разумное государствен- ное устройство, мудрые и твердые законы и поэмы Гомера».
    Существует и точка зрения, согласно которой Ликург как историческая личность не существовал. Время его реформ точно не установлено.
    Организация политической власти выражалась в суще- ствовании двух родоплеменных вождей (как результат объ- единения дорийских и ахейских племен после завоевания дорийцами ахейских земель). Такая организация власти не давала гарантий установления господства над покорен- ным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно воз- никла потребность в организации политической власти, обеспечивающей интересы завоевателей.
    Происходила трансформация военной демократии спар- тиатов в аристократическую рабовладельческую респуб- лику. В Спарте сложилось своеобразное рабовладель- ческое общество, сохранившее существенные элементы жизни архаической родовой общины.
    Полноправными гражданами являлись лишь жители
    Спарты — спартиаты. Они были обеспечены земельными наделами. Здесь не допускалась частная собственность на землю. Кроме того, господствовал принцип уравни- тельности, что было предметом гордости спартиатов, называвших себя «общиной равных». Земля была разде- лена на 9000 примерно равных неделимых участков, кото- рые нельзя было продать, подарить или завещать.
    Спартиаты обитали в одинаково скромных жилищах.
    Свой дом спартиат мог строить только при помощи топора, пилы и молотка. Всякая роскошь осуждалась. Спартиаты носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения — вместо них имели хождение тяжелые железные деньги.
    Единство спартиатов обеспечивалось совместными обе- дами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражне- ниями. Граждане вносили ежемесячный натуральный взнос в единую казну. Тот, кто не мог его внести, считался «опу- стившимся» и лишался политических прав.
    Существовал довольно жесткий кодекс поведения спар- тиатов от рождения до смерти. Младенца после рождения

    162
    Ãëàâà 2. Àíòè÷íûé ìèð
    осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предпи- сывалось осуществлять его отцу.
    Жили спартиаты в поселениях, напоминавших свое- образные военные лагеря, их быт был строго регламенти- рован. Спартиаты должны были заниматься только воен- ным искусством и спортом. Детей с семи лет отдавали на воспитание в специальные школы. Мальчики содержа- лись в суровых условиях, их подвергали жесткой муштре.
    По ночам юноши делали засады на дорогах и нападали на запоздавших. Их приучали к жестокости. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали, быстро бегали, учились метать копье.
    Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого — усовершенствовать «породу» людей. Такой подход пресле- довал одну цель — получить хороших воинов.
    С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрос- лые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Женщины, почти полностью освобожденные от ведения домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.
    Другой социальной группой были периэкилично свободные граждане, которые не обладали политиче- скими правами, хотя в других отношениях были правоспо- собны. Они могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.
    Значительный социальный слой составляли илоты — представители побежденных народов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спар- тиату, несли также военную службу. Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартиаты бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в заро- дыше любые попытки к освобождению. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого тер- рора. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопро- вождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
    Закабаление илотов было специфической формой раб- ства. Илоты не были товаром, подобно рабам, и свободно

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   87


    написать администратору сайта